Какие особенности поэтики романтизма можно отметить в рассказе гранатовый браслет

Тип урока: урок-исследование.

Цель: 1)обратиться к наиболее важным вопросам поэтики эпического текста, чтобы показать
пути анализа композиции и стиля;
2) формирование навыков глубокого восприятия текста художественного произведения;
3) воспитание душевной чуткости и бережного отношения к чувствам окружающих.

Оформление:презентация

Эпиграфы:
1) «Любовь- это самое яркое и наиболее
понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не
в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве
выражается индивидуальность. Но в любви ».
А.И.Куприн

 2)За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений,
скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет
произведения дополнительными нюансами.
Грачёва И.М.,
доцент Рязанского пед.университета.

Ход урока:

1 .Организационный момент.

Сообщение темы урока. Слайд №1
2. Музыка. (Джо Дассен. «Et si tu n’existais pas») На её фоне читается сонет Шекспира

Всей жизни цель- любовь повсюду с нами.
Её не сломят бури никогда.
Она во тьме над утлыми судами
Горит как путеводная звезда.
Бегут года, а с ними исчезает
И свежесть сил, и красота лица,
Одна любовь крушенья избегает,
не изменяя людям до конца..

3.Вступительное слово учителя:
 Слайд №2,1ч.
Учитель: Произведения А.И. Куприна прочно вошли в программу литературы 11 класса. Особое место занимают «Поединок » и « Молох», раскрывающие острые социальные проблемы. Но разговор о непреходящих общечеловеческих ценностях и своеобразии художественного мира А.И.Куприна был бы неполным, если обойти такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», в которых мощно звучит тема возвышенной любви.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого то в глубь веков ( «Суламифь»), то в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), то заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчётливом мире («Гранатовый браслет»).
Тему любви Куприн считал самой главной в своём творчестве. Не случайно он в письме к Ф.Д.Батюшкову говорил: (читается 1 эпиграф) Слайд №2, 2 ч.
Поэтому наша задача сегодня, приступал к анализу рассказа «Гранатовый браслет», быть особенно чуткими и внимательными к каждому слову, к каждой детали, и тогда раскроется их тайный смысл, и произведение засверкает новыми неожиданными гранями, подобно драгоценным самоцветам.

4.Работа по анализу произведения.

А) Учитель: для начала давайте обратимся к заглавию рассказа. Слайд № 3
Кто-нибудь из вас задумывался, почему Куприн использовал именно гранатовый браслет?
С чем у вас ассоциируется этот камень?
(варианты ответов учащихся.)
Учитель: драгоценным камням издавна люди приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветом и человеком существуют глубинные таинственные связи. Посмотрите, какое толкование камням и их свойствам даёт книга Парнова Е. «Трон Люцифера: критические очерки магии и оккультизма» Слайд № 4
(Читаем характеристику камней)
Учитель: Припомните, пожалуйста, в каких художественных произведениях камни подтверди- ли свою характеристику? (ответы учащихся) Слайд № 5
Учитель показывает верные ответы: жемчуг — «Слово о полку Игореве», сон Святослава,
бирюза – «Коробейники», опал- «Отцы и дети» -перстень Павла Петровича)
гранат — «Суламифь», «Гранатовый браслет», кораллы- «Олеся» и др.)
Учитель: давайте теперь найдём в тексте подтверждение характеристики нашего камня.
 (ребята находят и читают описание браслета в письме — записке к Вере) Слайд № 6
Учитель: Сбываются ли в тексте рассказа его предсказания? Каким образом?
(ответы учащихся)
(дар предвидения женщине — Вера начинает испытывать смутные предчувствия, камни на браслете напоминают ей кровь «Как кровь..» ;вернувшемуся от Желткова мужу она говорит:
«Я знаю, этот человек убьёт себя…»
мужчину охраняет от насильственной смерти: Желтков, зная это сознательно отказывается от защиты камней и ,как бы, обрекает себя на насильственную смерть или предчувствует её)
Учитель: Что стало с браслетом, после того как он вернулся к Желткову?
Как можно объяснить такое решение Желткова? объяснить такую судьбу браслета?
(Желтков отдаёт его квартирной хозяйке, чтобы она отнесла его к иконе Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в этом мире людей, он приносит в дар Богоматери — высшему идеалу вечной любви и женственности ,который он напрасно искал на земле).
Обобщение учителя: Точно также мы видим в «Олесе» оставленные на раме окна Олесины бусы, первая мысль -«на память», но для мужчины это,вроде бы, не совсем подходящий подарок. Но если мы обратимся к характеристике кораллов, всё становится на свои места: снятые кораллы — это не только подарок любимому, но и символ безнадёжной покорности злому року, от которого героине не видится больше спасения.
Таким образом, мы видим, что Слайд №7
Текст на слайде: «За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами».
Б) Учитель: давайте теперь обратимся к развитию действия в рассказе. Слайд №8

