Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в рассказе уроки французского

Нравственные проблемы в рассказе “Уроки французского”

В. Распутин поднимает различные проблемы в рассказе «Уроки французского». Они связаны с нравственным выбором человека, с милосердием и самопожертвованием.

Послевоенное время

Время действия произведения – 1948 год, время «скорого будущего», когда «для всех обещали счастливое время», как только страна «залечит раны войны».

Этот период характеризуется трудным положением людей, особенно деревенских. Так, семья главного героя была настолько бедна, что мальчик иногда несколько дней подряд ничего не ел. Картошка – вот основная пища рассказчика. Как он рассказывал: «Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе». Это действительно трагичные картины.

Проблематика произведения, однако, в основном не связана с конкретным временем. В. Распутин поднимает вопросы, актуальные в любые времена.

Проблема милосердия

Учительница Лидия Михайловна по-доброму относится к главному герою. Она пытается ему помочь не только в учебе, но и в познании реальной жизни. Лидия Михайловна учит ребенка бережному и трепетному отношению к другим людям. Она помогает одиннадцатилетнему мальчику, которому пришлось рано повзрослеть, преодолевать голодные времена. Лидия Михайловна жертвует своим местом на работе, чтобы заниматься воспитанием мальчика, который жил далеко от матери. Все действия героини бескорыстны, она не требует награды за свои поступки, она не готова мстить герою за то, что ее уволили, наоборот, даже после ухода из школы Лидия Михайловна помогает мальчику, отправляя ему яблоки, которые он никогда не пробовал.

Вера в доброту свойственна для В. Распутина. Поэтому он воспевает нравственные ценности, которые делают каждого настоящим человеком в любой ситуации.

Поступок учительницы

Валентин Распутин поднимает и проблему оценки поступка Лидии Михайловны. Писатель дает читателю выбор, с кем ему согласиться: с директором школы, который считает, что игра на деньги с учеником – преступление, или с рассказчиком, для которого поступок героини не только помог ему выжить, но и научил тому, что необходимо всегда оставаться человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского», покажет время, в которое происходило действие произведение, рассмотрит «вечные» проблемы доброты, милосердия и самопожертвования.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Нравственные проблемы в произведении Уроки французского

Сочинение Нравственные проблемы в произведении Уроки французского Распутина

Рассказ «Уроки французского» описывает трудные годы после войны. Советский писатель Валентин Григорьевич Распутин, предпочитающий показывать в своих произведениях деревенскую жизнь, в рассказе поднимает различные проблемы милосердия и нравственного выбора.

Действие рассказа происходит в 1948 году. Жизнь людей была сложной, так как страна еще не успела оправиться от жестокой войны. Всюду царил голод и разруха.

Главным героем произведения является мальчик одиннадцати лет. Он всю жизнь провел в деревне, но ему приходится отправиться в город, чтобы учиться в школе, потому что в его селе учат только четыре класса.

После переезда в город мальчик остался совсем один. Его маме пришлось вернуться в деревню, откуда она передавала ребенку продукты. Но их не хватало, и мальчику приходилось голодать, так как в городе было тяжелее добыть еду. Ему было очень трудно, и он сильно исхудал.

В учебе у мальчика все получалось, так как он очень старался, чтобы не подводить маму, которая с таким трудом добилась его дальнейшего обучения. И, чтобы прокормить себя, он придумал способ заработка. С другими мальчишками с улицы он начал играть в чику на деньги. Но чтобы не проиграть слишком много, он выходил из игры при малейшем риске, за что другие его сильно избивали.

Побои заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Разузнав о причине синяков, она стала проводить для мальчика дополнительные занятия. Во время их они много разговаривали, и учительница узнала о проблемах мальчика. Она пыталась помочь ему: накормить или дать продуктов. Но он был очень гордый и не принимал помощи. Тогда она придумала хитрость, предложив сыграть с ней в азартную игру, чтобы продукты достались мальчику заслуженно.

Именно на эту ситуацию автор хотел обратить внимание читателей, как на главную нравственную проблему. Может ли учитель, даже ради благих побуждений, пренебречь правилами преподавательской этики и закона, чтобы помочь голодающему ребенку. Именно в этом произведении нарушение закона не должно быть наказуемо, так как эти действия совершались учительницей по соображениям совести, дабы не дать мальчику погибнуть с голоду.

Несмотря на то, что поступок Лидии Михайловны был правильным, она получила за него наказание. Неожиданно заглянувший к ней в гости директор школы не оценил праведности действий учительницы и уволил ее. Отсюда вытекает вторая проблема, в которой показана значимость милосердия. Учительница пожертвовала всем ради нуждающегося ребенка, и несмотря на свое наказание, никогда не держала на него зла. Даже уехав из города, она не забыла голодающего мальчика и отправила ему посылку.

Вариант 2

Действие произведения Валентина Распутина «Уроки французского» происходит в тяжёлое послевоенное время.

Главный герой – небольшой мальчик одиннадцати лет. Он происходил из очень бедной семьи, где мать одна воспитывала и содержала детей. В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа. Чтобы продолжить дальнейшее обучение, герой переехал после четвертого класса в районный центр.   Он поселился на квартире у одинокой женщины с детьми. Мальчик постоянно испытывал чувство голода. Те немногие припасы, которые ему присылала мать, кто-то постоянно воровал: либо сама хозяйка, либо её дети. Мальчика спасало только молоко, которое он покупал у торговок на базаре.

