Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе ябеда

Урок родной литературы (русской) 6 класс

Тема : «Проблема нравственного выбора подростка в повести – Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» ( гл. «Ябеда»).

Формирование универсальных учебных действий:

личностные УУД – работа с ключевыми понятиями «духовность», «нравственность», «мораль», осознание их значимости для себя;

познавательные УУД – смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы; регулятивные УУД – подготовка сообщений о личности писателя;

коммуникативные УУД – умение работать в группе, умение слушать партнеров, умение находить общее решение, подготовка собственного устного высказывания по проблеме, умение обосновать собственное мнение по проблеме.

Оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, презентация к уроку «Жизнь и творчество Н. Г. Гарина-Михайловского», на столах учеников «смайлики», тексты повести.

Основные методы и приемы: слово учителя, беседа с учащимися, работа в группах , дискуссия.

Предварительное домашнее задание: фронтальное — прочитать главы повести -Михайловского «Детство Темы» ( «Ябеда»), сформулировать проблемные вопросы к ним; индивидуальные — сообщение о -Михайловском, выразительное чтение эпизодов «Признание Темы», «Разговор с матерью», пересказ эпизода «Как Тема стал ябедой» (границы эпизодов учащиеся определяют сами).

Цели: 

познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Г. Гарина-Михайловского;

на основе вдумчивого домашнего чтения, пересказа отдельных эпизодов повести провести анализ прочитанных глав и дать характеристику герою автобиографической повести, подчеркнув силу характера главного героя;

формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.

на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.

Ход урока.

1.Организационный момент. Задача этапа — создать положительный настрой на дальнейшую работу.

-приветствие,

— объявление о гостях на уроке,

— работа в группах, поворачиваемся стульями

2. Рефлексия.

Игра: «Смайлики»

«Каким я себя ощущаю», «Какие эмоции ты испытываешь перед началом нашего урока?». Ребята показывают смайлики по настроению. Выборочно комментируют по указанию учителя.

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

Эта игра помогает определить эмоциональное состояние ребенка на уровне ощущений.

Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- красный цвет,

хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии — жёлтый цвет, отлично (эмоциональный подъем) – зелёный цвет.

3. Переход к теме урока.

1 слайд

А)

Нынче детство мне явилось, приласкало на лету.

Свежим снегом я умылась, постояла на ветру.

Надышалась, нагляделась, — ну какая красота!

Дня бессолнечного белость, далей хвойная черта…

Снежно-снежно. Тихо-тихо.

Звон в ушах — такая тишь.

Нынче детство мне явилось

(Вероника Тушнова. Нынче детство мне явилось)

Б)

Ребята, а какие ассоциации у вас возникли , когда услышали слово «ДЕТСТВО»? Напишите, пожалуйста, слова-ассоциации на розовой бумаге для заметок, которые лежат на ваших столах. Обсудите в группе. Выделите одно общее для всей группы слово, назовите нам его. Один из группы выходит и записывает это слово на доске.

В)

Вспомните, ребята, а какие произведения, затрагивающие тему детства, вы уже изучили или самостоятельно читали? (И. А. Крылов басня «Два мальчика», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», стихотворение И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер», В. Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши», И. С. Тургенев «Бежин луг», стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», «Школьник», фрагменты романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

Учащиеся называют.

Слайд 3. + книжная выставка

Г)

слайд 5

Есть ещё один писатель – Это Николай Георгиевич Гарин- Михайловский

— небольшая биографическая справка. (выступление ученика)

Никола́й Гео́ргиевич Михайло́вский — русский инженер, писатель и путешественник, родился в 1852 году в Петербурге. Но его детско-отроческие годы прошли в Одессе. Там Николай получил среднее образование.

В 1871 году после окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год, молодой человек решил, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом. Он бросил Университет и в 1872 году поступил в Институт путей сообщения. Последний год учёбы Николая Георгиевича Михайловского в Институте путей сообщения совпал с крупным историческим событием — Русско-турецкой войной (1877—1878). Летом 1878 года, когда война ещё шла, Михайловский окончил курс и получил диплом инженера.

Свой путь Николай Георгиевич начал в качестве старшего техника в Бургасе. Там в 1879 г. он заслужил свой первый орден. Весной этого же года он получил престижное место на строительстве Бендеро-Галицкой ж/д.

В 1882 г. он подал в отставку. Причиной стало то, что прямой и честный инженер не смог смириться с реальностью, в которой лучшие человеческие качества должны уступить место жажде наживы.

На литературное поприще Николай Михайловский вступил в 40 лет с выходом в свет автобиографической повести «Детство Тёмы» (в журнале «Русское богатство») и рассказа «Несколько лет в деревне» (в журнале «Русская мысль»).

В первых трёх номерах обновлённого журнала напечатана была повесть «Детство Тёмы», подписанная псевдонимом «Н. Гарин». Псевдоним был придуман совместно с выдающимся литератором, Константином Михайловичем Станюковичем, — от Гари, сокращённого имени сына Николая Михайловского.

Повесть была очень благожелательно встречена и читателями, и критикой.

Талант автора повести “Детство Темы” позволил назвать его одним из выдающихся писателей своего времени. Но Гарин-Михайловский достаточно ровно отнесся к неожиданному успеху. Посвящать всю жизнь литературе он не пожелал.

В журнале «Русское богатство» были напечатаны затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»). Последняя часть тетралогии — «Инженеры» — была опубликована в 1907 году, уже после смерти автора. Вся тетралогия многократно переиздавалась в советское и более позднее время.

