Какие признаки святочного рассказа присутствуют в произведении засодимского

Жанр рождественского рассказа
П.Засодимского «В метель и вьюгу»

Автор: Юричка Марина Юрьевна

Организация: МАОУ «СОШ №6»

Населенный пункт: ХМАО — Югра АО, г. Когалым

Конспект урока родной русской литературы в 8 классе

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Юричка Марина Юрьевна

Тема урока: «Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Павла Засодимского “В метель и вьюгу“»

Тип урока: погружение в новую тему урока по литературе.

Образовательная цель урока:

— формирование элементов проектной деятельности и УУД с использованием содержания предметной области «Филология»

— формирование умения отличать особенности «рождественского рассказа» как литературного жанра.

Педагогическая цель урока:

Выявление на материале рассказа Павла Засодимского «В метель и вьюгу» особенностей литературного жанра «рождественский рассказ».

Воспитательная цель урока:

Формирование понятия «милосердие» как пути совершенствования человека.

Задачи:

-продолжить формирование личностных УУД: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания, чувства сопереживания;

— продолжить формирование регулятивных УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

— продолжить формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; содействовать расширению кругозора учащихся через изучение информации о творческих достижениях; развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;

— способствовать воспитанию нравственных ценностей, воспитанию уважения к мастерам слова, поднимающим в своих произведениях проблемы духовных ценностей .

— продолжить формирование коммуникативных УУД: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Основные понятия: Святочный рассказ, герой, детство, милосердие, сравнение, анализ

Межпредметные связи: Речь и культура речи, история, искусство, музыка.

Методы и приемы обучения: Комментированное чтение, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа в группе.

Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель: Включение в деятельность

-Посмотрите внимательно на слайды, какому празднику посвящены эти открытки?

-Верно, Рождеству.

Что это за праздник, с чем он связан?

Рождество — это один из главных христианских праздников, он связан с чудом рождения Иисуса Христа, люди по особенному готовятся к Рождеству: соблюдают пост, молятся и живут ожиданием чуда. Накануне Рождества хозяйки готовят традиционные рождественские блюда, за праздничный стол садятся после появления первой звезды на небе. А в первый день после Рождества начинались Святки и продолжались до Крещения (19 января), в это время по домам ходят ряженые и желают процветания, здоровья и благоденствия хозяевам.

Это время, когда нужно проявить заботу о нуждающихся, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, т.е. проявить милосердие.

Выполняют задание с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

-С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы повторим особенности рождественского рассказа и продолжим знакомство со святочными рассказами других авторов.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Павла Засодимского “В метель и вьюгу“.

Учащиеся отвечают на вопросы:

-Прочитали Н.П.Вагнера «Христова детка».

-О рождественских рассказах

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

-Что такое рассказ?

  1. Назовите признаки рождественского рассказа. (Работа в парах)

-Чем отличается рождественский рассказ от просто рассказов?

Какие цели вы поставите перед собой?

Прочитайте текст, выделите основные особенности святочного рассказа.

Информация об авторе:

Па́вел Влади́мирович Засоди́мский родился в небогатой дворянской семье. Закончив вологодскую гимназию (1863) отправился в Санкт-Петербург и некоторое время слушал лекции на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета; затем был народным и домашним учителем. Столкнувшись с жизнью деревенской и городской бедноты, Засодимский проникся горячей любовью к тем — по его выражению — «угрюмым людям, живущим впрохолодь и впроголодь, для которых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги».

Маленькие люди и их страдания — таково обычное содержание рассказов и повестей писателя.

Засодимский много писал и для детей.

Отвечают на вопросы

1. Действие рассказа происходит в Рождество или Святки.

2. Наличие среди героев ребенка.

3. Начинается рассказ с описания несчастий героев.

4. Обязательно происходит чудо.

5. Часто имеет счастливый финал.

6. Мотив «нравственного перерождения».

7. Короткий стихотворный рассказ

нравоучительного характера.

8.Сатирический рассказ.

9. Праздничное угощение.

  1. 10.Святочный антураж.

Записывают основные черты в тетрадь:

Святочный рассказ — особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие:

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делают выводы;

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания

Цель -развитие читательских умений.

А теперь, ребята, давайте обратимся к тексту. Рассказ называется «В метель и вьюгу». — Прокомментируйте название рассказа. Какую информацию из него получаем? (на какие вопросы получаем ответ?)

Вопросы к I главе

-Прочтите описание непогоды.

-С кем автор сравнивает ветер?

— Найдите описание девочки.

— Почему девочка стала похожа «снежную статую с живым человеческим лицом»?

-«Счастливые!» – о ком подумала девочка?

Вопросы ко II главе.

— Как выглядел мужчина-рабочий?

— Прочтите диалог между девочкой и рабочим.

— Что мы узнали из диалога?

— Найдите описание ветра. Прочтите.

— Как рабочий называет ветер?

— Почему рабочий не отогнал собаку?

— Опишите дом великана

— Прочтите описание рабочего.

— Прочтите описание девочки.

Вопросы к III главе.

— Прочтите диалог между девочкой и рабочим.

— Что мы узнали из диалога о девочке?

— Почему Иван решает оставить девочку у себя?

— Какое несчастье случилось у Ивана год назад?

Вопросы к IV главе

— За что уважали Ивана Пичугина его товарищи?

— Как они его называли?

— С какой целью Пичугин отправился в город?

— Почему Маша была счастлива?

— Чем её забавлял Иван?

— О каком животном рассказал Пичугин и почему?

— Какой историей заканчивается рассказ?

— Какую параллель можно провести между рассказом о Христе и Машей?

-Как лютый зверь, с цепи спущенный.

Она была мала, худа, бедно одета. На ней было серое пальтишко с узкими, короткими рукавами, а на голове платок, какая-то рвань, вроде грязной тряпки. Платок прикрывал ей лоб, щеки, подбородок; из-под платка только блестели темные глаза да виден был кончик носа, покрасневший от холода. На ногах ее были большие черные валенки, и они, видимо, ей приходились не по ноге. Она медленно подвигалась вперед; валенки хлябали и мешали ей идти… Левой рукой она поминутно запахивала раздувавшиеся полы своего серого пальтишка, кулак же правой руки она крепко сжимала и держала у груди.

