Какие положительные идеалы проповедует автор в сказке премудрый пескарь

         Конспект урока по литературе (10 класс)

Тема: «Положительный идеал в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»».

                                   Челнокова Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

                               школы № 1436 г. Москвы ЗАО.

Технология: РКМЧП.

Цель: 

 — выявить идейно-художественное своеобразие сказки, истинные и мнимые ценности, которые проповедует автор;

— развить умение работать с текстом: анализировать, сопоставлять, обобщать содержание сказки;

— приобщить учащихся к истинным ценностям человеческой жизни.

Оборудование: портрет писателя, текст сказки, толковый словарь, цитата на доске.

Ход урока.

  1. Слова учителя.

Время написания и публикации сказки – время «разгула» реакции и террора в стране, время цензурных гонений. У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Однако обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности этого жанра.

  1. Вызов.

— Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом слове приставка?

(При необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём. Премудрый – очень мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум – познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).

Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый».

(Умный, мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым знаниям).

— Чтение (учителем) фрагмента текста «И прожил премудрый пискарь таким родом сто лет» и составление кластера «Что есть жизнь в вашем понимании? Что составляет её смысл?»

Истинные ценности:                                                   Ложные ценности:

— любовь (к отечеству, к близким);                            — эгоизм;

— семья, дети;                                                                — одиночество, замкнутость;

— друзья;                                     Пескарь?                   — лень, апатия;              

— труд (учёба, работа);                                                 — пассивность, бездействие;

— борьба (протест, несогласие);                                  — бесчестие, малодушие;

— честь (человеческое достоинство);                         — обывательство;

— нужность (полезность);                                            — равнодушие, чёрствость;

— милосердие (доброта);                                              — трусость, страх;

— мужество, благородство;                                          — беспомощность;

— благоразумие;                                                            — глупость;

  1. Осмысление. Работа с текстом в группах.

— Человек по-разному может прожить отмерянное ему время. От чего, по-вашему, это зависит? (От воспитания, окружающей среды, т.е. обстоятельств, от самого человека, уровня его развития, самосознания).

Задание для группы №1.

— Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.

Задание для группы №2.

— Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.

Задание для группы №3.

— Исследовать степень участия самого пескаря в собственной судьбе, его образ жизни (с опорой на материалы кластера).

Примерные ответы учащихся.

Группа №1.

— Отец и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить «помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»). Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал».

  1. Рефлексия №1 на стадии осмысления.

    — Вспомните напутствия – заветы своим детям других отцов – героев   классических произведений русской литературы.

    («Береги платье снову, а честь смолоду» — наставление П.А. Гринёву. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; «Мне говорил отец: …угождать всем людям без изъятья…» — совет отца Молчалину. А.С.Грибоедов «Горе от ума»; « …больше всего на свете береги и копи копейку… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой» — совет П.Чичикову. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»).

Группа №2.

— Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху. Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.

  1. Рефлексия №2 на стадии осмысления.

   — Как складываются взаимоотношения уже известных нам литературных героев с окружающей средой? (Лучшие герои имеют мужество противостоять обстоятельствам. Например, герой А.С. Грибоедова Чацкий обрушивается с критикой на нравственные устои фамусовского общества; умеет противостоять сложившейся ситуации и герой А.С. Пушкина Гринёв, подвергая свою жизнь опасности; лучшие герои Н.Г. Чернышевского не только мечтают о счастливом обществе, но и приближают его).

Группа №3.

   — Пискарь ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни, звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору, где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить, нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт, табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает.

    Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел, никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя.

  1. Рефлексия №3 на стадии осмысления.

   — Как относятся к такому образу жизни пескаря другие обыватели?

    («Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь (т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).

   — Осознаёт ли сам пескарь последствия постылой жизни? В какой момент он это делает и почему?

   (Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается, представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).

   — Почему же всё-таки Щедрин называет своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает?

    (Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»). Да и устами обывателей автор развенчивает это качество своего героя: глупо тратить «ума палату» и «просвещённость» на борьбу с кознями своих врагов только ради того, чтобы спасти, сохранить себя, дрожа всю жизнь от страха).

  — Зачем сатирик прибегает к аллегории, наделяя мелкую рыбёшку человеческими качествами? Обращаю внимание учащихся на записанную на доске цитату М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Уж очень худое время наступает. Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они и сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и назад – куда хочешь. Всем как-то всё равно».

  — Что это за «худое время»? Что вы знаете о той эпохе, когда была написана сказка? (1833 год – время жестокой расправы самодержавия с революционерами-народовольцами, убившими 1 марта 1881 года Александра II. Нельзя было открыто высказывать свои революционные взгляды. Приходилось обращаться к аллегории).

