Какие нравственные и гражданские уроки дает нам произведение слово о полку игореве сочинение 9 класс

Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам «Слово о полку Игореве»

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  22.04.2020

Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам "Слово о полку Игореве"

Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам "Слово о полку Игореве"

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам "Слово о полку Игореве" Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам "Слово о полку Игореве"

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам "Слово о полку Игореве"

Автор великого труда «Слово о полку Игореве» выделяет важные нравственные вопросы, которые актуальны и сегодня. Особенность этого рассказа состоит в том, что важна не только сюжетная часть — описание военного события 1185 г. Автор дает моральную оценку подвигам героев, обсуждает причины тяжелого положения его власти. Он решает вопросы, имеющие отношение к нравственным ориентирам народа. В истории мы находим анализ и оценку военных событий и их результатов для народа. Важным моментом является влияние происходящего на моральный аспект жизни людей. Автор показывает, как проявляется любовь к родине.

Автор обсуждает, как человеческие ценности могут меняться во время войны. Его наблюдения достаточно точны и могут служить нравственным ориентиром. Для создания контраста с событиями, описанными в 1185 году, автор рассказывает об истории России. Все это служит основной идее — призыву к объединению власти.

Слово» убедительно доказывает, что в единстве лежит сила всей власти. Ибо только вместе можно противостоять страшному внешнему врагу. Важным нравственным аспектом единства является любовь — источник силы и воли к победе.

Решение князя Игоря противостоять половцам отдельно от других князей рассматривается автором не только как историческое событие, но и как нравственный вопрос. Игорь действует мужественно и руководствуется благородной целью — уничтожить опасного внешнего врага. За это автор хвалит принца должным образом. Но, как он видит в эгоистичном интересе Игоря — приобретении славы. Как считает автор, такой эгоистичный интерес порождает недоверие среди народа. Так что иди — уверенность Игоря в себе подвергает опасности его людей.

Автор провозглашает идею единства князей ради борьбы с врагом. Он убедительно призывает их прекратить вражду и объединиться. Ведь есть мощный внешний враг — степи, как у половцев.

Автор выражает свою позицию в форме ссылки на поиск внутри себя сил, чтобы положить конец вражде и объединиться во имя общей безопасности. Нравственный вопрос о том, каким должен быть хороший правитель, решается следующим образом: он должен быть не только храбрым и мужественным, но и мудрым. Способность прощать и понимать других также является важной чертой. Об этом свидетельствует пример киевского князя Святослава, который мудро прощает своих спотыкающихся детей Игоря и Всеволода. Автор показывает, как важно уметь решать внутренние конфликты, чтобы набраться сил.

Почему древнерусская история «Слово о полку Игореве» до сих пор актуальна? Потому что природа человека со временем меняется очень мало, и моральные вопросы, которые волнуют автора «Слова», волнуют нас. Как и в прошлом, существует проблема амбиций и их разрушительных последствий для людей. Поэтому поход князя Игоря может служить примером того, как нельзя действовать во славу свою.

1 вариант сочинения (332 слова)

«Слово о полку Игореве» – настоящий шедевр древнерусской литературы. К сожалению, до нас не дошёл оригинал произведения из-за пожара в 1812 году. Однако, благодаря коллекционеру Мусину-Пушкину, были изданы копии, один из которых принадлежал Екатерине и читается по сей день.

Безусловно, история «Слова…» играет немаловажную роль в его изучении, но, если пройтись по страницам произведения и задуматься над смыслом написанного, невольно получается извлечь серьёзные нравственные уроки.

Первое, о чём учит данное произведение – это необходимость сплочённости. Святослав был очень разочарован, когда узнал о самостоятельном походе братьев на половцев. Игорь и Всеволод решили напасть на врагов без обсуждения сражения со старшими, за что вскоре и поплатились:

«Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном…»

«Вы ж решили бить на удалую:

«Нашу славу силой мы возьмём

А за ней поделим и былую».

Своим поступком Игорь и Всеволод «открыли ворота» половцам, так как позволили им одолеть русичей. А ведь если бы народ объединился, и братья не шли на поводу своего честолюбия, то всё обернулось бы иначе.

Любовь также является уроком «Слова…». Пример — плач Ярославны. Она очень любит супруга и тоскует по нему, из-за чего обращается к русской природе за помощью:

«Днепр мой славный!»

«Чтобы жив вернулся он ко мне!»

«Солнце трижды светлое!»

Эта часть произведения, с одной стороны, показывает отчаяние девушки, но, с другой стороны, демонстрирует глубокую веру в родную природу и мужа. Мольба Ярославны, как мы видим из произведения, спасла Игоря, и природа помогла найти путь домой:

«Дятлы, Игоря встречая,

Стуком кажут путь к реке…»

«Чайка князя в небе стерегла…»

Еще один вывод мы можем сделать: о необходимости трезвого взгляда на происходящее. Тщеславие Всеволода и Игоря затуманило их сознание. Они, желая заполучить славу и уважение народа, не обратили внимания на знаки, предвещавшие беду:

«Солнце тьмою путь ему закрыло,

Ночь грозою птиц перебудила…»

«Игорь к Дону движется с полками,

А беда несётся вслед за ним:

