Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение на дне

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? 5 примеров готового итогового сочинения 2022-2023 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2023 с  аргументами из литературы и литературными произведениями. Данное сочинение подходит для направления человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2023 на тему какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Каждый из нас ставит перед собой определенную цель в жизни, но чтобы достичь её и не заблудиться, выбирая правильную дорогу, необходимо постоянно следовать по избранному пути. Но бывает и так, что на пути человека встречается большое количество трудностей и препятствий, которые сбивают его с верной дороги. С данной проблемой сталкивались многие герои литературных произведений, поэтому стоит обратиться к их примерам.

Если взять произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», то здесь мы отчетливо видим стойкость и целеустремленность, которой обладали герои. Когда Петр Гринев уезжал из родительского дома, то отец дал ему наставления, благодаря которым он смог определить свой жизненный путь. Отец говорил ему, что главное – это беречь честь смолоду, а так же служить Отечеству верой и правдой. Петр полностью выполнил наставление отца и не прогадал.

Когда он оказался в самом центре пугачевского бунта, то он не стал жалеть себя, а с достоинством вел сражение. Когда же герой оказывается на плахе в ожидании казни, он и тут проявляет стойкость и не признает власть того, кого считал недостойным. Он не собирается просить пощады, а принимает свою участь с гордо поднятой головой. Даже перед страхом смерти он не собирается уступить своим убеждениям. Для него они дороже жизни. Противоположную ситуацию можно увидеть в случае его товарища Швабрина, который выбирает путь изменника и предает присягу, лишь бы остаться в живых. Если сравнить их два поступка, то можно увидеть, что Петр не отрекся от своего жизненного пути, не выбрал путь легче, а продолжал следовать своим убеждениям. Благодаря своей стойкости, смелости и целеустремленности он остался жив, поскольку сумел заставить своего врага проявить к нему уважение. Он не отрекся от своих принципов, и в итоге оказался в выигрыше. Что же касается Алексея, то его желание найти более простой путь, привело на скамью подсудимых, а после в темницу. Его никто не собирался оправдывать.

Он сбился со своего жизненного пути и заплутал, поскольку пытался найти более легкий и выгодный путь. Предав свои собственные цели и убеждения, он оказался в итоге ни с чем.

Из этого можно сделать вывод, что лишь тот, кто до конца верен своим принципам и убеждениям, никогда не собьется со своего жизненного пути.

Подобный пример встречается в еще одном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Достаточно много говорилось о жизни женщин того времени. Их судьбу нельзя назвать завидной, потому что они изменяли своим супругам, тем самым сбиваясь со своего жизненного пути. В итоге они так и не находили понимания, жалости и любви.

Но Татьяна сумела не сойти со своей дистанции и сохранить свое нравственное лицо. Девушка не пошла на поводу соблазна, а сумела сохранить свою чистоту.

Будучи ещё совсем юной девушкой, она всем сердцем полюбила Евгения, но тот не захотел терять свою свободу, связав себя узами брака. Татьяна была вынуждена отправиться на поиски мужа, поскольку в то время в обществе не принято было оставаться старой девой. В Москве она покорила сердце генерала, которого привлекала в Татьяне её скромность и начитанность. Она вышла за него замуж. Спустя некоторое время в её жизни снова появился Евгений, который признался девушке в своих чувствах. Но Татьяна не пошла на поводу своих чувств и эмоций, ответила Онегину категорическим отказом. Девушка понимала, что свой путь она уже выбрала, поэтому теперь должна пройти его до конца с тем человеком, который приходился ей мужем. Она осталась верна своему выбору, и смогла устоять, не поддавшись соблазну.

На примере этих двух произведений можно сделать вывод, что главными ориентирами, которые не позволяют сбиться с жизненного пути, являются смелость, стойкость и верность своим убеждениям. Если человек отступит от своих собственных принципов и поддастся соблазну, то никогда не достигнет желаемой цели, а итог и вовсе может быть очень печальным. Делая неправильный выбор, мы рискуем навсегда изменить свое будущее далеко не в ту сторону, которую хотелось бы.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Что же является главными ориентирами, которые в трудную минуту не позволяют нам не заблудиться на жизненном пути? На этот вопрос не так легко найти правильный ответ.

У каждого из нас свой собственный жизненный путь и свои собственные ориентиры. Но жизненный путь тоже бывает разный. Кому-то все дается легко, а у кого-то дорога к счастью усеяна преградами и трудностями.

Цели у каждого человека так же отличаются. Для одних главной ценностью являются деньги, для кого-то семья. А для других – слава. Одним из нас очень сильно помогают не заблудиться на жизненном пути ориентиры, которых они стараются придерживаться. Другие же люди так всю жизнь и плутают в извилистых дорогах жизни, стараясь отыскать тот единственный правильный путь.

