Какие права нарушены в сказке маша и медведь


13

Какие права нарушены в сказке Маша и Медведь?

1 ответ:



0



0

В данной сказке нарушены права детей. Ребенок не обязан прибираться за незнакомым ему человеку… т.е. зверю. Это незаконно и приводится обвинение к Медведю по Семейному кодексу.

Блин,детская сказка,а дело до статьи дошло!

Читайте также

Возможно, под этим описанием подразумевается дефолт?

Благодаря мудрым реформам образования теперь каждый казахский школьник знает, что лошадь Чингисхана жутко страдала кариесом.
И было у неё, бедной кобылы, всего 13 зубов.

Елена Глинская.
Годы правления: 1533-1538
Став после смерти мужа правительницей Великого княжества Московского, энергично подавила олигархические стремления бояр и успешно начала борьбу с настоящими и потенциальными противниками. Пользуясь помощью и советами своего фаворита боярина князя И. Ф. Овчины-Телепнева-Оболенского, Елена заточила в темницу и своего дядю-соперника М. Глинского. А также посадила в тюрьму брата Василия III, дмитровского князя Юрия Ивановича и старицкого князя Андрея Ивановича.
Важнейшим моментом правления Елены Глинской является проведение денежной реформы в 1535 году. Была введена единая валюта на территории Руси. Эта была серебряная копейка, весом в 0,68 г; одна четвертая часть копейки — полушка. Был отдан приказ перелить многочисленные резаные и поддельные серебряные монеты в новые, на которых изображался великий князь на коне с копьем в руке. Это был значительный шаг для стабилизации экономики Руси.
В 1536 году Елена Глинская заставила польского короля Сигизмунда Первого заключить выгодный для России мир, а Швецию обязала не помогать Литве и Ливонскому Ордену. В 1537 году ею был заключен мирный договор со Швецией.
При Глинской одновременно проводилось укрепление и строительство городов, крепостей, особенно на западных границах. Так посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.
Правительство Елены Глинской вело также борьбу против роста монастырского землевладения.
Надеюсь помог.

Великое княжество Литовское.

Первая причина — религиозная. Турки и персы были представители разных ветвей ислама. Турки — сунниты, а персы — шииты. Они относились к друг другу негативно, ну как католики и протестанты.

Вторая причина — территориальная и экономическая. Персия контролировала в первой половине XVI века достаточно богатый регион на территории современного Ирака, на берегу Персидского залива и в Закавказье.  

Чаще в войнах побеждали турки, он доходили до Хамадана на территории современного Ирана, но иногда и персы выигрывали, например, при шахе Аббасе I на рубеже XVI и XVII века.

МИНИСТРЕСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

г. Избербаша, РД

Республиканский конкурс работ учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан «Права человека глазами ребенка»

Тема работы  «Правонарушения в сказочных сюжетах»

Автор

Багомедов Арслан Айибханович,  

учащийся 7 «б» класса МКОУ СОШ №10

             Руководитель  

Агаева Аида Магеллановна,

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №10

8 – 964 – 000 – 80 – 77

2015год

Аннотация.

Изучение темы «Правонарушения» актуально в наше время, поскольку права человека являются одними из важнейших общечеловеческих ценностей, выработанных практикой всей человеческой цивилизации. Они несут идею справедливости и гуманизма. Только благодаря их признанию человечество существует и поныне.

Цель моей работы доказать, что изучение прав человека в нашей стране сегодня – просто жизненно необходимо.

С этой целью были придуманы сказки, с помощью которых можно расширить знания учащихся о документах, регулирующих права человека.

«Правонарушения в сказочных сюжетах»

 «Мед»

 Украли у бабушки мед. На месте преступления оказались двое мужчин. Их отвели в суд, но никто из них не признался. Судья, подумав, скажи: «У меня есть необычная шапка. Если ее надеть на виновного, то она загорится».

 Надели эту шапку на первого мужчину, он совсем не нервничал, а второй занервничал. Шапка не загорелась. Надели ее на второго мужчину, он стал еще больше нервничать. И мужчина сам снял ее и признался, что украл мед.

        Судья тоже признался, что шапка была обычная.

        Если рассматривать такую ситуацию в реальной жизни. То согласно п.п. 1,2,3 ст. 35 Конституции Российской Федерации:

        1.    Право частной собственности охраняется законом;

        2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами;

        3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

  На основании п.1 ст.58 Уголовного кодекса Российской Федерации «кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы труда или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести  месяцев до года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет».

