Какие особенности построения конька горбунка характеризует произведение ершова литературную сказку

Исследовательская работа по детской литературе

Своеобразие языка и стиля сказки П. П. Ершова

«Конек-горбунок»

Студентка: Мейнцер Е. А.

Руководитель: Малиновская А. А.

  1. Введение
  2. Народный характер сказки П. П. Ершова

2.1.Лексические средства языка. Тропы.  «Авторские» фразеологизмы.

          2.2. Синтаксические средства языка сказки.

                 Поэтические  фигуры

  1. Заключение

Введение

      Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей.  Однако критика не всегда была единодушна в оценке произведения и его языка: одни утверждали, что это самобытное творение талантливого писателя, другие предполагали  подражание сказкам Пушкина, третьи — стилизацию под народную сказку.

     Анализу особенностей языка литературной сказки П. П. Ершова посвящены работы И. П. Лупановой, П. Я. Черных, Л. А. Булаховского, Л. А. Островской.  

Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием к языку произведения на уроках литературного чтения. Приобщение школьников к богатствам русской литературы, формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения, владеющего умениями целостного анализа текста, возможно только при условии систематической работы над художественной формой произведения.

Объект исследования  сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Предметом исследования являются особенности языка и стиля русской литературной сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова.

Методы исследования:

-текстуальный анализ произведения;

-метод систематизации и обобщения;

-сравнительно-сопоставительный метод

Цель исследования – проанализировать лексические, фразеологические и синтаксические средства языка сказки Ершова, тропы и поэтические фигуры, определяющие идейно-художественное своеобразие произведения.

 Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

— изучить литературу по теме;

— проанализировать лексику и синтаксические конструкции сказки Ершова;

— выявить художественные приемы в создании образов героев произведения;

— обосновать утверждение о самобытности, художественном своеобразии, идейной и эстетической ценности сказки Ершова.

Народный характер сказки П. П. Ершова.

Лексические средства языка. Фразеологизмы. Тропы.

      Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех. Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния русского народа, воссоздал картины народной Руси.

     Просторечия, диалектизмы, народно-поэтические слова органично вписываются в языковую ткань сказки, способствуя передаче живой народной русской речи:  :«утро зорится», «смотреть вполуглаз», …Знать,  столица  та была   недалече от села…Приключилося им горе… Отродяся… соглядать… Дождь вот так ливмя и лил… сызнова…

…Уши в загреби берет,  что есть мочушки ревет…

…Наш  удалый молодец   затесался во дворец…

 Горбунок, его почуя,  дрягнул было плясовую…

   В сказке Ершова много устаревших слов – историзмов и архаизмов, значение которых далеко не всегда понятно, они могут  вызвать ложные ассоциации у читателя-школьника.  При изучении сказки на уроках литературного чтения необходимо проводить словарную работу. Например:  малахай (длинная широкая одежда без пояса), ендова (посуда для вина),   спальник (царский слуга),  чёрная бабка — налитая свинцом кость для игры,  лубки —  лубочные  картинки, «Вот бы курево развесть…» (костер, огонек),  суседко – домовой, седмица – неделя, ражий – крепкий, плотный.

     Наряду с историзмами в тексте сказки «Конек-горбунок» встречается ряд архаических элементов (фонетических, грамматических и др.): В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе..Спотыкнувшися три раза, Починивши оба глаза… Натянувшись зельно пьян, Затащился в балаган… о полночь (соврем.  в полночь), по Ивана (соврем. за Иваном), согласися быть царица (соврем. царицей), дворяна (соврем.  дворяне) и др.

   Автор мастерски владеет всеми средствами литературной изобразительности, создавая сложные образные картины. В ярких, выразительных описаниях  – сравнения, красочные эпитеты, метафоры, гиперболы:

      Кобылица та была / Вся, как зимний снег, бела,

      Грива в землю, золотая, / В мелки кольца завитая…

     Кони ржали и храпели, / Очи яхонтом горели;

      В мелки кольца завитой, /Хвост струился золотой,

      И алмазные копыты / Крупным жемчугом обиты

     …Что есть силы в дверь стучится, / Чуть что кровля не валится,

      И кричит на весь базар, / Словно сделался пожар

Гиперболы: Под дождем я весь промок / С головы до самых ног; Ночью страшный был мороз —/  До животиков промерз; Ночью холод был ужасный,/  До сердцов меня пробрал.

      Представляется необходимым проанализировать фразеологизмы, встречающиеся в тексте достаточно часто. Ершов включает в сказку народные поговорки и присловья, искусно и остроумно «переделывая» их:

Отправляется на печь / И ведет оттуда речь / Про ночное приключенье / Всем ушам на удивленьеНо давно уж речь ведется, / Что лишь дурням клад дается, / Ты ж хоть лоб себе разбей, / Так не выбьешь двух рублей… 

«Авторские» идиоматические выражения:  … На него боязнь напала…Под дождем я весь промок  / С головы до самых ног…До животиков промерз,… Ночью холод был ужасный,  До сердцов меня пробрал… Дрожь на малого напала,   Зубы начали плясать;  Он ударился бежать… Он и усом не ведет… Неча молвить, страх красивы!

       П.П. Ершов использует и устойчивые выражения, возникшие и бытовавшие в художественном стиле (литературные штампы): Кобылица молодая, / Очъю бешено сверкая, / Змеем голову свила / И пустилась, как стрела.