  • В какой главе оно начинает разворачиваться?
  • В какой Главе появляется Ж.?
  • Что предшествует его появлению?
  • Характерно ли для этого рассказа динамичное развитие сюжета?

(Действие развивается медленно, идёт описание осеннего пейзажа, атмосферы богатого дома, описание Веры; только с 4 главы ,когда начинают съезжаться гости, ритм повествования становится более напряжённым.Желтков появляется в 10 главе- почти конец рассказа. А всё предстоящее является подготовкой к раскрытию его чувств).
Учитель: С самого начала произведения Куприн готовит читателей к трагической развязке.
В каком месте рассказа становится ясно, что Желтков умрёт?
Нет ли предсказания его смерти? Кто выносит словесный приговор?
(варианты ответов учащихся)
(в 6 главе князь Василий читает свою сатирическую повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». В конце повести его герой погибает. Действие рассказа происходит на фоне умирания природы — осенний пейзаж)
Учитель: Что является кульминацией рассказа?
(ответы учащихся)
(Сцена посещения Желткова мужем и братом Веры)
Как относятся к чувству Желткова герои рассказа? А княгиня Вера?
(все с презрением, Вера не воспринимает всерьёз, только генерал Аносов говорит о великой любви)
Учитель: В рассказе автор использует приём параллелизма. Обратимся к осеннему пейзажу.
Текст на слайде и на карточках у ребят. Слайд № 9
«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»
Учитель: Как этот пейзаж помогает понять характер Веры?
(«Вера была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Её жизнь пышная , парадная ,но пустая -нет детей, да и мужа она не любит .)
В)Учитель: Лексический анализ. Говорят « из песни слово не выбросишь», поэтому мы в праве считать, что каждое слово, использованное автором в произведении, оказывается неслучайным. Так, например, однокоренные слова к слову «холод» использованы в рассказе 5 раз. Давайте попробуем выяснить, для чего это понадобилось? Слайд № 10,11
Читаем словарную статью (на карточках) и выясняем лексическое значение слова «холодный» во фрагментах на слайде.
Учитель: теперь обратимся к предложенным фрагментам. Определите в них значение выделенных слов. Изменяется ли их значение на протяжении всего рассказа? Какой холод имеет в виду автор?
(В 1- используется в переносном смысле, холодная красота цветов пустая, бесплодная ,не ведёт к продолжению рода- нет насекомых, которых бы привлекла их яркость,; бесплодна и любовь —дружба между Верой и её мужем.
В остальных отрывках прямое значение, но имеется в виду душевный холод светского общества, к которому принадлежит Вера и члены её семьи. Желтков с его горячей любовью противостоит холодности мира, где живёт его любимая.В последнем отрывке он словно завещает ей свою любовь, он передал любовь Вере и стал холоден.)
Учитель: Говоря о Желткове, хотелось бы привести слова австрийского поэта Николая Ленау,
которые удивительно совпадают с идеей нашего рассказа:

Молчать и гибнуть. . .Но милей
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет перед лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!

