Какие особенности композиции произведения царевна лягушка позволяют считать его сказкой

Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»

  1. Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.

Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.

2)

3) Композиция

Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

4)  Художественное время и пространство сказки – смешанное

Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.

Типы героев:

Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.

Иван-царевич- смелый, добрый

5) Язык сказки:

Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?

6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Царевна-лягушка

Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора.

Автор — народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Содержание:

  • Структура произведения
  • Анализ сказки
  • Главные герои:
  • Иван-Царевич
  • Василиса Прекрасная
  • Кащей Бессмертный
  • Цитаты сказки
  • Заключение

Структура произведения

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание для читательского дневника

Анализ сказки

Сюжет

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа — лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки

Главные герои сказки

Иван-Царевич

Иван-Царевич

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван — это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку — будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Подробнее: Иван-Царевич: характеристика и образ героя

Василиса-Прекрасная

Василиса-Прекрасная

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба –Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

Подробнее: Василиса-Прекрасная: характеристика и образ героя

Кащей Бессмертный

Кащей Бессмертный

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Подробнее: Кащей Бессмертный: характеристика и образ героя

Цитаты сказки

«Бери (в жены), знать, судьба твоя такая»

«Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…»

Подробнее: «Царевна-лягушка»: цитаты героев сказки

Заключение

Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.

Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;

развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже

опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы

вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные

сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в

русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?

Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы

запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?

Назовите элементы композиции волшебной сказки

  1. Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте).

Примерный план анализа художественного произведения
1. Определить жанр произведения.
2. Выявить композицию.
3. Элементы сюжета.
4. Система образов.
5. Особенности языка.
6. Основные проблемы.
7. Позиция автора.

  1. Определение жанра произведения

По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?

  1. Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:
    — Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.
    — Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
    — Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
    — А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).

— Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении

  1. Составление плана сказки и запись в тетради.
    Примерный план

  1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.

  2. Сватовство старших братьев.

  3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.

  4. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.

  1. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.

  2. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.

  3. Василиса Премудрая на пиру у царя.

  4. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.

  5. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».

  1. Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван-царевич у Бабы-яги.

  3. Иван-царевич у Кощеева дуба.

  4. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

  1. Характеристика системы образов сказки.

Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.
Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.

  • Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

  • Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

  • Какие черты характера присущи этому герою?

  • Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?

  • Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?

  • О чем говорит прозвище Василисы?

  • Как изображены отрицательные герои? Кто они?

  • Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

  • Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?

Выводы.
Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.
Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».
Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

  1. Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки»
    — приём троекратного повторения (его роль);
    — устойчивые сказочные обороты;
    — постоянные эпитеты;
    — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    — гипербола (её роль в сказке);
    — обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).
    Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. 

  2. Реальность и вымысел в волшебной сказке

Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?

  • Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?

  • Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?

Комментарии учителя
Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.
Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.
Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фан­тазии, носит древние мифологические черты.

  1. Подведение итогов урока

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

  1. Домашнее задание

3

Страница 11 из 56

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Эта сказка относится к волшебным сказкам, в ней действуют волшебные герои (Василиса Премудрая. Кошей Бессмертный. Баба-яга), происходят волшебные события (перевоплощение лягушки в царевну и наоборот, смерть, таящаяся на конце иглы, танец Василисы, ее исчезновение после того, как Иван сжег лягушечью кожу, животные, говорящие по-человечески), есть волшебные предметы (ища клубочек). Главные герои сказки — Василиса Премудрая и Иван-царевич. Эта сказка о трудолюбии и упорстве, терпении и милосердии.

Смысл сказки — не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное — внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Работу невесток царь оценивал справедливо, по достоинству. Боярская и купеческая дочери, кроме высокомерия, ничему не обучены, не умеют ни хлеб испечь, ни ковер соткать. Потому и подгоревший каравай царь велит псам дворовым отнести, а про сырой и кособокий, говорит, что его есть можно только от большой нужды. И ковры, сотканные старшей и средней невестками, по словам царя, годятся только лошадей от дождя покрывать да порог у ворот устлать. А вот работу Василисы царь оценивает высоко — и хлеб ее нужно только в большие праздники есть, и ковер велит только в горнице по большим праздникам расстилать.

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличается от невесток трудолюбием. Она не пользуется волшебством, когда нужно испечь хлеб и соткать ковер, не старается, как они переложить работу на других, на мамушек, нянюшек и красных девушек, а делает все собственноручно. Она не позволяет себе насмешек и высокомерия по отношению к старшей и средней невесток, в отличие от них.

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

У Ивана-царевича много Помощников. Это и старичок, подаривший ему волшебный клубочек, и Баба-яга рассказавшая о том, где таится смерть Кощея, и животные, которых он пожалел в пути.

