Какие маски не встречаются в русских народных сказках

Одним из древнейших жанров устного народного творчества является сказка. Это в большей части эпическое произведение волшебного, бытового или же авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов самобытны и имеют ярко выраженную национальную окраску, однако большинство популярных сказочных сюжетов повторяется у многих народов мира. Причем волшебные предметы из сказок также трансформируются согласно менталитету сказочника.

волшебные предметы из сказок

Две основные группы сюжетосложения

В сказочном цикле по построению сюжета выделяются две самые распространенные истории: повествование о добыче волшебного объекта («Молодильные яблоки», «Жар-птица») и сказания о получении сказочного предмета и его последующем использовании («Волшебное кольцо», «Двое из сумы»). Сказки первой категории схожи с мифами о героях: персонаж отправляется на поиски волшебной диковинки, проходит разнообразные испытания, достает (иногда похищает) желанный предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько инверсированный, то есть в самом начале истории главный герой получает сказочные волшебные предметы как награду (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), однако после эта добыча у него выкрадется антагонистом, и персонаж просто обязан будет всяческими способами её вернуть.

волшебные предметы из сказок список

Русская четверка

XXI век подарил человечеству разнообразные хитроумные гаджеты и прочие блага цивилизации, но волшебные истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов русские народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и весьма полезны:

1.Универсальный навигатор – клубок. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).

2.Чудо-перышко. Сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда птица явится, либо взмахнуть — и тогда возникнет все, что душе угодно («Финист – ясный сокол»).

3. Скатерть-самобранка – заветная мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. Перечисляя волшебные предметы из сказок, никак нельзя не упомянуть об этом более чем притягательном гаджете.

4. Гусли-самогуды. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну — и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику.

сказочные волшебные предметы

И еще три

1. Волшебное зеркальце. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке.

2. Полотенце иль волшебный гребешок. Чтобы благополучно уйти от погони после выполненного квеста, главный герой имел вышеупомянутые диковины. Каждый из них бросался позади беглецов, и сразу же на пути преследователей возникала непреодолимая преграда. Добыть гребень можно было у той же Бабы-Яги или же вытащить из уха сказочного коня. Вот такими загадочными по происхождению могут быть волшебные предметы из сказок. Список продолжит диковина, позволяющая перемещаться на любые расстояния.

3. Сапоги-скороходы. В некоторых вариация – «семимильные». Обладатель этой вещи мог с легкостью и со скоростью света перемещаться на огромные расстояния. Им вполне могут позавидовать самые современные средства передвижения.

какие есть волшебные предметы

Чудесные помощники

Перечисленные выше диковинки не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, какие есть волшебные предметы. Сказочный мир дарует встречу с множеством удивительных вещей. Среди них:

1.Ковер-самолет. Использование данного устройства встречается не только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные расстояния по воздуху.

2. Шапка-невидимка. Уникальный объект, скрывающий обладателя от глаз посторонних, делая его невидимым.

3. Огниво. Этот предмет вспомнится большинству из одноименной сказки великого Андерсена, ведь с его помощью герой призывал трех громадных псов, а те выполняли его поручение. Но оно также довольно часто встречается и в славянских сказках, однако в этом случае, использовав вещь по назначению, вызывают коня или двенадцать молодцев.

сказки где есть волшебные предметы

Сколько сказок – столько и диковин

Вспоминая волшебные предметы из сказок, стоит не забыть также: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летучий корабль, неумолимую волшебную дубинку, сочные молодильные яблоки, суму, живую и мертвую воду, русскую печь, чудесное кольцо (или же перстень).

Заморские волшебные гаджеты

Не каждая сказка с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) является исключительно народной. Многие известные всему миру сказочники с удовольствием внедряли полезные диковины в повествование. Среди самых известных:

  • Ш. Перо – «Золушка» — волшебная палочка феи.
  • В. Гауф – «Маленький Мук» — башмаки скороходы, посох, с помощью которого можно узнать о сокровищах под землей, табакерка с волшебным порошком.
  • Г. Андерсон – «Огниво» — волшебное огниво, в других — сундук-самолёт и калоши счастья; из сказки «Оле-Лукойе» — волшебный зонтик и сказочная брызгалка, оживляющая все предметы.
  • Братья Гримм – «Белоснежка и 7 гномов» — волшебное зеркальце, которое показывало правду, и удивительный горшочек каши из одноименной сказки.
  • Александр Волков — «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрец из страны Оз») — волшебный свисток королевы Рамоны и очки из изумрудных стеклышек.
  • Сельма Лагерлёф — «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — волшебная дудочка, которую сделал Нильс.