Гарин-Михайловский ушел из жизни внезапно. Это произошло 1906 г., во время заседания редакции журнала “Вестник жизни”. Причиной смерти был паралич сердца.

Д)

— о создании тетралогии слайд 6, 7

— «Детство Тёмы» — одна из повестей тетралогии Н. Г. Гарина-Михайловского.

— А что называется тетралогией? (Тетралогия – произведение, состоящее из 4 частей или 4 книг, взаимосвязанных общей темой, героями.)

— В повести «Детство Тёмы» 12 глав. Как вы думаете, почему мы с вами будем говорить именно по 3 главам ?

— Повесть «Детство Тёмы» автобиографична. Всё описанное в повести имело место в жизни самого писателя.

— Скажите, какой герой объединяет представленные для чтения главы? (Тёма Карташёв)

— Как вы думаете, кто является прототипом Тёмы? (Сам автор)

— Вы дома прочитали некоторые главы, ответьте, пожалуйста, как вы думаете, почему на долю Тёмы выпадает столько сложностей? (ответы учащихся)

4. Тема урока

Сформулируйте, ребята , тему нашего урока. (ребята называют свои варианты)

Слайд

«Проблема нравственного выбора Тёмы в повести – Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» ( гл. «Ябеда»)

5. Беседа по теме урока.

В сказках, былинах часто добрый молодец оказывается на развилке дорог, перед камнем, на котором начертано, что сулит ему путь «прямо», «налево», «направо».

В жизни не всё так очевидно. Любой из нас оказывается на перепутье, где нет указателя, оберегающего от неверного шага, и мы стоим перед выбором, и кажется, что и выбора-то нет…

От чего зависит выбор человека? Что на него влияет? (ценности, цели в жизни).

Норман Шварцкопф (американский военачальник, 1934 г.р.): «Вы всегда знаете, как правильно поступить. Но самое трудное – это поступить правильно».

Модель принятия правильных решений

Конфуций (китайский мыслитель и философ): «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт».

ВЫБОР Николай Гредунов

Дорога никогда не предавала,

А тут – насмешка от проказницы-Судьбы:

Дорога влево есть… дорога вправо…

И камень с надписью: «Решаешь только ты!»

Теперь Судьба прищурилась лукаво.

А кто-то хвастал – у него «единый» путь…

Дорога влево есть… дорога вправо…

Быть может, проще мне обратно повернуть?

Казалось, сесть бы здесь, подумать здраво,

И сделать выбор до конца, допустим, дня.

Дорога влево есть… дорога вправо…

Монетку кину, пусть решает за меня?!

— И камень с надписью: «Решаешь только ты!»

На самом деле выбор всегда есть. Но порой он оказывается не таким, как нам хотелось бы, болезненным, неприятным, требующим каких-либо жертв.

Что значит нравственного выбора

Работа аналитического характера по главе Ябеда» повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

4. Беседа по вопросам.

— Над какой темой предлагает поразмышлять автор своим читателям? (Тема нравственной зрелости подростка)

— Каким оказался путь нравственной зрелости Тёмы Карташёва?

Чтобы лучше понять героев этой истории я расскажу о них то, что было в предыдущих главах, с которыми учебник не знакомит.

После случая с Жучкой, о котором мы прочитали в главе «Старый колодец», прошло время, Тёма подрос, учится во втором классе гимназии, где познакомился и подружился с двумя мальчиками – Вахновым и Ивановым. Тёма дорожит этими отношениями, потому что отец Тёмы всегда учил его «пользе товарищества».

Иванов – сирота, живёт в семье «богатых родственников помещиков, но как-то заброшенно, в стороне от всей квартиры, в маленькой комнатке…»

Вахнов – второгодник, точнее три раза учился в первом классе, но его не отчисляют из гимназии, т.к. его отец – участник героической обороны Севастополя во время Крымской войны.

Иван Иванович – надзиратель гимназии (следит за порядком).

Как же случилось, что Тема стал «ябедой»? Кого так называют?

Какой нравственный выбор стоял перед Темой и что выбрал он? Раскаивался ли он в содеянном? Проследите за поступками героя по тексту. (Перед Темой стоял выбор — сказать правду, проявив малодушие, и тем самым выдать товарищей, или промолчать, проявив стойкость характера, и тем самым товарищей спасти. Он выбрал первое, о чем потом горько сожалел).

Осознан ли выбор героя? Как вы это поняли? Прочитайте выразительно фрагмент.

— А как вы расцениваете поступок Темы? Виноват ли Тема в том, что случилось? (С одной стороны, Тема поступил неправильно. Но он еще мал, кроме того у него не было времени оценить ситуацию и обдумать свои действия, поэтому он выбрал простое решение проблемы).

Кого можно поставить в пример Тёме? Почему его друг Иванов оказался сильнее, попав в ситуацию выбора? (У Иванова жизненный опыт богаче, он уже испытал немало лишений — остался сиротой, не нужен родственникам, много читает хороших книг, где, вероятно, черпает немало добрых мыслей. Иванов проявил стойкость характера и не выдал товарищей. В глазах Тёмы он стал настоящим героем. Таким он кажется и нам)

Кто помогает Тёме справиться со своим горем? (Помогает пережить горе его мама – Аглаида Васильевна)

Каковы взаимоотношения Темы и его матери? Насколько важны такие отношения для подростка? (Мать горячо любит сына и хочет, чтобы он вырос благородным, честным, смелым человеком. Поэтому в этой ситуации она поддерживает Тему и помогает ему справиться с чувствами.)

