Какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе говори мама говори б екимов

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Анализ рассказа Екимова Говори мама говори сочинение

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь. 

Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

Сочинение рассуждение

Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Мой день в школе

    Мне очень нравится учиться в своей школе, потому что она красивая и в ней работают опытные педагоги. Каждый день, проведенный в школьных стенах, проходит быстро и легко.

  • Сочинение Смысл финала Евгения Онегина Пушкина

    Специально или нет, но Пушкин не закончил роман. Возможно, он даёт шанс читателю самому дописать эпилог и поставить точку. В таком случае, моя версия будет такой.

  • В чем актуальность произведения История одного города

    М.Е. Салтыков-Щедрин создаёт сатирический роман История одного города с целью раскрыть в нём тему взаимоотношений народа и власти. За основу он берёт историю города Глупова

  • Сон Раскольникова на каторге (третий сон о трихинах и конце света)

    Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.

  • Паустовский

    О творческой деятельности писателя говорят с огромной любовью многие почитатели его таланта. Это подтверждают созданные им произведения, в которых отражен особый взгляд на русскую природу.

%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8c

Краткое содержание

Радовалась, Катерина, уже довольна старая женщина, что появился мобильный телефон. В любую минуту можно поговорить с дочерью. Далеко она живёт, трудно до неё добраться. Зовёт дочь маму к себе в город, но та  не решается  ехать.В хуторе остались одни старики. Все дети в город уехали. Тяжело зимовать, даже продукты  не всегда сюда привозили. Вот и уезжали старики на зиму в город к детям.Так не хочется Катерине уезжать из дома, где всё такое родное. Да и хозяйство на кого оставить?Телефон, конечно, выручал. Каждое утро мать слышала голос дочери. Но та всегда торопилась, просила говорить конкретнее. А так хотелось рассказать о многом. Но что ж поделать, тариф.И вдруг однажды, когда дочь позвонила, Катерина не услышала привычных её слов « говори конкретнее». А дочь просила: «Говори, мама, говори». Стала рассказывать мать о своих делах, думала, что  прервёт её дочь. А та снова: «Говори, мама, говори». Дочь слушала и слушала свою маму, видимо, почувствовала, что в один день может прерваться эта ниточка, этот голос матери навсегда. «Говори, мама, говори…»

Основные мысли

  • Б.Екимов поднимает в произведении « Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку. Сколько нежности вложил автор в произведение! Читатель видит его глазами эту старую женщину-мать, которая ждёт звонка по мобильному телефону по утрам от своей дочери, хочет так о многом поговорить с ней.
  • Взрослые дети так заняты, у них столько забот. Даже разговоры по телефону с мамой часто такие  короткие.  « Как дела? Всё хорошо?Будь-будь»». Вот и всё. А ведь так маме хочется чуточку побольше внимания.
  • Катерина, конечно, понимает, что занята дочь, что есть тариф- деньги нужно платит за разговоры. Но всё же…
  • В старости очень нужно внимание детей к родителям. Большую, трудную жизнь они прожили, вырастили своих детей. Конечно, дочь героини постоянно просит приехать мать в город, она любит её, заботится о ней, тревожится. Но так далеко находится хутор. Часто не наездишься. Вот и говорит она по телефону.
  • Но, к сожалению, всегда приходит время, когда вдруг этот голос матери прерывается. Почувствовала, поняла это  дочка. Тревожно забилось её сердце. Отбросив все дела, забыв о тарифе, она просит маму :  « Говори, мама, говори…».
  • Пусть подольше звучат голоса наших мам, согревая сердца» Пусть будут здоровы они! Пусть живут подольше. И как бы ни были заняты дети, нужно помнить, как важно для мам их внимание  .
  • Не бойтесь тратить время, находите минуты, часы, дни общения с мамой. Пусть она говорит и говорит по телефону, рассказывает обо всём, что с ней произошло за день! Пусть говорит, наша мама!  Об этом напоминает читателям автор, о  внимании к родителям, которого должно быть чуточку побольше.
Проблемы

  • Роль матери в жизни человека.
  • Недостаточное внимание детей к своим матерям, родителям.
  • Важность чуткого, бережного, нежного отношения детей к своим мамам.
  • Проблема взаимоотношения детей и родителей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

Однако не всем суждено быть окруженными вниманием чад в преклонном возрасте. Некоторые старики оказываются одни, обделённые вниманием своих детей. Так, например, в рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори» поднимается проблема нехватки внимания детей престарелым родителям.

В рассказе описывается жизнь старушки Екатерины, её одиночество и нехватка внимания со стороны дочери. Автор явно её жалеет, сетуя вместе с ней на невнимательность дочери к старухе-матери. Рассказ заканчивается хорошо: дочь осознаёт неправильность своего поведения и звонит маме, чтобы сказать главную и самую ожидаемую старушкой фразу: «говори, мама, говори».