Как вы могли бы соотнести эти строчки с образом Желткова?
(ответы учащихся)
(молчать и гибнуть — молчаливый обет Желткова. Но он осмелился его нарушить, напомнив о себе. Это поддерживает в душе его надежду, даёт силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей.)
Учитель: А как вы думаете, могла ли быть такая любовь на самом деле или «Гранатовый браслет» — чистый вымысел? (ответы учащихся)
Учитель: Куприн старался найти сюжеты и образы в реальном мире. В 1910 г. он говорил об этом в письме К.Ф.Батюшкову(1й эпиграф). Обратимся к воспоминаниям Слайд №12
Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные Куприным? (Общим является сюжет, но в рассказе особая роль отводится описанию, осмыслению чувств героя)
Учитель: Устами какого героя Куприн выражает своё отношение к любви? В чём заключается его позиция? (ответы учащихся)
( на слайде № 13) (генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» Любовь должна, по мысли Куприна, основываться на высоких, возвышенных чувствах, взаимном уважении, симпатии, верности, искренности, должна стремиться к идеалу.)
Учитель: Почему же погибает герой, наделённый таким прекрасным чувством?
(ответы учащихся)
(Он не выдерживает столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ)
Учитель: Погибая, герой благодарит свою возлюбленную. А за что?
(ответы учащихся)
(за то, что вызвала в его сердце такое прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным миром несправедливости и злобы.)
Звучит музыка «Лунная соната», портрет Бетховена. Слайд №14
 Чтение письма наизусть подготовленным учеником на фоне музыки.
Учитель: Многие исследователи творчества Куприна отмечают необычность формы и содержания заключительной главы. Как бы вы могли определить её жанровое своеобразие?
(Стихотворение в прозе)

5.Подведение итогов урока.

Итак, повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошло-стью, бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвы-шенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
Завершая разговор о рассказе «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь»

 Слайд № 15
Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Когда уйдёшь, а рано или поздно
Ведь ты уйдёшь, затем что молода,
Затем, что рощи никнут в холода
И сухомять расшатывает дёсны,
Душа пребудет памятью горда,
И пусть проходит чисто, бесполезно
Тех лет осиротелых череда,
Что нам дано прожить с тобою розно.
О, будь счастливой в жизни без меня!
Возьми на память эти письмена,
Что в дни любви душа моя кропала
Как всё живое — влагу и зарю,
За всё, за всё тебя благодарю.
Целую землю, там ,где ты ступала.

Звучит песня «Вечная любовь» Шарля Азнавура Слайд № 16

6.Творческое задание. В заключении хотелось бы узнать вашу точку на чувства Желткова и на отношение к нему автора, который заставляет свою героиню задуматься: «..И что же это было: любовь или сумасшествие..» (звучит «Лунная соната» ,письменные ответы ) (2ч слайда)

   

Приложение

Список использованной литературы.

1. Грачева И.В. Грани самоцветов.
Журнал «Литература в школе». № 2-1998 г., стр.49
2. Марценюк С.Ф. «Да святится имя твоё».
Журнал «Русский язык и литература в школах Украины», № 9- 1990г, стр5б.
3. Оглоблина Н.М. «О, будь счастливой в жизни без меня!»
Журнал «Литература в школе» № 9- 2003г, стр.23
4. Обучающие практические работы по литературе для 9-11 классов.
Методическое пособие п/р Т.Н.Андреевой. М. ,«Дрофа»,2005г

Желаю успехов!

В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908) — нарядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет».

Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Семейная хроника Любимовых, добрых знакомых Куприна, подарила автору прототипы Веры, князя Шеина и главного героя рассказа — чиновника Желткова. Но трагикомическая история реального «П. П. Ж.», выспренная вульгарность его писем с редкостной силой, благородством, просветленной любовью к герою переосмыслены Куприным. «…Не знаю, что выйдет, но когда… думаю — плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе — плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал», — сообщал Куприн Ф. Д. Батюшкову во время работы над «Гранатовым браслетом». (Рассказ был написан в Одессе осенью 1910 года.)