— Она долго искала чего-то, долго рылась в снегу…

— о людях. «Хорошо им теперь под крышей, в тепле, у огонька».

-Высокий, рослый человек с палкой в руке, одетый не очень красиво, но зато тепло…он твердой поступью шел вперед, опираясь на палку; видно, человек был здоровый, сильный и крепкий на ногах.

-Девочка потеряла трешник, хозяйка отправила за свечкой, домой боится возвращаться.

-Ветер с бешенством обрушился на него, словно злясь за то, что у него отняли добычу. Он налетал на рабочего то справа, то слева, то хлестал в спину снежным вихрем, то ударял в лицо и заслеплял глаза.

-Ветром Ветровичем.

-жалко выглядела. .

— в чистенькой, светлой комнате. На белом деревянном столе горела жестяная керосиновая лампа. Новые бревенчатые стены были не оклеены и пахли еще сосновой смолой. Лавки и две-три желтых стула стояли в комнате. На стене висели календарь, небольшие часы и какая-то дешевенькая раскрашенная картинка, а в переднем углу – образ. Маленькая дверь вела за перегородку в кухню. В кухне стояла большая русская печь и одной стеной выходила в комнату, и тут несколько приступочков вели на печь. Кухня оставалась впотьмах; свет из комнаты смутно проникал в нее через дверь и поверх перегородки, на четверть аршина не доходившей до пола.

— Это был дюжий, широкоплечий мужчина, головой выше обыкновенного высокого роста. Пол дрожал под ним, когда он проходил по комнате. Лицо этого великана было чрезвычайно добродушное; по его голубым глазам и по светлой улыбке можно было догадаться, что в этом большом, мощном тела жила чистая, детская душа… Его белокурые короткие волосы вились кудрями и падали на лоб; густая борода его свешивалась на грудь. Ему, казалось, было лет под 40. Теперь он был в праздничной серой блузе, подпоясанной красным поясом, и в длинных сапогах.)

— Девочка была в ситцевом полинявшем платьице с розовыми цветочками. Ноги были босы. Ее темные волосы, мягкие как шелк, без всякой прически падали ей на глаза. Ее большие карие глаза, оттененные густыми и длинными ресницами, смотрели теперь совершенно спокойно.

-Девочку зовут Маша, ей 7 лет, жила в работницах, её били, она умеет…

-Эта девочка – сирота, родных у нее никого нет, – рассуждал он, – значит, я имею такое же право, как хозяйка ее, Аграфена Матвеевна, взять к себе девочку. И я возьму ее, потому что у Аграфены Матвеевны ей жить худо, а у меня ей будет хорошо.

-Был у меня братишка немного поменьше тебя… Он помер! А ты вместо него оставайся у меня и зови меня братом!

-был добрый, смирный человек и хороший рабочий, дельный, трезвый и при том грамотный, получал порядочную плату.

-Коломенской верстой.

-И задумал Иван Пичугин в память брата купить елочку, украсить ее по — своему, попросту, вечером в первый день Рождества пойти в город и зазвать к себе на елку первого встречного бедняка.

-Такой радости на святках у нее еще никогда от роду не бывало.

-Бери больше! Бери! Вот так!..

И он сам начал обрывать сласти с ёлки и бросать их Маше.

-Трубка вместе с крышкой изображала сидящего медведя.

-Расскажи мне лучше, как Христос родился…

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

-Какие характерные для рождественского рассказа особенности присутствуют в произведении Засодимского?

-Какое человеческое качество проявляет Иван по отношению к Маше и собаке?

-Что означает слово «МИЛОСЕРДИЕ»?

-Нужно ли проявлять милосердие, когда, к кому?

Действие рассказа происходит в Рождество или Святки; наличие среди героев ребенка; начинается рассказ с описания несчастий героев; счастливый финал; праздничное угощение; святочный антураж.

Милосердие

христианская добродетель, готовность оказать бескорыстную помощь, прощение, а также сама такая помощь, прощение…

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Обратимся к сюжету рассказа. Нужно выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе. (Работа в группах)

  1. Тут рабочий вдруг заметил, что к нему пристала какая-то рыжая, жалкая, лохматая собачонка.
  2. И пошел он, одной рукой крепко прижимая ее к груди, чтобы ей было теплее, а другой опираясь на палку.
  3. С противоположного конца пустынной улицы шел какой-то высокий, рослый человек с палкой в руке.
  4. На конце пустынной, широкой улицы в снежном вихре вдруг показалась какая-то девочка.
  5. Вечером разыгралась метель. Снег крупными хлопьями повалил с затянутого тучами неба.
  6. Девочка с удовольствием ела и щи, и баранину, и вкусный пшеничный пирог.
  7. Он быстро задуманное приводил в исполнение. «Эта девочка – сирота, родных у нее никого нет, – рассуждал он, — я возьму ее, потому что у меня ей будет хорошо».
  8. Девочка уже совсем согрелась, ожила.
  9. Девочка села и лишь только шевельнула ножонками, как валенки моментально сползли на пол
  10. 10.В одну из хат вошел рабочий, – рыжая, всклокоченная собачонка шмыгнула за ним.
  11. 11.Маше тепло на печи; спокойно, крепко спится ей…
  12. 12.Хозяин достал с полки книгу Священной Истории – «Новый Завет», с картинками и, показывая Маше картинки, начал свой рассказ, как водится, с появления волхвов.
  13. 13.Иван рассказал ей кое-что о медведях… Девочка с удовольствием слушала его.
  14. 14.Тут девочка в первый раз решилась сама подойти к нему. Подходила она к нему не вдруг, исподволь… но наконец-таки подошла, обеими ручонками взяла его за руку и, молча, припала своей горячей, нежной щекой к этой мозолистой, грубой руке.
  15. 15.Он, легко положив девочке на голову свою ручищу, и тихо, ласково погладил ее по волосам.
  1. Вечером разыгралась метель. Снег крупными хлопьями повалил с затянутого тучами неба.
  2. На конце пустынной, широкой улицы в снежном вихре вдруг показалась какая-то девочка.
  3. С противоположного конца пустынной улицы шел какой-то высокий, рослый человек с палкой в руке.
  4. И пошел он, одной рукой крепко прижимая ее к груди, чтобы ей было теплее, а другой опираясь на палку.
  5. Тут рабочий вдруг заметил, что к нему пристала какая-то рыжая, жалкая, лохматая собачонка.
  6. В одну из хат вошел рабочий, – рыжая, всклокоченная собачонка шмыгнула за ним.
  7. Девочка села и лишь только шевельнула ножонками, как валенки моментально сползли на пол
  8. Девочка уже совсем согрелась, ожила.
  9. Он быстро задуманное приводил в исполнение. «Эта девочка – сирота, родных у нее никого нет, – рассуждал он, — я возьму ее, потому что у меня ей будет хорошо».
  10. 10.Девочка с удовольствием ела и щи, и баранину, и вкусный пшеничный пирог.
  11. Он, легко положив девочке на голову свою ручищу, и тихо, ласково погладил ее по волосам.
  12. 12.Тут девочка в первый раз решилась сама подойти к нему. Подходила она к нему не вдруг, исподволь… но наконец-таки подошла, обеими ручонками взяла его за руку и, молча, припала своей горячей, нежной щекой к этой мозолистой, грубой руке.
  13. 13.Иван рассказал ей кое-что о медведях… Девочка с удовольствием слушала его.
  14. 14.Хозяин достал с полки книгу Священной Истории – «Новый Завет», с картинками и, показывая Маше картинки, начал свой рассказ, как водится, с появления волхвов.
  15. 15.Маше тепло на печи; спокойно, крепко спится ей…