Герой научился у уличных мальчишек играть на деньги в чику. Таким образом, у него появилась возможность покупать молока немного больше. Однако такой ход событий не понравился главарю их компании — Вадику, которого мальчик стал обыгрывать. Он со своими друзьями жестоко избил героя.

Когда об этом узнала молодая учительница Лидия Михайловна, она предложила мальчику дополнительные занятия по французскому языку у неё дома.  Герой блестяще справлялся со всеми школьными предметами, кроме этого. Учительница всячески пыталась подкормить голодающего  школьника, приглашала его поужинать вместе с ней, но он категорически отказывался. Тогда Лидия Михайловна тайком прислала ему посылку с продуктами, но мальчик догадался, что она от неё и вернул обратно. Однако учительница нашла выход, как помочь ему и предложила герою поиграть с ней на деньги в пристенок. Таким образом, у него появились средства, на которые он мог покупать молоко. Вскоре мальчик заметил, что Лидия Михайловна уступала ему в игре, и сделал ей замечание, но она убедила его, что всё честно, по правилам.

Однажды их тайне пришёл конец. Внезапно за азартной игрой учительницу с учеником застал директор школы. Лидия Михайловна всю вину за этот проступок  взяла на себя.   Она вынуждена была уволиться из школы и уехать из Сибири на свою Родину Кубань.

Нравственные уроки учительницы благодарный ученик пронёс через всю жизнь. Она научила его самому главному в жизни — доброжелательному отношению к людям, отзывчивости.  К тому же, Лидия Михайловна помогала мальчику совершенно бескорыстно, ничего не прося взамен. Мало того, ради его благополучия, учительница пожертвовала своим местом работы. Даже спустя какое-то время, она не забыла о нём и прислала герою посылку с макаронами и яблоками, которые он попробовал впервые в своей жизни.

Автор предлагает читателю так же оценить поступок и директора школы, который наказал учительницу за азартные игры с учеником. Ведь, он тоже по-своему прав: учительница не должна переступать грань профессиональной этики. Однако для Лидии Михайловны, на тот момент, было важнее помочь ребенку выжить в тяжелых условиях. Учительница отступила от правил и поступила по совести.

6 класс

Нравственные проблемы в произведении Уроки французского

Нравственные проблемы в произведении Уроки французского

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    Повесть Тарас Бульба Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков

  • Какую мечту называют благородной — итоговое сочинение

    Мечта. Каждый из нас, наверняка, имеет какую-либо мечту, жаждет ее скорейшего исполнения и стремится всеми силами помочь ей осуществиться. Так что же такое мечта? Почему люди мечтаю?

  • Сочинение У войны не женское лицо по повести А зори здесь тихие

    Наверное, каждый человек знает о том, что была война. И все эти события описал Васильев в своем произведении «А зори здесь тихие». Во время войны был и голод, и разруха, и разрушения и постоянные бомбежки

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз (описание)

    Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка.

  • Анализ рассказа Смерть Тургенева

    Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Нравственные проблемы в рассказе Уроки французского

Действие рассказа одного из самых известных представителей «деревенской прозы», советского и российского писателя Валентина Григорьевича Распутина, происходит в тяжелое для страны послевоенное время.

Главный герой – одиннадцатилетний мальчик из крайне бедной семьи. Долгое время он жил в деревне, однако, окончив начальную школу, он был вынужден переехать в город, потому что в его деревне есть только 4 класса образования.

После переезда главного героя в город, его имущественное положение обострилось еще больше, потому что в отличие от деревне, в городе намного сложнее найти себе пропитания. На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

Однако, главный герой, будучи от природы одаренным (в деревне это отмечали все соседи, в городе мальчик учился на одни пятёрки по всем предметом, не считая французского языка) нашёл способ – он начал играть в азартную игру «чику» на деньги на улице с другими мальчишками. Но и тут герой столкнулся с трудностями – будучи осторожным, он выходил из игры при малейшем выигрыши, за что другие мальчики возмущались и били его.

Синяки главного героя заметила учительница по французскому языку. Поняв, что происходит, он назначила мальчику дополнительные занятия по своему предмету. Во время таких занятий она лучше узнала о положении мальчика и захотела ему помочь – накормить, дать продуктов и т.д. Но главный герой был принципиален – он отказывался от помощи. Учительница придумала как мальчик может «заработать» её помощь – она предложила ему играть в азартную игру, в которой главный герой сможет получать деньги честно и «заслуженно».

И именно с такой помощью связана главная нравственная проблема в рассказе «Уроки французского» — может ли педагог, желая помочь бедному, но очень одаренному ученику, преступить правила профессиональной этики и, даже закон, дабы помочь ему и спасти его от голода. Именно на примере доброй учительницы Лидии Михайловны автор показывает, что в этой нравственной проблеме правильным решением будет не «действовать по правилам», а «действовать по совести».

Несмотря на личную позицию Распутина, Лидия Михайловна поплатилась за свой поступок – в один из разов, когда она играла с главным героем, её решил навестить директор школы, который был шокирован увиденным. И тут сразу же вплывает вторая проблема рассказа – стоит ли рисковать всем ради помощи нуждающимся в ней людям. Распутин считает, что да, воспевая милосердие. Лидия Михайловна лишилась своей работы, но даже уехав она не забыла мальчика – однажды она отправила ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

2 вариант

Валентин Распутин провел детство и юность в небольшом селе Аталанка Иркутской области. Мальчик с раннего возраста познал нужду и лишения. Мать, вынужденная одна поднимать детей, выбивалась из последних сил, чтобы поставить их на ноги. Благодаря тяге к знаниям будущего писателя отправляют в районную школу. Нелегко приходилось маленькому Вале на новом месте. Но благодаря усердию, силе воли и духа, поддержке классного руководителя ему удается с отличием окончить школу.