Можно ли назвать Желткова «маленьким человеком»? Между ним и княгиней Верой непреодолимые социальные преграды, но благородство и сила духа героя исключают жалость к нему. Желтков сродни не Акакию Акакиевичу, но пушкинскому «рыцарю бедному». Именовать его «маленьким человеком» было бы так же странно, как именовать таковым студента Раскольникова или князя Мышкина до получения наследства. Образ «рыцаря бедного» тонко соотнесен с образом чиновника контрольной палаты, живущего на заплеванной лестнице, растратившего казенные деньги, чтоб купить «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый» браслет. И не случайно в конце концов гранатовый браслет становится приношением к образу Божией Матери: эта деталь символична и полна глубокого смысла. Силой и чистотой своего чувства, подтвержденного и окупленного гибелью, герой служит вышним силам всей своей судьбой и историей, служит тем даром, какой получил, — даром «безнадежной и вежливой», по его собственным словам, рыцарской, героической любви.

«Меня влечет к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его», — говорил Куприн. Но героизм никогда не приобретал в прозе Куприна авантюрно-брутального облика. Героичен Сашка-музыкант в «Гамбринусе», героичен протодиакон Олимпий в «Анафеме», героичен Г. С. Желтков, ни разу не названный в тексте полным именем и отчеством! Лишь из разговора княгини Веры с квартирной хозяйкой внимательный читатель узнает его имя — Георгий, отчество же остается не расшифровано… И в этом однажды, вскользь упомянутом имени героя — тот же смысл, та же символика: великомученик Георгий — покровитель рыцарей и воинов. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств человека и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства.

И еще, пожалуй, — силой любви к жизни.

И, обращаясь к любимым своим героическим сюжетам, Куприн, прославленный зоркостью реалиста, Куприн, ославленный «бытописателем», несомненно, становится романтиком.

В прозе конца 1900 — начала 1910-х годов Куприн видит повседневность мира — зоркими, сияющими, любящими глазами. Мир, обрамляющий историю Желткова и княгини Веры, редкостно прекрасен. Прекрасен разоренный осенью сад, рыба «морской петух», темные розы, благородная фигура генерала Аносова, его речи о Шипке и «Машеньке Леско», ночной разговор на террасе приморской дачи. Именно красота мира делает такой горестной историю любви и гибели Желткова. И еще, кажется, — чтоб видеть сияющую красоту повседневности — человек должен быть наделен мощной, героической любовью к жизни. Лучшие новеллы Куприна конца 1900 — начала 1910-х годов всегда говорят об этом и исподволь учат этому читателя. И «Гранатовый браслет» — рассказ еще и об этом.

По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов, в Париже, стареющий Куприн вызвал на дуэль собеседника, позволившего себе усомниться в правдоподобии фабулы «Гранатового браслета».

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

Вариант № 1

1. Куприн писал: «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Какое развитие эта мысль писателя находит в рассказе?

2. Какую роль в рассказе «Гранатовый браслет» играют описания природы?

3. Обратите внимание на необычный эпиграф к рассказу. Объясните значение этого эпиграфа в произведении.

4. Дайте подробную характеристику образа Веры Николаевны Шеиной. Какие перемены произошли с героиней к финалу? С чем они связаны?

Вариант 2

1. Какие особенности поэтики романтизма можно отметить в рассказе «Гранатовый браслет»?

2. С какой целью в рассказе представлены объёмная характеристика генерала Аносова и две рассказанные им истории?

3. Проанализируйте сцену посещения Верой Николаевной комнаты покойного Желткова. Насколько уместным показалось вам упоминание о «масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»?

