Какие нравственные уроки можно извлечь из сказки черная курица или подземные жители


0

Какие нравственные уроки жизни есть в сказке «Черная курица»?

Как составить Сборник мудрых мыслей «Нравственные уроки жизни» по сказке «Черная курица или подземные жители»?

2 ответа:



15



0

Я думаю, что в этом произведении мудрых мыслей намного больше, чем десять, предложенных мной.

И всё же эти — основные.

1) Что бы ты ни делал, рано или поздно тебе придётся за это отвечать (ответственность).

2) Думай о последствиях перед тем, как что-то предпринять.

3) Дал слово — изо всех сил старайся держать его.

4) Нельзя рассчитывать в этой жизни на других, старайся добиваться всего сам, жить собственным умом.

5) Умерь гордыню, успокой тщеславие: ты ничем не лучше других, будь самокритичным и объективным.

6) Лень не доведёт до добра.

7) Не преступай нравственных законов, созданных до тебя целыми поколениями людей, наученных мудрости жизнью.

8) Хочешь, чтобы тебя любили и уважали, по-доброму, человечно относись к другим.

9) Будь честным с самим собой.

10) Настрой камертон своей души так, чтобы чувствовать фальшь и не допускать её в свою жизнь.



2



0

В сказочной повести Погорельского «Черная курица» мальчик Алеша получил несколько важнейших нравственных уроков жизни. Он был добрым и отзывчивым мальчиком, которого любили и уважали товарищи и учителя. Но волшебное семечко быстро испортило характер Алеши, кажущаяся вседозволенность превратила его в капризного изгоя, с которым перестали играть товарищи и которого невзлюбили учителя. В конце сказки героя ждет нравственное перерождение, он сделал нужные выводы из полученного урока и снова стал очень хорошим мальчиком.

Составим Сборник мудрых мыслей «Нравственные уроки жизни»:

  1. Алеша понял, что нельзя ставить себя выше других людей, нельзя считать себя исключительным. Ведь каждый человек уникален и каждый заслуживает уважения.
  2. Алеша понял, что всего следует добиваться своим трудом, а доставшееся без труда не представляет никакой ценности и его не жаль потерять.
  3. Алеша понял, что гордыня не зря названа смертным грехом, ведь она убивает в человеке все человеческое.
  4. Алеша понял, что доброе отношение к другим людям послужит залогом того, что и другие станут по доброму относится к тебе.
  5. Алеша понял, что нужно быть строгим к своим недостаткам, но уметь прощать их другим людям.

Читайте также

Баба Яга в сказке «Василиса прекрасная» персонаж отрицательный. просто потому, что она злая. Она не горела желанием помогать Василисе, напротив давала ей такие сложные здания, выполнить которые обычный человек бы не смог. Но Василиса справлялась со всем, благодаря помощи куколки. Когда Баба Яга спросила Василису, как той удается со всем справляться, та прямо ответила, что ей помогает благословение матери, и тогда Баба Яга ее прогнала, сказав, что ей не надо тут благословенных.

Но в дорогу Баба Яга все-таки дала Василисе огоньку в черепе, и мне кажется можно назвать сразу три причины, почему она так поступила:

  1. Василиса действительно выполнила все задания, показала себя трудолюбивой девушкой.
  2. Баба Яга не любила мачеху и сестер, она сразу сказала, что слышала про них.
  3. Василиса не стала спрашивать про руки и Бабе Яге понравилось, что она спрашивает только про то, что делается вне дома.

В основе сюжета авторских сказок Шергина и Платонова лежит русская народная сказка «Волшебная кольцо». В них отличаются только имена главных героев и некоторые незначительные детали повествования.

Оба автора описывают своих героев, Семена и Ивана, как очень простых и добрых людей, которые готовы последнюю копеечку отдать за бедное животное, которое истязает неведомый душегуб.

Конечно такая бескорыстность не остается без награды. И Семен, а также Ваня, получают от спасенной змеиной царевны волшебное кольцо. Вот только невесту они себе выбирают чванливую, да неверную. Спасают героев кошка и собака, которые возвращают кольцо.

