Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа старуха изергиль вы можете отметить

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

 Композиционно рассказ  «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • По пословицам

    Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Сочинение на тему Речевой этикет

    Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Сочинения на свободную тему

    Сочинения-рассуждения на свободную тему

Все произведения Максима Горького поражают своей жанровой оригинальностью. Его очерки высоко ценятся в русской литературе, за счет особенностей композиции рассказа. «Старуха Изергиль» является классическим произведением, написанным в стиле романтизма. Сюжет основан на поиске ответа на вечный вопрос: кто такая идеальная личность и в чем ее ценности. Рассказ является трехчастной композицией и состоит из легенды о Ларре, истории о Данко и Изергиль.

Оглавление:

  • Структура рассказа
  • Характеристика героев
  • Краткое содержание

 старуха изергиль авторская позиция

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.

Каково назначение трехчастной композиции рассказа старуха изергиль

Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.

У каждого героя своя история радости и печали, которая играет немаловажную роль. Автор пытается понять, в чем же заключается смысл жизни и почему.

Характеристика героев

Главные герои произведения — основа всего текста. Автор пытается по максимуму раскрыть каждого из них. Рассказ «Старуха Изергиль» имеет трех главных персонажей:

 старуха изергиль композиция

  1. Изергиль — пожилая дама, которая являлась собеседницей автора. Она повествовала об истории своей нелегкой жизни.
  2. Ларра — герой, презиравший людей.
  3. Данко — милосердный и справедливый. Готов пойти на спасение людей, рискуя своей жизнью.

Самого́ рассказчика также можно отнести к главной роли.

Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.

Краткое содержание

Историю, которой рассказчик делится с читателями, он услышал в Бессарабии во время работы. Когда рабочий день был закончен, все разошлись и в тени винограда остались только автор и старушка. Они любовались пейзажем и мило беседовали.

Женщина постоянно ассоциировала увиденное с людьми, например:

 особенности композиции старуха изергиль

  1. Дело было вечером, и, когда по небу проплывали тени облаков, женщина назвала одно из них именем Ларра. Когда собеседник спросил кто это, она рассказала ему древнюю легенду. В одной стране сча́стливо жило человеческое племя. Люди занимались земледелием, разводили скот и наслаждались природой. Однажды на их поселение напал орел и украл девушку. Она вернулась только спустя 20 лет и привела с собой статного юношу, который был ее сыном. Оказалось, что все это время женщина прожила с орлом, и только после его гибели решила вернуться в родные края. Но сын оказался высокомерным, за что и поплатился бессмертием.
  2. Где-то вдали собеседники услышали чудесное пение. Старуха сказала, что так может петь только тот, кто влюблен в жизнь. Она прожила много лет и все благодаря тому, что хранила любовь в своем сердце. Она рассказала собеседнику всю свою жизнь и описала образы любимых людей.
  3. После рассказа они сидели молча и вдали заметили маленькие огоньки, похожие на искры. Их Изергиль сравнила с Данко. Старуха поведала историю о храбрых людях, которые жили в таборе. С трех сторон их поселение было окружено густыми лесами. Но однажды на них напали, и все были вынуждены перебраться вглубь леса. Они долго не могли оттуда выбраться. Данко позвал их за собой и принял решение пройти сквозь густые заросли. Но когда люди обозлились на него за долгий и тяжелый путь, он вырвал из своей груди сердце и держа его над головой, освещал дорогу людям. Он считал это своим назначением.

В описании героя автор использовал несколько приемов: метафоры, эпитеты и сравнения.

Пролог рассказа поражает отвагой Данко, наказанием Ларра и наполненным любовью сердцем само́й старухи Изергиль. Авторская позиция становится понятной только в конце произведения. Писатель наглядно показал, что каждый человек индивидуален и определить это можно, только узнав его поближе. В тексте используется принцип двоемирия, а также разделение добрых и злых людей. Эта и есть особенность композиции «Старуха Изергиль».

Какой бы сюжет ни описывал Горький, в нем всегда присутствует проблематика и идейное своеобразие рассказов.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Прозаическая строфа — это сочетание нескольких взаимосвязанных между собой синтаксически и по смыслу предложений, которые представляют более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли.

Понятие сложного синтаксического целого

Наряду с отдельными словосочетаниям и предложениями при редактировании текста особое значение имеют группы самостоятельных предложений, тесно связанных между собой. Такое сочетание тематически и синтаксически взаимосвязанных предложений называется сложным синтаксическим целым (прозаической строфой).

Переход от синтаксиса отельного предложения к синтаксису текста имеет большое значение для области стилистики, охватывающей:

  • Основы мастерства писателя и журналиста;
  • Литературное редактирование;
  • Анализ текста;
  • Перевод текста;
  • Поэтику.

