Какие музыкальные произведения созданы по сказкам пушкина вам известны чем они вам интересны 5 класс

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 113-114

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть вторая.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Размышляем о прочитанном» и «Будьте внимательны к слову» можно, перейдя по ссылке.

Литература и другие виды искусства

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой сказке Мавриной, Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по-вашему мнению, точнее определяют внешний и внутренний облик героев?

Иллюстрации Мавриной и Пашкова показаны в учебнике. Мне же больше нравятся иллюстрации художников Палеха. Они более красочные, волшебные, а потому лучше соответствуют моему представлению о сказочных героях — красивых, смелых, удачливых.

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

Мне известны:

Опера Глинки «Руслан и Людмила»

Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Балет Чулаки «Сказка о попе и работнике его Балде»

Балет Лядова «Сказка о мёртвой царевне»

Эти музыкальные произведения мне интересны тем, что образы героев там раскрыты через музыку и танцы. 

3. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям, Елисею, мачехе?

Первой царице: грустная и медленная.

Царевне: быстрая, лёгкая, весёлая, местами грустная и медленная.

Богатырям: торжественная, спокойная, громкая.

Елисею: бодрая, громкая, и грустная, и весёлая.

Мачехе: быстрая, тревожная, резкая. 

4. Какие фильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма?

Мне известны фильмы:

«Сказка о спящей царевне», фильм, реж. П. Чардынин, 1914 год.

«Сказка о мёртвой царевне», мультфильм, 1951 год.

«Сказка о мёртвой царевне», диафильм озвученный, 1963 год.

«Осенние колокола», фильм, 1978 год.

Я бы обязательно положила в сценарий этого фильма эпизоды с рождением царевны, с зеркальцем, жизнь у богатырей, поиски Елисея, отравление яблоком, с гробом.

Фонохрестоматия

1. Чем напоминает сказка Пушкина сказку Жуковского?

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского сюжетом со спящей царевной, народным языком, торжеством добра.

2. Прослушайте диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр?

Актёр сумел передать коварство царицы, переодевшейся нищенкой. Она умело претворялась доброй и слабой. Она говорит тихо и ласково, боится собаки, называет царевну «Мой свет».

А царевна показана доброй и доверчивой, простодушной. Она говорит прямо, открыто, бесхитростно.

3. Прочитайте описание яблока. Постарайтесь передать чувства царевны, которой так понравилось яблоко, что она не стерпела и надкусила его.

Передать чувства царевны можно, если прочитать описание и эпитеты, относящиеся к яблочку, с надрывом, предвкушением: свежо, душисто, румяно-золотисто, будто мёдом налилось!

4. Королевич Елисей трижды обращается к силам природы. Какие чувства, переживания слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

При обращении Солнцу Елисей умоляет, тревожится.

При обращении к Месяцу Елисей повышает тон, что свидетельствует о ещё большей тревоге и волнении.

Обращаясь к Ветру, Елисей взывает с надеждой и верой.

С каждым новым обращением накал эмоций возрастает, Елисей всё больше волнуется.

5. Какими средствами звукописи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Радостное настроение передаётся в записи звоном колоколов, хотя автор использует для этого слово «Трубит», то есть победно играет.

В конце чтения играет весёлая свадебная музыка-вальс.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Задания по литературе для 5 класса Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

3 ответа:



3



0

По мотивам сказок Пушкина было написано немало музыкальных произведений, вспомним некоторые из них.

На поэму «Руслан и Людмила» были написаны опера композитором Глинка и балет Глушковского на музыку Штольца.

На сказку » О попе и работнике его Балде» был написан балет композитором Чулаки.

Про «Царя Салтана» писал свою оперу композитор Римский-Корсаков и позже на его музыку был поставлен балет.

Оперу под названием «Сказка о рыбаке и рыбке» написала Елена Могилевская.

На сказку «О мертвой царевне» был написан балет композитором Лядовым.

А вот к сюжету «Золотого петушка» вновь обратился Римский-Корсаков, создав еще одну оперу.



0



0

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда вдохновляло композиторов к созданию музыкальных произведений, основанных на его сюжетах. На сегодняшний день по произведениям этого гениального автора создано более 20 опер и более 10 балетов.

Что касается сказок Пушкина, то можно выделить такие музыкальные произведения, как:

Опера М. Глинки «Руслан и Людмила» (1821 г.)

Опера А. Даргомыжского «Русалка»

Оперы Н. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане», (1900 г.), «Золотой петушок» (1908 г.)

Балет Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1867 г.)

Балет М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940 г.)

Балет А. Лядова «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1949 г.)

Эти музыкальные произведения привлекательны, прежде всего, своими узнаваемыми, знакомыми с детства сюжетами, идеально прорисованными героями, и тем, что в них всегда добро оказывается сильнее зла.

Опера "Сказка о Царе Салтане"



0



0

Сказки Пушкина послужили источником вдохновения для многих композиторов.

Например Глинка написал на сказку «Руслан и Людмила» оперу, а композитор Штольц — музыку для балета.