Об этом периоде жизни с большим трепетом делится Валентин Григорьевич в рассказе «Уроки французского». Начинается повествование с риторического вопроса по поводу чувства вины перед учителями. Далее следует изложение всех жизненных перипетии, встретившихся на пути мальчишки. Это и враждебное отношение Вадика и Птахи за то, что он лучше играл в «чику», и быстро заканчивавшиеся продукты, которыми мать с большим трудом снабжала ребенка, передавая через знакомого водителя. Был угрюм, часто думая о том, где достать денег на пропитание. Все личные переживания не отражались на успеваемости: учиться он любил, только французский никак не давался.

Лидия Михайловна, учитель данного предмета и по совместительству классный руководитель, узнает о проблемах своего лучшего ученика и решает помочь ребенку. В силу гордости и диковатости мальчишка отказывается от поддержки. Преподаватель занимается с ним индивидуально. Однажды она предлагает сыграть в «пристенок», игру, чем-то сродни той, что герой играл раньше. Никто не знает о том, что при этом чувствовала героиня: с точки зрения морали поступок безнравственный, но изо дня в день видеть голодным способного подростка было выше сил. И учитель решается на «преступление». Теперь у мальца появляются деньги. Он уже может позволить себе покупать кружку молока. Но все заканчивается довольно плачевно. Директор, живший через стену, внезапно появляется на пороге дома и обвиняет Лидию Михайловну чуть ли не в извращении. Той приходится уволиться. Через некоторое время на имя главного героя приходит посылка с макаронами и яблоками.

Благодарность и признание пронес через всю жизнь знаменитый писатель к «француженке». Урок доброты, преподанный неравнодушным человеком, оставил навсегда светлую память о ней. Данный рассказ заставляет читателя задуматься, насколько мы чутки к проблеме ближнего. Сможем ли так же, жертвуя карьерой, а то и добрым именем, протянуть руку помощи нуждающемуся.

Спустя много лет, благодаря публикации рассказа, Анастасия Прокопьевна, прототип героини, разыскивает бывшего воспитанника.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в рассказе Уроки французского

Нравственные проблемы в рассказе Уроки французского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Любовь в жизни Гринева (8 класс)

    Одной из центральных тем романа «Капитанская дочка» является история любви Петра Гринёва и капитанской дочки – Маши Мироновой. Она начинается с того времени, когда молодой человек приехал на службу в Белогорскую крепость

  • Сочинение на тему АЭС: за ними будущее или без них?

    Первая АЭС в СССР начала функционировать с 1954 года. С одной стороны, это полезно, но с другой стороны, как оказалось, очень опасно для людей.

  • Жизнь Матрены с цитатами в рассказе Матренин двор Солженицына

    В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.

  • Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова 6 класс сочинение

    Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком. Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек

  • Главные герои сказки Маленький принц Экзюпери

    Данная сказка очень интересна по своему содержанию. Дети почерпнут в ней одно, а взрослые люди – другое. Автор показывает два взгляда на жизнь. Взгляд мужчины и мальчика. Однако, те мысли, которые говорит ребенок очень глубокие

Действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» разворачивается в послевоенное время, когда страна понесла страшные потери, и прежде всего человеческие.

Измученные люди стали терять человеческий облик, посуровели, стали более замкнутыми и от этого жестокими.

Но настоящий человек всегда остается человеком и Распутин прекрасно показывает это читателю на примере молодой учительницы французского языка Лидии Михайловны. Из всех взрослых она одна сумела понять, как трудно живется деревенскому мальчику, одаренному, но невероятно бедному и гордому.

Сострадание к человеку, к ребенку, просто к живому существу – основная проблемная линия рассказа. Учительница сама живет очень бедно, но находит для себя возможность, пусть и в ущерб себе, помочь ребенку пережить тяжелое время. Для этого она идет на только на обман, но и на должностное преступление: играет с мальчиком в азартную игру «Пристенок» на деньги, позволяя ему выигрывать.

Стойкий, закаленный с самого детства характер главного героя не позволяет ему унижаться и просить помощи, поэтому он отвергает присланную якобы матерью посылку, но понимает, что это хитрый ход его учительницы. И вот это стремление не унизить своего человеческого достоинства жалостью и подачками – еще одна проблемная линия, поднятая Распутиным.

Автор подчеркивает, что этого ребенка ни в коем случае нельзя назвать неблагодарным, просто он мудр и понятлив не по годам. В то время всем жилось очень тяжело, и учительница также недоедала, как и все остальные и он не мог, не хотел принимать от нее жертву, быть чем-то обязанным чужому человеку.

Но горд в этом рассказе не только главный герой, но и учительница французского языка Лидия Михайловна. Она не унижалась и не просила оставить ее в школе на занимаемой должности, не лебезила и не и раскаивалась в содеянном. Потому что на ее стороне была правда, и она знала это, а потому пострадала за свою доброту, лишилась работы и была вынуждена уехать на Кубань, на свою родину.

Можно сказать, попала в изгнание и все потому, что пошла против обычной номенклатуры, серой, жестокой и бесчеловечной. Эту бюрократическую машину не интересует мелкий человек, одинокий по своей сути, она может работать только с людьми в их массе. И это тоже страшная проблема и суровая правда жизни. Государство, и школа как его представительница, не имеет сострадания к душевным и телесным страданиям маленького человека.