Если обратиться за примерами к литературе, то одним из ярких примеров стало произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На примере Наташи Ростовой автор показал, как важно определить свой жизненный путь и полностью следовать ему. Главной целью девушки была любовь. Главным ориентиром в её жизни становится голос собственного сердца. Именно ему она следует и доверяет. Нельзя сказать, что путь героини был простым. Нет. На нем так же встречались преграды и испытания, которые она преодолевает благодаря своей искренности, стойкости, честности и целеустремленности. Главным её плюсом является то, что она честна в первую очередь перед собой.

Наташа всем сердцем любила Андрея, но в то время, когда он был так нужен, его не было рядом. Тогда девушка находит утешение в Анатоле. Но, спустя время, она понимает, что своим поступком предала Андрея и свои собственные чувства. Это приводит её к раскаянию. За свое удовольствие девушка заплатила немалую цену. После этого она стала на путь самосовершенствования, искренне раскаявшись в содеянном. Она находит себя в роли жены и матери.

Можно сказать, что главным ориентиром девушки была любовь, благодаря которой она смогла найти правильную дорогу на своем жизненном пути.

В качестве второго примера можно привести повесть Дадзая Осаму «Исповедь неполноценного человека». В данном произведении автор показывает своеобразную автобиографию, в которой рассказывает о странствиях собственного эго. С самого начала он столкнулся с непониманием в кругу семьи. Это привело к тому, что герой был вынужден облачиться в «маску» шута, которая выступала своеобразной защитой от общества. Отец не разделял желаний сына стать художником, поэтом заставил его освоить профессию чиновника.

Главным ориентиром героя стало то, что он мечтал стать своим в обществе, добиться признания и понимания. Но на его жизненном пути появилась преграда в виде его собственного отца, из-за которого он не смог реализовать свой собственный потенциал, добиться желаемой цели. Это все привело к тому, что он просто потерял свои ориентиры в жизни. Он выбрал не правильный путь, начал проводить много времени с новым знакомым Масао.

Повзрослев, он стал бояться лживого общества, в котором ему пришлось оказаться. Он так и не смог добиться желаемого и осуществить свою заветную мечту. В итоге общество просто сломало его, так и не дав возможности воплотить в жизнь свои желания.

Стоит отметить, что никогда не стоит сворачивать со своей дороги жизни. Отрекаться от своих целей, желаний. Потому что если однажды предать свои интересы и убеждения, можно прожить жизнь совершенно не так, как хотелось бы.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Жизненный путь человека сложен и неоднозначен, человек постоянно находится на распутье, которое предлагает ему большое количество дорог, иногда полностью противоположных друг другу. Из-за наличия большого количества тропинок и отсутствия понимания правильности пути человек может заблудиться на своем жизненном пути, совершив такие поступки, которые противоречат его сущности. Не заблудиться на жизненном пути помогают нравственные ориентиры добра, милосердия, чести и достоинства, правды и справедливости и др. Человек, который верен собственным жизненным принципам и ценностям, никогда не ступит на другую дорогу, он продолжит свой путь, даже если для этого придется многим пожертвовать.

Проблема ориентиров на жизненном пути находит отражение во многих произведениях.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, что служба в Белогорской крепости оказывает положительное воздействие на становление личности центрального персонажа Петра Гринева, который из недоросля, мечтающего о разгульном образе жизни при службе в Петербурге, превратился в человека чести и достоинства. Автор демонстрирует, что Петр Гринев руководствуется данным отцом наказом: «Береги платье снову, а честь смолоду». Оказавшись в центре событий крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев рисковал быть казненным пугачевцами, однако он всегда оставался верным собственным принципам: он не мог перейти на сторону восставших, предав тем самым Родину. Петр Гринев утверждает Емельяну Пугачеву, что он не может ему служить, поскольку «присягал государыне императрице», главный герой признается: если ему «велят идти против» Пугачева, то он выполнит это повеление. Будучи человеком чести, Петр Гринев отказывается от предложения Емельяна Пугачева послужить ему «верою и правдою», за которые он мог быть пожалованным «и в фельдмаршалы и в князья». А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев готов быть верным собственным принципам, даже если для этого придется пожертвовать жизнью.

Проблема ориентиров на жизненном пути также поднимается в романе В.А. Каверина «Два капитана». Еще в детстве центральному персонажу Сане Григорьеву пришлось столкнуться с различными жизненными трудностями: отца несправедливо посадили в тюрьму, где он умер, отчим Гаер Кулий был очень жестоким человеком, мать умерла, из-за чего Саню и его сестру хотели определить в детский дом. Однако Саня Григорьев, несмотря на все препятствия и испытания, не озлобился на окружающий мир. Та клятва, которую он дал, когда они вместе с Петькой Сковородниковым собирались бежать из Энска в Туркестан, становится жизненным принципом главного героя: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Оказавшись в московской школе-коммуне и познакомившись с Ромашовым, Саня Григорьев почти сразу увидел в нем подлого человека, отказавшись от общения с ним. Автор показывает, что Саня Григорьев не стал подаваться влиянию одноклассника, у него были собственные представления о том, как нужно поступать в жизни. Работа летчиком, стремление защитить Родину, любовь к Кате Татариновой, желание найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать причастность Николая Антоныча к ее гибели – это то, что давало Сане Григорьеву стимул продолжать бороться.

