Какие пески бывают в сказках

Очень редко (можно пересчитать по пальцам) на страницах моего блога появляются «заказные» посты, тематика которых определяется вопросами, поступающими от гостей блога, друзей, знакомых… Сегодняшний пост именно такой: за 6 дней я получила три одинаковых вопроса от ученика, родительницы-блогера и… свекрови))))
Ну что ж, попробую ответить!
Заблуждение Шахерезады
В одной из сказок, рассказанных Шахерезадой царю Шахрияру за 1000 и 1 ночь, говорится, что «…войска царей были бесчисленными, как песчинки в пустыне». Прочитав в далёком детстве эту фразу, я удивилась — это ж что за число получится?!?!

Но шло время, фраза Шахерезады забылась, чтобы вспомниться на одном из уроков географии в 6 классе. На самом деле, количество песчинок на Земле или даже какой-то отдельно взятой пустыне подсчитать очень сложно. Но зато можно довольно легко установить приблизительное число их в одном кубическом метре песка. Как утверждают учёные (по понятным причинам, сама не считала)))))) , только в одном кубическом метре песка насчитывается около 2 000 000 000 песчинок средней величины (0,2-0,5 мм)! А если песок мелкозернистый (0,1-0,2 мм), то их будет около 10 000 000 000!
Получается, сравнение Шахерезады было весьма неудачным, так как если бы сказочным царям понадобилось столько солдат, сколько содержится зерен только в одном кубическом метре песка, то для этого пришлось бы призвать под ружье все нынешнее взрослое мужское население земного шара. А если учесть, что столетия назад людей на Земле было в разы меньше, то получается, что сказочница была… ох, как не права!

Откуда берётся песок?
Если бы мы перенеслись на несколько миллиардов лет назад, то при всем желании не смогли бы найти там ни одной песчинки! Раньше на нашей планете были только острые скалы, огромными глыбами развалившиеся по всей поверхности Земли и океаническому дну…. Но проходили дни, недели, года и тысячелетия…,  под воздействием ветра и частых перемен погоды скалы стали разрушаться. Со временем из отколовшихся крупных камней появлялись более мелкие, и в конце концов они превратились в песок. Это на суше.
А морская вода тоже активно сотворяла песок из горных пород на дне и на побережье. Не зря ведь говорят, что вода и камень точит! Здесь сказывается воздействие приливов, их разрушительное влияние на горы, трение о горы наносимого песка и растворение некоторых горных минералов соленой водой.

Состав песка
Основной материал, из которого состоит песок, — это кварц. В некоторых песках содержится до 99% кварца. Другие минералы, которые можно встретить в песке, — это кальцит, слюда, железная руда, в небольших количествах есть гранат, турмалин, даже топаз.

Фото из Интернета

Цвет песка
Люди, путешествующие по разным странам, заметили, что, например, на берегу Мальты песок имеет оранжевый оттенок, в Греции — розовый, а в Австралии вообще белый. Все дело в том, что он образовался из разных горных пород, поэтому

в каждой местности песок имеет свои особенности

. Кроме того, песок может состоять из минералов кварца, бывших ракушек и кораллов. А

состав и есть главный «художник» для песчинок.

Форма песка
Песок не всегда бывает округлой формы! Что касается

речного и морского песка, то он имеет округлую форму, а горный — остроугольную

. А всему причиной — вода, которая в реках и морях обтачивает и закругляет острые углы как любой горной породы, так и выступающих частей на песчинках.

Самые большие залежи песка, конечно же, в пустынях и на морских побережьях, где обычно бывают пляжи. Если почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой мы не увидим много растений ни в пустыне, ни на пляже. Но!!! Но плодородная почва как особое природное тело без песка обойтись не может!

«Чёрные пески»
Но есть песок, по которому ходить очень даже не рекомендуется… Я имею в виду радиоактивные «чёрные пески», которые иногда встречаются на побережье Азовского моря. На территории Донецкой Народной республики санэпидемстанции каждой весной приходится с дозиметрами обходить все пляжи области!

«Черные пески» — это минерал монацит (безводный фосфат элементов ториевой группы, главным образом церия и лантана (Ce, La)PO4), встречается и уран…). Именно торий и уран являются источниками радиоактивности «чёрных песков». А она немалая и часто превышает допустимые нормы.

Фото из Интернета

При разрушении горных пород, включающих монацит, он накапливается в россыпях, которых в Донецкой и Запорожских областях насчитывается более десятка. Самой большой среди них считается Белосарайская россыпь, которая расположена на восточном берегу Белосарайской косы. А весной сильные шторма поднимают со дня моря радиоактивный песок и выносят его на пляжи Бердянска, Урзуфа, Юрьевки, Белосарайки, Мелекино, Мариуполя. Конечно, пользы «фонящий» песок отдыхающим явно не приносит, поэтому его собирают и вывозят, чтобы закопать в глину. Периодически появляются проекты по добыче из «чёрных песков» дорогостоящих редкоземельных металлов, но из-за вечного недостатка средств они остаются прожектами…

Пляжи Черноморского побережья
Хотела показать карту пляжей Черноморского побережья, но… не нашла в Интернете. Что поделать, пришлось сделать самой опираясь на собственный опыт, карты в Интернете и атласе Краснодарского края. Уточню, что вариант авторский и из-за масштаба весьма приблизительный, но… общее впечатление о том, какие у нас пляжи и где, поможет составить:

Конечно же, не все пляжи на нашем Черноморском побережье естественного происхождения!
Есть и

искусственные пляжи

, т.е. насыпные. Самые крупные:
1. В бухте Инал насыпной галечный пляж — там было слишком много огромных валунов, а т.к. решили построить много баз для отдыха, то более 30 лет назад туда на грузовиках и баржами завозили гальку…
2. Имеретинские песчаные пляжи возле Сочи тоже насыпные! Часть была создана в советские времена, а что-то и к 2014 году…
3. Было ли создано искусственное гидротехническое сооружение — волногасящий галечный пляж протяженностью 370 метров в селе Мысхако — не знаю. Но планировали в 2015 году…

Не стоит забывать, что большинство обустроенных пляжей на нашем побережье располагаются в черте селений, а издавна люди любили обустраиваться в устьях рек… Так что, вкрапления песчаных пляжей возможны во многих местах.
Но огромное количество пляжей на побережье имеют частично антропогенное происхождение — творила не только природа, но и человек помогал! Так, в Лермонтово подсыпают песок на пляж, а также в Джубге и Туапсе. Многие крупные базы отдыха и отели систематически улучшают свои пляжи. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос о том, как именно был создан тот или иной пляж, бывает очень трудно!