Сейчас  в современном обществе, в котором не принято жить с родителями, действительно есть такая проблема, как «брошенные» старики. Пожилые люди оказываются совершенно одни, без поддержки в таком сложном возрасте, порой даже без средств на существование. За такими проявлениями в массах стоит следить, стоит говорить об этом и с детства воспитывать в ребёнке должное отношение к родителям, потому что в чувственности, в любви к своим близким человек сохраняет связь с прошлым, настоящим и с будущим. Сложно жить в современном обществе без поддержки близких людей, на которых всегда можно опереться в случае беды. Если такое пренебрежительное отношения к старикам и дальше будет иметь место, то чего можно будет ожидать от общества в будущем? Что это будет за мир, где всем всё равно друг на друга, где каждый сам за себя, где у людей не будет дома, семьи и таких понятий, как долг или благодарность?

В конце рассказа дочь приходит к мысли, что, действительно, каждый звонок может оказаться последним для человека столь преклонного возраста, и что нужно ценить каждое мгновение, проведённое с ним. Остаётся лишь надеяться, что каждый ребенок, в конце концов, поймёт, что родители у него одни единственные, и что их никем не заменишь. Что все дети станут заботиться о своих родителях. А иначе, как жить на свете без любви к тем, кто тебя вырастил и вложил в тебя душу?

Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Арины Головлевой в романе Господа Головлевы

    Арине Петровне около 60 лет, она седовласа, но по-прежнему бодра и является активным руководителем, который держит в ежовых рукавицах всю семью. Никто не может ничего противопоставить этой тирании и все ей подчиняются.

  • Сочинение Деньгами надо управлять, а не служить им

    Деньги – это эквивалент отработанного времени, плата за выполненный продукт. Когда-то в древности денег не было, существовал натуральный обмен. Потом люди поумнели и изобрели деньги.

  • Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс

    Самой привлекательной фигурой грибоедовской комедии «Горе от ума», безусловно, является Чацкий. При этом он — единственное не комическое лицо в пьесе, но вынужден быть участником комедии

  • Сочинение на тему Знакомьтесь, это я!

    Я учусь в 7 классе и многие, наверное, подумают, что я всего лишь небольшой человечек, не имеющий жизненного опыта.

  • Почему важно уметь прощать? Итоговое сочинение

    Всем и каждому известна обида, злость на обидчика, разочарование. Это прожигающее изнутри, болезненное, ядовитое чувство, которое отравляет хорошее отношение к человеку. Данную эмоцию чаще всего можно испытать к человеку

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                             Заброденская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района

Эссе по рассказу Б. Екимова

«Говори, мама, говори…»

Ученицы 10 «А» класса

Змаевой Милены Михайловны

Воронеж 2014

                                                                   Взрослее дети – матери старей.

                                                               Мы до поры того не замечаем

                                                                    И мало смотрим в лица матерей,

Самостоятельными быть мечтая…

                           Геннадий Мельник

Мама… Это первое слово, которое произносит ребёнок, едва научившись говорить. Мама… Мы  обращаемся к тебе, когда нам плохо, больно, тревожно. Мама для нас словно оберег, защищающий от напастей и бед. А вот когда нам хорошо, спокойно, мы не вспоминаем это слово, как и не вспоминаем саму маму. Мы думаем, что мама – «величина постоянная» и никуда и никогда она не денется. Наверное, так же думала и дочь героини рассказа Бориса Екимова «Говори, мама, говори…»

Старая бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка, жила на хуторе возле Дона. Ещё недавно хутор был людный, красивый: летом зеленели груши да вишни, осенью рдяные да багровые стояли деревья, вызванивали в небе птицы. А сегодня на хуторе остались лишь старики да пьянь, хлеб не возят. Тяжело старому человеку зимовать в таких условиях. И Катерина уезжала зимовать в город к дочери. Но нелегко на старости новые углы обживать: кругом чужие стены, соседи, другая жизнь, а родные дети постоянно на работе, и Катерина оставалась одна, ей не хватало внимания, да и тосковала она за Тузиком, кошкой да курами.