Что мать советует Теме? В каких словах выражена авторская позиция? К каким размышлениям он хочет нас подвести? (Не бояться ошибаться, потому что только так можно воспитать характер, развить в нем высокие качества личности. Уметь признавать свои ошибки, работать над ними, чтобы больше их не совершать.)

Подумайте, бывают ли в вашей жизни ситуации, о которых вам стыдно вспоминать? Кому вы можете довериться и попросить совета?

5. Дискуссия. Работа в группах.

Попытаемся ответить на главный вопрос: так может ли ябедничество быть оправданным?

Для этого разделимся на группы:

«утверждающие»— те, кто считают, что ябедничество или другой дурной поступок можно оправдать какими-либо обстоятельствами;

«отрицающие» — те, кто считают, что ябедничество или другой плохой поступок оправдать нельзя.

(Ребятам объясняются правила игры, они работают в группах 5-7 минут, обдумывают аргументы и каверзные вопросы противникам. После этого участники выбирают лидера группы, который будет выступать от их лица, и начинается дискуссия. Учитель следит за тем, чтобы соблюдались правила).

6. Подведение итогов.

Задача этапа — проверить усвоение нравственных уроков произведения.

— Можно ли осуждать человека, не разобравшись в ситуации? (Нужно постараться понять человека, не спешить с выводами).

— Итак, подведем итоги. Действительно, мы все стремимся к высокому духовному идеалу поведения. Но очень часто мы оказываемся в сложных жизненных ситуациях, в которых проверяется наша сила воли, мужество, чувство долга, ответственности, благородство, честность и т. п. И часто мы совершаем ошибки, терпим поражение, расстраиваемся, и нам кажется, что выхода нет.

Что же хочет сказать автор эти случаем, произошедшим в жизни Артемия Карташева?

К каким размышлениям он хочет нас подвести? (Не бояться ошибаться, потому что только так можно воспитать характер, развить в нем высокие качества личности. Уметь признавать свои ошибки, работать над ними, чтобы больше их не совершать.)

Сделаем выводы: как нужно поступать, каким нужно быть?

7. Рефлексия.

— Ребята, что нового вы узнали на уроке? Интересно ли вам было?

— Какие открытия сделал(а) я для себя, прочитав главы повести «Детство Тёмы»?

8. Домашнее задание.

Задача этапа – провести инструктаж по выполнению домашнего задания. Задание на выбор.

— Написать сочинение-рассуждение на тему «О чем меня заставил задуматься случай, описанный в главе «Ябеда» повести – Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»?»

— Словесное рисование. Опишите главного героя повести «Детство Тёмы». Каким вы его себе представляете?

Обновлено: 09.01.2023

Отец Тёмы – Николай Семёнович являлся генералом и сына воспитывал он так же, как воспитывали его родители – жестоко и строго. Он придерживался мнения, что сына нельзя распускать и держать его в контроле. Мать же в свою очередь была не согласна с мнением отца и всячески спорила с ним. Отец был настолько жесток с ним, что раз выпорол из дома, из-за чего Тёма запомнил пережившие обиду и унижение на всю жизнь. Тёма стал плохо учиться и провалил все экзамены, однако ему стало стыдно перед отцом и матерью из-за чего он пересдал экзамены. Тема произведения ведёт нас к тому, что события детства формируют в нас личность, уча нас стойкости для переживания трудных жизненных препятствий.

В произведении главный герой — Тёма предстаёт перед нами добрым, и любознательным мальчиком, а его отец – Николай Семёнович Карташев – человеком жёстким и строгим. Мать главного героя – Аглаида Васильевна – женщиной мудрой и мягкой. В рассказе также много героев второго плана, которые повлияли на формирование личности Тёмы, такие, как Иванов – лучший друг главного героя, умный и дисциплинированный, Вахнов – главный хулиган из класса Тёма, Данилов и Касицкий – друзья главного героя, с которыми он планировал уехать и покорить Америку.

2 вариант

Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным. Но это было только началом злоключений. Мальчик узнает о том, что родители собрались уезжать в другой город. После такого известия Тёма не выдерживает и начинает вести себя безобразно: рвет юбку воспитательнице, скачет на жеребце, совершает попытку кражи сахара. Мать ребенка выступает против того, что ребенка наказывали через порку, но отец имеет другое мнение. Ребенок болезненно переживает наказание. На следующее утро Тёма оказывается в горячке.

Жизнь главного героя очень насыщена, много разных дней и моментов будет в его жизни. В произведении описаны и прекрасные и вольные дни каникул, также и школьное время. Мальчик нашел новых друзей, повзрослел. Всё заканчивается тем, что Артём благополучно пересдает экзамен для перехода в третий класс.

Первая часть этого прекрасного произведения описывает первые годы детства, которые наполнены счастливыми днями. Время, когда ребенок только начинает знакомиться с этим большим миром. Всё кажется таким огромным и необъятным, а ты такой маленький в этом мире. Вокруг всё ново, ещё столько нужно узнать. Если кто-то хочет вспомнить, что такое детство, каким оно должно быть, следует прочитать эту книгу. Также помимо этого можно вспомнить, что такое быть в подчинении и зависимости от родителей и их решений.

