Какие нравственные проблемы подняты в комедии свои люди сочтемся сочинение

Середина девятнадцатого века стала одним из самых плодотворных периодов русской литературы в целом и русской драматургии в частности. Одним из известнейших представителей «золотого века» отечественной драматургии стал Александр Николаевич Островский (вот его биография), который в своих произведениях освещал жизнь российского дворянства, купечества и мещанства. «Свои люди – сочтёмся» является одной из самых знаменитых пьес Островского наравне с «Бесприданницей», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многими другими не менее выдающимися пьесами.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.

Известно, что детство будущего писателя прошло в Замоскворечье. Островскому были знакомы нравы и порядки представителей купеческой среды. Среди них одним из распространенных явлений было мошенничество. Молодой автор имел юридическое образование, он заседал в коммерческом суде столицы, где зачастую рассматривались вопросы по поводу дележа имущества среди близких родственников. Благодаря этому времени Александр Островский смог набраться бесценного жизненного опыта. Молодой писатель старался тщательно изучить психологию представителей купечества. Именно купцов автор изобразил на страницах своего произведения. 

Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году. Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году. Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

Жанр Произведение «Свои люди — сочтемся» является комедией. Именно с помощью комических эпизодов Александр Николаевич отобразил общественные пороки той эпохи. Несмотря на то, что писателю удалось создать комедию, в конце произведения с персонажем случается трагическая история. 

Смысл названия

Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий. 

  1. Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт. 
  2. Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения. 
  3. Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается. 
  4. В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Для комедии «Свои люди — сочтемся» характерно сложное композиционное строение. Писатель мастерски объединил в одном произведении описание быта с интригой. Экспозиция пьесы посвящена знакомству читателя с  членами семьи Большова. Читатель узнает о настоящей жизни купцов. Развитие сюжета составляют сцены, показывающие своеобразные стычки эмоциональной дочери купца с матерью, а также рассуждения Самсона по поводу женихов Липочки. С помощью этих эпизодов Александр Николаевич старался как можно точнее отобразить мир купцов, наполненный пошлостью и корыстолюбием. Именно такие процессы были характерны для русского общества той эпохи. Большов, желая сохранить собственный капитал, принимает решение выдать дочь за приказчика. Сцена, когда дочь Большова, занимая позицию своего супруга, говорит, что они не будут помогать отцу выбраться из долгов, является кульминацией. При этом Большов слёзно просит помощи, заявляя, что его махинация направлена на благо дочери. Логический исход происходящего представляет собой развязку. Подхалюзин пытается провести торг с кредиторами. 

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку. 

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь. 

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.

Самсон Силыч Большов состоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин.
Лазарь Елизарыч Подхалюзин молодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами.
Олимпиада Самсоновна Большова дочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери.
 Аграфена Кондратьевна Большова жена Самсона Силыча. Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери.

Темы

Тематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» может быть описана подробнее и детальнее, если Вы нуждаетесь в этом материале. Для дополнения статьи напишите о необходимых изменениях в комментариях Многомудрому Литрекону.

  1. Семья – семейные отношения в среде купечества, показанные в пьесе, производят самое отрицательное впечатление. Каждый член семьи думает исключительно о своём благополучии, а к остальным относится в лучшем случае с равнодушием, а в худшем — с враждебностью.
  2. Любовь – на примере отношений Олимпиады и Лазаря Островский показывает, что настоящей любви нет места в обществе, где господствуют меркантильные эгоистичные интересы. В браке же ей давно нет места: люди сходятся только ради удовлетворения амбиций.
  3. Быт и нравы купечества – писатель ярко вырисовывает невежество, грубость, цинизм и жестокость, царящие в купеческих семьях. По мнению Островского, такие порядки не могут не вызывать отвращения у любого порядочного человека.
  4. Честь — купец предпочитает позор честному выполнению своих обязательств, что тоже характеризует этот социальный класс.

В своем знаменитом произведении Александр Островский затронул очень важные темы, а именно темы семьи, быта, чести и любви. Он пытался понять, что значат эти категории для представителей буржуазного общества. Листая страницы известного произведения, читатель замечает эпизоды, отображающие лицемерие, обман, жестокость, грубость. Автор демонстрирует, насколько эгоистичными являются купцы. 