Дочь Катерины, чувствуя ответственность за мать, купила ей мобильный телефон, чтобы была возможность созваниваться с матерью каждый день. Катерина дивилась этой чёрной коробочке. Раньше в их конторе стоял другой телефон с проводами, большой трубкой,  и по нему можно долго говорить. «А тут не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уже потухла». Дочь звонила каждое утро, но разговаривала быстро, чётко, по-деловому. Молодое поколение более практичное, у них стремительная жизнь, желание сэкономить на всём. Времени на пустые, по их мнению, разговоры не остается. А матери хотелось выговориться о хуторской, стариковской жизни, хотелось приказать дочери, чтобы одевалась потеплее, не замерзала, берегла себя, а в телефоне как всегда: «Мама, здравствуй, как дела? Жива – здорова? Молодец! Целую…»

Нам непонятна матерей тревога

За то, чтоб мы не наломали дров…

И незачем рассказывать про грушины, про вкусный компот, про глупомордых кошек, и никогда старая женщина не скажет дочери  о своих болячках. А желание  поделиться наболевшим так велико, что даже ласковый голос молодой женщины из репродуктора  кажется  понимающим и родным. Добрый голос нежно спрашивал: «Болят ваши косточки?» На что старуха отвечала: «Болят, моя доча»… Она готова была принять совершенно незнакомого человека за свою дочь:  уж очень  душевно говорила девушка. Катерине настолько хотелось выговориться, что она даже жаловалась молодой девушке, которая не могла её слышать… «Как не болеть… Такая жизнь». Старуха  всплакнула. Жизнь у  нее и вправду выдалась нелёгкой: война, сиротство, тяжкая работа.

Однажды в обеденный неурочный час черная коробочка оживилась музыкой. Для старой Катерины это было неожиданно, и поэтому она испугалась, не случилось ли чего с её близкими.    Как всегда она говорила быстро, короткими фразами, боялась не успеть сказать всего, а дочь, к удивлению, не обрывала ее прерывистую речь и только просила об одном: «Говори, мама, говори…».  Она словно боялась, вдруг оборвётся этот голос и эта жизнь навсегда…

Родительская опека для детей часто бывает невыносимой, нежеланной, детям хочется жить своей отдельной от родителей жизнью, самостоятельно принимать решения, чувствовать себя независимыми. Но наши родители не вечны. Чем старше они становятся, тем больше им требуется нашего внимания. Об этом  рассказ Бориса Екимова. Он обращает наше внимание на одиночество старого человека.

Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему «отцов» и «детей». Одно из них — рассказ Константина Паустовского «Телеграмма». Взрослая дочь Катерины Петровны была очень деятельным человеком:  в Ленинграде она занималась организацией  выставок, конкурсов, встречалась с  деятелями искусства. На всё у неё хватало времени. Не хватало его только для самого близкого, самого родного человека – для мамы, которая  жила далеко от Ленинграда, в небольшом селе Заборье. К  Катерине Петровне хорошо относились соседи:  Тихон, помогающий ей по хозяйству,  Манюша, оказывающая помощь по дому. Но никакое внимание чужих людей не может заменить общения с дочерью.  Настя за работой не смогла даже проститься с матерью перед смертью: в Заборье она приехала на второй день после похорон. Наверное, о многом думала Настя возле свежей могилы, многое хотелось ей сказать хорошего маме, но сырой земле не нужны эти слова, говорить их нужно родным людям при жизни.

  Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы её проявления. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт, ведь мы тоже состаримся….

Не забудьте, что где-то вас ждут.

Приезжайте, почаще звоните,

Даже несколько скромных минут,

Не жалея в душе, подарите.

Берегите своих матерей

Успевайте, пока они рядом,

Относитесь, как можно теплей –

Ничего им другого не надо.

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь. 

Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

Сочинение рассуждение

Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

Урок-мастерская

по произведению Б.Екимова «Говори, мама,
говори».

(подготовка к итоговому сочинению)

Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя — Мать.
Муса Джалиль.

Цель урока:

1.    
Подготовить
учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;

2.    
Развивать
устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения.

3.    
Развивать
читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

4.    
Воспитывать
нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.

Форма
урока
:
мастерская

Оборудование
урока
:  карточки, портрет писателя, проектор.

Ход урока

I.                  
Слово
учителя

Оргмомент. Приветствие. Откройте, пожалуйста,
тетради и запишите число, тему урока .

В русском языке множество слов. Одни мы слышим
каждый день, другие —  очень редко. Но есть среди них такое, которое знает
каждый. Это наше первое, главное слово? Скажите, какое это слово?

 -Мама.

На слайде выведен эпиграф урока.  Давайте
запишем слова М.Джалиля.

 Мы начинаем произносить его еще, будучи
маленькими, оно вырывается из наших уст детским лепетом и становится самым
понятным и родным словом на Земле. И  невозможно его забыть.

— Запишите, пожалуйста, в тетради слова, которые
ассоциируются у вас со словом «мама» (добро, дом, уют, тепло, очаг…)

II. — А какое
определение вы бы дали этому слову?

Итак,  «Мать, Матерь (от лат. mater — мать, матерь, связано с
лат. materia — вещество)  или разг. мама — биологический и/или социальный
родитель либо усыновитель женского пола»

— А  какое 
же определение слова «мама» дают нам словари?