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

Такие фрагменты придают сказке напевность, особую сказовую манеру. Например, «где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят..», «..катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам..», «тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто.верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» и др.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказки нет., есть зачин (в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, старый старичок), есть концовка (и стали они жить дружно, в любви и согласии). В сказке много повторов (пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу Пван-паревич, подумал-подумал, шел-щшел), эпитеты, в том числе и постоянные (широкий двор, тугие луки, чистое поле, красной девицей, ковер узорчатый), гиперболы.(третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз, дуб … ветками красное солнце закрыл, поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался). Все эти средства придают сказке красочность, делают ее более выразительной.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да на мой взгляд, эти слова незаслуженно забыты:

тужить — горевать,
кручиниться — тосковать, печалиться,
слово мудреное — то, над которым нужно подумать, поломать голову,
молвить — сказать,
дивиться — удивляться,
снарядиться — собраться.
Значение этих слов понятно и без словаря, а звучат они по-особенному, придают речи плавность, напевность.

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что царевна-лягушка, то есть Василиса Премудрая — это центральный персонаж сказки, вокруг которого строится основное повествование. В ней же: запечатлены те черты, которые испокон веков считались главными в женщине, в человеке: трудолюбие, скромность, доброта, терпение, достоинство.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

В одном из вариантов сказки царь в качестве испытания велит сначала сшить рубаху, потом испечь хлеб, а затем зовет к себе на пир. Василиса Премудрая выполняет задания с помощью мамок нянек, с помощью волшебства. Добавлен эпизод когда старшая и средняя невестки посылают служанку, чтобы та подсмотрела, как лягушка-царевна печет хлеб, и та прознав об этом, проявляет хитрость: нарочно делает так как не нужно (ломает печь, заливает тесто з образовавшуюся дыру). В варианте, предложенном в мультимедийном приложении, вообще нет никаких испытаний, показан только царский пир и танец Василисы Премудрой. Кощей Бессмертный не упоминается, а Василиса покидает мужа, сильно рассердившись на него за то, что тот сжег лягушечью кожу. Животные тоже несколько иные: вместо селезня — соколиха, вместо зайца — рак. Эпизода со старичком вовсе нет. Баба-яга оказывается матерью лягушки и помогает Ивану, а в яичке скрывается благосклонность Василисы: съев его., она говорит, что скучает по мужу и хочет его увидеть.

10. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Сказка «Чего на свете не бывает», относится к бытовым сказкам. Действующие лица в ней — люди. События происходят в обыденной, повседневной обстановке, никакого волшебства в ней нет. Эта сказка «смеется» прежде всего над спесью, высокомерием и тщеславием барина, которому легче деньги отдать. Нежели признать, что барин может у холопа пеленки стирать, над его глупостью и жадностью.

Живое слово

Сочините сказку и расскажите ее в классе. Выберите, к какому виду она будет относиться. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.

==

Структура произведения

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание для читательского дневника

Сказки

Разбор сказки «Царевна лягушка»

by Администратор 2 14.11.2019 960 Views
Сейчас я хочу разобрать сказку «Царевна лягушка».

Как многие сказки сказывали про жизнь царя и царицы и то, как они своей жизненной мудрости учили своих детей не словами, а делами и чтобы сами делали выводы дети и исправляли свои ошибки. У каждого есть своя судьба и карма и как можно с ними работать в жизни каждому.

Три сына, пустили три стрелы, нашли трёх жен. Указ от отца, кого нашли та и жена. Все сыновья послушались отца и мать. Три задания дали сыновьям для их жен, чтобы узнать кто лучшая из них.

О том, как Иван-Царевич плакал и не принимал сначала своей судьбы, как мы иногда говорим: «За что мне это», а потом спустя время готовы благодарить за те Дары, что нам дала Судьба. Так и Иван он принял ее (лягушку как жену) и каждый раз доверялся своей лягушке-жене (его интуиция работала), что она выполнит наказ отца и исполнит, что обещает ему, чтобы он не переживал.

То, что в сказке братья высмеивали Ивана, что у него такая жена, Иван шёл своим выбором и верил в лучшее и слушал свою жену.

Когда на третье задание царь позвал трех жен станцевать для него, то сказано, что лягушка приехала в карете и стук, и гром катился перед каретой, что все испугались.

Карета была запряжена 6 лошадьми (6-кармическое число).