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Мы сегодня на уроке познакомились ещё с одним святочным рассказом. Что общего в рассказах Николая Петровича Вагнера и Павла Засодимского?

Достигли ли мы поставленных целей?

Мы узнали на уроке…

Мы поразмышляли…

Сходство произведений неоспоримо: события рассказов происходят в Сочельник, тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькое существо, та же жестокость, с которой столкнулись дети; героям встретились добрые люди, которые приняли участи в их судьбе, сон: Стеша и Дуня мирно спали, Маше снится сон о рождении Христа. Маша получила праздничное угощение, Стеше и Дуне дали три рубля, и в том и в другом рассказе присутствует праздничный антураж. Финал в двух рассказах хороший.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

1.Прочитать на выбор 1 рассказ, найти черты святочного рассказа.

Н. Лесков «Неразменный рубль»

Андерсен Ханс Кристиан “Девочка со спичками”

Используемая литература:

  1. П.В. Засодимский «В метель и вьюгу» https://www.litres.ru/pavel-zasodimskiy/v-metel-i-vugu/chitat-onlayn/
  2. Святочный рассказ https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1141486
  3. Биография П. Засодимского http://cultinfo.ru/literature/early-writers-vologda/zasodimsky-pavel.php

Приложения:

  1. file0.docx.. 39,3 КБ

Опубликовано: 28.02.2022

Библиографическое описание:


Захаров, А. А. Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» / А. А. Захаров, А. В. Ким. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/322/ (дата обращения: 10.01.2023).

Целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребенка», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка…»

Ф. Достоевский

Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека — Бога, который послан человечеству, чтобы сделать жизнь чище и нравственнее.

Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев: помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т. д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра — жанра святочных рассказов.

Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Свое название они получили от слова «святки», то есть святые дни от Рождества Христова до Богоявления.

Нам представляется важным сделать акцент на терминологическом и содержательном различии рождественского рассказа как жанра западной литературы и святочного — жанра русской литературы.

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Основателем жанра принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти, детства, любви к «человеку во грехе».

На протяжении большого периода ХХ века традиции христианской веры в целом и рождественских рассказов в частности были незаслуженно забыты. Вместе с тем в начале ХХI века, после переоценки нравственных ценностей общество вернулось к традициям христианства, в результате чего в последние годы в России получили широкое распространение святочные рассказы.

Цель святочного рассказа — усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить обо всех «труждающихся и обремененных», о необходимости милости, любви, заботе о своих ближних.

Черты святочного рассказа:

        Действие происходит в рождественские дни;

        Наличие рассказчика;

        Наличие среди героев ребенка;

        Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу;

        Поучительный характер;

        Ярко выраженная мораль;

        Рождественское чудо.

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором торжествует добро. Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении, для разрешения которого требуется чудо. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешаться, и читателя ждет светлый финал.

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского.

Незадолго до празднования нового 1876 года писатель побывал с дочерью на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой)». Эти впечатления легли в основу святочного рассказа «Мальчик у Христа на елке», опубликованного в сборнике «Дневник писателя».

Достоевский описывает в своем произведении события, произошедшие в канун Рождества. Главным героем является маленький мальчик: «Еще очень маленький, лет шести или даже менее, мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале». Мальчик — олицетворение младенца Иисуса, а разоренный вертеп — это подвал, в котором жил герой.

В большом городе царит атмосфера праздника.Мальчик приходит в детский восторг от увиденного: «Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка: это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то». Так же как и Иисус пришел в мир, полный людской ненависти и равнодушия, с тем же самым сталкивается и герой рассказа. Маленький герой теряется в этой атмосфере. Автор дает понять, что мальчик не является участником праздника, он находится по другую сторону стекла и является лишь сторонним наблюдателем.

Несмотря на то, что вокруг него множество людей, он чувствует себя одиноким и всеми забытым. Мальчик вспоминает свою деревню: «Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркается — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их воют и лают всю ночь. Но там зато было так тепло и ему давали кушать…».

Время перед Рождеством всегда считалось обязательным для совершения добрых дел. На протяжении всего повествования писатель акцентирует внимание читателя на черствости и равнодушии людей: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика», «Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу», «…сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой».

