Какие познавательные процессы участвуют в восприятии сказки ребенком дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста».

Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

Дошкольный возраст, по словам В.С.Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

В перипетиях отношений с взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф.Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л.С.Выготский, отмечая, что «с действительностью воображение тесно связано движением наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же – это средства приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает и его, и себя. Ведь именно из этой сокровищнице малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.

Хорошей сказке, считал С.Я.Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказки. Согласно идеи Л.С.Выготского, психическое развитие опосредствуется освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка с взрослым и культурно преобразующих его деятельность. Такай системой, опосредствующей психическое развитие ребенка – дошкольника и является сказка как особый культурологический феномен.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

▪ учит детей сравнивать, сопоставлять;

▪ формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

▪ ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А.Запорожец, Л.Венгер, А.Фромм, д.Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, таким образом).

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Рекомендуется подходить к работе со сказкой не традиционно. Так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то учат детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказке может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающее общение людей. Познавая мир художественной литературы, ребенок совершенствуется как личность. При этом ребенок в полной мере не может передавать впечатления словами, ребенок может обратиться за помощью к взрослому и попробовать рассказывать сказки еще в дошкольном возрасте. Главной задачей развития связной речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают сказки, литературные произведения, самостоятельно правильно передавая идею и содержание, выразительно производить диалоги действующих лиц. Рассказывая сказки, дети пользуются свойственными жанру свойствами выразительности и знаниями об особенности сюжета: зачин и окончание сказки, присказка победа добра над злом, волшебные предметы героев, превращения и т.д. Дети проявляют большой интерес к сказкам. Сказки дают представления о дружбе, добре и зле, храбрости и верности, красоте внешней и внутренней, учат трудолюбию, внушают уверенность в торжестве правды и справедливости. Детям нравятся сказки, когда герой преодолевает трудности и в конце получает вознаграждение — достойную награду. Творческая работа по рассказыванию сказок, способствует формированию у детей нравственных качеств, развивает фантазию, связную речь, активность и расширяет словарный запас. В результате работы с взрослыми – бабушками, педагогами, дети учатся рассказывать сказки, вести диалог.

http://lib3.podelise.ru/docs/1842/index-265906.html

Детство,
детский возраст – период жизни человека,
в котором ребенок проходит величайший
путь в своем индивидуальном развитии
от беспомощного существа, не способного
к самостоятельной жизни, до вполне
адаптированной к природе и обществу
детской личности, уже способной взять
ответственность за себя, своих близких
и сверстников (22).

Дошкольный
возраст, по словам В.С. Мухиной, это
период овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение
с близкими взрослыми, а также через
игровые и реальные отношения ребенка
со сверстниками.[20 ]

В
дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая
употреблением все большего числа
предметов по их функциональному
назначению и испытывая ценностное
отношения к окружающему предметному
миру, открывает для себя некоторую
относительность постоянства вещей.

В
перипетиях отношений со взрослыми и
сверстниками ребенок постоянно обучается
тонкой рефлексии на другого человека.
В этот период через отношения со
взрослыми интенсивно развивается
способность к идентификации с людьми,
а также со сказочными и воображаемыми
персонажами, с природными объектами,
игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер
называл дошкольный возраст возрастом
сказок. Это наиболее любимый ребенком
литературный жанр.

Вайолет
Оклендер в своей книге “Окна в мир
ребенка” отмечает, что сказки имеют
большой психологический смысл и обладают
большой привлекательностью и ценностью
для ребенка.

Бруно
Беттельхейм (6) пишет: “Сказка в
разнообразных формах сообщают ребенку,
что борьба с жизненными невзгодами
неизбежна, это органическая часть
человеческого существования, но если
человек не оробеет, а стойко встретит
неожиданные и неизбежные трудности,
то преодолеет все препятствия и, в конце
концов, окажется победителем”.