 Такое стилистическое разнообразие фразеологических единиц позволяет охарактеризовать речевую манеру героев в динамике. Особенно показательна в этом смысле речь царя, который то изъясняется простонародным языком (словно в масле сыр кататься; ходить в золоте; помилуй бог;), то обращается к официальному стилю (дать в приказ; в силу указа). Встречаются в его речи обороты книжного стиля (взвеселил душу, сиречь молвить), народно-поэтические выражения (светик мой, жить припевая, любить душой, умереть с горя). Иными словами, в поэтике П.П. Ершова фразеологизмы способствуют созданию образа героя, его характеристике.

 Наиболее отчетливо это проявляется в речи Ивана:

Всю я ноченьку не спал, / Звезды на небе считал… Вдруг выходит дьявол сам,/ С бородою и с усам;/ Рожа словно как у кошки, /А глаза-то — что те плошки!

 Иногда фразеологизмы сочетают в себе речевую манеру героя и авторский комментарий:

 Вот и стал тот черт скакать / И зерно хвостом сбивать. / Я шутить ведь не умею — / И вскочи ему на шею.

Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, свойственным русскому народу и отразившимся в его устном художественном творчестве.

П.П.Ершов изображает героев сказки с иронией,  но если Ивана он рисует  с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными  — с сарказмом:

Ночь ненастная настала,/ На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик / Закопался под сенник…

…Спотыкнувшися три раза, / Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там, / Входят братья к двум коням.

…Вот он поля достигает, / Руки в боки подпирает

И с прискачкой , словно пан,/ Бокам входит в балаган.  (Иван)

   Усилению комического эффекта способствуют  не только нелепые ситуации, но и шутки, пословицы, присловья.  Чтоб напугать братьев, о своём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:

Вдруг подходит дьявол сам / С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки, / А глаза – то что те плошки!

Вот и стал тот чёрт скакать / И зерно хвостом сбивать.

Вульгаризмы довольно часто встречаются в сказке, усиливая сарказм или подчеркивая комичность ситуации: Рожа словно как у кошки… Уж таскал же он, таскал, / Чуть башки мне не сломал… Да какой вас черт украл?

      Чтоб пропасть ему, собаке! / Чтоб издохнуть в буераке!

Тьфу ты, дьявольская сила! / Эк их, дряней, привалило!..

Синтаксические средства языка сказки. Поэтические фигуры

        Своеобразен синтаксис произведения. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые.  Инверсия  выполняет  акцентную или смысловую, а также  ритмообразующую функции. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что усиливает динамичность повествования: Свет такой тут заблистал, / Что чуть спальник не вскричал, / И от страху так забился,/ Что овёс с него свалился.

Эмоциональность речи Ивана подчеркивается с помощью  упрощенных синтаксических конструкций, риторических фигур, вопросительных и восклицательных предложений, инверсий, повторов.

Чудно дело! Так и быть, / Стану, царь, тебе служить. / Только, чур, со мной не драться / И давать мне высыпаться, / А не то я был таков!..

Композиционные повторы сопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящие фразы, обороты, отдельные стихи.  И от сивка, и от бурка, / И от вещего каурка…Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность:

      Пара нашим не дается; / Делать нечего, придется 
      Во дворце тебе служить. / Будешь в золоте ходить, 
      В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься, 
      Всю конюшенну мою /  Я в приказ тебе даю, 
      Царско слово в том порука. / Что, согласен?» — «Эка штука! 
      Во дворце я буду жить, / Буду в золоте ходить, 
      В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься, 
      Весь конюшенный завод / Царь в приказ мне отдает…

Заключение

Таким образом, анализ языка и стиля сказки показывает, насколько сложна лексико-семантическая организация сказки П.П. Ершова и какие серьезные проблемы она порой ставит перед учителем и читателем-школьником.

Как и Пушкин, и Жуковский, Ершов писал свою сказку для всей читающей России. Но она органически вошла в детскую литературу. В первую очередь, сказка детская в своей безудержной фантазии, в удивительных приключениях, динамичном сюжете, красочности, игривой ритмике, песенном складе, образе главного героя – отважном представителе народа, в победе добра над злом, уважении к человеку, к нашему великому языку.

Список литературы

1.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.–М.: Академия, 2009.

2. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.Евсеев В.Н. «Романтические и театрально-площадные традиции в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова» // Русская сказка. — Ишим, 1995.

4. Евсеев В.Н. «Антиповедение в мире «Конька-горбунка»» // Ершовский сборник. — Ишим, 2004. — Вып.I.

5. Леонова Т.Г. «Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии.» — Томск, 1982. 

6. Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки (Лингвистический анализ сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»): Дисс. канд. филол. наук. — Ташкент, 1984. 

7. Путинцев А.М. Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» и ее источники // Труды Воронежского ун-та. Воронеж, 1925. — Т.1. 

 

Уже самый зачин «Конька-Горбунка» свидетельствует о глубоком интересе Ершова к подлинному народному быту. Вместо бытовавших в литературе идиллических «поселян» Ершов показывает людей, живущих трудовыми интересами. Сказочный сюжет развертывается на будничном, прозаическом фоне реального крестьянского быта. Ершов показывает будничную прозаическую изнанку неоднократно идеализировавшейся «сельской жизни».

