Какие поздние рассказы чехова вы знаете

В поздний период Чехов обращается к жанру повести и становится в нем несравненным мастером. В этой части разберем «Степь» и другие его произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Симаков

Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Поговорим о творчестве позднего Чехова, попробуем выделить его основные черты и узнаем, с какого произведения начинается поздний Чехов.

❇️ Поворотной для Чехова стала повесть «Степь» (1888), написанная за два года до поездки на Сахалин. В основу «Степи» легли впечатления писателя от поездки по Приазовью весной 1887 года. Тогда он побывал в родном Таганроге, Новочеркасске, Рагозиной балке (сейчас Боково-Платово на территории Луганской республики), Луганске, Святых горах (ныне Святогорская лавра). Это поездка оживила воспоминания детства и юности Чехова.

📗 Повесть «Степь» не имеет ярко выраженного конфликта как двигателя сюжета. Произведение нарушает сложившиеся в литературе жанровые и повествовательные каноны и больше напоминает серию очерков, чем традиционную повесть.

❓ Как строится повесть?

🙎‍♂️ Течение повести мерное. Это движение телеги, на которой едет маленький Егорушка, которого решено отдать учиться в гимназию. Егорушку сопровождают дядя Иван Кузмичев и священник отец Христофор. По дороге Егорушка встречается с колоритными местными персонажами.

📖 «Степь» можно назвать большой поэмой в прозе. В ней Чехов не только дал волю своей наблюдательности, но и осмыслил увиденное исключительно поэтически — фиксацией детского, наивного взгляда на мир.

🔘 Отныне многие произведения Чехова — повести, драмы, рассказы, не говоря уже об очерковых книгах — будут лишены ярко выраженного сюжета, хотя во многих случаях не настолько радикально. «Степь» в этом смысле представляет собой крайний случай, любопытный творческий эксперимент.

Чтение текстов Чехова мы завершим его последним рассказом «Невеста» (1902–1903).

Время чтения 〰️ 20 минут.

👉 Отличается ли этот текст от ранних произведений Чехова?

Продолжаем говорить о позднем Чехове и рассмотрим еще одно произведение этого периода.

📕 В том же году, что и «Степь», создана важная повесть «Скучная история» (1889). Она открывает серию поздних рефлексивных повестей Чехова. Сюжетная составляющая в них приглушена в пользу пристального всматривания во внутренний мир рефлексирующих персонажей. Характерно, что позже Чехов включил повесть в авторский сборник «Хмурые люди».

🗣 «Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими», — писал Чехов Петру Чайковскому, которому посвятил эту книгу.

📢 Повествование ведется от первого лица главным героем Николаем Степановичем, заслуженным профессором и известнейшим человеком. Он неизлечимо болен, и, по собственным прогнозам, жить ему осталось не больше полугода. Его раздражают и жена, когда-то очень любимая, и дочь, и преподавание.

🧪 Наука — единственное, что занимает Николая Степановича. Есть еще по-настоящему родной ему человек — Катя, дочь его покойного коллеги, которую он любит больше собственной.

🌀 Сюжет «Скучной истории» — последовательность более или менее бессмысленных для главного героя действий, суету которых он и сам хорошо понимает.

⚫️ Чехов создал образ трагический. В отличие от многих своих прежних произведений, здесь он не указал, где ошибся главный герой. А в отличие от многих писателей-реалистов Чехов не стал обосновывать проблемы героя социальными причинами.

💧 Трагедия Николая Степановича — экзистенциальная. Однажды жизнь и все сложившиеся человеческие отношения лишились для него смысла. И выхода из этого кризиса Чехов не показывает.

❗️ Герой, находящийся в состоянии возрастного кризиса, становится отныне важнейшим героем повествований Чехова.


👉 Аналогичные герои появятся, например, в «Палате №6» (1892), «Рассказе неизвестного человека» (1893), «Черном монахе» (1894), «Трех годах» (1895), «Моей жизни» (1896), «Дяде Ване» (1896), «Даме с собачкой» (1899) и многих других произведениях.

Поговорим про повесть, которая поставила в тупик почитателей творчества Чехова, и немного коснемся декаданса в искусстве.

♠️ В 1903 году Чехов пишет одно из самых необычных своих произведений — повесть «Черный монах». В ней отразилась готическая традиция, известная в России, например, по «Пиковой даме» Пушкина, «Вию» и «Портрету» Гоголя, «Фаусту» Тургенева. Репутацию самой загадочной у Чехова эта повесть приобрела уже в год выхода. Ее текст поставил в тупик многих почитателей писателя.

🦇 По сюжету главному герою, ученому Коврину, является некий черный монах, который говорит Коврину о его избранности и вдохновляет на решительные поступки. Однако затем Коврин начинает лечиться от того, что сам и окружающие его люди принимают за психическое расстройство. Черный монах перестает являться к нему, а жизнь становится скучна…

🗣 Чеховед Владимир Катаев условно разделил писавших об этой повести на:

▪️ «ковринистов», видящих у Чехова столкновение высоких идеалов со скудостью действитель­ности,

▫️ «песоцкистов», видящих у Коврина ложное умствование, а антагониста Коврина, садовода-агронома Песоцкого, считающих истинным «скромным гением».

📕 Повесть была реакцией Чехова на декадентские настроения и нарождавшуюся литературу модернизма. Чехов не отвергал ее огульно, но, будучи человеком тонкого вкуса, был нетерпим к любым крайностям и фальши в литературе. Наблюдая за рождением и развитием модернистской, символистской, экспрессионистской поэзии и прозы, он пытался разобраться в истоках этих явлений. Во многих поздних сочинениях Чехова, особенно в его драматургии, также видны модернистские черты.