Дорис
Бретт (6) считает, что рассказы, сказки
и внутренний мир ребенка неотделимы
друг от друга. В любом обществе, независимо
от степени цивилизованности и образа
жизни, детские рассказы собирают большую
аудиторию маленьких слушателей.
“Взрослым следует помнить, что если
мы хотим научить ребенка чему-либо или
передать ему какую-то важную мысль,
нужно делать так, чтобы это было
узнаваемо, удобоваримо и понятно.
Рассказы, в особенности сказки, всегда
были самым эффективным средством
общения с детьми”.

Язык
сказки доступен ребенку. Сказка проста
и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова
(22) отмечает, что сказка способствует
развитию воображения, а это необходимо
для решения ребенком его собственных
проблем. Через сказку ребенок знакомится
с новыми явлениями жизни, с какими-либо
абстрактными объектами (величинами
объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Творчество
немыслимо без фантазии и воображения,
которые, в свою очередь, тесно связаны
с развитием чувств. На эту связь указывал
и Л.С. Выготский, отмечая, что «с
деятельностью воображения тесно связано
движение наших чувств». Единство в
развитии чувств и фантазии приобщает
ребенка к духовному богатству,
накопленному человечеством. Сказка же
– это средство приобщения ребенка к
миру человеческих судеб, к миру истории,
это «золотой ключик» к изменению мира,
к его творческому, созидательному
преобразованию. Фантастический,
загадочный мир влечет к себе не только
взрослых, он всегда был объектом
пристального внимания детей всех времен
и народов. Ребенок наполовину живет в
воображаемом, нереальном мире, и не
просто живет, а активно действует в
нем, преобразовывает его и себя. Ведь
именно из этой сокровищницы малыш
черпает сведения о реальности, которой
он еще не знает, черты будущего, о котором
он еще не умеет задумываться.

Хорошей
сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны
«большой охват событий в быстром, даже
стремительном темпе, с высокими подъемами
и крутыми спусками, с живым, неподдельным
чувством рассказчика, со смелыми
обобщениями и выводами». Живой и
выразительный язык народной сказки
изобилует меткими, остроумными эпитетами,
смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный
учитель речи детей. Ни в каких других
произведениях, кроме народных, вы не
найдете такого идеального расположения
труднопроизносимых звуков, которые,
благодаря образной трактовке, без
затруднений воспроизводятся юными
слушателями. Сказка раскрывает перед
ребенком меткость и выразительность
языка, показывает, как богата родная
речь юмором, живыми и образными
выражениями, сравнениями. (28)

«Целью
сказки, — писал П.М. Соболев, — является
развлечение слушателей, перенесение
их внимания из реальной обстановки в
мир идеального, фантастического». А
известный фольклорист М.Е. Халанский
определял сказку как «…рассказ, не
имеющий иной цели, как воздействие на
фантазию слушателей, и в основе своей
заключающий вымышленное событие,
интересное или самой своей невероятностью,
или юмористическими подробностями».
К.И. Чуковский считал, что цель сказки
«заключается в том, чтобы воспитать в
ребенке человечность – эту дивную
способность волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого, переживать
чужую судьбу, как свою. Ведь сказка
совершенствует, обогащает и гуманизирует
детскую психику, так как слушающий
сказку ребенок чувствует себя ее
активным участником и всегда отождествляет
себя с теми из ее персонажей, кто борется
за справедливость, добро и свободу».
(28)

Если
система активности ребенка разворачивается
в пространстве детской игры, то систему
мышления ребенка образует сказки.
Согласно идеи Л.С. Выготского, психическое
развитие опосредствуется освоением
знаковых систем, развернутых в общении
ребенка со взрослыми и культурно
преобразующих его деятельность. Такой
системой, опосредствующей психическое
развитие ребенка-дошкольника и является
сказка как особый культурологический
феномен. [1]

Сказка,
согласно исследователям мифологической
школы в литературоведении, представляет
собой превращенную форму мифа, специально
обращенную к ребенку. В.Я. Пропп,
рассматривая исторические основы
волшебной сказки, полагает, что сказки
были тесно связаны с ритуалом. [26]. А.Е.
Метлинский прямо выводит сказку из
мифа. Если рассматривать миф как особую
систему мышления, то становится понятным,
что сказка действительно выполняет в
мышлении ребенка особые функции. Сказка
позволяет детям в особой метафорической
форме формулировать для себя специфические
детские теоретические вопросы об
устройстве Мира и решать проблему
неопределенности (т.е. прогнозировать
события).

