Какие оперы написал римский корсаков по сказкам пушкина

Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Николай  Андреевич Римский-Корсаков —  композитор-сказочник:  большая  часть  творчества  написана  на  сказочный  сюжет — оперы «Сказка  о  царе  Салтане», «Снегурочка», «Садко»,  «Кащей Бессмертный», «Золотой  петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это  не удивительно:  с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге.  По окончании  Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее  кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее—  А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова   с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.  Слева около здания Консерватории —  на Театральной  площади — есть памятник Римскому-Корсакову.

Ещё одним памятным  местом Петербурга является  музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова  на Загородном проспекте.   Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.

В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском  рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:

  • М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
  • А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
  • М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
  • Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
  • П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
  • Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
  • С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
  • Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
  • Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
  • Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
  • Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
  • К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
  • А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
  • М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
  • А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
  • Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
  • А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
  • В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
  • Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)

Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.

Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех операх, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»

Опера "Пиковая дама"

История создания

В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому создать оперу на основе повести А.С. Пушкина. Либретто к ней уже написал И.А. Всеволожский,  русский театральный деятель, сценарист, художник. Но композитор от предложения отказался. Он посчитал, что в сюжете недостаточно сценичности. Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но либретто оперы создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы композитор сам редактировал либретто и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести Пушкина он носит фамилию Германн, а в опере Герман – его имя.

thea_005-1742810

И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Занавес 
thea_006-3319087
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Летний сад  
thea_007-9846710
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Петербург. Набережная Невы
thea_008-4643018
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Ожидание Германа. Набережная Невы
thea_009-7351924
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Спальня графини  

Премьера оперы

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.

Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы "Пиковая дама"

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы “Пиковая дама”

Опера Чайковского «Пиковая дама» быстро приобрела популярность и вошла в репертуар многих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

История создания

Работу над оперой М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Либретто оперы создал он сам, используя текст трагедии Пушкина «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой своей оперы Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), предшествовавшего началу «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Еще про оперы:

Оконченную в 1869 г. оперу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в опере не было интересной женской роли. Композитор начал переработку оперы: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные и музыкальные круги Санкт-Петербурга и Москвы активно поддерживали оперу, увидев в ней новаторские достижения композитора и музыкальную глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила оперу восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. опера была снята с репертуара.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить оперу, создав новую редакцию, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время оперу редактировал Д. Шостакович в 1940 г.

Но в настоящее время чаще используют авторскую редакцию оперы.

Сцена из оперы Мусоргского "Борис Годунов"

Сцена из оперы Мусоргского “Борис Годунов”

Причины множественных редакций оперы можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Музыка оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Это народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Жизнь оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Опера Мусорского за время с момента её написания ставилась во многих театрах России: Мариинском, Большом, театром Солодовникова, театром Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.

Из последних можно назвать постановку Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.

За рубежом опера ставилась в Большом театре в Гранд-Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере,  Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»

Опера в 3 действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера оперы состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.

Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику.

Немного о композиторе Ц. Кюи

И. Репин "Портрет Ц. Кюи"

И. Репин “Портрет Ц. Кюи”

Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.

Опера Я. Наполи «Скупой барон»

Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».

Опера состоит из 4 действий. Она была поставлена в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка оперы, освещение, костюмы, реквизит – все это было с большим искусством создано опытным художником Аттилио Колоннелло.

Алевтина Бояринцева, 06.06.2017 в 16:13, количество просмотров:
24343

Теги:

статьи,

опера,

Большой театр, Мариинский театр,

Александр Даргомыжский, Александр Пушкин, Николай Римский-Корсаков, Пётр Чайковский,

Евгений Онегин, Мазепа, Пиковая дама, Русалка, Сказка о царе Салтане, Сказка о царе Салтане (три музыкальные картинки к опере)

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского

Творчество Александра Сергеевича Пушкина определило характер развития не только русской литературы, но и русской музыки. Достоянием мирового оперного репертуара стали, по меньшей мере, десять «пушкинских» опер. Процесс превращения литературного сочинения в музыкальное не всегда прост, но всегда увлекателен, интересен. Это доказывают истории создания пяти великих русских опер.

Александр Даргомыжский, «Русалка»

Драма «Русалка» была задумана Пушкиным в начале 1826 года, в Михайловском. Вплотную он начал работу над ней в 1829 году, в Петербурге. Сочинение осталось незаконченным, название «Русалка» дано издателями. Есть предположение, что это сочинение Пушкина создавалось под влиянием популярной в первые десятилетия XIX века оперной тетралогии «Днепровская русалка» (музыка Кауэра, Кавоса, Давыдова).