Проблемы

Проблематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» не менее обильна в развернутом виде, так что если в ее дополнении созрела необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Алчность – именно жадность Островский считает самым главным пороком купеческого сословия. Если бы Большов умерил свои амбиции и не стремился к увеличению своего богатства любыми средствами, он не пришёл бы к такому печальному финалу.
  2. Нравственные проблемы – купеческая семья представлена в пьесе сосредоточием самых ужасных пороков: двуличие, гордыня, лицемерие, невежество, ханжество и многое другое – нет числа мерзостям, которые скрываются за богатыми фасадами купеческих особняков.
  3. Равнодушие – эгоизм и равнодушие, которые демонстрирует чета Подхалюзиных к Самсону Силычу – самому близкому для них человеку, становится низшей точкой их нравственного падения.
  4. Центральное место в комедии занимает проблема воспитания. Дочь Большовых «благодаря» их воспитанию стала лицемерной и избалованной девушкой. В конце комедии Олимпиада демонстрирует свою расчетливость и равнодушие.
  5. В своем произведении Александр Островский показал конфликт «отцов» и «детей». Данный конфликт имеет свои особенности. Здесь нельзя понять, какие герои являются положительными, а какие — отрицательными. Оба поколения отравлены алчностью. Александр Николаевич подвергает критике стремление купцов к материальному обогащению. 

На примере отношений Подхалюзина и Олимпиады писатель доказал, что истинной любви не может существовать в буржуазном обществе. В образе Большого Островский воплотил бессовестного человека, для которого не имеет значения понятие чести. Чтобы не выплачивать долги, персонаж был готов совершить аферу. 

Основная идея

Островский показал нам эпизод из жизни купеческой семьи. Через него мы погружаемся в жизнь людей, живших в Российской империи девятнадцатого века, наблюдаем их быт и нравы, царящие среди представителей купечества. Пьеса Островского исполняет обличительную роль, однозначно настраивая зрителя против показанного в ней порядка вещей. В этом и состоит смысл пьесы «Свои люди – сочтёмся»: автор осуждает пороки купеческого мира, где деньги ценятся выше всего на свете. Алчность торговцев разрушает их семьи и отнимает самое дорогое.

Главная мысль пьесы «Свои люди – сочтёмся» состоит в том, что действия «своих людей» отчасти закономерны в том обществе, где они живут и формируются. Большов своей грубостью сам настроил против себя молодых. Не считаясь с дочерью и не обращая на нее никакого внимания, он решает ее судьбу, лишь бы сохранить свои деньги. Их он всегда ценил выше семьи, поэтому отступничество Липы выглядит закономерно. Подхалюзина же он ни раз и не два ловил на воровстве, но не выгонял, а покровительствовал ему в темных делах. Мог ли он теперь винить их в чем-либо?

Чему учит?

Комедия «Свои люди – сочтёмся» заставляет задуматься о том, до чего может довести человека жадность. На примере Большова Островский показывает, что всё зло, которое совершает человек, обязательно возвращается к нему под видом кары, и что каким бы хитрым не был мошенник, всегда найдётся кто-нибудь более коварный.

Островский осуждает эгоизм и цинизм, призывает людей больше уделять времени семье, думать о высоком, относиться с любовью и добротой к окружающим, особенно к своей собственной семье. Такова мораль произведения «Свои люди – сочтёмся». Этот вывод писатель сделал, опираясь на собственный опыт жизни в купеческой среде, так что его нравственные уроки подкреплены вескими основаниями. Поучительность пьесы «Свои люди – сочтёмся» бесспорна.

Критика

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» была зачитана Островским в узкому кругу других писателей и увлечённых литературой людей. Все присутствующие, среди которых был сам Николай Гоголь, встретили её с неприкрытым восторгом. В.А. Соллогуб писал:

«…ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее…» (И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, «Литературные воспоминания», 1861 г.)