«Русалочка»

Все знают замечательную сказку «Русалочка», которая трагически погибла. Мы все согласны, что девочка-принцесса погибла по несправедливости, так давайте разберемся в причине ее смерти. Она была глупенькой и наивной девушкой, влюбленной в принца, следила за ним, спасла его жизнь, когда он тонул. Ее стоило отблагодарить, похвалить, однако он не знал, что она его спасла, и это обстоятельство смягчает его вину.

Бедная девочка подверглась обману со стороны злой ведьмы и заключила с ней договор, и в итоге осталась немой. Договор был незаконным, принц довел ее до самоубийства, он делал вид, что не понимал ее и женился на другой, что привело к трагедии – русалочка умерла.

  Стоит осудить всех виновных в трагическом конце!

 Если рассматривать данную ситуацию в реальной жизни, то согласно п.1ст.20  Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на жизнь».

  На основании ст.110 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, которое довело до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, наказывается ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на срок до пяти лет.

«Колобок»

В сказке «Колобок» заяц, медведь, волк пытались съесть колобка. Но он от них убежал, а лиса со своей хитростью смогла его съесть.

С точки зрения реальной жизни со стороны зайца, волка и медведя это расценивалось как покушение на личную жизнь и неприкосновенность (п.1 ст.20 и п.1 ст.22 Конституции Российской Федерации).

Лиса лишила колобка жизни (п.1 ст.20 Конституции Российской Федерации).

За данные противоправные деяния согласно ст.119 Уголовного кодекса Российской Федерации «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» заяц, медведь и волк получили бы наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет»

Лиса была бы наказана по п.1 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

«Маша и медведи»

В сказке «Маша и медведи»  медведи после того, как нашли девочку Машу в лесу, начали насильно ее удерживать у себя в доме, заставляли готовить, наводить порядок, присматривать за медвежонком.

        Если бы это была не сказка, то медведям пришлось бы ответить по закону.

        Согласно п.3 ст.126  Уголовного кодекса Российской Федерации «Похищение человека» деяния, совершенные организованной  группой, наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет; согласно п.2 ст.127 Уголовного кодекса Российской Федерации «незаконное лишение свободы», совершенное сговору, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

«Лесной суд»

Однажды в лесу случилось происшествие. Семья зайцев подала в суд иск  на волка, обосновывая свой иск тем, что волк съел их зайчика. После длительного расследования вина волка была доказана, и дело рассматривалось в суде. Суд не мог долго состояться по причине того, что ответчик  не являлся на заседании суда. Возмутившись, поведение волка, его принудительно доставили в зал суда. Адвокатом волка была плутовка-лиса, обвинителем — сова. Волк долго не признавал свою вину, считая, что он живет по законам леса. Этого же мнения была и его защита, мотивируя законом леса «сильный всегда прав».

Согласно приговору лесного  суда  по «лесному уголовному кодексу» и присяжных волк был оправдан.

В реальной жизни закон «сильный всегда» прав неприемлем, так как согласно п.1 ст. 20 Конституция Российской Федерации гарантирует все право на жизнь. И согласно п.1  ст.105 Уголовного Кодекса РФ …совершивший   убийство наказывается лишением свободы на срок от 8 до 25 лет.

«Семеро козлят»

В этой сказке говорится о том, что, оставшись дома одни, семеро козлят попали в беду. Пока их мать ушла за молоком, на них напал волк, ворвавшись в их дом. Таким поступком волк нарушил закон тем, что не только побеспокоил козлят, но и посягал на их собственность, точнее, на их имущество.

Однако эта сказка, и волку не грозит юридическая ответственность, но если бы это произошло в реальной жизни, то волку пришлось бы ответить за свои поступки по п.п. 1, 2 ст. 139 Уголовного Кодекса Российской Федерации.  Незаконное проникновение в жилище, совершённое против воли  проживающего в нем лица, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной, платы или иного дохода осужденного за период  до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до трех месяцев. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается  штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда и в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

«Иван Дурак и правила дорожного движения»

Жил-был на свете Иван Дурак, и была у него необыкновенная печка, печка – самоходка.