Данная повесть поднимает многие вопросы. Здесь можно увидеть вопрос неравенства, бедности и отсутствия необходимого для существования количества средств. Можно увидеть многие особенности образования. Какие-то моменты можно использовать, как пособие для воспитателей.

В данном произведении описана тонкая психология ребенка, которая очень понадобится родителям. Это необходимо, что они понимали, что происходит в маленьком сердце ребенка. Автор описывает переломный момент, процесс социализации ребенка, когда он идет в школу. В семье ты любимый и всегда на первом месте, а в гимназии – один из многих. Здесь совсем другие правила. Артёму тяжело дается это время, его спасает любовь и понимание со стороны родителей.

Автор поднимает тему наказания, что ребенок думает и что им руководствует, когда он собирает совершить тот или иной поступок. Далее описывается, что ребенок чувствует, когда его наказывают поркой, тем более, публичной.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского

Популярные сегодня темы

Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз.

Первоначальный замысел написания произведения возникает у писателя в период его нахождения в лагерной колонии, расположенной в северном Казахстане, где и зарождается мысль о создании рассказа

Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев

В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности

Кратко о персонажах

  • Тема – восьмилетний мальчик с добрым сердцем и пылким нравом, чье детство описывает автор. Он не может сидеть на месте и часто совершает шалости;
  • Николай Карташев – генерал в отставке, отец главного героя. Мужчина старается воспитывать сына в строгости и порядке;
  • Аглаида Карташева – мать Темы, добрая женщина. Она считает, что между родителями и детьми должно быть понимание;
  • Зина – сестра главного героя, которая часто конфликтует с братом. Несмотря на это, она прилежная ученица;
  • Таня – горничная, с ней у Темы доверительные отношения;
  • Махнов – одноклассник Темы и главный задира в классе. Его проступки приводят к самым неожиданным последствиям;
  • Иванов – начитанный и хорошо воспитанный мальчик;
  • Касицкий и Данилов – друзья главного героя, с которыми он проводил много времени.

Пересказ тезисно

Тема рос в семье отставного генерала Николая Карташева и матери Аглаиды Карташевой. Отец воспитывал сына в строгости, а мать, наоборот, считала, что с ребенком всегда нужно идти на контакт. Однажды мальчик испортил цветок, который выращивал отец, и побоялся рассказать об этом Николаю Семеновичу. В этот день генерал выпорол сына.

Как-то раз мальчик полез в колодец ради спасения собаки. От пережитого страха состояние Темы ухудшилось. Чтобы ребенок быстрей поправился, Карташевы пустили его играть с детьми из наемного двора.

Осенью мальчика устроили в гимназию, из которой его затем чуть не выгнали. Как-то раз его одноклассник Махнов воткнул иголку в учительский стул и поведал о затее Теме и Иванову. Главный герой не сдержался под директорским напором и выдал своего одноклассника. После чего вместе с задирой из учебного заведения исключили и Иванова, потому что тот молчал.

Здоровье Николая Семеновича совсем ухудшилось. В последний день жизни отец благословил детей, а утром уснул вечным сном.

Краткое содержание по главам

Глава 1. Неудачный день
День для Темы начался самым обычным образом. Как всегда, он умылся и побежал играть. На террасе стоял распустившийся цветок, который долго и упорно выращивал отец мальчика. Тема случайно задел цветок, поломав его, и убежал. В этот момент он отдал бы все, лишь бы остановить время и вернуть все назад. Интуитивно он понимал, что Николай Семенович его сильно накажет.

С утра родители собирались отъехать, и ребенок понимал, что его наказание будет немного отсрочено. Мальчик снова принялся проказничать: сначала он оседлал коня и упал с него, а затем рассорился со своей сестрой.

Глава 2. Наказание
По возвращении Николай Семенович обнаружил оборванный цветок. В гневе он хорошенько выпорол сына. Слезы лились из глаз мальчика, а мать, наблюдая за происходящим, хотела остановить отца. Она была против насилия в семье, считая, что с детьми нужно находить понимание.

Глава 3. Прощение
Мальчик долгое время держал обиду на отца и даже не прикасался к еде. Мать приготовила ему ванну и положила в комнату кусок хлеба, чтобы сын хоть немного поел. Позже она объяснила мальчику, что за свои поступки нужно отвечать, и, если бы он признался отцу в своем проступке, никакой порки бы не произошло.

Глава 4. Старый колодезь
От горничной мальчик услышал, что кто-то бросил его собаку в колодец. Несмотря на страх, он бросился на выручку. Тема полез за Жучкой и спас ее, но из-за перенесенного стресса у мальчика началась сильная горячка. Несколько недель болезнь не отпускала его, и близкие думали, что он находится на волоске от смерти.

Глава 6. Поступление в гимназию
Год пронесся незаметно, и теперь Теме пора было поступать в гимназию. Родители купили ему красивый костюм, но форму украли, когда Тема вместе с соседскими мальчишками плавал в море. Поэтому для него шили новую одежду.

Дела у Темы с одноклассниками сразу не задались. Его стал задирать Махнов – верзила 14-ти лет.

Глава 7. Будни
Сестра Темы поступила в ту же школу, что и брат, поэтому ребята вдвоем посещали уроки. Тема продолжал получать плохие отметки за поведение, но выдавать Махнова он не хотел. Кроме того, одноклассник постоянно задевал неизлечимо больного учителя немецкого.

Тема и Зина вместе выполняли домашние задания. Только мальчик учился с неохотой, тогда как Зина, напротив, была способной и прилежной ученицей.