Таким образом, Даргомыжский, обратившись к пушкинскому тексту, вернул историю русалки в музыкальную «стихию».

Композитор приступил к сочинению оперы предположительно в 1848 году. Он признавался, что писал ее для собственного удовольствия, не рассчитывая на интерес публики. Премьера «Русалки» состоялась 4 мая 1856 года в Театре-цирке (Мариинском театре). Даргомыжского огорчала небрежность постановки. Изрядно поношенные костюмы, ветхая бутафория снижали общее впечатление. О финальной сцене композитор писал: «В конце оперы, вместо грациозного плавания живых русалок, влекущих тело утопшего князя, спускаются перпендикулярно две деревянные морские чучелы».

Иван Крамской. «Русалки», 1871

Но публикой «Русалка» была принята тепло. Даргомыжский делился впечатлениями с певицей Любовью Беленицыной-Кармалиной: «Во всех представлениях я имею утешение видеть, как милые мои слушательницы отирают глазки над бедной Наташей и несчастным отцом ее. Признаюсь, я другого успеха и не желаю».

Критик Александр Серов с большим одобрением отзывался об опере Даргомыжского. Он сравнивал ее с «Русланом и Людмилой» Глинки — первой русской оперой на пушкинский сюжет: «Там – волшебная сказка в легком ариостовском роде. Здесь – глубокая сердечная драма между четырьмя лицами с дивным вмешательством мира фантастического». Критик был убежден, что «”Русалка” на весах беспристрастной критики перетянет многие из весьма прославленных оперных произведений».

Петр Чайковский, «Евгений Онегин»

Пушкин приступил к работе над «Евгением Онегиным» в 1823 году. Отдельные главы издавались с 1825. Полностью роман был опубликован в марте 1833 года.

В 1846 году князь Григорий Кугушев сделал инсценировку романа – «драматическое представление в 3 действиях, 4 отделениях, переделанное из романа А.С. Пушкина с сохранением многих стихов его». Музыку к спектаклю написал Алексей Верстовский.

Исследователи обнаружили сходство между инсценировкой Кугушева и либретто оперы «Евгений Онегин», созданным Константином Шиловским для Чайковского.

«Евгений Онегин». Картина Ильи Ефимовича Репина

Обратиться к пушкинскому роману в стихах композитору посоветовала певица Елизавета Лавровская. Чайковский увлекся этой идеей. Он писал: «Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки».

Многих удивлял выбор Чайковского. Его брат Анатолий писал: «Я решительно не могу себе представить оперу «Евгений Онегин» и страшно огорчен, что ты избрал этот сюжет».

Новую оперу композитор назвал «лирическими сценами». Он доверил премьеру «Онегина» студентам консерватории: ему хотелось, чтобы исполнители были юными, искренними, непосредственными. Студенческая премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре. Публика была в восторге. Тургенев в письме ко Льву Толстому назвал музыку «несомненно замечательной». Изданный вскоре клавир оперы мгновенно раскупили: «лирические сцены» начали исполнять на домашних музыкальных вечерах.

11 января 1881 года «Онегина» поставили в Большом театре, спустя три года – в Мариинке. И хотя в прессе высказывались претензии к либретто, на спектаклях всегда был полный зал. Так же тепло оперу принимали за границей. Чешский композитор Антонин Дворжак писал: «Это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть».

Петр Чайковский, «Мазепа»

Поэма Пушкина «Полтава» была опубликована в 1829 году. В 1840-х годах появились первые инсценировки поэмы, но они были запрещены цензурой. Вероятная причина запрета – политически неоднозначные коллизии первоисточника. В 1859 году либретто Григория Кугушева для оперы Бориса Фитингофа-Шеля по «Полтаве» было одобрено: оно не имело политической направленности. Опера Фитингофа была названа «Мазепа». Особого успеха сочинение не имело, но критик Александр Серов заметил: «Какой богатейший сюжет для музыкальной драмы!»

В 1875-1876 годах над оперой по «Полтаве» работал композитор и виолончелист Карл Давыдов, но он оставил этот замысел. Чайковский попросил у него либретто «Мазепы», написанное Виктором Буренным. Давыдов с радостью отправил текст.

Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы. Художник — Густав Олаф Сёдерстрем

Сочинять свою оперу Чайковский начал с лирической сцены юной Марии, дочери Кочубея, и стареющего гетмана Мазепы. Постепенно его увлекла и историческая линия – противостояние Кочубея, преданного Петру I, и Мазепы, перешедшего на сторону шведского короля Карла XII.