🔎 В 1892 году было издано известное исследование Макса Нордау «Вырождение» (Entartung), в котором он пытается обозначить болезни декадентского времени. Нордау говорит о повсеместном моральном разложении, ниспровержении моральных ценностей.

🎵 На материале произведений ведущих писателей, художников, композиторов и мыслителей века — Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше, Оскара Уайльда, Хенрика Ибсена — автор показывает их предрасположенность к такого рода искусству, которое можно было бы ожидать от людей с психическими заболеваниями (истерия, неврастения). Именно Нордау сформулировал концепцию «дегенеративного искусства», которая позже была подхвачена в Германии национал-социалистами.

👉 Чехов как врач весьма заинтересовался выводами Нордау. Его повесть «Черный монах» — рефлексия над миром современной культуры. И в отличие от Нордау, Чехов не спешит делать однозначные выводы.

Давайте посмотрим, где жил Чехов в поздний период творчества.

🏡 В 1892 году, через пару лет после поездки на Сахалин, Чехов приобрел в Подмосковье имение Мелихово. В нем он прожил с перерывами до 1899 года со своими родителями и ближайшими родственниками.

⛑ Чехов работал здесь земским врачом во время холерной эпидемии 1892 года и построил амбулаторию на свои средства. Чехов был единственным врачом на 25 деревень.

✍️ Здесь же находится флигель, в котором он написал «Чайку» (1896) — поворотное произведение в драматургии Чехова.

🏛 Сейчас усадьба Мелихово — это музей. Музеями здесь стали также земская школа, построенная на деньги Чехова, и почтово-телеграфное отделение в Лопасне, открытое при его поддержке. Лопасня ныне превратилась в город и переименована в честь Чехова.

Дом Чехова в Мелихово. На 4-м фото флигель, в котором была написана «Чайка»

Завершая разговор о позднем Чехове, поговорим о Ялте, где писатель провел последние годы жизни.

🌞 В 1898 году из-за ухудшающегося здоровья Чехов продает имение Мелихово и уезжает в Крым, в Ялту. В Ялте Чехов бывал и прежде — это было хорошо знакомое ему место. Именно здесь в 1889 году он написал «Скучную историю».

🏡 Осенью 1898 года писатель купил в Ялте участок земли, а в 1899 разбил там сад и довольно быстро построил дом. В этот дом он переехал вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной (отец Чехова умер в год продажи Мелихова).

⚪️ Из-за цвета стен у дома Чехова сразу же появилось неофициальное название — Белая дача. А местных барышень, которые бегали смотреть на новую ялтинскую знаменитость, прозвали «антоновками».

🧳 На Белую дачу к Чехову приезжали Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Владимир Гиляровский. А вот Лев Толстой в дом Чехова не приезжал. Их знаменитые совместные фотографии сделаны в Гаспре, где Толстой провел несколько месяцев в 1901-1902 годах, а Чехов вместе с Горьким приехали к нему в гости.

✍️ В ялтинском доме в 1899-1904 годах Чеховым были написаны пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках» и «Невеста». Сейчас в Ялте также открыт дом-музей Чехова.

1 — дом Чехова в Ялте
2 — Чехов и архитектор Шаповалов на балконе
3 — Чехов рядом со своим домом
4 — Чехов за посадкой деревьев в саду

👉 Давайте вспомним главные тексты Чехова и попробуем определить, из какого произведения цитата.

«Человек любит вспоминать, но не любит жить»

«Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку»

«И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» – вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти»

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

«Нет ничего хуже, когда знаешь чужую тайну и не можешь помочь»

❇️ Мы разобрали, почему Чехов близок многим: он просто и понятно показывает сложность внутреннего мира человека и его разные грани.

📝 Поняли, почему Чехов — величайший реформатор драматургии. Он умеет создавать напряженную атмосферу без традиционных драматических эффектов и с минимум художественных средств.

🏠 Чехов родился и вырос в Таганроге, в небольшом доме, его детство было сложным. Он учился в таганрогской гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у лучших докторов.

👅 Мы узнали много псевдонимов Чехова и поняли, что их функцией было не столько скрыть авторство, сколько позабавить читателя, заинтриговать его.

📝 Мы читали первые рассказы Чехова, они преимущественно юмористические. Их особенности: мгновенный комический эффект, краткая и сжатая форма, небольшое количество персонажей.

📖 Первая драма Чехова — «Безотцовщина» (1878) не была напечатана при жизни писателя и долгое время считалась утерянным произведением. В пьесе есть прототипы будущих героев поздней прозы Чехова.

✍️ В 1884 году Чехов пишет самое крупное из своих прозаических сочинений — 200-страничную повесть «Драма на охоте».

✍️ Чехов написал более десяти пьес, среди которых одноактные и многоактные, комедии и драмы. Но только четыре из них принято считать великими: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903).

👉 Мы разобрались в основных приметах театра Чехова: отсутствие сценических эффектов, пристальное внимание к внутреннему миру человека, широкое использование подтекста, большая роль пауз, отсутствие ярко выраженного конфликта, открытые финалы.

💼 В 1890 году Чехов отправился в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин — место ссылки осужденных на каторгу. После путешествия он написал книгу «Остров Сахалин» (1891–1895). Это рассказ не только о каторжных работах, а больше авторское исследование того, как уродует каторга человека.

❇️ Мы затронули поздние повести и рассказы Чехова — обсудили повесть «Степь» (1889), которая больше напоминает серию очерков, чем традиционную повесть.

📕 В том же году, что и «Степь», создана важная повесть «Скучная история» (1889). Она открывает серию поздних рефлексивных повестей Чехова. Сюжетная составляющая в них приглушена в пользу пристального всматривания во внутренний мир рефлексирующих персонажей.

🏡 Мы узнали, где жил Чехов в поздний период творчества: в имении Мелихово и в своем доме в Ялте.

