Какие открытия успевает сделать лидочка за вечер в рассказе аверченко вечером


1

А.Аверченко «Вечером». Какие открытия успевает Лидочка сделать за вечер?

Произведение Аркадия Аверченко «Вечером».

1.Какие открытия успевает Лидочка сделать за вечер? Какие новые загадки появляются на этом пути открытий?

2.Как соотнесены в рассказе обыденная реальность и сказочная фантазия? Чему отдает предпочтение каждый из героев?

3.Чем, на ваш взгляд, обусловлены композиционные «отражения» эпизодов (сказка про жабу и сказка про курицу, поиск «жениха» и » невесты» на картинках)? Что они позволяют узнать о героях и их отношениях?

4.Каково назначение посвящения в этом рассказе? Как оно характеризует авторскую позицию?

3 ответа:



1



0

Рассказ Аркадия Аверченка «Вечером» краткий, но содержательный и увлекательный. В нем автор описывает разговор взрослого человека и ребенка — девочки Лидочки.

Этим двум людям интересно разговаривать друг с другом. Дядя не перестает удивляться бесконечным вопросам Лидочки, а Лидочке интересно все, она познает мир через, а отсюда и неустанное зачем.

Лидочка узнает, что дядя читает книги, чтобы больше знать. Для девочки становится открытием, что мозг — это серое вещество, что волк по латыри — Lupus, а также что сказки — это выдумка, и в них все нереально.

В рассказе взрослый человек отдает предпочтение реальности, а ребенок — детской фантазии.

Автор использует композиционное отражение. Когда взрослый рассказывает ребенку сказку о жабе, ребенок в ответ придумывает похожую сказку о курице. А когда взрослый ищет на картинках жениха для девочки, она в ответ ищет ему на картинках невесту. Автор хочет этим подчеркнуть, что дети стараются быть похожими на взрослых, учатся у них думать, размышлять, повторяют их поступки.



1



0

Лида за короткий разговор с дядей успевает узнать много нового. Это разные понятия из медицины, немного латинского языка, чуть-чуть географии. Немного устойчивых выражений, пословиц и сравнений. Но самая главная загадка так и остается не раскрытой. Почему когда смотришь в отверстие ключа видно дядю, а на расстоянии это свойство исчезает. Видимо девочке придется самой поразмышлять на эту тему.

Дядя учит девочку нетрадиционно мыслить, усваивать на лету новые понятия, пробуждает любопытство. Иногда он рассказывает истории со странным концом, в результате которые превращаются в сказочное событие.

Лида подражают взрослым, этим объясняются сказки отражения про грушу и курицу, так же когда она не может найти страшную невесту. Дети учатся у взрослых иногда это выглядит забавно.

Рассказ посвящен маленькой девочке Лиде, перед которой блекнут все научные труды.



0



0

В рассказе Аркадия Аверченко «Вечером» повествуется о том, как девочка Лидочка пыталась отвлечь внимание рассказчика, рассказывая ему сказку о Красной Шапочке. Она слышит от рассказчика много новых для нее терминов, которые ей совершенно непонятны, но любопытство одерживает верх. Она удивляется сказке. в которой мальчик съел жабу, потому что знает, что жаб не едят. Она пытается найти страшную невесту дядьке. но не может этого сделать, так как не находит нужной картинки. Для Лидочки фантазия и непосредственность-главное. Рассказчик же реалист, он находится в реальном мире и все объясняет терминами. Лидочка и главный герой представляют мир детства с его фантазиями и мир взрослости с его сухой скупой реальностью. Лидочка пытается создать свое новое оригинальное, но пока не может, а потому повторяет рассказ дядьки, но вставляет в него новых героев. У героев теплые доверительные отношения, но они не понимают друг друга в силу возраста.

Автор посвящает рассказ Лиде Терентьевой, для него важна эта девочка ведь она настолько милая и открытая, что даже любимые книги автора не идут с ней ни в какое сравнение.

Читайте также

План к рассказу Л.Н.Толстого «Как гуси Рим спасли» у меня получился таким:

  1. Покорение Римской империи галлами.
  2. Галлам удается захватить Рим, но не удается захватить Капитолий.
  3. Галлы лезут на стены ночью в мечтах о богатстве.
  4. Голготание гусей.
  5. Победа над галлами.
  6. Празднование.

Петербург в романе Л.Н. Толстого кукольный, марионеточный. Там говорят о том, о чем модно, принято говорить, а не о том, что на самом деле волнует героев. Очень четко Толстой сравнивает этот раут с работой фабрики, или, как он сам говорит, прядильной мастерской:

31sGNO3A0nZDi2lBaed66iD0eGCE.png

Здесь все пытаются уладить свои дела: Друбецкая — устроить сына в гвардию, князь Василий — решить семейную судьбу своих детей. Здесь Анна Павловна «угощает» приезжими иностранцами своих приглашенных, как модным блюдом.

Толстой подчеркивает неестественность петербургского общества, превращение здесь человека в машину или игрушку.

Совсем иначе устроена жизнь в московской гостиной Ростовых. Здесь нет никаких правил, люди ведут себя естественно. В противовес петербургским менуэтам граф Ростов танцует какой-то немыслимый танец, и ему радостно подыгрывает оркестр. Так же естественно Наташа в этот момент выбегает из детской и смеется над père. Свою правду-матку здесь режет Абросимова.

Это мир естественного поведения человека. Очень важно и то, что здесь нет единой истины, как в петербургском обществе.

Осенью и весной погода очень изменчивая. Вместе с погодой резкие изменения происходят в растительном и животном мире.Начало осени — на улице тепло, все кругом зеленое, все наполнено пением птиц и жужжанием насекомых. А конец осени — это уже зима.

Изменчива погода и в течение суток. Холодное, даже морозное утро сменяется по-летнему теплым днем, а вечером может пойти холодный дождь или даже снег!