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

                                                                                                          Утверждена        

 приказом директора по школе                                                                                                        от____________№__________

                                                                                                   Директор школы___________

                                                                                                                            Н.В. Алексеева  

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 3 классе

Итоговая контрольная работа

1 вариант

1. Прочитайте произведение. Подчеркните название произведения.

Е. Благинина

Крикса и Тишеня.

Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую — Тишеня.

 У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты — не светится в них разум.

 Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.

 А Крикса — бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему — не поймёшь.

 Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.

 А Крикса — хап-хап — схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.

 В электричке ли едут — к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем — солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней — далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!

 А Крикса — трень-брень — стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: «Хороша дочка! Забавница!»

 Тишеня по улице идёт — приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?

 А Крикса — тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два — вперёд! Горда, спесива‘, мол, я ль не красива?!

 Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать.

 Тишеня работает не скоро, зато споро.

 А Крикса — тяп-ляп — готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит.

 Получили сестрицы первую получку.

 Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:

 — Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботиться…

 И выложила все денежки — до копеечки.

 А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. Крикса на месте прыгает, локтями двигает.

  Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:

 — Фу-у-у, устала!!!

 Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:

 — Ну, что — какова?

Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились? Чудеса!

Базовый уровень

Вопросы и задания к тексту:

2. Определи жанр и тему этого произведения. Подчеркни ответ.

а) сказка о животных

 б)  рассказ о природе

в) рассказ о людях

3. О чём или о ком рассказывается в этом произведении? Подчеркни ответ.

   а) о хороших и плохих людях

   б) о том, как Крикса пела песни

в)  о том, как Тишеня разговаривала

4. Как Крикса и Тишеня относились к миру вокруг них? Заполните таблицу.

Отношение

Тишеня

Крикса

К родителям

5. «Работает не скоро, зато споро». Как вы понимаете эти слова? Подчеркни ответ.

     а)  работает медленно и плохо

     б)  работает не спеша, но хорошо

     в) работает быстро и плохо

6. «Диву даются». Подберите и запиши синоним.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7. О чём важном сказал автор? Подчеркни ответ.

        а)   о том, что Крикса весёлая

        б)  о том, что девочки выросли и стали работать

        в)  о том, что люди бывают плохие и хорошие

  8. Чему удивляются отец с матерью? Подчеркни ответ.

а)  тому, что в одной семье выросли такие разные дочери

б)   тому, что Тишеня заботится о них

в)  тому, что Крикса весёлая

9. Какой заголовок подойдёт к этому произведению? Подчеркни ответ.

 а)   «Две сестры»

 б)  « Разные яблочки»

 в)  «В семье»

10. Прочитайте произведение. Подчеркни  его жанр и тему.

 Маленькое дело лучше большого безделья.

 а)  пословица о дружбе

 б)  загадка о труде

 в)  пословица о труде

11. Подумайте, что поможет вам выбрать нужную книгу. Подчеркни ответ.

 а) обложка

 б) заголовок

 в) переплёт

Повышенный уровень*

 12*. Какая книга поможет объяснить значение непонятных слов в тексте? Подчеркни ответ.

 а)  энциклопедия

 б)  орфографический словарь

 в)  толковый словарь

13*. К какому жанру относится картина, которую увидела Тишеня, сидя у оконца в электричке? Подчеркни ответ.

 а)  портрет

 б)  пейзаж

 в)  анималистика

 14*. Подчеркни заголовок народной сказки.

 а)  «Подарки феи»

 б)  «Елена Премудрая»

 в) «Два брата»

2 вариант

1. Прочитайте произведение. Подчеркните название произведения.

Маринка.

(Отрывок)

Л. Пантелеев

1. Прочитайте произведение. Подчеркните название произведения.

С Маринкой мы познакомились незадолго до войны на парадной лестнице. Я открывал французским ключом дверь, а она в это время возвращалась с прогулки.

Я поклонился и сказал:

— Здравствуйте, красавица.