♠️ Завершили обсуждение Чехова разбором его позднего, самого необычного и загадочного произведения — повести «Черный монах». Повесть была реакцией Чехова на декадентские настроения и нарождавшуюся литературу модернизма.

Поздний Чехов


юмор отступает, произведения безсобытийные,
фабула ослаблена.

-Герой
живет скучно вяло не интересно.

-Жанровые
особенности позднего – драматический
рассказ.

Рассказы
Ч. полемичны по отношению к жанровой
традиции XIX
в. Центр тяжести в них перенесен с
развития события на бессобытийное
течение жизни в ее повседневности
(«Ионыч», «Учитель словесности»). Нет
интриги как организатора действия,
события не выходят за рамки быта.
Пространственно-временные особенности
таковы, что герои как бы погружаются в
поток быстротекущего времени.

Сюжет
рас. «Ионыч»
прост – это история несостоявшейся
женитьбы Дмитрия Старцева, а фактически,
история всей его жизни, прожитой
бессмысленно. Не случившееся событие
– не сложившаяся жизнь – утраченное
собственное имя.

В
чех. рассказах нет ничего непредвиденного,
никаких внешних поворотов сюжета.
Интерес перенесен с событий на психологию
персонажей, на их настроение и «подробности»
чувств.

Особый
хар-р конфликта
:
ни один из героев не может претендовать
на знание правды или хотя бы приближение
к ней. Однако в его рассказах сохраняется
необходимое эмоциональное напряжение
– оно возникает из очевидного
несоответствия реального
– идеальному
.
М/у этими полюсами – мертвое пространство,
которое никто из чех. персонажей не
может преодолеть. Реальное
– это либо одинокое, замкнутое сущ-е,
тождественное пошлости, либо система
регламентированных ценностей «футлярной»
жизни. Идеальное
– вне материальных координат. В чех.
худ. мире это м/б внезапное откровение
и родство душ («Студент») или неожиданное
впечатление («Скрипка Ротшильда»).
Овеществленной жизни персонажей нередко
противопоставлен мир природы.

Авторская
позиция

в рас. Ч, к.п., не акцентирована. Создается
иллюзия «объективности» автора-повествователя.
Ч. не допускает прямых оценочных хар-к
персонажей, но это не значит, что он
полностью уклоняется от выражения своей
т.з. Завуалированность авторской т.з.
создает особый худ. эффект – многовариантное
толкование рассказов. («Студент»).

Предметная
детализация

– важнейшая особенность твор. метода
и стиля Ч. Мысли, чувства, переживания
персонажей объясняются опосредованно,
ч/з предметный мир. Мир вещей обезличивает,
усредняет индивидуальность людей
(«Ионыч»), опошляет чувства и превращает
самого чел-а в подобие вещи («Чел-к в
футляре»). Нередко возникает ощущение
абсолютной зависимости героев от
материальной «оболочки» жизни. Вещи и
«вещные» отношения становятся знаками
пошлости, разъединяющей людей.

Излюбленная
сюжетная ситуация в рассказах Чехова

ис­пытание героя бытом
(«Учитель
словесности», «Ионыч»), Ха­рактер
героя раскрывается в сюжете, в котором
интрига
едва намечена («Ионыч»). Изменив ракурс
изображения человека, Чехов акцентировал
внимание на смене его настроений, прямо
не называя их.

Судьбы
героев его рассказов очень разные, но
всех их объединяет одно: проблема
духовной деградации человека, тема
смысла жизни.

В
рассказе «Ионыч»,
героем которого является Дмитрий Ионыч
Старцев, Чехов исследует процесс духовной
капитуляции человека перед темными
силами жизни. Все начинается с маленьких,
казалось бы, простительных недостатков
в характере и поведении человека:
меркантилен и мелок в любви; недостаточно
чуток к людям, раздражителен,
непоследователен в своих убеждениях,
не способен их отстаивать, — а кончается
идейным и нравственным отступничеством,
полной духовной деградацией.

Мечты
об изменении жизни в произведениях
Чехова к концу 90-х годов начинают звучать
все более уверенно. Об иной — простой
человеческой жизни мечтает накануне
своей смерти архиерей, новую жизнь
предчувствует Королев, как и многие
другие герои Чехова. Высшим проявлением
этих чаяний стали предсмертные
произведения — рассказ «Невеста» и
пьеса «Вишневый сад». В этих произведениях
уже не только мечтают о будущем счастье,
но уже сегодня живут для этого будущего
(Петя Трофимов, Саша) или решительно
перестраивают свою жизнь во имя тех же
целей (Надя в рассказе «Невеста»).

Дама
с собачкой. Гениальность Чехова в том,
что он с потрясающей убедительностью
показывает нам любовь людей самых
обыкновенных и ничем не примечательных,
«маленьких». Они — заурядные и в
общем-то скучные люди. Они не в силах
совладать ни с любовью, ни с жизнью, и
их связь так и остается обычной связью,
ибо они не в состоянии ни разорвать свои
отношения, ни вступить друг с другом в
законный брак. Гуров боится свою жену,
а Анна Сергеевна не хочет ранить своего
мужа. Однако на самом деле не это главное:
мы понимаем, что их обоих удерживает
страх изменить привычный образ жизни.
Чехов оставляет конец рассказа открытым,
он не показывает читателю, как любовь
его героев неуклонно погружается в
болото пошлой повседневности, но об
этом нетрудно догадаться, поскольку
рассказанная им история не может иметь
конца. Это — своего рода «дурная
бесконечность», ибо ни Гуров, ни Анна
Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь
их не наполнена смыслом, который могла
им даровать любовь, если бы они не были
так слабы.

Может
быть, самым показательным для понимания
чеховского восприятия и освещения жизни
является рассказ «Архиерей», написанный
в 1902 г., когда Чехов уже не сомневался
в том, что он приговорен своей болезнью
к скорой смерти.