Картина «Зеленый шум» А.А. Рылова — волнующая и захватывающая картина. В ней так много глубокого зеленого цвета. Это трава и листья деревьев. Ветер, порывистый и холодный, безжалостно дует и от этого деревья так шумят. От присутствия такого ветра немного не уютно.

Деревья растут на высоком берегу, они изображены на переднем планет. Далее, протекает река. вода неспокойная, темная, синяя. По ней ветер гонит лодки под белыми парусами, которые он раздувает изо всех сил.

И над этим всем простирается небо. В нем смешан голубой, бирюзовый и белый цвета. Большие белые как вата облака быстро проносятся по небу. Их также гонит сильный ветер.

Уникальное видение темы природы представлено в лирике Ф.И. Тютчева. Самое трудное здесь- избавиться от штампов, которые применяются к поэзии Тютчева. Часто говорят, что Тютчев — певец одной природы, русского пейзажа. На самом деле конкретно осязаемые картины природы в поэзии Тютчева очень редки. Достаточно показательным в этом плане является стихотворение «Безумие»:

PZ17BMRqkDb61CKukB9bq1gRdOIwv8Wg.png

Непонятно, что это за картина: пустыня? где она? в Африке или в России. О каком безумии идет речь? Это какое-то существо? олицетворение символа? Ответить на эти вопросы очень трудно. Чем дальше мы читаем стихотворение, тем яснее понимаем, что никакой конкретной картины перед нами не возникает:

5VQIsPhIdiv3eHc1lkeyo0PtKMEYHv4.png

Пытаясь разгадать такое видение мира, Афанасий Фет пишет:

gVfZ1nXTrYEMwDXHANvvn9f1FjUcJx1.png

«Предмет» Тютчева — мысль о вещи, а не сама вещь. Именно в мысли Тютчев «уловляет» свою красоту.

Известный русский славянофил, биограф Ф.И. Тютчева И.С. Аксаков (был женат на одной из дочерей поэта) написал:

4MgoBkkC57JysgicYHgS8dzyJKsBkx2.png

Тютчев, который десятилетиями не говорил по-русски, иначе относился к русскому языку. Он практически думал стихами.

Ключевая ситуация в поэзии Тютчева — встреча человека и природы. Причем природа обладает многими свойствами человека — его характера и даже его тела. Пример — стихотворение «Летний вечер»:

Iy6tKU2lNAKIW6Ch4GJyazYmxZC54J.png

Наступающий вечер описан таким образом,что земля скатывает горячий шар солнца по своей спине. Это удивительная картина, которую очень трудно изобразить наглядно.

eY3oLLwZzCYIL7DCBkWi74hy4XLNPC.png

Ночь наступает потому, что темный полог неба поднимается головами звезд.

Стихотворения Тютчева очень часто начинаются со слова «есть»:

q9kiRoBOYaoI73BXokZbEIZt9MHnfUf.png

Так поэт воспроизводит особое поэтическое время, констатируя то, что есть не просто в данный момент, а всегда.

В стихотворении «Летний вечер» поэт пишет:

48CbsUCrpBYZhzaxJ5wPNcC102vmmTIG.png

У природы Тютчева есть не только жилы, но и ноги. Она тождественна человеку, живет, думает, движется так же, как он.

На чтение 7 мин. Опубликовано 06.03.2020

За свою жизнь Аркадий Тимофеевич написал много книг, которые любят взрослые и дети. Одни рассчитаны на самых маленьких читателей, другие — на аудиторию постарше. На уроке литературы в 7 классе учащиеся знакомятся с юмористическим рассказом Аверченко «Вечером». Анализ произведения и написание сочинения входят в перечень обязательных заданий. Чтобы было проще подготовиться, лучше сначала прочесть текст полностью, а затем выполнить разбор по плану.

Содержание

  1. История создания
  2. Тема произведения
  3. Композиция и жанр
  4. Краткое содержание
  5. Развитие сюжета
  6. Кульминация и развязка

История создания

Современники называли Аркадия Тимофеевича королём смеха. Его ранние произведения наполнены добродушной иронией. Одни искрятся юмором, в других есть оттенок грусти, а третьи заставляют задуматься о вечном. Герои многих рассказов — дети. Автор показывает через них своё мировоззрение и отношение к жизни. В каждом произведении содержатся ценные наблюдения, которыми Аркадий Тимофеевич спешит поделиться с читателями.

 Аркадий Тимофеевич Аверченко

Составители многочисленных рецензий отмечают, что рассказ «Вечером» нельзя назвать назидательным, ведь в нём нет менторского тона. Однако это произведение показывает целостную картину доверительных отношений между взрослым и ребёнком. Рассказ легко ложится на сценарий, поэтому по нему ставят пьесы.

На примере диалога дяди и Лидочки Аверченко показывает, что даже при сильной занятости можно найти несколько минут на то, чтобы побеседовать с ребёнком. Иногда достаточно нескольких слов, после чего малыш найдёт себе интересное занятие, а потом будет радостно делиться открытиями, которые успевает сделать за несколько минут. Вот какие качества детей показывал Аверченко в своих произведениях:

  • непосредственность;
  • наивность;
  • доверчивость;
  • многогранность души.

Маленький юмористический рассказ «Вечером» писатель посвятил любимой племяннице Терентьевой Лиде. Произведение было написано в 1909 году. В 7-м номере журнала «Сатирикон» рассказ был опубликован впервые, а впоследствии писатель включил его в сборник, изданный в 1916 году. Во вступлении к книге автор указал, что она для тех взрослых, которые искренне любят детей.

Тема произведения

Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:

  • жизнелюбие;
  • искренность;
  • непосредственность.

Малышка задает дяде вопросы

Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.

Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.