Птицы, поднимаясь над дубами,

Реют с криком жалобным своим…»

«Слово о полку Игореве» вселяет в нас гордость за историю отечества. Оно учит подлинному патриотизму, а также прославляет нравственные ценности. Вывод из прочитанного текста прост: нужно следовать моральным канонам и пресекать в себе гордыню, эгоизм, тщеславие. Ведь несложно любить родные края, поддерживать близких людей, быть верным своему слову и чувству. Зато эти нехитрые установки помогают нам стать частью чего-то большего, чем мы: поучаствовать в строительстве дома для наших потомков, защитить его, если придется, менять мир к лучшему своим маленьким светлым вкладом в его доброту, справедливость, любовь. Великое всегда начинается с малого. А древняя книга вдохновляет нас вложить наши скромные усилия в созидание, а не в разрушение. На государственном уровне эта мораль выражается в объединении земель и народа, на личностном – в гармонии в семейных отношениях.

Таким образом, произведение, написанное в период с 1187 г. по 1196 г., преподаёт важные уроки, которые актуальны и в наше время.

4

(332 слова)

2 вариант сочинения (519 слов)

Автор великого произведения «Слово о полку Игореве» освещает в нем важные нравственные вопросы, которые остаются по сей день актуальными. Особенность данной повести в том, что в ней важна не только сюжетная часть – описание военного события 1185 года. Автор дает моральную оценку поступкам героев, рассуждает о причинах бедственного положения своей державы. Он решает вопросы, которые имеют отношение к моральным ориентирам людей. В повести мы находим анализ и оценку военных событий, а так же их результаты для народа. Немаловажный момент – влияние происходящего на нравственный аспект в жизни людей. Автор показывает, как проявляется любовь к Родине. 

Изначально автор показывает силу, мужество и величие князя и его дружины:

«Игорь-князь с могучею дружиной…»

«…Выросли, как воины,

С конца копья вскормлены.

Все пути им ведомы,

Все яруги знаемы,

Луки их натянуты…»

Автор рассуждает о том, как во время войны могут меняться человеческие ценности. Его наблюдения достаточно точны и могут служить моральным ориентиром. Чтобы создать контраст для описываемых событий 1185 года, автор говорит об истории Руси. Все это служит главной идее – призыву к объединению державы.

Решение князя Игоря выступить против половцев отдельно от других князей рассматривается автором не только как историческое событие, но и как нравственный вопрос. Игорь поступает смело и руководствуется благородной целью – уничтожить опасного внешнего врага. За это автор дает должную похвалу князю. Но так же он видит в этом эгоистичный интерес Игоря – приобретение себе славы. В результате, как считает автор, такой эгоистичный интерес приведет к недоверию со стороны народа. Так и выходит – самоуверенность Игоря ставит в опасное положение его людей.

Писатель провозглашает идею единения князей ради борьбы с врагом. Он убедительно призывает их прекратить междоусобицы и сплотиться. Ведь существует грозный внешний враг – степняки, такие как половцы.

Автор выражает свою позицию в виде намека на поиск в себе сил для прекращения распрей и объединения ради общей безопасности. Нравственный вопрос, каким должен быть хороший правитель, в повести решается так: он должен быть не только смелым и храбрым, но и мудрым. Так же важной чертой называется умение прощать и понимать других. Это показано на примере киевского князя Святослава, который мудро прощает своих оступившихся детей, Игоря и Всеволода. Автор показывает, как важно уметь улаживать внутренние конфликты для приобретения силы.

В «Слове» убедительно доказывается, что в единстве сила любой державы. Ведь только вместе можно противостоять страшному внешнему врагу. Важной нравственной стороной единства является любовь – источник силы и стремления к победе.

Ярко отражается любовь к родине и патриотизм в моменте, когда Ярославна молится не только за здоровье мужа, но и за всю его славную дружину. Мы видим способность верить до конца и никогда не отступать. Также присутствуют обращения к природе с просьбой вернуть дорогого человека:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?»

Видна в произведении чистая и искренняя любовь жён, чьи мужья пошли на войну.

Почему древнерусская повесть «Слово о полку Игореве» до сих пор остается актуальной? Потому что человеческая природа мало меняется с течением времени, и нравственные вопросы, которые волновали автора «Слова», волнуют и нас. Как и тогда, есть проблема честолюбия и ее разрушительного влияния на людей. Поэтому поход князя Игоря может служить примером, как не нужно поступать ради своей славы.

5

Нравственные уроки неудачного похода князя Игоря - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

«Слово о полку Игореве» — великое произведение, созданное на рубеже 12-13 веков, несомненно, написано автором, знающим историю своей родины, понимающим события и трудности. Он глубоко чувствует переживания Руси, ее народа и призывает князей к объединению, сплочению сил для победы над половцами. Неудавшийся поход князя Игоря влечет за собой нравственные уроки. Но какие именно?

Несомненно, одним из главных и важных нравоучений является единство. Объединение служит основой победы над любыми невзгодами и неотъемлемым залогом успеха. «Золотое слово» Святослава непосредственно подтверждает данную мысль.

Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую».

Князья желали справиться в одиночку, чтобы каждый извлек свою выгоду, но они позабыли о том, что земля русская — одна и она едина, как должен быть един и ее народ.