То, что лягушка оказалась Василисой Прекрасной, это обрадовало Ивана, и он сделал ошибку, что спалил кожу лягушки, что взял то, что ему не принадлежит и уничтожил ее. Мы не всегда видим глубже и иногда, действуя на порывах и как нам кажется, из лучших побуждений, то делаем не всегда красивые поступки в жизни, за что приходится расплачиваться потом. У нас у всех своя Судьба и Карма, нас по жизни всегда искушают. Нужно признать свою ошибку, можно поплакать, но исправить ее сможем мы сами только.

Иван не дождался всего три дня, как само собой снялось бы проклятье с Василисы. Мы не видим будущее сами и действуем на эмоциях часто.

Так и Иван после того как Василиса обернулась белой лебедью и улетела от него и сказала: «ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…», он поплакал и пошел ее искать.

Ему встретился старичок старенький, седенький с палкой — нам в жизни даются помощники исправить свои нехорошие поступки, просто их нужно увидеть и принять их помощь на Веру. Рассказал он ему все и старичок его пожурил и пожалел все же.

Иван получил клубочек — с наказом: «Куда он покатится, туда ты и иди.» Клубочек сведение судеб, кто знает, тот поймет.

Долго он шёл, голодно ему было, и встретил он 4 существ (медведя, сокола/селезня, зайца и щуку) по очереди, которых не съел, а пожалел и отпустил, снова Иван доверился своей интуиции, когда слышал от них: «Не убивай меня Иван-царевич: я тебе — пригожусь!» Мне кажется это 4 стихии, что пришли ему на помощь.

Далее клубочек его привел к Избушке на курьих лапках. Иван закричал громким голосом, он Зазыв сделал… (образец как нужно звать, чтобы тебя услышали): «Избушка, избушка! Стань по старому, как мать поставила: ко мне передом, к морю задом.», только тогда избушка к нему повернулась передом.

Снова ему дают в помощь, теперь это Баба-яга — которую он попросил помочь и доверился ей, его она накормила, напоила, выпарила в бане и тогда он поведал свое горе ей, ему Ведающая Мать подсказала, где живет Кощей Бессмертный и где его Смерть, что там его жена у Кощея, она его дочь, что стала умнее и мудрее отца, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Некоторые родители проходят свою Карму, что завидуют своим детям и это их урок в жизни, а для детей свой урок, научиться общаться с родителями и опыт, что мы хотим, чтобы нас любили не за внешнее, а за внутренние качества.

Ивану была указана дорогу к Дремучему лесу — где Дуб — на нем Сундук/ Ларец- в нем Заяц- в нес Сокол/Селезень- в нем Яйцо- в нем Иголка — на кончике иглы Смерть Кощея (снова 6 наименований, Карма Смерти Кощея).

Иван призвал своих помощников на помощь (медведь — сила/ земля, сокол — скорость/ ветер, заяц???(может, был кто-то другой, кто зайца другого разорвал) — ярая сила/огонь и щука -дно морское/ вода. Медведь смог Дуб вывернуть с корнями и разбить Ларец, заяц догнал другого зайца, сокол догнал утку, яйцо достала щука и тогда Иван смог убить Кощея, отломав кончик иглы (в кончике иглы есть свой сакральный смысл, таким образом он снял защиту Кощея) — Кощей рассыпался прахом.

Пройдя столько испытаний и только принял всю помощь что к нему приходила и доверившись своей интуиции, он смог вернуть себе назад Василису-Прекрасную.

«Стали после того они жить себе на радость, людям на славу!»

Вот такая удивительная сказка!

Много мудрости в ней заложено. Это часть сказания, что осталось в напечатанном виде, я прочитала несколько вариантов, немного они отличаются, смысл один, мало осталось тонкостей в сказаниях, что дошли до нас, но они есть и это радует).

Разбор сказки от участника СОЮЗа

Анализ сказки

Сюжет

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа — лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки

Анализ 2

Сказка «Царевна-лягушка» является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста, текст переносил существенные изменения. Поэтому нельзя отрицать того, что сегодня мы можем прикоснуться только к адаптированному изданию. Возможно, утеряны какие-то важные и существенные элементы, поэтому восстановить изначальный смысл сказки невозможно.

Согласно сохранившейся версии, отец дал своим трем сыновьям по стреле. Информации о матери, как и во многих других народных и авторских сказок, нет.

Эти орудия должны были указать им на нахождение невесты. Старший и средний сын нашли хороших девушек, а стрела младшего указала на болото. Лягушка приказала Ивану-царевичу взять себя в жены.

Отец решил проверить таланты своих невесток, задавая им задания разной сложности. Царевна-лягушка справилась с ними лучше всех, так как оказалась Василисой Прекрасной. Иван не знал о человеческом обличии своей супруги до тех пор, пока отец не устроил большое застолье, где должны были собраться все три молодые семьи. И там Царевна-лягушка становится лучше всех.