Вопросы малышки следуют один за другим, и постепенно игра, в которую играют герои, обретает правила. C начала дядя рассказывает Лидочке сказку, а потом она делится историей, которую придумала сама. Таким образом девочка учится понимать юмор.

Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.

Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.

Композиция и жанр

Мир взрослого и ребёнка

Композиционная особенность рассказа в том, что автор использовал приём антитезы. Аркадий Аверченко противопоставляет миры взрослого и ребёнка. С одной стороны, между ними про́пасть, а с другой, при желании можно найти точки соприкосновения, при этом каждая сторона получит и удовольствие, и пользу.

Ещё один приём, удачно использованный писателем, — композиционное отражение. Его суть в том, что один персонаж повторяет действия другого. В этом произведении взрослый рассказывает шуточную сказку, а Лидочка через некоторое время переиначивает её, оставляя суть. Так автор хочет показать, что дядя для девочки — непререкаемый авторитет, на которого ей хочется быть похожей. Композиционно рассказ включает в себя несколько частей:

  • завязку, когда писатель представляет читателю героев;
  • развитие сюжета, во время которого девочка и взрослый активно общаются;
  • кульминацию — эпизод, когда Лидочка плачет, потому что у неё не получается отыскать «страшную» невесту;
  • развязку — дальнейшее изучение маленькой племянницей окружающего мира.

Жанр этого короткого произведения — рассказ. Правильно определить принадлежность позволяют следующие признаки:

  • небольшое количество персонажей;
  • единственная сюжетная линия;
  • малый объём.

Поскольку действующие лица и события, произошедшие с ними, реальны или могли случиться в действительности, произведение можно отнести к реализму. Чтобы лучше понять творчество писателя, стоит прочесть и другие его произведения, например:

«Золотой век» Аверченко

  • «Русалка».
  • «Золотой век».
  • «Ихневмоны».
  • «Жена».
  • «Пылесос».
  • «Хлебушко».
  • «Умение жить». «Поэт».
  • «Ложь».
  • «История одной картины».
  • «Новая русская сказка».
  • «О шпаргалке».
  • «Специалист».

Краткое содержание

На то, чтобы изучить краткое содержание «Вечером» Аверченко, понадобится несколько минут. Произведение начинается с того, что главный герой читает историческую книгу, в которой рассказывается о жирондистах и французской революции. Неожиданно кто-то тянет его за пиджак. Затем показывается игрушечная зверушка. Это девочка Лидочка пытается привлечь внимание дяди.

Развитие сюжета

Герой говорит, что читает о тактике жирондистов. Девочка молчит, и тогда дядя решает внести ясность, добавляя, что это нужно для расширения кругозора. Лида продолжает задавать вопросы, а затем просит, чтобы дядя рассказал ей сказку. В ответ следует встречное предложение. Девочка отвечает, что дядька «надоел» ей со сказками, однако начинает снисходительно рассказывать о Красной Шапочке. Здесь видно, что ребёнок говорит теми словами, которые ранее слышал от взрослых.

Лидочка рассказывает дяде сказку

Пока Лида рассказывает сказку, слушатель то и дело перебивает её, вставляя реплики и задавая «взрослые» вопросы, например:

  • где жила бабушка;
  • был ли лес её собственностью;
  • большой ли волк встретился Красной Шапочке.

После таких расспросов Лидочка говорит, что ей стыдно, и «страдальчески закусывает губу». Тогда дядя сам выступает в роли рассказчика, но теперь уже девочка перебивает его, копируя поведение взрослого.

Любимый родственник рассказывает смешную историю о мальчике, который сидел под деревом, пока отец рвал яблоки. Вдруг мальчик спросил отца, имеют ли яблоки лапки. Отец ответил отрицательно, и тогда ребёнок сказал, что, значит, он съел жабу.

Потрясённая девочка уходит, давая дядьке возможность спокойно почитать, но через 20 минут возвращается с сияющими глазами. Лидочка рассказывает сказку с аналогичным сюжетом, только в ней отличаются герои и детали. Вместо мальчика и папы — девочка и мама, и маленькая героиня приняла не жабу за яблоко, а курицу за грушу. Дядя упрекает девочку в плагиате, но она не соглашается, говоря, что сама придумала историю.

Кульминация и развязка

Автор показывает малышке картинку, где изображён Вий, и говорит, что это её жених. Лидочка в ответ хочет найти герою невесту, но у неё не получается. Огорчённая девочка плачет, но дядя только пожимает плечами и не пытается её успокоить.

Ребенок смотрит сквозь отверстие замочного ключа

Через некоторое время взрослый видит, что Лида уже нашла интересное занятие. Она смотрит сквозь отверстие замочного ключа, приближая и отдаляя его. Ребёнок удивлён тем, что если придвинуть предмет близко к глазам, можно увидеть очень много. Если отодвинуть отверстие, дядя уже не помещается в него целиком. Этой сценке автор посвятил несколько абзацев, складывается впечатление, что для Лидочки открытие, сделанное ею самостоятельно, не уступает по важности диалогам с дядей.

Так многогранно показаны любопытство и стремление к познанию, внутренний мир ребёнка и его непосредственность.

За свою жизнь Аркадий Тимофеевич написал много книг, которые любят взрослые и дети. Одни рассчитаны на самых маленьких читателей, другие — на аудиторию постарше. На уроке литературы в 7 классе учащиеся знакомятся с юмористическим рассказом Аверченко «Вечером». Анализ произведения и написание сочинения входят в перечень обязательных заданий. Чтобы было проще подготовиться, лучше сначала прочесть текст полностью, а затем выполнить разбор по плану.

История создания

Современники называли Аркадия Тимофеевича королём смеха. Его ранние произведения наполнены добродушной иронией. Одни искрятся юмором, в других есть оттенок грусти, а третьи заставляют задуматься о вечном. Герои многих рассказов — дети. Автор показывает через них своё мировоззрение и отношение к жизни. В каждом произведении содержатся ценные наблюдения, которыми Аркадий Тимофеевич спешит поделиться с читателями.