Еще одним нравственным уроком является необходимость патриотизма. Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности. Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа. Ярким примером является судьбоносный «Плач Ярославны», в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. «Что ты, Ветер, злобно повеваешь», «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!» Это также является примером еще одного нравственного урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их.

Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно. Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его действия, а не поступать как «Тот Боян, исполнен дивных сил…Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед…»

Таким образом, «Слово…» дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя Игоря.


Пример сочинения 2

Прежде всего стоит раскрыть роль автора «Слова», по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей.

Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.

Главный герой князь Игорь предпринимает поход на полов­цев в союзе с братом Святославом Ольговичем и с сыновьями; впоследствии у Оскола к нему присоединяется его двоюродный брат Всеволод, князь курский.

Поход был не продуман и с точки зрения стратегии неуда­чен. Игорь «не сдержал юности», не укротил вовремя свой бое­вой пыл.

Поход Игоря не был удачным: враги одержали победу над его войском в кровопролитном сражении.

Читайте также:  Краткий анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»
С пленением князя Игоря половцам, «поганым», был открыт путь на Русскую землю, для которой дорого обошлись амбиции и честолюбие организаторов похода.

В произведении красной нитью проходит мысль о пагубных последствиях княжеской разобщённости, которая становится причиной многих бед Русской земли. Особенно ярко эта мысль звучит в «золотом слове» киевского князя Святослава; он сурово упрекает русских князей в разъединённости, враждебности друг к другу, отсутствии общих интересов, что становится причиной многих бед для русских.

Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа.

И последнее — плач Ярославны. Нежная и прекрасная жена князя в своём плаче обращается к силам природы: Днепру, ве­тру, солнцу — с просьбой защитить её мужа от вражеских стрел, от палящих лучей солнца, взлелеять его суда на синих быстрых водах. Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве.

Какие можно сделать выводы в заключение? Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных про­блемах в «Слове о полку Игореве»?

Человеческая природа на протяжении веков (если рассматри­вать историю цивилизации в известных временных пределах) мало изменилась или не изменилась совсем. Желание славы вла­дело во все времена людьми с сильной волей и честолюбивыми замыслами. Читатель видит это на примере князя Игоря, курского князя Всеволода и их сподвижников. Побудительная причина по­хода на Половецкую землю, казалось бы, достойна похвалы: они стремятся вернуть, отобрав у кочевников, земли близ Керченского пролива, принадлежавшие когда-то Черниговскому княжеству.

Нужно ли это русским людям, служит ли это идее укрепле­ния и возвеличения Руси? Да, безусловно. Но при этом автор не может не взглянуть на этот шаг русских князей без осуждения. Князем Игорем руководят не только благородные помыслы. Несмотря на то что у князя уже взрослый сын, он «не сдержал юности», пренебрёг печальным предзнаменованием и пошёл в поход, по сути, в неизвестность. Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед дру­гих, более удачливых князей.

Ещё одна нравственная проблема представлена в «Слове». Для подлинного художника объективность, верность истори­ческой правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант «дивный» и чьи струны «сами князьям славу рокотали». Однако для автора «Слова» важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.

О чём ещё автор хочет поведать читателю? О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого не­пререкаемым авторитетом человека.

«Золотое слово» киевского князя Святослава содержит не только упрёки русским князьям в их разъединённости, но и осуждает тех, кто поддаётся стихийному чувству («Вы ж ре­шили бить наудалую», «Мало толку в силе молодецкой»), вопреки воле и разуму.

Прекрасный пример нравственного подвига заключён в об­ращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сбе­речь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и люби­мых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.

Таков круг нравственных проблем, очерченных автором в «Слове о полку Игореве».


Пример сочинения 3

«Слово о полку Игореве» (1185-1188 г.г.) — великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века.

В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом , племянником Святославом Ольговичем , сыном Владимиром . В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль.

Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове” — Овлур). Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, — произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”

Какие нравственные вопросы решает автор Слова о полку Игореве

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве»?

Прежде всего стоит раскрыть роль автора «Слова», по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей. Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.

Главный герой князь Игорь предпринимает поход на полов­цев в союзе с братом Святославом Ольговичем и с сыновьями; впоследствии у Оскола к нему присоединяется его двоюродный брат Всеволод, князь курский.

Поход был не продуман и с точки зрения стратегии неуда­чен. Игорь «не сдержал юности», не укротил вовремя свой бое­вой пыл.

Поход Игоря не был удачным: враги одержали победу над его войском в кровопролитном сражении.

С пленением князя Игоря половцам, «поганым», был открыт путь на Русскую землю, для которой дорого обошлись амбиции и честолюбие организаторов похода.

В произведении красной нитью проходит мысль о пагубных последствиях княжеской разобщённости, которая становится причиной многих бед Русской земли. Особенно ярко эта мысль звучит в «золотом слове» киевского князя Святослава; он сурово упрекает русских князей в разъединённости, враждебности друг к другу, отсутствии общих интересов, что становится причиной многих бед для русских.

Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа.