Выбирая место для отдыха летом на побережье, конечно, нужно обратить внимание на то, какой будет пляж. Кто-то любит исключительно галечный, но для большинства предпочтительнее песчаный…
А как Вы считаете?

P.S.
А я благодарю замечательные источники, которые мне сегодня очень помогли не запутаться в песках)))))
http://life-trip.ru/peschanye-plyazhi-na-chernom-more-v-rossii/
http://potomy.ru/world/845.html
http://chrdk.ru/weekend/2015/7/1/otkuda-beretsa-pesok/
http://sovest.ucoz.ua/news/2012-05-26-3128

Конспект   занятия
в старшей группе с использованием арт-терапии

Тема:
«Волшебный песок»

(Развивающее
занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и музыкотерапии)

Цель: Внедрение
здоровье-сберегающих технологий с целью укрепления психического здоровья детей,
развитие познавательной активности   в процессе игры.

 Задачи:

Образовательные
задачи:

 -формировать
навыки экспериментирования с песком;

-обогащать тактильный
опыт детей;

—  закреплять умение
ориентироваться на картинке.

 Развивающие
задачи:

— развивать 
эмоциональную  сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения   в
межличностном общении.

-развивать
кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-развивать речевую
активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Развивать
умение работать в группе, действовать согласованно.

Воспитательные
задачи:

-воспитывать
способность сопереживать, сочувствовать;

-воспитывать
аккуратность.
самостоятельность, уверенность ;

-вызывать
положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оздоровительные
задачи
: снятие эмоционального напряжения с помощью песка.

 Методы: игровой,
словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.

 Примерный
ход занятия

Воспитатель: сегодня на улице пасмурно и холодно. А  у нас тепло,
светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка- это маленькое
солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте мы улыбнёмся друг
другу и нашим гостям и подарим своё тепло и хорошее настроение.

 Воспитатель: ребята, а вы
любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники
и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за
морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе,
поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая
любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

 Воспитатель:
А
вы хотите попасть в сказку  где живет песочная фея?…

Воспитатель:
Чтобы
попасть в сказку, где живет песочная фея мы должны соблюдать правила.

1.  Нельзя брать
песок в рот — можешь подавиться!

 2. При игре
с песком у детей всегда должны быть чистые руки

 3. 
Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
 4.  Нельзя  вдыхать песок —   будет трудно дышать!

 5.  Не рассыпайте
песок, берегите каждую песчинку.
 6.  После игры с песком – помой руки!
Вход открыт,  Добро пожаловать!

  Упражнение
«Здравствуй, песок!»

  Дети различными способами
дотрагиваются до песка.

 Воспитатель:
Положите
ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной
ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

  Давайте с
ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».

  Послушайте…
Он с вами здоровается.  Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно
и одиноко. Он говорит тихим голосом.

  А давайте
его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем
другой. А теперь пощекочем двумя руками.

  Теперь
плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

  Вы слышите,
как он смеется?…

  Давайте согреем
песочек руками. Наберите в руки песок и потрите его между ладонями, а потом
пропустите. Какой он стал?

  Послушайте!
Он с вами здоровается. Слышите? Он говорит тихим голосом. Наберите песок в
кулачок, а теперь потихоньку высыпайте его, вот как он разговаривает
С-С-С-С-С-С!

  Теперь медленно
выравниваем поверхность песка руками

Игра
«Картина из загадок»

Предлагаю
вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке,
так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы
располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Воспитатель:

  Жёлтая
тарелка на небе висит.

  Жёлтая
тарелка всем тепло дарит.  ( солнце)

 Ветерок-пастушок
затрубил в свой рожок. 

Собрались
овечки у небесной речки.    (облака)

 Как
над речкой, над рекой

Появился
вдруг цветной

Чудо
мостик подвесной.    (радуга)

 Течёт,
течёт — не вытечет,

Бежит,
бежит — не выбежит.     (речка)

 Она
под осень умирает

И
вновь весною оживает.

Иглой
зелёной выйдет к свету,

Растёт,
цветёт всё лето.

Коровам
без неё — беда:

Она их
главная еда.    (трава)

По
небесам оравою бредут мешки  дырявые,

И
бывает иногда, из мешков течет вода.    (дождик)

Игра «Строим волшебную страну»

Воспитатель:
Ребята
, а  вот  песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь
пусто и тоскливо. Один песок.

Раньше  была песочная страна с зелеными
лесами, красивыми цветами, голубыми  озерами и солнечными городами.

  Жители этой страны были очень
счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты,
кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными,
птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать.

  Но однажды злой волшебник уничтожил
все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

  Добрые мои
друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее  сказочную страну?

   (Дети
строят страну).

«Песня маленькая страна»

Воспитатель:  Какая красивая,
сказочная  страна у вас получилась.

 Много сказок вы наверное знаете?

Давайте их на пальчиках посчитаем.
Пальчиковая гимнастика «Сказочные герои»

Будем пальчики считать, 
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок,
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, 
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Аппликация из песка  «Цветок желаний из песка»

Воспитатель:

В
сказке «Цветик-семицветик» был волшебный цветок, а вы хотите, чтобы такой
цветок был у нас? Давайте мы с вами тоже сделаем цветок желаний, но он будет
необычный, он будет из песка.

У вас
на столе лежит один из лепестков нашего цветка желаний. Пока вы будете его
делать, то загадайте свое желание.

Нанесем
клей на лепесток, а затем насыплем цветной песок ровным слоем. У вас получится
красивый, волшебный лепесток. Работать надо аккуратно, чтобы не просыпать
волшебный песок.

Чтобы
у нас получился цветок желаний, надо соединить все лепестки.

Посмотрите,
какой красивый цветок у нас получился, давайте оставим этот цветок в Стране
Сказок, и все ваши желания обязательно исполнятся.

Рефлексия. Итог

Воспитатель:

Все
сказки заканчиваются хорошо: Добро побеждает зло. Вот и наше путешествие
подходит к концу. Что интересного вы сегодня узнали?

   1.В
какой стране мы с вами сегодня побывали?

   2.Что вы
чувствовали когда играли с песком?
   3.Чем вам запомнилась эта страна?

   4.Чем мы
занимались в этой стране?
   5.Давайте вспомним какой песок на ощупь?
   6.Ребята вам понравилось играть с песком?
Воспитатель:

 В ладошки наши
посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!
Давайте  попрощаемся с гостями   и пойдем мыть  наши ручки.

