Какие персонажи помогают главным героям в сказке мороз иванович

«Мороз Иванович» читательский дневник

На чтение 4 мин Обновлено 10 января, 2022

Одоевский «Мороз Иванович» читательский дневник поможет написать очень краткое содержание и отзыв, составить план. Анализ произведения поможет вспомнить кто главные герои, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Мороз Иванович» читательский дневник 3 класс
  2. «Мороз Иванович» главные герои
  3. План сказки «Мороз Иванович»
  4. Чему учит сказка «Мороз Иванович»?
  5. Отзыв о сказке «Мороз Иванович»:
  6. Пословица к сказке «Мороз Иванович»
  7. «Мороз Иванович» краткое содержание 5-6 предложений

«Мороз Иванович» читательский дневник 3 класс

Автор — Владимир Одоевский

Год написания — 1841

Сколько страниц — 9

Жанр: волшебная сказка

Главная мысль сказки — каждый получает то, что заслужил и заработал. Доброта, усердие и добросовестный труд вознаграждаются, а лень и безделье никому не нравятся.

«Мороз Иванович» главные герои

  • Мороз Иванович — повелитель снегов и морозов, живущий в колодце. Мудрый, добрый и справедливый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Он следит за сном природы зимой и заботится об будущем урожае.
  • Рукодельница — трудолюбивая и отзывчивая девочка. Она всегда выполняла сама работу по дому
  • Ленивица — лентяйка, сестра Рукодельницы. Не любит работать, предпочитая ловить мух. Злая и высокомерная, неуважительно относится к старшим.
  • Нянюшка Прасковья строгая и сердитая, хозяйственная и рассудительная.

План сказки «Мороз Иванович»

  1. Ленивица и Рукодельница
  2. Упавшее ведро
  3. Помощь яблони и печки
  4. Служба у Мороза
  5. Награда за трудолюбие
  6. Ленивца в колодце
  7. Ленивая работница
  8. Награда за лень

Чему учит сказка «Мороз Иванович»?

Сказка Одоевского учит доброте, человечности, отзывчивости и трудолюбию. Автор показывает, что упорный труд, прилежность, умения и навыки оцениваются по достоинству.

Отзыв о сказке «Мороз Иванович»:

мороз иванович главная мысльМне очень понравилась эта поучительная сказка. Меня порадовало, что Мороз Иванович поступил по-справедливости и хорошо наградил труд Рукодельницы, а Ленивице в итоге ничего не досталось.

Пословица к сказке «Мороз Иванович»

  • Какие труды, такие и плоды.
  • По делам и награда.
  • Лень до добра не доведет.
  • Труд человека кормит, а лень портит.

«Мороз Иванович» краткое содержание 5-6 предложений

  1. Трудолюбивая Рукодельница уронила ведро в колодец и отправилась за ним.
  2. Там она знакомится с Морозом Ивановичем и ухаживает за ним три дня. В награду за доброту, усердие и трудолюбие девочка получает от Мороза Ивановича серебро и бриллиант.
  3. Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
  4. Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с серебряными пятаками и бриллиантом.
  5. Ленивица тоже захотела награды и полезла в колодец.
  6. Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот дарит ей большой слиток серебра и огромный бриллиант, которые растаяли, когда она вылезла из колодца.
Краткий пересказ

Жили две девочки Рукодельница и Ленивица. С утра до вечера Рукодельница была занята делами, а Ленивица валялась в постели, мух считала или скучала.

Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Пришлось девушке спускаться за ним. По дороге она встречает печку с пирожком, который просит его вытащить, и дерево с яблоками которые хотят, чтобы их собрали. Девочка выполняет их просьбы. Идет она дальше, и оказывается у дома Мороза Ивановича. Рукодельница угощает старика пирожком и яблоками.