И последнее — плач Ярославны. Нежная и прекрасная жена князя в своём плаче обращается к силам природы: Днепру, ве­тру, солнцу — с просьбой защитить её мужа от вражеских стрел, от палящих лучей солнца, взлелеять его суда на синих быстрых водах. Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве.

Какие можно сделать выводы в заключение? Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных про­блемах в «Слове о полку Игореве»?

Человеческая природа на протяжении веков (если рассматри­вать историю цивилизации в известных временных пределах) мало изменилась или не изменилась совсем. Желание славы вла­дело во все времена людьми с сильной волей и честолюбивыми замыслами. Читатель видит это на примере князя Игоря, курского князя Всеволода и их сподвижников. Побудительная причина по­хода на Половецкую землю, казалось бы, достойна похвалы: они стремятся вернуть, отобрав у кочевников, земли близ Керченского пролива, принадлежавшие когда-то Черниговскому княжеству.

Нужно ли это русским людям, служит ли это идее укрепле­ния и возвеличения Руси? Да, безусловно. Но при этом автор не может не взглянуть на этот шаг русских князей без осуждения. Князем Игорем руководят не только благородные помыслы. Несмотря на то что у князя уже взрослый сын, он «не сдержал юности», пренебрёг печальным предзнаменованием и пошёл в поход, по сути, в неизвестность. Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед дру­гих, более удачливых князей.

Ещё одна нравственная проблема представлена в «Слове». Для подлинного художника объективность, верность истори­ческой правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант «дивный» и чьи струны «сами князьям славу рокотали». Однако для автора «Слова» важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.

О чём ещё автор хочет поведать читателю? О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого не­пререкаемым авторитетом человека.

«Золотое слово» киевского князя Святослава содержит не только упрёки русским князьям в их разъединённости, но и осуждает тех, кто поддаётся стихийному чувству («Вы ж ре­шили бить наудалую», «Мало толку в силе молодецкой»), вопреки воле и разуму.

Прекрасный пример нравственного подвига заключён в об­ращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сбе­речь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и люби­мых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.

Таков круг нравственных проблем, очерченных автором в «Слове о полку Игореве».

Здесь искали:

  • какие нравственные вопросы решает автор слова о полку игореве
  • каковы гражданские и нравственные уроки слова о полку игореве
  • каковы нравственные уроки неудачного похода князя игоря

«Патриотизм и нравственные проблемы в произведении «Слово о полку Игореве»»

Патриотизм — чувство великое и необходимое. И складывается оно, прежде всего, из любви к Родине, преданности ей, готовности в любой момент защищать ее свободу и независимость. Именно эта основная мысль и заложена в небольшом, но очень важном памятнике литературы древней Руси — поэме «Слово о полку Игореве». События, описанные в «Слове», относятся к началу ХII века, когда феодальная Русь была разделена на множество больших и маленьких княжеств, и, практически, не было государственного единства. Это сразу же отразилось на слабости внешней обороны Русской земли. Начались набеги кочевых народов, разорявших русские города и села, угонявших в рабство население, несших смерть и разрушение. Однако, наряду с князьями, полностью обособившимися от государства, остаются люди, стремящиеся поддержать единение русских земель и всего русского народа. Одним из таких примеров патриотизма, борьбы за свободу русского народа является поход храброго князя Игоря Святославовича на половцев. Кроме смелого, хотя и неудачного похода князя Игоря, автор «Слова» напоминаем нам былые победы русских князей, красочно описывая, как были сильны русские войска, просит их «вступить в стремя, сесть на коней за землю русскую…» Автор показывает русских князей могущественными и смелыми, он так обращается к ним: «Галицкий Осмомысл Ярослав! Подпер горы Венгерские своими железными полками, Заступив королю путь, Затворив Дунаю ворота…», — таким образом, князь Ярослав сумел загородить пути для наступления венгерскому королю. А вот что говорит автор про славные победы Всеволода Суздальского: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить!». В «Слове» нет подробного описания поражения князя Игоря. Это событие как будто служит поводом для размышления о судьбах Русской земли. Много героев выросло на русской земле и среди князей, и среди простого народа. И только единение всех русских людей против общих врагов поможет защитить Русь. Автор поэмы, являясь большим патриотом Руси, переживающим ее военные поражения, страстно призывает князей объединиться против общих врагов: «Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобицы настало насилие от земли Половецкой!». Кроме великой патриотической идеи объединения Руси, автор «Слова» поднимает и нравственные проблемы героев произведения. С небольшими силами, не объединившись с соседями-князьями, отправился Игорь в далекий поход на половцев, надеясь застать из врасплох, рассчитывая «Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Не хотели больше Игорь и его брат Всеволод жить славою предков и решили: «Помужествуем сами, прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!». Поражение Игоря Святославовича имело тяжелые последствия для всей русской земли. Но автор видит главное причину этого поражения не в слабости русских воинов, а в князьях, которые действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. И сам автор «Слова» и его произведение занимают патриотическую позицию. Они несут в народ призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите свободы русского народа, к избавлению от гнета завоевателей.