Герой, в силу своего юного возраста, не осознает бездушия людей по отношению к нему, а общество не замечает мальчика, тем самым обрекает его на смерть: «Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть, и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул». «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…». Таким образом, мы видим, что общество не соблюдает христианских заповедей.

Конец произведения выдержан не совсем в стиле святочных рассказов. В нем писатель отступает от традиций. Его безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих людей, он умирает. Для маленького героя смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало в действительности: свет, тепло, елку, любящий взгляд матери. «Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама!» — кричит ей мальчик…».

Несмотря на трагический финал, мальчик находит счастье и успокоение у Христа на ёлке, то есть в Царствие Небесном.

Возникает вопрос: почему Ф. М. Достоевский в этом произведении отходит от общепринятых канонов святочного рассказа. На него можно ответить лишь в том случае, если более широко посмотреть на творчество автора в целом. Все произведения Достоевского пронизаны темой униженного и оскорбленного человека. Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

Смерть ребенка в рождественскую ночь — преступление человечества по отношению к детям. Но тем не менее Достоевский не мог завершить рассказ иначе. В черновых вариантах он сам объясняет причину: «На другой день, если б этот ребенок выздоровел, то во что бы он обратился? С ручкой». Писатель не видел будущего своего героя в светлых тонах, он предвидел тяжелую жизнь мальчика, полную все тех же унижений и оскорблений.

Будучи глубоко верующим человеком, Достоевский хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными. Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что — то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь!

А ведь очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее и милосерднее. Чтобы люди на своих земных елках увидели и дали место обездоленным и страдающим детям. И тогда чудо, не свершившееся в рождественский сочельник в рассказе, могло бы стать реальностью в нашей жизни.

Рождественские праздники должны стать «днями семейного сбора», днями примирения и всеобщей любви, тем временем, в котором воплощаются и выдвигаются в человеческом сознании на первый план все христианские ценности.

Литература:

  1.                Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm
  2.                Кирякова Л. В. «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. // Литература в школе. — 2003. — № 5. — С.37.
  3.                Копытцева Н. М. Святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе — 2003. — № 5. — С.35–36.
  4.                Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; — М.: Дет. лит., 1996. — С.223
  5.                http: // ru. wikepedia. org/wiki/
  6.                Достоевский Ф. М. Повести и рассказы Ленинград, «Детская литература», 1974 С. 79–83
  7.                Сергушева С. В. Тема детства в творчестве Ф. М. Достоевского // Литература в школе № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): святочный рассказ, мальчик, рождественский рассказ, маленький герой, христианская вера, Россия, Рождество, день, елка, рассказ.

Основная часть

1. «Святочный рассказ» как жанр

Под
жанром в настоящем исследовании
понимается содержательная художественная
форма, исторически сложившаяся система
способов организации произведения7.
Здесь имеется в виду «известная типовая
общность художественной структуры
группы произведений»8.
Общей содержательной основой самых
разнообразных по идейной направленности
произведений одного жанра является то,
что «они рассматривают действительность
в свете одной и той же формулы мира,
акцентируя внимание на одних и тех же
принципиальных отношениях между
человеком и жизнью»9.

Традиция
рождественского рассказа, как и всей
календарной
литературы
в целом, берет свое начало в средневековых
мистериях, тематика и стилистика которых
была строго обусловлена сферой их
бытования — карнавальным религиозным
представлением10.
Из мистерии в рождественский рассказ
перенесена трехуровневая организация
пространства (ад — земля — рай) и
общая атмосфера чудесного изменения
мира или героя, проходящего все три
ступени мироздания.

Собственно
на русской почве рождественский рассказ,
а точнее святочный, своими
корнями восходит к русскому фольклорному
жанру былички, короткого сказочного
рассказа якобы имевшего место быть11.

Прежде
чем сформулировать то определение жанра
святочного рассказа, которым мы будем
пользоваться в рамках данной работы,
обратимся к терминологии, предлагаемой
исследователями в этой области. В
Толковом словаре русского языка
«святочный рассказ» — это произведение
с сюжетом, относящимся к празднику
Рождества12.
Журнал «Православная беседа» предлагает
следующее толкование термина: «Это
рассказ о каком-нибудь мальчике или
девочке, жизнь которых трудна и
безрадостна, а на Рождество к ним
неожиданно приходит счастье»13.

Святочный
рассказ становится объектом теоретического
осмысления и для Н. Лескова. Мысли Лескова
зафиксированы в статьях и письмах
писателя, а также в тексах многих
художественных произведений. В письме
к И.С. Аксакову от 9 декабря 1881 г. Лесков
указывает, что создал «рассказец рядового
святочного содержания»14.

Рассказ
Лескова «Штопальщик» начинается так:
«Преглупое это пожелание сулить каждому
в новом году новое счастие, а ведь иногда
что-то подобное приходит. Позвольте мне
рассказать вам на эту тему небольшое
событьице, имеющее совсем святочный
характер»15.
О жанровом каноне идет речь в первом
абзаце неоконченного святочного рассказа
«Маланьина свадьба»: «Я расскажу вам,
достопочтенные читатели, небольшую
историйку, сложившуюся по всем правилам
рождественского рассказа: в ней есть
очень грустное начало, довольно запутанная
интрига и совершенно неожиданный веселый
конец»16.
Фабулу рассказа «Уха без рыбы» Лесков
в нескольких словах определяет как
«простое дело на святочный узор, с
добродетельством»17.

По
мысли Лескова, святочный рассказ — «это
такой род литературы, в котором писатель
чувствует себя невольником слишком
тесной и правильно ограниченной формы…
автор неволит себя выдумывать и сочинять
фабулу, подходящую к программе»18.
Поэтому от писателя требуется показать
«такое событие из современной жизни
русского общества, где отразился бы и
век и современный человек, и между тем
все бы это отвечало форме и программе
святочного рассказа»19.
Н. Лесков указывал и на такую особенность
жанра, как инертность формы: «Форма
рождественского рассказа сильно
поизносилась… Я совсем не могу больше
писать этой формой»20.
Как следует уже из этих кратких
высказываний, писатель имел вполне
определенное представление о том, в
какую форму требуется облечь материал,
выделял формальную и содержательную
сторону святочного рассказа. Таким
образом, Н. Лесков понимал под святочным
рассказом жанровую форму.