В мае 1882 года Чайковский писал брату Модесту, что работа над оперой идет с трудом, но «кое-что вышло порядочно». 3 февраля 1884 года в Москве, в Большом театре состоялась премьера «Мазепы». Чайковский был так расстроен холодным, как ему показалось, приемом публики, что 6 февраля не смог присутствовать на петербургской премьере. Позднее он понял, что его волнения были излишни. Он писал Надежде фон Мекк: «Здешняя критика (которая единодушно втоптала в грязь мою бедную оперу) не есть отражение общего мнения и что все-таки и здесь немало людей очень мне сочувственных».

В поэме обезумевшая Мария, словно призрак, склоняется над Мазепой, «грозя перстом», и «скрывается в темноте ночной», оставив героя наедине с его страхами и тоской. У Чайковского последнее появление героини становится трагической кульминацией оперы. Увидев в траве раненого казака Андрея (в поэме этот герой лишь намечен), Мария принимает его за младенца и поет колыбельную.

Музыковед Борис Асафьев писал о финале «Мазепы»: «Невинную, светлую, чистую душу девушки <…> напоили сверхчеловеческими ужасами и испытаниями, довели до безумия, но не смогли исторгнуть из нее вместе с рассудком женскую ласку, женскую привязанность и нежное “бай-бай”».

«Мазепу» Чайковского хорошо приняли во Франции. Ее очень любил композитор Габриэль Форе. Он даже мечтал написать оперу на этот же сюжет. К сожалению, французское прочтение истории трагической любви Марии и Мазепы так и не появилось.

Петр Чайковский, «Пиковая дама»

Повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным осенью 1833 года, впервые издана в 1834. В основе повести – популярная в европейской романтической литературе тема азартной игры и карточных суеверий.

Одна из первых сценических версий «Пиковой дамы» — пьеса Александра Шаховского «Хризомания, или Страсть к деньгам» (1836). Музыку к ней написал Катарин Кавос. Сюжет повести трактован очень свободно. В 1875 году появилась инсценировка Дмитрия Лобанова «Картежник»: в ней Лиза и Герман (не Германн) любят друг друга, в конце пьесы герой закалывается.

Александр Бенуа. «Смерть графини», 1910

При обсуждении дирекцией Императорских театров возможности заказа оперы по пушкинской повести сразу был обговорен перенос действия в XVIII век. В сентябре 1887 года Николай Кленовский, получивший заказ на оперу «Пиковая дама», обратился к Модесту Чайковскому с просьбой написать либретто. Петр Ильич хотя и искал в то время материал для новой оперы, писал брату: «Такой сюжет, как «Пиковая дама», меня не затрагивает». Примерно в то же время Чайковскому было предложено либретто «Капитанской дочки», но и оно композитора не увлекло.

Однако осенью 1889 года, после отказа Кленовского от работы над оперой, дирекция Императорских театров обратилась к Чайковскому с просьбой взяться за «Пиковую даму». Чайковский согласился. Либретто писал Модест Ильич при активном участии композитора. В отличие от повести Лиза в оперном либретто – наследница богатой Графини, Герман влюблен в нее и терзается от того, что она знатна. У Пушкина Лизавета Ивановна выходит замуж за «очень любезного молодого человека», у Чайковского героиня погибает.

Опера была написана весной 1890 года во Флоренции. Композитор настолько вжился в создаваемую оперную историю, что стал бояться появления призрака Графини, а в сцене смерти Германа рыдал. Он писал брату: «Или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или «Пиковая Дама» в самом деле будет мой chef-d’oeuvre <шедевр>».

Премьера оперы прошла с большим успехом в Мариинском театре 7 декабря 1890 года.

Николай Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане» датирована Пушкиным 29 августа 1831 года. В ее основе – сказка, записанная поэтом в Михайловском. Первый опыт перенесения «Салтана» на сцену относится к 1888 году, когда цензурой была разрешена к представлению «на народных театрах» пьеса А. Н. Обольянинова по пушкинской сказке.

Михаил Врубель. «Царевна Лебедь», 1900

Обратиться к «Салтану» посоветовал Николаю Римскому-Корсакову критик Владимир Стасов. Композитор уже проявил себя как мастер сказочных, фантастических образов, и неудивительно, что пушкинская сказка его заинтересовала. Подробный план будущей оперы Римский-Корсаков разработал вместе с поэтом и либреттистом Владимиром Бельским зимой 1898-1899 годов. Летом 1899 года опера в 4 действиях (шести картинах) была закончена.

