Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика дикий помещик

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Что высмеивает Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

6 ответов:



4



0

В сказке Дикий помещик автор высмеивает тупость и глупость главного героя, а если быть точнее Уруса‑Кучума‑Кильдибаева. Автор довел его мозг до полного отупления. Автор высмеивает его больной характер, который сравним только с шизофреником. Его жадность и пороки показаны автором открыто. Даже своей скотине на водопое он жалеет воды и орет «Моя вода», ходит курица по земле, он орет «Моя земля». Помимо этого автор высмеивает в помещике его гордыню. Помещик считает себя неким божеством. Эгоизм помещика показан в сказке очень крупным планом. Помещику не дано даже задуматься о том, что живет он за счет других. Так в конце концов благодаря своей глупости он остается один и тут начинается самое интересное. Отсюда и пошло название сказки, помещик попросту от своей неумелости и несамостоятельности попросту дичает.



3



0

Если попытаться определить смысл сказки про Дикого помещика, то нужно сначала понять, что это поучительное произведение показывает что может стать с теми людьми, которые в силу своей неумности отрицают зависимость людей между собой.

Помещик решивши избавится от крестьян, подумал, что в состоянии сам справится и обустроить свое нормальное существование, но увы он деградировал и превратился в звероподобное существо.

Автором в этой сказке едко высмеивается незнание реального положения во взаимоотношениях господствующего класса с крестьянством и большую зависимость его, от труда простых людей, которые и обеспечивают ту комфортную жизнь, к которой привыкли «господа».

Автор высмеивает такие человеческие пороки, как невежество, лень, лицемерие, ханжество и мн. др., все то, что мешает нормальной человеческой жизни.



2



0

«Дикий помещик» какие пороки обличает писатель?

В сказке, в которой Салтыков-Щедрин описал жизнь помещика без крестьян, с помощью гротескных образов осуждает такие пороки, как косность, жадность, духовная нищета, лень.

Дикость помещика описана до таких масштабов, что выходит за реальность.

Помещик одичал, конечно, не от самого отсутствия крестьян, при желании он мог справиться и жить один. Но в сказке мы видим, что его отстраненность от мужицкого сословия привела к тому, что он потерял не только духовные, но по сути и физические связи с человеческой природой, буквально превратившись в полуживотное. И такое состояние у него продолжалось до тех пор, пока его не вернули к крестьянам (а не наоборот, думаю, что так лучше сказать).



2



0

Знаете, если говрить по большому счёту, то в сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин высмеивает всё крепостное право о нравы, которые бытуют в помещичьей среде и в помещичьем сословии, которое привыкло жить в праздности за счёт своих крестян, которые доставались им (помещикам) как правило, по наследству, то есть даром, ни за что.

А когда исчезает мужик, то есть исчезают крепостные, то помещик оказывается фактически никчемным, жадным до алчности и наполовину безумным человеком.

То есть опора России , на самом деле, в её народе, в крестьянстве, а не в правящем сословии. Но это только лишь частное моё мнение.



2



0

В этой сказке Салтыкова-Щедрина рассказывается о том, как помещик мечтал избавиться от мужиков-крестьян. Он думал, что с их исчезновением его жизнь станет только лучше. Однако он ошибся. Тут высмеивается такой порок людской как паразитирование. Общество можно сравнить с ульем, где одни пчелы работают, а другие живут за счет первых как трутни совершенно не напрягаясь и считая что так и должно быть, но при этом еще и пытаются напакостить работягам за чей счет живут. Когда у помещика исчезли все крестьяне, то первые дни он только был счастлив, а потом у него начались проблемы. От него не только отвернулись знакомые и соседи, но еще и он сам стал как диким зверем. Все таки нужно и себя обеспечивать уметь, и при этом думать своей головой, а не чужой, ну или хотя бы не пакостить тем, за чей счет кормишься.



1



0

Сказка эта, как и многие произведения Салтыкова-Щедрина, весьма поучительна. В ней смешно и остро рассказывается о помещике, который сам просил Творца избавить его от мужицкого присутствия, а вот неожиданное на самом деле исчезновение крепостных, приносит ему массу проблем.

Но, нельзя так вот сразу сказать, что высмеивает автор только крепостничество, как явление, а также самих помещиков, часто олицетворяющих собой такие пороки, как — неуемное скряжничество и нелепое самовозвеличивание, переходящее в жуткий по своим проявлениям эгоизм. Это сочный и яркий фон для того, чтобы показать и самоуничижение крестьян, напрочь отбросивших свои желания и цели, для них состояние рабства вполне естественно — это состояние они впитали еще с материнским молоком и передадут своим потомкам.

Писательская манера автора настолько колоритна, а употребляемые им речевые обороты («в некотором государстве», «вот и сказке конец») — фантастичны и комичны, что читается все с отчетливым пониманием трагедийности и одновременно — комичности ситуации. Он ясно показывает, как помещик, доведя себя сначала в мыслях до состояния дикого зверя, потеряв народную поддержку, становится диким на самом деле.

Читайте также

Салтыков-Щедрин писал свой рассказ о диком помещике еще в 19 веке, если точнее, то было это в 1869 году, совсем рядом отмена позорившего страну крепостного права. Тогда была только одна страна, славившаяся своим машиностроением. Америка еще не скоро станет ведущей страной, там лишь только отменили рабство, было это в 1862 году. Москва была тогда почти что захолустным городишком, столицей был другой город. Остается Англия, именно оттуда и хотел помещик получить чудо-механизмы, которые крестьян заменят и вонять при этом не будут. Никакого духа холопского, а только благородный пар, безо всякой мужицкой вони.

Стаей летают птицы, бегают звери, рыбы плавают, а вот роем — трудолюбивые пчелки, а кто же не похож на них так, как простые крестьяне?

Пчелки мед собирают, хлопочут, пасечник забирает бОльшую часть себе.

Крестьяне трудятся день и ночь, помещик забирает почти все себе.

Летают роем и мухи.

Но и крестьяне, чего скрывать, пахли не очень, и жили не в светлых хоромах, а среди навоза, грязи, если и не жили какие, то работали там все, в свинарниках-коровник­<wbr />ах-конюшнях.

Ну и еще, рой — пятно такое большое, огромное, когда много-много там чего-то, как мошек, мух, пчел. Именно так и летели мужики. Похожи были.

