Какие положительные идеалы отразились в сатирических сказках салтыкова щедрина премудрый пескарь

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём сказка?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов: 

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

А вот и краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».

Критика

«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Антонов

    6/10

  • Наталья Степанова

    9/10

  • Давид Микулеску

    10/10

  • Алпият Магомедова

    10/10

  • Sfdsdff Sdafds

    9/10

  • Денис Аллаяров

    10/10

  • Яна Рамазанова

    10/10

  • Марина Шитова

    10/10

  • Катя Шишкина

    10/10

  • Сергей Каштырёв

    7/10

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.


А какую оценку поставите вы?

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пескарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:

  1. «Премудрый пескарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пескарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Краткое содержание сказки

Умные и осторожные родители были у пескаря, всех опасностей сумели избежать и гордились тем, что дожили до глубокой старости. И сынок, вспомнив все предостережения отца и хорошо поразмыслив, решил устроить свою жизнь так, чтобы всех опасностей избежать. Жил он так, чтобы никто его не замечал, ни с кем не водился, никого в гости не приглашал. Дрожал пескарь весь день. И голодать ему приходилось, потому что боялся днем он высунуться из норы. Только ночью выплывал, чтобы сделать моцион. Нору себе он выдолбил такую, чтобы только он один поместиться в ней мог. Не женился он и детей не имел, опасаясь лишних проблем. Умным себя считал пескарь, ведь сумел прожить он больше ста лет и умирал своей смертью. Только жил — дрожал и умирал – дрожал. Старого, никому не нужного и всеми забытого пескаря никто премудрым не называл. Многие, наоборот, считали его глупцом. Когда пришла ему пора умирать, он осознал всю никчемность и бесполезность своей жизни. И умер пескарь своей смертью. Какому хищнику придет в голову глотать старого больного пескаря? Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пескарь» характеристика
премудрый пескарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе
    – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта
    – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность
    – премудрый пескарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы
    – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость
    – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни
    – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии
    – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения
    – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

сатирические приемы салтыкова щедрина

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

сатирические приемы

Критика

«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Анализ сказки «Премудрый пескарь» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пескарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Анализ сказки м.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

М.Е.Салтыков-Щедрин
родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол
Тверской губернии. По отцу принадлежал
к старинному и богатому дворянскому
роду, по матери – купеческому сословию.
После успешного окончания Царскоселького
лицея Салтыков становится чиновником
военного ведомства, но служба его мало
интересует.

В 1847г. в печати появляются
его первые литературные произведения
– «Противоречия» и «Запутанное дел».
Но всерьез о Салтыкове, как о писателе,
заговорили только в 1856 г., когда он начал
публикацию «Губернских очерков».

Свое
необычайное дарование он направил на
то, чтобы открыть глаза, показать тем,
кто еще не видит творящегося в стране
беззакония, процветающего невежества
и тупости, торжества бюрократии.

Но
сегодня мне хочется остановиться на
сказочном цикле писателя, начатом в
1869г. Сказки явились своеобразным итогом,
синтезом идейно-творческих исканий
сатирика. В ту пору из-за существования
строгой цензуры автор не мог до конца
обнажить пороки общества, показать всю
несостоятельность российского
управленческого аппарата. И все же с
помощью сказок «для детей изрядного
возраста» Щедрин смог донести до людей
резкую критику существующего порядка.

Для
написания сказок автор использовал
гротеск, гиперболу и антитезу. Также
для автора был немаловажен эзопов язык.
Стараясь скрыть от цензуры истинный
смысл написанного, приходилось
пользоваться и этим приемом.

В
1883 г. появился знаменитый «Премудрый
пескарь», ставший за минувшие сто с
лишним лет хрестоматийной сказкой
Щедрина. Сюжет этой сказки известен
каждому: жил-был пескарь, который поначалу
ничем не отличался от себе подобных.
Но, трус по характеру, решил он всю жизнь
прожить, не высовываясь, в своей норе,
вздрагивая от каждого шороха, от каждой
тени, мелькнувшей рядом с его
норой.
Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни
детей. Так и исчез – то ли сам, то ли
щука, какая заглотнула. Только перед
смертью задумывается пескарь о прожитой
жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что
он вообще сделал в жизни хорошего? –
Жил – дрожал и умирал – дрожал». Только
перед смертью осознает обыватель, что
никому-то он не нужен, никто его не знает
и о нем не вспомнит.