Авторы любят своих героев за их доброту, наивность, и честность.

Сказка «Падчерица» учит читателя тому, что в итоге каждый получает то, что заслужил. Хороший человек, который старательно трудится, помогает другим, при этом несмотря на невзгоды добр и великодушен обязательно будет счастлив.

Кроме того, на примере сравнения судьбы главной героини и ее сводной сестры можно увидеть как важно не таить обиду на своих обидчиков, не копить в себе злость, не ждать от окружающих подлости. Падчерица несмотря ни на что верит в людей, сестра же никому не верит, не видит необходимости разговаривать с другими уважительно и почтительно (все равно никакой пользы от них не будет). В итоге каждая пожинает плоды своего поведения.

Сказка — очень интересный жанр литературы. Особенно любим детьми, да и взрослые с удовольствием читают сказочные истории.

Как и для любого сочинения, для написания собственной сказки необходимо составить план работы. Он значительно облегчит задачу и упорядочит мысли.

Возьмте для примера такую схему

Зачин — это начало вашей сказки. Жили-были; в тридевятом, в тридесятом; в некотором царстве и так далее. Можете и свой придумать, посовременнее.

Далее, выбирете главного героя. Это может быть человек, робот, пришелец, животное или даже предмет.

Событие, которое с ним произошло: потерял память, украли важную деталь, выросли уши, хвост и др. Здесь может вступить в действие злой персонаж.

Задание, которое надо выполнить, чтобы всё восстановить по местам.

Ну, и, конечно, все волшебные сказки заканчиваются хорошо, поэтому концовка должна быть счастливой.

«Черная курица или Подземные жители» — это интересная сказка Погорельского А. Главный герой — мальчик Алеша, который спасает курицу по имени Чернушка, затем его ждут необыкновенные приключения и чудеса.

Какие задать вопросы к сказке?

1) Какой год написания? Какая эпоха? (XIX век)

2) «Черная курица или Подземные жители» это сказка или повесть? Это рассказ или сказка? Почему (повесть-сказка, так как включает признаки обоих жанров)

3) В каком месте происходят события? Где находится Мальчик Алеша? (Место развития событий — С.-Петербург, Васильевский остров, где находится пансион)

4) Сколько лет главному герою? (Не более девяти или десяти, ему — десять лет)

nJmsV3GgF1MqFxxVxnOtHQEdOFwf6F.png

5) Какой досуг у мальчика по выходным (субботы и воскресенья), когда другие дети отправлялись домой? Чем занимался Алеша (брал читать книги из библиотеки)

6) Как мальчик спас Чернушку? (кухарка с ножом направилась к любимой курочке героя, а Алеша сразу сообразил значение этого поступка; ребенок предложил монетку в обмен на жизнь птицы)

7) Что дал мальчик кухарке в обмен на то, чтобы она не трогала Чернушку (империал, который достался Алеше от бабушки)

8) Что случилось в ту ночь, когда Алеша спас любимого петушка? (Ночью пришла Чернушка и повела с собой в переходы погреба)

9) Что увидел Алеша в комнате? (Там были попугай и кошка, которая дает лапку, спящая старушка)

10) С кем сражалась любимица Алеши (С рыцарями)

"Черная курица" вопросы по содержанию

11) Куда привела на другую ночь Чернушка (к королю)

12) Куда пригласили Алешу после прогулки (на охоту на крыс)

13) Что грозило подземным жителям, если Алеша о них расскажет (им придется покинуть место и искать другое)

14) Какое желание мальчика исполнилось, какую просьбу выполнил король? (Мог не учить уроков)

15) Что дали Алеше, чтобы он хорошо запоминал? (конопляное зернышко)

16) О чем пообещал Алеша Чернушке? (никому не рассказывать, что он видел)

17) Почему Алеша не знал урок (он потерял зернышко во дворе)

18) Как мальчик всем рассказал о подземных жителях? (он пытался объяснить учителю, как ему удалось выучить двадцать страниц)

19) Как наказали мальчика за то, что он говорил неправду о выученном уроке (высекли)

20) Что при последней встрече сказала Чернушка (придется покинуть место, где несколько столетий прожили)

21) Как отреагировал Алеша, что Чернушка покидает (он плакал, увидев, что руки министра скованы и потом долго болел в течение шести недель)

22) Исправился ли Алеша? (Да, он стал добрым, скромным, как до истории с Чернушкой)

Урок литературы в 5 классе (ФГОС)

Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.

Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Оборудование урока: учебник  «Литература 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012», I часть, ПК, мультимедийная установка, презентация подготовленная учителем, презентация подготовленная учеником, карточки со словами, называющими эмоции.

План урока

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Мотивация учебной деятельности, целеполагание
  3. Словарная работа
  4. Физминутка
  5. Работа в группах
  6. Беседа на выявление восприятия текста
  7. Словарная характеристика (работа в группах)
  8. Рефлексия
  9. Подведение итогов, выставление оценок
  10. Домашнее задание

Ход урока

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

  1. Актуализация опорных знаний  

На доске записана тема нашего урока по сказке «Черная курица или подземные жители», но первые слова закрыты. Чтобы их узнать, надо ответить на вопросы.

  1. В различия между фольклорной и литературной сказкой?
  2. Как звали на самом деле автора сказки «Черная курица…»
  3. Кому Алексей Алексеевич Перовский посвятил сказку? (тема открыта полностью)

  II. Мотивация учебной деятельности, целеполагание

Что такое нрав? (характер)  

А нравственность? (мораль, ответственность за свои поступки, способность быть честным,  справедливым, благоразумным)

Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте, цель нашего урока.

Цель урока: показать, что нравственные законы вечны и едины.

На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят к содержанию сказки.

— Какую из них вы предложили бы для эпиграфа урока?

  1. Трудно найти, легко потерять.
  2. Как прожил, так и прослыл.
  3. Сам погибай, а друзей выручай.
  4. Дал слово – держи его.
  5. Что посеешь, то и пожнешь.
  6. Учись на добро отвечать добром.
  7. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  8. Добро век не забудется.

Эпиграф урока. Учись на добро отвечать добром. (записать в тетради)

— Вы доказали, что умеете определять идею произведения, его главную мысль.

III. Словарная работа

— Как вы заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она относится к началу 19 века. Я попросила Даниила Гурьянова поработать с незнакомыми словами. Он подготовил нам сообщение.

 (Презентация, рассказ ученика – объяснение значения слов дортуар, вакации, тупей, букли, шиньон, салоп, фрак, изразец)

 — Спасибо за рассказ и яркую презентацию. Теперь мы с вами будем знать значение этих слов и правильно употреблять их в речи.

IV. Физминутка.

Ребята, цель поставлена, работа предстоит напряженная. Давайте сначала немного разомнемся.

— Раз! — Подняли руки вверх.

— Два! — Нагнуться вниз.

— Три-четыре-пять! — Прямо стать,

Будем снова начинать.

V. Работа в группах.

Iгруппа Алеша в начале сказки. Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, от первого лица, передавая чувства и эмоции героя.

II группа Алеша в подземном царстве. Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши. Какова роль этого эпизода в сказке? Почему именно такое условие поставил король? Что значит быть скромным?

III группа  Жизнь Алеши после подарка. Проследите, какие изменения произошли в нраве и поведении мальчика. Расскажите об этом подробно от лица из одноклассников Алёши

VI. Беседа на восприятие текста.

— Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

-Чем закончилось для Алеши это восхождение?

-Почему испортился его нрав?

— Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки (когда учащиеся правильно называют эмоцию, учитель прикрепляет на доску соответствующую карточку) :

— Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой — Сочувствие

— Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи — Симпатия

— Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою

любимицу  —  черную курицу; Алеша смелый, не испугался

появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней  — Восхищение

— Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик

погладил кошку за лапку — Недоумение

— Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка — Досада

— Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал

урок свой, какой бы ему ни задали». — Растерянность

— Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым,

Шалил, мешал другим детям заниматься  — Сожаление

— Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

«своими» успехами перед товарищами — Разочарование

— Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

подземных жителей из-за боязни быть наказанным за

неподобающее поведение – Негодование, возмущение

— Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и

тяжело переживает свое малодушие — Сострадание

Надежду — Алеша хочет, может и должен исправиться — Надежда

— Все снова полюбили Алешу – Радость

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.  Давайте все вместе сделаем вывод, отчего же они меняются?  Вывод: Наши чувства напрямую связаны с изменением нрава главного героя.

VII. Словесная характеристика (работа в парах).

    Итак, Алеша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и

    сам он изменился. Давайте дадим характеристику Алеше до получения зернышка

    и после получения зернышка.

    На  интерактивной доске находятся пронумерованные слова, распределите эти слова в два столбика (учащиеся выполняют задание письменно).

   До получения зернышка                          После получения зернышка

       1.Добрый                                                            2.Жестокий

       3.Ласковый                                                        4.Упрямый

      5.Общительный                                                11.Непослушный

     12.Скромный                                                     6.Самолюбивый

      10.Застенчивый                                                 7.Гордый

      9.Любознательный                                            8.Дерзкий

 — Какой из героев вам нравится больше: до или после? Почему?

— Если так трагично заканчивается сказка(жители подземного королёвства ушли; Алёша наказан;предательство), то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает.Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком, он получает урок нравственности).

VIII. Рефлексия

А  теперь  давайте  составим  синквейн,  который  станет финалом  нашего  сегодняшнего разговора  об  Алеше. Напоминаю его строение: 1 строчка – одно существительное

2 строчка – два глагола; 3 строчка – три прилагательных; 4 строчка  — фраза – характеристика; 5 строчка – существительное – ассоциация к первому слову синквейна.

Алеша

Добрый, отзывчивый

Спасает,  предает, раскаивается

Он сделался  примером для ребят.

Совесть.

IX. Подведение итогов урока.

-Какой же нравственный урок вы получили?

Сегодня на уроке я узнал……

                               я хочу узнать………….

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

X. Домашнее задание

 Напишите сочинение-миниатюру «Если бы у меня было волшебное семечко».

Обновлено: 09.01.2023

Начало повести

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Чему нас учит сказка

  1. Нужно быть добрым и спасать невинных от гибели.
  2. Нельзя гордится поступками и делами, успех в которых не заслужен собственными силами. Награда за такие поступки не заслуженная.
  3. Нужно стараться в учебе и в жизни, не лениться, прикладывать усилия и, не зависимо от результатов, все окружающие это заметят и оценят.
  4. Нельзя предавать людей, которые надеются на тебя, и чья жизнь и счастье зависит от твоих поступков. Как в сказке — жизнь и спокойствие целого народа зависела от честности и преданности мальчика.
  5. Сказка учит прощению и раскаянию. Министр простил Алёшу и остался его верным и любящим другом, несмотря на то, что его заковали в кандалы и ему придется понести наказание. А Алёша раскаялся в своём поступке и запомнил этот урок на всю жизнь.

О книге. Оказывается, я кроме общей фабулы все забыла. А там ведь и деревья из разноцветного мха, и дорожки из драгоценных камней и зверинец и охота — на Гофмана похоже, но не так рассудочно. Реалистичная часть не хуже. Пансион, учителя, дортуары… А забор из барочных досок? А старушки голандки, говорившие с Петром? А их серый попугай с красным хвостом? Читала бы и читала. Есть разные теории относительно смысла этой сказки. Одни говорят о развенчании идеалов романтизма; другие, что ночное путешествие Алеши к подземным жителям, это зашифрованное описание масонского ритуала. Или же, это просто история о том, как важно быть прилежным, скромным и держать слово. Конечно, по нынешним меркам, Погорельский преподносит эти нравственные уроки, слишком уж прямым текстом. Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить.