Старик нанимает Рукодельницу на работу на 3 дня и потом обещает ей вернуть ведерко. Она ему исправно служит: перину снеговую взбивает, обед готовит, белье чинит. Мороз Иванович был благодарен Рукодельнице за работу и подарил горсть серебряных пятачков и бриллиантик.

мороз иванович рисунок к сказке

Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз Иванович»

Вернулась девушка домой, а нянька с Ленивицей, увидев ее дары, начали испытывать чувство зависти. Няня отправила Ленивицу в колодец. Девочка встречает яблоньку и печку, но игнорирует их просьбы из-за своей лени. Она также у Мороза Ивановича служила три дня, но ничего не делала. Старик не подавал виду, что не доволен ее работой. После такой службы он и наградил ее по заслугах. Подаренный серебряный слиток и огромный бриллиант, превратились в лед и сосульки и расстаяли, как только Ленивица вернулась домой.

Сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Одоевского:
«Червячок»
«Сказка о четырех глухих»

Об авторе:
Владимир Одоевский
Известный русский писатель 19 века, музыкальный критик. Наиболее известные его произведения — сказки .»Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Бедный Гнедко».
В своих произведениях Одоевский не просто создавал сказочный мир, но знакомил детей с интересными научными фактами.

Главные герои сказки «Мороз Иванович» и их характеристики

1. Рукодельница, умная девочка, которая отличалась большим трудолюбием. Он всегда вставала самой первой, сама одевалась и выполняла всю работу по дому.
2. Ленивица, сестра Рукодельницы, девочка, которая ничего не любила делать и предпочитала проводить время считая мух.
3. Мороз Иванович, повелитель морозов и снегов, живший в колодце, справедливый и добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым.

Другие персонажи сказки:
Нянюшка Прасковья, строгая и иногда сердитая.
Петух, который любил Рукодельницу
Пирожок и Яблоня в колодце.

План пересказа сказки «Мороз Иванович»

  1. Две девочки
  2. Упавшее ведерко
  3. Яблоня и печька
  4. Перина Мороза
  5. Рукодельница у Мороза Ивановича
  6. Награда Рукодельнице
  7. Ленивца спускается в колодец
  8. Проказы Ленивицы
  9. Лед и сосулька

Кратчайшее содержание сказки «Мороз Иванович» в 5 предложений для читательского дневника

  1. Рукодельница роняет ведро и отправляется в колодец
  2. Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
  3. Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с богатыми дарами
  4. Нянька отправляет в колодец Ленивицу
  5. Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот награждает ее сосульками и льдом.

Главная мысль сказки «Мороз Иванович»
Как будешь трудится, так тебя и привечать станут, такой тебе и награда выйдет.

Чему учит сказка «Мороз Иванович»
В жизни нельзя быть ленивым, потому что ленивых никто не любит и не уважает. И только своим собственным трудом человек может добиться чего-то в жизни. Счастье нужно заработать.

Отзыв на сказку «Мороз Иванович»:
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» мне очень понравилась, Ведь у этой сказки не только увлекательный сюжет, но также в ней нет злых героев, даже Ленивице мы сочувствуем, хотя и понимаем, что Мороз Иванович с ней поступил по совести. Зато из этой сказки мы узнаем, как растет трава под снегом и зачем Мороз стучит в окна.