В
сказках постоянно происходят разнообразные
превращения времени и пространства,
что позволяет ребенку обнаружить их
существование и осознать свои
взаимоотношения с ними.

Образы
сказок, отношения персонажей выступают
у детей в качестве средств интерпретации
явлений действительности, обоснования
суждений, требований, аргументации тех
или иных действий. Действительно,
понятия добра, зла, хитрости, времени,
пространства, меры и т.д. недоступны
ребенку-дошкольнику в измерениях
логического мышления, однако эти понятия
вполне осмысленны и функциональны,
когда они имеют образно-символические
обозначения внутри пространства сказки.

Структуры
сюжетно-ролевой игры и структура сказки
по Проппу гомологичны друг другу: сюжет,
роль, которая согласно Д.Б. Эльконину
является единицей сюжетно-ролевой игры
и, одновременно, отчетливо прослеживается
в сказке в определенности действий ее
персонажей. Источником правила, в том
и другом случае является обряд, ритуал.

Сказка
является также средством развития и
самой детской игры, поскольку она
расширяет пространство воображаемой
ситуации. Сюжетосложение, как убедительно
показано Н.Я. Михайленко и Н.Н. Поддъяковым,
«способствует расширению содержания
игры, активации творческого потенциала
ребенка и подводит детей к
игре-фантазированию», где ценным для
ребенка становится не просто сам
процесс, но и создание нового сюжета
как творческого продукта деятельности.

В
контексте сказки обретают полноту,
выходят за границы обыденности такие
понятия, как пространство, время,
скорость, бесконечность и т.д. В
пространстве сказки, внутри ее смыслов
предметы, явления обретают
многозначительность и неоднозначность,
сакральность. Появляется возможность
обретения отношения к миру как к тайне,
ведь любой предмет в сказке может
предстать перед ребенком в какой-то
другой чудесной функции. [10]

Сказка
для ребенка – это не просто вымысел,
фантазия, это особая реальность мира
чувств. Сказка раздвигает для ребенка
рамки обычной жизни. Слушая сказки,
дети глубоко сочувствуют персонажам,
у них появляется внутренний импульс к
содействию, к помощи, к защите.

Знаменитый
американский психолог и психиатр Бруно
Беттельхайм утверждает: “Детям нужны
сказки” (так называется его монография),
ибо они являются необходимой пищей для
развития личности.

Для
педагогов же особо значима проблема
эстетического воспитания детей на
материале сказки. Художественная
литература, в том числе сказка, как
образное отражение мира, требует от
читателя особых качеств восприятия:
творческого воображения, развитой
наблюдательности, чувства образного
слова, авторской позиции и гармонической
целостности произведения; понимания
внутренних психологический мотивов
поведения литературных героев. Эти
качества в своей совокупности составляют
особый вид восприятия – эстетический.
Эстетическое восприятие развивается
в результате широкого знакомства с
художественной литературой, овладения
необходимыми знаниями, накопления
опыта переживаний и жизненных впечатлений.
Потому так важна серьезная, продуманная
работа со сказкой с самого начала
приобщения ребенка к литературе. [1]

Почему
сказка так эффективна в работе с детьми,
особенно в дошкольном и младшем школьном
возрасте? В учебном пособии под редакцией
И.В. Дубровиной “Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми” приводятся
следующие ответы на этот вопрос.