А стая — упорядоченная линия, или несколько линий, если б мужики летели стаей, они б закрыли все небо. А роем — летели тучей. Да и где мужикам в стаю сбиваться, один — вожак, остальные — следуют строго в своем месте. Нееет, так нельзя было писать. Нет у них вожака. Их вожак — «пчелиная матка» — остался в поместье.

При ответе на этот вопрос нужно учитывать два фактора. Во-первых, сказка «Дикий помещик» — это резко сатирическое произведение с элементами фантастики и гротеска. Соответственно, следуя традициям этого жанра, автор должен и имя-фамилию своего персонажа сделать столь же гротескной, но одновременно и запоминающейся. А тут как раз добавляется и во-вторых: сказка написана в 1869 году, когда цензура в литературе еще была достаточно сильна, и автору приходилось об этом помнить. И непросто помнить, а ухитряться давать героям такие фамилии, чтобы никто из власть имущих не заподозрил в них себя. Потому и помещику, одичавшему без крестьян, Салтыков-Щедрин дал фамилию, которую никто бы не рискнул отнести к разряду русских — чтобы реальные русские князья-помещики не восприняли эту сатиру конкретно в свой адрес:

2200HPAInHWx4En9H4GqkIB556z07QBh.png

Ответ: Урус-Кучум-Кильдибаев

Очень поучительная и жизненная сказка Салтыкова Щедрина «Дикий помещик».

При ограниченном уме одного помещика, который стал замечать, что слишком много у него развелось мужиков, крестьян. Он боялся, что они слишком его объедают, запах от них не из приятных.

Обращался помещик не раз к богу, но он не стал ему помогать избавиться от мужиков.

И вот, словно по его просьбе, налетел вихрь и унёс всех его мужиков.

Поначалу от порадовался, но затем у него закончилась еда, не кому стало его обслуживать, он перестал следить за собой, все окружающие стали шарахаться и избегать его.

Сам он стал есть только леденцы и засохшие пряники и этим же угощал гостей.

Все окружающие обходили его стороной.

Это длилось до тех пор, пока вихрь не принёс пролетавшее облако мужиков и они опустились в районе базара. После этого, жизнь в этих местах постепенно стала налаживаться и на базаре и в домах появились мясо, мука. Пошли от мужиков и подати.

Жизнь возвратилась в прежнее русло.

Мораль сказки в том, что без мужика никуда не деться, жизнь просто остановится.

Правильный ответ на вопрос:

Леденцы и пряники.

Рассказ «Дикий помещик» был написан мастером сатиры того времени Салтыковым-Щедриным и он положил начало сатирическим сказкам, затрагивающим политические и социальные проблемы. Следует понимать, что год создания этого рассказа 1869, то есть крепостное право уже было почти с десяток лет как отменено и потому можно было, пусть и в форме гротеска, показать корни решения, приведшего к отмене.

Помещик — собирательный такой образ всей помещичьей глупости, надо же — молил Творца об избавлении его от мужиков, тех самых, на которых он и паразитировал, что и случилось, приведя к одичанию самого помещика. Но, крестьян, которые покинули глупца все же изловили и возвратили назад, самого же помещика тоже отыскали, хотя он уже стал практически животным, до того одичал:)

Что сделали с «диким» помещиком? Тут Салтыков-Щедрин показал очень интересное положение дел, которое возникло после того, как крепостные получила волю. Они в основной массе попросту не смогли жить самостоятельно, поскольку отмена крепостного права, не предусматривала бесплатный земли, да и привыкли крепостные трудиться на барина… Потому и не могли они его выгнать или застрелить случайно, а попросту вымыли и на прежнее место поставили. Пусть будет, без него как-то не по себе…

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Суть: о чём сказка?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Чему учит?
  • 10 Средства выразительности
  • 11 Критика

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Муниципальное
бюджетное  образовательное учреждение —

средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Орёл

Обличение
социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

(урок
– экскурсия, литература, 10 класс).

Извекова
И. Н.,

учитель
русского языка и литературы,

                                                              
высшая квалификационная категория

Тема:
«Обличение социальных пороков в сказке Салтыкова –
Щедрина «Дикий помещик».

Тип
урока:
объяснение нового материала.

Цели
урока.

Образовательные:

        
определить роль сказок в творчестве М. Е.
Салтыкова – Щедрина;

        
дать обзор сказок писателя;

        
раскрыть художественное своеобразие сказки
«Дикий помещик».

Развивающие:

        
развивать творческое воображение учащихся,
логическое мышление;

        
развивать языковую интуицию учащихся;

        
совершенствовать навыки анализа
прозаического произведения;

        
развивать устную и письменную речь
учащихся.

Воспитательные:

        
воспитание любви и интереса к
историческому прошлому России, к классической литературе;

        
воспитание нравственных ценностей
учащихся.

Методы:
беседа, сообщения, исследования учащихся, анализ текста, самостоятельная работа
учащихся.

Оборудование:
портрет писателя, Эзопа, иллюстрации
разных художников к сказке «Дикий помещик», раздаточный материал для самостоятельных
работ.

Ход
урока.

1.    
Организация
класса на работу.

2.    
Сообщение
цели урока – дать обзор сказок, раскрыть художественное своеобразие сказки
«Дикий помещик». Урок сегодня необычный. Это урок – экскурсия, экскурсия
заочная, воображаемая, во времени и пространстве. Я осмелюсь взять на себя
функции экскурсовода, буду присутствовать с вами на протяжении урока, у меня
будут помощники – юные экскурсоводы, чьи сообщения помогут расширить, углубить
имеющиеся знания. Перенесемся в
XIX век.

3.    
Проверка
домашнего задания. Беседа по биографии писателя.


Назовите годы жизни Салтыкова – Щедрина (1826- 1889).


В каком « литературно – знаменитом» учебном заведении учился Салтыков? (с 1838
– 1844 в Царскосельском лицее), (с 1844 – Александровском).

На
каждом курсе лицея по традиции объявлялся очередной продолжатель Пушкина.

В
своём классе им стал Салтыков.


Почему писатель не любил вспоминать своё детство?

      
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы,
воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем, –
вспоминал писатель. – Детство и молодые годы мои были свидетелями самого
разгара крепостного права».

1844г.
– служба в канцелярии военного министерства.