Девочка посмотрела на меня, ничего не ответила, засопела и стала медленно и неуклюже пятиться по лестнице наверх, одной рукой придерживаясь за перила, а другой, волоча за собой несчастную куклу. На площадке она сделала передышку, еще раз испуганно посмотрела на меня сверху вниз и побежала наверх.

После этого я много раз видел её из окна во дворе или на улице среди других детей.

Она была и в самом деле очень красива: черноволосая, курчавая, большеглазая, — ещё немножко, и можно было бы сказать про неё: вылитая кукла.

Война помогла нам познакомиться поближе. Осенью, когда начались бомбёжки, в моей квартире открылось что- то вроде филиала бомбоубежища. Тут мы и закрепили наше знакомство с Маринкой. Я узнал, что ей шесть лет, что живёт она с мамой и бабушкой, что папа её на войне, что читать она не умеет, но зато знает наизусть много стихов.

Правда, все это я узнал не сразу и не все от самой Маринки, а больше от ее бабушки, которая, как и все бабушки на свете, души  не чаяла в единственной внучке и делала все, чтобы избаловать её и испортить. Однако девочка была сделана из крепкого материала и порче не поддавалась, хотя в характере её уже сказывалось и то, что она «единственная», и то, что она проводит очень много времени со взрослыми. То она молчит,  дичится, жмётся к бабушке, а то вдруг наберётся храбрости и затараторит так, что не остановишь. При этом даже в тех случаях, когда она обращалась ко мне, она смотрела на бабушку, как бы ища у неё защиты.

Маринка ко всему прочему была еще и артистка – поёт и танцует.

Я попросил её спеть. Она отвернулась и замотала головой.

Базовый уровень

Вопросы и задания к тексту:

2. Определи жанр и тему этого произведения. Подчеркни ответ.

а) рассказ о природе

б) рассказ о людях

в) сказка о животных

3. Кто является главным героем произведения? Подчеркни ответ.

а) автор

б) бабушка

в) девочка Марина

 4. Что умела делать Марина? Подчеркни ответ.

а) петь и танцевать

б) прятаться

в) смеяться

 5. Почему девочка ничего не ответила автору на лестнице и попятилась? Подчеркни ответ.

а) боялась, что отнимет куклу

б) девочка испугалась

в) девочка спешила домой

6. Что означает выделенное выражение? Бабушка в Маринке души не чаяла. Подчеркни ответ.

а) была бездушной

б) сердилась на неё

в) очень любила

7. Что означает слово «бомбоубежище»? Подчеркни ответ.

а) место для хранения бомб

б) укрытие во время бомбёжки

в) место для встреч с соседями

8. Кто воспитывал Маринку? Подчеркни ответ.

а) бабушка и мама

б) папа

в) мама

9. Какие слова доказывают, что Маринка искала защиты у бабушки? Подчеркни ответ.

а) она молчит, дичится

б) она смотрела на бабушку

в) наберётся храбрости и затараторит

10. К какому жанру относится это произведение? Подчеркни ответ.

а) сказка

б) рассказ

в) басня

11.  Подумайте, что поможет вам выбрать нужную книгу. Подчеркни ответ.

а) переплёт

б) обложка

в) заголовок

Повышенный уровень*

12* Толковый словарь – это…? Подчеркни ответ.

а) Словарь, который учит грамотно писать.

б) Источник информаций.

в) Содержит слова и их толкование, т.е. краткое описание, что эти слова означают.

13* Прочитай фрагмент текста. Вставь на место пропущенных слов цифры, соответствующие словам из списка. Если ты не знаешь, какую цифру писать на месте пропуска, пиши цифру 0.

Однако ____ была сделана из крепкого материала и порче _______, хотя в  характере её уже ________   и то, что она «единственная», и  то, что она проводит много времени со взрослыми.

1) не поддавалась

2) девочка

3) сказывалось

14* Подчеркни заголовок рассказа.

а) Э. Успенский «Всё в порядке»

б) С. Маршак «Хороший дом»

в) В. Драгунский «Тайное становиться явным»

Ключ ответов.

Базовый уровень

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

2.

В

Б

3.

А

В

4.

Тишеня —

с любовью,

с уважением

Крикса –

безразлична,

равнодушна

А

5.

Б

Б

6.

удивляться

В

7.

В

Б

8.

А

А

9.

Б

А

10.

В

Б

11.

Б

В

Повышенный уровень

12.