Это
рассказ о последних хлопотах, заботах,
переживаниях, воспоминаниях преосвященного
Петра накануне его смерти, рассказ о
его кончине. Завершается же он удивительной
по силе картиной торжествующей жизни,
может быть потому такой впечатляющей,
что автор подчеркивает обыденный
характер рисуемого праздничного дня.
«Одним словом, было весело, все
благополучно, точно так же, как было в
прошлом году, как будет, по всей
вероятности, и в будущем». Обратим
внимание и на это типично чеховское —
«по всей вероятности». Вот и еще один
способ незаметно сделать финал рассказа,
его основной вывод предельно ненавязчивым,
недекларативным и потому таким
впечатляющим.

«Маленькая
трилогия»

А.П. Чехова («Человек в фут­ляре»,
«Крыжовник», «О любви», 1898 год) изобража­ет
мир скучных людей. Эти рассказы связаны
между собой единством замысла и посвящены
исследованию общественной атмосферы
российской жизни.

В
рассказе «Человек в футляре» носителем
насаж­даемой атмосферы опасений,
настороженности, ожида­ния чего-то
тяжелого и неприятного выступает учитель
гимназии Беликов. Он олицетворяет
явление, получив­шие название
«беликовщина». Чехов детально рисует
его портрет, говоря о его желании и
стремлении спря­таться в футляр. Чехов
предостерегает чита­теля от восприятия
Беликова как чудака, странного че­ловека.

Старый
ветеринар взволнован рассказом Буркина.
Он увидел в истории Беликова, олицетворенной
им общест­венной психологии многоликое
явление. Он рассказыва­ет о своем
брате Николае («Крыжовник»), копившем
деньги целую жизнь, чтобы купить себе
усадьбу и поса­дить крыжовник. Этой
цели-мечте была принесена в жерт­ву
собственная жизнь. Такое ограниченное
су­ществование рассказчик этой истории
тоже считает фут­ляром, беликовщиной.
В его обобщающих словах звучит понимание
источника этого явления. Это навязанное
лю­дям мироощущение выгодно стоящим
у власти.

В
третьем рассказе, «О любви», Чехов
представил еще один вариант «футлярного»
существования в той области человеческих
отношений, где, казалось бы, не может
быть никаких «футляров». Небогатый
помещик Алехин, поря­дочный и благородный
человек, посвятил жизнь хозяйст­ву.
Он должен рассчитаться с долгами,
оставленными ему отцом, и погружен в
хозяйственные дела. Любимая жен­щина
имеет семью, тоже, как и он, связана
обязательства­ми — множеством нитей,
опутавших жизнь. Но еще есть одна —
решающая — причина: герои боятся жизни,
бо­ятся нового, боятся своих чувств,
не решаются довериться им. И далее:
Алехин признается, что ему некуда повести
за собой Анну Алексеевну — он не герой,
сам не имеет широких и привлекательных
идеалов. У него тот же быт, та же бескрылая
повседневность, мелочность существова­ния
— тот же «футляр». В этой возникающей
параллели ста­новится очевидным,
какое же это страшное явление —беликовщина.
Она опутывает человека во всех сферах
его жизни — на службе, в собственной
усадьбе, в самых скры­тых сердечных
отношениях — в любви. Но лишь потеря
обнару­живает бессмысленность и
пустоту жизни. Привычка к установившемуся
порядку, инерция существования пора­бощает
людские души, делает их неспособными
что-либо изменить в своей жизни.

Он
показывает, как ненормальная, ставшая
обычной, жизнь засасывает душу человека,
обезличивает его («Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник»); показывает и
возможность нравственного, духовного
сопротивления человека обыденной жизни
(«Учитель словесности», «Дама с собачкой»,
«О любви», «Невеста», «Моя жизнь», «Три
года», «Скрипка Ротшильда»). В более
поздних произведениях у Чехова появляется
мотив бегства героя, порыв к иной,
сознательной и красивой жизни. Но к
какой? Этого не знают ни герои, ни сам
автор. Вот почему очень примитивной
является интерпретация рассказа
«Невеста», рассматривающая решение
Нади отказаться от свадьбы и уехать в
город как решение уйти в революцию. В
рассказах и повестях Чехова важен не
столько внешний, сколько внутренний
сюжет. Нельзя сказать, что проза Чехова
бессобытийна — в ней люди любят, умирают,
переезжают с места на место, стреляются
— но по существу, это ничего не меняет,
жизнь в своей сложности и иррациональности
остается прежней. Зато меняется человек,
меняется его отношение к жизни, и это
изменение внутреннего мира человека и
есть настоящий сюжет чеховских рассказов.
Внешний конфликт в повести и рассказе
может быть исчерпан, но за пределами
рассказа или повести существует та же
неизменная жизнь. В художественном мире
Чехова нет открыто целенаправленного
подбора реалий, мотивов, черт характера.
Его рассказы отражают словно тот самый
мир, который течет за окном — в его
хаотичных, бессмысленных случайных
формах. Он настолько близок естественному
бытию, что, кажется, чеховская проза, да
и драматургия тоже, дают полную иллюзию
реальности. Однако Чехов не является
натуралистом, хотя какие-то точки
соприкосновения с натуралистическим
методом в его творчестве есть. Вместе
с тем, в его творчестве возникает
стремление к генерализации, к обобщению,
к созданию образов-символов (неподвижные,
спящие овцы в рассказе «Счастье»,
одинокий тополь в «Степи», крыжовник в
одноименном рассказе, футляр в рассказе
«Человек в футляре»). Но чеховский символ
не отличается двуплановостью, он не
является знаком скрытого второго плана,
как это будет у символистов. Символы
Чехова вырастают из быта, из предметного
мира произведений. В подтексте чеховских
произведений спрятана потаенная
авторская мысль о красоте, об истине,
вечно присутствующих в жизни. Она
выражается в чеховских образах-символах;
так, образ сада как воплощение гибнущей
красоты проходит через все творчество
Чехова («Черный монах» — быть может,
самый совершенный в художественном
отношении рассказ Чехова; «Вишневый
сад»). Чеховская проза необычайно
музыкальна; эта музыкальность выражается
не только в ее ритме, но больше всего в
композиции, когда через весь рассказ
(«Черный монах», «Скрипка Ротшильда»,
«Студент», «Без заглавия») проходят
мотивы и образы, развитие которых
подчиняются тем же законам, что и развитие
главной и побочной партий в музыкальной
сонате. Так развиваются мотивы сада и
черного монаха в уже упомянутом рассказе
Чехова, чтобы в финале слиться вместе
в сцене умирающего магистра Коврина. В
«Даме с собачкой» курортному роману
Гурова и Анны Андреевны аккомпанирует
«однообразный, глухой шум моря»,
напоминающий о вечности, о красоте, о
должной норме человеческого существования.
«Палата №6» — один из самых страшных
рассказов Чехова, но он словно освещается
мимолетным образом «стада оленей,
необыкновенно красивых и грациозных»,
вспыхнувшим в сознании умирающего
Рагина. Примеры можно продолжить. Все
эти образы и мотивы сообщают чеховским
произведениям неповторимую лирическую
тональность, которая взаимодействуют
с очень жестким, иногда смягченным
иронией, изображением жизни в ее
повседневном течении. Чеховский
«подтекст» переключает социально-нравственную
проблематику произведения в иной,
универсальный план.

