Какие образные средства из прочитанных текстов подойдут к сочинению на тему краски осеннего леса

Конспект урока по развитию речи 4 класс

Из опыта работы учителя КГУ «ОСШ № 16» Скачковой Аллы Ионасовны

Обучающее сочинение – описание

Сочинение. Тема: «Краски осеннего леса»

Цель: развивать речь учащихся, обогатить её образными словами и выражениями, наполнить красивыми выразительными прилагательными, владение которыми необходимо для составления яркого описания.

Задачи:

1. Научить составлять связанное описание по заранее намеченному плану.

2. Закрепить знания детей о признаках текста описания. Расширить словарный запас учащихся.

3. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.

Оборудование:

Рисунки детей на тему: «Осенний день в лесу», репродукции картин с изображением золотой осени.

Подготовка к сочинению ( в течение сентября)

1. Наблюдение за изменениями в природе с приходом осени. Раскрытие темы и задач предстоящего сочинения.

Беседа по репродукциям картин на тему «Осень»

Подбор и запись имён прилагательных, отвечающих на вопрос: Какие краски можно увидеть в осеннем лесу?

Подбор имён прилагательных, которыми можно описать золотую осень.

( яркая, светлая, жёлтая, пёстрая, разноцветная, дивная, красивая, нарядная – запись прилагательных в тетрадь)

Проблемная ситуация – Да найдутся ли у нас такие слова, чтобы описать красоту леса в пору золотой осени?

Решение – такие слова надо найти обязательно.

Подбор сравнений (запись в тетрадь): осина стоит красная, как огонь; листья стали золотыми, как солнышко; берёза, словно сказочное дерево.

Дома: подобрать красочные определения, найти нужные слова, чтобы описать красоту осеннего леса. Слова – находки записываются в тетрадь.

  • Воздух – (чистый, мягкий, прозрачный, бодрящий, свежий);

  • День – (ясный, тихий, осенний, чудесный, прекрасный, сказочный);

  • Деревья – (пожелтели берёзы, покраснели осинки, огнём пылает дерево, красавец клён, трепетная осина, пёстрый наряд);

  • Листья – (багряные, красные, алые, золотистые, пожелтевшие).

2. Определение вида текста (текст – описание).

  • Вспомнить признаки текста – описания

  • Составить описание некоторых деревьев (запись в тетрадь)

Нарядилась в красный сарафан осинка. Надел красавец тополь жёлтую рубашку. Стройная ёлочка расправила складочки на зелёном нарядном платье. К осени листья пожелтели, стали золотыми, как солнышко.

Стоит пёстрый лес и словно любуется своей красотой.

Дома: составить устные описания деревьев по заглавию: «Огнём пылает дерево», «Осенняя берёзка», «Деревья в пёстром наряде».

(Рассказы учащихся заслушиваются на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, познания мира. Лучшие высказывания записываются в тетрадь)

3. Составление плана сочинения. Заполнения словаря ( записать в тетрадь)

План

Словарь.

1. Дивная пора!

Чудный, оделся в пёстрый наряд, прекрасен.

2. Огнём пылает дерево.

Жёлтые, трепетная осина, вспыхнули огнём, сверкает роща, особенно, красуются.

3. И грустно, и радостно.

Убранство, краса, словно любуется, скоро исчезнет.

Сочинение «Краски осеннего леса»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. Ф. Тютчев

Ход урока.

1. Организационный момент. Время работы над сочинением 45 мин.

2. Восстановление в памяти темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися.

— Прочитайте тему сочинения. О чём следует писать?

— О какой поре осени будете писать?

— Уточним, какая пора осени называется золотой?

— Назовите как можно больше имён прилагательных, которыми можно описать золотую осень.

Вывод: явление природы, которое мы называем золотой осенью – это небольшая часть осени, когда воздух чист и прозрачен, а леса одеты в багрец и золото. Поэтому эпиграфом к нашему сочинению мы и выбрали отрывок из стихотворения Ф.Тютчева).

3. Уточнение плана. Речевая подготовка текста: чтение словаря.

Анализ плана сочинения, составленного заранее.

— Как озаглавили первую часть?

— Каким предложением думаете начать своё сочинение? ( 2 – 3 предложения заслушиваются)

— А можно начать рассказ, так: Прекрасен лес в сентябре! Красиво в осеннем лесу!

Вывод: первая часть – введение – небольшая. Напишите 2 -3 предложения, используйте восклицательное предложение.

— О чём нужно писать в основной части?

— Как озаглавили вторую часть?

— Составьте предложения о том, какие деревья особенно красивы в осеннюю пору.

— Чтобы ярче представить картину осеннего леса, надо не просто перечислить признаки золотой осени, а дать связное описание осеннего наряда деревьев.