Экранизации две: анимация 1975-го года и фильм 1980-го. Сначала мультик, который мне совершенно не понравился. Он кукольный, выдержан в бело-голубых, тонах и сюжет разворачивается в крайне условном пространстве. С пансионом на фоне белых парусов и Чернушкой разгуливающей по пустынной площади. А кухарки там нет вовсе. Чернушку хотела схватить хищная птица. Но эти отступления можно было бы списать на авторское виденье и простить, когда бы не патетичность и морализаторство. Всего один пример: в сказке, Алеша, высказывает желание всегда знать урок, смутившись перед лицом подземного короля и не сумев ничего другого придумать. Здесь, Чернушка проводит его в сад, где растут семена Доброты, Мудрости и Здоровья. Но Алеша только и думает, как бы не учиться. И я его понимаю. Какой нормальный ребенок, станет мечтать о мудрости? Далее, наш герой, бывший до того ангелочком, целый день постигавшим азы наук и искусств (так что не ясно, зачем ему зернышко) в раз превращается в мелкого хулигана и даже плеваться начинает. Финал, вроде книжный, а вроде и с намеком на Смысл, хотя, казалось бы, какие уж там подтексты..

Итого: Сказка, отменная, а экранизации уж очень мудреные и не о том.

Как создавалась книга

сказка черная курица или подземные жители

Основные идеи сказки

Книга, которая понравится каждому

Чему учит сказка Черная курица

Смысл книги

Алёша спас чёрную курицу, а потом подружился с ней. Но курица оказалась на самом деле министром при дворе подземного короля. В благодарность за спасение своего подданного Алёша получил от короля подарок. Крохотные зёрнышки помогали мальчику отвечать урок, хотя он вовсе и не учил его.

Но король подземного царства строго приказал мальчику никому не рассказывать о них. Алёша слова не сдержал, и его друг, а вместе с ним и весь подземный народ вынуждены были покинуть привычное место.

Поучительная история

Назидательная сказка призвана научить читателя в первую очередь доброте. Алёша спас курицу, он совершил доброе дело, да ещё и обрёл верного друга. Сказка учит помогать любому живому существу.

За спасение Чернушки Алёша получил награду. Но способности, которые он получил благодаря подарку, сделали его злым и заносчивым. Мальчик потерял самое важное — доброе сердце. На примере Алёши писатель показывает, что даже если ты умеешь что-нибудь лучше других, то не стоит гордиться. Не нужно ставить себя выше других, иначе можно потерять друзей. Что и случилось с Алёшей. Его друг ушёл навсегда, и вина полностью лежит на мальчике.

Есть в полезной сказке ещё немало поучительного. Писатель пытается показать, как важно держать слово, особенно если обещал. Алёша не сдержал слово, чем обрёл на изгнание целый волшебный народ. Очень важно уметь сдерживаться, уметь преодолеть себя, чтобы не подвести важных для тебя людей.

На примере главного героя сказки писатель хочет научить своего читателя быть благодарным, платить добром за добро. Но есть и одно, очень главное качество, которому писатель старается научить читателей. По его мнению, каждый должен достигать успеха собственным трудом, а не при помощи волшебства.

Воспитание доброты

Произведение напоминает нам о самом главном. Каждый человек обладает кристально чистой душой и благородством. Но добро в душе нужно постоянно воспитывать. Нельзя позволять себе стать злым, чёрствым, равнодушным.

Верить в чудо

Сказка учит ещё и тому, что чудо присутствует в этом мире. Важно разглядеть его вовремя и принять с благодарностью. А ещё важно не потерять чудо. Ведь оно так редко появляется в жизни. Поэтому чудо нужно беречь, чтобы оно не исчезло навсегда.

Среди всех воспитательных и назидательных советов писателя особо можно выделить и ещё один, самый важный из всех. Никогда не стоит говорить неправду, это загрязняет душу, пачкает совесть, вызывает мучительное чувство стыда. Люди хорошо запоминают ложь, и впредь не будут верить человеку, осквернившему свою речь лживыми словами. За неправду придётся дорого заплатить.