Поехал Иван на ней в город, чтобы купить себе Кока — Колы. Едет и едет, едет и едет и вдруг увидел диво невиданное – теперь светофором то диво называется. Остановился Иван в нерешительности: у них в деревне все просто. Посреди дороги камень стоит, на котором написано: «Налево поедешь – голову потеряешь! – быть беде!» Все прописано, чему быть, того не миновать, а тут диковина разными цветами светит и молчит. Думал, думал Иван, на какой свет ехать, и надумал: красный свет самый красивый, яркий, видно, правду говорят: «Дураки красное любят», и решил: «Ладно, проеду на красный свет»

Только тронулся – и тут как гром как с ясного неба, заговорил светофор: «И как таким невеждам только водительские права выдают! Нет, нельзя тебе на красный свет, потому что ты совершишь правонарушение, которое может причинить вред интересам общества и даже государства»

С тех пор Иван на красный свет не ездит на своей необыкновенной печке, помнит чудо говорящее, дорогу указывающее.

В этой сказке могло произойти правонарушение. Иван мог нарушить правила дорожного движения, которое могло принести моральный и материальный ущерб обществу.

Согласно ст.12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

«Золотая рыбка»

Как мы помним, после того как старик поймал золотую рыбку в море и честно рассказал об этом супруге, старуха начала заниматься вымогательством и лишила мужа жилища. В этой сказке бабка все же поплатилась за свои деяния: рыбка ее лишила всего, что она ей дала. Если бы это не было сказкой, то старуха понесла бы юридическую ответственность.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гарантирует, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях , установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

На основании п. 1 ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества… наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного месяца либо такового»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Исследовательская работа

«Конвенция о правах ребёнка

в сказках»

Выполнили учащиеся 3 класса

Каримов Имиль, Фролова Дарья

Руководители

Капустина Т.А., Талинова Л.Д.

Кумертау 2019

Содержание

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  1. История создания основного закона о правах ребёнка и перечень

статей.

  1. Сказки – учебник жизни.

  2. Права и обязанности в сказках.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребенка

  1. Введение

Дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Проблема нарушения прав ребенка становится все более актуальной в последние годы. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка?

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. Интересно, а как в сказках можно проследить нарушение прав?

Цель: Изучение основных прав ребёнка в известных сказках.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы;

  2. Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;

  3. Дать представление об основных правах человека в известных сказках ;

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Объект: Нарушение прав ребёнка.

Предмет: Конвенция  ООН «О правах ребенка», сказки.

Сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной литературы по теме исследования, анкетирование.

  1. Основная часть.

  1. История создания основного закона о правах ребёнка и перечень статей.

В человеческом обществе всегда существовали законы (писаные и неписаные), по которым люди жили, общались, трудились. В каждом законе определялись основные права и обязанности людей. Однако, не все люди соблюдали законы. Нежелание жить по воле государства порождало войны.

Человечество всегда мечтало покончить с войнами, которые несут людям смерть и разрушения. Вот почему еще в годы 2-ой мировой войны СССР, США, Великобритания и Китай выразили намерение создать международную организацию для предотвращения таких ужасных событий в будущем, для поддержания мира и безопасности, укрепления мирного сотрудничества между государствами. Она была создана 24 октября 1945 года. На основе добровольного соглашения суверенных государств был подписан Устав Организации Объединенных Наций (ООН).

Приоритетное значение в деятельности ООН имеет работа по реализации и защите прав и свобод человека. 20 ноября 1948 года Генеральная ассамблея ООН приняла документ международного значения — Всеобщую Декларацию прав человека. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка):

  • Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста;

  • Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;

  • Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие;

  • Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности;

  • Статья 9. Право на общение с обоими родителями;

  • Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы;

  • Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения;

  • Статья 14. Право исповедовать любую религию;

  • Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний;

  • Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию;

  • Статья 17. Право на доступ к информации;

  • Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия;

  • Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство;

  • Статья 27. Право на достойный уровень жизни;

  • Статья 28. Право на образование;

  • Статья 31. Право на отдых и досуг;

  • Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы;

  • Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения;

  • Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях;

  • Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

  1. Сказки – учебник жизни.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! 
С детства все мы верим в сказки, переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся счастливым чудесам. А главное — мы всегда знаем, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов. 

Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Изначально собирать сказки начали немецкие сказочники братья Гримм. Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот. 

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).  Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.
Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем. 

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи. Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.

Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. 

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.

Мы прочитали много сказок и можем сказать, что для нас сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации. 

  1. Права и обязанности в сказках.

Многие дети нашего возраста не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой – на примере сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает ложь. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам.