Безнравственность игры с ребенком на деньги вполне понятна молодой учительнице, и он понимает, что преступает определенную черту. Но ежедневно наблюдать за тем как погибает от голода маленький мальчик, еще не способный добывать себе пропитание, все-таки выше ее сил. А ведь этот ребенок живет не один, он постоянно находится среди других людей, сверстников, учителей, просто взрослых людей. но для них он безликий, просто один из множества ему подобных. Можно ли назвать жизнь в равнодушном обществе проблемой? Безусловно. и со страниц своего рассказа Распутин не просто говорит, он кричит об этом, взывая к милосердию людей.

Как отмечает автор, уроки французского оказались для голодного несчастного мальчика уроками доброты, и он запомнил этот опыт на всю свою жизнь.

Известно, что это произведение целиком и полностью автобиографично, а значит писатель точно представил образы главной героев, сумел передать их мысли и взгляды на жизнь.

Как прощальный привет приходит к мальчику посылка с Кубани. Она собрана с любовью и заботой и теперь мальчик принимает ее с особой благодарностью,потому что она несет в себе тепло души той взрослой и умной женщины которая стала для него на один уровень с матерью, ведь Лидия Михайловна оказалась также готова к самопожертвованию для него, как если бы он был ее сыном.

Благодарность, искренняя, душевная, часто несвойственна людям, получающим все блага просто так, легко и без мучительных переживаний. Главный герой, получивший свой жизненный урок, теперь сумеет сохранить в своей душе тепло душевной благодарности, внутренней и всеобъемлющей.

Таким образом, основная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» базируется на таких высоконравственных понятиях, как человеческая доброта, сострадание к людям, способность к самопожертвованию, а еще сохранение чувства собственного достоинства и способности принять чужую жертву.

(614 слов) Одним из самых знаменитых произведений Валентина Распутина является рассказ «Уроки французского». Как известно, писатель провел свое детство и юношеские годы в Иркутской области, в селе Аталанка. С ранних лет Валентин узнал, что такое нужда и лишения. Мама мальчика трудилась из последних сил, чтобы поднять детей на ноги. Маленький Валя отличался невероятной тягой к знаниям, поэтому его отправили учиться в районную школу. Мальчику было не легко освоиться на новом месте. Однако благодаря невероятному усердию и поддержке классного руководителя Валентин смог закончить школу с отличием. Именно об этом периоде жизни рассказывает писатель в произведении «Уроки французского». В нем он затронул важные нравственные проблемы.

Центральная проблема рассказа «Уроки французского» — это послевоенная нищета и разруха. Действие произведения происходит в тяжёлое послевоенное время. Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик одиннадцати лет, из очень бедной семьи. Очень долго герой жил в деревне, однако, когда он окончил начальную школу, был вынужден переехать в город. Ведь в деревне, в которой жил мальчик, можно было получить только начальное образование. После того, как главный герой переехал в город, его материальное положение и вовсе ухудшилось. Ведь, не секрет, что в городе намного сложнее найти себе пропитание, чем в деревне. Как можно заметить, он значительно похудел на новом месте. Тех продуктов, которые передавала герою мать, катастрофически не хватало, и мальчик все время голодал. Голод, лишения, страдания вдовы солдата и ее детей — все это является первоисточником проблем, с которыми столкнулся герой в городе.

Не менее острая проблема — детская жестокость. Главный герой оказался очень одарённым мальчиком. Это замечали все соседи в деревне, а в городе главный герой учился на одни пятерки, за исключением французского языка. Чтобы выжить в новой среде, мальчик нашёл один способ. Он пристрастился к азартной игре «чика», в которую играл на улице с другими ребятами. Однако и здесь он столкнулся с немалыми трудностями. Так, герой был очень осторожным и при малейшем выигрыше выходил из игры. Другие ребята были возмущены таким поведением героя и часто били его.

Еще одна проблема книги — нравственный долг учителя, который далеко не все понимают одинаково. Однажды учительница французского языка заметила синяки у мальчика. Благодаря дополнительным занятиям учительница узнала о настоящем положении главного героя. Она от всей души желала помочь своему ученику: накормить мальчика. Однако Володя, будучи принципиальным человеком, не принял помощь. Тогда  героиня придумала один способ, как ее ученик сможет «заработать». Учительница предложила мальчику играть в азартную игру, где ученик сможет «честно» получать деньги. Однако этот поступок выходил за рамки школьного устава и не был понят директором учреждения. Вот так высоконравственный порыв учительницы оказался осужденным и наказанным в условиях, где мораль искажена формальностями.  Создавая свой знаменитый рассказ, выдающийся писатель задался вопросом: имеет ли право учитель нарушить правила профессиональной этики, чтобы помочь бедному, но очень талантливому ученику? На примере поведения очень доброй учительницы, Лидии Михайловны, писатель демонстрирует, что в данной ситуации нужно не «действовать по правилам», а «действовать по законам совести». Проблема совести стоит не менее остро: люди проходили мимо чужой беды, потому что сами страдали. Вот так и хозяйка дома, где жил Володя, воровала его продукты, чтобы накормить своих детей. Ее поведение сложно осудить, ведь в такой дилемме нет правильного выбора.