В

В

13.

Б

2, 1, 3

14.

Б

В

Критерии оценивания

1 вариант

Задание 1 –    1 балл                             Задание 8–1 балл

Задание 2 –   1 бала                              Задание 9– 1 балл

Задание 3 –   1 балл                              Задание 10– 1 балл

Задание 4 –3 балла                               Задание 11 —  1 балл

Задание 5 —    1 балл                             Задание 12–1 балл

Задание 6 —   1 балл                              Задание 13 – 1 балл

Задание 7 —   1 балл                              Задание 14 —  1 балл

2 вариант

Задание 1 –    1 балл                             Задание 8–1 балл

Задание 2 –    1 бала                             Задание 9– 1 балл

Задание 3 –   1 балл                              Задание 10– 1 балл

Задание 4 –   1 балл                              Задание 11 —  1 балл

Задание 5 —    1 балл                             Задание 12–1 балл

Задание 6 —   1 балл                              Задание 13 – 3 балла

Задание 7 —   1 балл                             Задание 14 —  1 балл

Количество набранных баллов

Отметка

0 — 7

«2»

10 — 8

«3»

13 — 11

«4»

14 — 16

«5»

______________________________

Итоговая контрольная
работа

по
литературному чтению на родном языке
в форме теста

Выполнил__ 
учени____ 
3 __ класса

___________________________________________________

1 вариант

1.
Выбери пословицы.

А)
Труд человека кормит, а лень портит.

Б)
Стоит копна: впереди вилы, сзади метла.

В)
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

2.
Укажи (подчеркни) виды фольклора.

Пословица,
потешка, научная статья, поговорка, повесть.

3.
Найди зачины сказки.

А)
«Жили – были…»

Б)
 «И я там был, мёд-пиво пил…»

В)
«Алёнушка, сестрица моя, выплынь, выплынь на бережок!»

Г)
«В некотором царстве, в некотором государстве…»

4.
Какие животные не встречаются в русских народных сказках?

А)
медведь                          В) волк                 Д) слон

Б)
верблюд                          Г) лиса

5.
Какой из литературных героев не встречается в русских народных сказках?

А)
Баба-Яга                                  В) Василиса Премудрая

Б)
Карлсон                                   Г) Иван-царевич

6.
Распредели по группам.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

герои

Змей Горыныч

Кощей Бессмертный

Иван-царевич

Чудо-Юдо

Василиса Прекрасная

Иванушка-дурачок

Баба-Яга

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ герои

7. Соедини слова так, чтобы получились имена героев русских
народных сказок.

Иван

пальчик

Сивка

царевич

Крошечка

Хаврошечка

Мальчик с

Бурка

8. Подчеркни слово в скобках, чтобы получилось
верное утверждение.

Волшебный предмет,
волшебный помощник, троекратные повторы – это признаки (волшебной;
бытовой)
сказки.

9. Прочитай русскую народную сказку «Лиса
и Журавль».

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала,
когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла
звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя
угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной
каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не
попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и
слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в
гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил
окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и
этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин.
А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую
неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с
журавлем врозь.

К каким сказкам она
относится?

А) сказкам о животных                             

Б) волшебным сказкам

______________________________

Итоговая контрольная
работа

по
литературному чтению на родном языке
в форме теста

Выполнил__ 
учени____  3 __ класса

___________________________________________________

2 вариант

1.
Выбери пословицы.

А)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Б)
Красна птица перьями, а человек – уменьями.

В)
Летит – воет, сядет – землю роет.

2.
Укажи (подчеркни) виды фольклора.

Поговорка,
научная статья, пословица, прибаутка, рассказ.

3.
Найди зачины сказки.

А)
«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Б)
 «Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой!»

В)
«Жили – были…»

Г)
«Стали они жить-поживать и добра наживать».

4.
Какие животные не встречаются в русских народных сказках?

А)
слон                         В) заяц                   Д) медведь

Б)
волк                          Г) жираф

5.
Какой из литературных героев не встречается в русских народных сказках?

А)
Василиса Прекрасная                         В) Алладин

Б)
Иван-дурак                                           Г) Баба-Яга

6.
Распредели по группам.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ герои

Иванушка-дурачок

Змей Горыныч

Кощей Бессмертный

Иван-царевич

Чудо-Юдо

Баба-Яга

Василиса Прекрасная

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

герои

7. Соедини слова так, чтобы получились имена героев русских
народных сказок.