У клёна листочки, как игрушки на ёлке. Есть красные, есть жёлтые, зелёные. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные золотые слёзы. А красавица – рябина надела праздничные красные бусы. Эти плоды являются кормом для птиц.

Вывод: опишите 2 – 3 дерева, плавно переходите от одного описания к другому.

— Как озаглавили третью часть?

— Как можно закончить текст.

Красив осенний лес! Скоро эта краса исчезнет. И грустно, и радостно в осеннем лесу. Я люблю осень за её красоту и очарование.

Вывод: заканчивая сочинение, передайте свои чувства, своё настроение, своё отношение к золотой осени.

4.Самостоятельная работа – запись сочинения.

5. Подведение итогов.

6. Дома: записать загадки об осени.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Задание по литературе для 2 класса Подбери нужные слова на тему «Краски осеннего леса». Справиться с заданием тебе поможет «Словарная коробочка».

4 ответа:



1



0

В этом задании нам потребуется правильно расставить эпитеты в тексте упражнения.

Эпитет — это такое слово, которое придает описываемому предмету, явлению, выразительность и красоту. Эпитеты могут выражаться прилагательными, но могут быть и существительными. Впрочем, существительные чаще используются в других средствах художественной выразительности, например в метафорах или сравнениях.

Зададим себе несколько вопросов, которые помогут справиться заданием.

Какими становятся листья осенью? Золотыми.

Какими бывают осенние тучи? Серые и низкие. Они сдвигаются как что? Как брови.

Осенний дождь можно назвать каким? Мелким.

Краски осени какие? Последние.

Птицы улетают в какие края? В теплые.

Шляпки осенних грибов бывают какие? Рыжие и коричневые (Рыжики и боровики)

Цвет ягод рябины может быть каким? Алым

С чем его можно сравнить? С костром.

Остается только вставить найденные слова в пропуски задания:



1



0

Нам надо восстановить текст о красках осеннего леса с помощью слов Словарной коробочки.

сделать это несложно, но следует помнить, что слова нужно вставлять в нужном падеже и числе.

В первом предложении вставим слово Золотые.

Во втором предложении поставим слова Низкие и серые. Сравним тучи с Бровями.

В третьем предложении пропущено слово Мелкий.

В четвертом предложении не хватает слов Последними и Теплые.

В пятом предложении о грибах вставим слова Рыжие и Коричневые.

В последнем предложении пропущены слова Костер и Алыми.



0



0

Перепечатывать лень, поэтому пишу по порядку что куда:

  1. алыми
  2. серые
  3. низкие
  4. брови
  5. мелкий
  6. золотыми
  7. теплые
  8. коричневые
  9. рыжие
  10. костер
  11. последними



0



0

Чтобы выполнить это задание, необходимо из «словарной коробочки» выбрать подходящие по смыслу слова и вставить в предложения, меняя при этом эпитеты с единственного числа на множественное (например, золотой — золотыми), отвечая на наводящие вопросы, слова писать в нужном падеже. Вот так выглядит готовое задание по литературе для второго класса на тему «Краски осеннего леса»:

Читайте также

В первом отрывке из романа «Евгений Онегин» Пушкин описывает зимнюю ночь в городе. Мы можем догадаться об этом по упоминанию домов, затворов на воротах и торговых рядов.Это не большой провинциальный городок.

В стихотворении «Зима» Пушкин описывает уже зимний день и деревню. Мы видим крестьянина на лошадке и мальчика, который играет с собакой и санками.

Разница между этими стихотворениями не только в описании зимнего дня и зимней ночи, но и в настроении, которые они передают. В первом отрывке мороз трескучий, темные дома и стихшие крики передают покой и умиротворение. Во втором стихотворении мы радуемся прекрасному зимнему дню, веселимся вместе с мальчишкой, крестьянином и лошадкой.

Рассказ «Котенок» повествует о сестре Кате и брате Васе. У них была кошка, которая пропала. Но вскоре дети нашли кошку с котятами у амбара. Одного котенка они оставили себе, остальных мама раздала. Дети взяли котенка с собой на прогулку, но отвлеклись, а к котенку подбежали охотничьи собаки.Девочка испугалась, а мальчик спас котенка, накрыв его своим телом. Расставляем последовательность.

  1. Катя и Вася.
  2. Кошка пропала.
  3. Котята.
  4. Собаки.
  5. Котенок испугался.
  6. Котенок спасен.

    Рассказ "Котенок"

Отец поблагодарил сына за то, что он сказал правду. Мальчик оказался смелым и честным. Хоть он и очень боялся наказания за разбитую чашу, трясся от страха, вероятно боясь наказания, он все таки признался отцу .