Не менее восторженное мнение выразил С.В. Максимов. Характеристика пьесы «Свои люди – сочтёмся» из его уст выглядит так:

«Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в город ских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно Вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова < …> мы получили книжку довольно измызганною…»(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)

Особенности пьесы «Свои люди – сочтёмся» отметил знаменитый поэт Тарас Шевченко:

«Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя… <…> Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский… что будто бы комедия Островского «Свои люди — сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели…»(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

«Это наш русский «Тартюф», и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! у нас рождается своя театральная литература, и нынешний год был для нее благодатно плодовит».(писательница Е. П. Ростопчина — М. П. Погодину, 1849 г.)

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

…слышится этот сильный протест против современного быта… < …> Вся комедия — чудо… <…> Островский не шутя гениальный драматический писатель…»

Автор: Михаил Щепин

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Свои люди — сочтемся Анализ пьесы

Сочинение Анализ пьесы Свои люди — сочтемся Островского

Пьеса Островского переносит читателя в середину 19 века. Комедия рассказывает об особенностях взаимоотношений между людьми и простых банальностях, из которых состоит поиск простого счастья.

Конечно, автор рассматривает негативную сторону мещанского общества, подлость купцов. Некоторые элементы являются гротескными, но не сказать, чтобы автор полностью уходил от действительности в сюрреализм. Тут ситуация подобна поэме Гоголя Мертвые души, где многое кажется иллюзорным и странным, но в действительности близко к действительности.

Умелым образом Островский не перегибает ни в какую сторону и благодаря этому комедия выглядит довольно гармонично и цельно. Характеры в меру подлы и в меру комичны, в таких людях легко узнаются образы, которые не составит труда увидеть и в повседневности.

В центре повествования фигура юной Липочки (девушки Олимпиады) которая довольно цинично рассуждает о возможности выгодного замужества и обретения «семейного счастья». Также в центре и купец Самсон Силыч Большов, который хочет получить в собственное распоряжение крупный капитал заемных средств, полученных от других купцов. Фигура этого героя невероятно колоритная, автор весьма прямо намекает на этот факт характерным именем.

В итоге основная сюжетная канва строится относительно фиктивного банкротства купца и женитьбы его дочери Липочки на приказчике Лазаре Подхалюзине. Они все становятся как бы «своими людьми» и в этом основная ирония и трагедия пьесы. Ведь в итоге каждый на самом деле размышляет только о личной выгоде, которую и хочет извлечь из ситуации.

Оказавшийся под стражей Большов надеется на выкуп за деньги, которые передает как бы на хранение Подхалюзину. Приказчик в свою очередь, да и Липочка тоже, вообще не намерены как-то содействовать, они хотят воспользоваться положением и получить значительный капитал. Причем они не действуют согласованно даже между собой, так как брак является фиктивным и имеет только меркантильную цель.

В пьесе Островский понимает тему, которую кратко возможно выразить в известном латинском выражении homo homini lupus est, то есть человек человеку – волк. Эта тематика получит дальнейшее развитие в более современные эпохи и будет выражаться как «война всех против всех». Конечно, проблематика не нова полностью и даже в Библии говорили о конце времен, когда брат пойдет на брата.

Тем не менее, Островский не указывает ни на какие эсхатологические мотивы. Он просто говорит: частично общество именно таково, есть подлые и циничные люди, задумайтесь, возможно, вы тоже являетесь именно такими людьми и вот ваши ценности, вот как вы выглядите со стороны.

Анализ 2

Проблематика, которую затрагивает Островский в своем произведении, была известна автору не понаслышке, он сам работал в имущественном суде и поэтому видел много подобных примеров. Александр Николаевич работал именно с делами близких родственников, поэтому его комедия совсем не выглядит фантастикой и не является полным вымыслом.

В целом Островский описывает купеческую среду, в которой главными законами являются война всех против всех и «не обманешь – не проживешь». Этими правилами руководствуется главный герой Большов, который и задумывает основную махинацию. Он хочет объявиться себя банкротом и после этого списать все кредиты, такая практика была довольно распространена в те времена.

Для того чтобы провернуть схему Самсон Силыч обращается к своему приказчику Подхалюзину и передает капитал ему. Также он выдает за приказчика Лазаря свою дочь Олимпиаду.

Собственно, есть и другой закон, которым руководствуется Самсон «свои люди, сочтемся» — думает он, то есть чувствует надежность в родственных связях. Он может себе позволить обманывать других, но ведь, по сути, старается ради своей семьи и в частности ради избалованной дочери. Поэтому Большов чувствует опору в семье и благодаря этому спокойно отправляется в тюрьму, он уверен – за него заплатят выкуп.

