Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в этом рассказе

Нравственные проблемы в рассказе “Уроки французского”

В. Распутин поднимает различные проблемы в рассказе «Уроки французского». Они связаны с нравственным выбором человека, с милосердием и самопожертвованием.

Послевоенное время

Время действия произведения – 1948 год, время «скорого будущего», когда «для всех обещали счастливое время», как только страна «залечит раны войны».

Этот период характеризуется трудным положением людей, особенно деревенских. Так, семья главного героя была настолько бедна, что мальчик иногда несколько дней подряд ничего не ел. Картошка – вот основная пища рассказчика. Как он рассказывал: «Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе». Это действительно трагичные картины.

Проблематика произведения, однако, в основном не связана с конкретным временем. В. Распутин поднимает вопросы, актуальные в любые времена.

Проблема милосердия

Учительница Лидия Михайловна по-доброму относится к главному герою. Она пытается ему помочь не только в учебе, но и в познании реальной жизни. Лидия Михайловна учит ребенка бережному и трепетному отношению к другим людям. Она помогает одиннадцатилетнему мальчику, которому пришлось рано повзрослеть, преодолевать голодные времена. Лидия Михайловна жертвует своим местом на работе, чтобы заниматься воспитанием мальчика, который жил далеко от матери. Все действия героини бескорыстны, она не требует награды за свои поступки, она не готова мстить герою за то, что ее уволили, наоборот, даже после ухода из школы Лидия Михайловна помогает мальчику, отправляя ему яблоки, которые он никогда не пробовал.

Вера в доброту свойственна для В. Распутина. Поэтому он воспевает нравственные ценности, которые делают каждого настоящим человеком в любой ситуации.

Поступок учительницы

Валентин Распутин поднимает и проблему оценки поступка Лидии Михайловны. Писатель дает читателю выбор, с кем ему согласиться: с директором школы, который считает, что игра на деньги с учеником – преступление, или с рассказчиком, для которого поступок героини не только помог ему выжить, но и научил тому, что необходимо всегда оставаться человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского», покажет время, в которое происходило действие произведение, рассмотрит «вечные» проблемы доброты, милосердия и самопожертвования.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)

Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.

Произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» представляет совокупность проблем, характеризующих нравственную сторону людей. Образ внука Екатерины Павловны, благодаря которому автор рассказа знакомит с жизненно важными вопросами, будто известен каждому из нас. Этот мальчик набирается опыта и мудрости за счет своих ошибок. При этом он находится перед выбором ни один раз. Собрав ягоду, мальчик принимает решение под воздействием соседских ребят отдать ее им. Второй обман связан с ложью бабушке о том, что ягода на самом деле находится в туеске под травой. Главного героя будто затягивает один подлый поступок за другим. Он поддается советам дворовых мальчишек лишь ненадолго задумываясь над своими действиями и последствиями.

Так автором произведения раскрывается проблема негативного влияния знакомых ребят, которые ради баловства уговаривают товарища.

Следующая проблема нравственности, которая занимает особое место в рассказе, — это борьба чувств, возникновение сомнений, угрызений совести в результате содеянных ошибочных действий. Внутренний мир мальчика будто раздвоился. С одной стороны, он осознает, что совершает непростительное зло, расстраиваясь и страдая от этого. С другой, продолжает обманывать, не раскрывая правду. Его душевные страдания выражаются в сравнении себя с настоящим преступником. Однако это ничего не меняет. Мальчик продолжает идти по ложному пути.

Проблемы совести и ответственности, знакомые каждому из нас, имеют место в судьбах людей с самого детства. Прежде чем лично узнать о них, нужно пройти череду испытаний также, как это случилось с главным героем рассказа В. П. Астафьева. Потеря душевного равновесия, печаль – это лишь те немногие последствия, которые могут иметь место в подобных случаях.

Автор произведения «Конь с розовой гривой» делает акцент на наиболее важных нравственных проблемах, существующих в обществе. Они напоминают пороки человечества, но всегда существует выход, чтобы избавиться от них. Главное — необходимо осознавать, что рано или поздно ложь будет наказана. И в мире всегда найдется тот, кто откликнется на беду, поможет и простит как это сделала бабушка главного героя.

