Какие картины встают в воображении при чтении рассказа антоновские яблоки

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за
сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно Слежу за
ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления
художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд
кажется ему  «неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический
элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в
стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться
тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в
них не соблюдаются ни размер, ни рифма… К прозе не менее, чем к стихам,
должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Беллетристика-лёгкая и занимательная массовая художественная
проза

Рассказ
«Антоновские яблоки» был написан в 1901 году. Очарованный осенью и поэзией
старины,  Бунин с огромной художественной силой в рассказе запечатлел образ
родной земли , её богатства и непритязательная красота. Писатель зовет не
потерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

дедовской усадьбе… Право, я желал бы пожить
прежним помещиком».

«Антоновские
яблоки» — восторженная и грустная эпитафия русской усадьбе. Увядание дворянских
гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем.

И. А. Бунин — наследник дворянской литературы,
гордящийся своей  родословной  («столетний  отбор  крови и культуры!», по
выражению И. Ильина). Такой была усадебная Россия, весь уклад

помещичьей
жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью
крестьян.     

В рассказе звучат мотивы увядания и
запустения дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально 
наблюдать,  как  все  дорогое  тебе  с детства безвозвратно уходит в прошлое?

Жизнь неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в
новый век, и писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что
прекрасно и вечно.

Можно  ли  четко 
определить  сюжет рассказа?

Череда воспоминаний
автора; 

лирические

откровения, 

философские раздумья. «…Помню раннее, свежее,
тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню
кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах
меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет… И прохладную
тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в
чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем
саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.»

Как описывает автор участников  охоты?

В чем особенности
композиции? Составьте план рассказа.

Рассказ построен как мозаика 
впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий.

1.   
Воспоминание о
ранней погожей осени. Суета в саду.

2.   
Воспоминание об
«урожайном годе». Тишина в саду.

3.   
Воспоминание об
охоте

(мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

4.   
Воспоминание о
глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.

Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?

Основные понятия:

ностальгия по угасающим дворянским
гнездам; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; поэтизация
старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; грустный
лиризм рассказа.

Какой представляется
личность лирического героя?

Лирический герой  близок самому
автору. Следует  отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое
видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго
глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет
земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь
по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

В центре изображения не только
последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, 
ребенка, подростка, юноши и зрелого человека.

«Раннюю погожую осень», с описания
которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука».

Во второй главе лирический герой 
утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию.

В третьей и четвертой главках убывают
светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые: «Вот я вижу
себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные…

В лакейской работник топит печку, и
я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже
зимней свежестью, и гляжу то в       

пылающую печку, то на окна, за
которыми, синея, грустно умирают сумерки».

Бунин повествует не только о том, как
приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но
и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.

В «Антоновских яблоках» лексическим
центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но
и во всей русской культуре в целом.

Сад ассоциируется с дружной семьей,
домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может
лишиться в будущем.

В рассказе «Антоновские яблоки» он
предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий
раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он –
символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь
золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат
опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».

Ранним утром
сад, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны
природы.

В
последней главе сад – опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни
воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы
созвучны знаменитому стихотворению Бунина «Запустение» (1903):

Томит меня немая
тишина.

Томит гнезда
родного запустенье.

Я вырос здесь. Но
смотрит из окна

Заглохший сад. Над
домом реет тленье…

Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Рассказ «Антоновские яблоки»

Материал для урока: Лирика И.А. Бунина, рассказ «Антоновские яблоки», репродукции картин И.И. Левитана, запись музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Эпиграф

 «Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несет в себе ношу национальной культуры» 

(Александр Блок)

В начале урока звучат фрагменты музыки П.Я. Чайковского

Вопрос:

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте подумаем, какие словесные, слуховые, зрительные и душевные ассоциации связаны у вас с темой осени?

Возможные ответы:

Болдинская осень, Пушкин, шорох листьев, осенние элегии, грусть, дожди, урожай, яблоки, запах костров, время размышлений, золотые, бурые и оранжевые листья, музыка Чайковского, Вивальди, картины Левитана, Поленова…

Вопрос:

Как вы можете объяснить смысл эпиграфа, почему для изучения рассказа И.А. Бунина мы привлекаем музыку и живопись?