Авторская
позиция:

В ранней прозе появляются и первые
сложные повествовательные формы, т.н.
«гибридные конструкции» — несобственно-прямая
речь и несобственно-авторское
повествование. К концу 80-х годов чеховский
творческий метод совершенствуется,
усложняется. Система художественных
приемов, которая была намечена уже в
ранней прозе, на протяжении второй
половины 80-х годов активно развивается,
совершенствуется и в поздних произведениях
писателя получает свое окончательное
становление.

Произведения
Чехова конца 80-х — 900-х гг., а особенно его
последние рассказы («На святках»,
«Архиерей», «Невеста») являются яркими
примерами глубокого проникновения в
сферу персонажей.
Авторская позиция
определила и характер конфликта в
произведениях Чехова. Врагами чеховских
героев нередко оказываются пошлость,
царящие вокруг них обывательские нравы
и порядки. Но, считая конфликты героя
со средой («среда заела») или благородного
героя с негодяями безнадежно устаревшими,
Чехов предпочитает строить столкновения
и сопоставления своих героев на иной
основе. Среда, окружение играют в
чеховских произведениях роль лишь
усугубляющих факторов, основная же
причина несчастия героев — в них самих,
в характере их взаимоотношений. В
рассказах и повестях, в которых друг
другу противостоят 2 персонажа («Враги»,
«Именины», «Дуэль»), наиболее
распространенный вид антагонизма —
непонимание людьми друг друга в силу
поглощенности каждого своим «вопросом»,
своей «правдой» или своим «ложным
представлением». И это позволяет Чехову
указать на сходство между противостоящими
друг другу персонажами, увидеть общее
там, где другим виделась бы лишь
непримиримость и противоположность. В
«Палате № 6» Рагин и Громов противоположны
только до известного предела, за которым
начинаются их разительное сходство и
общая судьба. Герои «Черного монаха»
(1894) совершают ошибки, ломая судьбу друг
друга и обвиняя в своей жизненной
трагедии другого, и здесь герои уравнены
скрытой общностью, одинаковой страдательной
зависимостью от враждебной им жизни.
Особенно наглядно новизна конфликта
проявилась в чеховских пьесах. В «Чайке»
то же равнораспределенное построение
конфликта, персонажи, казалось бы,
полярно разведенные в своем отношении
к любви и искусству, на деле обнаруживают
скрытую общность. Это ведет к тому, что
авторские представления о жизни
раскрывает не один центральный герой
пьесы, а в равной степени несколько или
сразу все действующие лица.

Рассказы А. П. Чехова

  В прозе А. П. Чехов прошёл путь от весёлого Антоши Чехонте до «серьёзного» писателя-классика, автора «несмешных» рассказов, которые отражают все стороны жизни в современной ему России.

  В творчестве А. П. Чехова принято выделять два периода: ранний и зрелый.

Повторяем изученноеРанние рассказы («Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хирургия» и др.) похожи на небольшие сценки. Их героями являются мелкие чиновники, обедневшие дворяне, представители интеллигенции (учителя, врачи) и духовенства. Их фамилии или прозвища подчёркивают социальный статус или выражают главную черту характера. Экспозиции в рассказах нет или она очень короткая. Действие развивается стремительно. Герои, как правило, попадают в комическую ситуацию из-за невежества, недалёкости, чинопочитания и т. п. Развязка оказывается неожиданной. Часто финал остаётся открытым. Всё это сближает ранние рассказы Чехова с анекдотом.

  Позднего Чехова интересуют две основные темы, которые ставят его вровень с такими классиками ХIХ века, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой: борьба с пошлостью внешней жизни и обращение к проблеме внутреннего рабства.

Комплекс «футлярности» — внутреннее рабство человека, которое писатель рассматривал не столько как социальное явление, физическое или духовное унижение личности, сколько как собственное желание человека оставаться рабом. «Футлярности» противостоит осознанная внутренняя свобода человека, его честь, совесть, личный выбор в повседневном малом деле, которое надо делать, не служение «высоким идеалам», но вполне конкретное действие «здесь» и «сейчас».

