Какие проблемы поднимает автор в рассказе белый квадрат


0

Прилепин «Белый квадрат»: главные герои, чему учит, проблемы, что писать?

Необходимо сделать анализ рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»:

Прилепин «Белый квадрат» герои.

Чему может научить рассказ «Белый квадрат» Прилепина.

Какие проблемы поднимает автор, в чем смысл произведения?

Белый квадрат Прилепин основная мысль.

2 ответа:



4



0

Это очень непростой рассказ. Он построен в виде обрывков воспоминаний о детстве, детских играх, случившейся трагедии, которые перемешиваются с диалогом пострадавшего тогда ребенка.

Главные герои — это рассказчик, Захар, он уже состарился. Он вспоминает, как играл с более старшими ребятами в прятки, очень старался, чтобы его уважали и серьезно к нему относились.

Он ведет диалог с Сашкой. Это мальчик, который спрятался в холодильнике (морозильной камере), который изнутри открыть было нельзя. Его нашли только через два дня, насмерть замерзшим. Сашка был необыкновенным, всех знал и здоровался за руку. Он был эдаким кумиром для Захарки, тот завидовал Сашке, тому, как он держится с другими ребятами.

Главная проблема рассказа — это страдания, чувство вины, потрясение, которое человек проносит с собой и несет всю жизнь. Захарка так и запомнил Сашку — всего обмерзшего. И вот теперь в старости частенько вел с ним диалог.

Основная мысль в том, что любая неосторожность может привести к трагедии. Дети, к сожалению, часто страдают от своих игр. Они не думают о последствиях. Также темой рассказа можно назвать неспособность человека самостоятельно справиться с потрясением. И время не всегда лечит. «Отпечатки» из детства, позитивные и особенно негативные впечатления и переживания — они на всю жизнь.

BN6o8yfEmKNIvSPDWrpFCb1pzgaRyMH.png



2



0

Захаркой зовут этого главного героя рассказа. С образом рассказчика сливается персонаж 1-го из главных героев рассказа. Это Захарка в детстве, ставший взрослым Захаром.

Два временных пласта одновременно сосуществуют в этом рассказе:

  1. В разговоре с воображаемым собеседником Санькой, оставшийся в прошлом, повзрослевшего и постаревшего Захара-настоящее. Этот 9-летний Санька был кумиром в детстве деревенского мальчишки Захарки.
  2. Представленное развернутыми яркими воспоминаниями о детстве прошлое отравляет настоящее в жизни уже взрослого Захара.

Основную линию сюжета этого произведения составляет это прошлое. Воспоминания детства, чувство вины, когда во время игры в компании деревенской «пацанвы» в прятки вследствие случайных обстоятельств погиб Сашка, отравляют настоящее Захара.

Читайте также

Главной героиней рассказа «На заре туманной юности» является Ольга, которая предстает перед нами в образе 14-летней девочки-подростка, оставшейся без родителей, умерших от тифа. Девочке приходится учиться выживать в чудовищных условиях голода и отчуждения со стороны родственников. Здесь уже начинает формироваться стойкость ее характера, внутренняя сопротивляемость обстоятельствам. Она не пасует и не поддается панике, она ищет выхода (решения) из создавшейся ситуации. Приезд к тетке и неласковая встреча не позволяют девочке опустить руки. Она пробует попасть на учебу в университет, и хотя ей не хватает для этого лет и образования, она получает отклик в душах служащих канцелярии и попадет на курсы, где готовят агентов для ж/дороги. Т.е. зачатки целеустремленности мы уже наблюдем в характере героини.

  • Далее, мы видим Ольгу в отношениях со своей подругой, когда она добывает еду для себя и для Лизы. Это не просто забота о человеке, которая присуща ей, это еще и рациональное распределение обязанностей между людьми. Т.е. девушка понимает, что ее энергия и настойчивость принесут больше пользы, когда она временно отстранится от учебы и начнет работать, так шансов для выживания у нее и Лизы станет больше.
  • А как показана доброта Ольги? В отношениях с маленьким Юшкой, ибо понимая на примере своей судьбы, девочка знает, как это нелегко остаться без родителей, и она заменяет мальчику маму, несмотря на то, что между малышом и ею не такая большая разница в возрасте…
  • Сцена остановки расцепленного поезда, где Ольга уже показана 17-летней девушкой, еще более доказывает, как расцвела в ее сознании уверенность в том, что главным смыслом жизни является возможность служения людям. Она четко впитала в себя понимание того, что судьба, несмотря на смерть родителей, позволила ей вырасти, не дав погибнуть, и она счастлива (интуитивно) от того, что уже предоставляется шанс доказать свою преданность обществу, в котором живет. Может быть вам кажется это пафосным? Но у Платонова описание эмоционального состояния героя не вызывает ощущения преклонения пред каким-то конкретным строем, у него преклонение пред человеком, который хочет творить Добро!

