Какие права ребенка были нарушены в сказке золушка

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году

1) Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Мачеха в сказке обзывала ее, кричала на нее, эксплуатировала и иногда поднимала на нее руку.

2) Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. Если вспомнить, что Золушке в конце концов поручили следующую работу «высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда опять». Это занятие безусловно вредно для умственного и физического здоровья.

3) Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния. Здесь имеется в виду, что Золушка осталась без матери. Образования ей не давали и не заботились.

4) Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Никакую защиту Золушка от Мачехи и сестер не получала.

5) Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей. Не было любви и понимания со стороны мачехи и сестер. Наоборот, они отняли у нее красивую одежду, надели на нее лохмотья и заставляли работать по дому.

Возможно, эти права несколько устарели, но работают и сейчас

logo

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      aydancooper513

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    1 минута назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    6 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    17 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №36 города Мурманска

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «Права  и обязанности ребёнка

в сказочных произведениях»

Сушкова Арсения

ученика 2 Б класса

МБОУ школа №36

города Мурманска

Консультант-руководитель:

Кузнецова Наталья Сергеевна

МУРМАНСК  2015

Аннотация

В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.

Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор   приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.

По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть:
  1. Определение юридической компетентности
  2. Определение прав и обязанностей  ребенка в нормативно-правовых актах
  3. Права и обязанности в сказках
  4. Направления работы по формированию юридической компетентности
  1. Заключение
  2. Список литературы, интернет-источники
  3. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

                В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В России ещё многие взрослые: педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами.

Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. «Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты…»[1]

Гипотеза: предположим, что знакомство с произведениями детской классики формирует у подрастающего поколения юридическую компетентность, в частности представление о правах ребёнка.

Цель исследования: выяснить, как через  сказочные произведения формируется правовая культура ребёнка.

Задачи исследования:

  • Изучить нормативно-правовые документы, ознакомиться с произведениями, выявить особенности содержания произведений с точки зрения отражения прав и обязанностей ребёнка; провести анализ юридической осведомлённости учеников 2 класса; разработать тренинг, способствующий повышению юридической грамотности учащихся.  

Объект исследования: права и обязанности ребёнка.

Предмет исследования: процесс формирования юридической компетентности через знакомство с произведениями художественной литературы.

Методы исследования:

  • анализ;
  • сравнительно-правовой;
  • анкетирование;
  • обобщение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определение юридической компетентности

В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах появляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких людей. И как бы ни пытались заменить их друзьями, в самые трудные и горькие дни все равно обращаемся к родителям. Вот здесь и складываются взаимоотношения между  детьми и их родителями.

Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Эти отношения регулируются нормами Конвенции ООН о Правах ребёнка, нормами Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ребёнок должен получать так же, как и взрослый, полноценную и достоверную информацию о своих правах.

Мы должны говорить об общей юридической компетентности, которая подразумевает «уровень приобретенных знаний, навыков, опыта в сфере своей деятельности».[2] Деятельность понимается в широком смысле, то есть процесс взаимодействия с окружающими (с родителями, в частности), действия индивидуума в течение всей его жизни.

Определение прав и обязанностей  ребенка в нормативно-правовых актах

При рождении ребёнка между ним и его родителями возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей.

            После создания в 1948 году Организации Объединенных Наций принимается Всеобщая декларация прав человека. В статье 25.2 отмечается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. 

             В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о Правах ребёнка. Будучи документом особого значения, она провозглашает ребёнка «полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи».[3]

            Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир

            Часто при защите прав детей применяются различные  статьи Конвенции.

  • Статья, предусматривающая свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 3).  В сказке Ш.Перро «Золушка» нарушены права Золушки мачехой и сестрами, которые постоянно унижают и заставляют работать с утра до ночи и никогда не благодарят за выполненную работу.
  • Статья, провозглашающая право на справедливый суд (ст. 6). Так в сказке Р.Киплинга «Маугли» мальчика показали совету стаи, где он получил защиту медведя Балу и пантеры Багиры от Шерхана, посягавшего на его жизнь.
  • Статья на право уважения семейной жизни (ст. 8) , применяется в случаях разлучения родителей и детей по причине депортации (принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность) родителей. В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в которой Баба-Яга, лишив жизни сестрицу Алёнушку, забрала Иванушку и превратила его в козлёночка.
  • Статья о праве на образование (протокол 1 к Конвенции ст. 2). Папа Карло,  предоставив Буратино букварь и достойную одежду, отправил его в школу.