В 
словаре же В. Даля говорится:

« МАМА ж.
маменька, мамонька, — мамочка, матушка, родительница»

Толковый
словарь С.И.Ожегова дает такое понятие:

 «МАТЬ, матери, матерью, мн. матери, матерей, матерям,
матерями, о матерях, ж. 1. Женщина по отношению к своим детям». Происходит это
слово от индоевропейского «mati»,  в основе слог «ma». Поэтому во многих
языках слово «мать» звучит похоже  или одинаково: máma — по-чешски; matka —
по-польски, словацки;  мати — по-украински; ema — по-эстонски; Mutter—
по-немецки; mother—по-английски и т.д. Корень в этом слове – мам -. И есть
множество разговорных форм,  все они нам знакомы.

Например: мамочка, мамуля, мамсик,
мамульчик,  мамонька, мамуня, ма, мамуська, мамунька. Устаревшие формы:
мамушка, маменька, родительница, матка, мамка, матушка.


III. А сейчас обратимся к произведению Б.Екимова «Говори, мама, говори».

Актуальность, современность, глубокий смысл раскрываются в
небольшом рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори…». Это повествование
поднимает перед читателями множество проблемных вопросов, заставляет задуматься
и пересмотреть свои ценности.

— О
каких ценностях повествует автор произведения?

Работа в
группах по карточкам. 

1.Образ
матери в произведении.

2. Образ
дочери.

3.
Современные средства общения: положительные и отрицательные стороны. Что хотел
показать автор, используя их в тексте.

4. Зачем Б.Екимов вводит в текст слова из репродуктора.

5. Чего
боялась дочь, проговаривая в конце рассказа слова: 
«Говори, мама, говори»?

Вывод.

Что побудило дочь изменить своё поведение по отношению к
старенькой матери?

Ощущение хрупкости человеческой жизни. Понимание, что в любой
момент эта жизнь, эта связь может прерваться. И страшно не успеть увидеть
самого дорогого человека, обнять его, поцеловать морщинки на родном лице,
поговорить, посмеяться вместе, погрустить…  Как хорошо, что дочь главной
героини рассказа вовремя поняла и осознала это!


Итак, какие же проблемы подняты в рассказе
Б.Екимова «Говори, мама, говори»?

1.Нехватка времени, постоянная занятость людей.

2. Недостаточное внимание по отношению к близким людям.

3.
Подмена живого общения сухими короткими звонками.

4.
Озабоченность личными проблемами.

5.
Уважение к возрасту человека, его привычкам, образу жизни.

6.
Любовь и почитание своих родителей.

О матерях, как писал Максим Горький, можно
рассказывать бесконечно, так как безбрежна та любовь, которой одаривает мать
свое дитя. А главное — бескорыстна. Матери любят нас просто за то, что мы есть.
Поэтому для каждого из нас мама — это стимул стать лучшим, добрейшим, делать
все так, чтобы она гордилась своими детьми.

«Уважай отца своего и мать свою», — эту Божью
заповедь надо неуклонно выполнять. Без этого тяжело стать достойным и чтимым
человеком. Неуважение к родителям, неблагодарность к ним — это недостаток. Кто
захочет такому человеку делать добро? Кто с ним будет вести общие дела? Ведь он
не уважает свою мать с отцом, кого же он будет уважать, ценить, кому он будет
признателен?! Пусть признательное, заботливое отношение к матерям станет
велением души, совести.

— Вернемся к названию рассказа  Б.Екимова «Говори, мама, говори» и перейдем к
следующему этапу нашего урока.

IV. Итак, творческая работа.

Я предлагаю написать сочинение о своей маме или близком вам
человеке на
тему: «Ценность
общения близких людей в современном мире».

— Давайте подумаем, какие виды вступления
больше подходят для нашего сочинения?

— Какие виды заключения можно использовать
для нашего сочинения?

В заключение  попробуйте из аргументов
вывести мысль о ценности общения с матерями.

— Свой урок хочу закончить словами Е. Колтовской («Мамины руки»)

   
Мамины руки – тепло,
Мамины очи – светло,
Мамина сказка во сне,
Мамины гены во мне,
Мамины мысли со мной,
Маме поклон мой земной.

Домашнее
задание. Создать рекламный ролик «Расскажи всем о маме»

  • Какие навыки связной речи развиваются у детей при составлении рассказа описания
  • Какие нравственные открытия приносит гриневу воспитание жизнью сочинение рассуждение
  • Какие мысли и чувства вызывают у меня рассказ толстого бедные люди
  • Какие нравственные ориентиры должны быть у современного человека итоговое сочинение
  • Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ бедные люди