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Гуси-лебеди

Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Морозко

Право на труд

Право на справедливое вознаграждение за труд

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Статья 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

Статья 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

право на учёбу, развитие

ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право на свободу и свободный труд за вознаграждение,

Право на бесплатное образование.

защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. Посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 12 Неприкосновенность жилища.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 37. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.

Маугли

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23 Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Золушка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня

право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Право на семью

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

нарушено право на неприкосновенность жилища

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

На безопасность

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право свободного передвижения и выбора местожительства

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень изни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право на личную неприкосновенность, жизнь

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Кот в сапогах

право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

право на свободу мирных собраний, свободу передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

3. Права и обязанности в сказках.

Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой — посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.

Статья

Сказка

Статья 6 Конвенции Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

  • «Колобок»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Зимовье зверей»,

  • «Три поросенка»;

  • К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;

  • Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;

  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Р. Киплинг «Маугли»

Статья 7 Конвенции Право на имя 

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • Ш. Перро «Золушка».

Статья 11Конвенции Право на защиту от насильственного перемещения

  • «Гуси-лебеди»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Жихарка»;

  • С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • Братья Гримм «Снежная королева».

Статьи 12,13,14

Конвенции

Право на свободное выражение мысли 

  • В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Р. Киплинг «Маугли»

  • X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Статьи 12, 16

Конвенции

Право на защиту ребенком своих прав и интересов 

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Статья 16 Конвенции Право на жилище 

  • «Теремок»,

  • «Рукавичка»,

  • «Зимовье зверей»,

  • «Заюшкина избушка»,

  • «Коза-дереза»,

  • «Заяц, лиса и петух»,

  • «Заячьи слезы»,

  • «Три медведя»;

  • С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Терем-Теремок»;

  • Английская народная сказка «Три поросенка»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;

  • Р. Киплинг «Маугли»

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 18 Конвенции Ответственность семьи за ребенка 

  • С. В. Михалков «Праздник непослушания»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Статья 19 Конвенции Право на защиту чести и достоинства

  • «Заюшкина избушка»,

  • «Коза-дереза»,

  • «Заяц, лиса и петух»,

  • «Заячьи слезы»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

  • К. И. Чуковский «Тараканище»;

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 19 Конвенции Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

  • Английская народная сказка «Три поросенка»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;

  • Д. Р. Киплинг «Слоненок»;

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Статья 23 Конвенции Права детей-инвалидов   

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Статья 24 Конвенции Право на охрану и укрепление здоровья 

Статья 10 Закон РФ «О правах ребенка» Обеспечение прав детей на охрану здоровья

  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

  • К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;

  • Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста.

Статья 27 Конвенции Право на достойный уровень жизни

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

  • Б. С. Житков «Храбрый утенок»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;

  •  X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 28 Конвенции Право на образование 

Статья 9. Закон РФ

«О правах ребенка»
Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения

Буратино».

Статья 30 Конвенции Равноправие (недискриминация) детей 

  • Дж. Родари  «Чиполлино».

Статья 31 Конвенции Право на отдых 

  • Ш. Перро «Золушка»;

Статья 32 Конвенции Право на труд (защита от эксплуатации) 

  • «Крошечка-Хаврошечка»,

  • «Жихарка»;

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

  • Ш. Перро «Золушка».

Статья 38 Конвенции Запрещение участия детей в военных действиях

  • А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Заключение

Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связанных с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • безнадзорные и бездомные дети;

  • дети-инвалиды;

  • дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую

они преодолеть самостоятельно не могут.

Им всем нужна помощь.

Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Список литературы:

  1. А.С. Пушкин детям. – Москва: «Астрель», 2000г.

  2. В гостях у сказки. Русские и зарубежные сказки. – Москва: «Росмэн», 2008г.

  3. Любимая книга для чтения. – Москва: «Росмэн», 2009г.

  4. Любимые русские сказки. – Москва: «Махагон», 2008г.

  5. Сказки Г.Х. Андерсена. – Москва: ЗАО Комапания «Махагон», 2008г.

  6. Маршак С. Двенадцать месяцев. Москва: «Росмэн», 2009г.  

  7. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008. 

  8. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 

  9. Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.

  10. «Фестиваль педагогических идей» / http://festival.1september.ru/articles/502414/

  11. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»

«Конвенция о правах ребенка»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

Основные тезисы учебно-исследовательского проекта на тему:

«Конвенция о правах ребенка в сказках».

