Какие поступки этих героинь описывает поэт сказка о царе салтане

Характеристика главных героев сказки «о Царе Салтане» Пушкина

На чтение 3 мин Опубликовано 24.03.2021 Обновлено 24.03.2021

Содержание

  1. Позитивные герои «Сказки»
  2. К положительным героям сказки следует отнести:
  3. Отрицательные персонажи

Произведения А.С.Пушкина хорошо известны во всем мире. И «Сказка о царе Салтане» не исключение, ведь здесь максимально ярко и образно прописаны герои, увлекательный сюжет и прекрасная возможность понять, какие поступки следует отнести к плохим, а какие – к хорошим. На примере действующих лиц «Сказки» и взрослые, и дети легко разберутся, по каким параметрам можно отнести героев к положительным или отрицательным.

Позитивные герои «Сказки»

О характере того или иного персонажа можно (и следует) судить по его мыслям и поступкам. В произведении отлично видны мотивы поведения каждого героя, потому именно «Сказка о царе Салтане» может по праву считаться отличной возможностью даже для маленьких детей научиться разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.

К положительным героям сказки следует отнести:

  1. Царь Салтан, главное действующее лицо произведения, является настоящей главой своего сказочного государства. Он готов защищать свой народ и мужественно сражаться, при том выражен его мягкий характер. Царь Салтан представлен настоящим царем-батюшкой:
    1. отсутствие злопамятности, которое читатели могут ошибочно воспринять как мягкотелость, когда он не наказал своих злых сестер. Однако тут проявляется его умение прощать – важнейший навык для любого человека;
    2. справедливость помогает царю сделать так, чтобы его сестры не испытывали зависти;
    3. доверчивость при словах тёток, когда пропала его жена.
  2. Князь Гвидон, являющийся сыном царя Салтана и царицы. В течение всего повествования князь проявляет такие черты, как смелость, сила, мужественность. Они проявляются поступками, а гостеприимство и целеустремленность особенно привлекательны для любого читателя. Обладает особыми способностями, быстро став взрослым и договорившись со стихией, чтобы море пощадило и вынесло на берег живым и невредимым.
  3. Царица представлена одной из первых девиц, которые представлены в произведении. Став царицей и матерью героя-богатыря, она не утрачивает своих качеств и на протяжении всей сказки проявляет мягкосердечие, справедливость и доброту. А благодаря терпеливости и честности она симпатична и детям, и взрослым.
  4. Царевна-лебедь – сестра 33 богатырей, добрая, прекрасная и рассудительная волшебница, которая станет женой князя Гвидона. Красивая, ласковая, искренняя, Царевна-Лебедь проявляет широту характера и благородство, отблагодарив князя Гвидона за свое спасение: она подарила ему город на острове, белочку с волшебными качествами, надежную стражу, состоящую из морских богатырей.

Интересно читать сказку, следя за развитием сюжета и отмечая различия положительных и отрицательных героев. Благодаря сразу заметными различиями в поведении и чертах характера ребенок учится различать добрые поступки и злые. А также анализировать собственные качества, делать правильные выводы, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Отрицательные персонажи

Завистливость, злопамятность и недоброжелательность присущи отрицательным героям «Сказки о царе Салтане». К негативным героям произведения следует отнести:

  • ткачиху, которая является сестрой поварихи и Царицы. Мстительная и коварная, она сразу обращает на себя внимание как негативный персонаж, совершающий подлые и злые поступки;
  • повариха также сестра Царицы и ткачихи, ей характерны такие черты, как злоба и злопамятность, эгоизм и коварство поступков;
  • баба Бабариха, сватья, тоже относится к негативным персонажам сказки. Все ее поступки отмечены завистью, злобой, подлостью и мстительностью. Читатели, даже впервые познакомившись с бабой Бабарихой, сразу оценивают ее поступки и слова, отнеся к отрицательным героям.

«Сказка о царе Салтане» может считаться одним из лучших произведений классика. С ее помощью легко доносить до детей и взрослых понимание добра и зла, а на примере положительных и отрицательных героев анализировать и оценивать их поступки и поведение. Даже самые маленькие читатели и слушатели сказки сумеют разобраться в таких серьезных понятиях, как добро и зло, справедливость и подлость, а значит, стать более чуткими и добрыми

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      lolareese751

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    1 минута назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    6 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    17 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    26 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

На чтение 9 мин. Опубликовано 25.02.2020

Творчество А. С. Пушкина входит в общеобразовательную школьную программу. В 3 классе ученикам для ознакомления предлагается «Сказка о царе Салтане». Характеристика главных героев и их описание помогут детям лучше понять смысл произведения и проанализировать действия персонажей. Такой разбор необходим для анализа темы, а также для осознания главной мысли, которую автор вложил в эту волшебную историю.