Таким образом, на основании международных документов выделены права и обязанности детей, которые регулируют их положение в современном обществе:

  • Право ребёнка жить и воспитываться в семье
  • Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками
  • Право ребёнка на защиту
  • Право ребёнка выражать свое мнение
  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию
  • Имущественные права ребенка

Права и обязанности в сказках

Некоторые положения правовых документов новы для современного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые, столь определенно, зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам,  затрагивающим его интересы. Что  же могут сделать родители, чтобы ребёнок чувствовал себя достаточно благополучным? А родители могут сделать для ребенка достаточно много. Но можно начать с малого. Прежде всего, вместе с ребенком читать сказки и пытаться объяснять, какие поступки совершают сказочные герои, сопоставляя поступки героев с правовыми документами.

          Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть как  личными, так  и имущественными. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, так свидетельствует статья 58 Семейного кодекса РФ «Как бы мне её назвать?- раздумывал Карло.- Назову- ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство- всех их  звали Буратино…Все они жили весело и беспечно…»[4]

«К важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту» – гласит статья 56 Семейного кодекса РФ – «Праву ребёнка на защиту своих прав и законных интересов соответствует  обязанность родителей защищать права детей». «Старая злая крыса Шушера обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть Буратино горло… Дверь распахнулась, вошел папа Карло. Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу».[5]

Таким образом, папа Карло является человеком, который …. (миниитог)

Во многих сказочных произведениях нарушаются важнейшие права человека, так, например, в сказках «Красная Шапочка» и «Белоснежка», «Колобок» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»  главные герои лишаются жизни, нарушаются личная неприкосновенность и свобода.

Нарушители прав ребёнка являются… Идёт ли за поступком  наказание? Снова миниитог О неотвратимости наказания…

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободное передвижение, а вот Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на труд. И перечислять можно очень долго и долго все сказочные произведения, в которых нарушаются права главных героев.

Немало сказочных произведений, в которых герои выполняют определённые обязанности.  Например, в сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мать-утка обязана была заботиться о своей больной Серой Шейке, у которой было сломано крыло. Это свидетельствует о применении статьи 65 Семейного кодекса РФ. Формулировка В целях обеспечения статей Семейного кодекса РФ Красная Шапочка обязана  была отнести больной бабушке пирожки и проведать её (статья 95 СК РФ) Формулировка

В сказке «Госпожа Метелица» Девушка обязана была каждый день выполнять определенные обязанности, сидеть у колодца и прясть пряжу по приказу мачехи (статья 97 СК РФ). Формулировка

Таким образом, существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.  

Направления работы по формированию юридической компетентности

Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами. Очевидно, что ребёнок должен получать так же, как и взрослый полноценную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях.

На мой взгляд, формированию общей юридической компетентности будут способствовать различные игровые формы правоведения  в школе.

В работе с детьми  можно использовать следующие  методы:

·   беседы по материалам прочитанного произведения,

·   сочинение историй, сказок,

·   рисование,  выставки работ,

·   игры (Приложение 1)

·   театрализация.

Родители принимали активное участие. С ними проведена работа:

·   творческая работа «Что обозначает имя моего ребенка»,

·   проведение различных игр и упражнений на родительских собраниях (Приложение),

·   приготовление национальных костюмов и блюд,

·   составление семейных альбомов,

·   изготовление генеалогического дерева своей семьи, визиток,

·   заполнение анкеты (Приложение 2)

Мы проанализировали уровень юридической компетентности учащихся.

  1. Назови права ребёнка, которые ты знаешь.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой

  1. Назови права, которые чаще, по-твоему, нарушаются.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.

  1. Назови, какие права ты нарушал.
  2. Какие обязанности ты выполняешь.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.

  1. Откуда ты узнаёшь о своих правах и обязанностях?

Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением. Это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка.  

Заключение

         Проблема воспитания в семье очень актуальна в настоящее время. Расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания – это право каждого ребёнка.

         В ходе исследовательской работы определено, что существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.  