Как оказывается, никто платить за него не собирается. Дочка корит упреками и не хочет снова «ходить в ситцевых платьях», приказчик теперь почувствовал власть и не хочет отдавать. Лазарь ранее опасался Большова, но теперь приобрел капитал и легко отправляет этого человека на произвол судьбы.

Таким образом пьеса Островского представляет собой критику купеческих отношений того времени. Для того чтобы подчеркнуть проблематику, автор дает множество деталей, которые дополняют повествование. Есть много сцен, которые ни к чему ни ведут и если убрать эти сцены из сюжета, то они оттуда практически ничего не отнимают.

Тем не менее, именно благодаря таким вставкам мы больше узнаем о главных героях и понимаем суть этих людей. Суть же является вполне простой и понятной, каждый хочет простого купеческого счастья – богатства и независимости. Именно поэтому, например, Липочка учится как дань моде, хамит матери и выбирает видных безбородых кавалеров.

Перед нами люди безнравственные, которые заслуживают сочувствие только по причине собственной убогости. Самое страшное – в продолжении этой канвы. Ведь воспитанные молодым поколением дети также продолжат быть бесчестными и себялюбивыми.

Сочинение по произведению Свои люди — сочтемся

В каждом социальном слое есть собственные устои, однако люди по большей части не меняются. Практически повсюду они думают о собственном счастье, о том как получить лучшую долю и нередко пренебрегают другими.

Самсон Силыч Большов живет по принципу не «обманешь – не заработаешь», который и в наши дни является довольно распространенным. Только если ранее он мог применяться не особенно честными купцами, то теперь активно используется практически всеми, гордо вогружается на знамя и служит оправданием для любых поступков. Тем не менее, речь не об этом а о купеческой среде середины 19 века.

Островский описывает как главный герой Самсон Силыч, следуя своему принципу, объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиты. Он хочет обмануть других купцов, но доверяет своему приказчику Лазарю и дочери Олимпиаде. Более того он устраивает для них свадьбу и передает свой капитал, чтобы они потом могли его выкупить из долговой тюрьмы.

Конечно, поведение героя не отличается высокой моралью, но его вполне возможно понять, он старается для семьи. Тем не менее, его самого обманывают самые близкие люди, он оказывается без капитала, любимая и избалованная дочь Липочка не хочет снова носить ситец и хочет иметь какие-то деньги для семьи. Понятное дело, Липочка и Лазарь просто присваивают деньги Большова, так как могут и останутся безнаказанными.

Однако и такое поведение возможно понять. Ведь они воспитаны сами Самсоном Силычем, который нередко использовал обман. В какой-то степени тут ученики превосходят учителя и доводят принцип обмана до максимального предела, дочка обманывает отца.

Эти герои тоже помышляют о собственном счастье, они хотят испытывать радость, не испытывать нужды. Олимпиада всегда только и грезила достатком, Лазарь Подхалюзин спал и видел как когда-то высвободится из-под гнета Большова и сам станет обладателем капитала. Как только такая возможность удается, он пользуется этой возможностью, ведь подобно всем остальным людям, стремится к счастью.

Островский предлагает нам не просто отдельную историю, но описание тенденции. Так действительно живут люди, продолжают жить из поколения в поколение, в нелепом поиске счастья подобно слепым котятам.

Вариант 4

Островский написал множество произведений для постановки на сцене. В таких жанрах, как драма, комедия и прочее. Комедия Островского несет за собой не пустой смех, а глубокую сатиру, над которой можно смеяться лишь сквозь слезы. Одним примером таких произведений является комедия «Свои люди- сочтемся».

Пьеса «Банкрот» вышла в свет как самое крупное произведение Островского в 1849 году. Позже тот же самый спектакль получил название «Свои люди- сочтемся». Через год постановку запретили, а автора взяли под надзор. Но благодаря этому позже данное произведение ввели в список русских трагедий, которые раскрывают пороки русского общества.