Как Салтыков стал Н. Щедриным?

      
  Находясь на государственной службе, Михаил Евграфович пишет две повести
«Противоречия» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848г.), вышедшая под псевдонимом
Н. Щедрин. В них он резко критикует общественный строй, основанный на
угнетении. Ему намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией.
В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и
одновременно писателя Н. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано
арестовать чиновника за какое–то сочинение, напечатанное без ведома
начальства». Этим чиновником и был М. Е. Салтыков, который по высочайшему
повелению был сослан на Вятку.


Как складывается судьба писателя?

        
В 1855 году, после смерти Николая
I, возвращается в Петербург с
огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни простых людей и господствующих
классов.


В каких журналах работает?

       
В 1858 году Салтыков – Щедрин назначен на должность вице – губернатора в
Рязани.


Как проявил себя Салтыков на посту вице – губернатора в Рязани?

      
Вся энергия его была обращена на искоренение взяточничества, дошедшим до того,
что оно считалось как бы делом нормальным, законным, и на преследование
злоупотреблением помещичьей властью. По делам о помещиках открывались вопиющие
деяния. Имения у них отбирались в опеку, сами они изгонялись или предавались
суду.


Можно ли считать деятельность Щедрина образцом подражания для чиновников любой
эпохи?

       
Да, такие люди нужны во все времена. Ведь за короткое время Рязанская губерния
стала иной, не похожей на себя.

1864–1866г.г.
– председатель Пензенской казённой палаты.

1866–1867г.г.–
управляющий Тульской казённой палатой.

Не
успеет где-нибудь  прижиться, как опять поссорится с губернатором.

Октябрь
1867г. – управляющий Рязанской казённой палатой. Так и переезжал с места на
место до полной отставки.

В
1868г. ушёл в отставку, т.к. Салтыков «всегда держал себя в оппозиции к
представителям власти в губернии, даже противодействуя их мероприятиям». Но
если бы он не прошёл всех стадий службы, он не знал бы так Руси…


Назовите произведения Салтыкова – Щедрина. (Очерк «Помпадур и помпадурши»,
«Господа Головлёвы», «История одного города», «Благонамеренные речи», «Мелочи
жизни», «Современная идиллия», «Пошехонская старина»).


В каких жанрах работал писатель?

(романы,
драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии, сказки).

-Какие
еще писатели использовали жанр сказки?

        
Пушкин «Сказки», Лермонтов «Сказка для детей», Жуковский «Тюльпанное дерево», «Спящая
царевна», 80-ые г.г. 
XIX века появятся
сказки Л. Толстого, сказка Гаршина («Лягушка – путешественница».


Вспомним определение слова сказка

       
Древний жанр УНТ, произведение эпическое, волшебного или бытового характера.
Корень –сказ-, т.е. сказка — то, что рассказывают, сказывают.


Что всегда присутствует в сказках?

        
Вымысел, комическое, фантастика, поучение. Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.

Объяснение нового материала.

Учитель. Вот к этому
древнейшему жанру народного творчества обратился Салтыков – Щедрин. Но его
сказки особенные, они в большой степени сатиры, в которых форма сказки
используется для сатирического  иносказания. Открыто писатель не мог говорить,
это было опасно, поэтому он пользуется своеобразной манерой повествования.

Эксперт – литературовед. Эту манеру именуют
эзоповской, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в
VI веке до
н.э. (Слайд 1). Состоит эта манера в изобретении оговорок, недомолвок,
иносказаний и прочих обманных средств. Эзоповская речь – это рабья манера
писать, имеется в виду её вынужденный, связанный с цензурными давлениями
характер.

        
Чего только ни делали с произведениями Салтыкова: «и вырезывали и урезывали, и
перетолковывали, и целиком запрещали». Но писатель не сдаётся, и
из–под его пера появляются сказки. В сказках сатирик берёт наиболее яркие черты
действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом.
Современные литературоведы называют сказки «малой энциклопедией его сатиры».
Темы, герои, художественные приёмы, которые накапливал автор 40 лет, сконцентрировались
на 3 – 5 страничных сказках. Они в миниатюре содержат в себе проблемы и образы
всего творчества сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал,
то и они дали бы ему право на бессмертие. Из 32-х 29 написаны в последнее
десятилетие, и лишь 3 сказки созданы в 1869г. («Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

       
Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» и 2 – ой вариант
«Для детей от 7 до 70 лет» (Слайд 2), т.е. для взрослого читателя, но по
уму находящегося в состоянии ребёнка, которому нужно открыть глаза на жизнь.
Цель сказок – пробудить народ, чтобы эти дети возмужали и перестали быть
детьми. Щедрин хотел издать сказки в виде сборников – брошюр ценой по 3
копейки, чтобы любой их мог купить. Цензура запретила это издание, но всё же
сказки дошли до читателя. (Показ иллюстрации нелегального издания). Писатель
выступает как защитник народных интересов. Девиз Салтыкова – Щедрина: «Я не дам
в обиду мужика».

Основные темы сказок (Слайд 3):

1.    
Народ 
и самодержавие («Медведь на воеводстве», «Орёл – меценат»).

2.    
Народ
и господствующие классы («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»).

3.    
Народ
и буржуазная интеллигенция («Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась – идеалист»).

4.    
Идеал
жизни по правде – стремление к справедливому устройству общества («Христова
ночь», «Дурак», «Рождественская сказка»).

Обобщение:


Почему Салтыков обратился к жанру сказки?

      
Обойти цензуру, понятна простому народу!)

Учитель. Итак, сегодня
объектом нашего внимания станет одна из первых сказок, написанная в 1869
г., «Дикий помещик», отражающая сложные пореформенные процессы.


Вспомним, что произошло в нашей стране в это время.

Экскурсовод – историк. 1861г. – отмена
крепостного права.

В
пореформенной России помещичьи привилегии, бережно охраняемые царизмом,
приносили колоссальный ущерб экономике. В сущности, после 1861г. сохранялась
«старая крепостная система хозяйства». Политический строй России за это время
был насквозь пропитан крепостничеством. Крестьяне голодали, вымирали,
разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. В
пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших
претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты,
советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде
принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти
земли к своим. Неграмотные  в большинстве своём крестьяне не понимали новых
хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана
Салтыковым в сказке «Дикий помещик».