  У «позднего» Чехова важное место в создании образов отводится пейзажу. В 1889 году Чехов писал Суворину: «Природа очень хорошее успокоительное средство»; а в мае 1894 года замечает: «Я думаю, что близость к природе и праздность составляют необходимые элементы счастья: без них оно невозможно». Труд, справедливость и счастье связаны у Чехова с природой. Краткий пейзаж даёт читателю возможность самому «дописывать» его. Чеховские описания природы имеют вполне самостоятельное значение.

Лирические пейзажи у А. П. Чехова импрессионистичны, музыкальны, поэтичны. Они часто начинают произведение и создают тональность, определённое настроение, например в рассказах «Дом с мезонином» или «Дама с собачкой».

  Иногда природа передана через восприятие героя, а поэтому отражает его психологическое состояние и готовит читателя к изменениям в судьбе персонажа: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали тёмные листья» («Ионыч»); «Всё, всё напоминало о приближении тоскливой, хмурой осени» («Попрыгунья»). Во время ночного свидания мягкий лунный свет отвечает трепетному состоянию Старцева; луна уходит за облака, когда тот теряет надежду и на душе его становится темно и мрачно.

  И в пейзаже, и в характеристике героя, и в его поступках А. П. Чехов делает акцент на художественных деталях, которые позволяют при небольшом объёме рассказа создать полный, целостный образ.

Повторяем изученноеХудожественная деталь — часть образа (предмета, внешности, пейзажа, поступка и т. п.), которая имеет большее значение для выражения смысла образа, чем другие элементы (укушенный собачкой палец Хрюкина или шинель Очумелова в «Хамелеоне»).

  В своих произведениях А. П. Чехов использует разные детали для создания образов. Чаще всего это предмет, вещь (решето с конфискованным крыжовником в рассказе «Хамелеон», лорнетка Анны Сергеевны из рассказа «Дама с собачкой»). Мастерски использует автор цветовую деталь — это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев (тёмные очки Беликова, разноцветные бумажки-деньги Ионыча). Произведения Чехова насыщены эффектными звуковыми деталями и музыкой (Екатерина Ивановна в рассказе «Ионыч» играет на рояле, но вместо музыки доктор Старцев слышит гром и представляет падающие камни; в «Даме с собачкой» Гуров «думает и мечтает» об Анне Сергеевне «под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок»). Деталью может быть отдельная фраза («Как бы чего не вышло» — у Беликова, «Ох! Не надо бы полнеть!» — у доктора Старцева) или одно слово, которое может повторяться несколько раз в разных контекстах («Дымов» — так называет своего мужа Ольга Ивановна в «Попрыгунье», а он, в свою очередь, обращается к жене «мама»).

  Своеобразие чеховского творчества составляет наличие подтекста, или «подводного течения», — так назвал В. И. Немирович-Данченко подтекст в пьесах А. П. Чехова.

Повторяем изученное

Подтекст — неявный, скрытый смысл произведения, который должен «достроить» читатель.

  Подтекст в рассказах А. П. Чехова создаётся с помощью различных приёмов.

В рассказах А. П. Чехова подтекст формируется благодаря построению предложения, авторским оценкам происходящего. Любимая фраза Беликова («Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло!») по структуре напоминает реплику Городничего из «Ревизора» Н. В. Гоголя («Оно, конечно, Александр Македонский — великий герой, но зачем же стулья ломать?»). Подготовленный читатель видит в словах Беликова авторскую иронию, которая направлена против всеобщего страха.

  Подтекст может иметь даже заголовок. Рассказ о превращении интеллигента доктора Старцева в пошлого обывателя назван «Ионыч», т. е. он приспособился к жизни в уездном городе, стал там «своим». История Ольги Ивановны названа «Попрыгунья» — вспоминается героиня басни И. А. Крылова: недалёкая, ленивая, стремящаяся к красоте, но совершенно не знающая жизни. И эти характеристики автоматически переносятся на героиню чеховского рассказа.

  Язык А. П. Чехова прост и понятен. Заслуга его как рассказчика в том, что он старательно избегал речевых штампов и перегруженности текста средствами художественной выразительности. Именно поэтому творчество А. П. Чехова, как писал Л. Н. Толстой, «понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще».

Какие рассказы позднего периода творчества А.П. Чехова вы знаете? «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч» и др.

Слайд 82 из презентации «Жизнь и творчество Чехова».
Размер архива с презентацией 2993 КБ.

Биография Чехова

краткое содержание других презентаций

«Краткая биография Антона Чехова» — Антон Павлович Чехов. Родился 17 (29) января 1860г. в Таганроге. Газеты. Антоша Чехонте. Шедевры. Гимназия в Таганроге. Участвует в общественной жизни. Евгения Яковлевна Чехова. Произведения Чехова. Драматург. Сахалин. Гроб с телом писателя. Писатель, а не врач. Признанный писатель. Гимназистам запрещалось посещать театр. Ялта. Последние дни. Лавочка Чеховых. Путешествует по Италии. Павел Егорович Чехов.

«Краткая биография А.П.Чехова» — Чехов и МХАТ. Особенности художественного мироощущения. Жизнь в Ялте. Греческая школа Таганрога. Встречи, знакомства, творчество. Доктор Чехов в Мелихово. Доктор Чехов. Дом на Полицейской улице. Большая литература. Главное значение. В Мелихово было написано более 40 произведений. Москва. Чеховский нравственный кодекс. Особенности мироощущения Чехова. Антон Павлович Чехов. Ольга Леонардовна Книппер.

«Краткая биография Чехова» — Врачи настаивали на немедленном отъезде на курорт в Баденвейлер. Наказания отца часто были жестоки. Творческий путь Чехова начинается в 1880-е годы. Писатель становится известным, добивается литературной славы. Я все похварываю, начинаю уже стариться, скучаю здесь в Ялте. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы. Из воспоминаний брата Михаила.