Василиса

пальчик

Мальчик с

Премудрая

Сивка

Хаврошечка

Крошечка

Бурка

8. Подчеркни слово в скобках, чтобы получилось
верное утверждение.

Волшебный помощник,
волшебный предмет, троекратные повторы – это признаки (бытовой; волшебной)
сказки.

9. Прочитай русскую народную сказку «Лиса
и Журавль».

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала,
когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла
звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя
угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной
каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не
попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и
слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в
гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил
окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и
этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин.
А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую
неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с
журавлем врозь.

К каким сказкам она
относится?

А) сказкам о
животных                             

Б) волшебным сказкам

1.     3
балла

2.     3
балла

3.     2
балл

4.     2
балла

5.     1
балл

6.     5
баллов

7.     3
балла

8.     1
балл

9.     1
балл

Всего:
21 балл 

«5»
 (90-100%) 19-21 балл

«4»
(66-89%) 14-18 баллов

«3»
(50-65%) 9-13 баллов

«2»
(менее 50%) 1-8 баллов

???????????????????????????

Персонажи

  • Будем искать среди персонажей фандома

Аника-воин

0
0
0

Герой русского народного стиха об Анике и Смерти, в переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.

Барыня

0
0
0

Как правило, очень жадная и глупая женщина.

Весна

1
0
0

Мать Снегурочки, воплощение весны.

Волк

2
9
1

Чаще всего в сказках выступает в качестве антагониста. В этом случае рисуется обычно как сильный, но глупый и жадный персонаж.

Однако в сказке «Иван-Царевич и серый волк» Волк представлен в качестве положительного персонажа. Сильного, хитрого, могущественного помощника главного героя.

Подробнее »

Дунай Иванович (Дунай-богатырь)

0
0
0

Богатырь, ранее служил Литовскому королю, после стал богатырем у князя Владимира. Известен своим поединком с Добрыней Никитичем, а также тем, что вместе с Алешей Поповичем ходил в Литву, сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира.

Подробнее »

Заяц

1
3
0

Трусливый, но сообразительный.

Идолище Поганое

1
0
0

Былинный богатырь, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи», «татарщины».

Колобок

0
8
2

Небольшой пшеничный хлеб шарообразной формы. Смекалистый искатель приключений. Сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

Купава

0
2
0

Невеста, отвергнутая царским сыном, соперница Снегурочки и её подруга.

Лель

0
2
0

Персонаж пьесы Островского. Пригожий пастух, который нравится Снегурочке еще до того, как мать-Весна подарила ей способность любить.

Лиса

1
8
4

Хитрая и ушлая. Если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных — выигрывает.

Марья Моревна

7
2
0

Богатырша и воительница. Сумела пленить Кащея Бессмертного и много лет держала его в плену.

Медведь

1
6
2

С виду грозный, а на поверку доверчивый простачок.

Меч-кладенец

1
0
0

Оружие богатыря. Может быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадал в руки хозяину из какого-либо тайника.

Мизгирь

0
2
0

Сын царя Берендея, просватавшийся к деревенской девушке Купаве.

Настасья Королевична

1
0
0

Поленница, старшая дочь Литовского короля, жена Дуная Ивановича. Известна тем, что некогда победила Дуная в поединке. Погибла от случайной стрелы Дуная.

Настасья Микулишна

1
1
0

Поленица, младшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена богатыря Добрыни Никитича.

Петух

0
0
0

Персонаж русских сказок. Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок — золотой гребешок» — петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона.

Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Святогор

1
0
0

Богатырь-великан. Тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. Женат на поленнице Плёнке Поморской.

Смерть

6
2
0

В качестве конкретного персонажа в сказках обычно не отображается, лишь как некий смутный, расплывчатый образ, чаще всего скелет или костлявая старуха в балахоне с капюшоном и косой в руке. Обманчиво простая, непреклонная, но уважающая ум и волю к жизни.

Снегурочка

1
1
6

Сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда девушки.

Подробнее »

Соловей-разбойник

2
4
0

Человек либо чудище с крыльями, злодей, основное его оружие — нестерпимо громкий свист. Сидел на девяти дубах на прямоезжей дороге из Чернигова в Киев, из-за чего никто не мог по ней ездить. Был побеждён Ильёй Муромцем.

