Какие проблемы поднимает лесков в рассказе левша

Анализ повести «Левша» Лесков

Повесть Лескова «Левша» наполнена фольклорными и сказочными мотивами, но создана в духе реализма и поднимает серьезные проблемы русского общества. Судьба талантливого оружейного мастера могла быть блистательной, однако оказывается трагической по вине государства.

Год написания и публикации — 1881.
История создания — Лескова обвиняли в том, что он якобы просто пересказал тульскую легенду об оружейнике, но автор создал ее сам. Прототип героя – Алексей Сурнин. Он долго жил и обучался в Англии, а после внедрял в России новаторские разработки и обучение для рабочих.
Жанр — повесть, в другой трактовке – сказ.
Направление — реализм.
В повести присутствуют элементы фольклорной сказки, басни, цеховой легенды, что несколько затрудняет определение литературного направления.
Основная идея — Русское общество пренебрежительно относится к мастерам из народа, имеющим золотые руки и уникальные навыки. Те умения, которые за границей были бы оценены по достоинству, в России полностью обесцениваются из-за негуманного отношения к простому человеку.
Тема — Русский народ может создать шедевр, не имея условий труда, нужных инструментов и достаточно времени, но это не делает ценным его мастерство, только результат.
Проблема — Неумение ценить в своем отечестве творческую одаренность народа, которая могла бы прославить Россию на весь мир.
Композиция — повесть состоит из 20 небольших глав.
Сюжет строится вокруг одного необыкновенного события в жизни левши, которая сводит его и с царем, и с заграничными коллегами, но после приводит его к смерти.

Было интересно? Смотри еще:

  • Краткая биография Лескова Николая Семеновича
  • Краткое содержание повести «Левша» Лесков
  • Сочинение на тему «Судьба мастера в России в повести Левша Н.С. Лескова»
  • Сочинение на тему «Левша – талантливый самородок по повести Н.С. Лескова»
  • Сочинение на тему «Лучшие качества русского народа в повести Левша Лескова»
  • Сочинение на тему «Образ Левши в повести Н.С. Лескова»
  • Левша Лесков Н.С. — читательский дневник

Рейтинг пользователей

    (656 слов) В 1881 году Николай Семёнович Лесков создал свое знаменитое произведение «Левша». Идея возникла тремя годами ранее, когда он гостил у работника оружейного завода. Данное произведение относится к жанру сказа, ведь повествование ведет человек из народа, которому присущи характерные обороты речи. В книге писатель поднимает множество очень важных и актуальных проблем: бесправное положение народа, недооцененные таланты и многие другие. Рассмотрим, о чем же автор заставляет задуматься в произведении «Левша».

    Лесков в своем произведении поднимает очень острую проблему, характерную для того времени — невозможность реализовать способности. Порой у одарённых людей не было возможности проявить свой талант, ведь не существовало подходящий среды для этого. Сам Платов сетовал в разговоре с царем, что у русских умельцев нет шанса получить образование и поддержку, поэтому они не раскрывают свой потенциал полностью.

    Не менее важная проблема — ненужность талантливых людей и равнодушие власти к ним. В образе Левши писатель изобразил невероятно талантливого человека, который был истинным патриотом. Он выполнял огромную работу по поручениям царя, однако когда главный герой оказывается в очень трудном положении, он становится ненужным абсолютно никому. И все же автор дает понять, что истинные человеческие качества и чувства могут быть не оценены по достоинству, однако это не является поводом, чтобы отказываться от своих принципов и убеждений.

    Очень интересна и проблема извечных пороков русского народа. Образ Левши является собирательным: герой впитал и положительные, и отрицательные свойства русских. Он стремится изо всех сил служить своему народу, однако оказывается ненужным ему. Очень ярко раскрывается сущность русского менталитета, когда он работал усердно над тем, чтобы подковать блоху. Он упорно трудился, и ему удалось своим мастерством удивить всех. Однако в то же время Левша много пьет, слепо отрицает ментальность других народов и воспринимает всех иноземцев, как врагов. Ему также свойственна рабская покорность власть имущим. Он никак не реагирует на оскорбления и побои.