Глава 8. Иванов
Когда преподаватель немецкого скончался, в качестве замены ему прислали нового учителя. Неожиданно для себя Тема сблизился с одноклассником Ивановым, который был хорошо воспитанным и умным мальчиком. Тема идеализировал своего нового приятеля, стараясь подражать ему. Иванов даже позвал Тему в деревню на каникулы.

Глава 9. Ябеда
Чтобы поквитаться с учителем, Махнов подложил ему в стул иголку. Он поделился этим с Темой и Ивановым, но ребята его осудили.

Когда детей вызвали к директору, Тема, не выдержав напора, выдал нарушителя. После этого Махнова, а вместе с ним и Иванова, пришлось выгнать из учебного заведения. Второго отчислили только за то, что он скрыл правду.

Глава 10. В Америку
Неожиданно для себя Тема начал дружить с Касицким и Даниловым. Эти ребята не отвернулись от него после отчисления одноклассников. Все трое грезили о покорении Америки и даже начали собирать средства на поездку. Однако уехать они не могли, потому что впереди их ждали сложные экзамены.

Глава 11. Экзамены
Тема соврал родителям, сказав, что с экзаменами у него проблем нет. Правдой же было то, что мальчик завалил сразу три предмета, и родителям пришлось ехать в гимназию и договариваться о пересдаче.

Глава 12. Отец
Здоровье старшего Карташева ухудшалось. Видимо, чувствуя скорый конец, он стал более мягким к родным и старался проводить с ними больше времени. Он даже поддержал идею Темы поступать на флот и рассказал мальчику о своей службе.

Краткое описание книги заканчивается тем, как Николай Карташев, окончательно утратив здоровье, слег в постель. Перед смертью он благословил своих детей, а на утро скончался. Так подошло к концу и детство мальчика.

Основная идея рассказа

В произведении автор учит тому, что все события из детства, и положительные, и неудачные, создают человеческую личность. Поэтому нужно учиться бороться с жизненными трудностями и отвечать за совершенные поступки, ведь, если бы мальчик вовремя сознался отцу, что испортил цветок, его бы не стали так сильно наказывать.

Читайте также:

      

  • Как найти свой жизненный путь сочинение
  •   

  • Сочинение миниатюра скрытая теплота патриотизма
  •   

  • Фоксфорд итоговое сочинение курсы
  •   

  • Сочинение мольер дон жуан
  •   

  • Сочинение на тему все живое должно любить

Одноклассник Иванов очень быстро за­интересовал Тёму своими увлекательны­ми пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тё­му начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых заня­тий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагне­ра. Теперь детского писателя тех лет Ваг­нера не издают и не читают. Но Гоголя и Майн Рида читают очень многие шести­классники.

Злая выходка Вахнова должна была быть раскрыта. Иванов, оценивая дейст­вия Вахнова как «гнусную гадость», не назвал его имени, руководствуясь «прави­лами товарищества». Тёма выдал Вахнова под жестоким давлением директора. По­этому Тёма получил небольшое наказа­ние, а Иванова, который товарища не вы­дал, приказали забрать из гимназии. Уда­ление Иванова из гимназии послужило причиной того, что их дружба угасла.

Почему Тёма чувствовал себя «подавленным, униженным, тупым»?

Не только Тёма, но и его добрая мать чувствовали унижение, потому что все они признавали дурным поступком преда­тельство. Наверное, подлость Вахнова не стоила таких мук — этот злой гимназист вполне заслужил наказание. Но тут дело было в принципе, от которого ни один из участников происшествия не мог отсту­питься. У Тёмы было ощущение, что он совершил подлость.

Заметили ли вы, что в трудные минуты про­должается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?

Многие взгляды и суждения Тёмы сло­жились под благотворным влиянием Ива­нова, и поэтому Тёма часто вспоминал о своем друге, когда ему необходимо было что-то решать. Это влияние не было по­верхностным и временным, оно наверня­ка сохранилось на всю жизнь.

Как вы объясните возникновение дружбы Тё­мы с Даниловым и Касицким?

Тёме было мучительно трудно прими­риться с тем, что он выдал товарища. Он страдал и от мук совести, и от одиночест­ва, которое возникло вокруг него прежде всего потому, что рядом не стало Иванова. Напомним, что Тёма сидел за одной пар­той с Вахновым и Ивановым, а теперь ос­тался один. Но через несколько дней сна­чала Касицкий, а затем и Данилов переби­раются за парту к Тёме. Мальчиков объединяло и общее отношение к проис­шедшим событиям, и новые впечатления от гимназической жизни.

Почему Тёма во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне?

Рассказы увлеченного морем Данилова привлекали Тёму и Касицкого. Они, как и Данилов, жалели, что не могли посвятить себя морю, а должны «тратить это дорогое время и на сон, и на еду, и на гимназию». При этом Данилов утверждал, что «есть люди с твердой волей, которые и без гим­назии умели прокладывать себе дорогу в жизни», Тёма вздыхал и вспоминал Ро­бинзона. Видимо, Тёма представил себе жизнь Робинзона на необитаемом острове.

Какую роль в подготовке побега в Америку иг­рал Касицкий?

Данилов был сыном капитана порта и с детства любил море и умел делать все, что требовалось от моряка. Касицкий же был очень подвижен, непоседлив, любил вся­кие перемены и новизну, а потому без осо­бых раздумий принял идею о бегстве в Америку и скорее развлекался всем про­цессом подготовки, чем серьезно готовил­ся к этому событию. Он как бы превращал коллективную затею в веселую игру и рез­ко снижал напряжение, которое испыты­вали его друзья.