  — Кого напоминают эти «вялые существа» из высказывания писателя? Кого автор под ними подразумевает?

    (Премудрый пискарь – аллегория русской интеллигенции, значительная часть которой в 80 годы оказалась растерянной перед нарастающим произволом самодержавия, и, осознавая необходимость борьбы с ним, не знала, как это сделать, обрекая себя на бездействие).

  — Какая участь ожидает таких людей? Как это показано в сказке?

   (Трагическая: пескарь всё-таки гибнет).

  — За что наказан премудрый пискарь? Найдите в тексте авторскую позицию. Какой идеал человеческой жизни он утверждает?

  (Пискарь наказан за то, что прожил никчёмную жизнь. Писатель осуждает своего героя за глупость, эгоизм, трусость и малодушие, пассивность и бездействие, утверждая истинные человеческие ценности (обратиться к кластеру). Чтение фрагмента текста со слов «Неправильно полагают те, кои думают…» до слов «…живут, даром место занимают да корм едят»).

   Можно также на стадии рефлексии предложить учащимся ответить на вопрос (устно или письменно), насколько актуальна эта сказка в наше время.

  1. Домашнее задание. Прочитать сказки «Карась-идеалист», «Орёл-меценат», «Коняга».

Самоанализ урока.

    Урок изучения нового материала по литературе в 10-ом классе «Положительный идеал в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» проводился в технологии РКМЧП, которая позволила учащимся реализовать и закрепить свои умения работать с художественным текстом: добывать, анализировать информацию, делать на основе этого умозаключения; выявлять истинные ценности жизни, утверждаемые автором, и художественные средства, с помощью которых эти ценности утверждаются. На уроке использовались индивидуальная, парная, групповая и фронтальная формы организации учебной деятельности, методы как словесной передачи информации (беседа, элементы дискуссии), так и с помощью практической деятельности (работа с текстом сказки, толковым словарём, цитатой). Всё это, наряду с выбранной технологией, способствовало мотивации учащихся к учебной деятельности и успешному решению образовательных задач (организованных, информационных, коммуникативных), развивающих (развитие эмоциональной сферы, критического мышления, памяти, речи), воспитательных (формирование отношения к нравственным ценностям, формирование активной жизненной позиции).

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём сказка?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов: 

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

А вот и краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».

Критика

«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич «Премудрый пескарь» — анализ сказки

Содержание:

  • «Премудрый пескарь» — описание, кто автор
  • Сюжет сказки
  • Описание главных героев
  • Темы произведения
  • Проблематика произведения
  • Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» — описание, кто автор

«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.

Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.

Сюжет сказки

Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.

Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.

Описание главных героев

Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.

Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.

Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.

Темы произведения

Основными темами произведения являются:

  1. Неуверенность в себе. Пескарь считал, что он не сможет противостоять окружающим его жителям водоема, и потому выбрал не пересекаться с ними вообще. До самой смерти он был уверен в своей ничтожности и слабости перед миром, и полноценно жить мог только в мечтах или во сне. Он отказался от свободы и нормальной жизни, добровольно принеся себя в рабство, лишь бы умереть собственной смертью.
  2. Зона комфорта. Пескарь вырыл маленькую норку, в которой мог уместиться только он – это было его безопасное место. И хотя она была тесной и ограничивала его движения, он продолжал жить так на протяжении ста лет, прячась от жестокости внешнего мира.
  3. «Футлярность» или изоляция, отрешение от мира. Руководствуясь страхом за свою жизнь, пескарь собственноручно отрезает себя от окружающего мира и от прочих обитателей водоема. Таким образом, он закрылся в своей норе – «футляре» — не только от предполагаемых опасностей, но и от тех, кто мог бы стать его другом или создать с ним семью. Только в конце жизни он осознает, что таким затворническим образом жизни он всего-навсего обрек себя на вечное одиночество.

Проблематика произведения

Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.

Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.

Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.

Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.

Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    54 секунд назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    5 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    5 минут назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    16 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    25 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

История создания сказки

В 1882 году правила жесткая цензура, убирающая все произведения, которые обличали действующую власть. Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую сказку, чтобы ее опубликовали. Тогда и появляются сатиристические сказки. Тема для создания произведения появилась после покушения на Александра II людьми из “Народной воли”. Все интеллигентное общество промолчало, авторы писали “в стол”, вслух не обсуждалась власть, чтобы сохранить хоть какую-то свободу. Михаилу Евграфовичу не нравилось такое “замалчивание”, но и открыто он не мог об этом говорить. После создания сказки “Премудрый пескарь” в 1883 году в свободной газете эмигрантского происхождения “Общее дело” сказка была опубликована в разделе сказок для детей изрядного возраста.