Беседа:


Напомните сюжет сказки. О чём она? (краткий пересказ)

Анализ сказки:


Как проявляется фольклорная традиция в сказке?

Зачин
(«В
некотором царстве»); присказки («сказано – сделано», «по щучьему
велению», «много ли, мало ли времени прошло»); лексика (глядючи (диал.),
молвит, кишмя – кишит); эпитеты (туча чёрная, тело белое, нежное
рассыпчатое).

Троекратное повторение однородных действий:

«Третий
человек его дураком чествует… посмотрит – посмотрит на него, плюнет и отойдёт.»

Сказочный персонаж– медведь Михайло
Иванович разговаривающий, мышка.


Назовите теперь «приметы» реального исторического времени (помещик, газета
«Весть
(консервативная газета, призывающая помещиков не делать уступок
крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии), актёр
малого театра Садовский, генералы, капитан – исправник, временнообязанные
мужики, Сенька
).


Как зовут помещика?  Случайно ли дано такое имя?

    
    Князь Урус – Кучум – Кильдибаев (гордится тем, что он потомственный русский
дворянин с нерусским именем, оплот государства).

Экскурсовод – языковед.

       
В своём творчестве Салтыков – Щедрин продолжал и развивал традиции русских
сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними он использует «говорящие» имена. О
чём нам говорит имя Урус – Кучум – Кильдибаев? Прежде всего, о том, что
носитель этой фамилии не может быть русским, тем более потомственным. Русские
фамилия, имя, отчество никогда не писались через дефис, за исключением тех
случаев, когда рядом идут две фамилии. Казалось бы, в первой части этого имени
есть — рус -, но перед ним стоит словообразовательная приставка у-. Большинство
приставок произошло из предлогов, если предположить, что у- образовалась от
предлога у, (у дома, у русских, со значением «рядом», «около»), то можно
сделать вывод, что Урус – переводиться, как «что – то, нечто стоящее рядом с
русским, имеющее отношение к русскому. Известно, что УРУС – поселение в
Хакасии.

Вторая
часть Кучум имеет корень -куч- (возникает ассоциация со словом куча) и корень  -ум-.
Дословно, можно перевести это слово, как «куча ума» — в переносном смысле.

Кильдибаев
– 3–я часть – напоминает фамилию тюркских народов, к которым принадлежат прежде
всего татары, узбеки, казахи, киргизы и др. (Слайд 4)

Анализ текста.


Какой используется приём автором? (иносказание).

       
Эта фамилия напоминает татаро-монгольское иго. Потомок татарских ханов, он
выступает как враг русского народа, чужеземный захватчик, который ненавидит и
презирает порабощенный народ.


С каким игом сравнивается татаро-монгольское иго?

      
С крепостным игом: только врагу может прийти мысль «сократить» и истребить
население, уничтожить крестьянина – кормильца.


Каково материальное положение помещика?

       
(Жил и радовался; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и
земли, и садов).


Как описывает автор внешность помещика?

      
(Тело нежное, белое, рассыпчатое – легко рассыпающееся, крошащееся).

 –
Какой приём?

       
(Контекстные синонимы).


Почему и в какой момент автор меняет эпитет «нежное» на «рыхлое»?                 

    
   (После исчезновения крестьян. Рыхлое, т.е. тучное, дряблое тело, начинается
физическое «дряхление»,  дичание помещика, хотя он ещё не осознаёт это).


Каким вы себе представляете помещика до того, как он одичал? (словесное
рисование).

        
(Невысокий, плотный, важный, с медленной походкой, надменный, высокомерный,
пренебрежительное выражение лица, нежное тело).

-Каков
смысл его существования?

(нежить
тело)

-Какую
характеристику помещику даёт сам Салтыков – Щедрин? Назовите черты характера
помещика.

        
(Глупый, жадный (боится потерять состояние, мужик «добро приест», самоуверенный
(сразу обращается к богу с просьбой), упрямый (пытается отстоять свою
«твёрдость души»), высокомерный (существуя за счёт крестьянства,
пренебрежительно к ним относится ), не выносит холопьего духа.  Деспотичен по
отношению к крестьянам (крестьянскую курицу – в  суп, дрова, отобранные у
крестьян, — на господский двор, с порубщика – штраф (это приметы реального
пореформенного времени).

 —
Как складывается жизнь «освобожденных» крестьян в это время?                   

       
(Куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше… Лучины не стало,
прута не стало).


Помещик и крестьяне недовольны друг другом, поочерёдно обращаются к Богу с
просьбой.

-Почему
сразу именно к Богу? В чём разница в обращении?

       
 (Помещик уверен, что Бог должен потакать именно его прихотям, чтоб не мешали
нежиться, для крестьян же – Бог – последняя надежда, спаситель от господского
гнёта).


Случайно это?

       
 (Нет, человек создан по образу и подобию Божию, для него все равны, независимо
от положения, рассчитывают на Божий суд (справедливый)).

-Чью
же просьбу выполнил Бог? Почему?

        
(Бог внял «молитве сиротской» мужика, и мужик исчез).

С
этого момента мы становимся свидетелями сказочного, фантастического
эксперимента: («куда же девался мужик – никто того не заметил…»).

-Какие
«благоприятные» для помещика изменения произошли?

       
 (Воздух стал чистый – пречистый, т.к. нет крестьян), помещик на полном
самообеспечении, живёт в своё удовольствие, думает, как душу утешить,
приглашает актёров, генералов).

 —
Почему гости долго не задерживались и при этом называли его глупым?

       
 (Ставить театр и занавес поднимать некому, умываться никто не подаёт, печка не
топлена, еда не готовится, генералы голодны).


Каково состояние помещика в этот момент?

       
«Сколько дней немытый хожу», «сырьём кой–каким питаюсь» (теряет круг общения,
продолжается не только физическое «дичание», но и душевное), т.е. деградация
происходит как внешняя, так и внутренняя). Его дважды назвали глупым, пора
призадуматься над правильностью своего поведения.


Почему не меняет своё поведение?

        
(Пытается оправдать свою линию поведения, должен проявить «твёрдость души»,
не меняет прежнего решения жить без крестьян).


С какой целью автор показывает мечты, сны помещика? О чём они?