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что не заблудиться на жизненном пути помогают высокие цели, которые связаны с категориями нравственности.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Думаю, что у каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Я полагаю, что жизнь устроена так, чтобы постоянно ставить перед нами все новые и новые задачи. Их решение зависит от системы ценностей и ориентиров человека. У каждого из нас свои жизненные «маяки», они формируются с раннего детства и влияют на формирование личности. Благодаря им мы выстраиваем перспективу собственной жизни и отношения с другими людьми. Я считаю, что одними из важных жизненных ориентиров человека являются целеустремленность и самореализация личности. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Обратимся к роману И.А. Гончарова «Обломов», где автор обращает наше внимание на главного героя, Илью Обломова. Илья при всех своих положительных задатках и способностях, так и не смог преодолеть себя, из-за своей лени и отсутствия целей не реализовал свой потенциал. Таким образом, автор хотел донести до нас мысль о том, что человек сам творец своей судьбы. Только от него зависит то, будет ли он стремиться к своей цели и достигать высоких результатов, или же будет лениться и его мечта так и останется мечтой.

Полной противоположностью Обломова является главный герой повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Петруся от рождения был слепым, однако это не помешало ему добиться отличных результатов в музыке. С самого детства он много тренировался игре на дудке и фортепиано. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петр научился не только играть на инструменте, но и чувствовать музыку. Таким образом, писатель дает нам возможность убедиться в том, что только благодаря настойчивости, упорству Петр добился ярких успехов и стал известен своим музыкальным талантом.

Таким образом, все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что целеустремленность, стремление к самореализации являются неотъемлемыми качествами, жизненными ориентирами современного человека, ведь именно с их помощью каждый из нас способен добиться успеха в том, что для себя наметил, а соответственно, чувствовать себя счастливым человеком.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Каждый человек идёт по своей дороге, преодолевает препятствия, которые появляются в процессе движения. У многих есть путеводная звезда на жизненном пути, которая помогает не заблудиться. У каждого она своя. Так какие же ориентиры помогают не заблудиться? Я считаю, что помогают не заблудиться те ориентиры, которые являются для человека принципами, которым он следует. Но не каждый может следовать им.

Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта. Данная тема находит отражение в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр Гринёв — молодой человек, дворянин, в котором отец с детства воспитал хорошие качества: честь, бесстрашие, великодушие, дал ему наставление, ставшее ориентиром для главного героя. Всю жизнь он придерживается принципа — береги честь смолоду. Однажды, лирический герой повстречал Емельяна Пугачёва — донского казака, предводителя восстания и человека, назвавшего себя Петром Федоровичем. У них завязался разговор, где самозванец предлагает Гринёву присоединиться к нему. Несмотря на все уговоры, молодой человек не становится предателем, он продолжает следовать принципу. Данный пример показывает, что ориентиры играют важную роль в жизни Гринёва, он придерживается их. Целеустремлённость и уверенность в своих принципах позволяют Петру выжить даже при опасности.

какие ориентиры итоговое сочинение 2021 2022

Данный пример показывает как отсутствие принципов может разрушить не только жизнь человека без ориентира, но и того, кто напрямую связан с ним.

В заключение хотелось бы сказать, что присутствие жизненного ориентира и его отсутствие могут по-разному влиять на жизнь свою и жизнь окружающих людей. Человек выбирает своё будущее сам, несёт ответственность за свои поступи, поэтому к выбору своих ориентиров нужно подходить бережно, ведь от них зависит будущая жизнь.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №6

Человек не заблудится на жизненном пути, если ему помогут нравственные ориентиры: доброта, великодушие, терпимость и другие составляющие морали. Такие люди всегда приходят к цели и воплощают все лучшее, заложенное в них природой. Об этом напоминают нам многие классические произведения.

К примеру, в романе И.А. Гончарова «Обломов» есть герой, который достиг настоящего успеха во всех сферах жизни. Андрей Штольц родился в семье со средним достатком и далеко от столицы, но сумел пробиться в большом городе и заслужить высокое положение. Он шел к цели честным путем. Собрав стартовый капитал на наемной работе, он открыл свое дело и стал известным негоциантом. Международная торговля способствовала развитию России, давала новые рабочие места. Вклад Штольца трудно переоценить, поэтому его приглашали и желали видеть самые знатные и состоятельные люди. Его сила, мудрость, целеустремленность привлекли и внимание Ольги Ильинской. Вместе они создали крепкую семью. Проявил себя персонаж и в дружбе, когда помогал Обломову решать его проблемы. Благополучная жизнь героя построена на таких нравственных ориентирах, как доброта, честность, упорство, терпение. Об был щедр по отношению к миру, поэтому ни в чем не испытывал нужды.