У пьесы сложная структура композиции, замысловатые переплетения и трепещущая интрига. Для глубокого понимания нрава семьи Большова писатель включает большие эпизоды с нравоописанием. Это можно увидеть с помощью дочери купца с матерью, встречи отца с потенциальными женихами дочери, посещения свахи. Только судьба жестоко распоряжается с Большаковым и он оказывается в долговой яме после того, как объявил себя банкротом. Там он ждет денег от родственников, те в свою очередь, платить не собираются. Родная дочь Лидочка не дает родному отцу и копейки.

Автор раскрывает важный конфликт «отцов и детей», вокруг которого построил свое произведения не только Островский, но и многие другие знаменитые писатели. Купеческая среда имеет достаточно большой достаток, но недостаток воспитания. С самого начала герои представляют не в лучшем свете. Дочь купца – Олимпиада избалованная девушка, мечтающая лишь о женихе, а отце самодур, который лишает дочь возможности выбора суженного. Но молодое поколение не показывает себя в лучшем свете, в отличии от старого, которое немного симпатизирует читателю. В лице Самсона Силыча, чья фамилия и отчество говорят сами за себя. Ведь купцом он стал сам, не по наследству.

Девиз Большакова звучал так: «Не обманешь – не продашь.». Таким образом с помощью махинаций он женил свою дочь и думал, что от родных людей не стоит ждать предательства, говоря: «Свои люди – сочтемся», но ожидания купца были напрасными и пустыми. Ни дочь, ни зять не откупили отцу благодарностью.

Можно сказать, что семья Большаковых безнравственна и бесчеловечна, которая не имеет понятий о преданности и благодарности. Таким образом счастливым не остался ни одни член семьи, ведь на чужом несчастье счастья не построишь.

Также читают:

Картинка к сочинению Свои люди — сочтемся Анализ пьесы

Свои люди - сочтемся Анализ пьесы

Популярные сегодня темы

  • Анализ и мораль басни Лебедь, щука и рак Крылова

    Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.

  • Чацкий — борец или жертва? сочинение

    Наверное, нет такого человека, который бы не читал произведение Грибоедова «Горе от ума». И узнать, а главное понять с первого взгляда кем является герой невозможно, да и мнения людей могут разделиться.

  • Сочинение Осенний лес (Осень в лесу) 2, 3, 5, 6 класс

    Я очень люблю осень. Думаю, что это самое красивое время года. Когда еще нет морозов, но есть легкий ветерок. Когда позже рассветает и темнеет. Деревья пестрят разными красками и потихоньку сбрасывают листья

  • Сочинение Мой дедушка – защитник Отечества

    Мой дедушка прошел войну от начала до конца. В детстве он усаживал меня к себе на колени, и начинал рассказывать о том, что ему пришлось пережить. От его рассказов об отважных сражениях с врагом замирало сердце

  • Что любил Обломов? сочинение

    Илья Ильич Обломов — это главный персонаж произведения «Обломов» написанного Иваном Александровичем Гончаровым. Наверное, многие пороки в данном образе существуют в каждом человеке

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ пьесы «Свои люди – сочтемся», которую написал Александр Николаевич Островский. Мы максимально собрали весь материал, при помощи которого вам будет значительно проще изучить анализируемое произведение, а так же разобраться в его тонкостях.

Не зря середину девятнадцатого века принято считать одним из самых плодотворных периодов для русской литературы и драматургии. Александр Николаевич Островский так же сделал немалый вклад в ее развитие. В своих произведениях автор говорил о жизни российского дворянства.

«Свои люди – сочтемся» — это одно из самых знаменитых произведений автора.

Содержание

  1. История создания
  2. Жанр, направление
  3. Смысл названия
  4. Композиция и конфликт
  5. Смысл произведения
  6. Темы
  7. Проблемы
  8. Основная мысль

История создания

В основу произведения «Свои люди – сочтемся» легла сама жизнь. Александр Николаевич появился на свет в семье московского чиновника. Все детство автора прошло в Москве. Повзрослев, он начал заниматься юридической деятельностью, что дало ему возможность увидеть жизнь простого народа с разных сторон. Оттуда он и черпал свой материал, которого ему с лихвой хватило, чтобы написать большое количество произведений.