Не менее важным можно считать и то, что необходимо беречь дружбу. Её сложно приобрести, зато очень легко потерять. Истинная дружба — подлинное богатство, настоящая драгоценность. Самое главное в поучительной сказке то, что писатель желает донести до читателя — за каждым плохим поступком следует наказание.

Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.

Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.

Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.

Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.

Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.

Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.

Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.

Анализ 3

Воспитательное значение

Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих — все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой. Достигать своих целей нужно самому.

Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.

Черты стиля

Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц — Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.

Анализ произведения

Автор написал эту сказку для своего племянника Алексея Толстого, будущего известного писателя. В книге переплетается реальный и вымышленный мир.

Краткое содержание

Алеша уже несколько лет жил вдали от родного дома в мужском пансионе в Петербурге. Это был милый, добродушный и послушный мальчик.

Он сильно тосковал по дому и родителям. На выходные его друзей забирали домой, а Алеша оставался в пансионате и ухаживал за курами. Среди всех он особенно выделял Чернушку. Как-то мальчик увидел, что кухарка собиралась зарубить ее. Алеша вступился за свою любимицу и выкупил ее.

Ночью к нему пришла эта курица и позвала его пойти с ней. Чернушка привела мальчишку в удивительный подземный город, где было много чудес. Курица там превратилась в человека и стала министром.

Мальчика предупредили, что все знания и всё, что он увидит в этом месте, должно быть в секрете, никому нельзя рассказывать, а нужно хранить эту тайну. Вскоре он узнал про волшебное конопляное семечко, которое позволяет не учить уроки, а знать все. Ему его подарили. Эта история изменила Алешу. Он стал избалованным, заносчивым, по этой причине друзья перестали с ним общаться.

Однажды мальчик потерял семечко. Из-за этого он не знал предмета. На уроке учитель спросил его, но Алеша ничего не смог ответить. Тогда его строго наказали розгами. Мальчик не смог больше хранить секрет, поведал учителю тайну о необычном подземном городке и волшебном зернышке.

В эту же ночь к Алеше пришла его любимица в последний раз. Подземным жителям нужно немедленно оставить свой город навсегда, так как их секрет был раскрыт.

Эта ситуация сильно повлияла на мальчика, со временем он снова стал добрым, послушным и приобрел преданных и верных друзей.

  1. Пансион и тоска по родному дому.
  2. Заботливый Алеша.
  3. Спасение любимицы.
  4. Поход в подземелье.
  5. Волшебное семечко.
  6. Изменение мальчика в худшую сторону, потеря друзей.
  7. Потеря.
  8. Суровое наказание.
  9. Предательство и раскрытие тайны.
  10. Прощание с курицей.
  11. Исправление мальчика.

Основная мысль и действующие лица

В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица.

Среди них выделяют следующих главных героев:

  • Алеша — мальчик 10 лет. Добрый, отзывчивый, веселый, милосердный, ранимый. Много фантазирует и мечтает.
  • Чернушка — обычная курица, а в подземелье она является министром, причем добрым, мудрым, верным и справедливым человеком.

Основная мысль — уметь держать свое слово, хранить тайны, не предавать близких и тех, кто доверился. Также важно добиваться всего своим трудом, а не ждать чуда и надеяться на волшебство. На примере героев автор показал, что нужно быть добрым, верным, преданным, честным, отзывчивым. Также человек должен быть благородным, милосердным.

Не стоит показывать свое превосходство, гордиться собой и быть заносчивым, так можно остаться в одиночестве, без друзей. Но всегда непоздно измениться, осознать свое неправильное поведение, что и сделал Алеша.

Знакомство с подземным миром

Популярные сочинения

Главный герой сказки, место действия

Начало повести

Как создавалась книга

Краткое содержание

Мысль, которую хотел донести автор

Краткий пересказ вряд ли сможет передать всю прелесть этой истории. Так что стоит прочитать это произведение полностью, чтобы понять, что же в нем привлекало детей во времена наших прабабушек.