Авторы работы: Каримов Имиль ученик 3б класса и Фролова Дарья ученица 3а класса МБОУ СОШ №10.

Научные руководители: учителя начальных классов Капустина Татьяна Алексеевна и Талинова Людмила Дмитриевна

Проблема: С 1 класса на классных часах и на внеурочной деятельности мы начали знакомиться с правами ребёнка. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам — детям XXI века, но интересно. Мы учимся жить в обществе, знакомимся с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И наши учителя часто проводят уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей исследовательской работе хотим показать, что можно изучать наши права в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т.е. использовать как один из видов источника информации сказки.

Цель исследования: Изучение основных прав ребёнка через известные сказки.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы;

  2. Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;

  3. Дать представление об основных правах человека через известные сказки;

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Объект исследования: Нарушение прав ребёнка.

Предмет исследования: Конвенция  ООН «О правах ребенка», сказки.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные и воспитательные возможности сказок, то это будет способствовать нравственному и правовому воспитанию детей школьного возраста. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной литературы по теме исследования, анкетирование. 

Результаты: в своей исследовательской работе мы изучили Конвенцию о правах ребёнка и сказки как отечественных, так и зарубежных авторов. Сказки — хранилище позабытой народом информации о правовых событиях. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Этот факт говорит нам о том, что именно эти дети нуждаются в большей защите государства, поддержке общества. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь Статья 6 Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. ( колобок, Красная Шапочка, Семеро козлят, Три поросёнка)

право не разлучаться с родителями без желания Ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу (В сказках Гуси-лебеди, Золушка, Дюймовочка) , право на собственное мнение Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам затрагивающим ребенка (В сказках Маугли, Чеполлино), право на личную жизнь и неприкосновенность Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь (В сказках Теремок и Морозко) , право на пользование услугами здравоохранения ( В сказке Айболит), право на образование Ребенок имеет право на получение образования которое должно быть бесплатным и обязательным (В сказке Золотой ключик или приключения Буратино), право на отдых и досуг Имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (В сказке Золушка) . В современном обществе эти проблемы также не решены. И сегодня громко звучат судебные процессы, связанные с убийством детей в США, с физическим насилием детей, незаконным вывозом за границу и т.д. И часто дети просто не знают, что в отношении их нарушены права, не знают, что можно предпринять против обидчика, значит вопрос о правовом образовании школьников востребован и современен.

Мы провели анкетирование среди учащихся первых и третьих классов с целью узнать, каждый ли ребёнок знает о том, какие права он имеет и в каких документах они закреплены.

Анализ анкетирования показал, что ученики 3 классов владеют большей информацией, чем ученики 1 классов, хотя и не в полном объёме. К сожалению, реальность отличается от сказок.

Выводы: Наше исследование подтверждает, что сказка может использоваться как материал для изучения прав человека, правда больше примеров нарушения прав. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. И нам, современным людям, также не надо забывать об этом. Сказки — это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Приложение

«Проверь себя» — тест на уровень правовой грамотности

Права ребенка, согласно

«Конвенции о правах ребёнка»

сказок

Русские народные сказки

  1. Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)

  1. Иван-царевич и серый волк

  2. Пёрышко Финиста Ясна сокола

  3. Царевна-лягушка

  4. Кощей Бессмертный

  5. Гуси-лебеди

  6. Сивка-бурка

  7. Терёшечка

  8. Морозко

  9. Хаврошечка

  10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  11. Семь Симеонов

  12. Лисичка-сестричка и серый волк

  13. Теремок

  14. Волк и семеро козлят

  15. Колобок

  16. Медведь и лиса

  17. Маша и медведи

  18. Никита Кожемяка

  19. По щучьему велению

  20. Царевна-несмеяна

  21. Кот и лиса

  22. Зимовье зверей

  23. Заяц-хваста

  24. Бобовое зёрнышко

  25. Петушок-золотой гребешок и жерновцы

  26. Репка

  27. Маша и медведь

  28. Три медведя

  29. Машенька и медведь

  1. Право на регистрацию с момента рождения; право на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)

  1. Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, если он способен их сформулировать (ст. 12)

  1. Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16)

  1. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37)

  1. Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)

  1. Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28)

  1. Право на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества (ст. 23)

  1. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний

  1. Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31)

  1. Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (ст. 19, 33, 34)

Краткое описание документа:

Занятие-игра «Права сказочных героев» с ИКТ

для подготовительной группы

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;

способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;

способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей – развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;

Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Маша и медведь»; инсценировка по сказке «Заюшкина избушка»; подготовка необходимого дидактического материала.