  • Доклады и сообщения
  • География
  • Песок полезное ископаемое

Песок – это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки. Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка.
Основная его составляющая – диоксид кремния (кварц), также включает частички слюды и полевого шпата. Песок бывает разного размера: от 0,2 до 5мм. Он распространен по всему миру. Форма песчинок бывает остроугольная или окатанная, в зависимости от его происхождения. Исходя из места расположения, песок бывает речной, морской, овражный, горный.

Песок на дне рек и других водоемов имеет округлую форму. Он чистый, не содержит примесей глины и крупных включений, цвет серый или желтый. Поэтому речной песок активно добывают (намывают). Это универсальный материал, но в то же время – это более дорогая разновидность песка.

Получают эту породу также из карьеров, затем его специально просеивают, чтобы удалить примеси. Или промывают, чтобы удалить глину.

Есть так называемый искусственный песок. Он представляет собой измельченную горную породу гранита, мрамора или известняка. Такие песчинки имеют острые углы и зерна различного размера. Из-за этого штукатурка на основе искусственного песка получается интересной фактуры, ее используют для наружной отделки зданий.

Песок широко используется в строительстве. Он входит в состав растворов на основе цемента, используемых при фундаментных работах, укладке плитки. Добавляют песок и в смесь для асфальта, бетон. Перед постройками часто намывают слой песка на участок. При помощи мельчайших песчинок, подаваемых сильной струей воздуха производят обработку различных поверхностей: стекла, металла, камней. Благодаря высокой абразивности песка, он счищает все загрязнения, ржавчину, подготавливает поверхность к нанесению разных покрытий.

Без этой породы невозможно представить ни одной детской песочницы или дворовых дорожек. Песчаные скульптуры давно уже вышли за пределы детских игр. Сейчас среди мастеров этого искусства, использующих песок и воду, проводятся мировые чемпионаты. Песчаные пляжи – любимое место отдыха и развлечений. Соревнования по пляжному волейболу проводят только на песчаных площадках.

Еще его добавляют в наполнители для кошачьих туалетов, а также в землю в теплицах и для комнатных растений. Без песка кактус на подоконнике не вырастить.

Песок – это основной компонент для производства стекла. Его смешивают с содой и карбонатом кальция и плавят эту смесь при температуре около 2000 градусов.

Еще одна сфера его применения – это фильтрование и очистка воды.

В некоторых частях планеты встречается черный песок, который может быть очень радиоактивным. Он представляет собой мелкие частички темноокрашенных минералов. Существуют зыбучие пески, которые из-за того, что содержат много воздуха или пара обладают способностью засасывать вглубь все, что в них попадает. Они очень опасны для человека.

В песках

Пустыня — это жёлтое и голубое. Жёлтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё даль­ше— за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне та­кое же неоглядное, как и пески.

'В песках. (Из цикла

Всё в пустыне непривычно и непонятно. Гряды зо­лотистых песков — барханы. Белые болота, засыпанные солью,— солончаки. Рощицы кривых полузасохших де­ревьев— саксаульники. И такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как асфальт.

Ручьи и озёра там без воды—летом вода пересыха­ет. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.

Камни в пустыне почернели от солнца, глина по­трескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.

Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жу­ков. И удивительные происходят события.

Способы добычи и сферы применения полезного песка

Чрезмерное изобилие с повсеместной распространенностью способствует буквально на любой территории, где разведаны огромные запасы песка, относительно легко добывать полезное ископаемое в огромных количествах.

Правда добыча песка происходит различными способами:

  1. открытый,
  2. закрытый
  3. и скважинный.

Так самый популярный в окружающем мире сыпучий вид востребованного ископаемого извлекается закрытым методом забора грунта с глубокого дна водоема, где главный строительный материал донного отложения — речной песок разрыхляется грунтозаборным устройством дноуглубительного плавсредства — судовым земснарядом.

В результате эффективнейших гидронамывных работ при запуске механического двигателя с высокопроизводительным редуктором запускается мощнейший насос, ежеминутно засасывающий мутную струю чистейшего песка по толстому пульпопроводу.

Перекаченный с песчаного дна речного водоема на плавучую баржу поднятый грунт загружается в огромные кучи песка, где естественным образом избавляется от избыточной влаги, а под действием солнечного нагрева и окружающей вентиляции воздуха доставляется на грузовых баржах в удобные места:

  • товарной разгрузки,
  • последующей переработки
  • и окончательного хранения

в виде высоких гор чистейшего песка, отчего строительный материал удивительным образом превращается в полноценный товар, имеющий свою рыночную стоимость.

Полноценный товар

Оттого видимо на холмистых просторах давно высохших древних морей образовалось неисчислимое количество золотисто-желтого песка, где самый востребованный после живительной воды природный ресурс долгое время по техническим характеристикам был абсолютно непригоден в строительном деле, поэтому считался бесполезным, а в отдельных случаях даже крайне вредным.

Уже в наши дни ученый мир Европы из некогда бесполезного песка жаркой пустыни создал биологически разлагаемый материал, успешно применяемый в строительной сфере. Тем самым уменьшив нагрузку на постепенно иссякающий природный ресурс – полезное ископаемое песок.

Открытым методом глубокой выемки полезного грунта из обводненных углублений земной коры добывают карьерный песок, где с помощью вскрышных скреперов снимают поверхностный слой почвы, а ковшовыми экскаваторами вынимают земную породу.

Скважинный метод гидродобычи кварцевого песка с точным расчетом залежей песка с отработанной технологией предполагает:

  1. на труднодоступных заболоченных местах и сельскохозяйственных угодий,
  2. в зонах вечной мерзлоты и огромными территориями лесных массивов ценных пород деревьев

со слабоустойчивой поверхностной кровлей и плавной просадкой с неглубоким залеганием в 20 метров пластовой породы доставлять ценное ископаемое на поверхность земли с сохранением первозданного ландшафта.

Скважинное оборудование для наклонно-горизонтального бурения с подземным трубопроводом для принудительного подъема на поверхность земли песчаной пульпы устанавливают на разведанных ранее запасах добываемой породы с общим объемом средней мощности в 1,5-2,5 млн. м3 тонн. Отчего экономическая эффективность данного способа добычи песка в несколько раз превышает:

  • не только закрытый подводный способ добычи,
  • но и открытый карьерный способ добычи.

Уже сегодня 85% всей мировой добычи полезных ископаемых приходится на минеральные ресурсы, где по статистическому учету ежегодная добыча песка и гравия перевалила отметку свыше 75 млрд тонн.

Главными потребителями гигантских объемов являются все та же строительная отрасль жилищных объектов недвижимости, где из полезного ископаемого возведены бетонные здания и выложены плиточные дорожки, которые в зимние холода превращаются в настолько скользкое покрытие, отчего его посыпают все тем же минеральным песком.