       
(Снится, что губернатор доволен его твёрдостью, его сделали за это министром;
райское житьё с Евой на берегах великих рек; он добивается процветания
хозяйства: сады, ягоды растут, английские машины заменяют крестьян.

       
Он силён лишь во снах и мечтах, в реальной жизни, где нет привычного Сеньки, он
не может сделать ничего, он бесполезен).


К каким серьёзным последствиям в масштабах губернии привело это поведение?

Драматизация.


Сценка – разговор с капитаном исправником.


каком значении употреблено слово пахнет?

        
(В переносном: пахнет водворением, т.е. ссылкой).


Итак, ссылка за что?

      
(Прекратились поступления налогов, податей; государственная казна пуста; вино
по кабакам пить некому; продукты исчезли, грозит голод; распространились
грабежи, разбой, убийства.)


Оправдано поведение помещика с политической, экономической точки зрения?

        
Нет. «Нежелание поступиться принципами во вред себе, государству определяется
писателем как дикость «политическая, гражданская, интеллектуальная» т.е.
показано не только 1) физическое, но 2) нравственное, 3) политическое дичание
помещика. Более того, он из «оплота государства» превращается в дикаря, а позже
попадает в категорию врагов государства.

¨ Страшно
самодовольное ничтожество, которое ни о чём не хочет слышать, ничего не хочет
знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда
действительно становится страшно за все живущее и мыслящее. (Слайд 5) Салтыков
– Щедрин М.Е.

        
Он дичает окончательно, его не боится даже мышь, медведь на него смотрит и
облизывается. «И вот одичал… оброс волосами, ногти сделались железные, ходит на
четвереньках , рявкает, ест животных даже со шкурой; сделался силён ужасно, что
вошёл даже в дружеские отношения с тем самым медведем…» Т.е. он стал
неуправляемым, опасным.

        
Здесь уже было, о чём призадуматься  властям, которые «покровительствовали
помещикам» (на днях исправника чуть «не задрал» медведь не медведь, человек не
человек…). Иными словами, помещик становится опасен , неблагонадёжен для
властей.


Что волнует представителей власти: причина, по которой исчезли мужики, или
следствие – плохие показатели?

        
(Пустая казна, возможный голод, повышенный уровень грабежей, убийств.)


Кто же в этом виновен, по мнению властей? (народ).


Какое решение приняли обеспокоенные начальники? В чём абсурд?            

        
(«Мужика изловить и водворить», хотя он ни в чём не виноват, а помещику,
несмотря на то, что он всей смуте зачинщик, «наиделикатнейше внушить», власть у
него не отобрали, он по-прежнему владеет мужиками).


Как заканчивается этот сказочный эксперимент? («Летел рой…»)


Почему мужики летели роем, не стаей?

        
(Сравнивается с трудолюбивыми пчёлами).


Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.


Почему автор называет мужиков благодатью?

        
(Изобилие земных благ, благодатное место).

-Почему
использует неопределенно-личные предложения?           

      
  (Неизвестная сила поймала мужиков, а они и не сопротивлялись).


Что же произошло после водворения крестьян?

       
( Всё стало по – прежнему: запахло мякиной … Податей поступило… (безличные
предложения).


Почему используют безличные, неопределённо-личные предложения?

       
Мужик обезличен, представлен как безликая масса, живущая стадной жизнью.


Как относится писатель к народу?

        
 (С одной стороны, восхищается его сноровкой, трудолюбием, работоспособностью,
пишет с любовью («запахло овчинами», с другой стороны, осуждает его за
покорность рабскую, долготерпение, безропотность).

Подведение итогов


Какова роль народа в жизни общества?

        
Народ – создатель и материальных, и духовных ценностей, он поилец и кормилец.
Без него не только мясо исчезает, но наступает упадок культуры, «дичание».
Иными словами, Щедрин, изображая образ народа и помещика, как представителя
господствующего класса, сознаёт широчайшие художественные обобщения.

Так
литературный критик Покусаев Е. И. писал:

«Гротескный намёк был очевиден: мужиком живёт Россия,
его трудом и заботами, подневольный мужичий труд дебелость помещичью
сохраняет.» (Слайд 6)   Покусаев Е.И.


Как вы понимаете значение слова дебелость?

          
Работа со словарями Ожегова, Даля, этимологическим.

¡  Словарь Даля (Слайд
7):

¨ Дебéлый
матёрый, толстый, плотный, здоровый, гладкóй, тучный.

¨ Дебéлый
скотъ. Дебелая стена, арх. капитальная, бревенчатая внутри дома, не
перегородка.

¨ Дебелость ,
качество это, толстота, плотность, тучность.

¨ Дебелеть,
плотнеть, тучнеть, толстеть.

¨ Этимологический
словарь:

¨ Дебелый.
Искон. Суф. Производное от той же основы, что и доба «пора, время», добрый,
удобный
. Исконно добелый > дебелый  в результате межслоговой ассимиляции
о-е в е-е, ср. ребенок < робенок. Дебелый буквально – «находящийся в поре,
большой».

Дебелость
– дородность, основательность, стабильность.


Какие пороки обличает сатирик?

      
(Глупость, жадность, дебелость, паразитизм господствующего класса, насилие в
адрес народа).

-Чем
отличается образ мужика в сказке Щедрина от образа мужика в русских народных
сказках?

(
В УНТ мужик счастлив, ловок, находчив, с помощью этих качеств побеждает глупого
барина, а щедринский мужик, обладая теми же качествами, остаётся в дураках. Он
мученик, не сопротивляется властям).

Щедрин,
как и Некрасов, задаёт вопрос: «Ты ль проснёшься исполненный сил?»


Почему сатирик иначе изображает отношения между барином и мужиком?

       
(Он вскрывает коренное противоречие современной ему России: между безграничными
возможностями трудолюбивого народа и его рабской покорностью).


Какой нравственный урок можно извлечь из этой сказки?

        
(«Научись мужика уважать», возлюби ближнего, как самого себя, ведь все мы –
дети Божии).

-Мог
ли открыто Щедрин высказать свои мысли?

         
(Нет, именно поэтому и обратился к жанру сказки, используя большой арсенал
художественных приёмов. Вынужденный прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы
выразить свою крамольную мысль, Салтыков сетовал, что не знает, в «какие
чернила обмакнуть перо, в какие ризы её одеть, чтоб она не вышла уж чересчур доступною
для цензурного ока», и кутает – кутает, обматывает всевозможными околичностями
и аллегориями).