М. Горький тоже затронул эту тему в рассказе «Старуха Изергиль». Данко помог своему племени выбраться из темной чащи, взяв на себя ответственность за спасение всех людей. Он стал лидером, но это лишь звучит гордо. На деле юношу осаждали вопросами, сомнениями, упреками, ведь было легко обвинить во всех неудачах его одного. Данко терпел нападки соплеменников и упрямо шел к цели. В отличие от других, он ни капли не заблуждался, а знал, что ищет, к чему идет. В финале ему удалось добраться до желаемого результата. Он осветил путь к свободе своим горящим сердцем. Несмотря на неблагодарность людей, эта жертва не была напрасной. Герой полностью реализовал себя и умер с улыбкой на устах. Он был горд собой и счастлив от осознания выполненного долга. Его близкие были спасены. Воплотить мечту Данко помогли такие ориентиры, как целеустремленность, великодушие, альтруизм, терпение.

Таким образом, всем известные моральные ценности мотивируют людей идти к той благой цели, которую они избрали, и выбирать соответствующие ей средства. Будучи добрым, честным, упорным, терпеливым, человек всегда найдет то, чего ищет, даже если дорога будет испещрена препятствиями.

  • Все аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 1 декабря 2021 год

  • Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

На чтение 7 мин Просмотров 13.3к.
Обновлено 18 ноября, 2021

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: « Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Дадзая Осаму.

Вариант 1

Каждый из нас ставит перед собой определенную цель в жизни, но чтобы достичь её и не заблудиться, выбирая правильную дорогу, необходимо постоянно следовать по избранному пути. Но бывает и так, что на пути человека встречается большое количество трудностей и препятствий, которые сбивают его с верной дороги. С данной проблемой сталкивались многие герои литературных произведений, поэтому стоит обратиться к их примерам.

Если взять произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», то здесь мы отчетливо видим стойкость и целеустремленность, которой обладали герои. Когда Петр Гринев уезжал из родительского дома, то отец дал ему наставления, благодаря которым он смог определить свой жизненный путь. Отец говорил ему, что главное – это беречь честь смолоду, а так же служить Отечеству верой и правдой. Петр полностью выполнил наставление отца и не прогадал.

Когда он оказался в самом центре пугачевского бунта, то он не стал жалеть себя, а с достоинством вел сражение. Когда же герой оказывается на плахе в ожидании казни, он и тут проявляет стойкость и не признает власть того, кого считал недостойным. Он не собирается просить пощады, а принимает свою участь с гордо поднятой головой. Даже перед страхом смерти он не собирается уступить своим убеждениям. Для него они дороже жизни. Противоположную ситуацию можно увидеть в случае его товарища Швабрина, который выбирает путь изменника и предает присягу, лишь бы остаться в живых. Если сравнить их два поступка, то можно увидеть, что Петр не отрекся от своего жизненного пути, не выбрал путь легче, а продолжал следовать своим убеждениям. Благодаря своей стойкости, смелости и целеустремленности он остался жив, поскольку сумел заставить своего врага проявить к нему уважение. Он не отрекся от своих принципов, и в итоге оказался в выигрыше. Что же касается Алексея, то его желание найти более простой путь, привело на скамью подсудимых, а после в темницу. Его никто не собирался оправдывать.

Он сбился со своего жизненного пути и заплутал, поскольку пытался найти более легкий и выгодный путь. Предав свои собственные цели и убеждения, он оказался в итоге ни с чем.

Из этого можно сделать вывод, что лишь тот, кто до конца верен своим принципам и убеждениям, никогда не собьется со своего жизненного пути.

Подобный пример встречается в еще одном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Достаточно много говорилось о жизни женщин того времени. Их судьбу нельзя назвать завидной, потому что они изменяли своим супругам, тем самым сбиваясь со своего жизненного пути. В итоге они так и не находили понимания, жалости и любви.

Но Татьяна сумела не сойти со своей дистанции и сохранить свое нравственное лицо. Девушка не пошла на поводу соблазна, а сумела сохранить свою чистоту.

Будучи ещё совсем юной девушкой, она всем сердцем полюбила Евгения, но тот не захотел терять свою свободу, связав себя узами брака.  Татьяна была вынуждена отправиться на поиски мужа, поскольку в то время в обществе не принято было оставаться старой девой. В Москве она покорила сердце генерала, которого привлекала в Татьяне её скромность и начитанность. Она вышла за него замуж. Спустя некоторое время в её жизни снова появился Евгений, который признался девушке в своих чувствах. Но Татьяна не пошла на поводу своих чувств и эмоций, ответила Онегину категорическим отказом. Девушка понимала, что свой путь она уже выбрала, поэтому теперь должна пройти его до конца с тем человеком, который приходился ей мужем. Она осталась верна своему выбору, и смогла устоять, не поддавшись соблазну.

На примере этих двух произведений можно сделать вывод, что главными ориентирами, которые не позволяют сбиться с жизненного пути, являются смелость, стойкость и верность своим убеждениям. Если человек отступит от своих собственных принципов и поддастся соблазну, то никогда не достигнет желаемой цели, а итог и вовсе может быть очень печальным. Делая неправильный выбор, мы рискуем навсегда изменить свое будущее далеко не в ту сторону, которую хотелось бы.