В рассказе Бориса Житкова «Храбрый утенок» бедные утята почти ничего не ели, потому что каждый день к их тарелке прилетала огромная стрекоза, садилась на еду и пробовала ее. Стрекоза много не съедала, но после ее прилета утята уже не подходили к своей тарелке, потому что опасались, что стрекоза вернется. Они сильно боялись стрекозы и поэтому всегда ложились спать голодными.

Их хозяйка убирая по вечерам почти полные тарелки думала, что ее утята заболели, ведь они почти ничего не ели.

Эта хозяйка должна была попытаться понять, почему ее утята ничего не едят. Она могла бы проследить за тем, как утята относятся к пище, могла бы увидеть стрекозу и прогнать ее, но не сделала этого.

Очень жалко киску — она же голодная, ей не дают стащить вожделенные сосиски, чтобы насытиться. Именно поэтому она и плачет. Люди, которых она считает злыми, тоже может быть голодные, но хоть одну сосиску могли бы выделить кошечке. Настроение это стихотворение создает грустное — ведь очень жалко бедную голодную животинку.

А вообще это замечательное стихотворение Б. Заходера для воспитания детей. Не хочешь, чтобы кошка воровала — просто поделись с ней, накорми животное.

                                     Тема: КРАСКИ ОСЕНИ.                

 Каликова Л.В.4в МАОУ СОШ №18 г.Сыктывкар

Обучающее сочинение на основе личных наблюдений

Цель: формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы, совершенствовать умение подбирать образные слова и выражения; развивать связную речь учащихся, орфографические умения и навыки; воспитывать внимательное отношение к красоте окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация чувственного опыта учащихся.

1. Создание эмоционального настроения урока.

Чтение отрывков из литературных произведений.

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клёны.

В пурпуре осинки,

Только дуб – зелёный.

                        (Е. Трутнева)

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осину

В красном сарафане.

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой.

                        (Е. Трутнева)

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала, как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников.

2. Работа в парах.

— Прочитайте друг другу рассказ «Золотой дождь» (задание 1)

Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышко – багряными и золотистыми. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

(По Н. Сладкову)

— Почему осень называют золотой?

— Какие чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы?

— Почему рассказ так назван?

3. Послушайте рассказ.

Свет осени

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становиться осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние листья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.

(По Н. Надеждиной)

— Почему осина названа королевой осеннего леса?

4. Работа с толковым словарём.

— Объясните значение слов багряный, набекрень, пурпур, зарделись с помощью толкового словаря.

Учащиеся работают с толковым словарём и объясняют значение слов.

Багряный – красный густо тёмного оттенка.

Набекрень – о головном уборе: с наклоном набок, сдвинувшись к уху.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

Зарделись – стали румяными, покраснели.

— Составьте словосочетания с этими словами.

5. Беседа с опорой на знания учащихся.

— О чём говориться в этих рассказах? (О приходе осени, об осенних красках.)

— Какие слова использовали авторы для описания удивительных картин осенней природы?

— Какие чувства вызывает у вас приход осени? Почему?

III. Сообщение темы и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени, какие чувства и переживания вызывает у нас красота осенней природы, как она изображена в художественных произведениях и в живописи, буди учиться составлять и записывать свои высказывания на тему «Краски осени».

IV. Работа над составлением высказываний

1. Работа с иллюстрациями с изображением осенних пейзажей.

— Рассмотрите внимательно иллюстрации. Что на них изображено?

— Какие краски использованы в изображении деревьев, неба?

— Какая осень изображена (ранняя или поздняя)? Докажите.

— Почему раннюю осень называют золотой?

— Какой чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы?

2. Работа со «Словарём настроений» (задание 2)

Прочитайте «Словарь настроений». Подумайте, какие чувства и настроение вызывает у вас прогулка по осенним улицам, по осеннему лесу, парку. Допишите.

Чувства

Настроение

Радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение.

Весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тре-вожное, тягостное, грустное.

3. Подбор опорных слов и образных выражений из прослушанных произведений для составления собственного высказывания.

— Подумайте и подберите слова, которые вы будите использовать при составлении высказывания.

— Что вы будите описывать? (День, землю, деревья, небо, своё настроение.)

— Можно использовать слова, сравнения, образные выражения из прослушанных произведений. Прочитайте их в тетради. Допишите свои.

Учащиеся самостоятельно описывают опорные слова и называют их.

День: светлый, пасмурный, разгорелся, дремал, уснул.

Земля: нарядная; укрыта разноцветным ковром из листьев; уставшая.

Небо:  ясное, пасмурное, яркое, тёмное, тяжёлое, спокойное.

Деревья: пожелтел орешник; зарделись клёны; осинки в пурпуре; осинки дрожат; берёзки надели золотые платья; густая листва дуба, как медь; листья клёна разрумянились; рябина в красных бусах.