Иван совершает большую ошибку, когда сжигает в печке шкуру лягушки. Таким образом, Василиса Прекрасная оказывается в плену у Кощея Бессмертного. Ивану приходится преодолеть много препятствий, чтобы освободить супругу.

В сказке поднимается несколько проблем. Во-первых, о соотношении внешности и поступков человека. Нельзя судить по внешности, необходимо анализировать поступки, характер человека. Во-вторых, сказка приводит читателя к мысли, что нельзя никому завидовать и нужно принимать все жизненные сюрпризы. В-третьих, необходимо отстаивать интересы своей семьи и защищать ее. Это выражено в храбрости, которую проявил Иван-царевич в поиске и спасении Василисы Прекрасной.

Василиса Прекрасная выигрывает на фоне своих соперниц. В ней выражен идеал жены, женщины для русского народа. Василиса трудолюбивая, умелая, мудрая, красивая, любящая, нежная, по-хорошему хитрая. Она не хочет показаться лучше, чем она есть. Василиса просто выполняет свою работу как супруги.

Сказка «Царевна-лягушка» известна каждому читателю с самого детства. Подобные произведения кажутся порой очень простыми, понятными, но при тщательном анализе можно выявить другой, глубокий, сакральный смысл, непонятный до процесса.

Главные герои сказки

Иван-Царевич

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван — это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку — будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Подробнее: Иван-Царевич: характеристика и образ героя

Василиса-Прекрасная

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба –Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

Подробнее: Василиса-Прекрасная: характеристика и образ героя

Кащей Бессмертный

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Подробнее: Кащей Бессмертный: характеристика и образ героя

Чему учит сказка царевна лягушка

В каждой сказке скрыт морально-нравственный урок, который позволяет каждому человеку сделать какие-либо выводы, изобличить зло, воспитать в себе добрые качества.

«Царевна-лягушка» поучительная сказка о доброте и терпимости, о богатом внутреннем мире и любви, о трудолюбии и заботе.

Два главных положительных героя – это Прекрасная Василиса Премудрая, в обличии зеленой лягушки-квакушки и доблестный Иван-царевич.

Заключая брак, пара живёт в любви и согласии, поддерживая друг друга в трудную минуту и заботясь об общем благополучии.

Трудолюбивая

лягушка, тайно превращаясь ночами в Прекрасную девицу, печет белый чудесный каравай, ткет расписной шелковый ковер, по заданию царя-батюшки Ивана, а после предстает в виде писаной красавицы при дворе, очаровав всех своей обаянием, умением танцевать, да хорошими манерами, тем самым доказав, внешняя красота не всегда способна раскрыть всю внутреннюю обворожительность и духовное богатство.

Все придворные потешались и смеялись над лягушкой, отнеслись к ней зло и несправедливо, шутили над ней и считали себя выше неё, однако, на примере Царевны-лягушки мы можем заключить, что к людям надо относиться

терпимее и внимательнее, проявлять меньше эгоизма, быть скромной и учтивой, менее требовательной и гордой.

Однако, совершив необдуманный поступок, Иван-царевич теряет свою возлюбленную, и несчастная попадает в плен к коварному Кощею Бессмертному. Храбрый и благородный царевич отправляется в нелегкий путь он упорно, не сворачивая с пути, преодолевает сложный путь. Он не отступает от своей цели, ищет свою царевну, не сдается, и в конце долгого пути его настигает успех. Я думаю, человек, который целеустремлен и ответственен за свои поступки, не боится трудностей как Иван-царевич, всегда удачлив и достигает задуманного.

Также главный герой милосердно и благородно он относится ко всем животным, что встречает на своем пути. Он делает добро от всего сердца, без укора и бескорыстно. И вскоре, вырученные им из беды животные приходят ему на выручку, помогая справиться с сложным заданием. Тем самым, главный герой доказывает, что добрые поступки от всего сердца и души, всегда возвращаются к тебе еще большим добром.

И наконец, без сомнения, Иван-царевич расправляется со злым Кощеем Бессмертным, уничтожая Зло. Он освобождает свою любимую Василису Премудрую, и они живут долго и счастливо до конца свои дней.

  • Какие особенности композиции вы можете отметить в рассказе двое в декабре
  • Какие портреты нарисовала музыка прокофьева в сказке петя и волк 3 класс
  • Какие особенности детского мира раскрываются а чеховым в рассказах детвора кухарка женится гриша
  • Какие портреты нарисовала музыка прокофьева в знакомой тебе симфонической сказке петя и волк
  • Какие особенности волшебной сказки прослеживаются в сказке лермонтова ашик кериб