Содержание

  1. Описание сюжета
  2. Персонажи сказки
  3. Характеристика главных героев
  4. Царь Салтан
  5. Князь Гвидон
  6. Сватья баба Бабариха и сёстры
  7. Царевна-лебедь
  8. Краткий анализ

Описание сюжета

Молодая царица рожает сына, пока её муж находится в военном походе. Царю сразу же отправляют счастливое известие с гонцом. Но недруги молодой матери в лице её сестёр и сватьи бабы Бабарихи перехватывают сообщение и меняют его на поддельное письмо. В нём сообщалось, что у царицы родился не ребёнок, а какое-то непонятное существо, которое не только человеком, но и зверем трудно назвать.

Не доверять сообщению оснований у царя не было. Однако он велел ничего не предпринимать до его возвращения. Но и это донесение было также перехвачено и заменено на другое. В нём говорилось, что царь приказывает избавиться от жены и наследника, посадив их в бочку и выбросив в океан.

Пока бочка плавала в океане, маленький мальчик волшебным образом вырос и стал красивым юношей. Он просит волну смилостивиться над ними и выбросить бочку на сушу. Волна доставляет юношу с матерью на остров.

Чтобы добыть еды, молодой человек делает лук и отправляется на охоту. Там он видит, как коршун пытается убить лебедя. Юноша пожалел несчастную птицу и спас её, убив злого коршуна.

Лебедь оказался заколдованной царевной

Лебедь оказался заколдованной царевной, которая отблагодарила своего спасителя, построив при помощи волшебства красивый город на острове, где молодой человек стал правителем, назвавшись князем Гвидоном.

Постепенно купцы, которые плавали в дальние страны за товаром, узнали о чудном граде и стали часто заплывать в гости. От них юноша узнал о том, как поживает его царь-батюшка. Но этого ему было мало, он захотел увидеть отца собственными глазами. Тогда благодарная птица решила ему помочь. Она стала превращать князя в разных насекомых.

Летая незамеченным насекомым в палатах царя Салтана, молодой человек узнаёт из разговоров, что в мире существуют чудеса:

  • белка, которая грызёт орехи и выплёвывает золотые скорлупки, при этом она ещё и умеет петь;
  • морская дружина, которая во главе с дядькой Черномором состоит из 33 богатырей;
  • царевна со звездой во лбу, краше которой нет на свете.

Во дворце появилась чудо-белка

Возвращаясь на свой остров, он грустил, что никогда не увидит таких чудес, поэтому лебедь решила ему их подарить. Во дворце появилась чудо-белка, морские богатыри оказались братьями верной лебеди, а красавицей-царевной была она сама. Гвидон как узнал об этом, сразу женился на ней.

Через некоторое время царь Салтан, узнав, что все чудеса собраны на странном острове Буяне, решил сам его посетить. Он тут же признал в матери юного князя свою жену, а в юноше — сына. Царь выяснил, что произошло на самом деле, но чтобы не омрачать радость воссоединения семьи, простил всех виновников.

Персонажи сказки

Всех персонажей произведения условно можно разделить на главных и второстепенных. Действующих лиц в истории довольно много, но главные герои «Сказки о царе Салтане» выделяются очень чётко:

Царь Салтан — добрый правитель

  1. Царь Салтан — добрый правитель, обманутый своими подданными.
  2. Князь Гвидон — сын Салтана, красивый и добрый юноша, правитель на острове.
  3. Царевна-лебедь — девушка невиданной красоты, жена Гвидона, волшебница.
  4. Ткачиха — сестра царицы, завистница и враг.
  5. Повариха — вторая сестра царицы, недоброжелательница.
  6. Сватья баба Бабариха — вредная старуха, помощница сестёр в плохих делах.