Вопрос:

Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? Кратко

Ответы:

Главный герой князь Игорь предпринимает поход на полов­цев в союзе с братом Святославом Ольговичем и с сыновьями; впоследствии у Оскола к нему присоединяется его двоюродный брат Всеволод, князь курский. Поход был не продуман и с точки зрения стратегии неуда­чен. Игорь «не сдержал юности», не укротил вовремя свой бое­вой пыл. Поход Игоря не был удачным: враги одержали победу над его войском в кровопролитном сражении. С пленением князя Игоря половцам, «поганым», был открыт путь на Русскую землю, для которой дорого обошлись амбиции и честолюбие организаторов похода. В произведении красной нитью проходит мысль о пагубных последствиях княжеской разобщённости, которая становится причиной многих бед Русской земли. Особенно ярко эта мысль звучит в «золотом слове» киевского князя Святослава; он сурово упрекает русских князей в разъединённости, враждебности друг к другу, отсутствии общих интересов, что становится причиной многих бед для русских. Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа. И последнее — плач Ярославны. Нежная и прекрасная жена князя в своём плаче обращается к силам природы: Днепру, ве­тру, солнцу — с просьбой защитить её мужа от вражеских стрел, от палящих лучей солнца, взлелеять его суда на синих быстрых водах. Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве.

Елена Тростникова — Уроки Игорева похода

30 апреля 1185 года, 825 лет назад князь Новгород-Северский Игорь Святославович в союзе с другими князьями пошёл на половцев. Это историческое событие получило отражение в поэме «Слово о полку Игореве», памятнике древнерусской литературы

825 лет назад, весной 1185 года, Новгород-Северский князь Игорь Святославович пошёл с войском на половцев и, сначала одержав победу, потерпел затем полное поражение, был, как и большая часть его уцелевших воинов, взят в плен, откуда, впрочем, вскоре бежал. «Дела давно минувших дней», событие на фоне более чем полуторавековых многообразных отношений Руси с половцами отнюдь не ключевое, — да и к тому же поражение, а не победа… Однако о нём хоть понаслышке, хоть чуть-чуть, знает каждый русский человек, и значит оно для нас чрезвычайно важное — даже важнее, пожалуй, чем мы сами думаем.

Конечно, «виновато» в том, что поход князя Игоря Святославовича вошёл в наше национальное сознание, «Слово о полку Игореве», которое каждый из нас изучал ещё в школе. Само «Слово…», несомненно, является чудом нашей культуры: оно к нам как с неба упало, сразу стало загадкой, даже целым древом загадок и тайн, и тайны эти всё множатся доныне. Атмосфера вокруг этого произведения накалена; многие гипотезы, с ним связанные, претендуют на революционный пересмотр нашего языка, истории, культуры, становятся базовыми для мiровоззрения некоторых людей.

О походе князя Игоря мы знаем не только из «Слова…», но и по рассказам летописей. Повествование Ипатьевской летописи изобилует деталями, обладает художественной и идейной завершённостью. Но если бы не было случайно найдено «Слово о полку Игореве» — летописную повесть знали бы лишь немногие специалисты-историки. Ведь Игорев поход никак не тянет на историческое событие, — разве что на исторический эпизод, а кому интересны эпизоды? Но в жизни и в истории нередко случается, что небольшой эпизод, малая деталь вдруг ставит всё на место, является прорывом к новому осмыслению обширнейших событий. И если бы в неудачном походе Игоря Святославовича не заключался глубокий урок, русская мысль давно бы утратила интерес к нему по причине его «исторической ничтожности», и мы были бы равнодушны к исторической канве этого изумительного лирико-эпического произведения Древней Руси.

Время Игорева похода — один из относительно продолжительных (с 1180 по 1194 год) периодов, когда прекратились княжеские усобицы и вооружённые силы Южной Руси были объединены под совместным правлением в Киеве Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича, что не замедлило сказаться на эффективности нашей обороны против тогдашних врагов — половцев. В 1884 году половцам было нанесено поистине сокрушительное поражение — а Новгород-Северский князь в этом сражении не участвовал.

Самостоятельный поход Игоря Святославовича на половцев был для него попыткой моральной компенсации за неучастие в общерусской победоносной схватке. Но для всей Руси он обесценил результаты недавних побед. Киевские соправители, Святослав и Рюрик, собиравшиеся летом вновь пойти на половцев и дойти до Дона, вынуждены были вместо этого оборонять беззащитное Новгород-Северское княжество и выручать осаждённый половцами приграничный Переяславль. Таким образом, поход князя Игоря был только помехой (но не катастрофической!) — общему ходу борьбы Руси с кочевниками в тот период.

Конечно же, для создателя «Слова…» поход Игоря, сына князя Святослава, — не эпизод: скорее всего, он и сам был участником этого похода и близким герою поэмы лицом. Судьба князя и его ополчения обретает в «Слове о полку Игореве» поистине космический масштаб: вся природа содрогается вместе с Игоревым полком, предостерегает, стонет, внимает, вторит, спасает.

Давно родилась своеобразная «апологетика» — стремление приписать этому гениальному произведению христианский характер. Однако базируются эти попытки на простой логической цепочке: «язычество — это плохо, «Слово о полку Игореве» — явно хорошо. Следовательно, оно не может быть языческим». Но непредвзятому взгляду видно, что «Слово…» пронизано фольклорным пантеизмом, имена языческих богов («Даждьбожьи внуки» и «Стрибожьи внуки», таинственные Див и Троян) упоминаются в нём с пиететом, а Христос, христианские святые попросту отсутствуют, и это отсутствие особенно заметно при попытках «пришить» библейские параллели к тексту «Слова…».