Возможные ответы:

Музыка и живопись, возможно, помогут глубже почувствовать поэтичность рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Под музыку мы можем рассматривать произведения искусства, можем рисовать под музыку, можем изображать при помощи живописи литературные образы. Музыка вызывает ассоциации, которые можно отобразить в живописи, литературе. Музыка, живопись, литература – разные виды искусства, пользующиеся разными способами выражения, но все они воздействуют на душу человека, помогают разными способами выразить его внутренний мир.

Слово учителя:

Связь живописи и музыки открыта не сегодня, а много веков назад. Ещё Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. Для живописи важны понятия движения, гаммы и цвета. Для музыки — понятия симметрии, звучания цвета, холодного и тёплого звука. Иногда музыка сопровождается гаммой цвета. Эти два вида искусства пользуются одними понятиями, чтобы как можно выразительнее раскрыть сущность идей своих произведений. Говоря о русском искусстве XIX-ХХ веков, специалисты часто называют его «литературоцентричным». И действительно, русская литература во многом определила тематику и проблематику, и музыки, и изобразительного искусства своего времени. Поэтому многие картины русских живописцев кажутся иллюстрациями к романам и рассказам, а музыкальные произведения строятся на подробных литературных ассоциациях. Соединение музыки, живописи и литературы помогает с разных сторон взглянуть на одно и то же явление окружающий нас жизни.

Вопрос:

Как вы думаете, почему для анализа бунинского творчества выбраны именно И.И. Левитан и П.Я. Чайковский?

Возможные ответы:

Рассказ «Антоновские яблоки» переполнен красками, и музыкой, и даже запахами. Читая рассказ, мы видим краски осени и слышим ее музыку. А произведения Бунина, Левитана и Чайковского очень близки в изображении осени.

Слово учителя:  

 Да, соединение этих трёх великих имён неслучайно. Их объединяет характерное для русской культуры обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое объединяет человека с природой. Умение в своем искусстве выразить всё многообразие мира и богатство переживаний в сочетании с простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина. Левитан, например, очень часто работал под звуки произведений Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой этого композитора, находя в них тихую, плавную песенность. Стихотворения же И.А. Бунина, по словам поэта М. Волошина, очень близки “тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”. Пьесы музыкального цикла «Времена года» Чайковского – это русские пейзажи. Непостижимое влияние на композитора имела прелесть русской природы. Подобный душевный отклик вызывали русские дали и у Левитана. Уезжая из России, и Левитан, и Чайковский вскоре начинали тосковать по русской природе. Не менее трепетно относился к ней и Бунин. Об этой привязанности А.А. Блок говорил: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет».

Вопрос:

Какие чувства вызывают у вас осенние мелодии П.Я. Чайковского и осенние пейзажи И.И.  Левитана? Как они связаны с рассказом и стихами И.А. Бунина?

Возможные ответы:

Природа как будто заглядывает в душу, задает вопросы; теплота и печаль русской жизни; состояние природы тесно связано с состоянием человеческой души; соединение радостного и печального, мирного и грозного, ранящего и исцеляющего; нежного и сурового; прекрасная, но уходящая, увядающая красота; в картинах, в музыке, в рассказе чувствуется открытый финал. Авторы словно дают нам возможность домыслить, додумать продолжение сюжета. Дело даже не в схожести сюжетов, главное – схожесть душевных состояний, вызываемых этими сюжетами…

Слово учителя:

Сегодня мы будем анализировать знаменитый «осенний» рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» и вспоминать его лирику, связанную с осенью, тем более что рассказ можно рассматривать как стихотворение в прозе. Сам И.А. Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи» и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Рассказ был опубликован в 1900 году в журнале «Жизнь» и имел подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии».

Вопрос:

Что означает слово «эпитафия»? Почему писатель выбрал именно этот подзаголовок?

Возможные ответы: 

Эпитафия – это надгробная речь. Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Возможно, «Антоновские яблоки» — это эпитафия, связанная с «золотой» порой России. Возможно, мотив смерти введен для усиления переживания лирического героя, поэтому прекрасный миг остается в памяти навсегда. Красота и смерть, любовь и одиночество, разлука и страдание – это вечные темы, которые помогают выявить личность автора-повествователя.