Проблема милосердия и его последствий тоже поставлена в книге. Когда женщина играла с мальчиком, вошёл директор школы и пришёл в недоумение от увиденного. Вскоре он уволил такого учителя. Автор размышляет над таким вопросом: нужно ли всем рисковать ради благополучия нуждающихся? Распутин полагает, что нужно, ведь иначе состраданию не останется места в мире. И героиня понимала это. Даже когда она уехала, она не смогла забыть своего ученика. Она отправила герою посылку с тремя красными яблоками и макаронами.

Можно утверждать, что рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» является очень поучительным. По мнению известного писателя, в любой ситуации необходимо проявлять милосердие к людям, которые нуждаются в помощи и поддержке, и жить по совести.

Автор: Виктория Комарова

Л. Е. Данилова (Копейск), МОУСОШ №2

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина

«Уроки французского» (исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

           Предметом исследования литературы всегда является человек со своими страстями, радостями и горестями. Но, изображая его, писатель преследует какую-то свою главную цель, идею, мысль ради которой он пишет книгу.

Одной из главных тем в творчестве В. Распутина, на мой взгляд, является тема «нравственности человека». Поэтому-то произведения его очень злободневны и актуальны. Ведь недаром старшеклассники ищут ответы на « вечные вопросы»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? И что ненавидеть?»

Творчество Валентина Распутина привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь.

Читая рассказы В. Распутина, трудно найти точные слова и до конца невозможно выразить впечатление от прозы настоящей, которая и во все времена, напрямую занята человеческой сущностью, душою человека. Трудно, поскольку такая проза никогда не воспринимается остывшим и застывшим, неизменным в своём значении тексте, и сколько бы ты ни обращался к нему, этому тексту, он будет двигаться, жить и открывать тебе новые и новые черты, чувства и мысли. Рассказы В. Распутина трудно читать. Но почему трудно? Эта проза не играет с нами, не заигрывает, не потешает, не обманывает, а предполагает труд чтения, предполагает со-чувствие, со-творчество. Надо всё, что написано в рассказах — прожить самому, а кроме всего — надо ещё и оторвать сознание от обманных видимостей суеты, надо настроиться на музыку, взгляд, движение рассказов, ощутить себя в мире В. Распутина.

Трудно читать, но, прочитав, не откинешь книгу, постепенно или тут же забыв прочитанное, но будешь ещё чувствовать, думать и, если может, душа разбудится, заживёт в мире этих рассказов, ей увидятся эти люди и окажутся они давно знакомыми, родными. И, наконец, с удивлением. Но уверенно поймёшь, что всё. О чём написал В. Распутин, было именно с тобой, происходило именно в твоей жизни. И если не когда-то раньше, то теперь, сейчас, в часы чтения, в минуты согласного звучания этой прозы и твоей жизни…

Рассказы В. Распутина объединены необходимо постоянным, мучительным, светлым, неотвратимым, желанным и странным движением человека, старающегося пробиться и приникнуть к тому высшему, вечному и единственно определённому, что в нём заложено создавшей его Природой, к тому, что он. как прозрение, осознаёт только в минуты живого соприкосновения с единосущной, всесоставляющей, бесконечно постигаемой Жизнью — всебытием. Этот мир приходит в человека, и человек видит берега, своё русло, видит дороги добра, дороги вечного движения своего духа. Видит это человек не вне себя. А в себе, он как бы вспоминает берега, русло, дороги, вспоминает своё предназначение и направление своего жизненного движения.

Человек в рассказах В. Распутина « приходит в себя», и его душа оказывается единственным выходом в действительный мир.

От встречи с истинно русским редким словом чувствуешь, каким родным, сердечным светом, музыкой и болью наполнено оно, как созвучно всему высокому и честному, что составляло и составляет наше национальное духовное богатство, что объединяет нас вокруг праведности и красоты.

Тема «нравственности человека» особенно своеобразно и остро решается в рассказе «Уроки французского».

Прежде чем подойти к рассмотрению этой проблемы, обратим внимание на то, какое определение « нравственности» дано в справочной литературе.

Так, например, словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: « нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». В философском словаре дано такое определение: « нравственность — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость и т. д.) Нравственность представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу».

Но нас интересует нравственность не просто любого человека, а нравственность педагога, т. е. того, кто занимается преподавательской и воспитательной работой.

Педагогическая нравственность… Что это? На этот вопрос мы не найдём готового ответа в словарях. По-моему, педагогическая нравственность возникла из объективной необходимости регулировать взаимоотношения детей друг с другом и с учителем, согласовывать их поступки, действия, желания. Педагогическая нравственность не имеет писаных законов, не опирается на силу государственного, административного принуждения, она определяет правила поведения учителя, его душевные качества, суждения.

Прежде чем обратимся к содержанию произведения В. Распутина, мне бы хотелось остановиться на личности художника. Кто же такой Валентин Григорьевич Распутин?

У В. Распутина редкостно завидная литературная судьба.