    Автор затронул и проблему ложной мотивации власти: царь начал искать умельцев только тогда, когда ему захотелось похвастаться безделушкой. Так, по распоряжению императора Левша отправляется в Англию, которая являлась чрезвычайно важным союзником России. Мастер осуществляет эту поездку для того, чтобы доказать английскому народу, какими талантливыми являются русские умельцы. Но в Англии научный прогресс происходит постоянно, а не время от времени. Там мастеров ценят, а в России — нет. Чиновники похвастались, а потом забыли о Левше и его даре.

    Проблема патриотизма тоже привлекает внимание читателя. Иностранцы приходят в изумление и восторг, когда видят работы главного героя. Англичане предлагают Левше достойные условия проживания и работы в их стране. Главный герой отвечает отказом на предложение иностранцев, несмотря на бедность. Этим подтверждается его невероятная преданность своей родной стране. Однако сегодня далеко не каждому человеку решение Левши кажется правильным. Вернувшись домой, он не смог принести пользу стране, а если бы эмигрировал, то показал бы власть имущим, как нужно обращаться с талантливыми людьми.

    Из этой проблемы вытекает другая — неспособность власть имущих оценить простого человека и даже важные сведения. После встречи с иностранцами персонаж спешит сообщить секрет чистки ружей. Но Левшу никто не слушает. Во-первых, люди на местах не могут оценить столь полезного открытия, то есть они некомпетентны и равнодушны к судьбе отечества. Во-вторых, в России того периода чиновник был важнее человека, а государство — важнее народа, поэтому знатные господа презирают тех, кому должны служить. В такий ситуации возможен только застой.

    В своем произведении Николай Лесков не только воспевает высшие человеческие ценности и невероятные способности, но и рассказывает о несправедливости человеческой жизни. Автор показывает, что Левша не может принести пользу стране из-за равнодушного отношения власти к истинным умельцам и безответственности лжепатриотов Платовых.

    Таким образом, «Левша» заставляет читателя задуматься о многом. Он рассказывает про истинный патриотизм, величие русского народа, несправедливость общественного устройства. Данное произведение учит тому, что всегда нужно верить в свои силы и возможности, а также быть профессионалом в своем деле. Но еще важнее научиться ценить людей и их настоящие достоинства: талант, а не титул, достижение, а не блат. В России всегда было немало одарённых и талантливых людей. Лучшие качества и черты русского народа Николай Семёнович воплотил в образе главного героя своего произведения. Однако эти самородки не раскроют все свой потенциал, пока общество не признает истинные ценности.

    Автор: Виктория Комарова

    Благодаря писательскому таланту Николая Лескова в повести «Левша» раскрываются сильные стороны простого русского народа, образ жизни и характерная обстановка, царившая в Российской империи в первой половине XIX столетия.

    История создания

    Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

    Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

    В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

    Жанр, направление

    Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

    Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

    Суть

    В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

    Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В  европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

    Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

    Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи  красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

    Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

    Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.

    Главные герои и их характеристика

    1. Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами.
    2. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны.
    3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине. Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами.
    4. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу. Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа.
    5. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке. В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ.
    6. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык. Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы.
    7. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу. Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности.
    8. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий. Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.