Если не выходить за границы отдельного предложения, анализ текста будет скудным, будет сложно уловить стилистическое своеобразие анализируемого произведения. Именно понятие прозаической строфы дает возможность восстановить недостающие звенья при переходе синтаксису целого текста. в прозаических строфах, с одной стороны, обнаруживаются синтаксические черты, но с другой стороны, сложное синтаксическое целое имеет прямое отношение к стилевому, художественному своеобразию произведения и к композиции.

Сложное синтаксическое целое, являясь с одной стороны, наиболее крупной синтаксической единицей, и одновременно минимальной единицей текста – с другой, характеризуется особым композиционно-тематическим членением и особым построением.

В общем виде прозаическая строфа состоит из:

  • Зачина, формулирующего тему сложного синтаксического целого;
  • Средней части – развития темы, мысли;
  • Концовки, подводящей итого микротеме как в смысловом, так и в синтаксическом отношении.

Композиционно-тематический и синтаксический планы прозаической строфы тесно взаимосвязаны, но при этом они не совпадают.

«Сложное синтаксическое целое текста в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»» 👇

Замечание 1

Зачин, как правило, состоит из одного предложения, но иногда включает в себя два-три предложения.

Зачин играет важную роль в структуре прозаической строфы. Синтаксическая специфика зачина связана с тем, что он оформляется в виде первого предложения прозаической строфы, которое выражает начало мысли. В первом предложении содержится «новое», с него начинается сообщение. Часто в зачине используются полные распространенные предложения, которые начинаются с обстоятельства места и времени. Например, рассказ «Старуха Изергиль» начинается с предложения:

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». Зачин легенды о Данко: «Жили на земле в старину одни люди…».

Для оформления концовки прозаической строфы используются специальные синтаксически средства. В этой функции часто употребляется союз И в заключающем значении. Также завершать прозаическую строфу могут и вопросительные или восклицательные предложения, прямая речь, вводные слова и т.д. Так, в рассказе «Старуха Изергиль» концовка прозаической строфы выглядит так: «И она рассказала мне эту сказку». Это концовка сложного синтаксического целого, предшествующего рассказу о Ларре.

Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтические мотивы творчества писателя.

Композиционно рассказ можно разделить на три части:

  • История Изергиль;
  • Легенда о Ларре;
  • Легенда о Данко.

Первая часть рассказа – легенда о Ларре. Здесь писатель рассказывает историю человека, не желавшего склоняться ни перед чем. Ларра, будучи сыном орла и обычной женщины, эгоистичен, жесток, уверен в своем превосходстве. Но такие убежденияне проходят бесследно, поэтому в финале легенды Ларра оказывается приговоренным к бессмертию – страшнейшей для него участи.

Вторая часть рассказа – история Изергиль. Это история женщины, умевшей любить самоотверженно и искренне, по-настоящему, не боясь столкнуться с тяжелыми испытаниями и опасностями. Изергиль была готова на все во имя любви.

В третьей части писатель рассказывает легенду о Данко. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь уставшим от потерь, разочарованным людям. Данко соединяет в себе самые лучшие, самые чистые черты: готовность к самопожертвованию, доброту, любовь к людям, способность направлять заблудших и потерянных на путь истинный.

Рассказ «Старуха Изергиль» — глубоко символичное произведение. Даже в композиции произведения наблюдается переход от неидеального к идеальному, который искусно облачен писателем в художественную форму. Каждый герой рассказа имеет свою историю, свои страдания и радости, свои мечты и побуждения. Но есть то, что объединяет эти три истории, а именно, стремление писателя понять, в чем заключается смысл человеческой жизни и ее ценность. Каждый человек отвечает на этот вопрос по-своему. Писатель считает, что истинное предназначение каждого человека – привнести что-то в этот мир, помочь кому-то, кто оказался в сложной ситуации, наполнить мир добротой и любовью, и тем самым помогать самому себе, наполнять смыслом собственную жизнь.

Замечание 2

Произведения М. Горького идейно и художественно многообразны, в своем творчестве он сочетает черты романтизма и реализма.

В образе Ларры писатель решительно осуждает индивидуализм. За гордость Ларра был наказан: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Это последствия теории сверхчеловека, которая в России рубежа 19-20 веков имела много приверженцев.

В старухе Изергиль есть что-то и от Данко, и от Ларры. В этой героине хорошее и плохое рядом.