Вопрос:

Какова композиция рассказа? На сколько частей его можно разделить? Каковы темы каждой из частей и связаны ли они между собой?

Возможные ответы:

Рассказ разделен на 4 фрагмента, у каждого из них своя тема и своя интонация. Картины осени в разных главах показаны через восприятие героя. В центре изображения не только смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека. В первой главке раннюю погожую осень мы видим глазами мальчика, «барчука». Во второй главке герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию. В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные…»

Слово учителя:

В первой главе речь идет о сильной эмоции, которая часто сопровождает детские воспоминания.   Чистота и непосредственность свойственны детской душе. Настроение радости и бодрости вместе с автором переполняет и нас.

Задание: Найдем пример в тексте.

 («В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи – то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Как хорошо жить на свете!)

Слово учителя:

Во второй главе тон уже не восторженный, а более спокойный. Речь идет о народе, передается уклад его жизни, настроение эпическое. Автор стал взрослее, может оценит происходящее. Описание народа, сельскохозяйственных забот проникнуто грустью, а в природе уже видны необратимые изменения.

 Задание: Найдем пример в тексте.

 («Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая… Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, что хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем…»)

Слово учителя:

В третьей главе речь идет о недолгом периоде расцвета поместной культуры, но одновременно автор понимает, что дворянская культура умирает. И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода, безвозвратно уходящие в прошлое. И природа грустит вместе с автором по незабвенному «золотому веку».

Задание: Найдем в тексте картины увядания природы.

 («Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи… ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубу людскую струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и все чаще начинал сеять дождь…»)

В четвертой главе дано описание поздней осени – начала зимы. Меркнут краски, меньше становится солнечного света. Тишина, грусть. Одиноко скитается рассказчик по уже зимнему лесу. По существу, в рассказе описана осень не одного года, а нескольких, и это постоянно подчеркивается в тексте: «Вспоминается мне урожайный год»; «Эти были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Обобщение времени углубляется тем, что рассказчик пребывает в разных возрастных ипостасях.

Вопрос:

Что хотел сказать автор, описывая деревню Выселки? Какой вывод он делает?

Возможные ответы:

Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Усадебная жизнь – это жизнь идеальная, но она уже невозможна.

Слово учителя:

Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким «потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся, скорее, как пародия на былую роскошь.

 Вопрос:

 Можно ли точно определить сюжет рассказа? 

Возможные ответы:

Нет, сюжет в привычном понимании отсутствует, т.е. в рассказе нет событийной динамики.  Это рассказ об осени, об антоновских яблоках. Это мозаика разнородных впечатлений.

Слово учителя:

 Привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Первые же слова произведения: «…Вспоминается мне ранняя погожая осень», — погружают в мир воспоминаний героя. Сюжет — это ощущения, связанные с ними. Рассказ построен как череда воспоминаний, разнородных отступлений, лирических откровений и философских раздумий. В чередовании глав мы видим календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации. Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Вопрос:

Какую роль играют запахи в рассказе? Какие это запахи?

Возможные ответы:

Запах антоновских яблок будит в душе рассказчика самые различные ассоциации. Меняются запахи – меняется сама жизнь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявшего старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступает место запахам гнилости, плесени, запустения.

Вопрос (домашнее задание).

Как можно озаглавить воспоминания, описанные в 4-х частях рассказа? 

Возможные ответы:

1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.

2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.

Вопрос:

Что является главным предметом воспоминаний во всех частях рассказа, какие картины изображаются особенно ярко и живо?

Возможные ответы:

Очень много ярких картин, но особенно часто встречаются образы сада…

Слово учителя:

Сад – постоянный фон, на котором разворачиваются события рассказа. Сад у Бунина —  это зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями. В рассказе он предстает живым существом со своим настроением и характером. Он всякий раз разный, показан через призму настроений автора.

  Вопрос:

Каким мы видим сад в прекрасную пору бабьего лета? 

Возможные ответы:

Золотой, подсохший, поредевший, а ранним утром – прохладный, наполненный лиловым туманом.  

 Вопрос:

Каков сад, когда наступает поздняя осень? 

Возможные ответы:

Обнаженный, притихший, смирившийся, черный, покорно ждет зимы, опустевший, унылый (в последней главе).