Именно вокруг этих героев крутится весь сюжет сказки. Без них история стала бы непонятна, да и попросту неинтересна. Однако это не все персонажи. Есть ещё и второстепенные герои, которые в произведении прописаны не менее интересно, но на развитие сюжета влияют только косвенно:

  1. Царица — мать Гвидона, жена Салтана.
  2. Купцы — путешественники по морю, которые занимаются куплей и продажей различных товаров.
  3. Морская дружина — 33 молодых морских воина во главе с дядькой Черномором, братья царевны.
  4. Поющая белка, грызущая орехи с золотой скорлупой, — одно из чудес света.
  5. Волна — в сказке описана как одушевлённый персонаж, она послушно выкинула бочку с узниками на берег.
  6. Коршун — злой чародей, которого убивает Гвидон.
  7. Гонец — несознательный слуга, не умеющий в точности выполнять поручения.

Хоть эти персонажи второстепенные, именно они придают атмосферу волшебства произведению. Без них невозможно представить общую картинку сказки и понять смысл сюжета.

Характеристика главных героев

Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.

Царь Салтан

Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:

Царь Салтан слушал рассказы корабельщиков

  • добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
  • мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
  • любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
  • смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.

Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.

Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.

Князь Гвидон

Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:

  • доброта;
  • сочувствие;
  • всепрощение.

Князь Гвидон

Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.

Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.

Сватья баба Бабариха и сёстры

Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.

Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.

Сватья баба Бабариха и сёстры

Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.

Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей.

Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.

Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.

Царевна-лебедь

Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.

Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.

Краткий анализ

Безусловно, характеристика князя Гвидона (3 класс) очень важна для понимания смысла сюжета. Но также немаловажно уметь делать краткий анализ всего произведения. Если не вдаваться в его углублённые литературные характеристики, то разбор (своеобразный паспорт) будет выглядеть следующим образом:

Ученики читают «Сказка о царе Салтане»

  1. Название — «Сказка о царе Салтане».
  2. Год написания — 1831.
  3. Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  4. Жанр — стихотворная сказка.
  5. Тема — доброта и взаимовыручка.
  6. Смысл — добро всегда побеждает зло.

Сказка учит читателя думать своей головой и всегда проверять информацию. Она несёт детям простые, но проверенные истины:

  1. Делать добро.
  2. Помогать людям, попавшим в беду.
  3. Прощать врагов.
  4. Любить и почитать родителей.
  5. Всегда оставаться верным своему слову.

Нет ничего удивительного, что именно это произведение А. С. Пушкина проходят в начальной школе. К этому возрасту дети уже умеют отличать добро от зла, хорошее от плохого. Да и сама сказка написана простым и понятным языком, который без труда воспринимается третьеклассниками. А это один из самых важных аргументов для понимания смысла произведения и формирования отношения к нему.

Скачать обзор:

В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.

«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.

Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.

Место действия

Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.

В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где  есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.

Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.

Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.

О чем произведение? Очень краткий пересказ

Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.

Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и  дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.

Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.

Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.

Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.

Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.

Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.

На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.

В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.

Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.

Характеристика героев

Царь Салтан

Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам,  однако коварные заговорщицы его обыграли.

Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.

Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан».  Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».

Князь Гвидон

Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив.  Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.

Царица

Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и  статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.

Ткачиха с поворихой

Ткачика и повариха — отрицательные персонажи,  сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.

Баба Бабариха

Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.

Слова сват и сватья используются как для обозначения  человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи —  родителя  одного из супругов.

Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.

Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке:  «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».

Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах.  При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.

Корабельшики

Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».

Тридцать три богатыря и Черномор

Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.

Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.

В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.

Коршун

Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.

Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них  говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».

Во всё время разговора Он стоял позадь забора

Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».

Свадьбу сыграли в тот же вечер:

«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».

Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».

«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».

Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».

Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».

Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.

Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:

«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.

«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».

Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».

«И пошел на край долины у моря искать дичины».

Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.

Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.

«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»

Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.

Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».

Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.

Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.

«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.

Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.

Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».

Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.

Молвит царь :

«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».

Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз.  Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.

На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».

Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».

Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»

В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.

Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»

Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.

Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.

Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.

Лебедь ему отвечает:

«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».

Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.

Черномор обращается к князю:

«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».

Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.

Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.

Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.

Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.

Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.

Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».

Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.

Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак.  «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.

В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.

«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.

Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.

«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».

Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.

Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.

Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.

Закатили пир.

«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».

Анализ сказки

История создания

Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.

Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.

Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.

Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.

Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.

В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.

Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.

Жанр

Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными.  По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».

В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:

  • приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
  • чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
  •  борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
  • сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
  • в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
  • наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.

«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.

Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.

Язык и стиль

Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».

Средства выразительности в сказке:

  • Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.

Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).

  • Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
  • Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.

Пример олицетворения: «послушалась волна».

Какие темы поднимает?

Семья и человеческие взаимоотношения

Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.

Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.

Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.

Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.

Нравственные темы

Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.

Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.

Государство и цивилизация

Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.

  • Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
  • Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
  • Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
  • Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
  • Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.