Со всей силой анималистического и языческого мiрочувствия «Слово о полку Игореве» передаёт конфликт между самоволием, самовластием князя и христианством. Игорь идёт не против Бога, но против воли природы и интересов общества. Но он величествен и красив в своём мужественном и самолюбивом порыве: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью всё его войско прикрыто. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем пленённым быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон». Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование, «Хочу, — сказал, — копьё преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона»» (перевод О. Творогова).

А вот как передаёт то же решение князя (при солнечном затмении 1 мая 1185 года) Ипатьевская летопись: «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?»» Они же все посмотрели и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мiр свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим»». На всём протяжении летописного повествования князь Игорь предстаёт перед нами как христианин — заблуждающийся, падающий, кающийся, обновляющийся. Впрочем, в этом (а не в фиксации событий) и состоит смысл, идейная нагрузка летописей: история читается в них как книга Промысла Божия, по иконописному принципу (как образ вышних судеб). «Были побеждены наши гневом Божьим», — лаконично итожит битву Лаврентьевская летопись.

Образ князя и в летописной повести величествен и прекрасен. «И так построили полки свои. И обратился Игорь к братии своей: «Братья! Этого мы искали, так дерзнем же!». И двинулись на половцев, возложив на Бога надежды свои». «И когда собрались все полки, обратился Игорь к братии своей и к мужам своим: «Вот Бог силой своей обрёк врагов наших на поражение, а нам даровал честь и славу».

Князь ради изнемогших спутников соглашается не возвращаться на Русь сразу же после удачного сражения, а заночевать здесь же, хотя осознаёт, что это может быть равносильно гибели. Худшие предчувствия сбываются, и наутро несметные полки половцев обступают русских. Конные князья ещё успели бы спастись бегством, но сказали: «Если поскачем — спасёмся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдём. Но либо умрём, либо все вместе живы останемся». Весь день и всю ночь длится битва, а под утро воскресенья русский строй рассыпается под натиском половцев. «И уже схваченный, Игорь видел брата своего Всеволода, ожесточенно бьющегося, и молил он у Бога смерти, чтобы не увидеть гибели брата своего».

И тут Ипатьевская летопись приводит монолог князя Игоря огромной лирической силы: «Воскликнул тогда, говорят, Игорь: «Вспомнил я о грехах своих перед Господом Богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане: разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жёны с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей. …И всё это сделал я, — воскликнул Игорь, — и не достоин я остаться жить! И вот теперь вижу отмщение от Господа Бога… Это всё воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен Господь, и всегда справедлив суд Его. И я не должен разделить участи живых. Но ныне вижу, что другие принимают венец мученичества, так почему же я —один виноватый — не претерпел страданий за все это? Но, владыка Господи Боже мой, не отвергни меня навсегда, но какова будет воля Твоя, Господи, такова и милость нам, рабам Твоим»».

Конечно, это не «с натуры» писано, это поэтическая условность, — но она достигает высокого накала. Однако летописцы такие монологи вкладывают в уста отнюдь не каждого героя. В той же Ипатьевской летописи рассказ об Игоре окружён упоминаниями о более страшных усобицах без подобных лирических порывов.

«… И попа привёл из Руси к себе для святой службы, не зная ещё Божественного промысла, но рассчитывая, что ещё долго там пробудет. Однако избавил его Господь по молитвам христиан, ибо многие печалились о нём и проливали слёзы». Вот они, эти слёзы, в «Слове…»: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале… О Днепре!.. Возлелей, господине, мою ладу ко мне, да бых не слала к нему слез на море рано!» — и тотчас, в следующих строках, поворачиваются силой этих слов, этих слёз все стихии, подхватывают князя и выносят из плена, подобно сказочному герою, бежит он горностаем сквозь тростники, по воде, волком по лугу, соколом летит под облаками…

Снова смыкаются, скрещиваются взгляды с двух сторон — от глубины церковной, от широты стихийной… Пронизанное не всуе поминаемым именем Христовым повествование летописца и пестрящее языческими реалиями «Слово…» едины в оценке событий. «Усобица князем на поганых погибель, рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же». И начяша князи про малое «се великое» молвити, сами на себя крамолу ковати, а погании съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Русскую». Ужас перед усобицами, порицание гордыни и глухоты к вышнему внушению, сила любви… Ах, как внятна и банальна эта мораль, — и какой актуальной остаётся она на века, пока мiр стоит, не исчерпываясь «историческим периодом княжеских усобиц»: пальцы должны быть сжаты в кулак, веника не переломишь, а по прутику — с лёгкостью… И летопись, и «Слово…» на примере Игорева похода буквально вопиют об этой очевидности, — а не больше ли это крик о том, что за века, за «пока мiр стоит», люди, всё, казалось бы, зная, всё понимая — ребёнку понятно! — преступают и преступают закон, явленный природой и Богом? И не только злодеи, но и величественные, прекрасные, совестливые и мужественные люди — ведь таким рисует Игоря и летопись, и «Слово».