Слово учителя:

Вот так на фоне сада и личных ощущений, и переживаний героя Бунин изображает процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном наследии. Поэтизируя прошлое, автор не может не думать о будущем. Прочитаем пейзажную зарисовку в конце рассказа: «Зазимок, первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима, начинается «работа» с гончими».

Вопрос: 

Какие у вас возникают ассоциации? Почему в конце рассказа возникает   образ первого снега?

Возможные ответы:

 Образ первого снега, покрывшего поля, ассоциируется с чистым листом бумаги, с чем-то новым, неизвестным, возможно трагическим.

Слово учителя:

 Рассказ «Антоновские яблоки» был написан в 1900 году, на стыке двух эпох, двух веков. Такое время принято считать переломным, кризисным. Люди живут в преддверии больших перемен, но кто знает, плохих или хороших? Что ждать от 20 века, века бурно развивающейся техники, времени надвигающихся войн и катаклизмов? Что осталось в веке 19-ом — времени дворянской культуры? Что безвозвратно ушло, что уже никогда не вернуть? Невольно возникает вопрос: «Что напишет новый век на чистом листе бумаги, какие следы оставит на нем?»  Эти вопросы, конечно же, волновали И. Бунина, который любил Россию, переживал за её судьбу. После октябрьского переворота он окончательно отверг большевистский режим и вынужден был навсегда покинуть Родину.  

Вопрос:

Почему именно антоновские яблоки стали символом уходящего родного быта для Бунина, который через 20 лет станет эмигрантом? 

Возможные ответы:

 Бунин, долгое время живущий в деревне, хорошо знал, что антоновские яблоки – одна из примет осени. Антоновка – это старинный, зимний, исконно русский, распространенный сорт яблок.  Для эмигранта Бунина они позднее станут символом России.            

Вопрос:

Что вы можете сказать об ощущении времени в этом произведении?

Возможные ответы:

Длится и длится осень, как будто время умерло или идет по бесконечному кругу.  От этого возникает мотив грусти, но это светлая грусть, проникнутая любовью. Сквозная тема этого рассказа – течение времени. А время как будто не властно над рассказчиком.

 Слово учителя:

Время течет в рассказе очень странно. С одной стороны, оно вроде бы идет вперед, но в воспоминаниях рассказчик все время обращается назад. Все события, происходящие в прошлом, воспринимаются и переживаются им как сиюминутные, развивающиеся на его глазах. Такая относительность времени является одной из важнейших черт бунинского творчества.

Давайте послушаем течение времени во «Временах года» П.Я. Чайковского.  Какое настроение вызывает его музыка? Можно ли здесь найти соответствие настроений осенних мелодий композитора с рассказом И.А. Бунина?

(Звучат отрывки из осенних мелодий «Времен года»)

Возможные ответы:

Вечная красота природы и вечное время, плавность течения жизни, задушевность интонаций, здесь тоже есть длительность, идущая по кругу, и светлая грусть. В музыке слышится мотив вздоха, сожаления, иногда слышится боль и безысходная печаль… Однако в трех разных пьесах слышатся разные оттенки, которые вызывают ассоциации с разными частями бунинского рассказа.

Слово учителя:

«Времена года» многие называют энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, что сближает это музыкальное произведение с рассказом И.А. Бунина «Антоновские яблоки». В этих музыкальных пьесах композитором запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. В стихотворении Александра Блока «Я никогда не понимал» известный поэт серебряного века говорит о влиянии музыки на внутренний мир человека:

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
[a]

Вопросы:

  1. Какова тема и идея этого стихотворения?
  2. Как они связаны с эпиграфом к уроку?
  3. Когда поэт начинает понимать музыку?
  4. Почему музыка приносит воспоминания о прошлом? Каковы эти воспоминания?
  5. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Возможные ответы:

Тема: музыка; идея: рождение вдохновения, связь музыки и поэзии. А. Блок говорит не только о родственности рождения вдохновения в музыкальном и литературном творчестве, но и о том, что музыка помогает рождению поэтического вдохновения. Эпиграф к уроку, принадлежащий тоже А. Блоку, подтверждает эту мысль и подчеркивает, что такое единение искусств возможно именно в России. Музыку начинаешь понимать с возрастом, пройдя жизненные испытания. Прекрасная музыка возрождает прошлое, которое может быть и светлым и темным,  прекрасным и трагичным.