Ребёнок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них.

Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. Сказочные произведения являются фактическим вымыслом, но содержат в себе правовые основы. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением, это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка.  Также нужно отметить важность просвещения родителей в этом вопросе. Ведь только повышаю юридическую компетентность всех членов семьи, мы помогаем создать наиболее благоприятные условия для развития каждого человека как личности.

Приложение 1.

Работа с учащимися.

Задание №1.

Объясните, пожалуйста, какие права нарушаются (защищаются) в этой сказке.

— Царевна-Лягушка

— Буратино

— Гуси-лебеди

— Снежная Королева

— Дюймовочка

— По щучьему велению

— Маша и медведь

— Золушка

— Золотая рыбка

— Аленький цветочек

— Айболит

— Красная шапочка

Задание №2[6]

Назовите все возможные детские песни, в которых объясняются права детей

-Всем на свете нужен дом

-Пусть всегда будет солнце

-Вместе весело шагать

-Песенка Мамонтёнка

-Облака

Задание №3

 Арсений «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». А теперь давайте вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что там случилось?

Дети: Лебеди по приказу Бабы-Яги унесли мальчика.

Арсений: Какое право ребенка нарушено?

Дети: Жить и воспитываться в семье

Арсений: Кто защитил мальчика?

Дети: Старшая сестра.

Арсений: А как нарушено это право в сказке «Маша и медведь»?

Дети: Медведь не пускал Машу домой, к семье.

Арсений: А кто еще вспомнит сказки, где нарушено это право?

Дети: «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом», «Снежная королева».

Арсений: «Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости, оскорбления, грубого обращения». Вспомним сказку «Муха-Цокотуха». Что там случилось?

Дети: Паук грубо обращался с Мухой.

Арсений: Какое право Мухи было нарушено?

Дети: Право на защиту от жестокости, грубого обращения.

Арсений: Кто защитил право Мухи от жестокого обращения?

Дети: Комар.

Арсений: А как нарушено это право в сказке «Колобок»?

Дети: Звери хотели съесть Колобка.

Арсений: И все-таки Лиса его съела. В этой сказке права Колобка никто не защитил, и поэтому с ним произошла беда. А еще сказки?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка», «Морозко», «12 месяцев».

Арсений: «Каждый ребенок имеет право на образование». Кто вспомнит сказку, где у героев было нарушено это право?

Дети: «Приключения Буратино».

Арсений: кто защитил право детей на образование?

Дети: Папа Карло.

Арсений: «Каждый ребенок имеет право не использоваться в качестве рабочей силы ». Вспомним сказку «Золушка». Что там случилось с Золушкой?

Дети: Она жила с мачехой, которая заставляла ее работать.

Арсений что она заставляла делать Золушку?

Дети: стирать, чистить посуду до блеска, натирать полы, готовить еду, шить платья, гладить, перебирать крупу, поливать цветник.

Арсений: какое право Золушки нарушила мачеха?

Дети: не использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Арсений: кто защитил право Золушки не использовать детей в качестве рабочей силы?

Дети: Фея.

Арсений:: «Каждый имеет право на медицинскую помощь».

В какой известной вам сказке это право у зверей было нарушено?

Дети: «Доктор Айболит».

Арсений: Кто защитил зверей, вылечил их?

Дети: Доктор Айболит.

Приложение 2.

Работа с родителями.

Решите кроссворд

1.     Индивид, в возрасте от 0-18 лет (ребенок)

2.     Совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством; свобода пользоваться чем-либо по закону (право)

3.     Основной документ, регулирующий права ребенка, принятый в 1989 году (конвенция)

4.     Нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе; правило, постановление (предписание) высшей власти (закон)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Школа  и права ребенка»

Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?

2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):

-дома, из средств массовой информации;

-в школе;

-из педагогической литературы;

-из других источников  

3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в школе?______________________________

_____________________________________________________________________________

4. Какие права у ребенка в семье?________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?_______________________________

_____________________________________________________________________________

6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Всеобщая декларация прав человека.
  4. Основы правовых знаний- уч. в 2-х частях, М.: Вита-пресс, 2003.
  5. Защита прав ребенка, М.: «Эксмо», 2005.
  6. Защита прав ребенка в современной России., Москва, 2005.
  7. Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.
  8. А.Ф.Никитин. Правоведение. М.: Просвещение, 2006.