2 вариант

Рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» — небольшое по объему произведение, в котором комплексно рассматриваются многочисленные проблемы: проблема ответственности за свои действия и проблема совести, проблема нравственного выбора и проблема настоящей дружбы, проблема воспитания и проблема взаимоотношений в семье.

Главный герой рассказа – мальчик Витя, живущий у бабушки и дедушки, является знакомым для всех образом. Он, как и любой другой ребенок, набирается опыта на собственных ошибках. Мальчик был достаточно одиноким, поэтому стремился к общению с другими ребятами, которые поступали не всегда честно и правильно. Его друг Санька посоветовал Вите отнести бабушке вместо ягод траву, а потом начал шантажировать послушавшегося совета мальчика. В. П. Астафьев приходит к мысли о том, что эта дружба не была настоящей. Витя просто стремился избавиться от одиночества, а Санька пытался извлечь выгоду для себя. Проблема воспитания показана с помощью противопоставления семей мальчиков.

Родители не воспитывали Саньку должным образом, не прививали ему норм морали, он был предоставлен сам себе, в этой семье не было доверия и взаимопонимания, так как ребенок боялся наказания и постоянно врал. Витя был окружен любовью бабушки и дедушки. Екатерина Павловна не стала его наказывать за обман, поступила милосердно, привезя обещанный пряник. Своим примером бабушка показывала внуку, как правильно нужно себя вести, она передавала ему свой жизненный опыт. Проблема ответственности раскрывается через поступки Вити: он отдал землянику знакомым ребятам, не стал собирать ягоды снова, обманул бабушку. Своими действиями он мог подставить Екатерину Павловну, так как она хотела продать эти ягоды другим людям на рынке. Проблема совести в данном рассказе заключается во внутренней борьбе Вити. Он осознает, что совершает плохой поступок, но продолжает обманывать. Угрызения совести приводят к тому, что мальчик все-таки решает во всем признаться бабушке. В этом произведении проблема нравственного выбора является главной и связующей. На протяжении всего рассказа герой выбирает между дружбой и одиночеством, правдой и обманом, совестью и выгодой.

В произведении «Конь с розовой гривой» раскрыто множество нравственных проблем. Рассказ, который можно прочитать буквально за полчаса, заставляет переосмыслить свои взгляды на воспитание детей, дружбу, собственное поведение.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

  • Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс

    В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

  • Смысл названия комедии Фонвизина Недоросль

    Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

  • Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

    Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать

  • Анализ рассказа Большой шлем Андреева

    В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли

    На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

Главная ~ Сочинения ~ Нравственные проблемы повести Карамзина «Бедная Лиза» — примеры сочинений

Нравственные проблемы повести Карамзина «Бедная Лиза» — примеры сочинений

Пример сочинения 1

В современном мире, где все чаще правят жестокость, цинизм и равнодушие редко встретишь человека, способного искренне­ сопереживать, дарить доброту и проявлять милосердие по отношению к ближнему. В период технологического прогресса и глобальной компьютеризации в особенности трудно привить детям положительный пример отношения к окружающим. Средства массовой информации показывают одно насилие за другим, таким образом, только подчеркивая значимость войны.
Поэтому в такой век особенно важно читать такие произведения как повесть “Бедная Лиза”.

Н. М. Карамзин уделял особое внимание таким ценностям как гуманность, доброта, чувство ответственности, искренность и милосердие. Он относился к наиболее известным сентименталистам, что не могло не отразиться на его работе. Именно это литературное направление, более чем остальные, было призвано воспитывать в людях доброту и гуманность, формировать эстетическое восприятие мира посредством музыки, литературы, искусства. Чем же сегодня привлекает искушенного читателя повесть, написанная более двух столетий тому назад?
Изображением истории несчастной любви или своим основным подтекстом?

В первую очередь, любого человека после прочтения этой книги затронет судьба бедной девушки, любившей так искренне и простодушно, что все реже встречается в наши дни. Во-вторых, нас привлекает тема общечеловеческих чувств и страстей. В этом небольшом и, казалось бы, доступном для каждого ума произведении изображена и любовь, и верность, и предательство. Главная героиня выступает антиподом аристократического лицемерия.