Слово учителя:

Самое главное в музыке, поэзии, живописи – это воздействие на душу человека. И если одно из искусств не вызвало нужных ассоциаций, то ему поможет другое, особенно, если тематика произведений одинакова.

Вопрос (домашнее задание): 

Какие периоды осени отражены в пьесах П.И. Чайковского?

Возможные ответы:

 Каждая пьеса запечатлевает один из месяцев года с ярким событием, приходящимся на этот месяц. Чайковский очень любил осень.  Свои осенние впечатления он отразил в трех пьесах. Первая осенняя пьеса называется: «Сентябрь. Охота».  Охоте посвящены многие страницы произведений русской литературы, картины русских художников. Охота в России всегда проходила очень шумно, весело и требовала от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта. Вторая осенняя пьеса называется: «Октябрь. Осенняя песня». Она показывает неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в необыкновенный убор. Третья осенняя пьеса называется: «Ноябрь. На тройке».  Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, в средней полосе России это уже начало зимы. В ноябре деревья уже сбросили листву, замерзают реки, выпадает первый снег.

Слово учителя:

Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это, в первую очередь, И.И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы в разные времена года. У поэта Александра Кушнера есть стихотворение, которое объясняет общенародную любовь к творчеству этого художника:


Боже мой, Левитан! Ведь знакомы до слёз
Этот лес, этот луг, этот мох, этот плёс,
А про март и лошадку в снегу у крыльца
Я бы, кажется, мог говорить без конца,
И, признаться ли, даже казалось порой,
Что как родственник слишком он, что ли, мне свой
И, как детство, пожалуй, чуть-чуть заслонён
Всем, что было с тех пор, столько чудных имён!
Но зашли мы на выставку. Надо взглянуть
Ещё раз на сбегающий к берегу путь
И ещё раз, в последний, наверное, раз
Посмотреть на подкрашенный охрой баркас…

Вопрос:

Почему же творчество И.И. Левитана не только близко музыке П.И.  Чайковского или, возможно, любого другого человека искусства, но близко и понятно каждому?

Возможные ответы:

И у музыканта, и у художника толчком к вдохновению, рождающему шедевр, была любовь к родине, духовное единение с ее природной красотой. Любой чувствующий человек не только видит в природе то же самое, но переживает те же самые ощущения. Если бы мы были художниками, то написали бы так же. Мы смотрим и «узнаём» русскую природу уже опосредованно, через творчество Левитана.

Вопрос:

 У И.И. Левитана есть очень много полотен, которые посвящены разным периодам осени. Какие «осенние картины» наиболее полно соответствуют тематике урока? Почему?

Возможные ответы:

(«Золотая осень. Слободка», «Золотая осень, 1895», «Осенний пейзаж с церковью», «Осень. Охотник», «Осень. Усадьба»). Эти картины наиболее полно соответствуют тематике и настроениям и рассказа И.А. Бунина, и музыке П.Я. Чайковского. В картинах ощущается светлая грусть и любовь к России, которая прекрасна не только в любое время года, но и в любое историческое время. На этих картинах есть и прекрасная золотая пора осени, и грустная осенняя усадьба, и одинокий охотник в облетевшем уже лесу, и церковь, и деревенские домики…

 Слово учителя:

Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. А теперь вернемся к рассказу Бунина. Какие из частей рассказа могут иллюстрировать эти картины и музыкальные пьесы?

Возможные ответы:

Каждому из фрагментов бунинского рассказа можно найти соответствие у И.И. Левитана, а также и у П.И. Чайковского. (Находят соответствия).

Слово учителя:

Какая осень чаще всего изображена на картинах Левитана?  — Золотая! А какую осень мы представляем себе, прослушав первую и вторую осеннюю пьесу П.Я. Чайковского? – Золотую, т.к. здесь очень теплые музыкальные тона. А какой осенний эпитет чаще всего использует Бунин в начальных фрагментах рассказа? – Золотой! Смысл этого образа чрезвычайно обширен: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя. Эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. Этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, основательности и прочности бытия. Таким видится И.А. Бунину век уходящий. Таким изображают его и П.И. Чайковский, и И.И. Левитан.

Вопрос:

Какова же центральная тема рассказа? Почему с такой грустью описывает Бунин осенний пейзаж?