 
Сюжетное ядро развивается на фоне многоголосой ярмарочной толпы, в среде кичливой царской челяди. Это густонаселенный русский мир (городничих, купцов, служилых людей) в различных его «срезах» — семейном, придворном (царском), социальном и т.д.

 
Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическими законами волшебной сказки.

 
Композиционно сказка П.П.Ершова состоит из трех частей, каждую из к-рых предваряет эпиграф:

 
1.Начинает сказка сказываться.
2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается.
3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал.

 
В этих эпиграфах угадываются уже и темп, и плотность повествования, и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.

 
Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:

 
1.Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)
2.Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)
3.Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)

 
Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.

 
В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.

 
Во второй части центральными являются два события: Иван с помощью Конька-горбунка ловит Жар-птицу и доставляет во дворец Царь-девицу.

 
Как и во многих народных сказках, Иван выполняет третье, самое трудное, почти непосильное задание — добывает перстень Царь-девицы и встречается с китом; заодно побывал на небе, где беседовал с Месяцем Месяцовичем, матерью Царь-девицы, освободил кита от мучения, за что тот помог Ивану достать перстень. Третья часть, таким образом, наиболее насыщена событиями. В ней использованы известные в народной сказке мотивы: герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания.

 
Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.

 
Все три части сказки крепко связаны между собой образом Ивана и его верного друга Конька-горбунка.

 
Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.

 
Двигателем сюжета в основном является характер главного героя, всегда находящегося в центре событий. Его смелость, отвага, самостоятельность, находчивость, честность, умение ценить дружбу, чувство собственного достоинства помогают преодолеть» все препятствия и победить.

 
Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферы вселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства). Функция удвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны «двойники – братья» «Данило да Гаврило».

Тема урока: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок

( 2 урок)

Цель урока: создание условий для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки; продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок»; познакомить с композиционными особенностями сказки; научить сравнивать сказки народные и литературные, видеть скрытый смысл, заключенный в сказке;

совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения, совершенствовать умения характеризовать героев произведения;

закреплять понятия «литературная сказка»;

воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге. 

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

I. Организация класса к уроку

I. Мотивация к деятельности
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

II. Актуализация знаний

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок»). (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения? (Эта сказка.)

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль.

III. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль, то есть будем исследователями текста сказки. Что мы должны сегодня сделать на уроке? (Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

  1. – Какие бывают сказки? (Сказки бывают народные и авторские.) Слайд 3

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.)

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки. Какие приёмы народной сказки использованы в сказке? (В этой сказке автор использует устаревшую лексику. В этой сказке так же как и в народных сказках присутствует зачин. Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки. (Слайд 4)

– Какие виды народных сказок вам знакомы? (Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке.

2) Исследовательская работа

-Для работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание.

(Слайд 5, 6, 7)

  • Какие события развиваются в сказке? (Фантастические, волшебные; из реальной жизни)

  • Кто является главными героям сказки? (Человек и животные, человек и несуществующие герои, животные)

  • Какова задача каждой сказки? (Добро побеждает зло, высмеять недостатки героев, высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

— Подводим итоги работы. (Слайд 8)

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек , иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

(По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

3) Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник.)  (Слайд 9)

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок.  — Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе.

У старинушки три сына: Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. (Нет, не связаны, это присказка). А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.) Слайд 10

-В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки )

Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу: знать столица та была недалече от села. Там пшеницу продавали, деньги счётом принимали и набитою сумой возвращалися домой.

— Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. Слайд11

— С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)

Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой. Слайд 12

Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)

-Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии. Слайд 13

— В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учащиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)

Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь люд рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! заливайте!» —
«Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар.

-Это кульминация.  В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.  Слайд 14

(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)

 -Прочитайте развязку событий. Слайд 15.

Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)

Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”. Первый эпиграф— это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем.

V. Физминутка

4).Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.

— Какова основная мысль сказки?

— Докажите, что данное произведение — сказка. Найдите все сказочные приметы.

Проверка: какие же сказочные приметы вы обнаружили в произведении?

– Похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Слайд 16

-Чем похожа? (  волшебные предметы; традиционное началотри сына; обычная сказочная концовка о свадебном пире; -присказки , прибаутки, пословицы ,поговорки:  -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;- борьба добра и зла;

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

— Дадим полную характеристику сказки П.П. Ершова

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором, и развиваются фантастические события.

— Элементы из каких русских народных сказок использовал Ершов? ( «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь», «Иван –царевич и серый волк», «Конек –горбунок»)

— Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?

(Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)

5) Сравнение народной сказки «Конек-горбунок» и авторской П.Ершова Слайд 17

— Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу.

СКАЗКА Народная Литературная

Автор Народ Конкретное лицо-автор

Форма Существует в устной форме Создается в письменной форме

Наличие

вариантов (Каждая сказка может иметь несколько вариантов,

потому что она передавалась из уст в уста)

(У авторской сказки нет вариантов.

Изменений не допускается.)

Время создания Определить невозможно Известно

Жанр Ограничивается рамками жанра: Не ограничивается

волшебная рамками определенного

о животных жанра: включает в себя черты

бытовая и бытовой сказки, и сказки

о животных, и волшебной ,

и даже фантастику.