Во-первых,
в дошкольном возрасте восприятие сказки
становится специфической деятельностью
ребенка (помимо игры и изобразительной
деятельности), обладающей невероятно
притягательной силой, позволяющей ему
свободно мечтать и фантазировать. При
этом сказка для ребенка не только
вымысел и фантазия. Это еще и особая
реальность, которая позволяет раздвигать
рамки обычной жизни, сталкиваться со
сложными явлениями и чувствами и в
доступной для понимания ребенка
сказочной форме постигать взрослый
мир чувств и переживаний. Об этом говорят
многие другие авторы, например, Л.П.
Стрелкова в книге «Уроки сказки»
отмечает, что только в сказочной форме
дошкольники сталкиваются с такими
сложнейшими явлениями и чувствами, как
жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев
и сострадание, измена и коварство и
т.п. Форма изображения этих явлений
особая, сказочная, доступная пониманию
ребенка, а высота проявлений, нравственный
смысл остаются подлинными, “взрослыми”.

Во-вторых,
у маленького ребенка сильно развит
механизм идентификации, т.е. процесс
эмоционального объединения себя с
другим человеком, персонажем и присвоение
его норм, ценностей, образцов как своих.
Поэтому, воспринимая сказку, ребенок,
с одной стороны, сравнивает себя со
сказочным героем, и это позволяет ему
почувствовать, понять, что не только у
него есть такие проблемы и переживания.
С другой стороны, посредством ненавязчивых
сказочных образов ребенку предлагаются
выходы из различных сложных ситуаций,
пути решения возникших конфликтов,
позитивная поддержка его возможностей
и веры в себя. При этом ребенок
отождествляет себя с положительным
героем. Происходит это не потому, что
дошкольник так хорошо разбирается в
человеческих отношениях, а потому, что
положения героя более привлекательно
по сравнению с другими персонажами.
Это позволяет ребенку усваивать
правильные моральные нормы и ценности,
различать добро и зло. Таким образом,
считает Б.Беттельхейм, сказка прививает
добро, а не только поддерживает его в
ребенке.

Согласно
А.В.Запорожцу [10 ], сочувствие, сопереживание,
содействие героям сказки представляет
собой формообразующий фактор в развитии
ребенка. С этой точки зрения также
согласны многие авторы (Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, В.
Оклиндер, Д. Бретт и др.). Способность к
идентификации помогает ребенку расширить
свой багаж жизненных ситуаций, чувств
и решить какие-либо проблемы.

Соседние файлы в папке марина диплом (1)

  • #
  • #


Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы.

Среди произведений художественной литературы огромную роль в речевом развитии детей играет устное народное творчество. Это отмечали как классики педагогической науки (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина и др.), так и более современные исследователи родного языка (Н. С. Карпинская, АЕ.Шибицкая, О. С. Ушакова, Л. В. Ворошнина, А. М. Виноградова, М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Н. В. Гавриш и др.).

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [2, с. 40]

Многие исследователи, изучающие жанровые особенности сказки, ее происхождение, структуру, подчеркивали, что она отражает конкретные формы бытия, отталкивается от действительности, включает множество чудесных линий развития сюжета, а затем возвращается к действительности, причудливо переплетая события и развивая воображение (М.Арнаудов, В. П. Аникин, В. Я. Пропп, М. Н. Мельников, Г. С. Виноградов).

Процесс восприятия художественной литературы исследовался в разных направлениях: изучалось понимание сказки детьми раннего возраста (Л. С. Славина, Н. А. Циванюк), анализировалась роль иллюстраций в восприятии литературного текста (Т. А. Репина), выявлялось умение понимать сюжетную линию и взаимоотношения персонажей (Г. Я. Кудрина, Е. В. Бодрова, И. Л. Базик), а также умение сопереживать героям произведений (Л. П. Стрелкова).

Восприятие литературного произведения представляет собой психический процесс, характеризуемый сложным соотношением логических и эмоционально-образных начал. Художественное произведение одновременно обращается и к чувству, и воображению, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества (Гурович Л. М.)

Восприятие, отмечает С. Л. Рубинштейн, — это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. [1, с. 120]

Восприятие — вид умственной деятельности ребенка на всех этапах его развития, необходимый компонент художественно-речевой деятельности. Для понимания произведения необходимо вслушиваться в содержание, запоминать услышанное и сопереживать происходящее. Восприятие произведения закрепляется в реальной действительности. Дети учатся устанавливать связь между эмоционально-образцовым содержанием и средствами выразительности, которые им доступны (Л. В. Ворошнина).

