Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

4. Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению А. И. Куприна?

Произведению А. И. Куприна присущи признаки рождественского или святочного рассказа. События в произведении происходят в Сочельник, когда все люди готовятся к празднику и ждут чудес. В произведении Куприна бедная семья, полностью отчаявшаяся в сложной ситуации, обретает “чудесного доктора”, который лечит больную дочь и помогает деньгами семье. Для этих людей это происшествие — настоящее чудо, рождественская сказка.

5. Почему писатель так подробно описывает витрины гастронома? Какие другие примеры иной, недоступной героям рассказа жизни окружают их в предпраздничный вечер в центре города?

Автор подробно описывает витрины гастронома, чтобы создать контраст с жизнью семьи Мерцаловых. Там, по ту сторону витрины разные праздничные вкусности, а по другую сторону — суровая реальность мальчиков:

“Здесь, освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы; ниже, окружённые гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала…

…Одновременно подавив тяжёлый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице.”

Мальчикам были недоступны те прелести городской жизни, которые их окружали:

“Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки… Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.”

6. Перечитайте внимательно описание жилища Мерцаловых. Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?

Описание жилища Мерцаловых:

“Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты…”

Автор использует прием антитезы, заключающийся в резком противопоставлении понятий, положений, образов. Автор противопоставляет красоту и обилие витрины магазина убогому жилищу семьи Мерцаловых.

7. Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач и педагог Николай Иванович Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь?

Автор рассказывает факт биографии одного из сыновей — Григория Емельяновича Мерцалова: “того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности.”

Совершенствуйте свою речь

Подготовьте пересказ содержания рассказа от лица одного из героев (Мерцалова, одного из его сыновей, Елизаветы Ивановны).

Пересказ содержания от Елизаветы Ивановны.

В тот день Машутки стало совсем плохо. Она впала в беспамятство и вся горела. Я отправила мальчишек к барину с письмом, умоляя одолжить хоть немного денег на лекарства. Муж пошел по всем знакомым в надежде выпросить копейку.

Когда Гришка с Володей вернулись домой, то я спросила у них про письмо. Гришка сказал, что сказал всё, как я учила. Но швейцар их обругал: «Убирайтесь скорее отсюда к чёрту! Чтобы духу вашего здесь не было!..» А Володьку даже по затылку ударил. У меня оставалось одна надежда на мужа.

В это время в коридоре послышались чьи-то шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Пришел муж. Взглянув на него, я поняла, что у него тоже ничего не вышло. Мое сердце разрывалось на части. В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на нашу семью. Сначала муж заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все наши скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место занято уже другим… Муж отчаянно гонялся за случайной работой, мы продали все возможное хозяйственное тряпье. А потом случилось самое страшное — начали болеть дети. Три месяца тому назад умерла моя девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. Сил моих больше нет все это пережить. Я ходила к своей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше муж… Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег…

Вдруг муж быстро поднялся и решительным движением направился к двери. Я спросила куда он, а он ответил, что пойдет милостыню попробует просить.

Я не знаю сколько времени мужа не было дома. Мои чувства притупились, я лежала на кровати с моей больной девочкой и была не в силах ей помочь.

Потом я услышала, что вернулся муж, но не могла даже пошевелиться.

— Ну, полно, полно, голубушка, — вдруг заговорил какой-то мужчина, погладив меня по спине. — Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.

Я мигом поднялась с постели и стала выполнять всё, что говорил мне доктор. Через некоторое время жар у дочки стал спадать, но я продолжала оборачивать Машутку согревающим компрессом… Немного погодя пришел муж. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумаги, который он вырвал из записной книжки. Потом прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

— Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание… Продолжайте согревающий компресс… Кроме того, пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.

Доктор пожал нам руки, быстро всунул свои ноги в глубокие калоши, надел пальто и ушел. Мы долго не могли опомниться. Муж попытался его догнать и узнать имя, но доктор быстро исчез в темноте.

Когда муж возвратился, мы посмотрели под чайное блюдце. Там вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов… Нашей радости не было предела. Это было настоящее рождественское чудо. Чудесный доктор спас нас в тот вечер. До конца своих дней я буду молится за него.

Обогащайте свою речь

Рассказ учит нас сострадать, сочувствовать. Как вы думаете каково значение приставки со в этих словах? Приведите примеры других слов, в которых приставка со имеет то же значение.