Вариант 2

Что же является главными ориентирами, которые в трудную минуту не позволяют нам не заблудиться на жизненном пути? На этот вопрос не так легко найти правильный ответ.

У каждого из нас свой собственный жизненный путь и свои собственные ориентиры. Но жизненный путь тоже бывает разный. Кому-то все дается легко, а у кого-то дорога к счастью усеяна преградами и трудностями.

Цели у каждого человека так же отличаются. Для одних главной ценностью являются деньги, для кого-то семья. А для других – слава. Одним из нас очень сильно помогают не заблудиться на жизненном пути ориентиры, которых они стараются придерживаться. Другие же люди так всю жизнь и плутают в извилистых дорогах жизни, стараясь отыскать тот единственный правильный путь.

Если обратиться за примерами к литературе, то одним из ярких примеров стало произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На примере Наташи Ростовой автор показал, как важно определить свой жизненный путь и полностью следовать ему. Главной целью девушки была любовь. Главным ориентиром в её жизни становится голос собственного сердца. Именно ему она следует и доверяет. Нельзя сказать, что путь героини был простым. Нет. На нем так же встречались преграды и испытания, которые она преодолевает благодаря своей искренности, стойкости, честности и целеустремленности. Главным её плюсом является то, что она честна в первую очередь перед собой.

Наташа всем сердцем любила Андрея, но в то время, когда он был так нужен, его не было рядом. Тогда девушка находит утешение в Анатоле. Но, спустя время, она понимает, что своим поступком предала Андрея и свои собственные чувства. Это приводит её к раскаянию. За свое удовольствие девушка заплатила немалую цену. После этого она стала на путь самосовершенствования, искренне раскаявшись в содеянном. Она находит себя в роли жены и матери.

Можно сказать, что главным ориентиром девушки была любовь, благодаря которой она смогла найти правильную дорогу на своем жизненном пути.

В качестве второго примера можно привести повесть Дадзая Осаму «Исповедь неполноценного человека». В данном произведении автор показывает своеобразную автобиографию, в которой рассказывает о странствиях собственного эго.

С самого начала он столкнулся с непониманием в кругу семьи. Это привело к тому, что герой был вынужден облачиться в «маску» шута, которая выступала своеобразной защитой от общества. Отец не разделял желаний сына стать художником, поэтом заставил его освоить профессию чиновника.

Главным ориентиром героя стало то, что он мечтал стать своим в обществе, добиться признания и понимания. Но на его жизненном пути появилась преграда в виде его собственного отца, из-за которого он не смог реализовать свой собственный потенциал, добиться желаемой цели. Это все привело к тому, что он просто потерял свои ориентиры в жизни. Он выбрал не правильный путь, начал проводить много времени с новым знакомым Масао.

Повзрослев, он стал бояться лживого общества, в котором ему пришлось оказаться. Он так и не смог добиться желаемого и осуществить свою заветную мечту. В итоге общество просто сломало его, так и не дав возможности воплотить в жизнь свои желания.

Стоит отметить, что никогда не стоит сворачивать со своей дороги жизни. Отрекаться от своих целей, желаний. Потому что если однажды предать свои интересы и убеждения, можно прожить жизнь совершенно не так, как хотелось бы.

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

17.09.2021 13:19:49

Автор: Софья Фоскова


  На данный вопрос не легко найти ответ. У всех людей свой особый жизненный путь и свои ориентиры. Каким бывает жизненный путь? У кого-то он бывает лёгким и короткий. У кого-то он бывает длинным и трудным. Как и путь, ориентиры у людей бывают разные. Кем-то движет вера, кто-то верит в любовь, может, кто-то хочет добиться высокого положения в обществе, построить карьеру и быть знаменитым, а кто-то хочет простой и тихой жизни. Кому-то ориентиры помогают не «заблудиться» на пути, а кто-то всю жизнь пытается найти свой путь на извилистой дороге жизни.
  В произведении Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» меня тронул жизненный путь Наташи Ростовой. В течение всего романа ей движет любовь. Она слушает то, что «говорит ей сердце». Её путь можно назвать путём «проб и ошибок». Главная героиня на протяжении всего романа-эпопеи была искренна с другими и честна с собой. Она действительно сильно любила Андрея , но в нужные минуты его не было рядом. Тоску по нему ей восполнил Анатоль , с которым она решила остаться. Но когда она поняла, что предала Андрея , тут же раскаивается. Удовольствия могут приносить страдания. За них Ростова платит авторитетом, судьбой, отношением к себе окружения. Она встаёт на путь самосовершенствования и раскаивается в своей ошибке. Преображается в образ примерной жены и матери. Следовательно, её ориентиром являлась любовь, которая помогла ей не «заблудиться» на жизненном пути.
  В повести Дадзая Осаму «Исповедь «неполноценного» человека находится своеобразная автобиография писателя, в которой он повествует о мучительных странствиях своего эго. Всё начинается с того, что дома его не понимали. И из-за этого герой стал носить «маску» шута, которая защищала его от других людей. Отец заставлял его учиться на чиновника, но он хотел стать художником. Его ориентиром было то, что он хотел влиться в общество, понять его, а также, чтоб его труды могли понять и оценить по достоинству, но из-за решения отца он не смог в полной мере раскрыть свои таланты, потерял свои ориентиры, стал много кутить с его новым «другом» Масао. Во взрослой жизни он начал серьёзно бояться лживости социума, в котором оказался. Он не смог влиться в общество и стать известным художником. общество просто сломало его. Простодушная уверенность героя в своей ущербности по мере прочтения становится всё менее убедительной. Итак, главный герой данной повести заблудился на извилистой дороге жизни, пытаясь найти свой путь.
  Таким образом, можно сказать, что у всех свой жизненный путь, разные ориентиры на этом пути. Кому-то удаётся найти себя, обрести гармонию, а кто-то блуждает по этому пути, будто в «тёмном лесу».