Составители многочисленных рецензий отмечают, что рассказ «Вечером» нельзя назвать назидательным, ведь в нём нет менторского тона. Однако это произведение показывает целостную картину доверительных отношений между взрослым и ребёнком. Рассказ легко ложится на сценарий, поэтому по нему ставят пьесы.

На примере диалога дяди и Лидочки Аверченко показывает, что даже при сильной занятости можно найти несколько минут на то, чтобы побеседовать с ребёнком. Иногда достаточно нескольких слов, после чего малыш найдёт себе интересное занятие, а потом будет радостно делиться открытиями, которые успевает сделать за несколько минут. Вот какие качества детей показывал Аверченко в своих произведениях:

  • непосредственность;
  • наивность;
  • доверчивость;
  • многогранность души.

Маленький юмористический рассказ «Вечером» писатель посвятил любимой племяннице Терентьевой Лиде. Произведение было написано в 1909 году. В 7-м номере журнала «Сатирикон» рассказ был опубликован впервые, а впоследствии писатель включил его в сборник, изданный в 1916 году. Во вступлении к книге автор указал, что она для тех взрослых, которые искренне любят детей.

Смысл названия

Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.

Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.

Тема произведения

Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:

  • жизнелюбие;
  • искренность;
  • непосредственность.

Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.

Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.

Вопросы малышки следуют один за другим, и постепенно игра, в которую играют герои, обретает правила. C начала дядя рассказывает Лидочке сказку, а потом она делится историей, которую придумала сама. Таким образом девочка учится понимать юмор.

Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.

Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.

Основная идея

На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».

К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».

Композиция и жанр

Композиционная особенность рассказа в том, что автор использовал приём антитезы. Аркадий Аверченко противопоставляет миры взрослого и ребёнка. С одной стороны, между ними про́пасть, а с другой, при желании можно найти точки соприкосновения, при этом каждая сторона получит и удовольствие, и пользу.

Ещё один приём, удачно использованный писателем, — композиционное отражение. Его суть в том, что один персонаж повторяет действия другого. В этом произведении взрослый рассказывает шуточную сказку, а Лидочка через некоторое время переиначивает её, оставляя суть. Так автор хочет показать, что дядя для девочки — непререкаемый авторитет, на которого ей хочется быть похожей. Композиционно рассказ включает в себя несколько частей:

  • завязку, когда писатель представляет читателю героев;
  • развитие сюжета, во время которого девочка и взрослый активно общаются;
  • кульминацию — эпизод, когда Лидочка плачет, потому что у неё не получается отыскать «страшную» невесту;
  • развязку — дальнейшее изучение маленькой племянницей окружающего мира.

Жанр этого короткого произведения — рассказ. Правильно определить принадлежность позволяют следующие признаки:

  • небольшое количество персонажей;
  • единственная сюжетная линия;
  • малый объём.

Поскольку действующие лица и события, произошедшие с ними, реальны или могли случиться в действительности, произведение можно отнести к реализму. Чтобы лучше понять творчество писателя, стоит прочесть и другие его произведения, например:

  • «Русалка».
  • «Золотой век».
  • «Ихневмоны».
  • «Жена».
  • «Пылесос».
  • «Хлебушко».
  • «Умение жить». «Поэт».
  • «Ложь».
  • «История одной картины».
  • «Новая русская сказка».
  • «О шпаргалке».
  • «Специалист».

Художественные особенности

Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова.

Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”.

Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).

Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).

Краткое содержание

На то, чтобы изучить краткое содержание «Вечером» Аверченко, понадобится несколько минут. Произведение начинается с того, что главный герой читает историческую книгу, в которой рассказывается о жирондистах и французской революции. Неожиданно кто-то тянет его за пиджак. Затем показывается игрушечная зверушка. Это девочка Лидочка пытается привлечь внимание дяди.

Развитие сюжета

Герой говорит, что читает о тактике жирондистов. Девочка молчит, и тогда дядя решает внести ясность, добавляя, что это нужно для расширения кругозора. Лида продолжает задавать вопросы, а затем просит, чтобы дядя рассказал ей сказку. В ответ следует встречное предложение. Девочка отвечает, что дядька «надоел» ей со сказками, однако начинает снисходительно рассказывать о Красной Шапочке. Здесь видно, что ребёнок говорит теми словами, которые ранее слышал от взрослых.

Пока Лида рассказывает сказку, слушатель то и дело перебивает её, вставляя реплики и задавая «взрослые» вопросы, например:

  • где жила бабушка;
  • был ли лес её собственностью;
  • большой ли волк встретился Красной Шапочке.

После таких расспросов Лидочка говорит, что ей стыдно, и «страдальчески закусывает губу». Тогда дядя сам выступает в роли рассказчика, но теперь уже девочка перебивает его, копируя поведение взрослого.

Любимый родственник рассказывает смешную историю о мальчике, который сидел под деревом, пока отец рвал яблоки. Вдруг мальчик спросил отца, имеют ли яблоки лапки. Отец ответил отрицательно, и тогда ребёнок сказал, что, значит, он съел жабу.

Потрясённая девочка уходит, давая дядьке возможность спокойно почитать, но через 20 минут возвращается с сияющими глазами. Лидочка рассказывает сказку с аналогичным сюжетом, только в ней отличаются герои и детали. Вместо мальчика и папы — девочка и мама, и маленькая героиня приняла не жабу за яблоко, а курицу за грушу. Дядя упрекает девочку в плагиате, но она не соглашается, говоря, что сама придумала историю.

Кульминация и развязка

Автор показывает малышке картинку, где изображён Вий, и говорит, что это её жених. Лидочка в ответ хочет найти герою невесту, но у неё не получается. Огорчённая девочка плачет, но дядя только пожимает плечами и не пытается её успокоить.