Огромное количество ценного песка уходит на дорожное строительство с возведение инженерных эстакад мостов и ремонт протяженных автомобильных дорог, нужды коммунального хозяйства и конструирование ландшафтного дизайна.

Рыхлый песок идет на укрепление, как береговых линий, так и постройки грузовых портов.

А основными отраслями использования добытых фракций ископаемого песка являются:

  1. изготовление сухих смесей для строительства и создание искусственных покрытий,
  2. литейное производство и нефтегазовая и медицинская промышленность,
  3. разработка наполнителей полимеров и лакокрасочных материалов,
  4. изготовление клея и пескоструйная обработка предметов и гладких поверхностей,
  5. производство стекла и очистка растворов с фильтрацией воды,

где перечисленные области применения могут быть расширены существенным образом.

Песчанкин дом

Сидела у норки Песчанка и радовалась: до чего же хорошо на солнышке! Би-биб, би-биб! То один бок по­греешь, то другой. То спиной вверх, то животом. И если бы не дела и заботы, так весь бы день с боку на бок и переворачивалась. Но дела, дела — траву подгрызать и носить к норке надо. А тут ещё все мешают! Думаете, Орёл в небе просто так кружит? Это он нас, песчанок, высматривает. Думаете, Кот барханный за кустом про­сто так сидит? Тоже нас подкарауливает. Но Орла и Ко­та я не очень боюсь, им, здоровенным, в нору ко мне не пролезть. Мне, главное, не проглядеть бы Варана! От него и в норе не спасёшься. Ой — би-би-б! — а он тут как тут! Подкрался злодей зубатый!

'В песках. (Из цикла

Кинулась Песчанка в нору — как сквозь землю про­валилась. Варан за ней. Сунул щучью голову в нору и шипит сквозь частые зубы:

— Слышу, слышу — недалеко спряталась. А ну, вы­ходи по-ххорошему! Не ххочешшь? Тогда я к тебе сам приду!

Песчанкина нора — целый подземный лабиринт: ходы, тупики, отнорки. И везде кто-нибудь живёт. Продирается Варан по подземным ходам, а на пути — Жаба.

— Что это за чучело пучеглазое? — шипит Варан.— Ещё и пятнистое!

— Я не чучело,— отвечает Жаба,— я Зелёная Жаба, жиличка Песчанкина.

— А что ты тут, Зелёная Жаба, делаешь, а?

— Я тут ночую или, вернее, днюю. Я существо неж­ное, кожа у меня тонкая, мне днём под солнцем никак невозможно — засыхаю. Поэтому я днём сплю, а гуляю ночью. Утречком снова в нору. Я у Песчанки угол в но­ре занимаю. Самый сырой.

— А где же твоя хозяйка? — шипит Варан.—Покажи мне её, я по ней соску­чился…

— Не покажу, ни за что! Песчанка меня приютила, а я ей злом за добро? Не хочу не­благодарной быть!

— Тогда я тебя съем, пря­мо в твоём сыром и тёмном углу! — рассердился Варан.— Вот сейчас и съем!

— А я невкусная, несъе­добная,— заурчала Жаба, — у тебя живот заболит.

Щёлкнул Варан зубами, от­пихнул Жабу когтистой ла­пой и давай дальше продирать­ся по лабиринту. На пути у него — Жук-скарабей. Варан посмотрел на него и спраши­вает:

— Ты кто такой, навозник, что ли?

Жук-скарабей обиделся:

— Я — священный Жук- скарабей! В древние времена моими изображениями люди дворцы украшали.

Очень удивился Варан:

— Если ты такой знамени­тый, так что же ты не во двор­це живёшь, а в тёмной норе копошишься?

— Я-то? — растерялся Жук- скарабей.— Так у меня же, как вы справедливо заметили, ещё одно имя есть—Жук-навозник. Так вот я и того… Кое- что собираю здесь—есть-то надо…

Ухмыльнулся Варан.

— Вот и мне надо есть. А Песчанка удрала. Отвечай — куда она спряталась?

— Всё я тебе рассказал,— заскрипел Жук-навозник.— А этого не скажу. Я друзей не выдаю.

— Ты не скажешь — дру­гие скажут, — зашипел Ва­ран,— много вас тут в норе, приживальщиков. Эй, бабочки, Песчанку видели?

В норе Песчанки скрыва­лись от жары и солнечного света ночные бабочки. Они си­дели на стенке норы и поводи­ли усиками.

— Мы ничего не видели. Мы ничего не слышали, мы ничего не знаем!—зашелесте­ли бабочки.— Нас тронешь — поперхнёшься, подавишься, за­дохнёшься!

Варан и сам знал, что крылья у бабочек сухие, жёст­кие и в пыльце. Стал проди­раться дальше. Видит—в от- норке птичка Каменка прита­илась. Спрашивает её ласково:

— А ты, Каменка-плясунья, что в норе делаешь? А? Уж не бабочек ли ловишь?

— Нет,— отвечает Каменка,— у меня тут гнездо в отнорке, а в гнезде яички лежат.

— Ага, проговорилась! — обрадовался Варан.— Где гнездо? Давно яиц не глотал, даже охрип маленько. Сейчас горло своё смягчу!

Перетрусила Каменка, стала Варана упрашивать:

— Я,— говорит,— всё сделаю для тебя, только гнездо не трогай.

— Ладно,— отвечает Варан,— не трону твоего гнез­да, если ты мне Песчанку покажешь. А не пока­жешь — берегись!

— Покажу, покажу,— запищала Каменка.— Вон в том отнорке она. Поторопись!

— Вот как я ловко тебя запугал! — обрадовался Варан.— Теперь-то уж Песчанка моя!

И полез, шипя, в отнорок. А Каменка смотрит вслед и хихикает. Она-то знает, кто там, в отнорке, сидит. На­рочно Варана туда послала, чтобы Песчанку спасти.

Чует Варан, что кто-то сидит в отнорке, а кто — не видно. Только хотел спросить, а его самого спраши­вают:

— Ты кто такой?

— Я? — удивился Варан.— Я гроза сусликов и песча­нок. Я самая большая ящерица в пустыне! Шшшш!!!

— А я,—слышит в ответ,— Хорь-перевязка! Гроза песчанок, сусликов и варанов!

Испугался Варан, заговорил шёпотом:

— Отдай мне мою Песчанку—я и уйду.

А Перевязка ему отвечает:

— Нет тут ничего твоего! Тут всё моё! Я тут охо­чусь! А ты — моя добыча!