Почему беглецы были рады, когда побег не удался?

Беглецы были рады, когда побег не удался, потому что сами втайне хотели ос­таться дома. Целью побега было путеше­ствие, а о том, что они будут делать в дале­кой стране, товарищи и не задумывались.

Все их силы были сконцентрированы на лодке, отъезде из дома, на возможности попасть на проплывающий корабль. И ког­да этот корабль проплыл мимо, а пасса­жиры весело помахали мальчишкам на лодке, беглецы поняли, как нелепа их вы­думка, и были рады тому, как она благо­получно завершилась. Единственное, что осталось, — в гимназии их прозвали аме­риканцами.

Как Тёма готовился к экзаменам и почему он их так плохо сдал?

Собираясь бежать в Америку, Тёма, ко­нечно, никак не готовился к экзаменам. Когда начались экзамены, он более всего заботился о приметах: крестился на все церкви, мимо которых проходил, «не ле­нился за квартал обходить встречного ба­тюшку, или в крайнем случае при встре­чах хватался за левое ухо и скороговоркой говорил: «Чур, чур, не меня!», или усерд­но на том же месте перекручивался три раза». Сдать удачно экзамены ему не уда­лось, но дома он это успешно скрывал.

Как герою удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?

Тёме дорого далось решение о подготов­ке к переэкзаменовке. Поняв, что он мо­жет остаться на второй год, мальчик по­пытался отравиться. К счастью, он испу­гался, его сразу же напоили молоком, так что особых последствий для его здоровья не было. Но, увидев горе своей матери, Тё­ма пообещал сдать переэкзаменовку, по­просив ее скорее получить разрешение от директора гимназии. Это было его вполне самостоятельное и серьезное решение.

Как вы оцениваете главу «Экзамены» в авто­биографическом произведении — как рассказ об эк­замене и переэкзаменовке или как рассказ о челове­ке, которому удалось справиться со своей слабо­стью, рассказ о становлении характера мальчика?

Глава «Экзамены» рассказывает о собы­тиях жизни Тёмы, но в то же время она дает читателю представление о том, как подросток может справиться со своей слабостью. Эта глава также может рас­сматриваться и как глава о становлении характера подростка.

Гарин-Михайловский, Детство Темы. Почему девятая глава книги названа “Ябеда”? Кто помог Теме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?

Одноклассник Иванов очень быстро за­интересовал Тему своими увлекательны­ми пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Те­му начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых заня­тий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагне­ра. Теперь детского писателя тех лет Ваг­нера не издают и не читают.

Но Гоголя и Майн Рида читают очень многие шести­классники.

Почему девятая глава книги названа “Ябеда”?

Глава “Ябеда” рассказывает о самом унизительном и тяжком проступке Темы: он не сумел скрыть от директора виновни­ка происшествия в классе. Иванов не вы­дал товарища, и ему пришлось уйти из гимназии. Слово “ябеда” и сейчас звучит для школьника как оскорбление, точно так же оно воспринималось и раньше.

Какое событие оборвало дружбу Темы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему постра­дал Иванов и не был исключен из гимназии Тема?

Как вы объясняете поведение каждого из друзей?

Злая выходка Вахнова должна была быть раскрыта. Иванов, оценивая дейст­вия Вахнова как “гнусную гадость”, не назвал его имени, руководствуясь “прави­лами товарищества”. Тема выдал Вахнова под жестоким давлением директора. По­этому Тема получил небольшое наказа­ние, а Иванова, который товарища не вы­дал, приказали забрать из гимназии.

Уда­ление Иванова из гимназии послужило причиной того, что их дружба угасла.

Почему Тема чувствовал себя “подавленным, униженным, тупым”?

Не только Тема, но и его добрая мать чувствовали унижение, потому что все они признавали дурным поступком преда­тельство. Наверное, подлость Вахнова не стоила таких мук – этот злой гимназист вполне заслужил наказание. Но тут дело было в принципе, от которого ни один из участников происшествия не мог отсту­питься.

У Темы было ощущение, что он совершил подлость.

Заметили ли вы, что в трудные минуты про­должается очень сильное влияние Иванова на Тему? Почему?

Многие взгляды и суждения Темы сло­жились под благотворным влиянием Ива­нова, и поэтому Тема часто вспоминал о своем друге, когда ему необходимо было что-то решать. Это влияние не было по­верхностным и временным, оно наверня­ка сохранилось на всю жизнь.

Как вы объясните возникновение дружбы Те­мы с Даниловым и Касицким?

Теме было мучительно трудно прими­риться с тем, что он выдал товарища. Он страдал и от мук совести, и от одиночест­ва, которое возникло вокруг него прежде всего потому, что рядом не стало Иванова. Напомним, что Тема сидел за одной пар­той с Вахновым и Ивановым, а теперь ос­тался один. Но через несколько дней сна­чала Касицкий, а затем и Данилов переби­раются за парту к Теме.

Мальчиков объединяло и общее отношение к проис­шедшим событиям, и новые впечатления от гимназической жизни.

Почему Тема во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне?