Через некоторое время взрослый видит, что Лида уже нашла интересное занятие. Она смотрит сквозь отверстие замочного ключа, приближая и отдаляя его. Ребёнок удивлён тем, что если придвинуть предмет близко к глазам, можно увидеть очень много. Если отодвинуть отверстие, дядя уже не помещается в него целиком. Этой сценке автор посвятил несколько абзацев, складывается впечатление, что для Лидочки открытие, сделанное ею самостоятельно, не уступает по важности диалогам с дядей.

Так многогранно показаны любопытство и стремление к познанию, внутренний мир ребёнка и его непосредственность.

Суть: о чем?

Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.

Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.

Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет.

Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.

Об авторе

Аркадий Аверченко – довольно известный русский писатель, драматург, сатирик и журналист, живший и работавший в конце 19 — начале 20 веков. Наиболее известен своими юмористическими рассказами и повестями.

Был редактором «Сатирикона» и собрал под своим началом лучшим фельетонистов, юмористов и сатириков. Стиль самого писателя часто сравнивали с ранними работами Чехова. А с 1912 года собратья по перу провозгласили его королем смеха. В это время приходит к Аверченко настоящая слава, его пересказывают, цитируют, о нем говорят.

Но после революции писателю пришлось эмигрировать. Последние годы своей жизни он провел в Праге, где и скончался в 1925 году.

Анализ «Вечером» Аверченко

Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя были дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отобразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Развязка

Подходит к концу рассказ Аверченко «Вечером» (краткое содержание). Наш герой не может отказать просьбе племянницы рассказать сказку, так как у нее сияют глаза и губки смешно «топырятся». И он разрешает ей «излить свою наболевшую душу».

Лидочка рассказывает про девочку, которую мама однажды взяла в сад. Героиня сказки съела грушу, а потом спрашивает у мамы, есть ли у груши лапки. И когда та ответила, что нет, она сказала, что съела курицу.

Герой с изумлением восклицает, что это его сказка, только вместо мальчика девочка, а вместо яблока груша. Но Лида в восторге отвечает, что это ее история и что она совершенно другая. Дядя в шутку обвиняет племянницу в плагиате и призывает стыдиться.

Тогда девочка решает сменить тему и просит показать картинки. Герой соглашается и обещает найти в журнале жениха девочке. Он выбирает изображения Вия и указывает на него. Лида в обиде забирает журнал и начинает разыскивать для дяди невесту.

Она долго листает журнал, потом подзывает дядю и неуверенно показывает на старую иву. Герой просит поискать получше и найти женщину пострашнее. Девочка вновь листает журнал, а затем слышится ее тонкий плач. Дяди спрашивает, что с ней. Тогда Лидочка, уже вголос рыдая, говорит, что не может найти ему страшную невесту.

Герой пожимает плечами и возвращается к чтению. Через какое-то время он оборачивается и видит, что девочка уже увлечена новым развлечением – она рассматривает его в старый ключ. Ей удивительно, почему, если смотреть через его отверстие близко, дядя видится весь, а если отвести ключ подальше, то только его часть.

Так оканчивается произведение Аверченко «Вечером». Краткое содержание, представленное здесь, дает возможность составить впечатление о задумке автора. Однако настоящее удовольствие от рассказа можно получить, лишь прочитав его в оригинале.

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Биографическая справка

Первый рассказ Аркадия Аверченко «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. В октябре 1903 г. в Харькове в газете «Южный край» был опубликован его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».

Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.

В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко обнаруживает публицистический талант, широко публикуя в периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески.

В 1906 г. он стал редактором сатирического журнала «Штык», быстро запрещенного цензурой. После закрытия этого журнала возглавил журнал «Меч», тоже вскоре закрытый.

В 1907 г. Аркадий Аверченко переехал в Петербург и начал работать секретарем редакции сатирического журнала «Стрекоза». Через год он предложил реорганизовать издание и с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, редкий номер издания обходился без рассказа или юморески Аверченко. По мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.

В 1910 г. вышли три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга 2.

В 1910-1912 гг. Аверченко неоднократно совершал путешествия по Европе со своими друзьями — художниками Радаковым и Ремизовым, о которых рассказал в вышедшей в 1912 г. книге «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

В том же году вышли книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», утвердившие за Аверченко звание «короля смеха». Позже появились произведения «О хороших в сущности людях» (1914), «Сорные травы» (1914 — под псевдонимом Фома Опискин), «Чудеса в решете» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «Синее с золотом» (1917).

Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон».

Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к cоветской власти. Февральскую революцию Аверченко приветствовал, но Октябрьскую не принял.

В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступал с чтением своих рассказов.

В начале апреля 1919 г. он приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 г. Одной из первых постановок театра стала новая пьеса Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. В начале 1920 г. севастопольский театр «Ренессанс» поставил пьесу Аверченко «Игра со смертью».

В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр «Гнездо перелетных птиц», в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».

В Константинополе в то время находилось огромное количество русских беженцев. Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создал эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», сам возглавлял труппу (этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», был самым известным в эмигрантской среде). Аверченко совершил несколько гастрольных поездок по Европе, а затем эмигрировал через Константинополь за рубеж.

В 1921 г. в Париже был опубликован сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», за ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу.

Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Работая в известной газете Prager Presse, Аркадий Аверченко написал много рассказов, в которых чувствовалась ностальгия и огромная тоска по родине, один из которых — рассказ «Трагедия русского писателя».

В Праге он успел написать и опубликовать сборники рассказов «Дети», «Смешное в страшном», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Отдых на крапиве», пьесу «Игра со смертью» и др.

В 1924 г. Аркадий Аверченко перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться; вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца.

28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал юмористический роман «Шутка мецената», написанный в Сопоте в 1923 г. а изданный в 1925 г. уже после его смерти.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и ее дяди.