— Как вы думаете. есть ли связь между народной сказкой и литературной?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи. (Назвать несколько устаревших слов)

6) Вывод:

– Чему учит эта сказка? Слайд18

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

— Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

VI. Итог урока. Рефлексия. Слайд 19

-Почему сказка никогда не стареет?

-Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за друга.

Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения: Я не знал…. Теперь я знаю…

VII. Домашнее задание  Слайд20

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

— Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. 

Ф.И._________________

___ Как Иван в столице продает златогривых коней.

___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.

___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.

___ Как в конце концов Иван сделался царём.

___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему

обновочку.

Ф.И._________________

___ Как Иван в столице продает златогривых коней.

___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.

___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.

___ Как в конце концов Иван сделался царём.

___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему

обновочку.

Ф.И._________________

___ Как Иван в столице продает златогривых коней.

___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.

___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.

___ Как в конце концов Иван сделался царём.

___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему

обновочку.

Ф.И._________________

___ Как Иван в столице продает златогривых коней.

___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.

___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.

___ Как в конце концов Иван сделался царём.

___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему

обновочку.

Ф.И._________________

___ Как Иван в столице продает златогривых коней.

___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.

___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.

___ Как в конце концов Иван сделался царём.

___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему

обновочку.

_3__ Как Иван в столице продает златогривых коней.

_1__ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.

_4_ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.

_5_ Как в конце концов Иван сделался царём.

_2_ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему

обновочку.

Анализ сказки Ершова «Конек-Горбунок»

1. История создания произведения.

П.П. Ершов, откликнувшись на призыв А.С. Пушкина к написанию народных произведений, начал работу над сказкой «Конек-Горбунок» еще во времена своего студенчества. Существует точка зрения, что А.С. Пушкин помог П.П. Ершову в редакции и что сам великий поэт написал вступление к сказке.

Для П.П. Ершова было важным создать по-настоящему народное произведение, поэтому он берет за основу рассказы простых людей и придает им красочный вид.

Впервые «Конек-Горбунок» был напечатан в 1834 году «Библиотекой для чтения», где было также похвальное слово О.И. Сенковского. После этого сказка П.П. Ершова выходит отдельными изданиями, но с большими цензурными вырезками. Еще при жизни автора произведение вышло 7 раз, и только на четвертый – с восстановлением купюр.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанровая принадлежность сказки «Конек-Горбунок» вызывает споры у исследователей. Одни считают, что П.П. Ершов использует реалистические тенденции, другие – романтические, что говорит о признаках романтической поэмы – лироэпический характер, напряженность, экспрессивность, трехчастная структура.

Отмечаются в произведении и признаки романа: протяженность действия, эволюция героя, развернутость портретов, переплетение сказочных мотивов с реалистическими эпизодами.

Конечно, не отрицается и сказочность произведения П.П. Ершова. Соединив в себе признаки сказки как жанра, писатель создал яркий сюжет. Сказка П.П. Ершова является авторской, но очень похожа на народную, что проявляется в некоторых признаках: присказка, зачин, повторы.

3. Название произведения и его смысл.

Сказка названа по имени главного героя, с которым связаны волшебные действия, — «Конек-Горбунок».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В сказке П.П. Ершова присутствует образ повествователя, от лица которого и ведется все повествование.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Писатель в своей сказке «Конек-Горбунок» поднимает проблемы дружбы, ответственности, доброты и мечты.

Главная мысль проявляется в том, что только с верным другом можно пройти все трудности на своем жизненном пути, только настоящая дружба способна привести человека к цели. Сказочный герой – Конек-Горбунок – стал другом для Иванушки и помог ему обрести свою мечту – жениться на царевне. В своем произведении П.П. Ершов показывает цену дружбе.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Весь сюжет сказки основан на характере центрального персонажа. Сказка «Конек-Горбунок» делится на тесно переплетенные между собой три части, каждая из которых имеет свой сюжет. В первой части рассказывается о том, как Иванушка получает в помощь Конька-Горбунка. Вторая говорит о том, что героям удается поймать Жар-птицу и привести в дворец Царь-девицу. В третьей части повествуется о том, как Иванушка, проходя различные испытания, становится царем и получает в жены Царь-девицу.

7. Система образов произведения.

Система персонажей в сказке «Конек-Горбунок» сложна: с одной стороны, она связана с фольклорными мотивами (Иванушка и его братья, Царь-девица, Жар-птица, Конек-Горбунок), с другой стороны, в сказке есть зеркальные и двойнические отношения между героями многоперсонажного произведения.

Среди всех персонажей выделяются образы Иванушки и Конька-Горбунка. Иван – народный тип, связанный с образом Иванушки-дурачка. Герой сказки П.П. Ершова – смелый и честный человек, который готов идти до конца и отстаивать свою точку зрения. Также Иванушка способен прощать других людей, в частности своих братьев, которым противопоставлен образ Ивана.

Конек-Горбунок – настоящий и верный друг, который готов оказать свою помощь ради выполнения мечты Иванушки. С этим образом связаны все сказочные элементы повествования.

8. Композиция произведения.

Композиционно сказка делится на три части, каждая из которых имеет свой эпиграф, свой конфликт и свой сюжет. Несмотря на отдельность и законченность линий каждых частей, сказка П.П. Ершова отличается своей цельностью, так как все главы тесно переплетены между собой, одно действие вытекает из другого. Фактически в первой части уже рассказывается о том, что будет во второй и третьей частях.