'В песках. (Из цикла

Сцепились Варан с Перевязкой — пыль по подзем­ным ходам заклубилась. Притихли все вокруг, слуша­ют— кто кого? И Песчанка слушает. Она давно из норы вылезла, наверху сидит.

— Страх берёт, как дерутся,— шепчет Песчанка.—

Может, и их, хищников, страх возьмёт, отвадят друг друга от моей норы? Эх, зажила бы я спокойно, в ладу со всеми своими жильцами. Хорошие они у меня, никто Варану не выдал.

Тут под землёй драка кончилась, разбежались Пере­вязка и Варан в разные стороны. Варан рядом с Песчан­кой высунулся из-под земли.

— Эй, Песчанка, куда Перевязка удрала?

— Влево! — испугалась Песчанка.

— Тогда мне вправо! — фыркнул Варан и запылил по пескам.

'В песках. (Из цикла

Тут и Перевязка выскочила из норки:

— Ау, Песчанка, куда Варан побежал?

— Вон в ту сторону побежал! — опять испугалась Песчанка.

— Раз в ту, то мне в другую! — взвизгнула Перевяз­ка и ускакала.

Песчанка посмотрела им вслед, успокоилась—да и за дело. Траву зубами косить, в зубах в нору носить.

Песок, которым можно играть дома

Песочница – особенное место на детской площадке, где собираются дети всех возрастов. Это простор для творчества, совместных игр и спокойного времяпрепровождения. Миллионы песчинок завораживают даже взрослых, а сколько детских воспоминаний связано с замками из песка на морском берегу! Несмотря на это, уличная песочница имеет существенные минусы – негигиеничность и недоступность в холодное время года.

К счастью, шведские ученые создали материал, который отвечает требованиям гигиены и пригоден для круглогодичных домашних игр. Изобретение поражает – это песок, который не рассыпается и течет в руках. Удивительно, не правда ли?

Кинетический, то есть находящийся в движении, песок уникален: если слепить из него фигурку, масса становится плотной и хорошо держит форму, но стоит дотронуться до фигуры, как она плавно растекается. Ощущения от прикосновений к такому материалу сложно передать словами. Это как держать в руках сухую жидкость или пластичную массу для лепки, но не однородную, а состоящую из мельчайших крупинок, которые притягиваются друг к другу невидимыми ниточками.

Состав продукта не представляет тайны: на 98% это чистый кварцевый песок (диоксид кремния), а на 2% — пищевая добавка с кодом «Е900». Получается, такой материал безопасен, если его случайно попробовать на вкус.

Кинетический песок

Черепаха

Странный след на песке — словно проехал игрушеч­ный грузовик. Это проползла черепаха. Кончился её долгий зимний сон. Черепаха выползла из норы, в кото­рой спала полгода, и отправилась искать свежую травку.

Вот бы удивились те, кто привык считать черепах медлительными,—черепаха почти бежала! Удивились бы и те, кто считает черепах неуклюжими,— черепаха ловко взбиралась на самые крутые склоны. Правда, од­нажды она сорвалась, скатилась вниз и перевернулась на спину. И тут бы удивились те, кто привык считать черепах неповоротливыми: черепаха вытянула шею, упёрлась головой в песок—раз! — и встала на ноги! И всё это было видно по её чётким следам.

А вот и сама черепаха. Бойко вышагивает по песку. На пути у неё ящерица—ушастая круглоголовка. Стоит на пяточках — горячо! — и хвостом обмахивается — жар­ко! Увидела черепаху—как разинет рот до ушей! И да­же шире: в углах рта у неё раскрылись веером две красные складки, как уши. Рот с ушами!

Но черепаха даже в сто­рону не свернула. Знала, что круглоголовка только на вид страшная, а сама безобидная. И пугает она… со страху!

Заяц-песчаник встал стол­биком — смотрит на черепаху. Тонкопалый суслик перестал песок рыть и тоже на чере­паху смотрит. Саксаульная сойка промчалась мимо. Но черепаха на них не посмотре­ла. Скорее найти траву: пол­года ведь не пила, не ела!

Встретилась на пути ящерица-агама. Надулась, поднялась на кривых нож­ках, на горле отвисла ко­жа — как синяя борода. И бока стали синими. Но и это черепаху не испугало — шагает себе напрямик!

Скорпиона не испуга­лась, фалангу не испуга­лась. Даже песчаного удав- чика не заметила, хотя он совсем рядом с нею про­полз.

Но вот когда накрыла её тень орла, черепаха быстро спрятала в панцирь ноги и голову—словно юркнула в дом и дверь за собой за­хлопнула!

'В песках. (Из цикла

Орёл рухнул сверху. Скогтил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале, где он всегда расправлялся со своей добычей. Но тут к нему бросился другой орёл и стал отнимать поживу. Орлы сцепились в воздухе, хрипло крича, а черепаха упала вниз — прямо в гу­стую траву. В ту самую, ко­торую так долго искала!

На память о приключе­нии остались на панцире длинные царапины — сле­ды орлиных когтей.

'В песках. (Из цикла

Польза игр с кинетическим песком

Мы выяснили, что «движущийся» песок безопасен для детей, а преимущества его перед пластилином или другими материалами для творчества можно почувствовать в процессе. Скорее всего, оторвать детей от игры будет невозможно. Даже взрослые не хотят выпускать его из рук, подержав один раз. Помимо приятных тактильных ощущений, игры с этим материалом несут пользу для развития детей.

Вот чем полезна игра с кинетическим песком:

  • развивает мелкую моторику, помогает малышам освоить последовательные манипуляции с предметами (формочками, лопатками);
  • успокаивает, снимает раздражение — терапевтический эффект для детей и антистресс для взрослых;
  • развивает тактильные ощущения, текстура материала никого не оставляет равнодушным;
  • положительно влияет на эмоциональное состояние, что особенно полезно для гипервозбудимых детей, малышей с особенностями нервной системы;
  • дает простор для детской фантазии и творческих способностей;
  • развивает пространственное мышление ребенка — соотношение форм, размеров и положение предметов относительно друг друга;
  • способствует речевому развитию в игре.

Как видите, подобные игры с этим материалом имеют массу плюсов, к тому же, несут пользу для развития мелкой моторики и речевого развития ребенка. Терапевтические свойства песка давно известны и применяются в психологии для реабилитации детей и взрослых (песочная терапия). Играть с таким чудом дома — одно удовольствие, и вы убедитесь в этом сами.