«Жизненный путь Чехова» — Предложения. Туберкулезный процесс. Художественная деталь. Дом-музей Чехова. Идея создания общественной библиотеки. Общественно-политический резонанс. Дуэль. Стрекоза. Музейный комплекс Чехова. Хозяйственная роль. Чехов «Ионыч». Ободряющее письмо. Фамилия. Антон Павлович Чехов. Рим. Имение в Мелихово. Шанс остаться человеком. Путь к любви. Маршрут Сахалинского путешествия. Чехов отправляется в Сибирь.

«Жизнь и творчество Чехова» — В мелиховский период. Переехал в Москву. Перелом в художественном творчестве. Сборники малой прозы. Антон Павлович Чехов. Толстый и тонкий. В каком году и где родился А.П. Чехов. Викторина по биографии. Открыл медицинский пункт. Драма «Безотцовщина». Чехов-гимназист. В типографии А.С. Суворина. Мастер короткого рассказа. Семья Чеховых. Перепись населения. Мать. Сцены. Учебные заведения. Л. Н. Толстой.

«Очерк жизни и творчества Чехова» — Скончался А.П.Чехов в г.Баденвейлере. Пушкин. Дом с мезонином. Повесть «Мужики». Обострение туберкулезного процесса. Перепись. Занятия медицинскими науками. Бодрость. Семья Чеховых. Новый рассказ Чехова. Таганрогский театр времен Чехова. Детские годы. Забытый день. Школа. Жизнь и творчество. Значение для Чехова. Псевдонимы А.П.Чехова. Антон Чехов. Дом-музей Чехова в Москве. Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова.

Всего в разделе
«Биография Чехова»

6 презентаций

Чехов: постклассический реализм

Не сомневаясь в реалистической природе чеховской прозы, филологи по-разному определяли этот реализм: «случайностный», «атипический», «постклассический». У всех этих определений есть общий знаменатель. Чеховский реализм не создаёт просчитанных типичных ситуаций, которые служат в конце концов поучительным целям: Чехов рассматривает людей в столкновении с реальными обстоятельствами; важной, решающей здесь может оказаться случайность — совсем не то, что ожидалось. Конфликт между героем и «средой» (которая воплощает ненавидимые Чеховым пошлость и ханжество), как правило, не разрешается каким-то эффектным сюжетным ходом: Чехов смещает фокус с сюжета на атмосферу, ощущение — и хотя нельзя сказать, что это везде удаётся ему одинаково, каждая деталь в его рассказах работает на создание психологического, можно даже сказать, импрессионистского эффекта.

  • Степь

    Антон Чехов1888

    «Степь» переводит Чехова из юмористов в писатели первого ряда, а описание монотонного путешествия по русской степи, по большей части увиденного глазами девятилетнего мальчика Егорушки (но с тонкими переходами точки зрения, с отступлениями, в которых повествователь отыскивает высокий лиризм в обыденном и непримечательном), опережает своё время: «Степь» — это место, где зреет, набирает силу, понемногу электризуется та чеховская атмосфера, которая в концентрированном виде явит свою силу в его поздних рассказах.

    Подробнее о книге

  • Дуэль

    Антон Чехов1892

    Главный герой по фамилии Лаевский — человек, разочарованный в жизни и неспособный оборвать затянувшиеся отношения с замужней женщиной. За распутство и вольнодумство его маниакально ненавидит немец фон Корен — учёный-позитивист, персонаж, в котором угадываются утописты, готовые ради счастья абстрактного человечества убивать конкретных людей. Лаевский, которому всё на свете кажется пошлым и лживым, сам пошляк и лжец, но, осознав это, способен переродиться, а случай отведёт от него неминуемую гибель. Пошлость, суета, громкие слова — в «Дуэли» Чехов переносит свои любимые темы на довольно рискованную территорию, завершая повесть условным хеппи-эндом. В следующем десятилетии свой, более мрачный «Поединок», местами схожий мотивами с чеховской повестью, напишет Куприн.

  • Студент

    Антон Чехов1894

    Рассказ, большую часть которого занимает пересказ евангельской истории об отречении Петра, обманчиво прост. Основной его «фокус», однако, не в обрамлении известного сюжета обстоятельствами новейшего времени, а в чувстве катарсиса — очищения через потрясение, — охватывающем всех героев во всех временных пластах рассказа. Чехов называл «Студента» своим лучшим рассказом и приводил в пример, возражая против обвинений в пессимизме.

  • Скрипка Ротшильда

    Антон Чехов1894

    Жизнь гробовщика — один из мрачных топосов русской литературы. Чехов сначала иронизирует над ним в «Страшной ночи» (и здесь вторит пушкинскому «Гробовщику»), но в «Скрипке Ротшильда» подходит с другой стороны, продолжая уже гоголевскую традицию. Жизнь гробовщика Якова, который всюду видит убытки, ненавидит евреев, снимает мерку с умирающей жены, а ещё — играет на скрипке, показана не смешно, а страшно. Единственное искусство, которое соответствует разлитой в рассказе тоске, — это музыка, и когда Яков передаёт скрипку ненавистному музыканту по фамилии Ротшильд, это выглядит как передача души. Из похоронной, хтонической атмосферы «Скрипки Ротшильда» вырастет зачин «Двенадцати стульев».