Количество слов — 402


Доброго времени суток, Софья!

Коммуникативный замысел в сочинении есть (сочинение соответствует заявленной теме), приведены примеры из художественных произведений.  

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Тему можно считать раскрытой, но раскрыта она не очень глубоко.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Оба примера, которые вы приводите, можно считать убедительными, но, к сожалению,  анализ второго  произведения дан поверхностный. Это всё-таки больше пересказ, а не анализ.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Композиция сочинения трёхчастная, логика развёртывания мысли правильная. Очень хорошо, что вы делаете после каждого примера микровыводы.

Во вступлении мы видим нарушение логики повествования

На данный вопрос не легко найти ответ. У всех людей свой особый жизненный путь и свои ориентиры. Каким бывает жизненный путь?

На какой вопрос? Вопрос темы необходимо было повторить в начале сочинения.

К 4 (речь)+ 1 балл

В сочинении достаточное количество речевых ошибок, много повторов.

Вот некоторые из них

Речевые ошибки:

В повести Дадзая Осаму «Исповедь «неполноценного» человека находится своеобразная автобиография писателя

Отец заставлял его учиться на чиновника, но он хотел стать художником. Его ориентиром было то, что он хотел влиться в общество, понять его, а также, чтоб его труды могли понять и оценить по достоинству, но из-за решения отца он не смог в полной мере раскрыть свои таланты, потерял свои ориентиры, стал много кутить с его новым «другом» Масао. Во взрослой жизни он начал серьёзно бояться лживости социума, в котором оказался. Он не смог влиться в общество и стать известным художником. общество просто сломало его.

Тоску по нему ей восполнил Анатоль

В течение всего романа ей движет любовь

Преображается в образ примерной жены и матери.

меня тронул жизненный путь Наташи Ростовой

Простодушная уверенность героя в своей ущербности по мере прочтения становится всё менее убедительной.

За них Ростова платит авторитетом, судьбой, отношением к себе окружения.

понять его, а также, чтоб его труды могли понять и оценить по достоинству


К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4

Грамматические ошибки:

Ею движет любовь

Но когда она поняла, что предала Андрея , тут же раскаивается

Но когда она поняла, что предала Андрея, тут же раскаялась

он бывает лёгким и короткий.

он бывает легким и коротким

Всё начинается с того, что дома его не понимали.

Все начинается с того, что дома его не понимают

Орфографические ошибки:

Пунктуационные:

«Исповедь «неполноценного» человека

понять его, а также, чтоб его труды могли понять и оценить по достоинству

Общий вывод по работе:

Софья, проделанная Вами работа свидетельствует об умении увидеть проблему и проиллюстрировать ее конкретным литературным материалом. Однако Вам следует обратить пристальное внимание на логику построения рассуждения; речевое оформление сочинения, грамматические и пунктуационные  ошибки.

Удачи Вам!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

(348 слов) Человек не заблудится на жизненном пути, если ему помогут нравственные ориентиры: доброта, великодушие, терпимость и другие составляющие морали. Такие люди всегда приходят к цели и воплощают все лучшее, заложенное в них природой. Об этом напоминают нам многие классические произведения.

К примеру, в романе И.А. Гончарова «Обломов» есть герой, который достиг настоящего успеха во всех сферах жизни. Андрей Штольц родился в семье со средним достатком и далеко от столицы, но сумел пробиться в большом городе и заслужить высокое положение. Он шел к цели честным путем. Собрав стартовый капитал на наемной работе, он открыл свое дело и стал известным негоциантом. Международная торговля способствовала развитию России, давала новые рабочие места. Вклад Штольца трудно переоценить, поэтому его приглашали и желали видеть самые знатные и состоятельные люди. Его сила, мудрость, целеустремленность привлекли и внимание Ольги Ильинской. Вместе они создали крепкую семью. Проявил себя персонаж и в дружбе, когда помогал Обломову решать его проблемы. Благополучная жизнь героя построена на таких нравственных ориентирах, как доброта, честность, упорство, терпение. Об был щедр по отношению к миру, поэтому ни в чем не испытывал нужды.