Рассказы увлеченного морем Данилова привлекали Тему и Касицкого. Они, как и Данилов, жалели, что не могли посвятить себя морю, а должны “тратить это дорогое время и на сон, и на еду, и на гимназию”. При этом Данилов утверждал, что “есть люди с твердой волей, которые и без гим­назии умели прокладывать себе дорогу в жизни”, Тема вздыхал и вспоминал Ро­бинзона.

Видимо, Тема представил себе жизнь Робинзона на необитаемом острове.

Какую роль в подготовке побега в Америку иг­рал Касицкий?

Данилов был сыном капитана порта и с детства любил море и умел делать все, что требовалось от моряка. Касицкий же был очень подвижен, непоседлив, любил вся­кие перемены и новизну, а потому без осо­бых раздумий принял идею о бегстве в Америку и скорее развлекался всем про­цессом подготовки, чем серьезно готовил­ся к этому событию. Он как бы превращал коллективную затею в веселую игру и рез­ко снижал напряжение, которое испыты­вали его друзья.

Почему беглецы были рады, когда побег не удался?

Беглецы были рады, когда побег не удался, потому что сами втайне хотели ос­таться дома. Целью побега было путеше­ствие, а о том, что они будут делать в дале­кой стране, товарищи и не задумывались.

Все их силы были сконцентрированы на лодке, отъезде из дома, на возможности попасть на проплывающий корабль. И ког­да этот корабль проплыл мимо, а пасса­жиры весело помахали мальчишкам на лодке, беглецы поняли, как нелепа их вы­думка, и были рады тому, как она благо­получно завершилась. Единственное, что осталось, – в гимназии их прозвали аме­риканцами.

Как Тема готовился к экзаменам и почему он их так плохо сдал?

Собираясь бежать в Америку, Тема, ко­нечно, никак не готовился к экзаменам. Когда начались экзамены, он более всего заботился о приметах: крестился на все церкви, мимо которых проходил, “не ле­нился за квартал обходить встречного ба­тюшку, или в крайнем случае при встре­чах хватался за левое ухо и скороговоркой говорил: “Чур, чур, не меня!”, или усерд­но на том же месте перекручивался три раза”. Сдать удачно экзамены ему не уда­лось, но дома он это успешно скрывал.

Как герою удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?

Теме дорого далось решение о подготов­ке к переэкзаменовке. Поняв, что он мо­жет остаться на второй год, мальчик по­пытался отравиться. К счастью, он испу­гался, его сразу же напоили молоком, так что особых последствий для его здоровья не было.

Но, увидев горе своей матери, Те­ма пообещал сдать переэкзаменовку, по­просив ее скорее получить разрешение от директора гимназии. Это было его вполне самостоятельное и серьезное решение.

Как вы оцениваете главу “Экзамены” в авто­биографическом произведении – как рассказ об эк­замене и переэкзаменовке или как рассказ о челове­ке, которому удалось справиться со своей слабо­стью, рассказ о становлении характера мальчика? Глава “Экзамены” рассказывает о собы­тиях жизни Темы, но в то же время она дает читателю представление о том, как подросток может справиться со своей слабостью. Эта глава также может рас­сматриваться и как глава о становлении характера подростка.

Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Темы? Когда он понял свою ошибку?

Почему Тема был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?

Попытка отравления была почти слу­чайной – мальчику вдруг показалось, что у него нет выхода. Отец – решительный и прямой боевой генерал – не мог понять и принять поступка сына. Мать была в от­чаянии.

И именно тогда Тема решил во что бы то ни стало сдать переэкзаменовку и доказать, что он способен быстро наверс­тать упущенное. Счастье, которое он ис­пытал, когда переэкзаменовка была сда­на, было вызвано не только радостью от того, что он выполнил свое обещание, но и чувством удовлетворения от способности преодолеть себя.

Loading…

Цели:

  • продолжить знакомство с произведениями русских писателей о детях;
  • развивать умения и навыки работы с художественным текстом;
  • учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
  • учить осмыслению жизненной ситуации, формировать моральную оценку и правильность поступка;
  • отрабатывать навык чтения молча и вслух.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с главами из повести Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», будем учиться анализировать художественное произведение, попытаемся осмыслить и разобрать жизненную ситуацию и сделать из неё вывод.

Слайд

2. Чтобы лучше понять Николая Георгиевича Гарина-Михайловского как человека, послушайте некоторые факты из его биографии и скажите, как они его характеризуют.

(Дети рассказывают о писателе. См. Приложение к уроку)

— Каким был писатель по отношению к людям? ( щедрый, жизнерадостный, оптимист, романтик)

Гарин написал автобиографические повести. Слайд

Как вы понимаете « автобиографические»? Слайд

3. Сейчас мы проведём словарную разминку. При чтении текста вам встретятся такие слова (Слайд):

  • кучер – работник, который правит лошадьми в экипаже;
  • козлы – сиденье для кучера в передке экипажа;
  • фиакр – наёмный экипаж;
  • отрок – подросток (между ребёнком и юношей);
  • фалды – пола одежды;
  • смрад – вонь, отвратительный запах;
  • ябеда – мелкий донос, клевета.

4. Глава, над которой мы будем работать, называется «Ябеда».

Слайд

Кого так называют?

Чтобы лучше понять героев этой истории я расскажу о них то, что было в предыдущих главах, с которыми учебник не знакомит.

После случая с Жучкой, о котором мы прочитали в главе «Старый колодец», прошло время, Тёма подрос, учится во втором классе гимназии, где познакомился и подружился с двумя мальчиками – Вахновым и Ивановым. Тёма дорожит этими отношениями, потому что отец Тёмы всегда учил его «пользе товарищества».