Еще в рассказе можно выделить таких персонажей, как:

  • Лиза — подруга Ольги, не слишком трудолюбивая девушка, ибо даже учиться ей было лень, когда подруга работала «в людях», пытаясь своим приработком прокормить не только себя, но и ее. Лень проявляется также в эпизоде на практике, когда Лиза дрыхла и не слышала паровозных тревожных гудков. Ощущение некоего приспособленца возникает при описании этого персонажа, который способен пользоваться плодами чужих трудов из общего «котла», не внося туда от себя ни капельки.
  • Тетка Ольги и ее муж — эдакая разновидность черствых, жадных людей, которым Бог даже детей не дает, видимо считая, что они им буду в тягость из-за лишних «трат».
  • Иван Подметко — на первый взгляд, лихой молодец, любящий пошутить, но все-таки не настолько бесшабашный и отважный, чтобы идти до конца в опасной ситуации.

Какая главная мысль произведения?

———————­<wbr />————-

Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен. Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.

  • Рассказ впечатляет и завораживает. Единственно, чего мне не хватило в нем — это соединений линий жизни Ольги и маленького Юшки, я бы предпочла, чтобы Ольга навсегда вошла в его жизнь в качестве мамы…

Назовем главных героев рассказа Е. Пермяка «Случай с кошельком»

  1. Мальчик Костя, хороший и честный мальчик, который увидел упавший кошелек и отдал его старушке
  2. Девочка Катя, старшая сестра Кости, очень умная девочка, которая объяснила мальчику, что честность — это обязанность каждого человека
  3. Старушка, рассеянная, все забывает

<hr />

Чему учит рассказ «Случай с кошельком».

Этот рассказ учит нас тому, что честность — это не что-то из ряда вон выходящее. Напротив, честность — это святая обязанность каждого гражданина, каждого мальчика и каждой девочки. И не следует требовать благодарности за свою честность. Ведь лучшей благодарностью будет осознание своей правоты и своего благородства.

Стихотворение написано Маршаком в годы войны и представляет собой напутствие школьнику. Автор поздравляет первоклашек и с высоты своего возраста и жизненного опыта дает множество важных советов. Он просит детей добросовестно относиться к учебе, не опаздывать на уроки, не хулиганить, быть вежливыми и внимательными.

И самое главное: он говорит о том, что нужно быть достойными гражданами своей страны — и не когда-нибудь потом, а самого детства. На мой взгляд, именно в этом и заключается главная мысль автора. Это его посыл, его назидание детям — и тем, чье взросление пришлось на суровые военные и послевоенные годы и нам, детям будущего.

__

В этом стихотворении нет главного героя (в нем вообще нет героев и действующих лиц), для Маршака было важно, чтобы каждый из нас, прочитав его, задумался на минуточку и… стал чуточку лучше.

В рассказе Э. Сетона-Томпсона «Рваное Ушко» повествуется о жизни крольчихи Молли Пушистый Хвост и её крохотного сынишки Рваное Ушко. Они и являются главными героями этого занимательного и поучительного рассказа.

Рваное Ушко описывается автором в начале рассказа как несмышленый крольчонок, зависящий от своей мамы. Но он старательно учится и постигает все тайны существования в сложном и опасном мире. Рваное Ушко старался следовать наказам матери и вскоре мог уже самостоятельно добывать себе корм и прятаться от злых хищников. В конце рассказа кролик превращается в отважного, умного и находчивого зверька. Он обзаводится семьей и находит свое счастье.

Молли Пушистый Хвост, мама крольчонка, проявляет чудеса материнской любви. Она вступает в бой с огромной змеей и вызволяет своего малыша. Крольчиха терпеливо учит сына премудростям жизни, заботится о нем и даже жертвует своей жизнью ради сынишки.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно брать на вооружение все полезные советы своих родителей. А также нужно быть смелыми и решительными, стойко преодолевать трудности и не пасовать перед опасностями.