М. Горький тоже затронул эту тему в рассказе «Старуха Изергиль». Данко помог своему племени выбраться из темной чащи, взяв на себя ответственность за спасение всех людей. Он стал лидером, но это лишь звучит гордо. На деле юношу осаждали вопросами, сомнениями, упреками, ведь было легко обвинить во всех неудачах его одного. Данко терпел нападки соплеменников и упрямо шел к цели. В отличие от других, он ни капли не заблуждался, а знал, что ищет, к чему идет. В финале ему удалось добраться до желаемого результата. Он осветил путь к свободе своим горящим сердцем. Несмотря на неблагодарность людей, эта жертва не была напрасной. Герой полностью реализовал себя и умер с улыбкой на устах. Он был горд собой и счастлив от осознания выполненного долга. Его близкие были спасены. Воплотить мечту Данко помогли такие ориентиры, как целеустремленность, великодушие, альтруизм, терпение. 

Таким образом, всем известные моральные ценности мотивируют людей идти к той благой цели, которую они избрали, и выбирать соответствующие ей средства. Будучи добрым, честным, упорным, терпеливым, человек всегда найдет то, чего ищет, даже если дорога будет испещрена препятствиями.

Двигаясь по жизни, мы имеем чёткие цели, которым стараемся следовать во что бы то ни стало. Этому помогают ориентиры, которые играют для человека большую роль, а значит, не позволят свернуть с верного пути. Нам предстоит разобраться, какие именно ориентиры могут помочь человеку не заблудиться на жизненном пути?

У людей могут быть совершенно различные ориентиры, ведь это зависит от жизненных ценностей отдельного человека. Такими ориентирами могут служить семья, карьера, власть или собственное развитие. По-моему мнению, человек может ориентироваться абсолютно на любые сферы жизни. Единственное правило: ориентиры должны быть настолько значимыми для человека, чтобы ничто не заставило его отказаться от цели.

Литература пестрит персонажами, упорно следующими навстречу своим целям. Какими же ориентирами они руководствуются? Например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из героинь проявляет целеустремлённость. В начале романа Наташа выступает незрелой личностью, которая чуть не совершает ошибки, планируя легкомысленно сбежать с возлюбленным Курагиным. И только многим позже Наташа находит спокойствие в браке с Пьером, многодетном материнстве и семейном очаге. Для Наташи ориентиром сначала было взросление, что чуть не привело ее к ужасной ошибке. Однако после она поняла свои истинные жизненные ценности и обрела счастье в браке. Тем самым, мы можем сказать, что семья и дети были ориентирами, помогающими Наташе не сбиться с пути. Пусть не сразу, но она осознала это и построила счастливую жизнь.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» мы также можем найти пример жизненных целей, направляющих человека по верному пути. Андрей Соколов работает шофером, у него крепкая счастливая семья. Но идиллия прерывается войной, Андрей вынужден уйти на фронт. Несмотря на тяготы войны, нахождения во вражеском плену и разлуку с близкими, Андрей не сдаётся и продолжает стоять за родину. Однако главным ориентиром для него является семья и дети, поэтому потеря семьи становится личной трагедией.

На данном этапе Андрей близок к тому, чтобы опустить руки и сдаться, ведь у него слишком много вопросов, на которые не находится ответов. В это время в его жизни появляется мальчик-сирота Ваня, который становится для героя смыслом жизни, новым ориентиром, ради которого мужчина готов на многое. Таким образом, человек с жизненным ориентиром, реализуемом в счастливой семье, находит для себя спасение — ведь мужчина нужен мальчику, а мальчик нуждается в нем.

На примерах я показала различные ориентиры, помогающие людям следовать по своему жизненному пути и не сходить с него. Мы видим, что такими ценностями могут быть совершенно разные сферы жизни, но их объединяет одно — человек действительно должен видеть в этом смысл жизни. Только тогда он сможет не заблудиться на дорогах жизни.

Очень важно выбрать в жизни правильную дорогу. Не менее важно не сбиться с истинного пути. Что помогает человеку не оступиться? Я считаю, нравственные ориентиры, такие как честь, достоинство, справедливость, трудолюбие, ответственность, доброта. Они, как негаснущие фонари в ночи, освещают путь каждого из нас. Если человек прочно усвоит эти понятия, то дорога будет не такой тернистой.

На жизненном пути нас ждет множество испытаний и соблазнов. Часто люди сталкиваются с дилеммой, которую не знают, как решить. Например, что выбрать: богатство или честь, обманчивое удовольствие от вредных привычек или здоровый образ жизни?

По моему мнению, особенно важны неравнодушие, совесть и уверенность в своей правоте. Благодаря этим качествам люди приобретают внутреннюю силу, которая не дает им и всему миру упасть в пропасть лжи и пороков.