Материалы и оборудование: шапочки лисы, зайца; карточки-иллюстрации по сказкам; презентация «Права ребёнка»; ноутбук; проектор.

Ход занятия

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, мы поговорим о правах ребенка. Мы знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Вы должны понимать: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое.

Это значит, что права ребенка и права взрослого важно знать.

Ребята, а кто из вас вспомнит, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция о правах ребёнка.

1 слайд: Конвенция о правах ребёнка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать – какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы – то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? Тогда отправляемся.

2 слайд: В гостях у сказки (Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Внимание на экран.

3 слайд: иллюстрация к сказке «Красная Шапочка»

Воспитатель: Вы узнали эту сказку? Это сказка «Красная Шапочка».

Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

А что произошло с ней потом? (Ответы детей)

Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.

А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

4 слайд: Право на жизнь

Воспитатель: Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

Воспитатель: А сейчас, снова внимание.

5 слайд: иллюстрация к сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»:

… Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…

Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

— Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?

— Нарушены ли здесь права героев? Не нарушены.

О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

6 слайд: Право на имя

Да, ребята, каждый ребенок имеет право на имя.

У вас всех очень красивые имена.

Поинтересуйтесь у родителей, что означают ваши имена.

Может кто-то из вас знает о своём имени? (Ответы детей)

— Ребята, а к нам спешат гости.

7 слайд: иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»

Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»

Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса: А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Да, выгнала, я зайца, ну и что? Подумаешь, другой дом себе найдёт.

Заяц: Но ведь это мой дом. Лиса, не имеешь право ты меня выгонять (плачет).

Лиса: Я в лесу хозяйка, на всё имею право!

Воспитатель: Сейчас разберемся. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

8 слайд: Право на неприкосновенность жилища

Воспитатель: И снова внимание.

Воспитатель (зачитывает отрывок из сказки «Снегурочка»):

…Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься…

Воспитатель: Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

9 слайд: иллюстрация к русской народной сказке «Снегурочка»

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

У Снегурочки появилась семья.

О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)

Это право на воспитание в семейном окружении или право иметь семью.

10 слайд: Право на воспитание в семейном окружении

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем.

Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)

Как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера, целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей?

А почему? (Ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится –

Выручит его сестрица.

О какой сказке идет речь? (Гуси-лебеди)

11 слайд: иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

12 слайд: Право не разлучаться со своими родителями

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье. Пальчиковая гимнастика «Семья»:

Это пальчик – дедушка,

Это пальчик – бабушка,

Это пальчик- папочка,

Это пальчик – мамочка,

Это пальчик – это я

Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

13 слайд: Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд – он говорит нам о том, что дети любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

14 слайд: иллюстрация к сказке «Маша и медведь»

Воспитатель (зачитывает отрывок из сказки «Маша и Медведь»):

…Вошла Машенька в избушку. А в той избушке жил большущий медведь. Вернулся медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!…

Воспитатель: Давайте ребятаразберёмся, кто прав, а кто нет. (Ответы детей).

Медведь нарушил права Маши.

15 слайд: Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

16 слайд: иллюстрация к сказке «Золотой ключик»

Воспитатель: Снова прошу вашего внимания (зачитывает отрывок из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»:

…Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

…Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу…

Воспитатель: В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

«Я буду умненьким, благоразумненьким», – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу.

Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

17 слайд: Каждый человек имеет право на образование

Воспитатель: А как вы думаете, что такое образование?

Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы, пользуетесь правом на образование?

Что вы посещаете? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Скоро и вы отправитесь в школу.

Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о правах ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям. Давайте, глядя на иллюстрации к сказкам, перечислим те права героев, о которых мы говорили ранее.

Литература:

1.Шорыгина Т.А., «Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ «Сфера», 2011.

2.Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.

3.Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО «Детство-пресс», 2014.

4.Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и я имею право», М., 2007.

  • Какие есть сказки про осень
  • Какая я дочь сочинение
  • Какая фраза особо выделенная чтецом сообщает нам что дальше пойдет рассказ дубровский
  • Какая фамилия была у васи в рассказе рыцарь вася
  • Какая сказка спящая царевна жуковского или сказка о мертвой царевне пушкина ближе к народной ответ