    Тема и проблемы

    1. Тема русских талантов – центральная в произведении Лескова. Он доказал, что перед настоящими профессионалами своего дела нет никаких преград — без каких-либо специальных инструментов и увеличителей Левша смог выковать не только подковы для блохи, но даже гвоздики, чтобы с их помощью подковать металлическое насекомое. Но, помимо таланта, он и его коллеги-оружейники обладали неисчерпаемым трудолюбием, усердием и серьезным отношением к работе. Они стали символом всех неутомимых тружеников и умельцев, которыми так богата матушка Россия.
    2. Тема патриотизма – не менее важна в повести Николая Семеновича. Левша не позарился на всевозможные блага, что предлагали ему в Англии. Он стремился вернуться на родину, чтобы послужить на ее благо. И даже умирая на холодном полу в больнице, всеми забытый и брошенный, он не переставал думать о своей стране. Левша пытался передать государю важный секрет, который он узнал заграницей – нужно отказаться от чистки ружей кирпичом, из-за которого те быстро приходили в негодность. Доктор Мартын-Сольский пытался передать важную информацию императору, однако на его пути встал самодовольный болван Чернышев. Из-за его халатности государь так и не узнал секрет европейской армии, и во время Крымской кампании русское войско потерпело поражение. В противовес патриотизму простого русского мужика Лесков поставил наплевательское отношение чиновников к своему народу.
    3. Проблема социальной несправедливости в России. В повести «Левша» переплетается увлекательная история о том, как была подкована крошечная блоха, с невеселыми размышлениями автора о судьбе талантов из народа. Он продемонстрировал, с каким уважением отнеслись к тульскому мастеру в Англии, как ему предложили прекрасные условия для работы и достойную жизнь. И в то же время показал, с каким пренебрежением и жестокостью отнеслись к Левше на родине, которой он мог принести огромную пользу своим талантом и трудолюбием.
    4. Проблема любви к родным местам, своему краю. Недаром в народе говорят «Где родился, там и пригодился». Место, в котором человек родился и прожил жизнь, является самым любимым и дорогим его сердцу. Оно, словно, магнит, будет притягивать его отовсюду, где бы он ни был. Недаром Левша рвался в Россию, ведь только здесь он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Связь с родным местом будем неразрывна до тех пор, пока жив человек.
    5. Проблема талантливых людей и их отношения к труду. Многие истинные мастера являются фанатиками своего дела. Они готовы сутками корпеть над работой, чтобы создать очередной шедевр. Как следствие, многие из них попросту выгорают, утрачивают здоровье и последние силы. Они отдают всего себя на алтарь любимому делу, и считают это единственно верным решением.
    6. Проблема отношения власти к простому народу. Лесков с грустью констатирует грубое, откровенно жестокое отношение представителей власти к простым людям, которые не могут постоять за себя. Ему тяжело осознавать, что даже талантливые мастера, настоящие самородки не способны претендовать на уважение со стороны власти, не говоря уже о простых скромных тружениках. Левша умер в ужасных условиях, на полу больницы для бедных, и никто даже не попытался спасти его или хотя бы облегчить последние часы жизни.

    Главная мысль

    В своем сказе Николай Лесков воплотил в Левше самые лучшие качества русского народа: трудолюбие, скромность, честность, любовь к родине. Простой тульский мастер стал символом народного таланта и истинной праведности. Он всего себя без остатка отдавал отечеству, ничего не требуя взамен. Левша мечтал прославить Россию, и трудился на благо страны со всем пылом и страстью, на которые был способен. Подобный пример бескорыстия и самоотверженности навсегда остается в народной памяти, в сердца простых людей. Главная мысль произведения заключается в том, что Россия богата по-настоящему талантливыми и великими людьми, готовыми отдать жизнь за отчизну, вот только они оказываются бесправными и никому не нужными на своей родной земле.

    Особенности

    В повести «Левша» Николай Лесков мастерски отобразил целую эпоху из жизни российского государства. Соединив вымысел и реальность, он придал своему произведению такую яркость и самобытность, что оно на протяжении многих лет не оставляет читателей равнодушными.

    Герои повести предстают во всей своей красе, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и сильными качествами. Их характеры, порой, настолько противоречивы, что могут поставить в тупик читателя. Так, например, казачий атаман Платов мог в порыве гнева поднять руку на беззащитного человека, мелкую сошку, но при этом был добрым, отзывчивым стариком, который умел признавать свои ошибки.

    Лесков очень талантливо воспроизвел и язык, особенности речи каждого из персонажей. Благодаря этому характеристика персонажей становится максимально точной и емкой. Неудивительно, что многие слова и фразы из повести «Левша» были разобраны народом, став крылатыми выражениями.

    Чему учит?