Сказочная кольцевая композиция уже говорит о принадлежности к определенному жанру. Произведение начинается фольклорным зачином, а заканчивается характерной для устного народного творчества концовкой, повествующей о «пире на весь мир».

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

П.П. Ершов использует большое количество сказочных приемов в своем произведении. Это удвоение сюжетов и мотивов, зеркальность образов, тройные повторы, волшебные события. Все это позволяет сделать сказку «Конек-Горбунок» по-настоящему народной.

10. Отзыв о произведении.

П.П. Ершов создал удивительную сказку, которая учит доброму отношению к другим людям, учит помогать и ценить дружбу.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ поэмы Ершова «Сузге»

Сочинение 2

Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным. Царь все время думал о своей молодости и ради этого готов жениться на царевне.

Также речь идет о старике, у которого было три сына, и самым младшим из них был Иван, который был самым глупым из всех и его прозвали дураком. Молодой человек ленивый и глупый, но также в нем имелись и положительные качества. Также Иван смелый и честный. Иван смог поймать кобылицу, в то время как остальные братья спали. В благодарность чудесная кобылица дала ему в подарок Конька-Горбунка,а также двух златогривых коней.

Главный герой Иван всегда исполнял все прихоти царя, служил ему верно и честно, хотя у того был тяжелый характер. Но Иван не унижался и не стелился перед царем, он всегда общался с ним как с простым человеком. Позже царь погиб, и все его богатое наследство перешло Ивану-дураку, а также он и сам стал царем.

Сказка учит читателя быть справедливым и честным, и тогда за это судьба вас отблагодарит. Иван Царевич в этой сказке овладел богатством и статусом благодаря своим качествам и благородству, а также ему достался верный друг в облике Конька.

И Иван и конек-Горбунок вызывают у читателя положительные эмоции. Они восхищают своей добротой, преданностью и верностью.

В самом начале сказки Иван оправдывал свое звание Дурака, ведь читателям он показан сначала глупым бездельником, который не хотел ничего делать, а только валялся на печи. Но чуть позже он смог проявит себя и показал свои хорошие качества, ведь он смог поймать кобылицу и договорится с ней о том, что та не будет больше топтать поле. В благодарность он и получил своего верного друга. Также у него хватило ума не рассказывать о всем происходящем свои родным людям, а Иван выдумал сказку о неком черте. А также он вместе с Коньком смог обмануть царя и поймал Жар-птицу.

Иван на протяжении всего произведения был положительным персонажем, он всегда всем помогал, никого не очернял и не оговаривал.

Также стоит отметить и качества еще одного положительного героя Конька-Горбунка, который ради своего хозяина готов пойти на все. Он преданный и бескорыстный друг.

Сказка является очень поучительной. Ведь хороший человек всегда будет победителем в жизни, а плохой человек всегда получит по заслугам за свои козни и другие нехорошие поступки. Так и по своим заслугам получил противный царь. Он сварился в кипятке из за своего коварства.

Другие темы: ← По произведению Возвращение Платонова↑ РазныеПо произведению Слову о полку Игореве →

`

Основная мысль

На сей раз автор высмеивает жадность царя. Он постоянно что-то настойчиво просил у простого крестьянского сына Ивана. То он хотел заполучить мифическую птицу, то захотел сыграть свадьбу, а после вообще пожелал обрести былую молодость. В конце произведения он был жестоко наказан за свое невежество и небывалую жадность тем, что попросту был сварен в кипятке.

Иван — это полная противоположность Царю. Он веселый, любит петь, поспать и пошутить.

Иван был самым младшим в своей семье. Его братья считали его дурачком и часто шутили над ним. Братья Ивана решились на то, чтобы выкрасть коней брата, которые он получил за свою ловкость. Понять, кто является похитителем, помог именно конёк.

Это очень миниатюрный конь, не обладающей особой красотой. Имеет на своей спине два некрасивых горба. Но несмотря на свой внешний вид, он обладает большой силой. Также не обижается на хозяина из-за его многочисленных ошибок и помогает ему в преодолении сложных ситуаций.

Именно дружба помогла изменить жизнь простого крестьянского сына Ивана и преодолеть все его трудности.

Автор сказки показывает, что дружба является самым важным в жизни каждого.

Главной мыслью можно считать то, что в мире не бывает ничего вечного. А жадность имеет какой-то предел. Каждый человек будет отвечать за любое свое действие, несмотря на то, с хорошими или плохими побуждениями оно было совершено. Царь, в конечном итоге поплатился за свою наглость и самое главное — жадность. Вместо заветного омоложения он был сварен. А весельчак Иван за свою отличную службу и доброту получает заслуженное вознаграждение. Становится царём, который может пошутить, если это действительно будет нужно.

3, 4 класс

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок↑ ДругиеТеория Лужина в произведении Преступление и наказание →

Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок»

Стиль этой чудесной сказки — иронично-сатирический, она высмеивает тех, кто богат или мечтает разбогатеть, за чужой счет. Их страсти и желания настолько велики, что в итоге отрицательные герои остаются ни с чем. А вот Иван, который был честным и щедрым, не надеясь ни на какие похвалы и тем более на вознаграждение, без лукавства и притворства был всегда готов ради счастья другого человека пожертвовать своею жизнью. Именно поэтому у него появляется такой мудрый друг, как волшебный Конек-Горбунок.

Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» сводится к тому, что его и Ивана как бы противопоставляет друг другу автор сказки, однако в общем они составляют одно целое. Иван — герой страстный, живой, любопытный и очень самонадеянный, всегда готовый на любые приключения, а Конек-Горбунок выступает в роли ангела-хранителя, мудрого, великодушного и сострадательного товарища. Описание главных героев «Конька-Горбунка» по сути своей показывает две стороны широкой русской души.

Конёк-горбунок — краткое содержание для читательского дневника

У одного крестьянина случилось несчастье. Некто топчет его пшеницу. Он отсылает сыновей караулить поле по ночам. Только младший сын Иван полностью выполняет наказ отца. Он и обнаруживает кобылицу, которая вытаптывает урожай отца. Иван прыгает ей на спину и не отпускает ее до тех пор, пока кобылица не обещает ему предоставить трех коней. Двух из них можно продать, а третий станет преданным другом Ивана.

Полученные для продажи кони вызывают восхищение старших братьев Ивана. Они предлагают отвести лошадей в столицу и найти покупателя там. В пути Иван подбирает перо Жар-птицы, от чего его отговаривает преданный друг. В городе лошадей покупает правитель страны. Они слушаются только Ваню. Царь нанимает младшего брата Гаврилы и Данилы в конюхи.

На новом месте Ванюшу невзлюбил спальник. Он доносит царю, что Иван хвалится, что сможет пленить Жар-птицу. Самодержец отправляет нового слугу за волшебной птицей. С помощью верного коня Иван добывает дивную птицу, доставляет ее государю.

Проходит немного времени. Спальник снова клевещет на Ваню. Он сообщает царю, что Иван обещает похитить дочку Месяца. Ване еще раз приходится отправляться на выполнение царского поручения. Иван похищает Царь-девицу у океанского берега и привозит ее в царский дворец.

Государь влюбился в нее и решает жениться на Царь-девице. Невеста ставит условие старому царю. Он должен преподнести ей перстень с океанского дна. Это поручение невесты царь обязывает исполнить Ивана. Сама Царь-девица просит Ваню навестить ее родных.

У океана Ваня с товарищем встречают кита. На спине у рыбы растет лес, стоит деревня. Кит просит Ивана, чтобы он спросил у Месяца, за что ему такие мучения. Иван отправился к Месяцу, рассказал ему новости о дочери, замолвил за рыбу-кита слово. Месяц рассказывает, что кит поглотил множество судов, за то и наказан.

На обратном пути Иван открывает киту, за какие проступки он страдает. Рыба освобождает суда, с него спадает проклятье. В благодарность за помощь кит достает перстень с океанского дна для Ивана.

Когда Царь-девица получает кольцо, ей хочется, чтобы жених стал моложе. Она подсказывает царю, как это осуществить. Царю предстоит искупаться в трех котлах. В них должна быть холодная, кипяченая вода и кипящее молоко.

Царь боится. Он отправляет прежде себя искупаться в котлах Ивана. Конек-Горбунок помогает другу волшебством. Иван обращается в красивого юношу после купания. Тогда царь пытается повторить купание в котлах и погибает. Царь-девица называет себя новой правительницей и берет в мужья Ивана.

П. П. Ершов «Конек-Горбунок»: анализ и герои

Центральными персонажами произведения стали Иван-дурак и Конек-Горбунок. Иван по доброте своей и отзывчивости к любой просьбе отца или царя относится ответственно и серьезно. Его братья, один — по лени, другой — по трусости, не стали выслеживать того, кто топчет их поля. А Иван ночи не спал, но выследил и поймал златогривую кобылицу, которая в откуп подарила ему двух прекрасных жеребят и третьего, Конька-Горбунка — неказистого, но доброго помощника. Если бы не он, жизнь Ивана могла бы закончиться очень плачевно. Служить вздорному и глупому лежебоке-царю — ох, как нелегко. Однако Иван полностью подчиняется любой его прихоти, показывая свою смиренность и преданность, но эти качества царь не ценил, а только все больше входил во вкус после каждого выполненного Иваном приказа. То Жар-птицу ему подавай, то Царь-девицу.

Русская душа

И, что удивительно, прослеживается схожесть героев между собой. Оба третьи в семье и оба с дефектами, одного дураком зовут по простодушию его и общепринятой точке зрения, а другого из-за дефекта «горбунком» прозвали, уродцем в своем роде. Так они и стали героями, диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими. Однако самым любимым и самым запоминающимся для детей стал именно образ Конька-Горбунка.

Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» очень забавное. Маленький, но удаленький, ростом в три вершка, с аршинными ушами и с двумя горбами, Конек-Горбунок настолько мил и очарователен, что его невозможно было не полюбить.

  1. Сказка «Конек-Горбунок» п.П. Ершова, народность идей и образов.

Прямым
продолжателем пушкинской традиции в
жанре сказки явился его младший
современник П.П. Ершов.

Ершова
часто называют «человеком одной книги»:
так велика была слава его «Конька-горбунка»,
заслонившая все написанное этим
талантливым человеком. А
он
был автором многих лирических
стихотворений, рассказов, пьес

П.П.
Ершов родился в 1815 году в деревне
Безруковой недалеко от города Ишима
Тобольской губернии. По долгу службы
его отец много ездил по Сибири. Ершов
совершал с семьей все переезды, успев
пожить в Петропавловске, Омс­ке,
Березове и в Тобольске.