Возможные ответы:

Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. Автор пишет о том, что исчезает запах антоновских яблок и распадается веками складывавшийся уклад жизни. Увядание дворянских гнезд ассоциируется у Бунина с осенним пейзажем, с медленным умиранием природы.

Слово учителя:

Любование прошлым привносит в произведение элегическую тональность. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль: склад средней дворянской жизни близок к крестьянской.  Для наследника дворянской культуры И.А. Бунина такова была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями, жизнью крестьян. Именно в мире русской усадьбы, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах – лейтмотив не только этого рассказа, но и многочисленных стихотворений И.А. Бунина, таких, как: «Высокий белый зал, где черная рояль…», «В гостиную сквозь сад и пыльные гардины…», «Тихой ночью поздний месяц вышел…», «Вечер», «Запустение», «Листопад».

 Подготовленные учащиеся читают и анализируют стихи (домашнее задание)

Вопрос:

Какие чувства и ассоциации вызывают эти стихи? Как они связаны с рассказом «Антоновские яблоки»?

Возможные ответы:

Грустно наблюдать, как все, дорогое тебе с детства, безвозвратно уходит в прошлое. В стихах ощущается тихая грусть, печаль, ностальгия, мотивы одиночества и покинутости. Запустенье, томленье…На пороге нового века остались одни воспоминания. Это прощание с молодостью, с прошлым, которое текло в согласии с природой. Те же мотивы ощущаются и в рассказе.

Слово учителя:

Лейтмотив упадка и разрушения преодолевается поэтизацией прошлого, живущего в памяти культуры… Стихотворениям Бунина об усадьбе свойственны живописность и в то же время вдохновенная эмоциональность, возвышенность и поэтичность чувства. Усадьба становится для лирического героя неотъемлемой частью его индивидуальной жизни и в то же время символом родины, корней рода. Послушайте стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…»:

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья…

Вопросы:

  1. Какова тема и идея стихотворения?
  2. Какова общая тональность стихотворения? Какие слова это доказывают?
  3. Какова внешняя и внутренняя тематика этого стихотворения?
  4. При помощи каких литературных приемов автор добивается нужного звучания?
  5. Надеется ли автор на возрождение чувств, жизни, России? Какие слова это доказывают?

Возможные ответы:

Стихотворение печальное, но горечи в нем нет, только скорбь (тоска, разлука, грусть, ненастье). Внешняя тематика — осень, внутренняя —  судьба России. Эпитеты, метафоры и олицетворения, звукопись не просто оживляют природу, но и ярко выявляют образ лирического героя. Автор любит Россию. Но не надеется на ее ближайшее возрождение. Счастье, надежды и мечты – в прошлом (последняя строфа стихотворения).

Вопрос:

Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени у И.А. Бунина, П.Я. Чайковского и И.И. Левитана?

 Возможные ответы:

Светлая грусть и умиротворение. Любовь к родине. Глубина чувств. Это не только сожаление об увядающей природе, но и осень в жизни человека. Певучесть мелодии осенних пьес П.Я. Чайковского перекликае6тся с напевностью русской речи в рассказе и стихотворениях И.А. Бунина, гамма цветов и настроений в пейзажах И. И. Левитана в точности повторяют цвета и настроения бунинского «осеннего» творчества.

Вопрос:

Почему рассказ «Антоновские яблоки» начинается и заканчивается многоточием?

Возможные ответы:

Это значит, что в нем ничего не начинается и ничего не заканчивается. Физическая жизнь человека конечна, но жизнь души человеческой, жизнь природы, жизнь искусства бесконечны. Что будет дальше с Россией?

Вопрос:

Как эта мысль связана с произведениями Левитана и Чайковского?

Возможные ответы:

Картины Левитана и музыка Чайковского не ограничены никакими рамками. Это течение жизни, взятое в какой-то один момент его развития. Вечная природа льет на нас свет красками, музыкой, словами, в которых отражается не только душа художника, но и наша душа… И, как  уже говорилось, у всех рассматриваемых произведений – открытый финал.