Отзыв о рассказе «Рваное Ушко» может быть таким:

Рассказ о приключениях Рваного Ушка мне очень понравился, поскольку он познавательный и интересный. Я узнала, как непросто существовать животным в природе и о том, что все лесные жители имеют свои повадки.

Мне было очень жаль маму Рваного Ушка, которая погибла, но она успела научить сына безопасному проживанию в лесу. Поэтому рассказ показался мне грустным, но он вызывает оптимизм: главный герой вырос и превратился в мудрого и смелого кролика. Он сумел воспользоваться советами своей мамы и устроил свою личную жизнь.

Автор учит нас сострадать и сочувствовать животным, проживающим в дикой природе. Кроме того, автор призывает нас быть внимательными и интересоваться жизнью животных и их повадками, не нарушая их привычный образ существования.

Согласно предлагаемого плана, мой отзыв по рассказу А. Доде «Маленький шпион» получился в дневнике читателя следующего содержания:

  1. Главные герои/персонажи рассказа: мальчик по имени Стен, знакомый с улицы — долговязый, отец Стена, которого соседи называют ласково дядюшкой.
  2. Кратко о содержании. Дело происходит в осажденном пруссаками Париже. Маленький Стен, еще не знает горя войны, потому в создавшейся ситуации, он находит моменты для развлечений. Восторгаясь уличной игрой в пробки, он заводит знакомство с долговязым парнем.Это общение становится важной вехой в судьбе мальчика, ибо толкает его на предательство. Мальчики посещают лагерь пруссаков и сдают тайну вольных французских стрелков о готовящейся атаке. Получив деньги, они возвращаются в город. Стена обуревают чувства стыда и раскаяния, он во всем признается своему отцу. Мужчина уходит, чтобы вернуть деньги пруссакам и пропадает без вести.
  3. Основной мыслью произведения является то, что на путь предательства может привести необдуманный поступок, на первый взгляд, легкий «порок» — детская зависть. А второй момент — это то, что молчание Стена также расценивается предательством, т.к. он знал о подлости долговязого, но никого об этом не предупредил.
  4. Мне очень понравился этот рассказ, несмотря на его трагический, по сути, сюжет. Всегда жалко человека, который по недомыслию своему становится преступником…

Русский язык, 9 класс

Готов

Вопрос от
977 дней назад

Как раскрывает автор проблемы памяти, долга, ответственности в произведении З.Прилепина «Белый квадрат»?

Ответ от Ирина

Я отвечала недавно на подобный вопрос, точнее сочинение на такую тему. Посмотрите, возможно, это соответствует ответу на Ваш вопрос. Здесь как раз и показано, как автор раскрывает проблемы памяти, долга, ответственности в произведении З.Прилепина «Белый квадрат»?

Долг — это внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью». К понятию долга близко и понятие ответственности как обязанности отвечать за свои поступки и действия, и их последствия. Проблеме долга и ответственности посвятили свои произведения многие писатели мировой литературы. Данную проблему рассматривает и З. Прилепин в рассказе «Белый квадрат» на примере воспоминаний о детстве повзрослевшего и уже постаревшего Захара.
В далеком детстве у мальчишек была любимая игра – прятки. Главный герой – Захарка –был самым маленьким, с ним особенно не считались, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца. Но однажды в результате стечения случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки», мама не захотела выслушать сына, получилось так, что Сашка погиб, его не нашли в ходе игры и никто во время не сообщил взрослым. И Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Но этот трагический случай не дает покоя уже взрослому Захару. Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить.
Автор подводит читателя к выводу о том, что каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни, что у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца достойно.
Я согласен с мнением автора, у каждого есть своей долг и ответственность и нельзя перекладывать ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств.
Таким образом, мы убеждаемся, что долг и ответственность проявляется и в том, что человек помнит важные события в своей жизни, не пытается избегать даже самых болезненных воспоминаний, а наоборот, принимает их, и пытается нести свой крест честно и до конца. Ведь помнить – значит сохранять верность себе.

Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» повествует о невозможности вернуть прошлое, изменить, исправить поступки. Детские воспоминания автора становятся невыносимыми, он пытается успокаивать себя, уверяя в своей невиновности, но простить до конца так и не получается.