Коренной сибиряк, он родился в Усть-Уде, что на Ангаре, в 1937 году, в крестьянской семье. В середине 50-х годов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, мечтая о профессии учителя, «радовался тому, гордился и серьёзно готовился к этому делу». Однажды он написал в иркутскую молодёжную газету очерк. Редактор обратил внимание на элементы рассказа в очерке. В 1961 году это сочинение под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» появилось на страницах литературного альманаха « Ангара». Четыре года спустя В. Распутин показал несколько рассказов приехавшему в Читу Чивилихину, ставшему крёстным отцом начинающего прозаика. Рассказы составили первую книжку В. Распутина — «Человек с этого света». А десять лег спустя он — всесветно знаменитый автор четырёх повестей: « Деньги для Марии»(1967), « Последний поклон» (1970), «Живи и помни» (1975), за которую он удостоен Государственной премии и « Прощание с Матёрой» (1976). Сергей Залыгин пишет о В. Распутине, что он «вошёл в литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова». В. Распутина называют «сибирским Чеховым»

В нескольких словах необходимо напомнить содержание рассказа. Его действие происходит через три года после окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году, в далёкой деревне, за пятьдесят километров от районного центра. Рассказ ведётся от имени двенадцатилетнего мальчика, который остался без отца. Матери с тремя детьми жилось очень трудно. Так как в деревне была только начальная школа, а способный и трудолюбивый мальчик хотел учиться, то мать отвезла его в районный центр. Подросток оказался здесь один почти без всяких средств и голодал. Дурные сверстники научили его играть на деньги в так называемую «чику». Чтобы раздобыть средства на хлеб и молоко, мальчик был вынужден научиться этой игре, и он стал выигрывать. За это его избили, и подросток вновь остался без денег. Учительница французского языка местной школы, Лидия Михайловна, оказалась человеком большой души: она стремилась «подкармливать» мальчугана, но он упорно отказывался, считая, что брать чужое стыдно. Вскоре учительница поняла: бесплатно подросток ничего от неё не возьмёт. Тогда она решила «схитрить», предложив ему играть в «чику» теперь уже с нею, и, умышленно проигрывая, давала мальчику возможность приобрести «законные» копейки на хлеб и молоко. Об этой игре педагога с учеником узнаёт директор школы, Василий Алексеевич, представитель мнимой человечности. Учительнице пришлось расстаться со школой и уехать «к себе на Кубань». Но она всё же успела спасти подростка своей чуткостью, а мальчик в свою очередь, хотя ещё и очень смутно, стал понимать, что такое — большое сердце у, казалось бы, совсем чужого человека.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографическое. Оно впервые было опубликовано в газете « Литературная Россия» 28 сентября 1973года.

« Этот рассказ, — вспоминает писатель, — помог мне найти мою учительницу. Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…»

Посвящение, которое предшествует рассказу: Анастасии Прокопьевне Копыловой и вступление: « Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», как бы раздвигают рамки повествования, придают ему более глубокий, обобщающий смысл, помогают нам понять, что внешне простой по композиции рассказ заключает в себе по существу три плана: действительный мир, особенности его отражения в детском сознании, воспоминания взрослого человека о своём трудном, голодном, но по-своему прекрасном детстве.

Рассказ В. Распутина читать нелегко, так как автор повествует о тяжёлом времени, об одиночестве, о голоде. В. Распутин — писатель послевоенного поколения и эхо войны в его душе. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Образ памяти, реализующий в современной социально- философской прозе идею взаимосвязи человека и времени, духовной преемственности поколений, в художественной системе В. Распутина имеет основополагающее значение. В поисках опор, ограждающих нравственность от потерь, всеми своими произведениями В. Распутин утверждает активную духовную силу памяти. В толковании писателя это высшая, превосходящая внешнюю целесообразность, привязанность человека к своей земле, природе, родным могилам, к народному прошлому, сбережение богатств русского слова, «память» о своём общественном и гражданском долге.

В тексте рассказа есть приметы трудного послевоенного времени. Мы проникаем в мир чувств и переживаний героя, полнее представляем авторскую позицию, читая следующий отрывок: « Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придётся всё время думать о еде».

Только ли одному мальчику было трудно и голодно? И мы находим эти многочисленные горестные приметы, создающие фон повествования: «Голод в тот год ещё не отпустил», «колхозник в те годы был рад любой копейке», «жили мы без отца, жили совсем плохо», «нас у матери было трое, я самый старший», «тётя Надя, крикливая, замотанная женщина, одна мыкалась с тремя ребятишками», «корову не держали», «денег у нас не водилось», «голод здесь совсем не походил на голод в деревне», «мне всё время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны», макароны для мальчика « богатство с писков», радиоприемник в комнате Лидии Михайловны вовсе кажется «невиданным чудом».

Давайте проследим, как в условиях суровой жизни складывается тонкая и нежная душа мальчика. Кто повлиял на нравственное формирование ребёнка?

Читая первые страницы рассказа, мы узнаём о мальчике необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием», «учился я и тут хорошо…другого дела у меня здесь не было», « всегда учил все уроки; в своей деревне «признавался за грамотея: писал за старуху и писал письма», проверял облигации, первый из деревни едет в район учиться. Кто же заложил прекрасные семена доброты в мальчика? Откуда у него такое стремление учиться, понять жизнь взрослых, желание помочь сделать что-нибудь, чтобы жилось легче?

У мальчика есть мать, любящая чуткая, добрая, нежная. Именно она становится его первым педагогом, другом на всю жизнь. Мать сумела духовно поддержать мальчика в трудное время, закалить в нём волю и мужество.

Впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость после свидания с матерью. Он бежал за машиной, но «опомнился и убежал», потому что «ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды».

Вторым другом мальчика становится учительница французского языка Лидия Михайловна. Она хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом и понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет. Лидия Михайловна очень тонко понимает своих учеников, в отличие от директора школы, который ребят не любит и действует только по инструкции, формально.