Но
это – сюжет, внешняя сторона сказки,
то, что на поверхности. А подтекст
карикатурного изображения Щедриным в
этой сказке нравов современной мещанской
России хорошо объяснил художник
А.Каневский, делавший иллюстрации к
сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому
понятно, что Щедрин говорит не о рыбе.
Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий
за собственную шкуру. Он человек, но и
пескарь, в эту форму облек его писатель,
и я, художник, должен ее сохранить. Задача
моя – сочетать образ запуганного
обывателя и пескаря, совместить рыбьи
и человеческие свойства. Очень трудно
«осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение,
жест. Как отобразить на рыбьем «лице»
навеки застывший страх? Фигурка
пескаря-чиновника доставила мне немало
хлопот….».

Страшную
обывательскую отчужденность, замкнутость
в себе показывает писатель в «Премудром
пескаре». М.Е.Салтыкову-Щедрину горько
и больно за русского человека. Читать
Салтыкова-Щедрина довольно непросто.
Поэтому, может быть, многие так и не
поняли смысла его сказок. Но большинство
«детей изрядного возраста» оценили
творчество великого сатирика по заслугам.

В
заключении хочется добавить, что
высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина
проверена временем и особенно остро
она звучит в период социальных неурядиц,
подобных тем, которые переживает сегодня
Россия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

История создания

История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:

  1. «Премудрый пескарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пескарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

салтыков щедрин сатирические приемы

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Источник

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пескарь» характеристика
премудрый пескарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

сатирические приемы щедрина

Темы

Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе
    – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта
    – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность
    – премудрый пескарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы
    – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость
    – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни
    – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии
    – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения
    – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».

Критика

«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок, Щедрин не просто рассказывает о добре и зле. Смешивая фантастическое и реальное, трагическое и комическое, он высмеивает общественные пороки и иллюстрирует политическую обстановку в России XIX века. Русские либералы, отказавшиеся от борьбы, заботились только о самосохранении. Таков был и премудрый пескарь — главный герой сказки.

Композиция произведения проста. Автор начинает её традиционным сказочным зачином «Жил-был пискарь». В экспозиции рассказывается о жизни рыбьего семейства, о том, как глава семьи учил всех быть предельно осторожными, ведь опасность подстерегает на каждом углу. Завязка – урок, который усвоил маленький пескарь («намотал себе на ус»). Развитие действия. Главный герой решил спрятаться от мира и спокойно прожить до смерти. Днём пескарь укрывался в норе, ночью ненадолго выплывал за едой. И действительно у него получилось дожить до ста лет («жил-дрожал»). Кульминация. Пескарь начинает анализировать прожитую жизнь («Этак весь карасий род переведётся»). Развязка. Пескарь исчезает так же незаметно, как и прожил весь век.

Заканчивается сказка риторическим вопросом, предлагающим читателю задуматься о бессмысленности такой жизни.

Основная идея

Нельзя жить с единственной целью — сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.

Художественные средства

Сказка построена на иносказании. В образе мелкой, дрожащей рыбки легко угадывается трусливый обыватель, беспокоящийся только о своей жизни. С помощью гиперболы (намеренное преувеличение), гротеска (смешивание реальности и фантастики), иронии (отрицательная оценка с целью осмеяния), сарказма (едкая, злая насмешка сатирического свойства) писатель высмеивает позицию либералов, сознательно отказавшихся от борьбы из страха перед опасностью.

Гениальность Салтыкова-Щедрина заключается в том, что в таком коротком жанре, как сказка, он поднял философский вопрос смысла жизни. За сто лет Пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу не почувствовал радости. Жизнь его скучна и однообразна. Именно такой финал ждёт трусливых, осторожных людей.