На
наш взгляд, наиболее емкое определение
святочному рассказу дано самим Н.
Лесковым. В рассказе «Жемчужное ожерелье»
есть указание на то, что «от святочного
рассказа непременно требуется, чтобы
он был приурочен к событиям святочного
вечера – от Рождества до Крещения,
чтобы он был сколько-нибудь фантастичен,
имел какую-нибудь мораль … и наконец –
чтобы он оканчивался непременно весело»21.
В данном определении наиболее емко и
полно представлены все основные жанровые
черты святочного рассказа. В рамках
данной работы мы будем ориентироваться
на него.

Святочный
рассказ, несмотря на многочисленность
текстов, принадлежащих разным эпохам
и писателям, всегда легко узнаваем. По
мнению ряда исследователей, литературные
святочные рассказы имеют устойчивый
комплекс стилистических, сюжетных и
тематических элементов. Укажем характерные
отличительные особенности жанра
«святочного рассказа», ориентируясь
на работу Е. Душечкиной «Русский святочный
рассказ»22.

Одна
из жанровых особенностей святочного
рассказа, отмечаемая практически всеми
исследователями, — это приуроченность
к событиям святочного вечера – от
Рождества до Крещения. Итак, художественное
время святочных рассказов календарно
обусловлено. Взаимосвязь с культурным
обиходом праздника, его идейной
проблематикой легко выявляется.

Произведение,
написанное в жанре святочного рассказа,
имеет определенный набор сюжетных
ходов. К основным разновидностям текстов
со святочным сюжетом можно отнести
следующие23.
Во-первых, это пространный рассказ с
этнографическими вставками, в которых
святки изображались как уходящая форма
идеальной жизни. Во-вторых, это светская
повесть с маскарадной интригой. В-третьих,
это фантастическая повесть.

Во
многих сюжетах особенно значительным
оказывается элемент утверждения
христианской добродетели, события
трактуются в возвышенном тоне, потому
что рождественские праздники были днями
милосердия, примирения и всеобщей любви.

В
святочных рассказах широко представлены
не только христианские, но и фольклорные
сюжеты, построенные на мифологических
представлениях24.
Такие рассказы занимают промежуточное
положение между устной и письменной
традицией. Установка на истинность
происшествия и реальность действующих
лиц – характерная черта таких историй.

Еще
одной особенностью святочного рассказа
является его фантастичность25.
Сразу отметим, что сверхъестественные
коллизии русскому литературному
святочному рассказу не свойственны.
Святочный рассказ фантастичен — в его
основе происшествие, чудо. Но то, что
герои принимают за сверхъестественное,
фантастичное, затем объясняется как
вполне реальное. Чаще всего причудливое
или загадочное проистекало из свойств
русского духа и тех общественных явлений,
в которых для многих заключается
значительная доля страшного и
удивительного26.
Сама русская жизнь, ее уклад предопределяли
появление разного рода метаморфоз в
рождественскую ночь.

Чудо
в романтизме содержит элементы
фантастического, оно ирреально. В
реализме чудом является внутреннее
преображение личности. Именно это мы и
наблюдаем во многих произведениях,
относимых к жанру святочного рассказа,
начиная с конца XIX
века.

Внимание,
прежде всего, к внутреннему миру героев,
что является характерной особенностью
святочного рассказа, обуславливает и
конфликт произведения. Он строится не
на столкновении человека со злым
потусторонним миром, а на «сдвиге в
сознании», который является следствием
сомнений по поводу реальности
потустороннего мира. В результате
проблематика святочного рассказа –
это круг жизненных вопросов. Главное
для автора, а вслед за ним и для читателя
– выяснить роль случая в жизни человека.

Особым
является и «авторское задание» в
святочном рассказе – привести читателя
к мысли о должном и недолжном бытии.
Точка зрения автора невыразима никем
из героев, даже рассказчиком. Последний
является обязательным в святочном
рассказе – повествование ведется от
лица взрослого человека, вспоминающего
историю из прошлого. Это легко определимо
из беседы, которая часто служит обрамлением
основного сюжета.

Композиция
святочного рассказа имеет некоторые
отличительные особенности. Предваряет
святочное событие пространная экспозиция.
Большинство святочных рассказов
начинается с описания несчастий героя,
дисгармонии, неполноты жизни. Но чудо
входит в частную жизнь людей. По счастливой
случайности все разрешается наилучшим
образом. Финал святочного рассказа
хороший – в итоге неполнота разрешается
в полноту. Это соответствует религиозным
представлениям о том, что с приходом в
мир Богочеловека чудо входит в жизнь
каждого.

Итак,
святочный рассказ можно распознать по
следующим признакам: хронологическая
приуроченность, наличие «элемента
чудесного», наличие рассказчика, особая
авторская позиция. При всей неоднородности
жанра святочного рассказа неизменным
остается одно – особое рождественское
мировосприятие: мечты о доброй и радостной
жизни, щедрых и бескорыстных душах,
милосердном отношении друг к другу,
победе добра над злом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ КАК ЖАНР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЛЯСОВА Г. Н.,

учитель русского языка

и литературы
МОУ «ЛИЦЕЙ № 5»
Г. ПОДОЛЬСКА

I. Введение

В современной русской литературе возрождается жанр святочного рассказа. Святочный рассказ был одним из самых популярных жанров русской дореволюционной литературы. Традиции святочного рассказа сохранялись и в советской  литературе в описании счастливых перемен, необычных подарков героям, в признании в чувствах под Новый год (В. Каверин «Два капитана»; Р. Фраерман «Дикая собака Динго…» и др.)
Интерес к жанру возродился, и вызван он возвращением к христианству, православным традициям, возобновлением церковно-просветительской работы.

Сейчас уже вернулись к читателю произведения не только русских классиков, но и тексты русского зарубежья. Среди них велика доля святочных рассказов (Н. Лесков, И. Шмелев, В. Набоков и др.)
Появляются современные рождественские рассказы, например, рассказ В. Берестова » Счастливого Рождества», рождественская сказка А. Багданова «Когда родился Новый Год.