Вариант 3

1. Что нового внёс Куприн в развитие традиционной для русской литературы темы «маленького человека»? В чём противоречивость «таинственного» облика Желткова?

2. Как вы прокомментируете финал рассказа, в особенности размышления Веры Николаевны о том, «почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение против её желания»?

3. Какие символические образы в рассказе связаны с его центральной темой?

4. Как соотносятся в финале рассказа музыка и молитва? В чём необычность использования в рассказе рефрена?

Вариант 4

1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

План ответа

  1. Социальное положение.

  2. Портрет. Какие черты в её внешности выделяет автор?

  3. Манера вести себя.

  4. Разговор с сестрой о море. Прокомментируйте его.

  5. Отношение к мужу.

  6. Отношение к сестре.

  7. Отношение к «дедушке», генералу Аносову.

2. Как выглядит Желтков после смерти? Какую роль играет это описание в повести?

3. Почему образ Желткова не может быть однозначно отнесён к типу «маленького человека»?

4. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

Обновлено: 09.01.2023

А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие, впечатляющие. Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими. Например, в повести “Олеся” все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь полесских крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье. И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. В ней все прекрасно, все благородно. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора. После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются — исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это “двоеми-рие” — тоже явный признак романтизма. Обычно романтический герой совершает “поступок”. Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви. Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она — в его реальность. Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления. В повести “Гранатовый браслет” Куприн тоже идеализирует, но уже не человека, а Чувство. Желтков любит Веру Николаевну чистой любовью, ничего не требуя взамен, радуясь ее счастью, как своему. Это та же самая любовь, которой любила Олеся. Автор сам указывает на нереальность подобного чувства. Он пишет, что это была та любовь, о которой мечтают женщины, но на которую больше не способны мужчины. И через это необыкновенное чувство в реалистическое произведение входит романтизм. Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В “Поединке”, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете. Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует. К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо -Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании. Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.
Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.

Сочинение на тему: Любовь в творениях А.И.Куприна

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе «Гранатовый браслет». Это гамсуновская тема о «неразделенной, невознагражденной, мучительной любви «, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна («Олеся», «Поединок», «Суламифь»).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. «Чистый и добрый» Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе «Гранатовый браслет». Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей «прекратить как можно скорее» навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда «должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, «дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Ее не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы». О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви «грезят женщины». Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, «виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию».

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу «Гранатового браслета», взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа «Гранатовый браслет» соответствуют образу «маленького человека». Но этого «маленького» человека можно назвать «великим «: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это».

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих «избранных», удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. «В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли».

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, «которой она в себе не ожидала». Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: «Да святится имя Твое». Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась «сильна как смерть». Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики.
Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самыми разными людьми.
Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил страну и знал ее во всех качествах, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык,

их говор.
Творчество Куприна по праву называют “энциклопедией жизневедения”. Все окружающее, в особенности человеческий быт, обиход, служило для него показателем внутренней жизни человека, объяснением его поведения. Писатель поражает нас своими познаниями в любой области жизни. Они обретают особую ценность, потому что это житейские наблюдения Куприна. Это и придает прозе Куприна богатство реалистичного отражения жизни.
Например, в рассказе “Анафема” Куприн показал себя блестящим знатоком церковной службы с ее “крюковскими” распевами, требниками, канонами. В “Поединке” и в

цикле военных рассказов Куприн – непревзойденный знаток армейской службы и нравов. Обо всем он пишет, как знаток, – о цирке, актерской работе, охоте, рысистых бегах и нравах животных. А в книге “Киевские типы” Куприн предстает перед нами как проницательный наблюдатель, сумевший вникнуть в душевный мир разнообразнейших людей, создать целую галерею киевских обывателей. Поэтому мы с уверенностью можем говорить о таланте Куприна-реалиста.
Но, читая его произведения, мы видим в них и другую сторону – романтическую. Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести внутреннее совершенство и счастье.
Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как “Олеся” и “Анафема”, “Чудесный доктор” и “Листригоны”. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.
А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своих героев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземными чувствами (Желтков из “Гранатового браслета”). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна. Так, например, Олесю изгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир. Ромашов из “Поединка” уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе “Гранатовый браслет” стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: “Да святится имя твое!”
В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем “Гранатовом браслете” писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, – “великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине”. Несмотря на то, что в основу “Гранатового браслета” положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.
Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке – самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.