В духе народных представлений композитор предваряет каждую из шести картин и пролог короткой фанфарой труб, как бы зазывающей зрителей.

В пролог оперы введен эпизод, отсутствующий у Пушкина: старшие сестры ворчат на младшую. Нет у Пушкина и большой сцены с маленьким Гвидоном. В завершении «детской» сцены звучит колыбельная: ее тему Римский-Корсаков услышал от няни своих детей.

Премьера оперы состоялась в Товариществе Солодовниковского театра 21 октября 1900 года. Товарищество состояло почти полностью из артистов Частного театра Саввы Мамонтова. (Меценат был арестован, и его коллектив остался без финансового обеспечения). Яркие декорации и эскизы костюмов создавались Михаилом Врубелем. В это же время им была написана картина «Царевна-Лебедь». Супруга художника Надежда Забела-Врубель исполнила на премьере партию Царевны.

Из развернутых оркестровых вступлений к I, II, IV действиям композитор составил сюиту «Картинки к “Сказке о царе Салтане”». Еще до того как опера была поставлена, «Картинки» с успехом исполнялись в концертных программах. После премьеры оперы самостоятельную жизнь получил еще один оркестровый номер – «Полет шмеля».

реклама

вам может быть интересно

Урок музыки в 5 классе

Тема
урока: «Сказка А.С. Пушкина в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»

Цели
урока
:

Образовательная: Формирование у
учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного
искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и
навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающая: Развивать у учащихся
учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество;
содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательная: Воспитание музыкальной
«слушательской» культуры

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература,
изобразительное искусство

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и
синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально-педагогические методы:
объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод,
метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Музыкальный материал: Ю.Чичков
“Волшебный цветок”;Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе
Салтане”; “Дорогою добра” — вокально – хоровая работа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку

Музыкальное приветствие

2. Введение в тему.

Учитель: Мы
продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы
на вопросы: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без
литературы?», «Как связана музыка с изобразительным искусством?»
Так
же как с литературой, музыка связана с изобразительным искусством, хотя связь
эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них
написана музыка, музыку (её характер и содержание) можно выразить стихами или
прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в
нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определённые
картины, то есть мы можем увидеть музыку. Существуют такие музыкальные
произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка
становится живописной, словно рисует картину.

         Композитор
Д.Б. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую, которая
настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин
природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины.

Скажите
пожалуйста, какой жанр литературы самый любимый у детей?
         Дети: сказка.

Учитель: Сегодня мы в вами
будем говорить о сказках. Сказка – это такой жанр литературы, с которым мы
начинаем знакомиться с самого раннего детства. Наши мамы, бабушки, когда мы
сами ещё не умели читать, читали и рассказывали нам сказки. Затем, когда вы
научились читать, сами начали читать сказки.

         Образы
сказки сопутствуют человеку с раннего детства. Сказка не может существовать без
чудес. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают
героям пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели.

         Мы
знаем сказку в разных её обликах: и в литературе, и в театре, и в кино. Есть
сказка и в музыке, живописи, скульптуре.

         Сказка
зародилась в древности и с далёких времён хранились в памяти народа,
передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Что-то
при этом забывалось, и, напротив, что-то привносилось новое; наконец пришло
время, когда их стали записывать и издавать.

Среди
наших любимых сказок, наверняка есть сказки А.С. Пушкина.

         Учитель: Какие вы знаете сказки
Пушкина?

         Дети:
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о царе Салтане»…

         Учитель: Конечно, все мы любим эти
сказки. Но сказки Пушкина любили и многие русские композиторы. Наверное, нет ни
одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи
или сказки А.С. Пушкина.  К таким композиторам относится и Н.А.
Римский-Корсаков.

3.
Сообщение темы урока.

         Учитель: Вы конечно же
обратили внимание на слова, записанные на доске. Это они и являются темой
нашего сегодняшнего урока.

         Н.А.
Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником. Вот именно
о нём сегодня и пойдёт речь. Я хочу рассказать вам немного о жизни этого
великого композитора.

         На
севере России, там, где когда-то пролегали древние торговые пути, стоит тихий
русский город Тихвин. Ни моря не омывают его, ни океаны, а течёт лишь маленькая
речушка Тихвинка. Здесь в 1844 году в семье Андрея Петровича
Римского-Корсакова, родился сын Николай (или как его звали в семье Ника).