Главные герои представляют собой собирательный образ: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка представляет собой сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, в то время как дядя представляет собой рациональное серьезное начало. Но, несмотря на явную несхожесть, они без особого труда находят общий язык.

Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми вынуждены сталкиваться взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьезным и важным. Он уже давно позабыл, что такое детская непринужденность и открытость, он утратил легкость и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.

Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестает мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком, с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребенка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.

Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.

Ключевой темой произведения являются авторские размышления, раскрывающие взаимоотношения взрослых и детей, описанные на примере двух основных персонажей – дяди и его племянницы Лидочки.

Сюжетная композиция рассказа построена на событиях одного из вечеров, когда дядя увлеченно занимается чтением книги, повествующей о французской революции. В какой-то момент мужчина замечает вокруг себя некие движения в виде топающих детских ножек, скрежета, звука сдвинутого стула, подкладывания под книгу различных игрушек.

Дядя понимает, что его внимание старается привлечь маленькая обаятельная девочка, являющаяся его племянницей Лидой. Строгим голосом дядя пытается выяснить причину появления девочки, которая с присущей ей детской непосредственностью начинает приставать к любимому дядюшке, выясняя причину его занятости, беспрерывно задавая непонятные вопросы.

Терпеливый мужчина спокойно объясняет Лидочке содержание литературного произведения, которое он желает изучить в свое свободное время, но маленький ребенок не желает расставаться с дядей и настаивает на том, чтобы он выслушал в ее исполнении известную ей сказочную историю.

Надеясь в скором времени избавиться от назойливой племянницы, дядя соглашается, но как только Лида приступает к изложению сказки о Красной Шапочке, начинает задавать малышке сложные для ее разумения вопросы относительно места жительства волшебной героини, принадлежности лесного пространства и прочие. Лидочка теряется от давления взрослого и сильно расстраивается из-за неудавшегося выступления.

Дядя понимает, что непростительно ведет себя по отношению к маленькой девочке и решает исправить ситуацию, рассказав ребенку юмористический рассказ, по окончании которого девочка с восторгом убегает. Наконец-то мужчина может насладиться любимой книгой, но в этот момент Лида снова возвращается с требованием снова выслушать ее новую историю, которую, как оказалось, она просто сочинила на основе услышанного только что от дядюшки, не признаваясь в переделке произведения.

Писатель в незамысловатой форме раскрывает трепетные, порой нетерпеливые, но добрые, нежные отношения между взрослым мужчиной и маленьким ребенком, в которых сквозит неприкрытая любовь, легкость, притягательность, сочетающаяся с серьезным, рациональным началом, позволяющие людям независимо от возраста находить общую точку соприкосновения.

Сочининение №2В рассказе автор, с мягким юмором, показывает разницу в мышлении и поведении взрослых и детей. Аверченко показывает, что привычное для нас поведение может выглядеть не так, как мы его привыкли воспримимать, если посмотреть на него с другой стороны.

Действующие лица произведения – это дядя и его маленькая племянница. Взрослый человек намеренно показан подчеркнуто серьезным. Он читает историю Великой французской революции, интересуясь тактикой партии жирондистов. Когда ребенок хочет общаться с ним, то старший родственник задает ряд «серьезных», но в данном контексте выглядящих глупо, вопросов. Подчеркнуто взрослый подход смотрится нелепо рядом с детской непосредственностью. Например, когда он спрашивает в частном или государственном владении был лес, через который Красная Шапочка шла к бабушке.

Однако вскоре дяде меняет тон и рассказывает Лидочке глупую, но смешную историю о мальчике, который по ошибке съел лягушку. Ребенку, естественно, подобные разговоры, понятные ей, нравятся и психологический контакт восстановлен. Дядя показывает племяннице страшные картинки в журнале, они разговаривают на языке, понятном ей.  

Автор демонстрирует свои представления о восприятии мира и мышлении детей и взрослых. По его мнению, старшее поколение воспринимает все рационально, даже слишком. Общение с другими помогает человеку жить более разносторонней жизнью. Начав рассказывать и слушать сказки, в которых нет полезного содержания, взрослый серьезный человек может выйти из своей скорлупы и увидеть оттенки мира, которые оставались для него скрытыми из-за мышления шаблонами.

Следует также отметить, что этот рассказ Аверченко, хотя и затрагивает серьезные темы разных черт, присущих взрослым и детям, но пропитан теплотой и добром. Видно, что дядя и племянница, несмотря на свою непохожесть, любят друг друга.

Писатель напоминает прописную истину, которую многие часто забывают и игнорируют: необходимость время от времени встать на позицию другого человека и посмотреть на ситуацию под его углом зрения. Это, разумеется, касается не только взрослых и маленьких детей, но и людей с разным социальным положением, образованием и жизненным опытом.

Анализ №3

ема детства занимает значительное место в творчестве  писателя Аркадия Аверченко. Рассказ «Вечером» является замечательной иллюстрацией взаимоотношений взрослого и ребенка, заставляя читателя задуматься о том, как прекрасен мир детства своей чистотой, непосредственностью и совершенно непостижимой логикой. И если бы не было этого постоянного вторжения малышей в суровый обыденный мир взрослых, жизнь вчерашних детей была бы совершенно постылой и невыносимой в своем занудстве. 

Герои рассказа – автор и его племянница Лидочка. Мужчина занят серьезным, как ему кажется, делом, чтением исторической книги, поэтому он не хочет отвлекаться на всякие глупости, с которыми к нему пристает девочка. Он игнорирует хитрости шалуньи и сдается только перед ее прямым вопросом: «Что ты делаешь, дядя?»