Повествование ведется от первого лица, повзрослевший Захар видит призраков прошлого. Призраки являются в виде Саши — юного паренька, который принимал участие в детских забавах. Вспоминая молодость, автор смотрит на маленького мальчика, самого молодого из всех участников юношеских игр. Он никогда не интересовал тех, кто постарше. Его словно не замечали, но он старательно играл в прятки вместе со всеми, веселился, не показывая внутреннего разочарования.
С громкими криками «чур меня» Захарка бежал к контрольной точке, но остальные не обращали на это внимания. Все взгляды неизменно были прикованы к Сашке. Парень был самым смелым и веселым из всей компании деревенских мальчишек. Его заливистый смех заполнял окружающее пространство. Он был единственным, кто мог смело разговаривать с местными хулиганами — Чебряковыми. Когда один из братьев, упав с дерева, порвал рукав, один лишь Саша громко смеялся над ним. Остальные боялись даже взглянуть в их сторону.

Захар всегда хотел походить на Сашку. Он так и не смог достичь той непосредственности, какая была свойственна этому юноше. Порой, посмотреть на детские забавы заходили козы. Эти животные, разбредаясь по всей деревне, могли погнаться за кем-то и сильно боднуть. Заинтересованные юношескими криками и смехом, они приходили на этот шум. Саша мог спрятаться под деревом, издавая звуки, подобные вороне, на которые откликались и заинтересованные козы. Застигнутое врасплох животное бывало тут же оседлано: Саша, держась за рога животного, с восторженными криками выбегал из своего укрытия верхом на «скакуне».

К вечеру детвора уставала от игр, тогда приходила очередь водить Захару. Парни разбредались домой, а мальчик все искал и искал. Уставший, замерзший он ходил вокруг сельмага и по окрестностям, прекрасно понимая, что никогда уже нет. Тогда, разочарованный, он ушел домой, наблюдая за тем, как старый сторож докуривал последнюю сигарету. После продолжительных игр, мама мыла Захарку, а тот пытался рассказывать ей о своих приключениях во дворе, но она не слушала.

С того дня не могли найти Сашку. Хватились его не сразу, потому что думали, что он мог заночевать либо у родителей, либо у бабушки. Несколько дней велись поиски, пока однажды его тело не обнаружили в холодильнику недалеко от сельмага. Аппарат не открывался изнутри. До последнего он упирался в дверь, силясь ее открыть; на лице замерзли слезы, лицо перекошено.

Саша был добрым парнем: в то время, как остальные мальчишки пренебрежительно относились к маленькому Захарке, Сашка относился к нему, как к равному. Когда тот стал водить, игра продолжалась, мальчик решил спрятаться там, где его будет сложно отыскать. Захар не догадался поискать в холодильнике, он не знал, что кто-то еще остался во дворе. Чувство вины съедало Захара всю жизнь. Даже спустя годы, он ничего не забыл, до сих пор считая себя виноватым.
Перед мысленным взором автора возникает Сашка, с которым он пытается говорить, но то не отвечает. Захар пытается искать себе оправдания, потому что так становится легче на душе, но поверить в них до конца он не в силах. Он по-прежнему видит перекошенное от холода лицо, приоткрытый квадратный рот с прокушенным языком. Его голова сравнима с тушкой курицы, которая может расколоться из-за неправильного обращения. Все эти пережитые ужасы детства, безусловно, наложили свой отпечаток в душе Захара. Эти воспоминания всегда будут преследовать мужчину, они никуда не денутся. Можно лишь научиться с этим жить.

А призраки прошлого неотступно следуют за Захаром по пятам. Образ Сашки жалуется на холод и отсутствие воздуха, ему нечем дышать. Автор просит помочь с этим горем, потому что один он не справится, но призрак отказывается: с этим испытанием ему предстоит справляться в одиночку. Никто не винил Захарку в произошедшем. Было следствие, Чебряковых вызывали в милицию, но вину выявить не удалось. Никто не виноват в случившемся, просто несчастное стечение обстоятельств, приведшее к трагедии.

метки: Рассказ, Квадрат, Прилепин, Произведение, Рассуждение, Сашка, Захар, Дверь

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа — Захар Прилепин).

В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если составляет основную ткань сюжета,

то настоящее — это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться», и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего.

Настоящее в рассказе «отравляет не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И все – таки детство остается детством.

Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу».

Девятилетний Сашка даже не боялся десятилетних хулиганов — близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав. Он один мог на вопрос: «Че ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» — «… и не смог найти; а он нашел – в свои девять лет».

Рассказ о Сашке можно выделить отдельно в воспоминаниях

В основе самого сюжета лежит описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом».

Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца. Тот не уставал удивлять сверстников. Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!».

1 стр., 487 слов

Сюжет рассказа Шаламова «Сентенция»

… Люди в заключении не были философами, они были настоящими работягами. К жизни стали относиться равнодушно. Именно чувство … чувств. И когда в его мозгу родилось слово «сентенция», он был испуган и ошеломлен. Через неделю герой не … Герой не жил, а просто существовал. Главный герой рассказа работал кипятильщиком. Он рассказывает о том, что у … с новой силой. Понравилось сочинение? А вот еще:

В этот раз он тоже хотел всех удивить.

Скорее всего, Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», отсутствие телефона, нежелание мамы выслушать сына (возможно, Захарка рассказал бы, что не всех ребят нашел) — все это приводит к трагедии – страшной гибели человека.

Уходя домой последним, проходя мимо сторожа, окурок которого «вспыхивает, будто сердце, последний раз толкающее кровь», Захарка прикладывает руку к белому квадрату (туда, где сидит спрятавшийся в последний раз Сашка) и шепчет: «Чур меня!»

Вода, в которой мама моет Захарку «теплая», а масло на бутерброде «холодное». «Мама, я хочу рассказать тебе про игру». «И еще один стакан чая… Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же… Ну вот, ушла».

У замерзшего в холодильнике Сашки был раскрыт «квадратный рот с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа — «Белый квадрат ». Это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящего рядом холодильника, а еще это белое, холодное, незаживающее и незарастающее пятно на совести и в душе героя.

Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить.

Рассказ потерял бы очень многое. Именно «невозможность » избавиться от чувства вины, получить прощение от «ушедшего в небытие» создает нравственный пафос произведения.

Мне кажется, что в наше время очень трудно «достучаться» до современного читателя, пресыщенного «крутыми боевиками, детективами», многочисленными ужасами и убийствами. На мой взгляд, Захар Прилепин справился с вечной писательской задачей: «разбудить в человеке человека».

Анализ произведения малого эпического жанра.«Разбудить Человека в человеке» (по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»)

Назарова  Татьяна Германовна
Мурманская обл. г. Оленегорск,
учитель русского языка и литературы
МВСОУ «ОСОШ №3»

Урок литературы в 10 классе. Анализ произведения малого эпического жанра.

 «Разбудить  Человека  в  человеке»   (по рассказу Захара  Прилепина  «Белый квадрат»)

«…болит, оттого что я люблю»

Захар Прилепин.

Цели урока:

ü      Дать общее представление о творчестве современного писателя Захара Прилепина,  показав своеобразие стиля,  новизну в изображении психологического состояния человека.

ü      Вызвать желание обсудить прочитанное, высказать собственное согласие (несогласие), аргументировав свою точку зрения

ü      Развивать умение анализировать текст  произведения  в единстве формы и содержания

ü      Развивать умения сочувствия, сопереживания, в том числе путем проецирования ситуации художественного произведения «на себя»

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, экран, презентация  «Жизнь и творчество Захара Прилепина»,  листы с  напечатанными высказываниями З. Прилепина о России, творчестве писателя и о себе (приложение № 1)

Предварительное домашнее задание:

ü      Прочитать книгу  З Прилепина  «Грех»,  иметь на уроке текст рассказа «Белый квадрат».

ü      На основе анализа данных высказываний составить для себя психологический портрет  писателя

ü      Найти в периодической печати и подготовить сообщения о псевдониме писателя (для группы учащихся)

Ход урока.

Слово учителя:

Представьте себе, что вы никогда не читали произведения Захара Прилепина. Какую характеристику ему как гражданину, писателю, человеку  вы могли бы дать, проанализировав данные высказывания?

(Приложение № 1)

Предполагаемые ответы учащихся (далее – просто «ответы учащихся»):

Очевидно, это смелый, независимый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее, знающий русскую историю и культуру, верящий  в великое предназначение России,  в коллективный разум.

Скорее всего, он любит писательское «дело», гордится и дорожит «званием» писателя, критически относится к своему творчеству, не страдает графоманией…

Это писатель «с душой, которая болит», способной отзываться на все изменения в мире, верующий (не обязательно в религиозном смысле).

Слово учителя:

В целом, вы правильно составили портрет Захара Прилепина. Вот что пишет о нем Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист, теле- и радиожурналист: «Он остается активно работающим, востребованным и читаемым писателем, умудряется дерзить в глаза президенту, не боится ни черта, ни общественного мнения и не забывает «размножаться», чтобы  было,  кому строить счастливую настоящую Россию».