Осень: разводила краски; по листве водила кистью; сыпала золотым дождём.

Листья: ярко-жёлтые, малиновые, пурпурные, багряные.

Моё настроение: см. «Словарь настроений».

4. Составление устного сочинения на тему «Осенний день».

— Прочитайте план сочинения «Осенний день».

План

1. Какой сегодня день?

2. Какое небо над головой?

3. Как выглядят деревья?

4. Какие изменения ты наблюдаешь в осенней природе?

5. Какое настроение у тебя сегодня?

-Составь устное высказывание на основе плана

Физкультминутка

5. Самостоятельная работа в тетради.

а) Составление плана сочинения на тему «Краски осени».

— Составьте план сочинения на тему «Краски осени», напишите опорные слова к нему.

— О чём вы будите писать?

— С чего начнёте свой рассказ?

— О чём пойдёт речь дальше?

— Как вы закончите повествование?

б) Составление устного высказывания на основе плана и опорных слов.

— Составьте устное высказывание.

в) Запись текста сочинения.

— Запишите текст.

г) Самопроверка.

— Проверьте текст, исправьте ошибки. Зачитайте свои работы.

V. Итог урока.

Беседа.

— Чему было посвящено наше сочинение?

— Какое настроение вызывают у вас картины осенней природы? Почему?

— Ребята, учитесь видеть красоту окружающего мира, умейте радоваться каждому прожитому дню, каждому мгновению – ведь из этого и состоит наша жизнь, единственная и неповторимая.

— Будьте наблюдательны.

VI. Домашнее задание.

Нарисовать осенний пейзаж или сделать аппликацию из осенних листьев (поделку из природного материала).

Презентация на тему «Сочинение Краски осеннего леса» 3 класс

  • Скачать презентацию (0.54 Мб)


  • 2 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.54 Мб). Тема: «Сочинение Краски осеннего леса». Предмет: русский язык. 7 слайдов. Для учеников 3 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    7

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сочинение Краски осеннего леса

    Слайд 1

    I. Подготовительная работа
    Продолжите ряд слов.
    ОСЕНЬ – это дождь, листопад,……
    Расскажите о времени года, отвечая на вопрос.
    Какая бывает осень?

  • Слайд 2

    Какой период осени изображен на картинке?
    Какие краски использовал художник?
    Какие деревья ты узнал? По каким признакам?
    Какое настроение создаёт картина? Почему?

  • Слайд 3

    Выбери наиболее удачный заголовок.
    «Осень в лесу.»
    «Листопад.»
    «Краски осеннего леса.»

    Подбери к словам берёза, дуб, клён, ель
    сравнения, образные слова и выражения.
    Подберите как можно больше глаголов к слову
    листья.

  • Слайд 4

    Из слов каждой строчки составь предложения.
    дождь, в, шумит, золотом, лесу
    В золотом лесу шумит дождь.
    опускаются, на, листья, разноцветные,
    медленно, землю, клёна
    На землю медленно опускаются разноцветные листья клёна.

  • Слайд 5

    План .
    I. Вступление.
    II. Основная часть.
    III. Заключение.
    Что изображено на картинке?
    Описание деревьев в лесу:
    — берёза;
    — дуб;
    — ель.
    Красота осеннего леса.

  • Слайд 6

    Краски осеннего леса.
    Передо мной осенний лес. Каких только
    красок здесь нет!
    Берёзки надели золотые платьица.
    Густая листва могучего дуба-богатыря стала медной. Листья клёна, словно разноцветные перчатки, растопырили свои пальчики. Только ёлочка-красавица осталась зелёной.
    Листья украсили землю нарядным ковром. Стоит пёстрый лес под лучами ласкового солнышка и словно любуются своей красотой.

  • Слайд 7

    Опорные слова и словосочетания.

    Осенний лес, золотые платьица, разрумяниться,
    дуб-богатырь, нарядный ковёр, любоваться.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Листопад

Презентация: Текст-описание осеннего леса

Презентация: Лексическая тема" Признаки осени. Деревья и листья осенью". Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

Презентация: Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики

Презентация: Семинар для педагогов ДОУ "Обучение детей правильной речи"

Презентация: Презентация к уроку русского языка.

Презентация: Сочинение – повествование по сюжетной картинке. "Зимние забавы"

Презентация: Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!

Презентация: Интегрированное занятие в старшей группе "Осенняя прогулка"

Презентация: Приметы осени

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Какие нравственные уроки рассказа господин из сан франциско
  • Какие научные открытия опасны итоговое сочинение тезисы
  • Какие нравственные уроки можно извлечь из сказки черная курица или подземные жители
  • Какие научные открытия опасны итоговое сочинение роковые яйца
  • Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказа уроки французского