Взрослому вопрос кажется глупым, потому что ответ на него очевиден, и поэтому он отвечает на него не менее глупо. Он читает о тактике жирондистов для пополнения знаниями своего серого вещества из коробочки, именуемой головой. Но то, что утомляет взрослого, совершенно не раздражает ребенка, и Лидочка, не понимая ни слова из дядиной речи, но чувствуя, что от нее хотят отделаться, готова бесконечно задавать свои «зачем». Мужчина, не обладающий такой великолепной выдержкой, сдается, отвлекается, наконец, от французской истории и интересуется, зачем Лидочка пришла. Как истинная женщина, племянница кокетливо отвечает, что хочет посмотреть картинки в журналах и послушать сказку. То, с каким простодушием и непосредственностью произносятся эти слова, умиляет автора. На секунду он понимает, что любая «История революции» бледнеет перед красотой и чистотой пары любопытных детских глаз. Снисходительно-ласково он предлагает милой кокетке придумать сказку самой, и когда та, целуя, карабкается к нему на колени и спрашивает, знает ли он историю про Красную Шапочку, дядя удивленно приподнимает бровь: «Ну, конечно, нет!» А племянница, совершенно по-взрослому сетуя: «Ох, и надоел ты мне, дядька, расскажи да расскажи», начинает свою историю.

Сказка начата и не закончена, новая рассказана дядей, придумана еще одна Лидочкой, на страницах гоголевского «Вия» найден страшный жених для девочки и совершенно нет ни одной страшной невесты для вредного дядьки ни в одной детской книжке, а неугомонная племянница по-прежнему свежа, любопытна, ни сколько не расстроена и продолжает отвлекать автора от важного дела. Разглядывая читающего мужчину через дверной ключ, Лидочка смотрит на него безмятежными голубыми глазами, а читатель задумывается, когда же взрослые теряют эту простоту общения с миром и возможность по-настоящему чувствовать жизнь.

Анализ «Вечером» Аверченко

Анализ «Вечером» Аверченко

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 70.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 70.

Обновлено 26 Июля, 2021

Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя – дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1909 год.

История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Автор посвятил его племяннице Лиде Терентьевой.

Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.

Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приёмы, как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (огорчение Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Аркадия Аверченко не зря прозвали «королём русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, лёгкой иронией и сатирой.

Любимой темой раннего творчества писателя были дети. В посвящённых им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.

Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, её наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и копируют поведение окружающих взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но в первую очередь для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного к ним отношения.

Именно к таким произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».

Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.

Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.

Тема

Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и её дяди.

Главные герои представляют собой собирательные образы: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка – сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, а дядя выбрал для себя рациональный и серьёзный тон в общении с племянницей. Но, несмотря на несхожесть, они без особого труда находят общий язык и явно довольны обществом друг друга.

Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми сталкиваются взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьёзным и важным. Он уже давно забыл, что такое детская непринуждённость и открытость, он утратил лёгкость в общении и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.

Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестаёт мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребёнка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.

Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на неё глазами ребёнка. Если взрослые хотя бы иногда будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьёзности, они смогут лучше понимать детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.

Композиция

Анализируя рассказ «Вечером», следует отметить, что композиция его построена по принципу антитезы – противопоставления двух миров – мира ребёнка и мира взрослого. На их тесном взаимодействии и построен весь рассказ.

Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребёнком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малыша во всём походить на взрослого, которого он считает авторитетом. То, чему учат невольно взрослые, моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.

Главные герои рассказа – взрослый серьёзный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница Лида. В основном на их диалогах и построен рассказ. Он включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на её вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), снова завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Жанр

Произведение «Вечером» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: краткостью, одной сюжетной линией, небольшим количеством действующих лиц.

Направление, которому принадлежит рассказ – реализм, поскольку все герои абсолютно жизненны, как и их взаимоотношения.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Коля Сиринов

    10/10

  • Никита Канев

    9/10

  • Артём Кот

    8/10

  • Александр Михайлов

    8/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 70.


А какую оценку поставите вы?

Один из примеров раннего творчества Аркадия Тимофеевича Аверченко — произведение «Вечером». Анализ рассказа школьники проводят в 7 классе во время изучения биографии русского писателя и драматурга. Наполненные добрым юмором строки отображают взаимоотношение двух миров — взрослого и детского. Несмотря на разный жизненный опыт, герои смогли достичь взаимопонимания.

Оглавление:

  • История написания
  • Персонажи и суть произведения
  • Тема, композиция и жанр
  • Краткий разбор

Рассказы Аркадия Тимофеевича Аверченко

История написания

Аркадий Аверченко (1880−1925) — русский писатель и драматург, наиболее известный своими повестями и юмористическими рассказами. Большую часть произведений он посвятил детям, раскрывая тему взаимоотношений старшего и младшего поколения. Автор подчеркивал, что детская душа многогранна. При этом все ребята любят копировать поведение окружающих их взрослых. Его произведения в первую очередь были адресованы родителям, бабушкам, дедушкам, воспитателям. В мягкой юмористической форме они описывали примеры внимательного и бережного отношения к детям.

Аркадий Аверченко

Рассказ «Вечером» Аркадий Тимофеевич посвятил своей голубоглазой племяннице Лиде Терентьевой. Автор написал его в 1909 г. и в этом же году опубликовал в литературном журнале «Сатирикон» (№ 7). В 1916 г. Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких — для больших. Рассказы о детях». В предисловии к книге он написал, что его истории адресованы тем, кто искренне любит детей.

Другие известные произведения автора, которые заслужили положительные рецензии — «Золотой век», «Хлебушко», «Ложь», «Жена», «О шпаргалке», «Уменье жить». По мотивам произведений писались сценарии для пьес, которые театральные специалисты ставили в «Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши».