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Сказка не была бы  сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии,  пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

3 вариант

Больше всего на свете Салтыкову-Щедрину нравилось писать в стиле аллегорий. Также он является профессиональным и уникальным писателем девятнадцатого века. И именно в такой форме он раскрывал все жизненные ситуации, которые происходили в настоящем времени. Кроме этого в этом стиле намного лучше и удобнее читать все о чем думает автор. Данные произведения могут читать не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. В каждом его произведении рассказывается не просто о добре или зле, здесь смешивается реальное и фантастическое, а также комическое и трагическое. Также ему нравится высмеивать государство и все его проблемы и пороки, и показывать политическую обстановку в том виде, которая есть на самом деле. Либералы заботились лишь о том, что выжить в таких условиях и при этом ничего не потерять. И вот таких героев в произведении «Премудрый пискарь» очень много.

Композиция здесь является простой и без сложных элементов. Произведение начинается с обычной народной сказки. Главным героем является настоящий рыбак, который зарабатывал себе на жизнь тем, что каждый день ходил в море и привозил огромное количество рыбы. Кроме этого он старался научить всю свою семью быть всегда осторожными и прежде, чем что-то делать нужно хорошенько подумать. А ведь опасность может подстерегать абсолютно везде и никто не знает, где она ждет. Больше всего на свете главному герою хотелось подальше убраться от своей семьи и до конца своих дней прожить в одиночестве и самое главное, чтобы никто его не нашел. Днем он сидел у себя, а когда наступала ночь выходил в море для того чтобы добыть все необходимые продукты и возвращался назад. В таком положении он прожил около ста лет. Также он постоянно анализирует свою жизнь, вот только менять что-то в ней не собирается.

Кроме этого жить, так как живет пескарь не только тяжело, да к тому же еще и опасна, ведь на каждом шагу его поджидают опасности, с которыми он врядли справиться.

Оказывается, жить в таких условиях очень тяжело и практически невозможно. Кроме этого невозможно жить только с одной мыслью о своей жизни. Если человек чего-то очень сильно боится, но при этом хочет многое поменять в своей жизни, то что-то поменять не получится, потому что постепенно страх становится все больше и больше. Автор осуждает таких людей, которые не имеют цели и ничем за всю свою жизнь не рисковали. А все потому что они не умеют наслаждаться жизнью и жить в свое удовольствие.

7 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Популярные сегодня темы

  • Легенда и действительность в Старухе Изергиль

    Максим Горький написал свое произведение «Старуха Изергиль» в 1895 г. Работа считается ранней, и автор его насытил романтизмом. В повествовании присутствует увлекательная комбинация, в которую входит три отрывка.

  • Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.

  • План рассказа Живое пламя Носова 7, 8 класс

    Ольга Петровна, заглянув в комнату жильца, позвала его помочь разделать клумбу. Она подготовила к посеву семена разных цветов. Жилец спросил, почему не сеет мак. Тетя Оля ответила, что мак сеют на овощных грядках.

  • Сочинение Человек в тоталитарном государстве

    Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса

    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

История написания сказки «Премудрый пескарь»

Прежде, чем приступить к основным аспектам анализа данного произведения, нам следует рассмотреть историю его создания.

История создания «Премудрого пескаря» довольно тесно граничит с политической и социальной ситуацией конца девятнадцатого века. В этот период появляется много подпольных организаций и революционных народных течений, совершаются первые покушения на Александра Освободителя. Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин не относил себя к либералам, но и не мог их открыто критиковать. Все это легло в основу замысла «Премудрого пескаря», написанного в 1882-1883 годах.

Замечание 1

Впервые опубликована данная сказка в городе Женеве, в газете для эмигрантов «Общее дело» в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году сказка была опубликована под редакцией самого писателя в журнале «Отечественные записки».

Основные аспекты сказки «Премудрый пескарь»

Итак, к основным аспектам анализа данной сказки можно отнести следующие.

Тема и мотивы. Мотивом данной сказки можно назвать бездействие, неспособность что-либо изменить, обусловленную страхом и боязнью. На основе этого мотива формируется тема произведения: жизнь пескаря, его бездействие, страх. Сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не вникая глубоко в смысл, так и понимая аллегорию, приведенную автором. Вообще, можно сказать, что аллегория является фактически главным средством выразительности в данном произведении, помогающим раскрыть идейный замысел.