А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие, впечатляющие.
Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими.
Например, в повести “Олеся” все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь полесских крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье.
И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. В ней все прекрасно, все благородно. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора.
После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются — исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это “двоеми-рие” — тоже явный признак романтизма.
Обычно романтический герой совершает “поступок”. Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви.
Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она — в его реальность. Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления.
В повести “Гранатовый браслет” Куприн тоже идеализирует, но уже не человека, а Чувство. Желтков любит Веру Николаевну чистой любовью, ничего не требуя взамен, радуясь ее счастью, как своему. Это та же самая любовь, которой любила Олеся. Автор сам указывает на нереальность подобного чувства. Он пишет, что это была та любовь, о которой мечтают женщины, но на которую больше не способны мужчины. И через это необыкновенное чувство в реалистическое произведение входит романтизм.
Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В “Поединке”, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете.
Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует. К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо — Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании.
Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.
Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.

Читайте также:

      

  • Доклад методы исследования креативности
  •   

  • Доклад столовый этикет в деловом общении
  •   

  • Доклад по теме китайские имена
  •   

  • Веданта история и основные идеи доклад
  •   

  • Человек в группе многообразие мира общения доклад

Художественные особенности повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприна

Обращение к символам – один из излюбленных художественных приемов Куприна. Так, перемена погоды – символ изменений в жизни, число 13 – символ беды, браслет – символ любви. Например, в начале рассказа указывается, что в середине августа “вдруг наступила отвратительная погода”, потом произошли изменения в лучшую сторону. Тем самым автор подводит читателя к предчувствию грядущих перемен в жизни героев рассказа.

В доме Веры Николаевны собирается 13 гостей, что невольно начинает тревожить хозяйку. За столом заходит разговор о любви. Генерал Аносов рассказывает о своей жене и рассуждает о том, “что из современной жизни ушла любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды”.

Это как бы подводит читателя к главному событию рассказа – приносят письмо и браслет от неизвестного поклонника. Так в повествование входит тема любви как трагедии.

Большое место в рассказе занимают музыка и природа. Осенний пейзаж придает повествованию прощальное настроение: “деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья”. Музыка выступает в рассказе как сила, помогающая человеку прозреть.

Слушая сонату Бетховена, любимое произведение Желткова, Вера Николаевна слышит голос влюбленного в нее человека и понимает, что любовь, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”.

Важную роль в своих произведениях Куприн уделял деталям. Д. Н. Мамин-Сибиряк по этому поводу писал: “Почему он большой писатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой”. В рассказе “Гранатовый браслет” автор неоднократно обращается к описанию деталей.

Когда Вера Николаевна пришла проститься с Желтковым, она поразилась “умиротворенному выражению его лица”, как будто перед смертью он узнал “какую-то глубокую и сладкую тайну, и вспомнила, что подобное выражение она видела на посмертных масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”. Таким образом, одной деталью писатель возвысил своего героя до уровня “великих”.

Необыкновенно богат язык писателя. И. Бунин говорил, что лучшим рассказам Куприна присущи “свобода, сила, яркость повествования, мягкий и без излишеств язык”. Искусно используя изобразительные средства языка, через описание природы, речевую и портретную характеристики, автор изобразил героев “Гранатового браслета”, их мысли и чувства. Так, состояние природы автор передает с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

К. Паустовский отмечал безошибочный вкус Куприна, включившего рассказ о трагической любви в обстановку южной приморской осени.