Пословицы к сказке «Мороз Иванович»
Без труда чести не получишь.
Лень до добра не доведет.
Труд человека кормит, а лень портит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мороз Иванович»
Жили две девочки, одна была трудолюбивой и звали ее Рукодельница, вторая ленивая и звали ее Ленивица.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Рукодельница спустилась в колодец и увидела в печки пирожок. Она взяла пирожок и пошла дальше. Тут ей встретилась яблоня. Рукодельница взяла и яблок.
Идет Рукодельница дальше и приходит к дому Мороза Ивановича. Угостила девочка старика пирожком и яблоками, а тот обязал девочку три дня служить, чтобы ведерко назад получить.
Стала Рукодельница работать у Мороза Ивановича. Перину ему снеговую перетрясла, на травку зеленую полюбовалась. Обед сварила, белье починила.
Остался доволен Мороз Иванович и, отпуская, подарил Рукодельнице горсть серебряных пятачков и бриллиантик.
Увидела это нянька и Ленивицу посылает к Морозу Ивановичу — на приданное заработать. Полезла Ленивица в колодец, пирожок не взяла, яблочек не насыпала.
Опять оставил ее Мороз Иванович на три дня работать. А Ленивица ничего не делает, белье не зашивает, перину не трясет, обед сварила все в кастрюлю накидав. Осерчал Мороз Иванович и вместо награды, вместо серебра, льда ей насыпал, да сосульку подарил.

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)

Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

отрабатывать орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг)

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

     II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста. 

(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).

— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).

— Воспроизведите текст полностью

— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).

(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).

Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.

Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.

— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.

(На доске появляется схема:

СКАЗКИ

                                                        НАРОДНЫЕ

                        ВОЛШЕБНЫЕ                БЫТОВЫЕ                О ЖИВОТНЫХ

— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

  • Присказка
  • Наличие чудес, волшебства
  • Троекратное повторение
  • Конец: Добро побеждает зло.

— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

III. Сообщение темы и цели урока.

— Откройте учебники на странице 169.

— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).

-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?

— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).

— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

IV. Работа над новым материалом.

1.

— Можно ли сразу определить вид сказки?

— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.

— Рассмотрите иллюстрацию.  (работа по иллюстрации)

— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

6. Автор сказки

7. Твой любимый герой

2. Работа над сказкой.

2.1. Чтение первой части.

(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).

В одном доме жили Рукодельница да Ленивица.

В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

 А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

 Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

3. Класс делится на 2 группы.

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

4. Заполнение таблицы (работа в паре).

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2.2. Чтение второй части.

(Читают подготовленные дети).

В колодце.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.

— А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

2.3. Работа над второй частью, анализ.

— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.

— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

V. Итог урока.

-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?

— Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.

— Сегодня вы все хорошо потрудились.

VI. Домашнее задание.

Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.

Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).

Урок литературного чтения (2 урок)

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

повторить орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг).

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

II. Проверка домашнего задания.

(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).

— Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)

III. Постановка темы и цели урока.

— Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?

1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?

2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки     окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

Дом Мороз Ивановича.

  1. Работа над 4 частью.

— Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Диковинки Мороз Ивановича.

Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.

— Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

— Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.

— Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).

— Давайте попробуем заполнить таблицу.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

— Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?

— Прочитаем первый вопрос.

-Как Мороз Иванович отвечает?

— Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.

— Читаем второй вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Читаем третий вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).

— В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).

  1. Работа над 5 частью.

(Чтение хорошо подготовленных детей).

— Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).

Награда для Рукодельницы.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

 Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

— Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.

4. Работа над 6 частью.

— Подумайте, о чем идет речь?

— Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).

Возвращение домой.

Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

 Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

V. Обобщение.

— Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?

— Какую информацию несет эта сказка? (научную)

— Давайте попробуем определить вид этой сказки.

— Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.

— Заполнение таблицы:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

Морозко

Мороз Иванович

2. Какие персонажи помогают главным героям?

Морозко

Мороз Иванович

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

Падчерица- панья

Пирожок говорит

Яблоня говорит.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

6. Автор сказки

Народ

В.Ф. Одоевский

7. Твой любимый герой

***

Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко.

 Падчерицу Мачеха заставляла все делать.

 Морозко одарил девочку сундуком с богатством.

Героини – рукодельница да ленивица.

 Главный герой – Мороз Иванович.

 Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем.

 Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки.

Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.

VI. Подведение итога урока.

— Заполните схему:

                                СКАЗКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ                                        НАРОДНЫЕ

НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА                    ВОЛШЕБНАЯ         БЫТОВАЯ          О ЖИВОТНЫХ

VII. Домашнее задание.

Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.