         Тихвинский
дом, окружённый небольшим, но уютным садом с множеством цветущих кустарников
сирени, жасмина был в сущности маленькой усадьбой. И в самом Тихвине, и за его
пределами Николай соприкасался с поэтической северной природой, которая
впоследствии получила глубокое своеобразное отражение в его творчестве. Он
слышал песни своего народа, видел красочные народные игры и гулянья, старинные
обряды и краски. Детские впечатления помогали ему впоследствии определить
основное направление в его творчестве. Так он и стал «сказочником».

         В
доме находилось старое пианино. У родителей был хороший музыкальный слух.
Николаю не было 2-х лет, а он хорошо различал мелодии, которые пела ему мама. В
3-4 года он отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда папа играл на
пианино.

         Римский-Корсаков
вспоминает: «Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за
ним следовал. Вскоре потом я стал верно напевать всё, что играл отец, и часто
певал с ним вместе, затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него
пьесы».

         Регулярные
занятия музыкой начались в 6-ти летнем возрасте. Но местные преподаватели не
смогли дать Николаю хорошей школы и не сумели по-настоящему заинтересовать его.

         Сам
он об этом говорил:

         «Сделаться
же музыкантом, я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня
пленяла мысль быть моряком».

         Море
– страстная любовь Николая. О море он мечтал, читал. В детских играх охотно
изображал мореплавателя, долгими часами строил модель военного корабля. Поэтому
в 12 лет с большой охотой Николай поступает в Петербург в Московский корпус –
учебное заведение, готовившее офицеров военно-морского флота.

         К
этому времени относятся первые серьёзные попытки сочинять музыку. «По целым
часам я просиживал за роялем». Медленно, постепенно, но всё же музыка
завоёвывает главное положение в жизни Римского-Корсакова.

         В
18 лет Римский-Корсаков, закончив Морской корпус, совершает кругосветное
путешествие на паруснике «Алмаз». Почти 3 года композитора окружало море: то
спокойное, то грозное, то неистово бушующее. И эта красота тоже нашла своё
отражение в произведениях композитора.

         Римский-Корсаков
– автор таких известных опер-сказок, как «Садко», «Кащей Бессмертный»,
«Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

         Учитель:
Давайте вспомним, что такое опера?

Дети: это театрализованное
представление, где действующие лица не говорят, а поют, где музыке отводится
главная роль.

         Учитель:
Как вы думаете, почему композитор обращается к сюжетам сказок?

         Дети:
Сказка многолика, она никогда не стареет, она всеми
любима.

         Учитель:
Сказка сочетает в себе реальную обстановку с воображаемым миром. Она не
может обойтись без чуда. Добрые волшебники, добрые силы помогают герою пройти
через испытания, победить зло и достичь желанной цели.

         Чудо
сказки – это осуществление мечты, идеала, это – победа Добра над Злом. Именно
это и привлекало композитора к сказочным сюжетам.

         В
1899 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского поэта
А.С.Пушкина. К годовщине готовились пышно. Именно к этой дате была написана
опера на сюжет пушкинской сказки «Сказка о царе Салтане».

         Композитору
хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно яркое,
ярморочное.

         А.С.Пушкин
высоко ценил и очень интересовался русским народным творчеством. Ведь в поэзии
народа, песнях, былинах, преданиях получили отражение его быт, страдания и
радость, мужество и героизм.

         «Сказку
о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования.
Помните сюжет – царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жёны одну из трёх
девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сёстры никак не
могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать
от зависти и злости.

         Когда
царь Салтан уехал на войну, царица родила сына. Злые же сёстры подменили гонцу
письмо, и царь получил такое известие:

                            Родила
царица в ночь

                            Не
то сына, не то дочь,

                            Не
мышонка, не лягушку,

                            А
неведому зверюшку…

         А
дальше по приказу царя:

                            Царицу
в тот же час

                            В
бочку с сыном посадили,

                            Засмолили,
покатили

И пустили в окиян –

                            Так
велел-де царь Салтан.

                            В
синем небе звёзды блещут,

                            В
синем море волны хлещут;

                            Туча
по небу идёт,

                            Бочка
по морю плывёт.

                            Словно
горькая вдовица

                            Плачет,
бьётся в ней царица;

                            И
растёт ребёнок там

                            Не
по дням, а по часам.

         Волны
выбрасывают бочку на остров, и царевич выбывает дно. «Мать и сын теперь на
воле». Здесь царевич встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна.
В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведёт Гвидона с матерью в
сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздаётся торжественный
колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

         Но
Гвидон и его мать всё думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица.
Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к отцу в царство. Там Гвидон
слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех
чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о
прекрасной царевне Лебеди, о белочке, которая грызёт изумрудные орешки с
золотыми скорлупками, о 33 богатырях, выходящих из морской пучины.