Рис. 1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. И. Крамской. 1879 год

Рис. 1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. И. Крамской. 1879 год

Основные темы

Бездействие и трусость — две основных темы сказки “Премудрый пескарь”. Реакция соотечественников-либералов высмеивается Салтыковым-Щедриным в самых жестоких аллегорических сравнениях. Главный герой — пескарь. Рыба-либерал живет сам по себе, незаметно для окружающих, думая, что чем она будет менее заметна, тем лучше будет ее жизнь. Пескаря этой жизненной позиции научили родители, которые на собственном примере доказали, что залог долгой жизни — жить тихо и спокойно. Но в том обществе, в котором живет пескарь, это не удастся. Прячась в свои домики и норки, не удастся не вмешиваться в происходящее. В названии сказки присутствует сатиристическое отношение автора к пескарю. Мудрость пескаря — поверхностная, он слишком много думает, и от этого считает себя умным и мудрым. Но приставка “пре”, добавленная Салтыковым-Щедриным, указывает на значение “слишком” или “чересчур” умным. Думы пескаря ни к чему не приводят, а только лишь усиливают страх. Автор указывает нам в сказке, что могут быть такие же пескари и среди людей, которые и вино не пьют, и в карты не играют, и за девушками не ухаживают. Про таких людей и писалась сказка. Салтыков-Щедрин негативно относится к тем людям, которые боятся жить. Автором поднимается тема евангельского происхождения, где человек закапывает свой талант в землю. Михаил Евграфович предостерегает нас от пустой жизни, дает наказ не только младшему поколению, но и взрослым — необходимо продумывать свой финал жизни. И только ваш выбор — будет этот финал достойным и счастливым в кругу семьи или одиноким и унылым в сырой, не пропускающей свет норе.

Рис. 2. Премудрый пескарь. Иллюстрация художников Кукрыниксы

Рис. 2. Премудрый пескарь. Иллюстрация художников Кукрыниксы

Композиция

Произведение написано по канонам фольклорных сказок. Сказка начинается со вступления, где проводится основная идея сказки — живи так, чтобы ни в суп не попасть, ни быть съеденным щукой. Экспозиция сказки — знакомство читателя с главным героем, устоями его жизни. Завязкой произведения стали рассказы отца пескаря и жизнь главного героя после смерти своих родителей. Пескарь — хороший сын, он следует заповедям своего отца, но доводит их до апогея. Пескарь перестает выходить из своей норы ночью. Случалось так, что из-за страха он мог просидеть несколько дней без еды. Главный герой практически ни с кем не общался.

Важно! В сказке есть события, являющимися композиционными точками.  Это встречи с раком и щукой, когда пескарь испытывал наиболее высокое эмоциональное напряжение.

Кульминация — раздумья пескаря уже перед смертью. Он только сейчас понял, что весь его страх приводит к скучной и неинтересной жизни, а самое главное — при таком образе жизни у него никогда не будет потомства. Пескарь все дрожал и боялся, но теперь он хотел что-то изменить. Тем не менее слабоволие не позволило ему что-то изменить. Пескарь исчезает, и автор в такой трагической развязке подчеркивает, что никто не знает, как исчез главный герой, потому что никому не было до него дела.

Рис. 3. Иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь

Рис. 3. Иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь

Особенности жанра

Сатиристическая сказка — ответ писателей на жесткую редакцию произведений. Сатирики обличали пороки людей, вождей и целых эпох, не боясь редактуры, ведь жанр сказки подразумевал иносказательность, и именно этот факт позволял наделить животных, рыб и птиц  “волшебными” свойствами человека.

Важно! Гипербола — основная особенность сказок Салтыкова-Щедрина, он доводил пороки человека до абсурдности. Это помогало читателю понять, что более мелкие проступки могут привести к определенному исходу событий.

Таким образом, детская, с первого взгляда, сказка при детальном рассмотрении становится глубоким и сильным произведением с философской идеей и посылом будущему поколению.

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

История написания сказки «Премудрый пескарь»

Прежде, чем приступить к основным аспектам анализа данного произведения, нам следует рассмотреть историю его создания.

История создания «Премудрого пескаря» довольно тесно граничит с политической и социальной ситуацией конца девятнадцатого века. В этот период появляется много подпольных организаций и революционных народных течений, совершаются первые покушения на Александра Освободителя. Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин не относил себя к либералам, но и не мог их открыто критиковать. Все это легло в основу замысла «Премудрого пескаря», написанного в 1882-1883 годах.

Замечание 1

Впервые опубликована данная сказка в городе Женеве, в газете для эмигрантов «Общее дело» в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году сказка была опубликована под редакцией самого писателя в журнале «Отечественные записки».