Как часто великое кажется простым и не бросается в глаза, потому что оно понятно и ребенку! Однако время — судья надежный. И если небольшое по объему сочинение неизменно находится на слуху вот уж третий век, то оно, согласитесь, гениально.

сказка мороз иванович

Сказка «Мороз Иванович» является замечательным образцом русской авторской сказки.

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

«Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет!»

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра — сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Композиция: присказка и зачин

По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален. Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…

Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.

Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: «Даром нам, без труда, не дается ничего.»

цитатный план сказки мороз иванович 2 класс

Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции — зачин: «В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…» Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом. И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).

Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.

Волшебный сюжет

Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович” — народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.

мороз иванович народная сказка

Рукодельница позитивна и удачлива. И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы — наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару” — становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей. Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.

Сказочная концовка

Завершается “Мороз Иванович”, народная сказка по своему духу, классической поучительной концовкой. Писатель в ней обращается непосредственно к «детушкам» с призывом подумать над сутью услышанного и решить, что в нем является правдой, о чем упомянуто в переносном смысле, где автор пошутил, а где попытался донести до детей мысль важную.

Авторское произведение у Одоевского получилось сообразным самым любимым народным: волшебно, предельно понятно, красиво, изящно.

Напевность

Сказка «Мороз Иванович» исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.

Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы — незлая ирония, осуждение, подтрунивание.

Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.

литературная сказка мороз иванович

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.

Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.

О работе детей на уроке

Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее содержание. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:

— Было ли им интересно?

— Что нового на этом уроке они узнали?

— Что именно в сказке понравилось?

— Поняли ли дети заложенный автором смысл?

— Какие родственные сказки других авторов дети могут вспомнить, читая о Рукодельнице?

Также учитель мобилизует школьников, чтоб те составили цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс — это уже то время, когда ребята вполне в состоянии справиться с поставленной задачей).

Пример цитатного плана

Приведем возможный пример такого плана:

1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”…жили 2 девочки — Рукодельница и Ленивица.”

2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”…тут с ней чудо случилось…”

3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже…”

4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка…”

5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”…не ты для меня работала, а я тебе служил.”

6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте…”

ленивица из сказки мороз иванович

Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.

Образ Рукодельницы

Рукодельница из сказки «Мороз Иванович», ее сестра Ленивица и Мороз Иванович, вобравший в себя типаж Деда Мороза, являются основными сюжетообразующими героями сказки.

Автор намеренно дал девочкам не обычные имена (Маша, Алина, Татьяна и т. п.), а отражающие их характер, направленность личности: Рукодельница и Ленивица. Такое имя является отправной точкой при анализе самого образа. Это видно по тому, что на протяжении всего повествования перед читателем с позитивной стороны раскрывается образ маленькой труженицы и подвергается осуждению персонаж ее ленивой сестры. План сказки «Мороз Иванович» (2 класс), как и сама сказка, предполагает последовательное освещение образов: сперва — Рукодельницы, а затем и Ленивицы.

Мы в нашей статье последуем именно такому порядку.

какой мороз иванович в сказке

Рукодельница, несмотря на детский возраст, является уже сформировавшимся светлым и деятельным человеком. Она умелая, чуткая и внимательная. Это — настоящая хозяйка. Автор перечисляет виды женской деятельности, в которых девочка является мастерицей, (Рукодельница трудолюбива и постоянно в работе):

— избу метет;

— в доме прибирает;

— хлеб печет;

— воду из колодца приносит, да еще и процеживает ее;

— кушанья изготавливает;

— одежду чинит;

— чулки вяжет, платки рубит;

— кроит и шьет;

— постель взбивает.

Ей некогда скучать. Она, словно пчелка, создает вокруг себя уютный, ухоженный, приветливый мирок. Впрочем, девочка, пребывая в труде, вдобавок к этому успевает спрашивать, мило общаться с окружающими, исполнять их просьбы, интересоваться людьми.