Государственное и человеческое

Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.

Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.

Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.

Идея и мораль

«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит  быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.

Экранизации

Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.

Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.

В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.

Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.

Скачать обзор:

Пушкин в Сказке о царе Салтане весьма негативно высказывается в отношении сестер царицы и Бабарихе. Они являются отрицательными героинями произведения, поэтому всё плохое, все гадости исходят с их стороны. Соответственно, и отношение автора к ним неодобрительное. Роль отрицательных персонажей — противопоставление положительным, чтобы на их фоне все остальные выглядели хорошими).

Три героини, которых автор произведения, Александр Сергеевич Пушкин величает ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой, безусловно отрицательные героини.

Поэтому и отношение у автора к ним соответствующее, отрицательное и негативное.

Какие строчки показывают нам отношение автора к этим героиням?

Автор сравнивает их взгляды с взглядами жаб.

Героини завистливые, злые и подлые, конечно, они заслуживают осуждения не только читателя, но и автора произведения.

Как относится автор к сестрам царицы и их матери — Бабарихе?

В сказке «О царе Салтане» рассказывается как злые ткачиха, повариха и Бабариха посадили царицу с сыном в бочку и отправили в море.

Безусловно, это отрицательные героини, они очень завидовали царице и поэтому постоянно ей вредили.

Пушкин явно не любит этих героинь, автор описывает, какие они подлые и коварные.

Вот строки, в которых автор ясно показывает свое мнение к поварихе, ткачихе и Бабарихе.

Отношение Пушкина к этим героиням резко негативное: они их сравнивает с жабами.

Правда, в конце сказки ткачиха, повариха и Бабариха осознают свою вину и каются перед царем, а тот их милостиво прощает и милует.

Как и в любом произведении в сказке о царе Салтане есть отрицательные персонажи, в данном случае такую роль автор отдал трём женщинам Бабарихе, ткачихе и поварихе. Именно они науськивали Салтана против жены, рассказывая что та родила.

А тот не только поверил, но и поспешил избавится и от супруги и от наследника. При помощи Гвидона, автор наказывает женщин за их ложь и некрасивые поступки. Князь, принимая облик различных насекомых, жалит их . В результате чего те окривели. Таким образом можно сделать вывод что автор относится к героиням отрицательно, также он высмеивает их. Даже то что им изначально доверили рабочие специальности и царь не выбрал ни одну в качестве жены, уже показывывает отношение автора у этим персонажам.

Мы видим что автор относится крайне негативно к сестрам царицы и Бабарихе. В сказке они являются отрицательными персонажами.

Все они завидуют государевой жене. Они хотели ее извести, так что выходит что они еще очень злые, от них исходит негатив и злоба.

Так же он называет их жабами.

Отношение автора к этим персонажам однозначно отрицательное, негативное, описывая их и их поступки, автор сравнивает их со злыми жабами, они постоянно злятся, завидуют, вынашивают злые планы. Они сговорились извести царицу, жену Салтана и осуществили свои планы обманом и хитростью.

Ответ: отношение отрицательное, это крайне неприятные, отрицательные персонажи, олицетворяющие в этой сказке зло.

Бабариха, ткачиха и повариха в сказке «О царе Салтане» являются отрицательными персонажами.

Автор относится к ним явно негативно, он их обзывает жабами и в строчках где описывает этих персонажей Пушкин подчеркивает свое отрицательное отношение к ним

В сказке о царе Салтане нигде не сказано, что сватья баба Бабариха — это мать трёх сестёр. А так как Бабариха участвовала в заговоре против царицы, то матерью она её не могла быть, но так как Пушкин её называет сватьей, то есть она приходится родителем одной стороны либо невесты, либо жениха, но так как невеста отпадает по выше представленным аргументам, то остаётся только одно из двух — Бабариха — это мать Салтана. Есть ещё версия, что она мачеха Салтана.

Пушкин солидарен со своим главным героем князем Гвидоном, потому что заговорщицы заслужили наказание и с помощью Гвидона Пушкин наказывает заговорщиц. Но когда происходит счастливая встреча семьи, то радости ради и царь Салтан и Пушкин прощают заговорщиц.

  • Какие произведения можно брать для аргументов в итоговом сочинении
  • Какие поступки человека говорят о его отзывчивости сочинение
  • Какие произведения лучше прочитать для итогового сочинения
  • Какие поступки характеризуют доброго человека сочинение 7 класс
  • Какие произведения лучше брать для декабрьского сочинения