А. В. Запорожец отмечает: «Восприятием называется отражение в мозгу целостных предметов и явлений, к прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый практический опыт человека. Восприятие позволяет более полно познавать действительность, чем ощущение отдельных свойств предмета. Восприятие возникает на основе ощущений». [3, с. 245]

В исследованиях психологов мы выделили основные закономерности ощущений и восприятия: восприятие возникает в результате воздействия различного рода внешних и внутренних раздражителей на анализаторы. Каждый анализатор представляет собой сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим прибором (органом чувства) и кончающийся системой клеток коры больших полушарий, составляющих центральную часть анализатора. В свою очередь, центральная часть анализатора состоит из большого количества воспринимающих клеток, разбросанных по всей коре больших полушарий, и из системы воспринимающих клеток, сконцентрированных в определенном участке коры и образующих так называемое ядро анализатора. Уже наружные воспринимающие приборы расчленяют воздействие окружающей действительности, воспринимая только определенного рода раздражители.

Особенности развития ощущений и восприятий в дошкольном возрасте отличаются тем, что в условиях правильно организованного педагогического процесса ребенок постепенно научается «более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию». [3, с. 239]

Изучая психологию восприятия ребенком литературного произведения, А. В. Запорожец отмечал, что эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в непосредственной связи с общим ходом их психического развития, под определяющем влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов и активности.

В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности.

Но установление указанного различия составляет лишь одну сторону дела. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. В сказке в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы. А. В. Запорожец также считает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению.

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. [3, с. 242]

В сказке, особенно волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные, и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершающие всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства.

Таким образом, художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Е. А. Флерина, проводя исследования в области эстетического воспитания дошкольника, выделила особенности восприятия детьми художественного слова: «Художественное слово оказывает восприятию и мышлению ребенка незаменимую услугу. Вызывая чувственный образ (ощутимый, зримый), художественное слово облегчает понимание идей, делает их конкретными, убедительными. Литературное произведение, возбуждая мыслительный процесс средствами слова, т. е. отвлечение от непосредственного чувственного восприятия, в то же время обеспечивает богатство чувственного восприятия, столь необходимого для мышления детей…» [4, с. 45]

Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства. Запорожец А. В., Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др. отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Вышеназванные ученые выделяют особенности восприятия литературы встаршей группе. В возрасте пяти лет в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний. В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение — способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.

Как показали исследования Л. П. Стрелковой, Р. Я. Кудриной, И. Л. Базик и др., важную роль в восприятии художественного образа литературных произведений играет правильное донесение до ребенка содержания произведения, средств художественной выразительности, обращение эмоциональной жизни ребенка, систематическое общение с произведениями искусства в комплексе.

В работах А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, показано, как нравственные чувства детей дошкольного возраста развиваются при восприятии художественных произведений (литературных, изобразительных) [3, с. 240]. Дети могут воспринимать мотивы поступков и переживать нравственные чувства вместе с героями художественных произведений, у ребенка появляются новые представления и новое эмоциональное отношение к окружающему. Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова рассматривает в качестве одного из основных механизмов, обеспечивающих развитие у ребенка эмпатийного процесса.

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М. Гурович, А. В. Запорожец), сопереживать с ними, становясь как бы участником описываемых и воспринимаемых событий (Е. А. Флерина, О. И. Соловьева).

Таким образом, восприятие литературных произведений детьми­дошкольниками рассматривается исследователями как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которых ребенок активно входит в мир воображаемых обстоятельств: он начинает различать художественный образ и действительность.

Литература:

  1. Акулова О. В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на развитие выразительности речи старших дошкольников. /Методические советы к программе «Детство». — СПб., 2001.
  2. Виноградова С. А., Баймухамбетова Ф. Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. 2014.№ 3. С. 39–42.
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию.-М., 1949. — с.235–246.
  4. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, восприятие, дошкольный возраст, художественное произведение, литературное произведение, художественная литература, художественное слово, художественный образ, словесное творчество, старший дошкольный возраст.