С начала девяностых годов начинается издание хрестоматий русских и зарубежных святочных рассказов. Как правило, они дополняются подробным описанием самого празднества. Это поможет восстановить утраченные семейно-бытовые традиции: гадания и колядки, символическое убранство елки и праздничного стола, рождественское меню. Это и составленный Чугуновой И.Н. сборник «Святочные рассказы», и «Большая книга Рождества», составленная Иваном Панкеевым и Наталией Будур. Она включает описания Рождества в странах Европы и соответствующие рождественские тексты. Помимо уже традиционных для хрестоматий произведений классиков жанра и известных писателей, поэтов (А. Фета, А. Блока и др.) сюда впервые введены новые произведения, созданные сегодня. В частности, это воспоминания И. Токмаковой «Как изгоняли Рождество» и ее пьеса для детей «Самая красивая звезда».

Как и в Х1Х веке, сегодня происходит переход семейного жанра в детскую литературу — повторяется процесс, который был отмечен педагогами и критиками сто лет назад. В то же время писатели начинают активнее использовать возможности жанра в литературе для взрослых (например,»Святочный рассказ» Ю. Алешковского, «Конец века» О.Павлова).
К сожалению, под влиянием западной массовой культуры в российском сознании меняется облик рождественского деда: его костюм все чаще напоминает Санта Клауса, а наряду с белками, медведями, традиционными  персонажами русских рождественских текстов, появляются гномы, феи.

В последние годы началось изучение рождественских текстов как особого жанра литературы. Особенно нужно отметить фундаментальные труды петербургского филолога Е. В. Душечкиной, которые охватывают долгую и интересную историю жанра и породившего его праздника.

История святочного рассказа прослеживается в русской литературе на протяжении трех веков — от XVIII века и до настоящего времени, однако окончательное становление и расцвет его наблюдается в последней четверти XIX века. Особый интерес представляют те тексты, в которых прослеживается связь с устными народными святочными историями, демонстрирующих приемы усвоения литературой устной традиции и фольклорных сюжетов, содержательно связанных с семантикой народных святок и христианского праздника Рождества.

II.1. Жанр святочного рассказа в творчестве Лескова Н.С.

Святочные рассказы писали очень многие авторы.  К его становлению как жанра в России оказались причастны классики русской литературы: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и Н. С. Лесков. Интерес к «святочной» теме Лесков обнаружил еще в начале 1860-х годов, систематически вводя в свои ранние произведения эпизоды, приуроченные к Рождеству и святкам. Первое произведение «Запечатленный ангел» с подзаголовком «Рождественский рассказ» появилось в 1873 г., последний святочный рассказ «Пустоплясы» был создан за два года до смерти, в 1893 г. Расцвет святочной темы в творчестве Лескова приходится на 1880-е годы. В 1886 году писатель издаёт свои святочные рассказы отдельным томом, объединив двенадцать рассказов в специальный святочный сборник.

Лесков не только сумел дать импульс к развитию святочной прозы, создав самобытную концепцию святочной словесности, но и выступил в качестве теоретика жанра, создав его образцы. Собственным святочным творчеством Лесков доказал жизненность жанра, выявив его нераскрытые возможности, способность к саморазвитию. Именно Лескову во многом принадлежит заслуга возрождения святочного жанра в русской литературе.

Святочный рассказ у Лескова приобретает новаторские черты: писатель переосмысливает мотив рождественского чуда и фантастическую основу повествования; в его святочных произведениях всегда есть установка на достоверность описываемых событий. В предисловии к первому изданию цикла «Святочные рассказы» Лесков, отказываясь от традиционного использования аппарата святочной фантастики, пишет: “…причудливое или загадочное имеет свои основания не в сверхъестественном или сверхчувственном, а истекает из свойств русского духа и тех общественных веяний, в которых для многих, – и в том числе для самого автора, написавшего эти рассказы, заключается значительная доля странного и удивительного”. (1).

Важнейшими элементами святочного рассказа являются приуроченность времени действия к зимнему праздничному циклу -Рождество, святки, Новый год — и набор постоянных мотивов. Кроме рождественского чуда, это могут быть гадания, ряженья, сновидения и обязательное наличие в начале рассказа картины дисгармонии, будь то природные катаклизмы или конфликт в человеческих отношениях. Большинство святочных рассказов начинается с описания несчастий героев, каких-то бед, но в итоге рассказ обязательно заканчивается чудом. Этот традиционный мотив святочного рассказа – борьба добра со злом – объясняется двойственной природой самих святок, рождественских дней. Считалось, что в это время нечисть приходит на землю пугать христианский люд. Но Рождество —  это  время чудес и проявлений милости Бога к людям, что находит свое отражение и в святочном рассказе.

Лесков Н.С. приурочивает к зимним праздникам заметное, а подчас и поворотное событие в судьбе человека. Сам рассказ об этом событии поручается персонажу, находящемуся на определенной дистанции от автора. Объектом авторского изучения становится восприятие людьми экстраординарных событий, которые могут быть истолкованы ими как чудо.

II.2. Святочный рассказ «Зверь»

Характерными особенностями святочных произведений Лескова является доверительность зачина повествования, когда автор выступает как рассказчик удивительного случая из жизни.

Образом рассказчика-ребенка определяется художественный эффект святочного рассказа Лескова «Зверь», построенного как детские воспоминания. Своеобразие рассказа заключается в том, что события здесь преломляются через призму детского сознания, – художественный прием, который многократно усиливает глубинный «взрослый» смысл повествования. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего ребенка, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уже зрелым человеком как его детские воспоминания.

В рождественском рассказе Лескова «Зверь» происходит такое психологическое преображение, что многие считают его невероятным, выдуманным, подогнанным под святочное чудо. Однако уже эпиграф, взятый из авторитетного духовного источника – жития преподобного Серафима Саровского: «И звери внимаху святое слово», — указывает на реальную возможность  преображения. Знаменательно само обращение к имени этого почитаемого в Русской православной церкви святого, чья жизнь была примером истинного духовного подвига.  Добровольно удаляясь в пустыню, Серафим проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем  старец наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

 По выходе из затвора  он начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек.