Тугарин

2
2
1

Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище — злой богатырь, противник русских богатырей.

Животные в русских народных сказках

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо.

Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными.

Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

Лиса

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица-кумушка — так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок — рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса — все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка — напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

Медведь

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум — таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки — «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки — наружу.

Заяц

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» — тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта — трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то — наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок — нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, — лиса.

Волк

«Серый волк — зубами щелк», «Волк-волчище — из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей — что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк — умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки — настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Еж

Колючий Ежик — издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», — ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Сорока

Эта яркая и необычная птица — нередкий персонаж русских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.

В русских народных сказках нередко фигурируют животные. Наиболее частыми персонажами являются лесные звери, домашние животные встречаются реже, да и то лишь во второстепенных ролях. Однако, реальные животные не всегда обладают теми чертами, которые были им дарованы в сказках. Скорее всего, эти образы служат людям для того, чтобы рассказать детям о человеческом мире и взаимоотношениях между людьми, наделенными теми или иными качествами. Животные же случат людям собирательными образами для упрощения описания персонажей.

Животные в русских народных сказках

Александра Ленарская

отсюда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мало кто догадывается, что в народных сказках заложены алгоритмы жизни и история древней Руси. Самобытность и символизм русских сказок отличаются от сказок других народов, и это естественно, потому что все народные сказки происходят из своих истоков, различных у каждых народностей.

Давайте попробуем посмотреть на знакомые нам с детства сказки в другой плоскости, вспомнив про их истоки и про значения слов, которые использовались в те времена, чтобы получить совершенно новые знания, оставленные нам нашими предками.

И интеллигенция и духовенство практически до конца XVIII века считали сказки обычными суевериями простого народа, который в их глазах неизменно был диким и примитивным. Сами же они, предпочитали классицизм, который в те времена был господствующим философско-мировоззренческим направлением, и ориентировал их на античность вкупе с европейским рационализмом. Дворянам даже не могло прийти в голову, что они могут научиться чему-то у своих крестьян.

Но уже с начала XIX века появилось движение романтизма, благодаря чему и ученые и философы осознали ценность древнейшего мифологического сознания, которое во много определяет быт и мировоззрение и народа в целом и каждого конкретного человека. Произошло поистине революционное открытие в их умах — нельзя отрываться от своих корней, потому что это все равно, что отделить реку от её истока.

Даже Пушкин писал, что «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

Наступивший в те времена «золотой век» русской литературы привел к началу интенсивного изучения и, главное, сохранению народных сказаний, а так же к пониманию их глубокой мировоззренческой значимости.

Так как сказки в своей основе имеют различные исторические события и мифы, а иногда и ритуалы, то по сути своей они представляют собой целый алгоритм жизненного цикла людей. Именно эта глубинная связь сказки с мировоззрением людей и порой целой цивилизации и определяется ценность сказок в культуре и искусстве каждого народа. И не смотря на то, что некоторые народные сказки частично повторяются у каждого народа, ведь мы все живем на одной планете, но у русских сказок есть много совершенно уникального и самобытного.

Какие же символы несут русские сказки

Так как сказки несут свой посыл большей частью через символическую и образную форму, они затрагивают самые глубокие человеческие чувства, а главная их ценность в том, что описываемая в начале проблема всегда заканчивается счастливой развязкой. Сказки дают позитивный ключ почти ко всем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. Именно в сказках можно увидеть, как даже самый слабый, глупый или маленький способен преодолеть все проблемы и оказаться победителем. И они дают надежду на обязательный счастливый исход. Дети, проживая в сказках разнообразные чувства, становятся сильнее и смелее, сказки помогают им побороть страх, пересилить свои слабости и поверить в собственные силы. Сказки учат детей тому, что добро обязательно победит и будет вознаграждено, а зло, в соответствии с законами справедливости – наказано. В сказках побеждает смелый и отважный, ценится выдержка и трудолюбие, торжествует правда и справедливость. Поэтому если вы хотите передать своим детям культурный код нашей цивилизации – читайте им при каждой возможности народные сказки, так как они источник правильного, здорового и гармоничного воспитания ребёнка.