    В своем произведении Николай Семенович в ненавязчивой форме учит доброму и, прежде всего, справедливому отношению к людям. Социальный статус и толщина кошелька не могут выступать критериями в оценке отдельной личности. Судить о человеке можно лишь по его поступкам и моральным качествам.

    Чему учит произведение левша

    Основная мысль

    Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.

    Жизненные уроки в произведении Лескова

    В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:

    Рассказ левша чему учит

    • любви;
    • патриотизму;
    • трудолюбию;
    • уважительному отношению к людям;
    • доброте и милосердию.

    «Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».

    Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

    Любовь к родине

    Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

    Чему учит рассказ левша

    Отказавшись от выгодных предложений, суливших почет и достойное вознаграждение за труд, с нетерпением смотрит кузнец в сторону родного края, уплывая на корабле из Англии, а мысли его заняты знанием о том, как надо чистить ружье (это он разузнал у английских мастеров).

    Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

    Трудолюбие и преданность своему делу

    «Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.

    Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.

    Доброта и скромность

    Чему учит произведение левша

    Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».

    Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

    Социальное неравенство

    Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

    1. Глазами Левши автор с удивлением рассматривает и анализирует условия работы кузнецов английского завода: они всегда сыты, одеты, арифметике обучены.
    2. Тульские труженики — люди бедные, работают при тусклом свете маленькой лампадки, а из грамоты у них только Псалтырь и Полусонник.

    Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».

    Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

    Доброжелательное отношение к людям

    Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

    Главная мысль левша

    Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».

    Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».

    Роль в русской литературе

    «Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.

    Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

    Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».

    «Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

    Содержание:

    • 1 История создания
    • 2 Жанр, направление
    • 3 Суть
    • 4 Главные герои и их характеристика
    • 5 Темы и проблемы
    • 6 Главная мысль
    • 7 Особенности
    • 8 Чему учит?

    История создания

    В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

    Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

    Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

    Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

    Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

    Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

    Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

    Жанр, направление

    По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

    «Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

    По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

    Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

    Суть

    Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

    В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

    Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

    Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

    На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

    Главные герои и их характеристика

    1. Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
    2. Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
    3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
    4. Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь.
    5. Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
    6. Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
    7. Доктор Мартын-Сольский – настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
    8. Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.

    Темы и проблемы

    1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
    2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
    3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
    4. Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
    5. Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
    6. Проблематика власти. В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

    Главная мысль

    Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

    Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

    Особенности

    Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

    Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

    Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения.

    «Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

    Чему учит?

    Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

    Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

    Автор: Вероника Пакшина

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    О чем заставляет задуматься сказ “Левша”?

    Патриотизм, достоинства русских мастеров и их трагичные судьбы – вот о чем заставляет задуматься сказ Лескова «Левша». Произведение наполнено глубоким смыслом, что позволяет читателям рассуждать о тех проблемах, которые поднял автор в «Левше».

    Патриотизм

    Н. С. Лесков в своем произведении показывает русский народ, лучшие черты которого отобразились в образе Левши. Сказ проникнут уважением к этому персонажу. Он не отказался от своей Родины, герой всю жизнь отдавал собственные силы на благо своей страны и с жизнью он расстался в попытках улучшить положение Отечества на международном уровне. Левша отказывает англичанам, которые предлагали ему остаться жить и работать в Лондоне. Главный герой – патриот. Любовь к Родине, которая присуща Левше, заставляет задуматься о своем отношении к стране. Многие забывают, что такое уважительное отношение к Родине, поэтому произведение Н. С. Лескова акцентирует на этом внимание.

    Величие русского народа

    Писателю хотелось показать, что русская земля всегда славилась талантливыми людьми. «Левша» заставляет задуматься о том, что многие русские люди обладают огромным талантом, который часто не замечается. Автор призывает увидеть величество народа, который не хуже других может выполнить какую-то задачу.

    Несправедливость

    Помимо высших человеческих ценностей, Н. С. Лесков отмечает и несправедливость человеческого существования. Сказ наводит на мысль о том, что мастерам своего дела, к сожалению, тяжело реализовывать свои способности. Равнодушное отношение власти к профессионалам, проживающим на территории страны, заставляет задуматься о несправедливости, царящей во всем мире.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «О чем заставляет задуматься сказ «Левша»», продемонстрирует рассуждения на темы патриотизма, величества русских мастеров и несправедливого отношения к ним.