Иванов – сирота, живёт в семье «богатых родственников помещиков, но как-то заброшенно, в стороне от всей квартиры, в маленькой комнатке…»

Вахнов – второгодник, точнее три раза учился в первом классе, но его не отчисляют из гимназии, т.к. его отец – участник героической обороны Севастополя во время Крымской войны.

Иван Иванович – надзиратель гимназии (следит за порядком).

5. Сейчас мы будем читать главу «Ябеда» по смысловым частям и составлять план текста.

Слайд

План.

  • Шалость Вахнова на уроке французского.
  • Месть Вахнова Бошару.
  • Поведение мальчиков в кабинете у директора.
  • Наказание гимназистов.
  • Переживания и раскаяние Тёмы.
  • Наставление матери.

6. Проанализируем поступки детей и дадим характеристику героям.

А) Какой поступок совершил Вахнов на уроке французского? Найдите в тексте и прочитайте (с.116)

Рассмотрите Слайд иллюстрацию. Подберите к ней слова из текста (с.116)

Найдите и прочитайте, как вёл себя Вахнов с надзирателем.

Как характеризуют эти события Вахнова? (лицемер, нахал, глупый)

Б) А что сказал Иванов, когда узнал о том, что Вахнов всунул учителю в стул иголку? Найдите и прочитайте (с.118) (осудил Вахнова)

Прочитайте, как вёл себя Иванов в кабинете директора? (с.119-120)

Как характеризуют эти события Иванова? ( дорожит дружбой, сильная воля, упрямый)

В) Перейдём к главному герою — Тёме.

Прочитайте, что чувствовал Тёма в кабинете директора (с.118-119)

Что пережил мальчик? (страх, смертельный ужас)

Прочитайте, сто чувствовал Тёма, когда понял, что назвал имена своих товарищей? (смрад души)

Как к этим событиям отнеслись в семье мальчика?

Почему мама поняла, что Тёма что-то скрывает? («Он стоял и не смел поднять глаз на отца и мать…»)

Какие слова автора говорят о внутреннем переживании мальчика? («…Тоскливо ходил по комнатам, отыскивая такие…»)

Как Тёма мог облегчить душу? ( рассказать правду)

Найдите и прочитайте, какое наставление мать дала сыну. Осуждала ли она его?

Как вы относитесь к поступку Тёмы?

Можно ли его назвать ябедой?

Почему так назван рассказ?

Подумайте, бывают ли в вашей жизни ситуации, о которых вам стыдно вспоминать? Кому вы можете довериться и попросить совета?

7. Прослушайте маленькое произведение П.И.Чайковского «Мама» и подумайте, может ли оно проиллюстрировать «Детство Тёмы»?

8. Итог урока. Чему научил вас этот рассказ?

«Погибнет злой волшебник, а с ним исчезнет и мрак, и увидят тогда люди, что для всех есть счастье не земле».Н.Гарин-Михайловский.

Разгадывание кроссворда. Слайд

Дополнительный материал к уроку чтения по произведению Н.Г.Гарина – Михайловского «Детство Тёмы».

Гарин.

Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые.

Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его походке, и в его торопливых, горячих речах всегда чувствовался человек широкой натуры.

Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлым кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом.

В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских ребят, увесил её игрушками, лакомствами, а когда ребята вдоволь натешились ею, повалил её на пол и скомандовал: грабьте!

Ему постоянно мерещилось, будто у него есть какие-то лишние деньги, ненужные, даже мешающие, — скорее бы избавиться от них.

— Кто здесь бедный? – как-то спросил он, очутившись в деревне, и пошёл по крестьянским избам, наделяя своими ненужными деньгами одичавших от нужды мужиков.

И в творчестве он был такой же. Всякую тему брал с бою. Долго обрабатывал роман или повесть ему было не по нраву. Он писал второпях, без оглядки и, сдав рукопись в редакцию журнала, нёсся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь или на Урал по неотложному делу.

Он так и умер на ходу: участвовал в литературном заседании, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека.

Источник: К.Чуковский. Очерк «Гарин». Собр.соч. в 6-ти т., т.5. М., Худ.литература, 1967.

«Но ничто не вечно под луною. И дружба Темы с Ивановым прекратилась, и
мечты о деревне не осуществились, и на самое воспоминание об этих лучших
днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы
в отместку за доставленное блаженство. »
—————————————————————-
ВОТ СОКРАЩЕННЫЙ ОТРЫВОК: На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего» , и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества» .

Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни» . Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела» ; компания заслужила прозвище «американцев» , а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек» , счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.

НУ НАПИШИ ВООБЩЕ ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА ТЫРЫ ПЫРЫ ОБОБЩЕННО, НАПИШИ ЧТО ОНИ ПОССОРИЛИСЬ, А ПОТОМ ОПЯТЬ ВСТРЕТИЛИСЬ. НИЧТО НИ ВЕЧНО ПОД ЛУНОЙ И ТАК ДАЛЕЕ…

  • Какие народные представления отразились в мифологических рассказах
  • Какие нравственные проблемы поднимает паустовский в рассказе телеграмма
  • Какие народные и литературные сказки вспоминаете когда читаете пролог к руслану и людмиле
  • Какие нравственные проблемы поднимает карамзин в повести бедная лиза сочинение рассуждение
  • Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог у лукоморья дуб зеленый