         Конечно,
как и в каждой сказке, здесь всё окончилось благополучно. Лебедь-птица
превратилась в прекрасную девицу и князь Гвидон женился на ней, а царь Салтан,
заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на
остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей и своим сыном
Гвидоном. На радостях простили злых сестёр – повариху и ткачиху. Сказка закончилась
весёлым пиром.

         Римский-Корсаков
стремился как можно точнее следовать пушкинскому оригиналу, однако сказку
необходимо было приспособить к оперной сцене. Опера оказалась поистине
пушкинской. Композитору удалось сохранить своеобразные черты поэтического
произведения: наивность, добродушный юмор, быстрый «плясовой» ритм, народный
колорит. Свою основную задачу Римский-Корсаков в том, чтобы создать
выразительный музыкальный язык, на котором можно было «сказать», «спевать»
русскую сказку.

         Композитор
Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Элементы сказочности
наполняют большинство произведений композитора. Римский-Корсаков умел с
необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в
оркестровых звучаниях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь-птицы,
вариационно изложенная песня «Во саду ли в огороде», которую с присвисточкой
поёт Белочка, и мощная тема «33 богатырей» — всё это с праздничным великолепием
изложено в симфонической картине «Три чуда».

4.
Слушание музыки.

Учитель: Мы послушаем из
этой оперы оркестровые фрагменты.

1
– знаменитый «Полёт шмеля» (диск 6-14). Давайте послушаем и «посмотрим».

Какую картинку вы увидели?

А
теперь послушайте, как говорит об этом маленьком произведении советский
композитор и педагог Д.Б. Кабалевский: «Казалось бы, забавный пустячок. Ну,
изобразил композитор жужжание шмеля, только и всего. Вроде будто и мелодии
никакой нет – одни гаммки то вверх, то вниз бегают, жужжат, действительно на
жужжание шмеля похожие. Но давайте-ка вспомним, в каком эпизоде оперы
появляется этот знаменитый, с лёгкой руки Римского-Корсакова, шмель и что в
музыке его полёта композитор хотел выразить.

Когда
царевич Гвидон после всех мытарств оказался со своей матушкой-царицей на
необитаемом острове, одолела его тоска по родному царю-батюшке. И сжалилась
тогда над ним прекрасная царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы святой
водой, превратила в шмеля и велела лететь за кораблём с заморскими гостями, что
держат свой путь мимо острова Буяна в царство славного Салтана.

Полетел
счастливый царевич-шмель на родную свою землю, а царевна-лебедь поёт ему вслед:
Ты теперь, мой шмель, гуляй,

                   Судно
в море догоняй,

                   Потихоньку
опускайся,

                   В
щель подальше забивайся,

                   Будь
здоров, Гвидон, лети!

И
зазвучало в музыке этого сказочного полёта столько настоящей человеческой
радости, столько счастливых надежд, столько молодой, свободной устремлённости
вперёд, что остаться равнодушным слушателем тут уж просто невозможно. Вот и
получилось, что изобразив в своей музыке полёт шмеля, Римский-Корсаков выразил
в ней увлекательнейшие человеческие чувства. И само стремительное движение этой
музыки, даже если мы не знаем в каком эпизоде оперы и по какому поводу она
звучит, мы уже воспринимаем сквозь её удивительную человечность. Вот в чём секрет
удивительного шмеля!»

Следующая
музыкальная картина называется «Три чуда» (диск 6-15).

Эта
музыкальная картина предваряет собой последнее действие оперы Н.А.
Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Содержание сцены раскрывает большой
стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца,
где княжит царь Гвидон.

Тут
и белочка, что грызёт золотые орешки и с присвисточкой поёт: «Во саду ли в
огороде…» и 33 богатыря, «в чешуе как жар горя». И несказанной красоты
царевна-Лебедь.

В
красочных звуках оркестра, как на волшебной картине, возникают образы
пушкинской сказки. Трижды звучит трубная фанфара, извещая о каждом чуде. Вот
появилась праздничная, вся в сверканье колокольного звона тема сказочного
города Леденца с его златоглавыми церквами, с теремами и садами».