Но сказки содержат не только код нравственных ценностей народа и его мировоззренческие установки, они еще передают и определенную картину мира. И эта картина мира перекликается с космологическими моделями, представленными в мифологиях разных народов мира. Это символы-архетипы мировой горы, вселенского яйца, мирового древа, а так же мотивы нисхождения героя в подземный мир или вознесения его в высшие миры. Эти символы общие практически для всех народов, но каждая цивилизация окрашивает их своими нравственными мерилами и идеалами, которые присущими именно её представителям.

Давайте рассмотрим основные символы, которые используются в русских народных сказках.

Числа

Отдельно нужно отметить символику чисел в русских народных сказках. Самые популярные цифры это три и семь – три пути на развилке или «за семью дверями, за семью замками…» и «цветик — семицветик». Цифра семь в русских народных сказках символизирует этапы к познанию самого себя, это как бы ключи к достижению высшей мудрости. Вот как видели наши предки эти этапы:

здоровье физического тела и единение с ним;
внутренняя «искра»;
принятие и любовь ко всему вокруг;
ум-разум;
сознательность;
сверхсознание.

После того, как эти шесть этапов будут пройдены, человеку откроется высший уровень — ясновиденье, который и является ключом номер семь. Вообще в нумерологии зашифрован глубокий смысл познания человеком себя и мира, а в русских народных сказках вопрос духовного роста, обретения мудрости, стремления к добру и свету оказывается первостепенным.

Яйцо

Яйцо это самый первый символ, пришедший к нам из древнейшей космогонии, правда там мировое яйцо — золотое. И в древних культурах яйцо всегда олицетворяло Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В русских же сказках Солнце чаще всего ассоциируется с образом Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.

Вообще у многих народов есть сказки о яйце как об источнике жизни, как и древний обычай одаривать друг друга яйцами и упоминать их в священных песнопениях. Закодированная формула «мир-яйцо» была сильно распространена. Еще Плутарх объяснял древнеримский обычай красить яйца тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе его заключающего. Так же у персов существовал обычай приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в разные цвета. Почти все народы клали яйца в храмах или закапывали в тех местах, где предполагалось строительство. Есть даже предание, что Неаполь построен на яйце. Эта формула была настолько стойкой что встречалась даже в церковной литературе. Как написано в одной старинной византийской рукописи: «О яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу — скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля»

Вселенское яйцо из которого рождается мир, или на крайний случай верховное божество в виде бога-прародителя, упоминается во многих мифах и преданиях различных народов – иногда золотое яйцо (символ Солнца) плавает в водах мирового океана, иногда его сносит священная птица-мать, как, например, в египетских мифах. Есть пример индийской мифологии, как из Хираньягарбхи — «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового яйца (Брахманды), рождается Брахма, из него же появляется Праджапати; имя Мартанды, предположительно, солярного божества, означает «рожденный из мертвого яйца». О рождении демиурга — божественного Фанеса — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана (либо на колено девы Ильматар); в китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу. Легенды о Мировом яйце встречаются у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии, Африки и пр.

И в русских сказках этот древнейший символизм нашел свое отражение – вспомните то самое золотое, которое снесла Курочка Ряба. Не смотря на то, что в сказке не осталось никакого мифологического антуража, остался закодированный образ-символ, передаваемый от поколения к поколению и усваиваемый ребёнком чуть ли не одним из первых.

Кстати сказка Курочка Ряба вообще переполнена символизмом. Вот, например противоречие почему плачут дед и баба, когда мышка разбила им яичко? Ведь она, по идее, помогла им. Так как и «дед бил — не разбил» и «баба била — не разбила». А они плачут? Может быть потому, что они должны были сами его разбить? И потеряли этот шанс, ведь курочка пообещала в следующий раз снести им уже простое яичко, а не золотое – «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!»

В этой на первый взгляд простой сказке зашифрован далеко не простой алгоритм, так же как и непроста мышка, которая просто «бежала, хвостиком махнула». Мышка здесь выступает очень важным действующим лицом, так же как и в другой русской сказке – Репке.

Источник

  • Какие изобретения я считаю самыми важными сочинение
  • Какие изначально были сказки
  • Какие из этих сказок являются народными два мороза лиса и журавль у страха глаза велики
  • Какие из этих сказок можно отнести к сказкам о животных а какие к волшебным сказкам
  • Какие из указанных утверждений соответствуют информации из рассказа красное яблоко