Детские годы автора прошли в Замоскворечье, где он смог увидеть нравы и порядки, царившие в купеческой среде. В то время слишком распространено было мошенничество. И поскольку Островский связал свою жизнь с юридической деятельностью, то очень часто по долгу службы ему приходилось находиться в коммерческом суде города. Именно там он неоднократно сталкивался с вопросами, связанными с разделом имущества между близкими родственниками. Все это дало автору бесценный жизненный опыт. Он настолько увлекся, что стал более подробно изучать психологию купечества. Поэтому на страницах его произведения мы знакомимся именно с купцами.

Первые строки пьесы автор написал во второй половине сороковых годов девятнадцатого столетия. Полностью завершил пьесу он лишь в 1849 году. Но автор столкнулся с тем, что его произведение тут же получило скандальную репутацию. Причиной стал обличительный характер произведения. Цензуре не понравилось обличение социальной действительности в Российской Империи. В свет произведение вышло лишь в 1895 году, и было поставлено на сцене театра.

Жанр, направление

«Свои люди – сочтемся» — относится к реалистичному направлению, поскольку автор максимально реалистично изображает действительность. Это отлично прослеживается в образах, мыслях и словах героев. Автор создает такую атмосферу, что у читателя не остается сомнений, что все это происходило на самом деле. Так же Островскому удалось достоверно передать речь купцов и купчих.

Анализируемое произведение считается комедией, и была написана для постановки на сцене. Человеческие пороки автор изображает при помощи юмористического подхода. Так же в произведении используется большое количество комических ситуаций, с помощью которых Островский отображает общественные пороки того времени.

Смысл названия

Для названия автор берет фразу из самого произведения. Эта короткая фраза очень емко характеризует все общество, и царящие в нем порядки.

Но если сопоставить название пьесы с сюжетом, то мы можем заметить, что оно приобретает больше ироничное значение. Это хорошо заметно в конце произведения, когда мы наблюдаем прямо противоположную ситуацию. Автор показывает ситуацию, когда «свои» люди по факту оказываются более жестокими, нежели посторонние.

Композиция и конфликт

В пьесе «Свои люди – сочтемся» используется классическая композиция. Состоит пьеса из четырех действий.

В первом действии сочетается экспозиция, в которой мы знакомимся с главными действующими лицами и узнаем предысторию, и завязка. В завязке произведения мы наблюдаем начало конфликта. В экспозиции мы знакомимся с семьей Большова. А так же читатель получает возможность глубже окунуться в настоящую жизнь купцов.

Второе действие произведения – это кульминация. Именно в этой части произведения мы можем наблюдать максимальный накал конфликта.

Третье действие – развязка. Здесь конфликт достигает логического разрешения.

Четвертое действие – финальная часть пьесы. В этой части произведения все сюжетные линии приходят к логическому завершению, а так же подводятся итоги произведения.

Основной конфликт произведения – это конфликт порочного человека с судьбой и обществом. Его борьба с самого начала обречена на провал. Еще одним отличием конфликта является то, что читатель не может однозначно ответить, кто из героев является положительным, а кто отрицательным. Сделать это очень сложно по той причине, что у них есть и достоинства, и недостатки.

Так же можно сказать, что пьеса «Свои люди – сочтемся» имеет достаточно сложное композиционное строение. Автору удается соединить в одном произведении быт и интригу.

Постепенно мы наблюдаем, как разворачиваются отношения между дочерью купца и матерью, их постоянные стычки. Так же мы видим, что на самом деле думает Самсон о женихах Липочки.

Благодаря данным эпизодам автору удается показать тот самый купеческий мир, в котором царила пошлость и корыстолюбие. Так же он подчеркивает то, что именно подобные процессы характеризовали общество того времени.

Например, тот же Большов, стремясь сохранить свой капитал, решает отдать замуж свою дочь за приказчика. И именно сцена, в которой дочь Большова говорит своему отцу, что она с супругом никак не будет ему помогать выбраться из долговой ямы, становиться кульминационной. Но отец продолжает умолять помочь ему, объясняя, что все его действия были лишь для блага его дочери. И вот исход этих событий и стал развязкой произведения.