Кратко сюжет можно пересказать так. Действие повести разворачивается в 1780-х годах. Главный ее герой — мальчик по имени Алеша (в повести не указано, но ему, скорее всего, 9−10 лет). Он учится в петербургском пансионе, поскольку его родители живут далеко, у него нет возможности ездить к ним на каникулы. А поскольку все дети в это время разъезжаются по домам, то ему в эти дни становится особенно скучно.

Когда была свобода от занятий, он много часов проводит при кухне, поскольку ему нравится кормить содержащихся там куриц, герой хочет окружить их заботой. Его любимица — черная хохлатая курица, которую он прозвал Чернушкой. Когда кухарка захотела зарезать эту курицу на обед, Алеша буквально выкупил ее, подарив женщине золотой империал. Это очень большие деньги по тем временам, а у Алеши это была единственная ценность, доставшаяся ему от бабушки, но он сумел пожертвовать ею.

В ту же ночь в своей спальне мальчик услышал, как кто-то его зовет. К нему обратилась человеческим голосом спасенная им курица Чернушка. Она позвала его за собой в настоящее подземное царство, где живут маленькие человечки. Автор даже называет их рост — пол-аршина, что примерно равно 35 см. Алешу встречает король и благодарит за спасение Чернушки — ведь на самом деле это не курица, а премьер-министр подземного царства, который принимает облик птицы только тогда, когда ему нужно выйти на поверхность.

Король говорит, что Алеша может выбрать любую награду, и мальчик просит только одно — всегда знать уроки, даже если он ничего не будет учить. Король, конечно, этим недоволен, но ведь он дал слово, так что Алеша получает желаемое и конопляное семечко в качестве талисмана. Но только мальчик должен дать клятву, что никому не расскажет об этом царстве, потому что если люди наверху узнают об этом, то всему подземному народу придется покинуть свою страну.

Развитие сюжета

Основные идеи сказки

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Популярные сочинения

Мельникова Маргарита

Действие в произведении динамично и увлекательно. Главный герой — скромный мальчик по имени Алёша, живущий в пансионате. Он дружит со всеми ребятами. Дни учения проходили для него коротко, когда все воспитанники уезжали домой на выходные или каникулы, Алёша читал книги про рыцарские подвиги. Во дворе пансионата жили курицы. Алёша любил их, но особенно он любил одну чёрную курицу, которую звали Чернушка. В один прекрасный день повариха решила поймать Чернушку и приготовить ее на обед, но Алёша спас свою любимицу, отдав при этом единственное и самое дорогое, что у него было — золотой империал, который подарила ему бабушка.

В ту ночь он не мог долго заснуть. Ровно в полночь соседняя кровать зашевелилась, и оттуда вылетела Чёрная курица. Она была очень загадочная, и что самое удивительное, курица умела говорить. Мальчик оделся и пошёл вслед за курицей. Вскоре они зашли в комнату двух голландок, которые тоже жили в пансионате. Алёша забыл предупреждения Чернушки и разбудил старушек. Но ему повезло, и он успел проскользнуть в дверь, где недавно скрылась Чернушка. Алеша попал в огромную залу, по стенам которой стояли рыцари — великаны. Далее всё было как во сне. Алёша увидел, как Чернушка сражается с огромными рыцарями. На этом всё закончилось, и Алёша проснулся в своей кровати. На следующую ночь случилось то же самое. Но на этот раз Алёша выполнил требования Чернушки и попал в подземный город с его необычными жителями. Чернушка в этом городе была министром. Много интересного узнал Алёша о подземных жителях, а их король в награду предложил выполнить его любое желание. Своё желание Алёша высказал с необдуманной поспешностью, и оно оказалось огорчительно мелким — всегда знать уроки, не уча их. Для исполнения этого желания ему было подарено конопляное зёрнышко. У Чернушки было лишь одно условие — он никогда не расскажет об их народе. Приняв такой уговор, он ничего не рассказывал ребятам про подземных жителей и про зёрнышко.