Если вопль об этом донёсся до нас через восемь столетий и отзывается в нас — значит, он к нам и о нас с вами. Значит, про пальцы в кулаке надо услышать — нам.

Елена Викторовна ТРОСТНИКОВА

Уроки древнего «Слова»

Насколько актуально «Слово о полку Игореве» сейчас? Можно ли его связать с нынешней действительностью? Что думают о «Слове» наши современники и особенно молодое поколение?

Соня, 16 лет. «Сейчас каждый человек — это и есть княжество, как те, которые описаны в «Слове». И если какой-нибудь один человек решится снять свои «шоры», задумается о том, чтобы с кем-то разделить свою радость, а не вешать горе, замечтается о том, чтобы с кем-то своё «княжество» поделить, его тут же обсмеивают. Нам просто нужно задумываться о других, а не проходить мимо. Нельзя ставить стены между собой и другими и при этом надеяться, что ты с кем-то вместе… А ещё — это произведение, которое может научить нас не забывать историю. Ведь она имеет обыкновение повторяться».

Саша, 18 лет: «Читал в прошлом году к поступлению, поэтому ничего уже не помню».

Настя, 17 лет: «Сначала я слушала оперу, а только потом читала в школе, и ещё несколько раз перечитывала для удовольствия. Мне нравится то, как написано, трогает плач Ярославны, описания природы — соучастницы действия. Смысл, как мне кажется, в том, что человечность — превыше всего. Хоть Игорь всех и подвёл, его всё равно встретили как героя. «Слово» учит патриотизму, воспевает взаимовыручку, доброту, искреннюю любовь».

Тихон, 23 года: «Единство необходимо государству сейчас, как и тогда. Сегодня в стране царит республиканский сепаратизм. «Слово» показывает, что, только объединившись, можно противостоять внешним угрозам».

Раиса, 70 лег «»Слово» сегодня очень важно! Это ведь наша история, наши истоки. И не верьте тому, кто говорит, что знать это необязательно. Ведь кто не знает прошлого, у того нет настоящего, а без настоящего нет и будущего».

Данила, 16 лет «Это бред и ерунда, которые давно пора отменить. Если в этом и есть какой-то смысл, то его очень трудно уловить из-за скучного устаревшего текста».

Флорида, 19 лет: «Я думаю, что в характере князя Игоря отражается сегодняшний день — самоуверенность, торопливость, эгоизм. Он пользуется своим общественным статусом, принимает решение сгоряча, как многие современные карьеристы. Там же есть «золотое слово Святослава» — в нём и мораль: слушаться надо старших».

Яна, 18 лет «Я думаю, «Слово» учит тому, что нужно думать не только о себе, беречь то, что имеешь, то есть прошлое, и с уважением относиться к завоеваниям и заслугам потомков. И не идти на риск без надобности, только ради своей пользы и славы, как Игорь. Я думаю, это как-то с современной политикой перекликается. Ещё учит тому, что нужно держаться вместе, не ссориться, потому что поодиночке трудно устоять перед врагом. Ну и вообще, если в государстве царит согласие, то оно сильнее».

Оля, 17 лег «Актуально, потому чго речь идёг о необходимости совместного отстаивания интересов государства. Плюс трепетное отношение к матушке-Руси, с этим сейчас тоже более чем плохо. Они же её боготворили, родную землю. По крайней мере, ненависти или презрения к родной стране вообще не было. Родная значит святая, и всё. И воевать, и умирать за неё».

Алина КУХТА, студентка МГУ

Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? Кратко

Игорь Святославич — новгород-сиверский князь, главный герой знаменитого «Слова о полку Игореве». Он — мужественный и храбрый воин, любящий родную землю, готовый погибнуть, защищая ее. Однако некоторые черты его характера сложно назвать положительными. Одна из этих черт — его жажда славы — стала причиной опрометчивого, по-моему, поступка — решения князя Игоря пойти на половцев только с братом Всеволодом, не дожидаясь помощи других князей. Этот поступок был, на мой взгляд, опрометчивым. Игорь безусловно знал, что половцы — враг очень сильный и многочисленный. Тем не менее, Игорь, решая отправиться в этот поход, был чересчур уверен, что победит и получит славу. Князь Игорь был готов сложить голову за родную землю, и это делает ему честь. С другой стороны, князь не подумал о том, что будет с его княжеством, если он терпит поражение. Принимая это решение, князь рисковал жизнями всех людей.

Силы были неравны, и русичи потерпели поражение. Погиб брат Игоря Всеволод, а Игорь попал в плен. И все это произошло из-за неосторожности князя Игоря и его чрезмерного желания славы. Если бы князь собрал больше сил, выступил бы в поход совместно с другими князьями, то они бы тогда победили. Сила — в единстве. Надеяться на удачу в таком серьезном деле как военный поход — неразумно.

Жаль, что для того, чтобы понять это, князю Игорю пришлось потерпеть поражение в битве, лишиться брата и побывать в плену.