История о Данко оформлена романтическими описаниями природы. Голубые сказочные огни, которые вспыхивают в страшной, черной степи – это искры от сердца Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» — это романтический призыв к служению человечеству. Писатель в уста старухи Изергиль вкладывает слова о том, что есть всякие люди, а сильных ныне нет. И все меньше становится красивых. Кстати, эта тема поднималась и в произведениях М.Ю. Лермонтова, например, в «Бородино».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

МБОУ «Школа № 69 имени А.С. Бойцова» г.о. Самара

Тема урока

«В жизни всегда есть место подвигам»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Лепетухина Татьяна Михайловна

Самара, 2021

Цели урока: 1) Отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; 2) Проанализировать легенды, сопоставить жизненные позиции главных героев; 3) Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала; 4) На примере текста рассказа “Старуха Изергиль” познакомить учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.

Задача урока: выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры.

Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, дифференцированная.

Оборудование: мультимидийный проектор, ноутбук, раздаточный материал в виде карточек и таблицы, толковый словарь С. И. Ожегова.

Эпиграф к уроку:

Есть только две формы жизни:

гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

Мужественные и щедрые — вторую.

М. Горький

Ход урока

  1. Оргмомент

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Пусть сегодня для нас всех

На уроке сопутствует успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!

— Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок и этот день принесут вам радость общения друг с другом

Проверка д.з. (Тест) Самопроверка по ключу (Слайд 1)

— Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма М. Горького к А. П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Всё дело в том, что тема, которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать рвение человеческой души к подвигу. А это одна из черт его ранних рассказов. «В жизни всегда есть место подвигам» — это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться. В своих тетрадях запишите число и тему занятия. (Слайд 2)

Учитель формулирует цели урока. (Слайд 3)

— В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова М. Горького: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую». (Слайд 4) На протяжении всего урока мы с вами будем анализировать поступки героев и сделаем вывод: какую форму жизни избрали они? Какова их жизненная позиция?

— Сначала поговорим о композиции рассказа «Старуха Изергиль. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить? (Слайд 5) (Повествование делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко).

— Правильно, ребята. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей — стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

— Почему история старухи Изергиль занимает место между легендами о Ларе и Данко? (Учащиеся предполагают, что легенды нужны для того, чтобы высветить полнее образ героини, ведь Лара и Данко — два противоположных полюса)

— В своём рассказе Горький поднимает ряд злободневных проблем (Слайд 6):

— Что есть человек?

— Каковы его возможности?

— В чём смысл человеческой жизни?

— Как человек должен себя вести среди людей?

И чтобы выяснить всё это, вы будете работать в группах.

I группа будет работать над образом Ларры (краткий пересказ легенды о Ларре). Работа над вопросами:

— Кто такой Ларро? Как относится герой к другим людям? (Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Что ценит Ларра больше всего в жизни? ( Бездумно следует инстинкту, стремиться к получению желаемого любой ценой)

— Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (Его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. Найдите значение слова «индивидуализм». Почему Ларра — индивидуальная личность? ( Работа с толковым словарём)

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

— К чему приводит крайний индивидуализм героя? (К преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

— За что наказан Ларра? В чём его обвиняют люди?

— Как вы оцениваете его поведение?

— Почему мудрейший сказал, что наказание Ларре в нём самом? ((В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону)

— Что говорит о Ларре старуха Изергиль?

— Во что превращается он после смерти? Почему он задрожал, услышав смех людей. (Услышав смех людей, Ларра испугался. Он потерял, пожалуй, единственное привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и красоту, превращаясь в бесформенную тень).

Вывод (Слайд 7): Жизненная позиция Ларро — жить без людей и только для себя.

II группа будет работать над образом Данко ( Краткий пересказ легенды о Данко). Работа над вопросами:

— Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? Что движет его поступками? (Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество. От глубокого сострадания погибающим душам и зажёгся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.)

— Почему люди доверились Данко? (Люди доверились Данко, с одной стороны, потому что были “изнурены” тоскливыми думами, были пассивны; с другой стороны, они подчинились агрессивной активности Данко).

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

— Как ведёт себя Данко в наиболее острой ситуации?

Вывод: Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви победило.

— Почему он совершил такой поступок?

(«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. С одной стороны, он это сделал, потому, что любит людей, с другой стороны, слово ВДРУГ подчёркивает авторское отношение к происходящему (это действие оказалось неожиданным даже для самого Данко, а, может быть, это жест отчаяния человека, который больше ничем не может доказать своего превосходства над остальными?)

Как люди отнеслись к его поступку?

(Поступок Данко изумил не только людей, но и саму природу. Но сразу они не оценили его подвига. И только природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

— Как вы понимаете эти слова «Данко… кинул… радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо»? (Это смех победы над страхом, смертью и бесчеловечностью).

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».