Работа по теории литературы

Заполнение кроссворда. Начертить кроссворд. (Слайды 
8-9)

Гипербола — ( греч.
преувеличение) – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении
свойств изображаемого предмета или явления.

Абсурд–нелепость,
бессмыслица.

Ирония–употребление
слова или выражения в смысле, обратном действительному, с осознанной целью
открытой насмешки.

Эпитет

(греч. приложение)  — образное определение какого — либо предмета, явления или
лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, иногда и наречием,
существительным, числительным, глаголом.

Аллегория – (греч.
иносказание) – литературный приём, основой которого является иносказание:
изображение отвлечённого понятия, суждения при помощи конкретного образа,
наделённого жизненными реалиями.

Фантастика

(греч. искусство воображать) – одна из разновидностей художественной
литературы, в которой идеи и образы строятся на вымышленном автором мире, на
изображении странного и неправдоподобного.

Разговорная
лексика – слова, употребляющиеся в повседневной, обиходной речи, имеют
характер непринужденности.

По
вертикали получилось слово гротеск, определение которого вы дадите сами.

Гротеск — (франц.
grotesque. итал. grottesco
причудливый от
grotta – грот) –
предельное преувеличение основанное на фантастике, на причудливом сочетании
фантастического и реального.

Самостоятельная
работа учащихся по заполнению таблицы.

Работа
с иллюстрациями. Эксперт – искусствовед. (Слайд 10)

        
Сообщение учащегося о работах Кукрыниксов, Н. Муратова, Е. Рачева к «Дикому
помещику». (Слайды 11-13)


Какие из эпизодов сказки изображены художниками?


Какой из рисунков кажется наиболее выразительным?


Что общего в иллюстрациях? В чём разница?


Почему он не одет?


Есть ли сейчас люди подобные дикому помещику?


Во что может быть одет современный представитель господствующего класса?

Дом.
задание.

Написать
сочинение-рассуждение (не более 150 слов) на тему: «Справился ли Щедрин с
общественной ролью писателя-сатирика?» (аргументируйте ответ)

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1342.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1342.

Обновлено 10 Июля, 2021

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор своим произведением.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин всё же нашёл выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приёмов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идёт речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого тёмного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дикого помещика».

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки, но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своём произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы, как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приёмам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение относится к направлению реализм, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Миронов

    9/10

  • Анастасия Савченко

    5/10

  • Bardaika Horus

    10/10

  • Людмила Харланова

    10/10

  • Сергей Трегубов

    10/10

  • Алина Зайцева

    9/10

  • Александра Куценко

    10/10

  • Malikov Ivan

    10/10

  • Даня Михайлов

    9/10

  • Haker Man

    9/10

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1342.


А какую оценку поставите вы?

­Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку М. Е. Салтыкова- Щедрина — «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно её отнести — юмористическим или сатирическим.
Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гипербола или гротеск. Если да, то с какой целью вводит их автор? Приведите пример.
Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка «Дикий помещик»?

Сказку «Дикий помещик» следует отнести к сатирическим сказкам. В ней в резкой форме высмеивается отношение власть предержащих к народу, глупость помещичьего сословия.

Название «Дикий помещик» можно объяснить так: герой на самом деле одичал без своих крестьян, кроме того, «дикими» являются его взгляды на жизнь, когда он полагает, что мужики мешают ему жить.

В сказке встречаются и гипербола, и гротеск. Гиперболизируется глупость помещика, отсутствие жизненных навыков. В гротескной форме показано, как он одичал: оброс шерстью, стал есть сырое мясо, подружился с медведем.

Оба приема используются автором для создания сатирического эффекта. Сказка направлена против общественного устройства того времени: класс помещиков паразитировал на мужиках, а мужики отличались завидной покорностью (их можно прогнать, а потом вернуть, отловив рой мужиков и водворить его на место).


Какое было настоящее имя у дикого помещика?
Урус-Кучум-Кильдибаев

Можно ли считать дикого помещика суеверным? Почему?
Да.

Ведь своё решение «стоять до конца» было продиктовано лишь тем, что у него три раза подряд сошёлся пасьянс.

Почему одичавший помещик не чувствовал холод?
Потому что он весь зарос волосами.

Как питался помешанный помещик?

Охотился на зайцев, каких съедал словно дикое животное — сырыми, вместе со шкуркой.

Что высмеивал писатель в своём произведении?
Недальновидность и жадность некоторых дворян, которые оказались недовольны материальной компенсацией полученной вследствие реформы 1861 года, и чрезвычайно сожалели об утрате административного контроля над крепостными.


Характеристика главных героев:

Помещик — Самодур и деспот.
Недалёкий, глупый человек, решивший избавиться от мужиков.
Одичал, стал опасен для окружающих.

Мужики — Простые, работящие, трудолюбивые.

Характеристика второстепенных героев:

Актёр, генералы, капитан — осуждали помещика.

План сказки:

  • Вредная газета.
  • Поборы.
  • Исчезновение мужиков.
  • Актёр и генералы.
  • Капитан-исправник.
  • Дружба с медведем.
  • Рой мужиков.
  • Умытый помещик.


Основная мысль сказки «Дикий помещик»

Главная мысль сказки в том, что на простом мужике вся страна держится.
Основная идея сказки в том, что труд простого человека нужно ценить и уважать.

Чему учит сказка

Сказка учит ценить труд, уважать рабочего человека, не задаваться и не считать себя выше других.
Учит меньше слушать новости, а больше делать.

Краткий отзыв по сказке «Дикий помещик» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала, что многие не понимают, откуда берётся их благосостояние и с презрением относятся к трудящимся.
Так и герой сказки изжил мужиков и остался голодным и диким.
Это очень смешная и поучительная сатирическая сказка.
Автору удалось показать, какой вред приносят тщеславие и мракобесие.
Мне очень понравилась эта забавная сказка, в которой глупому помещику пришла в голову идея жить без мужиков, зато с чистым воздухом.
Но оказалось, что если исчезнут мужики, пропадёт и довольствие.
И одичал помещик в одиночестве.
Я всем советую прочитать эту историю и никогда не брезговать теми, кто в тяжёлом труде добывает свой хлеб.