Главная тема рассказа – обретения человеком-зверем истинно человеческого лица. Повествование рассказа «Зверь» ведется от лица взрослого человека, рассказывающего историю из своего детства. Он вспоминает  Рождество, во время которого находился в имении своего дяди, жестокого старика, наводившего на окружающих страх.

В рассказе Лесков отражает двойную природу Рождества: христианскую божественную суть праздника – рождение младенца Иисуса Христа с обязательным рождественским богослужением, и Рождество как обрядовые народные действия – колядки, ряженье, забавы, потехи с медведем. Центральным событием рассказа становится «послеобеденное развлечение для гостей» – травля медведя. Лесков пишет, что стояли такие холода, что «в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые». Автор противопоставляет мертвенный холод зимней ночи таинству жизни – приходу в мир спасителя рода человеческого. В таком противоборстве жизни и смерти, тьмы и света острее ощущается радость бытия, прочувствованная и переданная рассказчиком. Именно в это противоречивое и удивительное время происходит в рассказе преображение души человека.

Главный герой рассказа, дядя рассказчика, в начале рассказа показан грубым, жестоким, немилосердным. Но он гордится этими качествами и считает их «выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа». Раскрывая образ этого персонажа, Лесков передает темные стороны его души уже через описание его усадьбы: «некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башней, о которой рассказывали страшные ужасы».

Второй центральный герой,  медведь Сганарель,  исполняет роль шута, призванного повеселить «дядюшку»: ученый медведь выделывает фокусы, ходит на задних лапах, помогает мужикам таскать мешки, носит шляпу с пером. Но его «звериной душе» присуща тонкая организация: он способен на дружбу,  ему свойственен ум, он обладает интуицией, предчувствует  неприятные для него события.

Образы главных героев противопоставлены друг другу, как противопоставлены мир человека и мир животных: человек несёт в себе разрушающее начало, стремясь подчинить себе животный мир. Зверь и человек как будто поменялись ролями: человека все боятся как дикого зверя и никто не любит, а за зверя, как за человека, молятся даже дети, и у читателя он вызывает симпатию и сочувствие. События во время травли зверя складываются таким образом, что медведю удается спастись, убежать в лес. Рука его друга Ферапонта не поднимается, чтобы убить. Ферапонт промахивается, не попадает в медведя, хотя прекрасно знает, что за упущенного зверя будет жестоко наказан барином. Образ Ферапонта схож с образом святого Серафима. Но если святой получил возможность контакта с животными после достижения подобия Божьего, то у Храпона сначала завязалась дружба с медведем, а к божественному идеалу он приближается уже потом.

В мире взрослых понятия «зверь» и «человек» далеко разведены. В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются чувством любви и сострадания к ним обоим: «Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше жалеем». Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного, обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт — «среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый», Сганарель был «большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости». Это сходство еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку. Сганарель умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой, таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.

Рациональная логика как будто оправдывает уничтожение медведя, в котором пробудились звериные инстинкты. Но против нее восстает нелогичное человеческое чувство, чувство сострадания к другому живому существу. Душа ребенка у Лескова безошибочнее рациональной логики, которая обнаруживает свою внутреннюю противоречивость. Зверь осуждается на казнь, и его приговаривают к смерти по закону, придуманному людьми для людей.  Преданность зверя человеку заставляет оценить этот приговор как предательство со стороны людей. Недаром возникает неожиданная параллель: выходящий из ямы Сганарель напоминает короля Лира. А на наивный вопрос ребенка, можно ли помолиться за Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что «медведь — тоже Божие создание, и он плавал с Ноем в ковчеге».

По мере развития сюжета образ медведя меняется по принципу градации: шут, потом — шутовской король, и наконец, трагически одинокий король Лир. И этот зверь с человеческой душой отпущен на волю, он спасён благодаря детской молитве. Провидение вмешивается в судьбу зверя и даёт ему свободу. Читатель не знает дальнейшей судьбы Сганареля, кроме того, что его «не отыскивали». Суть же рассказа в том, что Ферапонт, спасая от неминуемой гибели медведя,  тем самым спасает и человека, развращенного безграничной властью крепостника. «Укротителю зверя» Ферапонту удалось укротить не только медведя, но и «зверя» в своем барине. Его деспотизм, субъективно понимаемый как мужественная сила и непреклонная твердость духа, уступает мягкосердечию, которое раньше расценивалось как непростительная слабость.

Рассказ подходит к концу, и вот тут-то происходит чудо – чудо духовного перерождения человека-зверя. Священник «заговорил о даре, который и нынче, как и “во время оно”, всякий бедняк может поднесть к яслям “рожденного Отроча”, смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну, ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по Его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга “во имя Христово…”»   Во время рождественской проповеди душа дяди преображается, очищается, впервые на его глазах появляются слезы. В несколько мгновений этот человек проходит три этапа духовного очищения. Первый этап: встреча с Богом, который материализуется через слова священника о «даре». Второй — встреча с самим собой — причиняет старику наибольшее страдание. Он осознает свою греховность и раскаивается. Последним этапом становится встреча с ближним: суровый хозяин прощает своего раба Ферапонта и дает ему вольную.

Рождественское чудо в рассказе «Зверь» — это прежде всего чудо внутреннего преображения человека. Лесков ставит в центр своего святочного рассказа душевное перерождение героя, необратимое положительное изменение его внутреннего строя. Важную роль в преображении человека играет встреча с «праведником», чьи высокие нравственные представления отличаются, прежде всего, цельностью и непоколебимостью. Таким образом, в системе персонажей святочных рассказов Лескова на первом плане выступают «праведник» и «человек меняющийся».