В процессе анализа легенд о Ларре и Данко учащиеся сопоставляют героев, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

помочь им

Презирает людей, относится к

ним высокомерно, не считается с ними

2. Толпа — герой

Конфликт

Конфликт

3. Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

5. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям. Символы чего?

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям. Символ альтруизма

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую

сущность. Символ эгоизма

— Подведём итоги. Какова жизненная позиция Ларра и Данко? ( Слайд 9)

Индивидуальная работа учащихся

Учитель: В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним её и сопоставим с легендой о Данко. (Слайд 10.Ученик рассказывает библейскую историю и сопоставляют её с легендой о Данко)

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко (Слайд 11)

— В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Моисей призывает людей верить в помощь Божью и ВЕРА спасает всех. Данко действует иначе. Он испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает. Он заставляет людей действовать.( “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец!”)

Учитель: Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является всё-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять её характер, понять, что для неё является важным, главным).

— Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. Она связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека).

— Какой была в юности Изергиль? Как она смотрела на жизнь? (Слайд 12)

— Юная Изергиль была вольнолюбивая. Она хотела ярко жить, петь и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других. Она была эгоистична часто.

— Изменилась ли со временем её жизненная позиция? Что ценила она в своих возлюбленных? (Слайд 13)

— Ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко). Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»). Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых.

— Какой смелый самоотверженный поступок она совершила? (Она спасла из плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка, предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль).

— К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке.

(Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

— Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (Её любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нём. Она ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви).

— С какой целью героиня рассказывает легенды? (Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: её жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко).

Вывод: История самой Изергиль говорит о том, что она родилась с сердцем Данко, но прожила жизнь Ларры: свободную, гордую и независимую. Она пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко.

— Согласны ли вы с высказыванием Изергиль о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).

— В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах». Разумен или неразумен поступок Данко?

— Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени. Огромная любовь – это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь, вполне разумна.

Подведение итогов.

— А.Н. Семёнов пишет: «В своём творчестве М. Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей». Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?

— Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе.

а) Ларра – живёт без людей и только для себя;

б) Старухи Изергиль – живёт с людьми, но для себя;

в) Данко – живёт с людьми и для людей.

У Леонида Мартынова есть одно замечательное стихотворение «След». Я зачитаю вам отрывок.

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

— Какое отношение эти строки имеют к теме нашего урока? Как вы понимаете их? (Каждый человек оставляет после себя след в жизни других людей. И от самого человека зависит, каким будет этот след).

— Какой след в вашей душе оставил рассказ «Старуха Изергиль»?

Рефлексия. Чтение учителем стихотворения Ю. Левитанского

Каждый выбирает по себе

Женщину,религию, дорогу,

Дьяволу служить или пороку-

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы,

Слово для любви или молитвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.

Существует поверье: рождается человек и на небесах зажигается новая звезда, о боги сразу же определяют судьбу новорожденного, и от этой судьбы не уйти. Так ли это? Старуха Изергиль говорит, что каждый сам себе судьба. И это так. Ведь каждый человек имеет право выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, право любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить им – каждый выбирает для себя и по себе. Вы тоже имеете возможность выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и учителей или огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике. Выбирайте! А мне хочется пожелать вам, чтобы ваш выбор был достойным звания ЧЕЛОВЕК!

Д.З. Письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» (Слайд 14)

Задания для групп

I группа (краткий пересказ легенды о Ларре). Работа над вопросами:

— Кто такой Ларро? Как относится герой к другим людям?

— Что ценит Ларра больше всего в жизни?

— Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. Найдите значение слова «индивидуализм». Почему Ларра — индивидуальная личность? ( Работа с толковым словарём)

— К чему приводит крайний индивидуализм героя?

— За что наказан Ларра? В чём его обвиняют люди?

— Как вы оцениваете его поведение?

— Почему мудрейший сказал, что наказание Ларре в нём самом?

— Что говорит о Ларре старуха Изергиль?

— Во что превращается он после смерти? Почему он задрожал, услышав смех людей.

II группа ( Краткий пересказ легенды о Данко). Работа над вопросами:

— Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? Что движет его поступками?

— Почему люди доверились Данко?

— Как складываются отношения между Данко и толпой?

— Как ведёт себя Данко в наиболее острой ситуации? Смог ли он усмирить свою гордость?

— Во что превращается он после смерти?

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

2. Толпа — герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Поступки, совершаемые героями

7. Отношение писателя к героям. Символы чего?

  • Какие пословицы подходят к сказке кукушка ненецкая сказка
  • Какие особенности построения конька горбунка характеризует произведение ершова литературную сказку
  • Какие пословицы подойдут к сказке аленький цветочек
  • Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными
  • Какие пословицы и поговорки встречаются в тексте сказки о рыбаке и рыбке