К Властителю Зимы героиня сказки попадает случайно: она спускается в колодец, где он живет в надежде достать упавшее ведро. Находясь в трехдневном услужении у Мороза Ивановича (тот ставит такое условие), Рукодельница приветлива, расспрашивает старика, узнает о его житье-бытье. Хозяину ледяного дворца и его гостье действительно интересно общаться. Мороз Иванович замечает, что девочка умна.

Повелитель зимы ей рассказывает, как снежным покрывалом оберегает до весны зеленую травку; почему в жару находится в волшебном колодце; зачем зимой стучит в окошки домов.

Неудивительно, что Рукодельница «старика утешила» своей обходительностью, хозяйственностью, и тот по совести отблагодарил трудолюбивую, почтительную, добрую и скромную девушку, — серебряными пятаками да булавкой с бриллиантиком.

Девочка Ленивица

Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она — лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.

Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.

рукодельница из сказки мороз иванович

Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:

— она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;

— вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;

— с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.

Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.

Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.

Образ Мороза Ивановича

Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.

дом из сказки мороз иванович

Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге — сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).

Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.

В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.

Второстепенные герои сказки

Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.

О второстепенных персонажах — говорящих пирожках да яблочках — мы уже упоминали…

Впрочем, есть еще один герой сказки — домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.

Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы — эквивалент осуждения.

Заключение

Автор сказки “Мороз Иванович” сумел показать, пользуясь яркой народной лексикой, самым маленьким читателям, что труд украшает человека. В то же время Одоевским развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная, злая, спесивая Ленивица. Такой она стала, потакая своей лени.

Два разных человека, две различные жизненные позиции…

план сказки мороз иванович 2 класс

Как актуальна нынче любовь к труду! Ведь сообщества деятельных людей способны творить настоящие чудеса: конструировать, строить, создавать… Но ведь все эти люди родом из детства, из “маленькой страны”, в которой ее жители читают сказку о Морозе Ивановиче.

Сказка «Мороз Иванович» Одоевского, анализ для читательского дневника

26.12.2021

Мороз Иванович сказка

В статье мы проанализируем популярную детскую сказку «Мороз Иванович». В разборе вы найдете: краткое описание сюжета с планом пересказа, перечень главных героев с небольшой характеристикой, основную мысль произведения (мораль), личный отзыв (мои впечатления), поговорки и пословицы, которые можно соотнести с главной мыслью, а также расшифровку неизвестных слов.

История создания: написана в 1841 году. Входит в сборник «Сказки дедушки Иринея»

Автор: русский писатель 19 века Владимир Одоевский.

Жанр: волшебная зимняя сказка.

Краткое содержание:

Жили с нянюшкой две девочки – Ленивица и Рукодельница. Рукодельница все по дому умела делать, помогала нянечке. А Ленивица ничего не делала, только ела, скучала, в окно смотрела, да мух считала. Как-то пошла Рукодельница водицы набрать, да уронила ведро в колодец. Чтобы достать ведерко, она спустилась вглубь на веревке. Перед ней оказалась печка с говорящим пирожком, который попросил достать его. Девочка так и сделала. Затем ей встретилась говорящая яблоня с золотыми яблочками, она и яблок тоже собрала.

Пришла к дому старичка, Мороза Ивановича. Угостила его пирожком и яблоком. Старик предложил ей остаться у него на 3 дня, послужить ему, а за это обещал вернуть ведерко. Рукодельница осталась и выполнила все задания старичка – взбила снежную перину, приготовила обед, заштопала одежду. Мороз Иванович остался доволен и отдал ей ведерко, наполнив его серебряными монетками и подарил булавочку с бриллиантом.