Проблематика. К главной проблеме данного произведения относятся плоды родительского воспитания, его влияния, судьбы детей, зависящих от него. В основе сказки можно разглядеть конфликт: человек и общество; родители и дети. Также в произведении поднимаются достаточно философские темы.

Средства выразительности и их значение. Как уже говорилось выше, одним из главных средств выразительности, определяющим жанр произведения, является аллегория. Главные герои произведения — рыбы, которые символизируют людей. Обычное семейство рыб, аналогичное семейству людей, где старшое поколение учит младшее быть осторожным в жизни, чтобы не попасть в беду. Главный герой воспринял этот совет буквально и вырыл себе норку, в которой прятался всю жизнь. Так, в одиночестве, он прожил до старости, не в силах что-либо изменить. Он так спешил всеми силами сохранить свою жизнь, что она потеряла всякий смысл для него.

«Анализ «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина» 👇

Смысл произведения. Название «Премудрый пескарь» можно расценивать как иронию, сарказм. Салтыков-Щедрин называет его премудрым, намекая на его глупость, страх перед жизнью и неспособность постоять за себя. Так, аллегорично, беззащитным и бессильным представлен весь русский народ, который не способен был в эпоху перемен изменить свою судьбу. Автор в своем произведении осуждает и презирает людей, не способных изменить свою жизнь, людей скучных, ничем не рискующих, считающих свою жизнь надежной и стабильной, когда она на самом деле — болото, затягивающее все глубже и глубже. Все это определяет идейный замысел произведения, его глубинный смысл.

Жанровая уникальность произведения. «Премудрый пескарь» по своему жанру является сказкой, в традиционном понимании этого определения, а также сатирой, включающей в себя аллегорическую и поучительную функции. Все это, безусловно, определяет саму сказку как выдающееся явление. Однако, подобное произведение далеко не единственное в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оно входит в целый цикл подобных значимых произведений – сатирических сказок, главным элементом которых является аллегория.

Композиция данного произведения включает в себя основы русского фольклора. В частности, это хорошо заметно в начале произведения, а также в его финале. Композицию этой сказки можно назвать линейной, то есть последовательно развивающейся. В произведении пролёживается четкая логическая цепочка, одни события сменяют другие последовательно.

Жанр «Премудрого пескаря» можно определить, как сатиру и как сказку одновременно. В произведении есть как реальные события, так и фантастические. А также присутствует аллегория, благодаря которой образы рыб соединяются с человеческими чертами. Автор в своем произведении высмеивает жизнь без риска, без изменений, что подчеркивает постоянным ироническим повторением эпитета «премудрый». Употребление столь характерного эпитета в непрямом его значении и создает ироническую часть аллегории. Это является чуть ли не главным элементом самой сказки.

Значение произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина следующее:

  1. Сочетание реальности и фантастики породило так называемую сатирическую сказку, в основе которой одновременно лежит ирония и философский замысел. Все это обуславливает ее жанровую уникальность.
  2. «Премудрый пескарь» занимает достаточно большое место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это произведение-сатира характеризует людей того времени, эпохи перемен и первых революционных народных течений.
  3. Сказка по своему значению также несет поучительно-философскую функцию, затрагивая достаточно важную остросоциальную тему: что лучше – риск или стабильность? Ответ на этот вопрос можно найти в этой сказке.
  4. «Премудрый пескарь сочетает в себе также и исторический подтекст – достаточно вспомнить хотя бы историю ее написания.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сказка «Премудрый пескарь» имеет достаточно большое значение в творчестве Михаила Евграфьевича, а также во всей русской литературе в целом, включая в себя поучительную, философскую, историческую, политическую, а также социальные функции. Недаром эта сказка не относится к обычному «сказочному» разделу – детского в ней нет.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Какие положительные идеалы отразились в сатирических сказках салтыкова щедрина дикий помещик
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение на дне
  • Какие положительные герои в сказке о царе салтане
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение декабрьское
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение господин из сан франциско