Разноцветный кинетический песок

Разговоры в песках

'В песках. (Из цикла

ВОРОБЕЙ САКСАУЛЬНЫЙ И ВОРОБЕЙ ПУСТЫННЫЙ

— До чего, сосед, я хитро устроился — взял и свил гнездо в узком дуплишке! Мне теперь даже барханный кот не страшен!

— А я, сосед, ещё хитрее придумал. Я своё гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не то, что бар­ханный кот, мне теперь даже каракал — пустынная рысь нипочём. Орлы моё гнездо теперь охраняют!

'В песках. (Из цикла

СЫЧ И УДОД

— Почему ты, Удод, без конца кричишь: «Худо-тут! Худо-тут!»

— А потому, Сыч, что тут хорошо!

— Вот и кричал бы тогда: «Хорошо-тут! Хорошо- тут!»

— Ишь ты какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места прогнали? Ни за что! «Худо- тут! Худо-тут!»

ЁЖ И ЧЕРЕПАХА

— Эй, Черепаха, а вдруг тебя Лиса схватит, а?

— А я, Еж, в свой костяной панцирь спрячусь и лап­ками вход захлопну. Лиса зубами пощёлкает и за тобой побежит.

— А я в колобок съёжусь и колючки выставлю. Ли­са нос уколет, заплачет, да и уйдёт ни с чем.

'В песках. (Из цикла

ЗАЯЦ-ПЕСЧАНИК И МОХНОНОГИЙ ТУШКАНЧИК

— У тебя, Тушканчик, четыре лапы, а следы на песке только от двух. Ты куда две ноги подевал?

— А у тебя, Заяц, задние лапы на следах почему-то впереди передних. Может, ты хвостом вперёд бегаешь?

— Это у меня, Тушканчик, от скорости: так то­роплюсь, что задние ноги передние обгоняют!

— И у меня, Заяц, от скорости: на одних задних скачу, чтобы передние не задерживали!

Классификационная характеристика видов природного песка

Повсеместно встречающийся по всем странам планеты земля мелкозернистый минерал блестящего на солнце полезного ископаемого по характеру происхождения и разнообразию состава подразделяется:

  • на природный песок
  • и искусственный песок,

отчего процесс получения, не созданного в дикой природе образца материала, тесно связан с принудительным дроблением и тщательным измельчением каменного гранита и осколков мрамора с обломочным известняком, где размер песчинок находится в интервале от 0,7 мм до 5 мм.

Полезное ископаемое песок

Сама же величина зерен полезного ископаемого песка классифицируется тремя видами категорий:

  1. мелкозернистый от 0,1 мм до 0,2 мм,
  2. среднезернистый от 0,3 мм до 0,5 мм,
  3. крупнозернистый от 0,6 мм до 3 мм,

где самая мелкая фракция фактуры песка интуитивно напоминает по распознаванию прикосновения размолотую в невесомую пыль, приятно ощущаемую пушистую муку.

В связи с чем, агрегатные типы кристаллических модулей тел разделяют на основные две группы:

  1. одиночные монокристаллы с правильной формой кристаллической решетки
  2. и сросшееся множество различно ориентированных поликристаллов,

из-за чего по процентному набору состава входящих веществ:

  • твердые монокристаллы содержат 90% основного вещества кремния и 10% малочисленной обманки рогового вещества морских кораллов и раковинных останков древнейших водных животных,
  • поликристаллы содержат 50% полевого шпата и 50% кварца.

По условиям накопления и местом расположения природного вещества ископаемое песок характеризуется тремя видами:

  1. почвенный песок с острыми гранами,
  2. гладкий песок, обтесанный речным течением
  3. и морской песок максимально округлой формы

Морской песок

  • от светлого до желтого, от белого до серого,
  • от розового до оранжевого, от красного до лилового,
  • от фиолетового до зеленого, от коричневого до черного,

где неоднородность песчинок различных размеров и смеси цветов имеет существенную разницу, напрямую зависящую не только от вида ископаемых пород с различным составом веществ, но и от характерного преобладания:

  1. каменистых осколков и блестящих стеклышек,
  2. базальтовой крошки и полудрагоценных камней,
  3. мелких крупиц известковых соединений водных ракушек и зерновых примесей минеральных отложений.

Загадочные истории

ПРОПАВШАЯ РУБАХА

Живёт в песках ящерица — сцинковый геккон. Очень красивый геккон. Особенно хороша у геккона кожа- рубаха— вся в золотых и медных чешуях-пуговицах. И штаны хоть куда: чешуйки, как рюшечки и оборочки.

Но всему свой срок: выцвела рубаха, запачкались штаны, протёрлись рукавчики на локотках. Пора одёж­ку менять.

Для геккона сменить костюм не задача. Надо укрыться в норку подальше от любопытных глаз, да и стянуть с себя лапками износившуюся кожицу-одежон­ку. А под ней уже готова новая: чистая, в блестящих чешуях, с белыми рюшечками и оборочками на штанах.

Геккон так и сделал: спрятался в тёмную норку и начал переодеваться. И вот геккон во всём новом.

Старой рубахи в норе нет. А старая где рубаха?

'В песках. (Из цикла

(Отгадка)

Старую рубаху, понятно, геккону ни в штопку, ни в стирку не сдать. Но и выбросить жалко!

Как только стянет её геккон с себя, так берёт в передние лапки, складывает в комочек, да и в рот! Съест целиком рубаху—ещё и оближется. Не пропа­дать же добру!

ГДЕ БЫ СПРЯТАТЬСЯ?

Ни густого деревца, ни зелёного кустика—один пе­сок вокруг. Где же тут тень найти? Невозможно же в таком пекле жить, где от солнца укрыться? Как толь­ко обитатели песков не изжарятся?

'В песках. (Из цикла

(Отгадка)

Если бы обитатели песков не знали, куда от солнца прятаться, то многие бы и вправду изжарились заживо.

Песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки прячутся в норы. Удавчики, сцинковые гекконы зарываются в глубь песка, во влажный слой. Мелкие птицы прячут­ся в норы, в колодцы, в тень камня. А орлы, бывает, кружат в тени высокого облака!

ЗАЧЕМ ТУШКАНЧИКУ ХВОСТ?

У тушканчика хвост вдвое длиннее тела: понятно, что он ему очень нужен. А зачем? Зачем тушканчику хвост?

У лошади хвост — мухобойка, у рыбы — весло, у дят­ла— подпорка. А у тушканчика? Мух ночью нет, пла­вать ему негде и по деревьям тушканчик, как дятел, не лазает. А хвост — длинней, чем у всех!