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    Тест по произведению

    Доска почёта

    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    • Нахида Кусанали

      11/12

    • Яромир Корнишков

      11/12

    • Ковалев Иван

      12/12

    • Варвара Смородина

      12/12

    • Ольга Моргунова

      11/12

    • Джерри-И-Багира Казаковы

      10/12

    • Ярик Шапилов

      12/12

    • Vlad Vaha

      12/12

    • Аминат Курбанова

      12/12

    • Надежда Набокова

      10/12

    В 1881 году Николай Семёнович Лесков создал свое знаменитое произведение «Левша». Идея возникла тремя годами ранее, когда он гостил у работника оружейного завода. Данное произведение относится к жанру сказа, ведь повествование ведет человек из народа, которому присущи характерные обороты речи. В книге писатель поднимает множество очень важных и актуальных проблем: бесправное положение народа, недооцененные таланты и многие другие. Рассмотрим, о чем же автор заставляет задуматься в произведении «Левша».

    Лесков в своем произведении поднимает очень острую проблему, характерную для того времени — невозможность реализовать способности. Порой у одарённых людей не было возможности проявить свой талант, ведь не существовало подходящий среды для этого. Сам Платов сетовал в разговоре с царем, что у русских умельцев нет шанса получить образование и поддержку, поэтому они не раскрывают свой потенциал полностью.

    Не менее важная проблема — ненужность талантливых людей и равнодушие власти к ним. В образе Левши писатель изобразил невероятно талантливого человека, который был истинным патриотом. Он выполнял огромную работу по поручениям царя, однако когда главный герой оказывается в очень трудном положении, он становится ненужным абсолютно никому. И все же автор дает понять, что истинные человеческие качества и чувства могут быть не оценены по достоинству, однако это не является поводом, чтобы отказываться от своих принципов и убеждений.

    Очень интересна и проблема извечных пороков русского народа. Образ Левши является собирательным: герой впитал и положительные, и отрицательные свойства русских. Он стремится изо всех сил служить своему народу, однако оказывается ненужным ему. Очень ярко раскрывается сущность русского менталитета, когда он работал усердно над тем, чтобы подковать блоху. Он упорно трудился, и ему удалось своим мастерством удивить всех. Однако в то же время Левша много пьет, слепо отрицает ментальность других народов и воспринимает всех иноземцев, как врагов. Ему также свойственна рабская покорность власть имущим. Он никак не реагирует на оскорбления и побои.

    Автор затронул и проблему ложной мотивации власти: царь начал искать умельцев только тогда, когда ему захотелось похвастаться безделушкой. Так, по распоряжению императора Левша отправляется в Англию, которая являлась чрезвычайно важным союзником России. Мастер осуществляет эту поездку для того, чтобы доказать английскому народу, какими талантливыми являются русские умельцы. Но в Англии научный прогресс происходит постоянно, а не время от времени. Там мастеров ценят, а в России — нет. Чиновники похвастались, а потом забыли о Левше и его даре.

    Проблема патриотизма тоже привлекает внимание читателя. Иностранцы приходят в изумление и восторг, когда видят работы главного героя. Англичане предлагают Левше достойные условия проживания и работы в их стране. Главный герой отвечает отказом на предложение иностранцев, несмотря на бедность. Этим подтверждается его невероятная преданность своей родной стране. Однако сегодня далеко не каждому человеку решение Левши кажется правильным. Вернувшись домой, он не смог принести пользу стране, а если бы эмигрировал, то показал бы власть имущим, как нужно обращаться с талантливыми людьми.

    Из этой проблемы вытекает другая — неспособность власть имущих оценить простого человека и даже важные сведения. После встречи с иностранцами персонаж спешит сообщить секрет чистки ружей. Но Левшу никто не слушает. Во-первых, люди на местах не могут оценить столь полезного открытия, то есть они некомпетентны и равнодушны к судьбе отечества. Во-вторых, в России того периода чиновник был важнее человека, а государство — важнее народа, поэтому знатные господа презирают тех, кому должны служить. В такий ситуации возможен только застой.