Интернет-источники

  1. http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php
  2. http://mobile.studme.org/1640011627545/meditsina/pravovoe_regulirovanie_ohrany_materinstva_detstva
  3. http://loveread.ws/view_global.php?id=15438
  4. http://www.resobr.ru/materials/49/40195/

[1] Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.

[2] http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php

[3] http://mobile.studme.org/1640011627545/meditsina/pravovoe_regulirovanie_ohrany_materinstva_detstva

[4] http://loveread.ws/view_global.php?id=15438

[5] Там же

[6] http://www.resobr.ru/materials/49/40195/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Исследовательская работа

«Конвенция о правах ребёнка

в сказках»

Выполнили учащиеся 3 класса

Каримов Имиль, Фролова Дарья

Руководители

Капустина Т.А., Талинова Л.Д.

Кумертау 2019

Содержание

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  1. История создания основного закона о правах ребёнка и перечень

статей.

  1. Сказки – учебник жизни.

  2. Права и обязанности в сказках.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребенка

  1. Введение

Дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Проблема нарушения прав ребенка становится все более актуальной в последние годы. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка?

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. Интересно, а как в сказках можно проследить нарушение прав?

Цель: Изучение основных прав ребёнка в известных сказках.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы;

  2. Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;

  3. Дать представление об основных правах человека в известных сказках ;

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Объект: Нарушение прав ребёнка.

Предмет: Конвенция  ООН «О правах ребенка», сказки.

Сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной литературы по теме исследования, анкетирование.

  1. Основная часть.

  1. История создания основного закона о правах ребёнка и перечень статей.

В человеческом обществе всегда существовали законы (писаные и неписаные), по которым люди жили, общались, трудились. В каждом законе определялись основные права и обязанности людей. Однако, не все люди соблюдали законы. Нежелание жить по воле государства порождало войны.

Человечество всегда мечтало покончить с войнами, которые несут людям смерть и разрушения. Вот почему еще в годы 2-ой мировой войны СССР, США, Великобритания и Китай выразили намерение создать международную организацию для предотвращения таких ужасных событий в будущем, для поддержания мира и безопасности, укрепления мирного сотрудничества между государствами. Она была создана 24 октября 1945 года. На основе добровольного соглашения суверенных государств был подписан Устав Организации Объединенных Наций (ООН).

Приоритетное значение в деятельности ООН имеет работа по реализации и защите прав и свобод человека. 20 ноября 1948 года Генеральная ассамблея ООН приняла документ международного значения — Всеобщую Декларацию прав человека. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка):

  • Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста;

  • Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;

  • Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие;

  • Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности;

  • Статья 9. Право на общение с обоими родителями;

  • Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы;

  • Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения;

  • Статья 14. Право исповедовать любую религию;

  • Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний;

  • Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию;

  • Статья 17. Право на доступ к информации;

  • Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия;

  • Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство;

  • Статья 27. Право на достойный уровень жизни;

  • Статья 28. Право на образование;

  • Статья 31. Право на отдых и досуг;

  • Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы;

  • Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения;

  • Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях;

  • Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

  1. Сказки – учебник жизни.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! 
С детства все мы верим в сказки, переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся счастливым чудесам. А главное — мы всегда знаем, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов. 

Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Изначально собирать сказки начали немецкие сказочники братья Гримм. Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот. 

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).  Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.
Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем. 

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи. Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.

Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. 

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.

Мы прочитали много сказок и можем сказать, что для нас сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации. 

  1. Права и обязанности в сказках.

Многие дети нашего возраста не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой – на примере сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает ложь. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам.

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Гуси-лебеди

Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Морозко

Право на труд

Право на справедливое вознаграждение за труд

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Статья 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

Статья 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

право на учёбу, развитие

ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право на свободу и свободный труд за вознаграждение,

Право на бесплатное образование.

защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. Посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 12 Неприкосновенность жилища.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 37. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.

Маугли

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23 Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Золушка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня

право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Право на семью

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

нарушено право на неприкосновенность жилища

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

На безопасность

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право свободного передвижения и выбора местожительства

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень изни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право на личную неприкосновенность, жизнь

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Кот в сапогах

право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

право на свободу мирных собраний, свободу передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

3. Права и обязанности в сказках.

Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой — посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.

Статья

Сказка

Статья 6 Конвенции Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

  • «Колобок»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Зимовье зверей»,

  • «Три поросенка»;

  • К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;

  • Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;

  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Р. Киплинг «Маугли»

Статья 7 Конвенции Право на имя 

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • Ш. Перро «Золушка».

Статья 11Конвенции Право на защиту от насильственного перемещения

  • «Гуси-лебеди»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Жихарка»;

  • С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • Братья Гримм «Снежная королева».

Статьи 12,13,14

Конвенции

Право на свободное выражение мысли 

  • В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Р. Киплинг «Маугли»

  • X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Статьи 12, 16

Конвенции

Право на защиту ребенком своих прав и интересов 

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Статья 16 Конвенции Право на жилище 

  • «Теремок»,

  • «Рукавичка»,

  • «Зимовье зверей»,

  • «Заюшкина избушка»,

  • «Коза-дереза»,

  • «Заяц, лиса и петух»,

  • «Заячьи слезы»,

  • «Три медведя»;

  • С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Терем-Теремок»;

  • Английская народная сказка «Три поросенка»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;

  • Р. Киплинг «Маугли»

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 18 Конвенции Ответственность семьи за ребенка 

  • С. В. Михалков «Праздник непослушания»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Статья 19 Конвенции Право на защиту чести и достоинства

  • «Заюшкина избушка»,

  • «Коза-дереза»,

  • «Заяц, лиса и петух»,

  • «Заячьи слезы»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

  • К. И. Чуковский «Тараканище»;

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 19 Конвенции Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

  • Английская народная сказка «Три поросенка»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;

  • Д. Р. Киплинг «Слоненок»;

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Статья 23 Конвенции Права детей-инвалидов   

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Статья 24 Конвенции Право на охрану и укрепление здоровья 

Статья 10 Закон РФ «О правах ребенка» Обеспечение прав детей на охрану здоровья

  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

  • К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;

  • Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста.

Статья 27 Конвенции Право на достойный уровень жизни

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

  • Б. С. Житков «Храбрый утенок»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;

  •  X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 28 Конвенции Право на образование 

Статья 9. Закон РФ

«О правах ребенка»
Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения

Буратино».

Статья 30 Конвенции Равноправие (недискриминация) детей 

  • Дж. Родари  «Чиполлино».

Статья 31 Конвенции Право на отдых 

  • Ш. Перро «Золушка»;

Статья 32 Конвенции Право на труд (защита от эксплуатации) 

  • «Крошечка-Хаврошечка»,

  • «Жихарка»;

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

  • Ш. Перро «Золушка».

Статья 38 Конвенции Запрещение участия детей в военных действиях

  • А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Заключение

Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связанных с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • безнадзорные и бездомные дети;

  • дети-инвалиды;

  • дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую

они преодолеть самостоятельно не могут.

Им всем нужна помощь.

Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Список литературы:

  1. А.С. Пушкин детям. – Москва: «Астрель», 2000г.

  2. В гостях у сказки. Русские и зарубежные сказки. – Москва: «Росмэн», 2008г.

  3. Любимая книга для чтения. – Москва: «Росмэн», 2009г.

  4. Любимые русские сказки. – Москва: «Махагон», 2008г.

  5. Сказки Г.Х. Андерсена. – Москва: ЗАО Комапания «Махагон», 2008г.

  6. Маршак С. Двенадцать месяцев. Москва: «Росмэн», 2009г.  

  7. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008. 

  8. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 

  9. Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.

  10. «Фестиваль педагогических идей» / http://festival.1september.ru/articles/502414/

  11. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»

«Конвенция о правах ребенка»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

Основные тезисы учебно-исследовательского проекта на тему:

«Конвенция о правах ребенка в сказках».

Авторы работы: Каримов Имиль ученик 3б класса и Фролова Дарья ученица 3а класса МБОУ СОШ №10.

Научные руководители: учителя начальных классов Капустина Татьяна Алексеевна и Талинова Людмила Дмитриевна

Проблема: С 1 класса на классных часах и на внеурочной деятельности мы начали знакомиться с правами ребёнка. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам — детям XXI века, но интересно. Мы учимся жить в обществе, знакомимся с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И наши учителя часто проводят уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей исследовательской работе хотим показать, что можно изучать наши права в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т.е. использовать как один из видов источника информации сказки.