Все родители хотят, чтобы их дети были успешны, порядочны и счастливы, поэтому стараются воспитывать в них моральные качества, которые пригодятся в жизни. К сожалению, не у всех родителей это получается, либо дети не воспринимают уроки старших. Итог всегда печален – преступления, отчаяние, конфликты, стрессы, пагубные зависимости, самоубийства.

Обратимся к литературным произведениям, чтобы найти в них подтверждение. Максим Горький в рассказе «Старуха Изергиль» делится с читателем потрясающей историей Данко, который своим горящим сердцем показал людям дорогу и вывел их из темной чащи. Больше всего меня расстроила не смерть героя, а осуждение, неверие и упреки людей, на благо которых он пожертвовал своей жизнью. Данко не обращал внимания, продолжая идти дальше, уверенный в своей правде. Выбрать истинный путь герою помогли человеколюбие, самопожертвование, великодушие, целеустремленность. Поступок юноши достоин восхищения.  

В качестве вывода хочется сказать, что жизнь полна препятствий и испытаний. Преодолеть их помогут моральные и духовные ценности, воспитываемые с раннего детства: милосердие, честность, упорство, терпение, сострадание, чувство долга.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

метки: Ориентир, Заблудиться, Жизненный, Помогать, Человек, Честь, Герой, Будущее

Поиск собственного «я», поиск себя в этом огромном мире – вещь по-настоящему тяжелая. Человек легко может заблудиться среди различных дорог и путей, которые ведут людей к абсолютно разным судьбам. Важно идти по правильному пути. Но как это сделать? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Самое главное, что должен понять человек: необходимо поставить перед собой цель и идти к ней, не опуская рук и не сворачивая на другие дороги. Как говорится, за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Когда человек выбирает определенный путь, а не мечется из стороны в сторону, идти по такому пути легко. Только при осознанном выборе все трудности и тяготы будут казаться ничем по сравнению с представлением о конечном результате.

Ориентирами могут являться не только собственные мечты и интересы, но и близкие человеку люди. Родители, друзья, учителя – эти примеры могут помочь подростку сделать определенный выбор. Потому что человек постоянно находится в состоянии выбора, и важно делать этот выбор правильно.

Многие писатели и поэты демонстрировали, как человек выбирает свое будущее, опираясь на определенные ориентиры. Причем у каждого человека они разные.

Так, герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» живет и поступает в соответствии со своим главным жизненным принципом – беречь честь смолоду. Этот совет дал герою его отец, человек с высокими моральными качествами. Гринев всегда делает выбор в соответствии с понятием чести. Однако наиболее ярко это видно, когда перед героем возникает выбор: присягнуть Емельяну Пугачеву и спасти свою жизнь или отказаться и умереть. Петр Гринев не может стать предателем, он не может свернуть со своего жизненного пути. Даже возможная смерть не пугает героя, он остается верен понятию чести. Именно честь является главным ориентиром, который помогает Петру Гриневу совершать свой жизненный путь, не сворачивая на другие дороги, которых в жизни действительно много.

Выбор жизненного пути отразил и Юрий Давидович Левитанский в своем стихотворении «Каждый выбирает для себя…». Для лирического героя главный ориентир – собственная ответственность, которая основана на собственном мнении:

«Выбираю тоже — как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя».

Герой отмечает, что человек, выбирая свое будущее, несет большую ответственность за свое решение, поэтому выбор нужно осуществлять осознанно и вдумчиво. Ведь «каждый выбирает сам себя».

13 стр., 6342 слов

Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

… смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая …

Таким образом, примеры близких и собственные решения являются ориентирами, которые помогают человеку не сворачивать с нужного пути.

Понравилось сочинение? А вот еще:

5 сочинений по пьесе Горького "На дне"

­­­­Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.  

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.


Пример сочинения 2
«Мечта и реальность»

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене.

Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.



Пример сочинения 3
«Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М.Горького «На дне»)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. 

    Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного «дна». 

    Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей «дна»? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни. 

    Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея «возвышенного обмана», который позволяет человеку нести бремя «низких истин», встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «…чего тебе правда больно нужна?., подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». 

    Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба  — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных. 

    Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!» 

    Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.


Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна

Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». 

    Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба  — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных. 

    Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!» 

    Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.


Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.
В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».


Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе «На дне»

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками. 
     Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия — только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает. 
     Другая точка зрения — та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них. 

     Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого. 
     Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков — его имя происходит от слова «лукавый». Рассмотрим его действия в пьесе. 

     Его появление — завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей «роковой любви», торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой. 

     Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить. 
     В такой обстоновке появляется Лука. 

    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, «ни одна блоха н плоха». Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте: 
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила. 
     Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага — он старается дать им толчок к действиям. 
    Однако это мало кто ценит — все лишь обвиняют его во вранье. 

     А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит — тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу. 

     В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла. 
     Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

     Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов — у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

  • Какие познавательные процессы участвуют в восприятии сказки ребенком дошкольного возраста
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение война и мир
  • Какие поздние рассказы чехова вы знаете
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение аргументы мертвые души
  • Какие подробности о характере катерины мы узнаем из ее рассказа варваре