'В песках. (Из цикла

(Отгадка)

Сидит тушканчик на задних ножках, в передних держит веточку—обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть — на хвост опирается. Хвост у него — ПОД­ПОРКА И ТОЛКАЧ — помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах — а это труднее, чем прыгать на четырёх!—хвост помогает ему сохранять равновесие — хвост БАЛАНСИР. И это ещё не всё. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это УКАЗАТЕЛЬ — я тут, за мной! А для врагов — ОБМАНЩИК. Вильнёт на бегу белой кисточ­кой вправо, а сам прыгнет влево.

Популярные темы сообщений

  • Умный дом
    Ни для кого не секрет, что жизнь человека становится с каждым днем все проще, благодаря различным гаджетам, бытовым устройствам и так далее. В современном мире даже можно управлять домом с помощью смартфона, который есть практически
  • Клетки
    Клетка – элементарная единица, из которой построены почти все живые организмы. Цитология – отдел науки биология, который изучает все, что связано с живыми летками. Первооткрыватель клеток Роберт Гук в 1665 году, лишь хотел с помощью
  • Великие композиторы
    Мировая классическая музыка не мыслима без русских композиторов. Зарождение отечественной композиторской школы произошло еще в далеком XIX веке. Об основоположниках можно рассказывать долго, у каждого свой путь, своя судьба,

Песочница – круглый год

Организовать дома игровое пространство для ребенка несложно. Малыш сможет играть с песком в любое время года, хоть летом (альтернатива общественной дворовой песочнице с сомнительными санитарными условиями), хоть зимой – долгими уютными вечерами.

Дети играют с домашней песочнице

С какого возраста играть?

Песочница в детской комнате — подарок для ребенка, но с какого возраста можно в ней играть? Знакомиться с песком лучше ближе к 2 годам. Вы можете предложить ребенку поиграть и раньше, но тогда вооружитесь терпением и пылесосом – песок очень весело разбрасывать по комнате. К тому же, дети младше 2 лет с большим энтузиазмом пробуют все на вкус, и хотя кинетический песок безопасен при проглатывании, увлекаться его поеданием не стоит.

Смотрите по своему ребенку, со скольких лет ему начать играть в домашней песочнице. Предельный возраст игр также не ограничивается – вы сами убедитесь, как только возьмете этот чудный материал в руки. От кинетического песка не оторвать ни детей, ни взрослых.

Контейнер с кинетическим песком

Как хранить?

Для начала советуем приобрести 1 кг песка, если вы еще не пробовали с ним играть. Этого хватит для двухлетнего ребенка. Помимо этого, нужно подобрать подходящий контейнер для хранения. Для 1 кг подойдет пищевой или бытовой контейнер объемом 2 л.

Для детей постарше можно сразу приобретать объем от 3 до 5 кг и выбрать емкость большого размера. Лучше всего подойдет низкий, но широкий контейнер. Его вы можете купить в магазине товаров для дома и дачи либо посмотреть на сайтах интернет-магазинов, в которых продается песок.

Стоит защищать песок от домашних животных: во-первых, шерсть может попасть в массу и испортить впечатление от игры, во-вторых, животному тоже может приглянуться такое чудо. Также рекомендуется не играть на голом полу, где может находиться шерсть животного, – загрязненный песок потребует кропотливой чистки руками.

Мини-песочница в домашних условиях

Как сделать песочницу дома?

В качестве песочницы для дома можно использовать один из вариантов, например:

  • широкий низкий контейнер большого объема с крышкой – в контейнере можно хранить песок, а на крышке — лепить фигурки;
  • деревянная или пластиковая песочница для кинетического песка – специальная небольшая песочница, купить которую можно в интернет-магазине;
  • надувная песочница – также продается в интернет-магазинах, обычно имеет крышку и позволяет хранить песок прямо в ней;
  • большой деревянный поднос прямоугольной формы, какие продаются в известном шведском гипермаркете товаров для дома;
  • игровое поле для игры в «Твистер» — если у вас есть эта игра, используйте клеенчатое поле как коврик для игр с песком (полезный бонус – его так же можно использовать для рисования красками).

Башенки из песка

Что еще нужно для игр в домашней песочнице?

Для простой лепки достаточно песка и пары формочек, но гораздо интереснее будет, если вы используете всевозможные атрибуты для игр:

  • набор разных формочек, лопатки, грабли – по опыту многих мам, лучше иметь отдельный комплект для улицы, а домашние формочки хранить в контейнере вместе с кинетическим песком;
  • формочки для печенья из теста;
  • ножи, скалки для пластилина, ложки, вилки, тарелки из детского кухонного набора – песочными пирожными и куличами захочется накормить любимых игрушек;
  • специальные формочки для строительства замка;
  • машинки, погрузчики, самосвалы, мелкие игрушки (типа «киндеров») – все, что можно использовать в сюжетной или ролевой игре;
  • пластмассовые ведерки и стаканчики разных размеров из детского арсенала.

Покажите малышу, как мять песок в руках, как лопаткой набирать его и класть в формочку, как придать ему форму руками, а затем разрезать ножом. Ребенку постарше подайте идею строительства замка, обороны его от захватчиков, стройте дома, горы, оставляйте следы от игрушек и отгадывайте, какому животному принадлежит след. Оставляйте отпечатки ладошек, стоп, включайте фантазию и развлекайтесь, как можете.

«Удивительный песок»

Цель образовательной деятельности: развитие у детей познавательной активности.

Цель педагогическая: развитие познавательной активности через создание ситуации успешности для каждого воспитанника и максимально комфортных условий для интеллектуальной и творческой деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению; формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире, обучение приемам работы с сыпучем материалом; знакомство со способом изготовления рисунка из песка.

Развивающие: обогащение чувственного опыта, развитие мелкой моторики рук; развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.

Воспитательные: воспитание аккуратности в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мешочки с песком и крупой, песок карьерный и речной, лотки для исследовательской деятельности, лупы, лотки для рисования на песке, палочки для рисования, презентация «Удивительный песок», видеоролик «Колобок».

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

Воспитатель загадывает детям загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже, 

И он в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам предложить поговорить о песке, разобраться, что такое песок, какой он бывает и как люди его используют.

А ещё вас ждёт сюрприз! А какой не скажу!

Основная часть

Презентация «Удивительный песок»

Слад 1 Река.

Воспитатель: Ребята, скажите: что такое песок? (природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок). Сейчас мы свами посмотрим презентацию и узнаем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.

Слайд 2 Речной песок.

Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.

Слайд 3 Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 4 Морской песок.

Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд 5 Песок пустыни: барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Слайд 6 Дюны.

Это дюны. Вот какой разный песок!

Слайд 7 Искусственный песок.

А ещё бывает искусственный песок! Я расскажу, как его делают.