Приставка со- в словах сострадать, сочувствовать означает совместную деятельность, причастность к чему-либо: сострадать — страдать вместе, сочувствовать — совместно чувствовать. Примеры слов с тем же значением приставки со-: сопереживать, сожалеть.

Творческое задание

Найдите в фондах детской библиотеки или в ресурсах Интернета сборник рождественских (святочных) рассказов, подготовьте письменный отзыв на один из рассказов этого сборника.

Я прочитала рассказ Михаила Зощенко “Ёлка”, в котором брат и сестра своим поведением испортили праздник себе и гостям, за что были наказаны. Мальчик на всю жизнь усвоил полученный в детстве урок. Мне было немного жаль мальчика Миньку, ведь ему только пять лет, он еще не мог полностью давать отчет своим поступкам.

В конце рассказа автор как бы подводит итог, значение того вечера в его жизни:

“И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня.”

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      albertojohnston647

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    1 минута назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    6 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    17 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 15-16

Александр Куприн «Чудесный доктор»

Смотрите также:

Размышляем о прочитанном

1. Какое впечатление произвела на вас история, рассказанная Куприным?

Это очень сильная история, которая затрагивает самые глубокие струны человеческой души. Она заставила меня сострадать и сочувствовать, радоваться и восхищаться. Она произвела на меня неизгладимое впечатление.

2. Как менялось ваше настроение, какие чувства вы испытывали по ходу чтения рассказа?

Первым настроением была улыбка, когда я читала описание витрин магазина. Потом появилась жалость к мальчикам, лишённым всех чудес праздника. На смену жалости пришло сочувствие, сострадание, ужас, когда я читала о бедствиях семьи Мерцаловых, об их жизни. И в конце я испытала огромную радость и облегчение, даже восторг, от того, что всё закончилось так благополучно.

3. Как вы думаете, почему Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»?

Куприн говорил, что эту историю он услышал от Григория Мерцалова, сына героя, и что эта история совершенно достоверная, она случилась на самом деле. Поэтому первоначально он даже опубликовал рассказ под названием «Истинное происшествие».

Автор указывает место, где происходили события, примерное время и признаётся, что слегка изменил имена героев.

4. Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению Куприна?

Эти признаки:

  1. Действие рассказа происходит на Рождество.
  2. Герои рассказа — бедные люди, которые остро нуждаются в помощи.
  3. Герои доходят до крайней степени отчаяния.
  4. В рассказе происходит чудо, встреча с Пироговым.

5. Почему писатель так подробно описывает витрины гастронома? Какие другие примеры иной, недоступной героям рассказа жизни окружают их в предпраздничный вечер в центре города?

Праздничная витрина магазина служит символом радости, роскоши, достатка, то есть всего того, что оказалось недоступно мальчикам. Автор стремится показать и сравнить два мира, один благополучный и роскошный, другой нищий и голодный.

Мальчики видят наряженные праздничные ёлки, слышали весёлую музыку, шум толпы, их окружали богато одетые люди, гуляющие, катящие в повозках.

6. Перечитайте внимательно описание жилища Мерцаловых? Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?

Это приём называется противопоставление или антитеза.

Витрина магазина, символ роскоши и богатства, противопоставляется убогости жилища, символа нищеты. Этот контраст заставляет читателя острее прочувствовать бедственное положение героев.

7. Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач и педагог Пирогов стал для него примером для подражания в жизни?

Один из сыновей Мерцалова, Гришка, сделался банкиром, богатым человеком, но он постоянно помогал нуждающимся, бедным. Этот факт говорит о том, что поступок Пирогова стал для него примером для подражания.

Обогащайте свою речь

Рассказ учит нас сострадать, сочувствовать. Как вы думаете, каково значение приставки СО в этих словах? Приведите примеры других слов, в которых приставка со- имеет тоже значение.

В словах Сострадать, Сочувствовать пристава Со- имеет значение «Быть вместе», «Разделять с кем-то что-либо».

Примеры других слов: Сопереживать, Собеседник, Соратник, Содружество, Согласие.

  • Какие признаки и образы сказки есть в поэме руслан и людмила
  • Какие произведения нужно прочитать для сочинения в декабре
  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать
  • Какие произведения нужно прочитать для итогового сочинения в 11 классе 2022
  • Какие преступления нельзя прощать итоговое сочинение