Слово учителя:

Происходит ли такое только в творчестве этих великих людей или это общая тенденция мирового искусства? Посмотрим, как высказывается об этой проблеме лауреат Нобелевской премии немецкий писатель, поэт и художник, знаток классической музыки Герман Гессе (1877-1962) в стихотворении «Записанное апрельской ночью»:

      О, как прекрасно, что есть краски:
      Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая!
      О, как прекрасно, что есть звуки:
      Сопрано, Бас, Рог, Гобой!
      О, как прекрасно, что есть язык:
      Слова, Стихи, Рифмы,
      Нежность созвучия,
      Марш и танцы синтаксиса!
      Кто играл в их игры,
      Кто ощутил вкус их волшебства,
      Для того расцветает мир,
      Улыбается и раскрывает ему
      Свое сердце, свою сущность.

    Вопрос:

Что же объединяет все эти виды искусства по мнению Германа Гессе? Согласны ли вы с его точкой зрения?

Возможные ответы:

Музыку, поэзию и литературу объединяет возможность наиболее полно создать образ, который рождается в душе. Образы, идущие из глубины души, чем бы они ни были выражены, всегда прекрасны, потому что они правдивы.

Слово учителя:

Литературу, музыку и живопись объединяет одна и та же причина, одна и та же потребность — выносить в себе образ, чувство или ощущение в литературе, образ пейзажа или какой-либо личности в живописи, звуковой образ в музыке, а затем дать эти образам жизнь, представить их на всеобщее обозрение в том или ином виде искусства.  Все это еще раз показывает многогранность искусства, радость, даруемую художественным творчеством.  А музыкальные и живописные образы часто помогают писателям и поэтам опосредованно раскрыть проблемы произведений, наиболее полно выявить характеры героев, чтобы дать читателям возможность подумать, поразмышлять.

Вопрос:

В каких известных вам произведениях русской и зарубежной литературы музыка или живопись помогала нам увидеть проблему, раскрыть характер персонажа?

Возможные ответы:

 А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», И.А. Гончаров «Обломов», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», А.П. Чехов «Ионыч», И.С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», Владимир Орлов «Альтист Данилов», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» …

Заключительное слово учителя:

Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Воспринимая произведения искусства, мы вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, проводим ассоциативные параллели.  Окружающий нас мир очень многогранен, интересен и неповторим. Необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы и тонкие душевные переживания человека!

В рассказе «Антоновские яблоки» тесно переплетается лирическое и философское, повествовательное и эмоциональное. Его можно назвать философским размышлением об основах жизни, о законах бытия, о единстве человеческого существования. Здесь И.А Бунин говорит о том, что счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас. Главное — самому быть счастливым. «Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. Чувствуя, что прошлого не вернуть, писатель зовет не потерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. В «Антоновских яблоках» Бунину удалось воспроизвести вневременные ценности, под обыденным течением жизни в прошлом вскрыть истинно прекрасное и неуничтожимое. Произведение Бунина учит нас не только видеть и понимать красоту мира, не только восхищаться прелестью русской природы и русской жизни, но и задумываться о глубоких жизненных вопросах, о смысле жизни.

[a]Оставлен комментарий

Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» относится к одному из тех его произведений, где писатель с грустной любовью вспоминает невозвратно ушедшие «золотые» дни. Автор творил в эпоху коренных изменений в обществе: все начало ХХ века залито кровью. От агрессивной среды можно было спастись только в воспоминаниях о лучших моментах.

История создания

Замысел рассказа появился у автора в 1891 году, когда тот гостил в усадьбе у брата Евгения. Запах антоновских яблок, которым были наполнены осенние дни, напомнил Бунину о тех временах, когда и поместья процветали, и помещики не беднели, и крестьяне благоговейно относились ко всему барскому. Автор трепетно относился к дворянской культуре и старопоместному быту, глубоко переживал их упадок. Вот почему в его творчестве выделяется цикл рассказов-эпитафий, которые повествуют о давно ушедшем, «умершем», но еще столь дорогом старом мире.

Писатель вынашивал свое произведение 9 лет. Впервые «Антоновские яблоки» были опубликованы в 1900 году. Однако рассказ продолжал дорабатываться и изменяться, Бунин шлифовал литературный язык, придавал тексту еще большую образность, и убирал все лишнее.

О чем произведение?

«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».

Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.

Главные герои и их характеристика

  1. Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
  2. Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
  3. Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
  4. В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.