Слово учителя:

Послушаем сообщения учащихся об истории псевдонима писателя.

Сообшения учащихся:  рассказ о писателе, история псевдонима.

Слово учителя:

«Грех» — это третье большое произведение писателя ( первый роман «Патологии» был о войне, второй – о националбольшевиках),  получившее в 2007 году премию  имени Юрия Казакова — за лучший рассказ года ( одноименный рассказ «Грех»). Как вы понимаете значение слова «грех»?

Ответы учащихся:

— отступление от общепринятых нравственных норм и ценностей;

— компромисс с собственными принципами, со своей совестью;

— нарушение установленных обществом правил поведения;

Слово учителя:

В «Большом толковом словаре русского языка» (Российская Академия Наук, С. – П.: Норинт, 2003) значения слова «грех» объясняются следующим образом:

1. у верующих – это «нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил»

2. «предосудительный поступок, недостаток»

Слово учителя:

Какие вопросы рождает у вас само заглавие книги «Грех»?

Ответы учащихся: Кто согрешил? Почему? В чем это проявилось?

Слово учителя:

Действительно, «согрешивших» в произведении много: ведь книга  — не роман, а скорее,  сборник рассказов, объединенных общей идеей. Все  герои — «грешники» — это обычные люди, такие же, как мы с вами, живущие, может быть рядом с нами…

Все рассказы книги носят условно автобиографический характер, Почти все они написаны от первого лица, (кроме «Сержант» и «Грех»), почти во всех действует главный персонаж по имени Захар, он же повествователь, и почти все они исполнены бьющей через край жизненной энергии, почти все…  Кроме рассказа «Белый квадрат», проанализировать  который  мы сегодня и попробуем.

Беседа  по тексту произведения:

Вопрос учителя:

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа — Захар Прилепин). Как вы думаете: почему?

Ответы учащихся:

Рассказ от первого лица всегда интереснее, эмоциональнее, «сильнее»,  рассказчику больше доверяешь и сочувствуешь, так как он был непосредственным участником события, а не просто очевидцем.

Вопрос учителя:

Сколько временных пластов в рассказе? В чем их функциональное назначение?

Ответы учащихся:

В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо)   самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета,  то настоящее  — это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться»,  и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего.

Настоящее в рассказе очень коротко, очень емко и весьма трагично. Это разговор автора с воображаемым собеседником, которого давно нет на свете: «он и не приходит никогда», и никто «не знает, где он».

Настоящее в рассказе «отравляет прошлое», не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И  все – таки  детство остается детством.

Вопрос учителя:

Прочитайте диалог главного героя с воображаемым собеседником «в настоящем». Прокомментируйте его по возможности.

Ответы учащихся:

Учащиеся читают и комментируют.

Вопрос учителя:

В какую игру играли деревенские дети? Сколько примерно лет было главному герою рассказа —  Захарке?

Ответы учащихся:

В основе  сюжета лежит  описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом».

Захарке было примерно 5 лет, он был самым маленьким.

Вопрос учителя:

Как относятся ребята к Захарке? Почему?

Ответы учащихся:

Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца.

Вопрос учителя:

Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?

Ответы учащихся:

Как  у большинства деревенских мальчишек,  у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу».

Девятилетний Сашка  даже не боялся десятилетних хулиганов — близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав.

Вопрос учителя:

Какой способности Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?

Ответы учащихся:

Смелости и независимости. Сашка один мог на вопрос: «Че  ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» —  «… и не смог найти;  а он нашел – в  свои девять лет».

Вопрос учителя:

Как Сашка удивлял деревенских ребят?

 Ответы учащихся:

Тот не уставал удивлять сверстников своими «способностями», мог каркать, передразнивая ворону; куда он  только не прятался…   Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!».

В этот раз он тоже хотел всех удивить…

Вопрос учителя:

          Честно ли Захарка исполнил свои обязанности  «водящего»?

Ответы учащихся:

Да. Он «бродил по кустам, высоко поднимая тонкие ножки, крапива стрекала его, и на лодыжках расцветали крапивьи волдыри, а по спине ползли зернистые мурашки озноба»; он сопел, видя, «как  кто – то неспешно слезает с дерева и спокойно удаляется при его приближении домой» – и не решался окликнуть. «Эх, что же вы, ре – бя – та…», —  шептал он горько, как будто остался в одиночестве на передовой.