Переезды
по Сибири, жизнь в Тобольске в доме
родствен­ника-купца, где останавливалось
много проезжих людей, обо­гатили юного
Ершова яркими впечатлениями. От ямщиков,
охотников, крестьян, казаков он услышал
множество запо­минающихся устных
рассказов, легенд, сказок, песен, кото­рые
потом возродились в его творчестве. С
1832 года Ершов — студент философско-исторического
отделения Петербургского университета.
Годы учебы, «пять своих лучших лет»,
Ершов использовал для саморазвития,
по­свящая все свободные часы чтению
русских писателей и ли­тературным
занятиям.

Начало
30-х годов было временем всеобщего
увлечения сказкой. На этой волне
всколыхнулись художествен­ные
впечатления Ершова. В начале 1834 года он
представля­ет на суд своего профессора,
читавшего курс русской словес­ности,
П.А. Плетнева, сказку под названием
«Конек-горбу­нок». Сказка была прочитана
и разобрана П.А. Плетневым в университетской
аудитории. Это был первый литературный
успех девятнадцатилетнего студента.
Ершов о создании большой сказочной
поэмы – сказка сказок, но этому замыслу
не суждено было осуществиться, как не
были ре­ализованы и мечты Ершова об
организации экспедиции по Сибири,
издании журнала, широкой просветительной
деятельности среди земляков. По окончании
университе­та он вернулся в Тобольск
и почти до конца жизни зани­мался
педагогической деятельностью —
преподавал в гим­назии, а затем стал
ее директором. «Конек-горбунок» ос­тался,
в сущности, единственным произведением
Ершова, вызывающим неизменный интерес
многих поколений юных читателей.

Сказка «Конек-горбунок»
Петра Павловича
Ершова

(1815—1869) — произ­ведение уникальное
в русской детской литературе. Ярко
сверкнув­ший талант в единственной
книге девятнадцатилетнего сибиряка
явился живым свидетельством огромных
творческих сил народа.

Эта сказка родилась
в 1834 году, в пору, когда свое слово о
народности сказали все видные литераторы
и критики. Однако на пути «Конька-горбунка»
к народу было и немало препятствий:
сказка то запрещалась, то уродовалась
цензурой или выходила в нелепых
переделках, вплоть до «Конька-летунка»,
на котором Иван обозревает Страну
Советов. «Конек-горбунок» воспринимается
детьми сначала как сказываемая сказка,
т.е. как произведение ско­рее устное,
чем книжно-литературное. Позднее они
осознают, что это именно литературная,
авторская сказка.

Слияние
фольклорного и литературного начал в
произведении Ершова многоплановое. Оно
проявляется в композиции, художе­ственных
приемах, переплетении, соединении двух
«закадровых» голосов — автора и
сказителя. Каждая из трех частей
«Конь­ка-Горбунка» предваряется
эпиграфом — прием литературный, хотя
роль эпиграфа каждый раз меняется. В
первой части «Начи­нает сказка
сказываться» — звучит вполне нейтрально,
но это явно голос автора, так как зачин
уже соответствует манере сказите­ля
-повествователя.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на
земле,

Жил старик в одном
селе.

Эпиграфы вы­полняют
роль связок в повествовании: «Начинает
сказка ска­зываться», «Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делает­ся».
И только третий эпиграф: «Доселева Макар
огороды копал, а нынче Макар в воеводы
попал» — напоминает пословицу и
предсказывает некий необычный поворот
в судьбе героя.

Стихи легко читаются
и запоминаются благодаря основному
стихотворному размеру — четырехстопному
хорею, простым и звуч­ным рифмам,
парной рифмовке, обилию пословиц,
поговорок, загадок. Любое описание само
западает в память: глаголы в нем играют
первую роль, выразительное движение
скрепляет яркие детали в цельный,
явственно видимый образ:

Кони ржали и храпели,

Очи яхонтом горели;

В мелки кольца
завитой,

Хвост струился
золотой,

И алмазные копыта

Крупным жемчугом
обиты.

Стремительно
движется действие в сказке, останавливаясь
только перед чем-нибудь прекрасным или
чудесным, замедляясь на мо­ментах
троекратных повторов. Вся Русь проносится
под копытами конька: столица и деревни,
заповедные леса и распаханные поля,
западный и восточный берега… Даже этого
мало, чтобы объять ве­личественное
пространство русского царства, — и
Иванушка по­дымается в небесное
царство, но и над теремом Царь-девицы
он видит православный русский крест.
Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским
народом, как какой-нибудь российский
наместник-губер­натор. На небе, на
земле, под водой — всюду «русский дух».
Только однажды показывается край родной
земли:

У далёких немских
стран

Есть, ребята, океан.

По тому ли океану

Ездят только
басурманы.

С православной же
земли

Не
видали ни коли.