Проблемы

Проблематика рассказа «Антоновские яблоки» главным образом сосредотачивается на теме обнищания дворянства, потери ими былого авторитета. По мнению автора, помещичий быт прекрасен, поэтичен, в деревенской жизни нет места скуке, пошлости и жестокости, хозяева и крестьяне отлично сосуществуют друг с другом и по отдельности немыслимы. Отчетливо проступает поэтизация Буниным и крепостного права, ведь именно тогда эти прекрасные усадьбы процветали.

Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.

Тема

  • Главная тема «Антоновских яблок» Бунина – дворянство и его быт. Сразу видно, что автор гордится собственным сословием, поэтому ставит его очень высоко. Деревенские помещики воспеваются писателем еще и из-за их связи с крестьянами, чистыми, высоконравственными, морально здоровыми. В сельских заботах нет места хандре, тоске и вредным привычкам. Именно в этих отдаленных поместьях живы дух романтизма, нравственные ценности и понятия чести.
  • Большое место занимает тема природы. Картины родного края написаны свежо, чисто, с уважением. Сразу видна любовь автора ко всем этим полям, садам, дорогам, усадьбам. В них, по мнению Бунина, и заключается подлинная, настоящая Россия. Природа, окружающая лирического героя, поистине лечит душу, гонит разрушающие мысли.

Смысл

Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.

Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


1


Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» Автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель МБОУ «Гимназия 5» г.Брянска


2


В рассказе Бунина «Антоновские яблоки» звучат мотивы увядания и запустения дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое?


3


Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной («столетний отбор крови и культуры!», по выражению И. Ильина), таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян.


4


Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение.


5


Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.


6


«Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой в них запечатлены образ родной земли, ее богатства и непритязательная красота. Жизнь неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.


7


Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? Основные понятия: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа.


8


В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. Рассказ построен как мозаика впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий. 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.


9


Какой представляется личность лирического героя? Лирический герой близок самому автору. Следует отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»


10


В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека. «Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука».


11


Во второй главе лирический герой утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию. «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно, — имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому Благополучию».


12


В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные… В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки».


13


Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.


14


Бунин – непревзойденный мастер словесной чеканки. В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.


15


Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад – дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок. Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.


16


В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь з олотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».


17


Ранним утром сад, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны природы.


18


Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске».


19


В последней главе сад – опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению Бунина «Запустение» (1903): Томит меня немая тишина. Томит гнезда родного запустенье. Я вырос здесь. Но смотрит из окна Заглохший сад. Над домом реет тленье…


20


Использованная литература и Интернет- источники skie_yabloki jpg j pg jpg jpg 2. jpg jpg

Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 738.

Обновлено 10 Июля, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 738.

Обновлено 10 Июля, 2021

«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в кодификаторе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нём. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ этого произведения И. Бунина.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1900.

История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Рассказ был написан только спустя 9 лет.

Тема – В этой лирическом повествовании можно выделить две темы: осень в деревне и поэтизация быта помещиков, сожаление об уходящей дворянской культуре.

Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нём очень слабо представлена событийная линия. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, которые ассоциируются с пейзажами, запахами, звуками.

Жанр – Рассказ, лирический монолог.

Направление – Сентиментализм.

История создания

История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл бунинских произведений-эпитафий.

Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. Бунин продолжал шлифовать своё творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.

В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.

Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.

Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом. Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.

В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.

Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

Жанр

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – лирический рассказ-монолог. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвлённая. Сам автор относил рассказ к эпитафиям, так как в нём идет речь об «умершем» помещичьем духе.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Фролов

    10/10

  • Наталья Марсова

    9/10

  • Наталья Миллер

    10/10

  • Елена Шутрович

    10/10

  • Наталья Филиппова

    7/10

  • Алима Осмонова

    9/10

  • Кирилл Лефранк

    10/10

  • Марям Расаходжаева

    10/10

  • Батима Малёваная

    10/10

  • Влад Семёнов

    9/10

Рейтинг анализа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 738.


А какую оценку поставите вы?

  • Какие добрые чувства пробуждает пушкин своими стихами 6 класс сочинение краткое
  • Какие исторические факты положены в основу слова приведите летописный рассказ о походе игоря
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература сочинение 11 класс итоговое сочинение
  • Какие исторические факты нашли отражение в сказке дикий помещик
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература итоговое сочинение отцы и дети