Вопрос учителя:

Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.

Ответы учащихся:

Стечение случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки; бабушка – что он ушел к родителям», «телефона тогда …не было»,  мама не захотела выслушать сына (возможно, Захарка  рассказал бы, что не всех ребят нашел).

Вода в тазике, когда мама моет Захарку, «теплая», а масло на бутерброде «холодное». «Мама, я хочу рассказать тебе про игру». «Сейчас…». «И еще один стакан чая…» «Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же…»  «Ну вот, ушла. Тогда я буду строить из сахарных кубиков домик»

Вопрос учителя:

              Виноват ли Захар в гибели Сашки?  Докажите цитатами из текста.   

Ответы учащихся:

Скорее всего, Захарка  не является прямым виновником  гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств, как уже говорили, приводит к трагедии –  страшной гибели  человека.

Уходя  домой последним, проходя мимо сторожа, окурок которого «вспыхивает, будто сердце, последний раз толкающее кровь», Захарка прикладывает руку к белому квадрату (туда, где сидит спрятавшийся в последний раз Сашка) и шепчет: «Чур, меня!»

Вопрос учителя:

Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?

Ответы учащихся:

Сашке «холодно и душно» — это последние  ощущения мальчика перед смертью. При упоминании о холодильнике его лицо от крика  готово «хряснуть пополам, как тушка замороженной птицы».

В первой же реплике  воображаемый собеседник (Санька) говорит герою, что тот постарел, добавляя далее, что, очевидно, герой ищет облегчение в собственных «оправданиях перед жизнью», более того,  сам верит собственным оправданиям. И это действительно так, иначе постаревший уже («стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания» )  герой не пришел бы сюда и не ждал бы «отпущения грехов»:  « Я не в силах вынести это, раздели со мной».

Но Сашка не может его простить (Сашки просто нет, и прощать некому), поэтому он и не слышит (временами диалог переходит в монолог, реплики повисают в воздухе). Поэтому последние  «слова»  Сашки: «Нет, Захарка».

Вопрос учителя:

Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?

Ответы учащихся:

Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить.

Не случайно, приехавший Захар говорит Сашке: «Я вернулся домой, Саш», на что тот отвечает: «Я тебя звал».

Вопрос учителя:

            .Почему рассказ называется «Белый квадрат»?

Ответы учащихся:

У замерзшего в холодильнике Сашки «на лице намерзли слезы», был раскрыт «квадратный рот с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа — «Белый квадрат ». Вероятно, это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящей рядом  морозильной камеры, а еще это белое, холодное, пустое, незаживающее и  незарастающее  пятно на совести и в душе героя.

Вопрос учителя:

Почему в рассказе несколько временных пластов?

Ответы учащихся:

Сочетание двух  временных пластов  делает  сюжет более трагичным, убедительным, полновесным. Представим на мгновение, что повествование лишилось бы разговора Захара с Санькой, что речь шла бы только о трагическом происшествии во время детской игры. Рассказ потерял бы очень многое. Именно «невозможность » избавиться от чувства вины, получить прощение от «ушедшего в небытие» создает  нравственный пафос  произведения.

Вопрос учителя:

Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе. Согласны ли Вы с ней?

Ответы учащихся:

С этим надо жить. Но жить, пересмотрев свои жизненные ценности, может быть, жить за двоих: за себя и Саньку? Ежеминутно ощущая груз ответственности. Очевидно, в этом и  заключается  авторская позиция.  Каждый  должен жить с тем, что он совершил в жизни;  у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца достойно,  не перекладывая ответственность  на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств,. Да,  нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты достоин звания Человека.

Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно.  В конечном счете,   время не спасает от ответственности. Помнить  – значит сохранять верность себе. Измена памяти влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и, в первую очередь, ощущение ненужности, отчуждения человека от самого себя.

Мне кажется нравственный пафос произведения в провозглашении единственной и безусловной ценности на свете – это ценности человеческого бытия, человеческой жизни.

Слово учителя:

Таким образом, сразу несколько проблем поднимает Прилепин в рассказе «Белый квадрат»: проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей ценности человеческой жизни в изображении писателя поражают не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким – то внутренним,  неведомым человеку законам.