Акценты, расставленные Лесковым в начале рассказа, смещаются. Зверь истинный, т.е. дядя, становится человеком с большой буквы и вызывает теперь у читателя не презрение, а жалость, сочувствие и даже восхищение. Ферапонт тоже преображается: как человек, представ перед Богом, возвышается от раба  до сына Божия, так и Ферапонт возвышается от раба хозяина до его друга. Ферапонт отказывается, получив вольную, покидать своего хозяина и остается с ним как помощник и друг. В рассказе «Зверь» путь человека к обновленному душевному состоянию сжимается до одного яркого события. Само преображение героя предстает как проявление в его душе потаенных добрых начал.

«Зверь» – один из немногих «идиллических», но в то же время показательных святочных рассказов Лескова. Рождественская развязка традиционна и убедительно трогательна. Писатель апеллирует к рождественским главам Евангелия, на сцену вступает Высший Промысел в виде «чуда, спасения, дара». В таком контексте углубляется смысл эпиграфа рассказа: «И звери внимаху святое слово» – речь идет именно об ожесточенном человеке, для которого не исключена возможность спасения. «Молитесь рожденному Христу» – призывает сельский священник. И Христос становится «укротителем зверя». Благодатные покаянные слезы, ниспосланные «человеку-зверю», – это главное чудо «святочного преображения»: «Происходило удивительное: он плакал!» Эти «рождественские слезы», – из сокровенного духовного источника – очищающие, восстанавливающие природу падшего человека. Покаянием и слезами очищается душа человеческая. “Душа, не движимая покаянием, чужда благодати «нечувствие окаменелого сердца», признак духовной смерти, – писал В.Н. Лосский. – Покаяние, по учению св. Иоанна Лествичника, есть как бы возобновлённое крещение, но «источник слёз» после крещения больше крещения <…> дар слёз – верный признак того, что сердце растопилось божественной любовью.

В финале рассказа свершается рождественская смена святочных противопоставлений: плач сменяется весельем и смехом, страх – радостным ликованием: «здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христова, на месте сурового страха…Зажглись веселые костры, и было веселье во всех, и, шутя, говорили друг другу: — У нас ноне так сталось, что и зверь пошел во святой тишине Христа славить». Здесь ясно различим ангельский гимн из Евангелия от Луки во славу Рождества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!».

Переплетение фольклорной и христианской традиций — характерная особенность святочного творчества Н. С. Лескова. В его рассказе «Зверь» на первый план выдвигается этический аспект, так как происходит испытание на человечность. Назидательность, отчетливо выраженная мораль — специфическая черта святочных рассказов Лескова, которые иллюстрируют определенные христианские заповеди и направлены на утверждение соответствующих ценностей: милосердие, сострадание, деятельное добро, всепрощение и любовь к ближнему. Духовно-нравственная проблематика святочных произведений Лескова имеет ярко выраженную воспитательную направленность, актуализируя в сознании читателя вечные категории.

 «Я чувствую себя призванным разъяснить, что идеал, которого я держался, вполне разумен и благороден, что простить обидчика гораздо выше, чем сказнить его, и что в рождественском рассказе, — с тех пор как эта литературная форма вошла в употребление, — всегда было принято представлять сюжет, смягчающий сердце, и трактовать этот сюжет в духе Евангелия, а не в духе политической экономии или Устава о предупреждении и пресечении преступлений», — писал Лесков в «Петербургской газете» 13 января 1891. 13.  («Обуянная соль (Литературная заметка)» .

Лесков с полным основанием мог гордиться своим рождественским рассказом, который выделился не только на фоне «массовой» святочной беллетристики России, но и получил признание в Европе с ее развитой рождественской литературной традицией.

                              

III. Заключение

Святочный рассказ связан с праздником и его  культурными традициями, отсюда заданность тематики, персонажей и сюжетных ходов. В развитии сюжета используют уже отработанные приемы, их проблематика ограничена узким кругом жизненных проблем, сводящихся, как правило, к выяснению роли случая в жизни человека.

Русский рождественский рассказ ориентируется на истинность происшествия и реальность действующих лиц. Ему не свойственно сверхъестественное. То, что может показаться героям сверхъестественным, фантастичным, чаще всего получает вполне реальное объяснение. Конфликт  в произведении строится не на столкновении человека с потусторонним злым миром, а на том сдвиге в сознании, который происходит в человеке. Отличие литературного святочного рассказа от фольклорного состоит в характере изображения и трактовке кульминационного святочного эпизода.

Великие русские писатели, к числу которых, безусловно, принадлежит Н.Лесков, смогли видоизменить святочный рассказ, дать оригинальную и неожиданную трактовку «сверхъестественного» события, «рождественского чуда» и других основополагающих для святочной литературы компонентов. Их святочные рассказы стали классикой. Основные идеи праздника — любовь к ближнему, сострадание, милосердие, которых так недостает в современном прагматичном мире. Поэтому огромное воспитательное значение святочного рассказа трудно переоценить.

БИБЛИОГРАФИЯ

 Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 7. С. 400

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы. Составление, вступительная статья, примечания Е.В. Душечкиной и Х. Барана. — СПб.: Художественная литература, 1993

Святочные рассказы. Составление И.Н.Чугунова. — СПб.: Художественная литература, 1992

Большая книга Рождества. Составление И. Панкеева и Н. Будур. —  изд. ОЛМА-ПРЕСС, 2000

Б. Халатов «Звездочка»: рождественская сказка. —   Детская роман-газета. 1998, № 6

 А. Багданов «Когда родился Новый Год»: рождественская сказка. —  Физика: Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 48

  В. Берестов » Счастливого Рождества». — Русский язык. 1998. № 1

Святочные рассказы современных русских писателей.. —  «Афиша»,  2006, № 12

В работе использованы материалы сайтов:

2. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=29

3.  http://leskoviana.narod.ru/2009/uminova2009.htm

4. http://art.1september.ru/articlef.ph

5. http://zexy-999.ru/item

6. http://lit.1september.ru/2002

  • Какие произведения нужно читать для итогового сочинения 2022
  • Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи
  • Какие произведения нужно читать для декабрьского сочинения
  • Какие признаки притчи вы можете назвать в рассказе то чего не было
  • Какие произведения нужно прочитать чтобы написать итоговое сочинение