В рассказе В. Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в «пристенок», или «замеряшки». В этом необычность сюжета рассказа. Рассказов об учителях написано много, тёплых, благородных, и варьируется в них одна и та же ситуация: ученик, трудно живущий, но честный и благородный, и учитель, протянувший ему руку помощи. И хотя формы подношения были разнообразны, но всегда в рамках педагогических правил. В рассказе В. Распутина поступок Лидии Михайловны с первого взгляда можно расценивать как непедагогический. Её ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь после окончания игры принимал от неё деньги, потому что это был «честный выигрыш», и опять бегал на базар покупать молоко.

Непреклонная, какая-то очень открытая, очень естественная человечность была самым главным, самым важным в уроках далёкого и изысканного французского языка, и мальчик понял и, наверное, навсегда запомнил это. Уроки французского стали уроками жизни, уроками нравственности, уроками человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница.

Не только по поступкам учительницы, по её отношению к тем ученикам, классным руководителем которых она являлась, мы узнаём, что перед нами человек большого сердца, но и по языку, с помощью которого автор, как бы вторгаясь в размышления подростка, описывает учительницу. Читатели узнают, что у Лидии Михайловны было «правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами»; тугая редко раскрывающаяся до конца улыбка и совсем чёрные, коротко остриженные волосы». Нельзя не обратить внимания на это потому. Тонкое жизненное наблюдение стилистически передано здесь очень просто: действительно «правильные лица» редко бывают достаточно красивыми. При этом писатель говорит о правильных, а не о красивых лицах. А живость лица, придающая ему обаяние, вместе с тем делает его чуть-чуть неправильным, чуть-чуть несимметричным. Весь облик Лидии Михайловны подтверждает справедливость авторского наблюдения: учительница любит своих учеников и вместе с тем она строга, она озабочена их жизненными судьбами. Правильные черты её лица бывают недостаточно живыми, несмотря на доброту и доброжелательность учительницы. Так стилистически осмысляется, казалось бы, «сухое» наречие потому. Вместе с тем «не слишком» не исключает возможности, чтобы подобное лицо в тех или иных ситуациях было бы и живым.

Мальчику голос учительницы поначалу кажется звучащим недостаточно «вволюшку…, так что в него приходилось вслушиваться». Сам себе подросток объясняет это тем, что Лидии Михайловне, учительнице неродного языка, надо «приноравливаться к чужой речи», отчего «голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдётся и окрепнет». Переход от прямой речи к косвенной, здесь едва уловимый, создаёт впечатление у читателя, что мальчик, хотя и видит «недостатки» учительницы, вместе с тем любит её, сожалея о её, как ему представляется неблагодарной профессии («приноравливаться к чужой речи»).

Но когда позднее подросток убеждается в благородстве учительницы, её голос перестаёт ему казаться голосом «птички в клетки». Больше того, теперь мальчуган размышляет так: «к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык…». Этим он стремится доставить радость уже полюбившемуся педагогу. В месте с тем, меняются и взгляды мальчика на чужой язык. Образ незнакомого языка сближается с образом учительницы желающей мальчику добра, поэтому чужой язык становится достойным изучения. Вскоре и Лидия Михайловна начинает казаться подростку «необыкновенным, непохожим на всех остальных» человеком.

Писатель рассказывает не только об уроках человечности молодой учительницы, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Жестокий и бездушный директор школы ничего не делает прямо плохого, но когда узнаёт об играх своего ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел (одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.

Запоминается финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка.

  • Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

-Правильно.

  • Ну, знаете…- Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

У бездушного директора даже не нашлось имени для ребёнка: « Вы играете на деньги с этим?..» Грубый, чёрствый человек, у которого за плечами двадцатилетний педагогический опыт работы в школе. Но вряд ли можно назвать такого человека педагогом, который вызывает только отвращение. Как педагог этот человек умер, осталась только его тень, серая и страшная, которую боятся дети и учителя. Директор напоминает робота, который знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет, но не хочет выслушать, понять, разобраться и помочь. И учительница ничего не пытается объяснить директору. Она понимает, что это совершенно бесполезно: её всё равно здесь не поймут. Отвечая на вопрос одним только правильно, Лидия Михайловна как бы соглашается с директором, будто она занималась «растлением» мальчика. Между тем она стремилась помочь ребёнку, дать ему возможность жить и учиться.

Поступок учительницы нельзя назвать педагогически безнравственным. Она поступила именно так, как подсказывало ей её чуткое сердце, отзывчивая душа, совесть.

А как хороши обобщения учительницы, опирающиеся на её повседневный опыт: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком». И этот афоризм запоминается тем, что он следует за поступками доброго человека: учительница может непосредственно резвиться с детьми, забывая о своём возрасте, но не забывая при этом о своём долге, долге учителя.

Влияние учительницы и матери мальчика очень велико на формирующуюся личность на наших глазах из тихого, неприметного мальчугана вырастает человек, который имеет свои взгляды, убеждения, умеет их доказать и отстоять. В поступках, в рассуждениях раскрывается характер мальчика.

Например, возьмём фрагмент о пропаже продуктов: «…Я постоянно недоедал … Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто — то из её старших девчонок, или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить…»

Здесь проявляется гордость, благородство, достоинство, деликатность. Мальчик, живя у тёти Нади, понимает, как тяжело ей: «замотанной женщине, которая мыкалась с тремя ребятишками». Он понимает, что тяжело жить матери, сестрёнке, братишке, всем взрослым и детям.

Он по-взрослому задумывается о несчастьях, бедах, которые принесла война.