Пословицы к сказке:

Дурная голова ногам покоя не даёт.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
Крестьянская доля на широком поле.
Подальше от господ будет меньше хлопот.
Барский двор хуже петли.

Словарь неизвестных слов:

Посконные — сшитые из грубой ткани.
Циркуляр — указание.
Подать — налог.
Регалия — награда.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода.

Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.



Какую газету любил читать глупый помещик в сказке «Дикий помещик»:

а) «Город»
б) «Весть»
в) «Новость»

Кем был помещик:
а) Бывшим военным
б) Купцом
в) Князем


В какую игру любил играть помещик:

а) Шашки
б) Нарды
в) Гранпасьянс

О чём помещик стал просить у Бога:
а) о вкусном пироге
б) чтобы пропали все мужики
в) о новом поместье

Чем помещику не угодили мужики:
а) Дрались
б) Скверно ругались
в) Плохо пахли

Как помещик решил разделаться с мужиками:
а) Штрафовать
б) Запрещать заводить семьи
в) Посылать на тяжёлые работы


Что случилось с помещиком через некоторое время после того, как пропали все мужики:

а) Помещик умер от голода
б) Помещик уехал в другую страну
в) Помещик одичал


Что сделал Бог, когда мужики начали ему молиться:

а) Успокоил помещика
б) Очистил поместье от мужиков
в) Дал им другого помещика

Как называли помещика все, кто к нему приходил:
а) Дураком

б) Диким
в) Жирдяем

Какое животное тоже считало помещика глупым:
а) Заяц
б) Медведь
в) Лисица


На кого из героев сказки напал одичавший помещик:
а) На капитан-исправника

б) На приблудившегося мужика
в) На генерала

По чему стал тосковать помещик после того, как вернулся к своей прежней жизни:
а) По утраченному богатству
б) По старому имению
в) По жизни в лесах


Что случилось с исправником:
а) На него напал человек-медведь

б) Он начал пить
в) Он уехал и не вернулся

На кого охотился помещик:
а) На уток
б) На зайца 
в) На оленей

С кем подружился помещик:
а) С исправником
б) С мужиком
в) С медведем

За что помещик получил выговор:
а) За лень
б) За отсутствие хлеба и мяса на рынке и податей в казне 
в) За несдачу плана по урожаю

Кто приехал к помещику и выругал его:
а) Барин
б) Царь
в) Исправник

Что ел помещик:
Пряники
Леденцы

Почему помещик не смотрелся в зеркало:
а) Ему было некогда
б) Зеркало запылилось
в) Зеркало разбилось

Откуда помещик хотел выписать машины:
а) Из Америки
б) Из Москвы
в) Из Англии

Что сделал помещик, чтобы убедиться в том, что он умный:
а) Рассказал стих
б) Разложил три раза гранпасьянс
в) Посчитал в уме до миллиона

Что сделали с помещиком, когда вернули мужиков в поместье:
а) Случайно застрелили
б) Выгнали
в) Отмыли и вернули на место

Где жил помещик:
а) В некотором царстве, в некотором государстве

б) В Москве
в) Под Тверью

К какому литературному направлению относится произведение «Дикий помещик»:
а) Реализм
б) Классицизм
в) Модернизм

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

«Дикий помещик» писателя Салтыкова-Щедрина относится к сатирическому произведению. Эта сказка была написана им в 1869 году и рассказывала о жизни помещика и простого народа. Чтобы текст разрешили напечатать, и его обошла стороной цензура, автор выбрал жанр «сказки». Имен в этом произведении нет, так как писатель в одном главном герое выразил всех помещиков периода 19 века. Так же особое внимание он уделил и простым русским мужикам.

Главная идея сатирической поэмы показать, насколько сильно помещик, да и любой богатый человек боится обычной работы, только одна мысль о том, что нужно трудиться приводит их всех в неописуемый ужас. Практически все помещики того времени не хотели понимать и принимать то, что без обычного крестьянина и его помощи они не смогут прожить. После того, как их господство закончилось, и крестьяне покинули своих хозяев, в богатых людей начался хаос. Помещик перестал следить за собой, ходил в грязной одежде, забыл как нужно умываться, оброс волосами. Одним словом, его господская жизнь, полная привилегий и наслаждений закончилась.  Помещик настолько одичал, что разучился нормально разговаривать. И только тогда, когда назад вернулись крестьяне, в жизни богатых людей вновь наступили светлые дни.

Тематика произведения – это жизнь помещика бок о бок с крестьянами. В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает деспотичного и жадного помещика, который по своей глупости пытался отнять все, что есть вокруг у крестьян, выжить их. Его ненависть к простому народу была поистине безграничной. Писатель пытается раскрыть перед читателем всю горечь в отношении помещиков и крестьян, насколько сильно были ущемлены права простых людей в то время. Помещики возомнили себя вершителями человеческих судеб, на самом деле же они никто без обычных крестьян.

Суть произведения «Дикий помещик» заключается в том, что богатство и безнаказанность полностью лишает человека своего образа. Помещик, видя свою власть над обычными людьми, постоянно притесняет их, находит все новые и новые способы издевательств и наказаний. На самом же деле, господствуя над более слабыми, он не в состоянии даже ухаживать за собой, постепенно становясь похожим на первобытного человека. Желая поскорее вытеснить из своего мира потных и вонючих, по его мнению, крестьян, он начинает деградировать.

Смысл этой сатирической сказки – раскрыть перед аудиторией то, как на самом деле выглядит человек, возомнивший себя «элитой» общества. На самом деле вся его сущность – это ограниченность и глупость. У него, как бы ему ни хотелось обратного, нет никаких интересов в жизни, его мысли примитивны и пусты. Писатель искренне уважает и сочувствует обычным крестьянам, он живет в надежде на то, что когда-нибудь наступит время, простой человек выйдет из-под гнета помещиков и станет свободным и независимым.