Смысл произведения

Самсон Большов был богатым и успешным московским купцом. Однажды он решился на одну аферу, в результате которой должен был избавиться от большого количества долгов. Для этого он говорит о своем банкротстве, в то же время, передавая все свои накопления доверенному лицу.

Для этого дела он решает взять себе в сообщники приказчика, который был старым другом семьи. Он рассказывает Лазарю Подхалюзину свой план. Сообщник делает вид, что полностью разделяет план Большова, а сам решает обмануть купца и оставить все деньги себе. Лазар полностью погружается в интриги. Ему удается переманить стряпчего Рисположенского на свою сторону, хотя тот изначально так же помогал Большову в реализации его замысла. Параллельно он договаривается со свахой Наумовной, чтобы та помогла сорвать помолвку Олимпиады, которую Лазарь давно любил.

Замысел Лазаря начинает реализовываться. Помолвка с дворянином срывается. Тогда Большов решает выдать дочь замуж за Лазаря. Олимпиада изначально начала сопротивляться, тогда Подхалюзин рассказывает девушке, что все состояние ее отца по факту является его. Ему удается соблазнить Олимпиаду, после чего та дала свое согласие на брак.

Спустя время Лазарь с Олимпиадой вступили в законный брак и начали жить в роскошном доме. Лазарю удалось полностью реализовать свой план. В то же время Самсон Большов оказался в долговой яме. Что же касается Рисположенского и Наумовны, то их обманули и выгнали.

Неожиданно появился отец Олимпиады, который обратился с просьбой помочь ему, чтобы он смог рассчитаться с долгами. Но ни дочь, ни зять не проявили к нему и капли сострадания и выгнали прочь. Но в последний момент Подхалюзин все же решил помочь и отправился договориться с кредиторами, стараясь снизить цену.

Темы

В анализируемом произведении поднимаются достаточно разные темы. Одной из них является тема семьи. Автор рассказывает о семейных отношениях в купеческой среде. Здесь мы можем наблюдать не самые лучшие стороны этих отношений, поскольку на живых примерах мы видим то, что каждый из членов семьи интересуется исключительно только своим благополучием. На остальных же членов его семьи ему все равно.

Так же поднимается тема любви. Это хорошо видно на примере Олимпиады и Лазаря. Автору удается показать, что места для настоящей и искренней любви в этом обществе просто не осталось. На смену чувствам пришли меркантильность и эгоизм. Даже связывая себя узами брака, люди полагаются не на чувства, а на амбиции и благосостояние.

Еще одна тема произведения – это быт и нравы купечества. Островскому удалось показать невежество, цинизм и жестокость, которые уже стаи нормой в купеческих семьях. Автор с отвращением относится к подомным качествам.

Затрагивается в произведении и тема чести. Мы можем отчетливо наблюдать, что купцу проще смириться с позором, нежели начать честно жить и трудиться.

Совокупность всех тем, которые затрагивает Островский, мы можем для себя нарисовать отчетливую картину всего происходящего в то время.

Проблемы

Проблемы, которые поднимает автор в произведении «Свои люди – сочтемся», так же многообразны.

Одной из таких проблем является проблема алчности. Островский был уверен, что самая главная проблема купеческого сословия заключалась именно в алчности. На примере семьи Большовых отчетливо видно, что если бы отец семейства был менее амбициозным и не стремился постоянно увеличивать свой капитал, то не попал бы в такую ситуацию.

Еще одна проблема в произведении – это проблема нравственности. Купеческая семья воплотила в себя все возможные пороки: лицемерие, двуличие, гордыню, алчность, невежество, а так же многие другие. Именно за внешним лоском обычно скрываются все мерзости и низости общества.

Проблема равнодушия так же поднимается в пьесе. Это явно видно в том, как Подхалюзины отнеслись к Большову, который был для них самым близким человеком.

Главная же проблема произведения – это проблема воспитания. Результатом такого воспитания стала Олимпиада, которая отличалась избалованностью, лицемерием, расчетливостью и равнодушием.

В произведении «Свои люди – сочтемся» мы видим конфликт, который возник между «отцами» и «детьми». Но этот конфликт отличается от привычного нам, поскольку в данном случае очень сложно ответить, кто из героев прав, а кто виноват. И то, и другое поколение насквозь пропитано алчностью.