Также двумя операми отметился Римский-Корсаков, который положил на музыку «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке»

Еще одна опера была написана по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» композитором Могилевской.

Ну и можно упомянуть балет Лядова по сказке «О Мертвой царевне и семи богатырях».

Читайте также

Скажем сразу, сказки Пушкина «О спящей царевне» и сказка Жуковского «О спящей царевне» писались этими авторами почти одновременно и в виде некоего соревнования. У кого из них получился более интересный вариант судить даже не берусь. Но Жуковский оставил больше деталей традиционного сюжета сказки, Пушкин сделал ее более оригинальной, авторской.

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского прежде всего общностью сюжета — молодая царевна погружается в мертвый сон, от которого ее спасает красавец принц/королевич. Причина сна разная — проклятие и отравленное яблоко, зависть или обида.

Также общим для сказок является попытка авторов следовать народным канонам построения сказок, хотя Жуковский отнесся к этому более вольно, шутливо.

Сложно сравнивать между собой два столь разных по настроению и стилистике произведения, как «сказка о мертвой царевне» Пушкина и «Спящая царевна» Жуковского.

Оба автора постарались создать сказки, похожие на народные и им это удалось, но Пушкин сделал это более удачно. У его сказки есть все признаки русской народной сказки, например волшебный помощник, троекратные повторы, герой, который проходит испытания, на пути к своему счастью, и конечно торжество добра, которое выразилось в наказании злой царицы.

Сказка Жуковского в этом отношении оказывается более авторской, поэт создал своих особенных героев, отличающихся от героев народной сказки. Это и царь Макар и рак, который никогда в народных сказках не выступал предсказателем, и отсутствие противостояния добра и зла.

Однако мне очень нравятся обе эти сказки и я не хочу выбирать из них лучшую.

Ритм — это основа всякого стихотворения. которая позволяет используя ударные и безударные слога, а точнее их чередование создавать настроение, показывать скорость чтения, управлять эмоциями читателя или слушателя.

В сказке в стихах «О мертвой царевне» Пушкина мы встречаем интересное использование непостоянного ритма автором.

Так первые две строчки идут с последним ударным слогом, а следующие две с предпоследним. И так на протяжении всей сказки. Такое чередование ритма создает необычный рисунок сказки, делает ее действительно сказочной, народной, помогает сделать акцент на чем-то.

Вот например строки

7PvTRmHusX95RH9FtjNySRtTtt6fJe2j.png

читаются более звонко не только из-за слова Трезвонить, но и из-за ударения на предпоследнем слоге. Ударение же на последнем слогу в строках:

s6tJaZMWFVOjXA4SsOPIGhMP2DB6Ah.png

делает их более убедительными, более емкими, утверждающими.

Стихотворение Пушкина «К няне» обращено к настоящей няне поэта, Арине Родионовне. Эта простая русская женщина подарила будущему поэту свою любовь и как говорят ученые познакомила маленького Сашу с богатством русского языка и народного фольклора. Маленький Пушкин очень любил сказки, которые рассказывала ему няня, любил слушать ее песни. И эти детские воспоминания оказали большое влияние на взрослое творчество Пушкина.

Данное стихотворение пронизано чувством глубокой любви и признательности к своей няне. Поэт передает свою заботу и тревогу, он отзывается о воспитавшем его человек с большой искренней теплотой.

Уже в первых строках стихотворения Пушкин называет няню Подругой и Голубкой. Слово Подруга показывает, что няня всегда поддерживала поэта, даже в годы тяжелых испытаний, его ссылки. А ласковое слово Голубка показывает отношение поэта к няне, его любовь.

«Сказка о мертвой царевне» Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих начал.

Злая царица вызывает страх и отвращение. Она любуется своим отражением, она готова убить красивую молодую царевну, просто потому, что она красивее ее. Читая, как царевну отводят в лес, или предлагают ей отравленное яблоко, мы переживаем за героиню, сочувствуем ей, и мечтаем, чтобы ничего у царицы не получилось.

Читая, как оживает царевна в хрустальном гробу, когда ее находит королевич Елисей мы радуемся. Финал сказки очень положительный и именно он создает общее настроение — чувство удовлетворения от победы добра, радость.

От фортепианной миниатюры до масштабной оперы – вспоминаем, на создание каких произведений вдохновляли композиторов царь Салтан и Золотая рыбка, Царевна-Лебедь и Кот-ученый.

Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» от Римского-Корсакова

Большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке внес Н.А. Римский-Корсаков. Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).

К сказкам Пушкина Римский-Корсаков в своем оперном творчестве обращается дважды. В 1900 году состоялась премьера его оперы «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.

Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.

Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.

Послушайте симфонический антракт «Три чуда», в котором праздничную и приподнято-радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает антракт чудесная картина превращения Лебеди в Царевну.

Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».

Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:

Вторая опера Римского-Корсакова, написанная по сказке Пушкина «Золотой Петушок», была поставлена на сцене в 1909 году уже после смерти композитора. Несколько переделав сюжет и расставив свои акценты в произведении Пушкина, Римский-Корсаков с либреттистом В.И. Бельским создали оперу-сатиру, выпячивающую и высмеивающую недостатки и промахи современной им власти. Этого цензура не заметить не смогла и всячески препятствовала постановке оперы, законченной композитором еще в 1907 г. Так, последняя опера-сказка Римского-Корсакова подняла на рубеже веков совсем не «сказочную» тему, и заострила внимание думающей публики на реальных проблемах неспокойного времени, в которое она возникла.

 «Золотая рыбка» Николая Черепнина

Через несколько лет после премьеры оперы Римского-Корсакова «Золотой Петушок» в истории русской музыки появляется еще одно крупное сочинение, посвященное сказке Пушкина.⠀

В 1912 году композитор Н. Черепнин создает 6 музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для фортепиано, которые посвящает своему «милому сыну Саше».

Н. Черепнин принадлежит к поколению, которое хоть и впитало в себя традиции, заложенные композиторами «Могучей кучки», но стремилось открыть новое в музыкальном искусстве, обновляло музыкальный язык, искало новые формы и своими произведениями писало историю стиля модерн. Черты этого стиля можно услышать и в музыке Черепнина к сказке Пушкина.

Шесть фортепианных пьес Черепнина чередуются с поэтическими цитатами из Пушкина, которые композитор подробно иллюстрирует с помощью музыкальных средств. Красочная, богато украшенная музыкальным орнаментом и декоративными деталями, полная звукоизобразительных эффектов и характерных тем-портретов музыка Черепнина стала основой для балета «Золотая рыбка», премьера которого состоялась в 1937 году.

Балет «Балда» на музыку Шостаковича

В 1930-е годы к тексту сказки Пушкина обращается композитор Дмитрий Шостакович. Специально для мультипликационного фильма «Сказке о попе и его работнике Балде», задуманного режиссером М. Цехановским, композитор создает  колоритную, «балаганную», наполненную интересными гротескными и сатирическими деталями музыку.

Мультфильм так и не вышел на экраны, остались лишь некоторые сцены, Шостакович же из готовых музыкальных номеров создал Сюиту (соч. 36а):

  1. Увертюра,
  2. Сон поповой челяди,
  3. Марш уток,
  4. Танец Попа с Чертом,
  5. Танец Звонаря,
  6. Танец мертвецов,
  7. Финал.

Эта работа Шостаковича привлекала к себе разных музыкантов, на материале музыки к фильму в 1979 г. создает и записывает сюиту Г. Рождественский. А в 1999 г. на сцене Большого театра был показан балет «Балда», в основе которого лежала музыка Шостаковича в редакции В. Бибергана.

«Сказка о медведихе» и музыка Баневича

Знаете ли вы, что помимо известных и любимых всеми сказок о Золотой рыбке и о царе Салтане, о Балде и о Золотом петушке, о мертвой царевне и семи богатырях Пушкин является автором еще одной сказки, которой литературоведы дали название «Сказка о медведихе»?

Над этой сказкой (сюжет которой, надо сказать, весьма трагичный: в самом начале произведения мужик убивает медведиху и забирает ее трех медвежат) Пушкин работал в 1830 г. во время своей знаменитой поездки в Болдино, но оставил историю медведихи незавершенной.

Не смотря на это, «Сказке о медведихе» даже посвящено музыкальное сочинение. Литературный эпиграф из этого неоконченного произведения Пушкина открывает фортепианную миниатюру «Еж» современного композитора Сергея Баневича.  Еж — один из лесных персонажей сказки, которые приходят к медведю оплакивать медведицу.

Пьеса «Еж» вошла в сюиту С. Баневича «По сказкам Пушкина», которая стала своеобразным музыкальным калейдоскопом из образов, созданных русским поэтом.

Сюиту для фортепиано «По сказкам Пушкина» составили разнохарактерные и разножанровые миниатюры:

«Кораблик» и «Сватья баба Бабариха» (по мотивам «Сказки о Царе Салтане»),

«Кот ученый» (из «Руслана и Людмилы»),

«Бесенок» и «Зайка» (из «Сказки о попе и о работнике его Балде»),

«Еж» («Сказка о медведихе»),

«Зеркальце», «Ветер, ветер!», «Гроб качается хрустальный…» (по мотивам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»),

«Золотая рыбка» и «У разбитого корыта» («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Каждая пьеса предваряется строками из сказки Пушкина, которые передают содержание музыкальной миниатюры.

Все пьесы отмечены ярким узнаваемым стилем автора, который за особый лиризм, мелодичность музыкального языка и искренность высказывания любим слушателями и исполнителями.

  • Какие мотивы лирики лермонтова я вижу в герое нашего времени сочинение
  • Какие можно придумать вопросы к сказке о рыбаке и рыбке
  • Какие могут быть темы итогового сочинения 2022
  • Какие могут быть причины преступлений сочинение
  • Какие могут быть аргументы в итоговом сочинении