Слово учителя ( под запись):

Отличительные черты прозы Захара Прилепина (как мы с вами увидели):

— проза писателя,  принадлежащая  по – своему эмоциональному строю  веку ХХI,  и современна, и  по — хорошему старомодна  (поскольку в ней поднимаются «вечные» проблемы долга, совести, ответственности);  и жизненна, и трагедийна  одновременно;

— живость, образность языка, использование разговорных конструкций и просторечной лексики;

— непосредственность повествования и влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях;

— главное в рассказах не движение сюжета, а Чувство, ощущение, настроение;

— аморфность, фрагментарность рассказов, это, скорее, жизненные зарисовки;

 — безоглядная  «детскость, мальчишество» в восприятии мира сочетается с вызовом и протестом против его несовершенства.

Подведем итоги урока:

            У многих из нас есть в жизни поступки и проступки, о которых нам неприятно, стыдно, а иногда больно и обидно вспоминать (возможно, их и нельзя «оценить человеческой жизнью»). Но только тот может называться «Человеком», кто берет на себя ответственность за все, совершенное им самим и за все,  происходящее рядом с ним, на его глазах. По – моему,  именно об этом говорит Захар Прилепин.

Мне кажется, что в наше время очень трудно «достучаться» до современного читателя, пресыщенного «крутыми боевиками, детективами», многочисленными ужасами и убийствами. На мой взгляд, Захар Прилепин справился с вечной писательской задачей:  «разбудить в человеке человека». А вы как считаете?

Задание учащимся в конце урока

— если вас тронула история, описанная в рассказе, поставьте себя на место героя произведения, опишите появившиеся при этом мысли и чувства; повествование ведите от первого лица;

— если описанная история оставила вас безучастным, попробуйте объяснить, почему;  в этом случае найдите в тексте рассказа примеры перечисленных особенностей прозы З. Прилепина.

Задания учащимся на дом:

Выполните одно из предложенных заданий на выбор:

— прочитайте другие рассказы З. Прилепина из книги «Грех», попытайтесь найти некоторые из перечисленных особенностей повествования;

— найдите в Интернете сведения о жизни и творчестве Захара Прилепина, подготовьте сообщения о писателе к следующему уроку

Приложение № 1

Высказывания З. Прилепина о России:

«На независимых и смелых людей в России в последнее время большой дефицит »

«Есть такая точка зрения, что Россия жива, покуда в ней есть хоть один праведник».

 «Я думаю, что нация — это, собственно, не только те сто пятьдесят миллионов, что живут сейчас в России. Нация — это все мы, что тут живут, жили и легли костьми, все разом. Все имеют право на свой голос».

« У меня есть идеалистическая, наивная вера в коллективный разум народа. Это единственное, на что мы можем сегодня опереться…Недаром власть сегодня  вынуждена  жить в соответствии с запросами общества. И этот патриотический дух нации начинает влиять на власть, вести ее».

«Мне однажды один истово верующий доказывал, что если бы все русские люди встали, скажем, 23 июня 1941−го и разом прочли молитву — то немецкое воинство распалось бы непременно…»

Высказывания о  писательском труде:

«Если Вам предложат какие-то преференции — тиражи, гонорары — взамен за какие-то обещания, вы готовы поступиться чем-то?»

«Я уверен, что никакие обещания не заставят меня изменить свое мнение о происходящем. У меня и так есть все, что надо. Вы заставляете меня произнести пошлую фразу — но вы спросили, и я отвечаю: «Что называется, меня не купят »».

«Я не берусь за новый текст, пока не опубликовано то, что уже написано. Жизнь и так (по-хорошему) сложна: нелепо в придачу ко всему иному нести на себе груз непризнания».

«Любой текст, который я прочитал, я могу разложить на составные части, но по большому счету важна сила внутреннего чувства».

«Я считаю, что писать много — это дурной вкус. Книги надо писать тогда, когда их надо писать. Нет никакой необходимости выдавать по роману в год».

Высказывания о себе:

«Есть ощущение, что Господь с нами и что он не оставит нас».

«Я могу вспомнить слова Александра Башлачева: то ли я люблю, оттого что болит, то ли болит, оттого что я люблю».

  • Какие поступки совершает магуль мегери из сказки ашик кериб
  • Какие поступки совершает иван царевич в сказке царевна лягушка
  • Какие поступки совершает иван в сказке сивка бурка
  • Какие поступки совершает золотая рыбка в сказке пушкина
  • Какие поступки совершает герасим из рассказа муму