Персонажи и суть произведения

Перед знакомством с кратким содержанием Аверченко «Вечером» следует рассмотреть главных героев произведения. Несмотря на свою непохожесть, они легко находят общий язык. Помогает в этом мудрость взрослого и непосредственность детского поколения. В произведении фигурируют два собирательных целостных образа:

Дядя читает книгу племяннице

  1. Младшее поколение. Воплощено в Лидочке — племяннице автора. В ней заключена детская непосредственность, обаяние и легкость.
  2. Старшее поколение. Его представляет дядя девочки — серьезный и рациональный человек. С Лидой он старается разговаривать на равных, восхищаясь тем, как она познает мир.

Сюжетная композиция рассказа построена на событиях обычного вечера, когда дядя увлеченно читает книгу об истории французской революции. В какой-то момент его покой нарушает приход маленькой племянницы. Она пытается привлечь внимание взрослого топаньем ножек, старается сдвинуть стул, на котором сидит дядя, подкладывает ему игрушку. Девочка спрашивает о причинах занятости мужчины, задает ему много непонятных вопросов. Терпеливый дядя рассказывает о том, что читает в свободное время. Услышав ответ, Лида не желает уходить и настаивает на том, чтобы дядя выслушал рассказанную ею сказку.

Надеясь поскорее избавиться от внимания ребенка, дядя соглашается. Однако как только девочка начинает рассказывать сказку о Красной Шапочке, он спрашивает о том, где жила волшебная героиня, кому принадлежало лесное пространство. Девочка теряется от такого напора взрослого и расстраивается от того, что ее выступление не удалось. Понимая, что отношение к ребенку было непростительно жестким, дядя рассказывает девочке юмористическую историю. Она с восторгом убегает, и мужчина вновь планирует заняться книгой.

Однако девочка успевает соскучиться и снова возвращается, требуя, чтобы дядя услышал ее новую историю. Она очень напоминает ту, которую только что рассказал дядя. Однако Лидочка не желает признаваться в переделке дядюшкиного произведения и просит показать картинки в журнале. Среди изображений она никак не может найти подходящую для дяди невесту и снова огорчается.

Рассказчик опять берет в руки книгу. Обернувшись, он видит такую картину: Лида уже забыла про свою печаль и с удивлением изучает ключ в своих руках.

Тема, композиция и жанр

В произведении раскрыта тема взаимоотношения взрослых и детей, которая является актуальной для каждой эпохи. Взрослые отдают предпочтение реальности, а дети — безграничному воображению. Так было всегда, и ничего не изменится с течением времени. Отвечая на вопросы ребенка мудреными, не детскими словами, дядя открывает племяннице мир явлений и понятий, которые ей только предстоит узнать. Это развивает и готовит к восприятию новых реалий.

Дядя в произведении намеренно представлен серьезным и даже несколько жестким. Он давно забыл, как в детстве интересовался миром с такой же непосредственностью. Появление девочки не входит в его планы хорошо отдохнуть за чтением книги, поэтому он разговаривает нарочито строго и пытается скорее вернуться к прерванному занятию. Однако затем принимает правила игры и рассказывает выдуманную историю о том, как ребенок вместо яблока съел лягушку. Оказывается, жизнь становится намного интереснее и многограннее, если иногда смотреть на нее глазами малыша.

Общение дяди и племянницы

Автор предупреждает взрослых о том, что иногда нужно снимать маску надменности, серьезности, озабоченности делами. В этом случае они научатся понимать детей и общаться с ними на равных. Взаимопонимание возможно тогда, когда можно поставить себя на место собеседника, понять его цели и интересы. При этом неважно, кто выступает в качестве оппонента — ребенок или другой взрослый с иным опытом, складом ума, социальным положением.

Композиция произведения построена по принципу противостояния мира взрослых и детей (антитезы). Используя композиционное отражение, при котором племянница повторяет действия дяди, автор показывает желание малышей полностью подражать старшим. Воспринимая каждый нюанс в поведении близких людей, они меняют стиль разговора, по-иному проявляют эмоции. Рассказ включает такие части:

  • завязка — посещение маленькой племянницей кабинета дяди;
  • развитие событий — общение с Лидой;
  • кульминация — плач девочки из-за того, что она не может найти дяде невесту;
  • завязка — готовность ребенка сделать новые открытия.

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие признаки: краткость, небольшое количество персонажей, одна сюжетная линия. Оно относится к направлению реализм: действительность описана автором правдиво, его герои живут обычной жизнью.

Краткий разбор

Произведение посвящено не только взаимоотношению Лиды и ее дяди. Оно затрагивает вопрос детского неординарного мышления, которое не оглядывается на общественное мнение и установленные стандарты. По этой причине по детству скучают все взрослые, в том числе автор. Анализ рассказа Аверченко «Вечером» для подготовки к написанию сочинения или уроку литературы следует выполнить по такому плану:

Пишет план пересказа

  1. Год написания. 1909 г.
  2. История создания. Рассказ посвящен племяннице автора — Лидии Терентьевой.
  3. Тема произведения. Взаимоотношение детей и взрослых, описанное на примере дяди и его племянницы.
  4. Жанр. Рассказ.
  5. Композиция. Антитеза и композиционное отражение.
  6. Направление. Реализм.
  7. Чему учит. Лучше и полезнее разговаривать с детьми, как со взрослыми, а не сюсюкать.

Рассказ Аркадия Тимофеевича пропитан любовью и добром. Несмотря на возникшие разногласия видно, что родные люди любят друг друга. Общение одинаково полезно представителю старшего и молодого поколения. Автор становится мягче, возвращается в детство. Его племянница делает новые открытия, постепенно взрослеет и становится умнее.

  • Какие поступки не совершают порядочные люди сочинение
  • Какие особенности сюжета и композиции можно отметить в этом рассказе темные аллеи
  • Какие поступки можно считать непоправимыми итоговое сочинение
  • Какие особенности сказок вы помните
  • Какие поступки вызывают у человека чувство вины сочинение телеграмма