Островский показал читателям то, что настоящей любви больше нет места в купеческом обществе, потому что каждый из людей преследует лишь свои интересы. Люди забыли о принципах, чести, любви, достоинстве. Теперь на первом месте для них стоит лишь алчность и жажда наживы.

Основная мысль

«Свои люди – сочтемся» — это всего лишь небольшая часть из жизни купечества. Автор дал нам возможность погрузиться в то время и обстановку. Мы видим, как жили люди в Российской империи девятнадцатого века, а так же знакомимся с их бытом, целями и желаниями. Читателю удается составить собственную картину о жизни людей в то время. Но, к сожалению, эта картина больше настраивает зрителя против тех самых устоев, которые царили на тот момент в обществе.

Островский с осуждением относится к порокам купеческого мира, где на первом месте стоят материальные блага.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр
  • 3 Тема, идея
  • 4 Композиция и ключевые моменты сюжета
  • 5 Конфликт в произведении
  • 6 Система героев и образов
  • 7 Позиция автора
  • 8 Художественные средства
  • 9 Выводы

История создания

Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году.  Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.

Жанр

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна.
Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».
Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»
Приходит сваха УСТИНЬЯ Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьез: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».
БОЛЬШОВ читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном, судя по всему — «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечет следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь…» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь свое добро, чтоб укрыть от описи за долги?
Подхалюзин шлет мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисполо-женского, к которому у него дело, и предается мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам против закона идет!» Лазарь влюблен в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».
И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал БОЛЬШОВ за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.
Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьем», — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорен. Приезжает домой сам БОЛЬШОВ, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя — в интересах Большова.
В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется УСТИНЬЯ Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдем? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. УЖ другого-то я вам сам найду», — говорит сам БОЛЬШОВ и знает, что говорит.
К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и БОЛЬШОВ торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку БОЛЬШОВ. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъяренной Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И БОЛЬШОВ объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди — сочтемся!» Торжество в разгаре. Сваха льет вино за шиворот стряпчему.
Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шелковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит УСТИНЬЯ Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» — и Лазарь зовет тещу.
БОЛЬШОВ и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключенных должников содержали за счет кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Под-халюзину: теперь деньги — его. И он отказывается при полной Ли-почкиной поддержке. «—Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! — Выручайте, детушки, выручайте!
Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный… меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет БОЛЬШОВ. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся БОЛЬШОВ встает и уходит с Аграфеной Кондратьевной.
«Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и еще хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а — Я… Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит… Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлете — в луковице не обочтем».

Похожие сочинения

Изображение мира московского купечества в комедии “Свои люди – сочтемся!”

Анализ «Свои люди – сочтёмся» Островский

Анализ «Свои люди – сочтёмся» Островский

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 98.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 98.

Обновлено 26 Июля, 2021

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся». В ней автор с присущим ему юмором раскрывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признаёт себя банкротом и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, а для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьёзным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди – сочтёмся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди – сочтёмся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Её появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» её варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России – купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни один из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь – не продашь», Большов сам остаётся у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине – «что посеешь, то пожнёшь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При анализе композиции пьесы «Свои люди – сочтёмся» следует отметить, что в завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит её возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живётся под отцовским гнётом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина и выдаёт за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы – решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

В развязке автор подводит итог своей комедии, раскрывая перед читателем главную её идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком

Жанр

Александр Николаевич отнёс своё произведение к жанру комедии, хотя, по мнению некоторых литературных критиков, оно имеет в себе ряд трагических черт. Направление – реализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кинозал Рдк-Им-Ги-Невельского

    15/15

  • Нина-Васильевна Сергиевская

    13/15

  • Marina Semenenko

    12/15

  • Заира Магомедова

    10/15

  • Андрей Бордюгов

    10/15

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 98.


А какую оценку поставите вы?

  • Какие народные представления отразились в мифологических рассказах
  • Какие нравственные проблемы поднимает паустовский в рассказе телеграмма
  • Какие народные и литературные сказки вспоминаете когда читаете пролог к руслану и людмиле
  • Какие нравственные проблемы поднимает карамзин в повести бедная лиза сочинение рассуждение
  • Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог у лукоморья дуб зеленый