Слайд 8 Горные породы

Горные породы гранит, мрамор, известняк дробят на специальных машинах, и получается красивый песок.

Слайд 9 Ландшафтный дизайн.

Его используют для украшения стен домов и садовых дорожек.

Слайд 10 Наждачная бумага.

А сейчас я расскажу вам, как человек использует песок.

Из песка делают наждачную бумагу. Поверхность такой бумаги твёрдая, жесткая, зернистая. Наждачной бумагой затирают шероховатости на изделиях из дерева. Если у кого есть дома наждачная бумага, приносите, мы её рассмотрим и проверим в действии.

Слайд 11 Фильтры.

Песок используют в фильтрах для очистки воды.

Слайд 12 Стекло

Песок применяется при изготовлении стекла.

Слайд 13 Дорожные работы.

Песок используют в дорожных работах. Прежде чем положить асфальт делают песчаную подушку.

Слайд 14 Гололёд.

Во время гололёда дороги посыпают песком.

Слайд 15 Бетон.

Песок входит в состав очень крепких материалов цемента и бетона, которые используются в строительстве.

Слайд 16 Детский сад.

Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.

Слайд 17 Замок из песка.

Из песка создают песчаные скульптуры.

Слайд 18 Рисунок на песке

На песке можно рисовать.

Слайд 19 Картины из песка.

Эта картина из песка! Художник вместо красок использовал удивительный материал – песок. И получился шедевр!

Слайд 20 Картина из песка.

А эта картина нарисована песком на стекле. Такая техника называется пескография. Вот такой удивительный песок!

Далее воспитатель предлагает детям исследовать песок в лаборатории.

Воспитатель: Прежде, чем мы пройдём в лабораторию, я предлагаю вам придумать правила исследовательской деятельности. Как вы думаете, какие это могут быть правила?

Дети самостоятельно выводят правила исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность.

На столах у каждого ребёнка ёмкости с водой, карьерным песком, лупы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть под лупой образцы песка, исследовать руками, понюхать, попересыпать (отметить, что песок течёт как вода).

Воспитатель: из какого песка можно лепить? Добавьте немного воды, чтобы у вас получился влажный песок, слепите что-нибудь. Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или влажный? Почему?

Далее воспитатель предлагает понюхать песок, определить, чем пахнет влажный песок.

Самостоятельное открытие знаний: песок – это природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок, мелких камешков, сухой песок сыпучий, без запаха, влажный лепится, имеет запах, сухой песок имеет общее с водой качество «текучесть».

Игра с проблемной ситуацией «Что в мешочке?»

Воспитатель раздаёт детям мешочки с песком и крупой и предлагает пощупать их, убеждая детей, что внутри мешочков песок. Несколько детей должны определить и доказать, что в их мешочках крупа.

Игра «Ёжики»

Дети встают на четвереньки, кладут мешочки на спину, под музыку ползают по ковру. Выигрывает тот, у кого мешочек не падает.

Воспитатель: А сейчас обещанный сюрприз!

Ребята вы посмотрите знакомую сказку, рассказанную необычным способом, при помощи песка!

Просмотр видеофильма «Колобок».

Воспитатель предлагает детям стать художниками и создать свои картины на песке.

Рисование на песке.

На столах у каждого ребёнка лотки с речным песком, палочки для рисования.

Под тихую музыку дети рисуют.

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше исследование, понравилось рисовать на песке или что-то другое, в уголке вашего рисунка нарисуйте улыбающийся смайлик.

Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 56 лет)

Приготовила: педагогпсихолог д/с № 6 Колпакова Т.В.

Тема «Сказка на песке»

Цели:

Снятие психоэмоционального напряжения у ребенка.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

Задачи:

1. Улучшение психологического самочувствия ребенка.

2. Формировать у ребенка представления об окружающем мире.

3. Разыграть сказку, используя песок и мелкие игрушки.

4. Способствовать развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти,

внимания, воображения.

5. Формирование навыка экспериментирования с песком.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке,

маленькие игрушки насекомых, две мышки.

1. Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения, напряжения с мышц

пальцев рук.

Психолог:

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Давай мы с тобой погрузим пальчики в песок, и будем сжимать разжимать кулачки.

Создадим с тобой «волны»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Психолог говорит и одновременно показывает движения ребенку, ребенок повторяет

слова и движения за психологом.

«Идёт медведь» кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Мишка

косолапый.

По лесу идет, Топтоптоп…

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в

разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыгскок, прыгскок!

Прыгают, как мячики! Прыгскок, прыгскок.

«Ползёт змея» ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает

поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

4. Сказка «Мышонок, который всего боялся»

Психолог: Рассказывает сказку, ребенок должен используя имеющиеся игрушки,

выполнять действия по сценарию сказки.

Жил был в норке (предварительно с ребенком необходимо построить норку)

маленький мышонок, он боялся всего на свете, боялся дождика, капли которого часто

проникали в его норку (ребенок делает дождь из песка), он боялся ветра, солнца,

насекомых, которые часто пытались залезть в норку к мышонку. Он так и сидел, пока

однажды не услышал, как ктото недалеко от норки кричит. Это был другой

мышонок, который попал в беду, он упал в ямку, и теперь не мог выбраться, пищал и

звал на помощь. Трусливому мышонку очень хотелось помочь бедняжке, но он все

еще боялся выйти из своей норки. Мышонок так кричал, так звал на помощь, что

мышонок больше не мог сидеть и ждать. Он потихоньку начал выходить из своей

норки, шаг за шагом, оглядывался по сторонам, боялся каждого шороха и звука, но

помочь хотелось сильнее, и он храбро двигался вперед. Наконец, мышонок был у

цели, он сказал другому мышонку, что больше беспокоиться не нужно, и помог ему

выбраться. С тех пор мышонок ничего не боялся, а с другим мышонком, они стали

хорошими друзьями.

5. Обсуждение с ребенком занятия.

Что тебе сегодня понравилось на занятии?

Следы, каких животных, ты сегодня изображал?

Чего боялся мышонок?

Что помогло справиться мышонку со своим страхом?

Как бы ты поступил, если кому, то была бы необходима твоя помощь.

Использованная литература:

1. Практикум по песочной терапии Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева, Т.М.

Грабенко «Чудеса на песке»

  • Какие персонажи чаще всего встречаются в сказках о животных
  • Какие опасности человечеству несет технический прогресс сочинение
  • Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке руслан и людмила у лукоморья дуб зеленый
  • Какие опасности хранит в себе технический прогресс сочинение
  • Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке назовите сказки в которых встречаются