«Слово о полку Игореве» — один из самых выдающихся и интересных памятников древнерусской культуры. Его автора называют «Пушкиным XII века». Само произведение впервые было обнаружено графом Мусиным-Пушкиным, любителем русской старины, в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре в 1790-х годах. Некоторые ученые предполагают, что рукопись могла быть подделкой, и создана она была в XVIII веке в угоду Екатерине II, однако лингвисты опровергают эту теорию по нескольким причинам. Во-первых, люди в XVIII веке не обладали достаточными знаниями о древнерусском языке, и никак не смогли бы сфальсифицировать такой текст. Во-вторых, автор «Слова…» хорошо знал политическую терминологию того времени, в отличие от писателей XVIII века. Таким образом, исследователи все же склоняются в пользу того, что «Слово…» — подлинный пример древнерусского творчества.

Исследователи называют «Слово…» лиро-эпической поэмой. В ней присутствуют черты воинской повести и ораторского похвального слова. Так называемые «плачи» (ритуальные песни) придают тексту лирическую направленность. Важное место в произведении занимают различные образы: образ Русской земли, образ природы и т.д. Русская земля и природа в целом являются немаловажными действующими лицами в произведении: они помогают Игорю и Ярославне, предупреждают дружину об опасности посредством солнечного затмения, переживают с героями все их волнения. С помощью психологического параллелизма автор подчеркивает некую связь между природой и русскими людьми. 

Образы воинов и русской земли в произведении очень тесно переплетаются, подчеркивая глубокий патриотизм в нем. Изначально «Слово…» было создано с целью показать русским князьям необходимость объединится для победы над врагом, ведь им не хватало именно братской любви и дружбы, но сейчас это произведение – образец настоящего патриотизма и высоких нравственных стандартов. Помимо проблемы преданности родной земле, в нем раскрываются еще некоторые немаловажные темы – любви и смелости. К примеру, истинную любовь можно увидеть у Ярославны и Игоря. Женщина очень переживала за своего мужа, просила у всемогущей природы помощи и защиты для него. До сих пор она является символом верности и преданности. Что касается смелости, она проявлялась у всех русских воинов без исключения, однако наибольшую показал Всеволод, брат Игоря, боровшийся с половцами не на жизнь, а на смерть, для защиты своей родной земли. «Слово…» учит людей прислушиваться к старшим, ведь зачастую они говорят очень мудрые и правильные вещи, как, к примеру, Святослав в «золотом слове Святослава». А то, что поход Игоря провалился, говорит о том, что нельзя слепо идти на поводу у своих амбиций и желаний, тем более, если от этого зависят судьбы многих людей.

Таким образом, произведение, написанное изначально с целью объединить разобщенных русских князей, стало прекрасным нравственным ориентиром и до сих пор, спустя 9 веков, является в какой-то степени актуальным. 

Автор: Ксения Сизова

Автор «Слова» в своем произведении поднимает многие нравственные вопросы.

Во-первых, он ярко раскрывает такие вопросы, как храбрость и смелость русских князей и воинов. Так, князь Игорь, не страшась смерти, отправляется в поход против половцев:

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей.

Чем от рук поганых полонену!

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону!» 

 А как лаконично и в то же время красочно в произведении описываются два сражения. Вот «русичи, сомкнув щиты рядами, к славной изготовились борьбе…» Вот князь Всеволод, подобный «яр-туру», «прыщет» во врагов стрелы, гремит «острыми клинками» о шлемы половцев. Как долго продолжается эта битва!

Уж с утра до вечера и снова –

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого,

 И растет кровавых тел гора…

Печально и скорбно поле битвы, описанное автором «Слова», битвы, повлекшей за собой поражение русского войска и пленение князя Игоря.

Во-вторых, в произведении затрагивается проблема единения и патриотизма. Автор не просто изображает героические и печальные  события, а указывает на причину победы половцев. Он передает свою тревогу и призывает русских князей к защите Отечества и прекращению усобиц:

Встаньте, государи, в злат стремень

За обиду в этот черный день,

За Русскую землю,

За Игоревы раны – 

Удалого сына Святославича!

Автор призывает удельных князей перебороть в  себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, ради блага Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью Отечества, любовью народа. 

В-третьих, в произведении поднимается вопрос любви и верности. В завершающей части «Слова» автор описывает плач Ярославны, жены князя Игоря. Она, волнуясь и переживая за мужа, обращается к природе с просьбой помочь Игорю и его дружине:

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне… 

 И свершается чудо: любовь и преданность Ярославны спасают князя, возвращают его домой.

В-четвертых, в произведении звучит проблема милосердия русского люда. Несмотря на то что поход и поражение князя Игоря открыли дорогу половцам на Русь, народ с радостью встречает из плена князя:

Слава князю Игорю,

Буй тур Всеволоду,

Владимиру Игоревичу!

Слава потому, что они, истинные воины, « не жалея сил.

За христиан полки поганых» били!

Таким образом, в «Слове…» ярко поставлены такие нравственные проблемы, как милосердие, любовь, патриотизм и храбрость.

Ира

  • Какие мотивы лирики лермонтова я вижу в герое нашего времени сочинение
  • Какие можно придумать вопросы к сказке о рыбаке и рыбке
  • Какие могут быть темы итогового сочинения 2022
  • Какие могут быть причины преступлений сочинение
  • Какие могут быть аргументы в итоговом сочинении