Когда Рукодельница домой вернулась, нянечка ее похвалила и отправила Ленивицу в колодец, чтобы та тоже денежек заработала. Но Ленивица ничего делать не стала, не захотела пирожок достать и яблоки собирать. А в доме старичка только ела, пила, что он приготовил. Дал он ей за такую «службу» большой кусок льда и замороженный кусок ртути. Принесла свои «богатства» Ленивица домой, думая, что ей дали большой бриллиант и серебряный слиток, да все растаяло.

Главные герои:

Рукодельница – умная, послушная и трудолюбивая девочка, которая хорошо умела делать домашнюю работу.

Ленивица – сестра Рукодельницы, ленивая и нечестная, захотевшая обмануть Мороза Ивановича и получить денежку без труда.

Мороз Иванович – старичок-волшебник, живущий в колодце, покровитель зимы.

Нянюшка Прасковья – строгая женщина, жившая с девочками и присматривающая за ними.

План пересказа:

1.Описание жизни и характера девочек.

2.Рукодельница роняет ведерко в колодец и спускается за ним.

3.Путь девочки к дому Мороза Ивановича мимо печки и яблоньки.

4.Встреча девочки и Мороза Ивановича.

5.Рукодельница остается на службе у старичка.

6.Мороз Иванович отпускает ее с подарками.

7.Ленивица спускается в колодец и идет к дому старика.

  1. Описание пребывания ленивой сестры у Мороза Ивановича.

9.Получение «даров» и возвращение Ленивицы.

Мораль сказки:

Чтобы решить любую проблему, нужно приложить усилия. Тот, кто трудится, будет вознагражден. Тот, кто ленится и обманывает, ничего не получит.

Мой отзыв (что понравилось в произведении)

Сказка написана очень красивым языком и напоминает русские народные сказки. В ней много мудрости, она учит быть трудолюбивым, терпеливым и вежливым. Также автор показывает, как важно уметь делать домашние дела и быть полезным человеком. Труд помогает добиваться того, чего ты хочешь, а лень и желание сплутовать приводят к неприятностям. Думаю, что Рукодельница стала примером для многих поколений девочек.

Особенно мне понравился эпизод, в котором старичок объясняет девочке-рукодельнице, почему в сильные морозы трещат окна. Он говорит, что это для того, чтобы люди, которые живут в тепле, не забывали о бездомных бедняках. Таким образом, еще произведение учит доброте и милосердию.

Подходящие пословицы:

Терпение и труд все перетрут.

Без работы день годом кажется.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Глаза боятся, а руки делают.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Без труда жить – только небо коптить.

Труд кормит, а лень портит.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Незнакомые слова:

Колодезь – то же, что и колодец.

Промеж себя говорят – разговаривать между собой.

Созрелые – зрелый плод (яблочки).

Студенец – слово имеет несколько значений, но в этом произведении означает колодец.

Перина – матрас, набитый перьями домашней птицы.

Не отзнобишь – не отморозишь.

Угарно – дымно, душно, большое содержание угарного газа (СО) в воздухе из-за печи и недостатка вентиляции.

Пятачок – монетка в пять копеек.

Скатертцы не подостлала – не постелила на стол скатерть.

Нашивала (ударение на 1-й слог) – носила.

Анализ других сказок для читательского дневника:

Морозко

Лягушка-путешественница

Гуси-лебеди

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Автор: Владимир Фёдорович Одоевский

Название: «Мороз Иванович»

Число страниц: 9

Жанр: сказка

Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.

Второстепенные герои: нянюшка.

Характеристика главных героев:

Мороз — строгий, величественный, но добрый.

Справедливый и мудрый.

Рукодельница — простая и работящая.

Добрая, отзывчивая и любознательная.

Помогла старику и получила награду.

Ленивица — злая, грубая и ленивая.

Получила урок за свои капризы.

Характеристика второстепенных героев:

Нянюшка — строгая и сердитая.

Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»

Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.

Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.

Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.

Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.

Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.

Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.

Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.

Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.

Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.

Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.

Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.

Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.

Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.

Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.

Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

План сказки:

  1. Разные сёстры.
  2. Потеря ведёрка.
  3. Подколодезный мир.
  4. Знакомство с Морозом.
  5. Три дня у Мороза.
  6. Щедрые дары.
  7. Зависть.
  8. Безделье Ленивицы.
  9. Ледяная сосулька.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:

Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.

Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.

Чему учит сказка:

Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.

Учит не лениться и не бездельничать.

Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.

От неё одни убытки.

Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.

А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.

И получила, но такую, какую в карман не положишь.

Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.

Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.

Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.

Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.

Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.

Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.

Да и сама она целыми днями скучала.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.

А значит не надо лениться, лучше потрудиться.

Пословицы к сказке:

  • Какова работа, такова и награда.
  • Труд всегда даёт, а лень только берёт.
  • Кто ленится, тот не ценится.
  • По заслугам и почёт.

Словарь неизвестных слов:

  • Горемычная — неудачница, несчастная.
  • Диковинки — чудеса.
  • Студёная — холодная.
  • Горница — комната в крестьянском доме.
  • Почивать — спать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— А зачем ты,— спросила Рукодельница,— зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь,— отвечал Мороз,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;

а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,

когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,

голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.

Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:

  • «Серебряный рубль»
  • «Городок в табакерке»
  • Краткая биография Владимира Одоевского и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Автор: Одоевский Федор

Название: “Мороз Иванович”

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: волшебство

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика

  1. Рукодельница. Работящая, трудолюбивая, робкая и
    тихая девушка.
  2. Ленивица. Ленивая, грубая, не вежливая девушка.
  3. Мороз Иванович. Справедливый, суровый, добрый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Нянька отправляет Рукодельницу в колодец за ведром, но Мороз Иванович вознаграждает добрую и вежливую девушку. А вот грубую Ленивицу наказывает по заслугам.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька
    велит ей спуститься вниз и достать ведро.
  2. Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и
    берет из печи пирожки.
  3. Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его
    перину, и возвращается с богатыми дарами.
  4. Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется
    за ним.
  5. Она отказывается от яблок и пирогов, кормит
    Мороза Иванович помоями и ничего не делает.
  6. Ленивица получает в дар ведро со льдинками и
    сосульку на нос.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с периной Мороза Ивановича. Когда
Рукодельница приподняла перину, она увидела зеленую травку. Оказывается, Мороз
Иванович так защищает молодую траву от мороза, чтобы весной она быстро пошла в
рост.

План произведения для пересказа

  1. Две девочки;
  2. Оброненное ведро;
  3. Рукодельница в колодце;
  4. Яблоня и печь;
  5. В гостях у Мороза Ивановича;
  6. Вознаграждение;
  7. Ленивица в колодце;
  8. Ленивица у Мороза Ивановича;
  9. Наказание.

Главная мысль

Вежливость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, а лень и
грубость наказаны.

Чему учит эта книга

Сказка учит трудолюбию, вежливости, спокойствию, терпению.
Учит наказывать зло и вознаграждать добро. Учит тому, что ничто не дается человеку
просто так. Учит не лениться и не грубить старшим.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Я была очень
рада за добрую и трудолюбивую Рукодельницу, которая получила щедрые дары. И мне
кажется справедливым наказание, которое понесла Ленивица.

Новые слова и выражения

Колодезь — колодец.

Горемычная — бедная, несчастная.

Платки рубить — подшивать края.

Диковинки — чудеса.

Пословицы к произведению

Лень до добра не доводит.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Назад к содержанию

  • Какие опасности таит в себе технический прогресс сочинение замятин мы
  • Какие персонажи делили яблоко в сказке владимира сутеева яблоко
  • Какие персонажи в сказке колобок
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс сочинение вывод
  • Какие персонажи в сказке для ребенка 5 лет самоделка