Все в сказке
подчинено стихии на­родной жизни.
Сказку эту можно назвать лирической
эпопеей кре­стьянской России, настолько
велик в ней охват действительности и
глубока «мысль народная»

Сложно
назвать какую-либо одну конкретную
сказку, идентичную сюжету «Конька-горбунка».
Ершов соединил в своем произведении
ряд образов, мотивов, сюжетных ходов
известных народных сказок. По существу,
он становится в ряд тех талантливых
народных сказителей, которые, опира­ясь
на известную традицию, всегда привносят
нечто свое, оригинальное. Еще одна
особенность этой замечательной сказки
— тес­ное переплетение фантастического,
чудесного с реалиями народной жизни..
Сказочное повествование движется
стремительно и свободно, на лету создавая
одну картину за другой, и, внимательно
пригля­девшись, мы узнаем в них не
тридевятое царство, тридеся­тое
государство, а уездную Русь, которая в
будни пахала землю, торговала, хитрила,
наделяла худыми кличками раз­ных
захребетников, а в праздники — пела,
буянила, плака­ла, молилась, бранилась,
доверчиво слушала бывалых странников
об иноземных царях-басурманах, мечтала
о лучшей доле.
Условное эпическое пространство Руси
в «Коньке-горбунке» существует в условном
же времени: здесь смешаны черты разных
веков — от XV до XIX. Обобщен поэтом и
русский национальный характер, его
сильные и слабые стороны. Все герои, за
исключе­нием заморской Царь-девицы,
представляют единый нацио­нальный
тип, все говорят на бойком, цветистом
русском языке, думают и переживают
совершенно по-русски. Контрасты
нацио­нального характера в изображении
Ершова отвечают представле­ниям
народа о себе самом: лукавый ум и
наивность, лень и трудо­любие, здравый
смысл и глупость, восхищение перед
красотой и чудом и — насмешка над
чудесами. Наиболее сильно выражен этот
характер в образе Ивана. Главное отличие
Ивана от других — от­крытое исповедование
тех «неправильных» принципов, которым
скрытно следуют на Руси все. Все герои
лукавят, лгут, ищут соб­ственной
выгоды, совершают глупости, но прикрываются
при том маской приличия и разумности.
Иван же не скрывает ни своей «дурацкой
мочи», ни личного расчета.

Еще одна черта
«Конька-горбунка» — сочетание трех
основных типов народной сказки: волшебной,
сатирической и сказки о животных. К
элементам волшебной сказки относится
все чудесное и прекрасное. Сатирическая
сказка проявляется в обрисовке
Ива­нушки-дурака, братьев, царя,
спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка
о животных представлена широко известным
лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» —
в описании подводных вла­дений.

В
традициях народной сказки образ главного
героя — Ивана. Как правило, в волшебных
сказках исполнителем труд­ных заданий
с помощью чудесного помощника выступает
ильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова
эту роль выпол­няет Иван-дурак. В
народных сказках этот образ интерпре­тируется
как безусловно положительный. Поступая
нелогич­но, нестандартно в обычных
житейских ситуациях, Ивануш­ка-дурачок
в условиях чрезвычайных, в ситуации
испытания раскрывает свои лучшие
человеческие качества, оказывается и
смел, и умен, и честен. Он — хранитель
духовных, нравст­венных устоев народа
и только своим моральным превосход­ством
побеждает коварных, ограбивших его
братьев, расправ­ляется со своими
антагонистами и в конце концов, будучи
ничем, становится всем, даже — носителем
высшей власти1.

Герой Ершова
воплощает все типичные свойства
сказоч­ных «дурачков»: нескладный,
неряшливый, любящий поспать. Его поступки
противоречат житейскому «здравому
смыслу». Его братья в роли караульщиков
поступили «здраво», благополучно
скоротав время. Иван же, поначалу увиливая
и отказываясь от службы, все же сумел
добыть кобылицу, получил в награду
вол­шебного конька. Во всех прочих
приключениях Иван также не­изменно
побеждает. Даже его промахи, хвастовство
(что до­станет Царь-девицу) в конце
концов оборачиваются ему на пользу.

Пара главных героев
составляет сердцевину всей системы
об­разов. Иван и его игрушечка-конек
имеют много сходства: млад­шие дети,
антиподы «образцовых» старших, они тем
не менее оказываются лучше, достойнее
их. Удача сама идет к ним, и все им удается.
Их речи и дела утверждают народный идеал
справед­ливости и совестливости.
Конек-горбунок — не слуга, а верный
товарищ Ивана, способный не только
помочь, выручить, но и сказать горькую
правду. В обоих есть нечто наивное,
непосред­ственное, что делает их
похожими на детей.

Главная героиня
ершовской сказки совсем непохожа на
русских фольклорных царевен, она вовсе
не страдательное лицо. Ее проис­хождение
— от «далеких немских стран», иными
словами, ее образ другой художественной
природы — из западных средневековых
ро­манов, сюжеты и герои которых
прижились в народных лубочных книгах.

Многие эпизоды
напоминают картинки со стихотворными
ком­ментариями.

Окрыленный удачей,
П.П.Ершов вынашивал грандиозный за­мысел
поэмы «Иван-царевич» — «сказки сказок»
в десяти томах по сто песен в каждой,
надеясь собрать все сказочное богатство
Рос­сии. Но тяготы повседневной жизни,
заботы о многочисленном его семействе,
оторванность от круга творческих
единомышленников не дали продолжить
поэту свое восхождение на русский
Парнас.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Какие особенности народной сказки необходимо сохранять при пересказе
  • Какие пословицы есть в сказке семь симеонов
  • Какие особенности композиции произведения царевна лягушка позволяют считать его сказкой
  • Какие последствия влечет за собой преступление итоговое сочинение
  • Какие особенности композиции вы можете отметить в рассказе двое в декабре