Цель исследования: Изучение основных прав ребёнка через известные сказки.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы;

  2. Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;

  3. Дать представление об основных правах человека через известные сказки;

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Объект исследования: Нарушение прав ребёнка.

Предмет исследования: Конвенция  ООН «О правах ребенка», сказки.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные и воспитательные возможности сказок, то это будет способствовать нравственному и правовому воспитанию детей школьного возраста. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной литературы по теме исследования, анкетирование. 

Результаты: в своей исследовательской работе мы изучили Конвенцию о правах ребёнка и сказки как отечественных, так и зарубежных авторов. Сказки — хранилище позабытой народом информации о правовых событиях. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Этот факт говорит нам о том, что именно эти дети нуждаются в большей защите государства, поддержке общества. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь Статья 6 Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. ( колобок, Красная Шапочка, Семеро козлят, Три поросёнка)

право не разлучаться с родителями без желания Ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу (В сказках Гуси-лебеди, Золушка, Дюймовочка) , право на собственное мнение Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам затрагивающим ребенка (В сказках Маугли, Чеполлино), право на личную жизнь и неприкосновенность Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь (В сказках Теремок и Морозко) , право на пользование услугами здравоохранения ( В сказке Айболит), право на образование Ребенок имеет право на получение образования которое должно быть бесплатным и обязательным (В сказке Золотой ключик или приключения Буратино), право на отдых и досуг Имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (В сказке Золушка) . В современном обществе эти проблемы также не решены. И сегодня громко звучат судебные процессы, связанные с убийством детей в США, с физическим насилием детей, незаконным вывозом за границу и т.д. И часто дети просто не знают, что в отношении их нарушены права, не знают, что можно предпринять против обидчика, значит вопрос о правовом образовании школьников востребован и современен.

Мы провели анкетирование среди учащихся первых и третьих классов с целью узнать, каждый ли ребёнок знает о том, какие права он имеет и в каких документах они закреплены.

Анализ анкетирования показал, что ученики 3 классов владеют большей информацией, чем ученики 1 классов, хотя и не в полном объёме. К сожалению, реальность отличается от сказок.

Выводы: Наше исследование подтверждает, что сказка может использоваться как материал для изучения прав человека, правда больше примеров нарушения прав. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. И нам, современным людям, также не надо забывать об этом. Сказки — это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Приложение

«Проверь себя» — тест на уровень правовой грамотности

Права ребенка, согласно

«Конвенции о правах ребёнка»

сказок

Русские народные сказки

  1. Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)

  1. Иван-царевич и серый волк

  2. Пёрышко Финиста Ясна сокола

  3. Царевна-лягушка

  4. Кощей Бессмертный

  5. Гуси-лебеди

  6. Сивка-бурка

  7. Терёшечка

  8. Морозко

  9. Хаврошечка

  10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  11. Семь Симеонов

  12. Лисичка-сестричка и серый волк

  13. Теремок

  14. Волк и семеро козлят

  15. Колобок

  16. Медведь и лиса

  17. Маша и медведи

  18. Никита Кожемяка

  19. По щучьему велению

  20. Царевна-несмеяна

  21. Кот и лиса

  22. Зимовье зверей

  23. Заяц-хваста

  24. Бобовое зёрнышко

  25. Петушок-золотой гребешок и жерновцы

  26. Репка

  27. Маша и медведь

  28. Три медведя

  29. Машенька и медведь

  1. Право на регистрацию с момента рождения; право на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)

  1. Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, если он способен их сформулировать (ст. 12)

  1. Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16)

  1. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37)

  1. Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)

  1. Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28)

  1. Право на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества (ст. 23)

  1. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний

  1. Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31)

  1. Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (ст. 19, 33, 34)

  • Какие права одного из героев сказки д родари приключения чиполлино дядюшки тыквы были нарушены
  • Какие произведения надо прочитать для итогового сочинения 2022
  • Какие права нарушены в сказке колобок
  • Какие произведения надо прочитать для декабрьского сочинения
  • Какие права нарушены в сказке гуси лебеди