Мастерское использование ярких и выразительных художественных средств языка делает произведение Куприна “Гранатовый браслет” необыкновенно красивым.

Loading…

Художественные особенности повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприна

В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908) — нарядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет».

Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Семейная хроника Любимовых, добрых знакомых Куприна, подарила автору прототипы Веры, князя Шеина и главного героя рассказа — чиновника Желткова. Но трагикомическая история реального «П. П. Ж.», выспренная вульгарность его писем с редкостной силой, благородством, просветленной любовью к герою переосмыслены Куприным. «…Не знаю, что выйдет, но когда… думаю — плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе — плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал», — сообщал Куприн Ф. Д. Батюшкову во время работы над «Гранатовым браслетом». (Рассказ был написан в Одессе осенью 1910 года.)

Можно ли назвать Желткова «маленьким человеком»? Между ним и княгиней Верой непреодолимые социальные преграды, но благородство и сила духа героя исключают жалость к нему. Желтков сродни не Акакию Акакиевичу, но пушкинскому «рыцарю бедному». Именовать его «маленьким человеком» было бы так же странно, как именовать таковым студента Раскольникова или князя Мышкина до получения наследства. Образ «рыцаря бедного» тонко соотнесен с образом чиновника контрольной палаты, живущего на заплеванной лестнице, растратившего казенные деньги, чтоб купить «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый» браслет. И не случайно в конце концов гранатовый браслет становится приношением к образу Божией Матери: эта деталь символична и полна глубокого смысла. Силой и чистотой своего чувства, подтвержденного и окупленного гибелью, герой служит вышним силам всей своей судьбой и историей, служит тем даром, какой получил, — даром «безнадежной и вежливой», по его собственным словам, рыцарской, героической любви.

«Меня влечет к героическим сюжетам. Нужно пис

ать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его», — говорил Куприн. Но героизм никогда не приобретал в прозе Куприна авантюрно-брутального облика. Героичен Сашка-музыкант в «Гамбринусе», героичен протодиакон Олимпий в «Анафеме», героичен Г. С. Желтков, ни разу не названный в тексте полным именем и отчеством! Лишь из разговора княгини Веры с квартирной хозяйкой внимательный читатель узнает его имя — Георгий, отчество же остается не расшифровано… И в этом однажды, вскользь упомянутом имени героя — тот же смысл, та же символика: великомученик Георгий — покровитель рыцарей и воинов. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств человека и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства.

И еще, пожалуй, — силой любви к жизни.

И, обращаясь к любимым своим героическим сюжетам, Куприн, прославленный зоркостью реалиста, Куприн, ославленный «бытописателем», несомненно, становится романтиком.

В прозе конца 1900 — начала 1910-х годов Куприн видит повседневность мира — зоркими, сияющими, любящими глазами. Мир, обрамляющий историю Желткова и княгини Веры, редкостно прекрасен. Прекрасен разоренный осенью сад, рыба «морской петух», темные розы, благородная фигура генерала Аносова, его речи о Шипке и «Машеньке Леско», ночной разговор на террасе приморской дачи. Именно красота мира делает такой горестной историю любви и гибели Желткова. И еще, кажется, — чтоб видеть сияющую красоту повседневности — человек должен быть наделен мощной, героической любовью к жизни. Лучшие новеллы Куприна конца 1900 — начала 1910-х годов всегда говорят об этом и исподволь учат этому читателя. И «Гранатовый браслет» — рассказ еще и об этом.

По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов, в Париже, стареющий Куприн вызвал на дуэль собеседника, позволившего себе усомниться в правдоподобии фабулы «Гранатового браслета».

  • Какие пословицы подходят к сказке кукушка ненецкая сказка
  • Какие особенности построения конька горбунка характеризует произведение ершова литературную сказку
  • Какие пословицы подойдут к сказке аленький цветочек
  • Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными
  • Какие пословицы и поговорки встречаются в тексте сказки о рыбаке и рыбке