Основные аспекты сказки «Премудрый пескарь»

Итак, к основным аспектам анализа данной сказки можно отнести следующие.

Тема и мотивы. Мотивом данной сказки можно назвать бездействие, неспособность что-либо изменить, обусловленную страхом и боязнью. На основе этого мотива формируется тема произведения: жизнь пескаря, его бездействие, страх. Сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не вникая глубоко в смысл, так и понимая аллегорию, приведенную автором. Вообще, можно сказать, что аллегория является фактически главным средством выразительности в данном произведении, помогающим раскрыть идейный замысел.

Проблематика. К главной проблеме данного произведения относятся плоды родительского воспитания, его влияния, судьбы детей, зависящих от него. В основе сказки можно разглядеть конфликт: человек и общество; родители и дети. Также в произведении поднимаются достаточно философские темы.

Средства выразительности и их значение. Как уже говорилось выше, одним из главных средств выразительности, определяющим жанр произведения, является аллегория. Главные герои произведения — рыбы, которые символизируют людей. Обычное семейство рыб, аналогичное семейству людей, где старшое поколение учит младшее быть осторожным в жизни, чтобы не попасть в беду. Главный герой воспринял этот совет буквально и вырыл себе норку, в которой прятался всю жизнь. Так, в одиночестве, он прожил до старости, не в силах что-либо изменить. Он так спешил всеми силами сохранить свою жизнь, что она потеряла всякий смысл для него.

«Анализ «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина» 👇

Смысл произведения. Название «Премудрый пескарь» можно расценивать как иронию, сарказм. Салтыков-Щедрин называет его премудрым, намекая на его глупость, страх перед жизнью и неспособность постоять за себя. Так, аллегорично, беззащитным и бессильным представлен весь русский народ, который не способен был в эпоху перемен изменить свою судьбу. Автор в своем произведении осуждает и презирает людей, не способных изменить свою жизнь, людей скучных, ничем не рискующих, считающих свою жизнь надежной и стабильной, когда она на самом деле — болото, затягивающее все глубже и глубже. Все это определяет идейный замысел произведения, его глубинный смысл.

Жанровая уникальность произведения. «Премудрый пескарь» по своему жанру является сказкой, в традиционном понимании этого определения, а также сатирой, включающей в себя аллегорическую и поучительную функции. Все это, безусловно, определяет саму сказку как выдающееся явление. Однако, подобное произведение далеко не единственное в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оно входит в целый цикл подобных значимых произведений – сатирических сказок, главным элементом которых является аллегория.

Композиция данного произведения включает в себя основы русского фольклора. В частности, это хорошо заметно в начале произведения, а также в его финале. Композицию этой сказки можно назвать линейной, то есть последовательно развивающейся. В произведении пролёживается четкая логическая цепочка, одни события сменяют другие последовательно.

Жанр «Премудрого пескаря» можно определить, как сатиру и как сказку одновременно. В произведении есть как реальные события, так и фантастические. А также присутствует аллегория, благодаря которой образы рыб соединяются с человеческими чертами. Автор в своем произведении высмеивает жизнь без риска, без изменений, что подчеркивает постоянным ироническим повторением эпитета «премудрый». Употребление столь характерного эпитета в непрямом его значении и создает ироническую часть аллегории. Это является чуть ли не главным элементом самой сказки.

Значение произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина следующее:

  1. Сочетание реальности и фантастики породило так называемую сатирическую сказку, в основе которой одновременно лежит ирония и философский замысел. Все это обуславливает ее жанровую уникальность.
  2. «Премудрый пескарь» занимает достаточно большое место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это произведение-сатира характеризует людей того времени, эпохи перемен и первых революционных народных течений.
  3. Сказка по своему значению также несет поучительно-философскую функцию, затрагивая достаточно важную остросоциальную тему: что лучше – риск или стабильность? Ответ на этот вопрос можно найти в этой сказке.
  4. «Премудрый пескарь сочетает в себе также и исторический подтекст – достаточно вспомнить хотя бы историю ее написания.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сказка «Премудрый пескарь» имеет достаточно большое значение в творчестве Михаила Евграфьевича, а также во всей русской литературе в целом, включая в себя поучительную, философскую, историческую, политическую, а также социальные функции. Недаром эта сказка не относится к обычному «сказочному» разделу – детского в ней нет.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Какие положительные идеалы проповедует автор в сказке дикий помещик
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение старуха изергиль
  • Какие положительные идеалы отразились в сатирических сказках салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение преступление и наказание
  • Какие положительные идеалы отразились в сатирических сказках салтыкова щедрина дикий помещик