Это очень трогательное и поучительное произведение показывает нам, что делать нужно всё своими руками. Когда тебе легко даётся какое-то дело, то не ценишь результат, если не сделал его сам. И можешь стать слишком уверенным в себе человеком и перестать ценить окружающих. Считать себя лучше других. А такой человек не может быть хорошим и поступать правильно.

Неделя детской книги

Эссе к сказке Антония Погорельского

Чему учит сказка Черная курица

Алёша спас чёрную курицу, а потом подружился с ней. Но курица оказалась на самом деле министром при дворе подземного короля. В благодарность за спасение своего подданного Алёша получил от короля подарок. Крохотные зёрнышки помогали мальчику отвечать урок, хотя он вовсе и не учил его.

Но король подземного царства строго приказал мальчику никому не рассказывать о них. Алёша слова не сдержал, и его друг, а вместе с ним и весь подземный народ вынуждены были покинуть привычное место.

Поучительная история

Назидательная сказка призвана научить читателя в первую очередь доброте. Алёша спас курицу, он совершил доброе дело, да ещё и обрёл верного друга. Сказка учит помогать любому живому существу.

За спасение Чернушки Алёша получил награду. Но способности, которые он получил благодаря подарку, сделали его злым и заносчивым. Мальчик потерял самое важное — доброе сердце. На примере Алёши писатель показывает, что даже если ты умеешь что-нибудь лучше других, то не стоит гордиться. Не нужно ставить себя выше других, иначе можно потерять друзей. Что и случилось с Алёшей. Его друг ушёл навсегда, и вина полностью лежит на мальчике.

Есть в полезной сказке ещё немало поучительного. Писатель пытается показать, как важно держать слово, особенно если обещал. Алёша не сдержал слово, чем обрёл на изгнание целый волшебный народ. Очень важно уметь сдерживаться, уметь преодолеть себя, чтобы не подвести важных для тебя людей.

На примере главного героя сказки писатель хочет научить своего читателя быть благодарным, платить добром за добро. Но есть и одно, очень главное качество, которому писатель старается научить читателей. По его мнению, каждый должен достигать успеха собственным трудом, а не при помощи волшебства.

Воспитание доброты

Произведение напоминает нам о самом главном. Каждый человек обладает кристально чистой душой и благородством. Но добро в душе нужно постоянно воспитывать. Нельзя позволять себе стать злым, чёрствым, равнодушным.

Верить в чудо

Сказка учит ещё и тому, что чудо присутствует в этом мире. Важно разглядеть его вовремя и принять с благодарностью. А ещё важно не потерять чудо. Ведь оно так редко появляется в жизни. Поэтому чудо нужно беречь, чтобы оно не исчезло навсегда.

Среди всех воспитательных и назидательных советов писателя особо можно выделить и ещё один, самый важный из всех. Никогда не стоит говорить неправду, это загрязняет душу, пачкает совесть, вызывает мучительное чувство стыда. Люди хорошо запоминают ложь, и впредь не будут верить человеку, осквернившему свою речь лживыми словами. За неправду придётся дорого заплатить.

Не менее важным можно считать и то, что необходимо беречь дружбу. Её сложно приобрести, зато очень легко потерять. Истинная дружба — подлинное богатство, настоящая драгоценность. Самое главное в поучительной сказке то, что писатель желает донести до читателя — за каждым плохим поступком следует наказание.

Читайте также:

      

  • Как я воспитываю свой характер мини сочинение
  •   

  • Сочинение на тему гостеприимство в россии
  •   

  • Проблема активного жизненного поиска егэ сочинение
  •   

  • Как нужно относиться к любимому человеку сочинение
  •   

  • Сочинение образ снегурочки в произведениях островского и каверина

  • Какие научные открытия опасны итоговое сочинение вельд
  • Какие нравственные уроки можно извлечь для себя прочитав рассказ женский разговор
  • Какие научные открытия опасны итоговое сочинение булгаков собачье сердце
  • Какие нравственные уроки дает нам карамзин в повести бедная лиза сочинение
  • Какие научные открытия опасны итоговое сочинение аргументы из литературы