2 вариант

Произведение «Дикий помещик», которое было написано Салтыковым-Щедриным, носит жанр сказки. Щедрин боялся цензуры, так как в то время это была очень распространённая проблема, поэтому решил использовать форму сказки, чтобы передать свою мысль и позыв, не попадая под руку цензуры. В итоге его план сработал и его рассказ, который поднимает проблему рабства, прошёл цензуру под видом безобидной сказки для детей. Сказка носит сатирический характер, главной её целью было высмеивание государства и самодержавия в целом. Автор пытался высмеять всю абсурдность ситуации, когда крестьяне, которые являлись двигателем прогресса и держали на плаву всех дворян, жили в нищете, а те самые дворяне купались в роскоши. Основой темой этого произведения является пропасть, которая разделяет дворян и крестьян. Автор хотел показать нам проблему рабства в России, которая была очень распространена в то время.

В своей сказке, Щедрин показал нам, что без крестьянина помещик становится никем. Именно благодаря мужикам дворяне имеют свои статусы, титулы и привилегии, но никак не наоборот. В этом и заключалась идея автора. Но, к сожалению, помещики так не считали, и поэтому относились к крестьянам с особой жестокостью, недоверием и призрением к ним. Для них крестьяне были всего лишь орудием труда, их не считали даже за людей.

Своей сказкой Салтыков-Щедрин пытался донести до народа, что именно он является главным во всей этой иерархии. Народ решает судьбу как помещиков, так и всего государства, так как прекрати народ работать — всё рухнет. Именно крестьяне являются лицом России, а не толстые и ленивые дворяне.

Михаил Евграфович не мог спокойно жить с мыслью о том, что народ является главный в государстве, но почему-то народ работает для государства, а не наоборот. Всё дело в терпеливости русского человек. Крестьяне боятся выступить против более высшего слоя населения, так как никто не оценивает свои силы в полной мере. Наш народ слишком терпелив, чтобы что-то менять. Это и критикует Щедрин в своём произведении, он призывает народ к действию, даёт им пишу для размышления и пытается улучшить положение крестьян в России. Но, увы, наш народ неспособен к таким серьёзным изменениям, и поэтому они попросту не готовы и не хотят перемен. Крестьяне хоть и являются сильны духом, но безответственны, поэтому они боятся пойти против системы и измени ь свою жизнь в лучшую сторону. Они готовы и дальше жить в грязи и нищете, лишь бы ничего не менялось.

Анализ, главная идея, тематика и смысл

В основном все произведения, которые написал Салтыков-Щедрин, предназначаются только для взрослых людей. Многие считают данное произведение сказкой, но только здесь переплетаются события реальных дней. Именно поэтому оно и было допущено к выпуску и считается выдуманным произведением. Ни у одного из героев нет имен.

Здесь рассказывается о том, что каждый человек, который занимает высокий пост больше всего на свете боится работы и для того чтобы ее избежать он готов пойти на любые способы и условия. Главным героем здесь стал обычный мужчина, который является помещиком. Больше всего на свете ему нравится лежать на своем потрепанном диване и ничего не делать, но все равно мечтать о своем будущем и о лучшей жизни для себя. На него работает большое количество людей, от которых он получает деньги. Вот только признавать этого ему никак не хочется.

У него никогда не было друзей, и он даже не умеет общаться с обычными и нормальными людьми. А вот приказывать у него очень даже хорошо получается и поэтому он этим пользуется. Кроме этого всех своих работников он не просто ненавидит, но и боится. И когда они исчезают или что-то с ними происходит он очень этому рад. Он старается обобрать всех своих работников и как можно больше денег забрать себе, а вот что после этого будет с каждым из этих работников, ему совсем неинтересно, да и неважно. А ведь у них вообще нет никаких прав для того чтобы защитить себя и в любой момент их могли не только обмануть или обсчитать, но и оставить вообще без еды и денег. И пожаловаться они никому не могли, ведь им никто в этом случае не поможет. Вот только терять лишние руки ему не хочется, ведь потом денег становится меньше, да и еду некому поставлять и в магазин ходить. Постепенно он перестал общаться с людьми и даже начал забывать родной язык. Кроме этого постепенно у него вместо кожи начала расти шерсть. Ноги перестали сгибаться и он превратился в настоящее животное. Со временем в буфете закончилось печенье, и теперь ему просто нечего кушать. Но мужчина нашел выход из положения. Он стал залазить на самое высокое дерево, а потом кидаться сверху на любое животное, которое проходило мимо этого дерева.

И это значит, что мужчина уже давно привык жить за счет других, а в его случае, это были крестьяне, и как жить самостоятельно он уже не знал и другой жизни не представлял. Также мужчина все равно считает себя намного выше и главнее тех мужчин, которые трудятся на него. Вот это и не нравится Салтыкову-Щедрину и в этом он видит несоответствие. Ему хочется показать и доказать всем людям, что все люди равны друг перед другом и вести они должны себя все на равных.

Автор, как и другие писатели, своим произведением пытается просмеять крепостничество. Своим произведением он пытается раскрыть на многие вещи глаза всем людям и чтобы они не поступали, так как герои этих произведений. Кроме этого ему хочется, чтобы все чиновники не забывали о своем народе и заботились о нем, а не наглели, как наш главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Люби и охраняй природу

    Все, что нас окружает, птицы, насекомые, животные и растения, это и есть природа. Это звенья одной цепи, очень важной для жизни и существования человечества.

  • Сочинение Зима в нашем городе

    Зима – поэтичное и живописное время года. Природа, устав от теплых осенних красок, наконец, преображается и сменяет свое желтое одеяние на сияющий белоснежный наряд.

  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    В Образе этой героини автор воплотил свои представления о нелегкой женской судьбе в крестьянской среде. Кроме того, при изложении судьбы Матрены добавлен и социальный контекст, страдает она не только от своих

  • Анализ сказки Путаница Чуковского

    Сказка Путаница Корнея Ивановича Чуковского, в которой, происходят невозможные, не сопоставимые противоположные и противоречащие вещи. Так может быть только, потому, что у Корнея Чуковского было свое виденье

  • Варвара и Кудряш в пьесе Гроза сочинение

    В образах простых представителей народа Островский пытается описать волю и свободу, которые являются движущими силами, позволяющими вырваться из под гнета власть имущих.

  • Какие пороки обличает сказка о царе салтане
  • Какие понятия ты будешь использовать в рассказе о мире с точки зрения географа
  • Какие ориентиры помогают не сбиться на жизненном пути сочинение
  • Какие пороки обличает сатирик в своих сказках салтыков щедрин
  • Какие положительные идеалы проповедует автор в сказке премудрый пескарь