Послушайте,
как описал славный заморский город в своей сказке А.С.Пушкин:

                   В
море остров был крутой,

                   Не
привальный, не жилой:

                   Он
лежал пустой равниной;

                   Рос
на нём дубок единый;

                   А
теперь стоит на нём

                   Новый
город со дворцом,

                   С
златоглавыми церквами,

                   С
теремами и садами…

                   …Остров
на море лежит,

                   Град
на острове стоит

                   С
златоглавыми церквами,

                   С
теремами да садами;

                   Ель
растёт перед дворцом,

                   А
под ней хрустальный дом:

                   Белка
там живёт ручная,

                   Да
затейница какая!

                   Белка
песенки поёт,

                   Да
орешки всё грызёт.

                   А
орешки не простые,

                   Всё
скорлупки золотые.

                   Ядра
– чистый изумруд;

                   Слуги
белку стерегут.

                   Служат
ей прислугой разной –

                   И
приставлен дьяк приказный

Строгий счёт орехам;

                   Отдаёт
ей войско честь;

                   Из
скорлупок льют монету

                   Да
пускают в ход по свету;

                   Девки
сыплют изумруд

                   В
кладовые да под спуд;

                   Все
в том острове богаты,

                   Изоб
нет, везде палаты…

Итак,
«Три чуда».

Чудо первое «Белочка».

Заранее подготовленные ученики:

1 ученик:

         Есть
там белка, что при всех

         Золотой
грызёт орех,

         Изумрудец
вынимает,

         А
скорлупки собирает,

         Кучки
равные кладёт

         И
с присвисточкой поёт

         При
честном при всём народе

         «Во
саду ли в огороде»

Для
характеристики белочки Римский-Корсаков использовал р.н.п. «Во саду ли в
огороде». Её «присвистывает» самый высокий инструмент оркестра – флейта-пикколо
(маленькая флейта). Всё ярче, всё затейливее звучит песенка. Изобретательная
инструментовка придаёт ей сказочный характер. Давайте послушаем.

Чудо второе – 33 богатыря.

2 ученик:

         Море
вздуется бурливо,

         Закипит,
подымет вой,

         Хлынет
на берег пустой,

         Разольётся
в шумном беге

         И
останутся на бреге

         В
чешуе, как жар горя

         33
богатыря.

В
оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипение морского прибоя и на его
фоне появляется чеканный богатырский марш. Послушайте и посмотрите.

Чудо третье – прекрасная Царевна-Лебедь.

3 ученик:

         …Там
царевна есть,

         Что
неможно глаз отвесть;

Днём свет божий затмевает,

         Ночью
землю освещает,

         Месяц
под косой блестит,

         А
во лбу звезда горит,

         А
сама-то величава,

         Выступает
будто пава,

         Сладку
речь-то говорит,

         Будто
реченька журчит.

Учитель: Музыка рисует
чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры
мелодии, «птичьи в горле переливы» сменяются напевной темой, похожей на русскую
протяжную песню. Льётся чарующей красоты мелодия, и поёт тёплый, «человеческий
голос» струнных инструментов. Давайте послушаем и посмотрим.

Радостное
звучание труб в конце словно предвещает счастливый конец сказки.

Премьера
этой оперы прошла с большим успехом. Постановка спектакля осуществлялась много
раз.

4.
Итог урока

Учитель: Необыкновенная
сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных
народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло,
возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные
переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы. Также, слушая
музыку, мы моем «увидеть» литературные образы, созданные композиторами.

5. Домашнее задание: нарисовать
понравившийся образ из сказки о царе Салтане.

От фортепианной миниатюры до масштабной оперы – вспоминаем, на создание каких произведений вдохновляли композиторов царь Салтан и Золотая рыбка, Царевна-Лебедь и Кот-ученый.

Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» от Римского-Корсакова

Большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке внес Н.А. Римский-Корсаков. Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).

К сказкам Пушкина Римский-Корсаков в своем оперном творчестве обращается дважды. В 1900 году состоялась премьера его оперы «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.

Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.

Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.

Послушайте симфонический антракт «Три чуда», в котором праздничную и приподнято-радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает антракт чудесная картина превращения Лебеди в Царевну.

Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».

Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:

Вторая опера Римского-Корсакова, написанная по сказке Пушкина «Золотой Петушок», была поставлена на сцене в 1909 году уже после смерти композитора. Несколько переделав сюжет и расставив свои акценты в произведении Пушкина, Римский-Корсаков с либреттистом В.И. Бельским создали оперу-сатиру, выпячивающую и высмеивающую недостатки и промахи современной им власти. Этого цензура не заметить не смогла и всячески препятствовала постановке оперы, законченной композитором еще в 1907 г. Так, последняя опера-сказка Римского-Корсакова подняла на рубеже веков совсем не «сказочную» тему, и заострила внимание думающей публики на реальных проблемах неспокойного времени, в которое она возникла.