Распутин сталкивает своего героя с отрицательными персонажами. Они осуждаются не словами, а описанием их действий и поступков. Дурные мальчишки как будто бы и не заставляют нашего героя играть на деньги, но создают такую обстановку, которая вынуждает его именно таким образом «зарабатывать» на пропитание.

Характеризуя игроков в «чику», мы отмечаем, что играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. «Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех». «Птаха — тень Вадика, его подручный, собственного мнения не имеет, но такой же подлый». «Тишкин — выскочка, суетливый, заискивает перед старшими и сильными». Вадик и Птаха избивают мальчика, потому что им не нравится, что серьёзен, что он почти отличник: «Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит». Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, могут это понять.

Во время избиения мальчик ведёт себя мужественно, даже под ударами кулаков он упрямо твердит свою правду: «Перевернул!» Слабый, больной, малокровный, он старается не унизиться: «Я старался только не упасть, ни за что больше ни упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».

Таким образом, мы видим, как в маленьком человеке пробуждается Человек!

Интересны в рассказе эпизоды, связанные с Лидией Михайловной. В общении с ней вновь проявляется гордость, непреклонность, благородство подростка: он очень голоден, но отказывается есть дома у учительницы, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. Откуда эти истоки благородства и гордости! На мой взгляд, они кроются в воспитании мальчика, ибо с самого раннего детства он вращается в трудовой среде, близок к земле. Он понимает, что такое труд, и что в жизни ничего не даётся даром. И вдруг макароны!

В «поединке» с неподдающимся в начале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, стремление преодолевать трудности. Мы можем проследить, как в маленьком человеке, лишённого жизненного опыта, происходит постижение жизни. И мальчик принимает её не облегчённо — поверхностно, а во всей глубине.

Чем же больше всего привлекает нас мальчик? Что главное в его характере? И как это показать детям?

Валентин Распутин рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадимом, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

Правдивы и рассуждения мальчика, различающего возможность честного и не честного выигрыша: «Принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и не детские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Приобщаясь к нелёгкой, но прекрасной судьбе мальчика, мы, сопереживая ему с помощью писателя размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые», внимательнее всматриваемся в окружающих, в своих близких, в себя. Писатель поднимает в рассказе проблему педагогической нравственности, важный вопрос о подлинной и мнимой человечности.

Этот незамысловатый рассказ производит большое впечатление. Силён его общий идейный замысел, несомненна и сила его эмоционального воздействия: большие люди обнаруживаются не только в больших, но и в «малых» делах, подобно тому, как и дурные люди проявляют себя в поступках внешне будто бы и «правильных», но по существу чёрствых и жестоких. В рассказе В. Распутина нет никаких «красот языка» и, тем не менее, а скорее именно вследствие этого, всё повествование опирается на тщательно продуманные и тщательно отобранные ресурсы языка. Критик И. Розенфельд пишет: «особую позицию рассказов Распутина составляет умении е отыскать и преподнести деталь, совершенно пронзительную и, при всей своей невероятности, очень вещественную и убедительную», что мы и увидели, анализируя рассказ «Уроки французского». У В. Распутина в авторском повествовании и в речи героя-рассказчика преобладает разговорная, бытовая лексика, но и в обычной фразе нередко встречаются слова, передающие сложную гамму чувств и переживаний. Ведь мастерство писателя определяется не только его общей одарённостью, его умением по-своему видеть окружающую нас действительность, его мировоззрением, но и его языком и стилем. И Валентина Распутина можно с уверенностью соотнести к выдающимся писателям, мастеру художественного слова, писателю-психологу, так глубоко постигшего детскую душу.

Библиография

  1. Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». — Русская речь, №б (с.37-41),1982 .
  2. Вашурин А. Валентин Распутин. Рассказы. Наш современник. — Сибирские огни, №7 (с.161-163), 1982.
  3. Лапченко А.Ф. «память» в повестях В. Распутина. — Вестник Ленинградского университета, №14 (50-54), 1983.
  4. Мшилимович М. Я. Уроки мужества и доброты. — Литература в школе, №6 (с.43-46), 1985.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — Издательство «Советская энциклопедия», М., 1968.
  6. Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах. — Издательство «Молодая гвардия», том 1, 1984.
  7. Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — Издательство политической литературы, М., 1963.

Титульный лист

Название                                         Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина

                                                          «Уроки французского» (исследовательская методическая работа, в

                                                           помощь учителю к уроку литературы)

Фамилия, имя, отчество             Данилова Любовь Евгеньевна

Должность                                   учитель русского языка и литературы

Название учреждения                 МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской  обл.

Название предмета, класс          литература, 6 класс

Список литературы      

       1.  Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского».  — Русская речь,              №б (с.37-41),1982 .

  1. Вашурин А. Валентин Распутин. Рассказы. Наш современник. — Сибирские огни, №7 (с.161-163), 1982.
  2. Лапченко А.Ф. «память» в повестях В. Распутина. — Вестник Ленинградского университета, №14 (50-54), 1983.
  3. Мшилимович М. Я. Уроки мужества и доброты. — Литература в школе, №6 (с.43-46), 1985.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — Издательство «Советская энциклопедия», М., 1968.
  5. Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах. — Издательство «Молодая гвардия», том 1, 1984.
  6. Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — Издательство политической литературы, М., 1963.

  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси сочинение аргументы из литературы
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси итоговое сочинение старуха изергиль
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси итоговое сочинение аргументы
  • Какие проблемы затронуты в рассказе ночь исцеления
  • Какие проблемы затрагивает салтыков щедрин в сказке дикий помещик