Русанова Наталья Анатольевна,
воспитатель,
МБ ДОУ ДС№3
г. Сасово, Рязанская область
Гипотеза: предполагается, что эффективное восприятие сказки детьми возможно в процессе проведения специально организованных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств восприятия дошкольников.
Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматривание вопроса восприятия сказки детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
В своей работе я видела, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка — это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому я считаю, что сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.
Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия побудило меня к поиску наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика во все времена.
Разрабатывая данный методический опыт по восприятию сказки детьми дошкольного возраста, я опиралась на достижения великих педагогов и профессоров. Свой опыт в первую очередь я направляю
на развитие эмоционального, психического развития детей дошкольного возраста, что эффективно влияет на их гармоничное развитие, через восприятие сказки в повседневной работе.
Перед собой я ставила следующие задачи:
1.Провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
2.Определить содержания занятий по ознакомлению со сказкой с детьми дошкольного возраста;
3.Апробировать использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Мною используются следующие методы работы:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.
-эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Сказки — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец — народ.
Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.
В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора — это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации, это любое языковое выражение с переносным смыслом.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль.
Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера — сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, — творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров. Это труд тысяч безымянных авторов, каждый из которых вносил свою лепту в общее дело. Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические.
Эти сказки восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладениями силами природы.
Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.
Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке.
Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок.
Чтобы проверить уровень восприятия сказки у дошкольников я разработала диагностику.
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком. Для этого я разработала тематический план и содержание занятий «Воспитание сказкой».
Воспитатели должны разбираться в восприятие сказки детьми. Восприятие — это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. Я выявила, что в зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на занятии, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.)
Восприятие художественного произведения — очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
В работе я использовала сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ш. Перро и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки — кульминации — катарсиса.
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
·           Познавательное развитие
·           Социальное развитие
·           Физическое развитие
·           Развитие творческого воображения
Допустимо использовать в работе следующие формы организации по восприятию сказки детьми дошкольного возраста: игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; праздники.
В качестве основных методов и приемов я использую: элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры — экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у детей; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом я учитывала индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдая принцип «От простого — к сложному»; создавая в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза — в — глаза.
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель — создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Репка»), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель — использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок — полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка — зеленый; лиса — оранжевый и т.д.).
пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации
(от греческого problema — задача, задание и латинского situation — положение) — это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
·           Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).
·           Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
·           Рассказать знакомую сказку по кругу.
·           Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
·           Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
·           Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
·           Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
·           Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
·           Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Колобок  добрый  волк
Лиса  хитрая  колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало  сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
·           Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
·           Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек — к сказке
Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
«продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
«Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)
«Треугольник и квадрат» (математическое развитие)
«Хорошо плохо» (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).
«Добрые — злые» (развитие эмоций, изобразительных навыков)
В своей работе я также учитывала следующие методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий: искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
·           Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
·           Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
·           Взрослый — рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
·           Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
·           Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
·           Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
·           Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
·           Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

В работе с родителями также используется сказка.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Используются следующие виды работы с родителями:
·           Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.
·           Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т.д.).
·           Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Сказка «Колобок»).
·           Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).
·           Устройство выставки работ детей и родителей («Наши любимые сказки», «Зимние сказки»).
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.
Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку (хорошо это или плохо), провести сравнения (а как я делаю).
Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Я отметила, что слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.)
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Поэтому, самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре — иллюстрациях.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.
Я выявила характерную для младшего дошкольника особенность — это необычную тягу к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Таким образом, исследовав восприятия сказки детьми дошкольного возраста, я пришла к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Я доказала, что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Практика использования данного опыта по восприятию сказки детьми дошкольного возраста показала, что в процессе совместной деятельности у детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности данного опыта в работе воспитателя.

  • Какие подробности о характере катерины мы узнаем из ее рассказа варваре
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение аргументы капитанская дочка
  • Какие подвиги никогда не забудутся сочинение
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути сочинение 11 класс
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути итоговое сочинение горький