 «Золотая рыбка» Николая Черепнина

Через несколько лет после премьеры оперы Римского-Корсакова «Золотой Петушок» в истории русской музыки появляется еще одно крупное сочинение, посвященное сказке Пушкина.⠀

В 1912 году композитор Н. Черепнин создает 6 музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для фортепиано, которые посвящает своему «милому сыну Саше».

Н. Черепнин принадлежит к поколению, которое хоть и впитало в себя традиции, заложенные композиторами «Могучей кучки», но стремилось открыть новое в музыкальном искусстве, обновляло музыкальный язык, искало новые формы и своими произведениями писало историю стиля модерн. Черты этого стиля можно услышать и в музыке Черепнина к сказке Пушкина.

Шесть фортепианных пьес Черепнина чередуются с поэтическими цитатами из Пушкина, которые композитор подробно иллюстрирует с помощью музыкальных средств. Красочная, богато украшенная музыкальным орнаментом и декоративными деталями, полная звукоизобразительных эффектов и характерных тем-портретов музыка Черепнина стала основой для балета «Золотая рыбка», премьера которого состоялась в 1937 году.

Балет «Балда» на музыку Шостаковича

В 1930-е годы к тексту сказки Пушкина обращается композитор Дмитрий Шостакович. Специально для мультипликационного фильма «Сказке о попе и его работнике Балде», задуманного режиссером М. Цехановским, композитор создает  колоритную, «балаганную», наполненную интересными гротескными и сатирическими деталями музыку.

Мультфильм так и не вышел на экраны, остались лишь некоторые сцены, Шостакович же из готовых музыкальных номеров создал Сюиту (соч. 36а):

  1. Увертюра,
  2. Сон поповой челяди,
  3. Марш уток,
  4. Танец Попа с Чертом,
  5. Танец Звонаря,
  6. Танец мертвецов,
  7. Финал.

Эта работа Шостаковича привлекала к себе разных музыкантов, на материале музыки к фильму в 1979 г. создает и записывает сюиту Г. Рождественский. А в 1999 г. на сцене Большого театра был показан балет «Балда», в основе которого лежала музыка Шостаковича в редакции В. Бибергана.

«Сказка о медведихе» и музыка Баневича

Знаете ли вы, что помимо известных и любимых всеми сказок о Золотой рыбке и о царе Салтане, о Балде и о Золотом петушке, о мертвой царевне и семи богатырях Пушкин является автором еще одной сказки, которой литературоведы дали название «Сказка о медведихе»?

Над этой сказкой (сюжет которой, надо сказать, весьма трагичный: в самом начале произведения мужик убивает медведиху и забирает ее трех медвежат) Пушкин работал в 1830 г. во время своей знаменитой поездки в Болдино, но оставил историю медведихи незавершенной.

Не смотря на это, «Сказке о медведихе» даже посвящено музыкальное сочинение. Литературный эпиграф из этого неоконченного произведения Пушкина открывает фортепианную миниатюру «Еж» современного композитора Сергея Баневича.  Еж — один из лесных персонажей сказки, которые приходят к медведю оплакивать медведицу.

Пьеса «Еж» вошла в сюиту С. Баневича «По сказкам Пушкина», которая стала своеобразным музыкальным калейдоскопом из образов, созданных русским поэтом.

Сюиту для фортепиано «По сказкам Пушкина» составили разнохарактерные и разножанровые миниатюры:

«Кораблик» и «Сватья баба Бабариха» (по мотивам «Сказки о Царе Салтане»),

«Кот ученый» (из «Руслана и Людмилы»),

«Бесенок» и «Зайка» (из «Сказки о попе и о работнике его Балде»),

«Еж» («Сказка о медведихе»),

«Зеркальце», «Ветер, ветер!», «Гроб качается хрустальный…» (по мотивам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»),

«Золотая рыбка» и «У разбитого корыта» («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Каждая пьеса предваряется строками из сказки Пушкина, которые передают содержание музыкальной миниатюры.

Все пьесы отмечены ярким узнаваемым стилем автора, который за особый лиризм, мелодичность музыкального языка и искренность высказывания любим слушателями и исполнителями.

  • Какие персонажи чаще всего встречаются в сказках о животных
  • Какие опасности человечеству несет технический прогресс сочинение
  • Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке руслан и людмила у лукоморья дуб зеленый
  • Какие опасности хранит в себе технический прогресс сочинение
  • Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке назовите сказки в которых встречаются