Ей присущи все те положительные качества и добродетели, которых так не хватает молодому дворянину, которого она повстречала на своем пути.
Доброта Лизы, простодушие и умение любить сразу же подкупают своей искренностью, в то время как трусость и слабость характера Эраста, наоборот, отталкивают. Нравственные ценности у молодых людей полярно разные. Автор подчеркивает, что Эраст не лишен изрядной доли разума и наделен от природы добрым сердцем.

Однако его неумение противостоять соблазнам, склонность к азартным играм и как следствие неумение сдержать данного слова приводят к печальному финалу. Лиза – девушка из крестьянского сословия. Она наделена лучшими и самыми главными человеческими добродетелями: добротой, верностью, искренностью, а самое главное, умением любить.

Она не смогла перенести предательства человека, которого так сильно любила. В то же время жизнь с опороченным именем представляется для Лизы невозможной. Она находит один только выход из сложившейся ситуации – броситься в глубокий омут. Здесь невольно возникает вопрос, могла ли она поступить иначе?

Я думаю, что нет. С такими нравственными ценностями, какими она была наделена, ей представлялось невозможным жить с такой тяжестью.

Сам автор считает, что нужно жить по законам сердца, то есть в согласии со своими моральными принципами.
Именно поэтому он наделил свою героиню лучшими человеческими чувствами и качествами.


Пример сочинения 2

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, автор соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

В повести обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую патриархальные представления о нравственных ценностях. С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. Деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества.

Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.


Пример сочинения 3

Нравственные правила — негласные законы нашей жизни. Это ориентиры, которым следуют люди ради мира во всем мире, ради благополучия в обществе. Проблему нравственности против человеческих пороков поднимают многие авторы в своих произведениях, ведь тема морали актуальна всегда. Одним из них является повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».

Моральные ценности повествования восходят к таким человеческим и божеским истинам, которые с точки зрения сентиментализма перекрывают земные.

В центре произведения — проблема предательства. Молодой дворянин Эраст влюбляется в юную девушку Лизу, дочь покойного «зажиточного поселянина», живущую вместе со своей матерью достаточно бедно. Молодой человек позволяет семье на время забыть о нужде, а своею «любовью» дарит Лизе, пожалуй, самые счастливые дни её жизни. Однако с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Тот уезжает на время по рабочим делам, а через несколько месяцев девушка встречает его в Москве и узнает, что он помолвлен на старой богатой вдове. Так, деньги стали для героя приоритетом, а некогда бывшая смыслом жизни любовь ушла на последний план.

Николай Михайлович Карамзин раскрывает проблему предательства как жестокого поступка, как антитезы понятием морали и нравственности. По сути, Эраст променял бывшую возлюбленную на деньги, на личное благополучие, тем самым доказав свою алчность, свою непостоянность и ветреность. Аспект неверности также затронут в повести. Именно измена Лизе погубила хрупкую душу молодой, слабой, беззащитной девушки, и, как следствие, — её матери.

Проблему предательства в мире человеческих пороков затрагивают многие писатели по всему миру, доказывая в своих произведениях гнилую сущность таких безнравственных поступков. Примером тому может послужить повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», где в одном из эпизодов рассказывается о предательстве Андрия, сына казацкого полковника. Тот оставил и отца, и Родину, и честь лишь ради полячки, ради уроженки вражеской земли, за что получил суровое наказание от отца при словах: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Таким образом, нравственные правила являются важнейшими законами нашей жизни. Тема морали нашла отражение во многих литературных произведениях, в числе которых повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Автор поднимает проблемы предательства и неверности в людской жизни, остающиеся актуальными и по сей день. Через призму сюжета произведения писатель наглядно показывает гнилую сущность этих страшных поступков.

Количество просмотров: 1532
Опубликовано: 11.10.2022

Вернуться назад →

  • Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в рассказе уроки французского
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси сочинение на дне
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси сочинение аргументы из литературы
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси итоговое сочинение старуха изергиль
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси итоговое сочинение аргументы