  • Дом с мезонином

    Антон Чехов1896

    Художник, ведущий праздную жизнь, знакомится с сестрами Волчаниновыми — Лидой и Женей по прозвищу Мисюсь. Гордая Лида «служит человечеству», хлопоча о медицине и образовании; она держит в повиновении мать и сестру и отчаянно спорит с художником, который — скорее назло, чем всерьёз, — объясняет, что малая помощь только ещё больше закабаляет людей, а для настоящей нужна некая духовная революция. Намечавшийся роман между художником и Мисюсь сломан деспотизмом Лиды; воспоминания о старой усадьбе (одно из самых поэтичных описаний у Чехова) и доме с мезонином остаются для художника заветными, а Лидино «служение народу» — низовая политика, в которой больше гордыни, чем любви к людям, — пополняет чеховскую типологию пошлости. Общественникам рассказ Чехова не понравился.

  • Мужики

    Антон Чехов1897

    Лакей московской гостиницы заболевает и вынужден вернуться с семьёй в родную деревню Жуково — к большой, тёмной, неприветливой родне, в мир нищеты и пьянства; любовь и дружба так же далеки от быта жуковских крестьян, как и сама Москва. Несмотря на то что здесь показаны обыденные деревенские происшествия, слаженной системы типов в повести нет: в персонажах, в их отношениях, в деталях много случайного, хотя и не из ряда вон выходящего. Колебания этих случайностей дают новый, усиленный реалистический эффект. Повесть подверглась цензуре и вызвала горячие споры между теми, кто приветствовал её правдивость (и видел в ней критику народнического идеализма), и теми, кто считал её поклёпом на народ (в числе таких критиков был любивший Чехова Лев Толстой).

  • Ионыч

    Антон Чехов1898

    Врач Дмитрий Ионыч Старцев, наезжающий в губернский город из богом забытого захолустья, сближается с семьёй Туркиных, которая считается здесь самой образованной и талантливой: дочь по прозвищу Котик лупит по клавишам рояля, мать читает вслух свой роман, начинающийся фразой «Мороз крепчал», отец сыплет каламбурами, и даже лакей изображает драматическую сцену — год от года одну и ту же. Впрочем, оборотной стороной вульгарности Туркиных оказывается практичность Ионыча, некстати вылезающая в самые романтические моменты и в конце концов охватывающая его с головой. По большому счёту «Ионыч» — рассказ о том, что противопоставление дикости и культуры может быть ложным: когда исчезает первый шарм и обрывается глупая влюблённость, чувство иронии, с самого начала доминирующее в рассказе Чехова, превращается в гадливость.

  • Человек в футляре

    Антон Чехов1898

    Первый рассказ из «маленькой трилогии» Чехова, объединённой тремя рассказчиками. Учитель Буркин вспоминает своего коллегу Беликова, преподавателя греческого: этот человек, даже летом носивший тёплую одежду, жил в «футляре» — оболочке скрытности, страха и ханжества, которые странным образом сочетались с ролью блюстителя нравов. Одновременно жестокого и комичного столкновения с миром беликовский футляр не выдерживает — гибнет и его носитель. Ветеринар Чимша-Гималайский говорит, что, по сути, всё обывательское существование — футляр; неумеренный пафос врача проявится в следующем рассказе трилогии — «Крыжовнике». «Человек в футляре», во многом благодаря броской формуле заглавия, стал одним из самых знаменитых рассказов Чехова: в критике и школьном литературоведении появилось понятие «футлярность».

  • Крыжовник

    Антон Чехов1898

    Ветеринар Чимша-Гималайский, который в «Человеке в футляре» был слушателем, становится рассказчиком. Он с надрывом рассказывает историю о своём брате, который всю жизнь мечтал о собственном крыжовнике — и вот мечта наконец осуществляется: крыжовник становится символом мелочного счастья, которым человек способен удовлетвориться, тогда как «надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные». Хотя случай с крыжовником заставляет ветеринара переоценить собственную страсть к проповедям добра, он от неё не отказывается — перед нами образец амбивалентного чеховского пафоса, одновременно искреннего и содержащего в себе критику собственного стиля.

  • Дама с собачкой

    Антон Чехов1899

    В просто устроенном рассказе о любви двух несвободных людей — он женат, она замужем — едва ли не выразительнее всего звучит та щемящая интонация, которая отличает многие поздние произведения Чехова. Ситуация несвободы неразрешима, хотя, кажется, разрешение вот-вот будет найдено. На ощущение безвыходности работает множество деталей, замедляющих действие.

    Подробнее о книге

  • В овраге

    Антон Чехов1900

    Одна из самых страшных вещей Чехова усиливает мотивы «Мужиков» и завершает целую линию, идущую ещё от текстов Григоровича и Златовратского: если в более ранней повести какой-то выход из замкнутого, но распадающегося мира деревни возможен, то здесь, в котловине оврага (говорящая деталь), такого выхода не существует. В отличие от писателей, специализирующихся на социальной критике, Чехов нигде не обличает впрямую — но на макабрическую атмосферу повести (в которой чеканят фальшивую монету и назло обваривают младенца кипятком) влияют моралистические тексты позднего Толстого, в первую очередь «Власть тьмы».

    Подробнее о книге

  • Архиерей

    Антон Чехов1902

    В простоте фабулы «Архиерея» есть умиляющая прозрачность, приводящая на память не другие рассказы Чехова, а, например, «Старосветских помещиков» Гоголя. К больному архиерею после девяти лет разлуки приезжает старая мать, и отец Павел переживает состояние почти экстатического счастья и полноты жизни, но вскоре умирает от брюшного тифа. Несмотря на финал, этот рассказ кажется одним из самых светлых у Чехова; смерть, подступающая к герою (сам Чехов в это время уже тяжело болен и предчувствует собственный конец), воспринимается как освобождение. Многие современники считали «Архиерея» вершинным чеховским произведением.

  • Какие подробности о характере катерины мы узнаем из ее рассказа варваре
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение аргументы капитанская дочка
  • Какие подвиги никогда не забудутся сочинение
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение 11 класс
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути итоговое сочинение горький