    В своем произведении Николай Лесков не только воспевает высшие человеческие ценности и невероятные способности, но и рассказывает о несправедливости человеческой жизни. Автор показывает, что Левша не может принести пользу стране из-за равнодушного отношения власти к истинным умельцам и безответственности лжепатриотов Платовых.

    Таким образом, «Левша» заставляет читателя задуматься о многом. Он рассказывает про истинный патриотизм, величие русского народа, несправедливость общественного устройства. Данное произведение учит тому, что всегда нужно верить в свои силы и возможности, а также быть профессионалом в своем деле. Но еще важнее научиться ценить людей и их настоящие достоинства: талант, а не титул, достижение, а не блат. В России всегда было немало одарённых и талантливых людей. Лучшие качества и черты русского народа Николай Семёнович воплотил в образе главного героя своего произведения. Однако эти самородки не раскроют все свой потенциал, пока общество не признает истинные ценности.

    Предыдущая

    СочиненияСочинение: Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» (В. Распутин)

    Следующая

    СочиненияСочинение: Проблемы в рассказе «Уроки французского» (В. Распутин)

    Конспект урока: Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

    Русская литература XIX века


    Н.С. Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

    План урока

    • Система образов произведения «Левша»
    • Тематика и проблематика произведения «Левша»

    Цели урока

    • Знать систему образов сказа «Левша», тематику и проблематику произведения
    • Уметь анализировать содержание художественного произведения

    Разминка

    • Назовите героев произведения Н.С. Лескова «Левша».
    • В чем их особенность?
    • О чем произведение Н.С. Лескова «Левша»?
    • Какие проблемы поднимает Н.С. Лесков в этом произведении?
    • В чем необычность языка произведения?

    Система образов в сказе «Левша»

    Автор повествует о таланте простых русских мастеров, об их влиянии на судьбу всего государства и о том, как этих мастеров не ценят на родине.

    Среди героев сказа есть как вымышленные персонажи, так и реальные исторические личности.

    Таблица 1. Герои сказа и их прототипы

    Герой

    Характеристика

    Прототип

    Левша

    Тульский мастер. Носит старенький «озямчик» с крючочками. Левша даже крестится левой рукой, косоват на один глаз. В его скромном облике скрывается светлый ум и добрая душа. Левша необразованный, но искусный оружейник. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего не дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести хитрости. Патриот, не согласился оставаться на чужбине. Даже перед лицом смерти хочет передать государю секрет хранения оружия, послужить во благо родины.

    Мастер Сурнин

    Тульские мастера

    Доказали своё превосходство над западными мастерами, проявили ум и смекалку.

    Александр I

    Впечатлительный правитель, быстро поддаётся влиянию новых тенденций. Ярый поклонник западной культуры искусства, не верящий в могущество русского народа.

    Александр I

    Николай I

    Государь, искренне верящий в силу русского народа. Обладает хорошей памятью. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ.

    Николай I

    Платов

    Донской казак, граф. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Нетерпелив, но способен признавать свою неправоту. Отчасти виноват в смерти: не помог устроить мастера в больницу, хотя из-за него Левша был взят к государю в спешке без документов.

    Казак Матвей Платов

    Полшкипер

    Встретился левше на судне, направляющемся в Россию. Владел русским языком. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу, пытаясь вызволить героя из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.


    1. Похожи ли герои Н.С. Лескова на свои прототипы? В чем их отличия?
    2. Есть ли в произведении отрицательные герои? Почему?

    Тематика и проблематика произведения «Левша»

    1. Тема таланта. Левша, хоть и не имеет образования, но одарен. Однако не только это выделяет героя. Главное, что он проявляет усердие. Трудолюбивые тульские оружейники создают не только диковинные изделия, но и традицию, которая передается из поколения в поколение. Н.С. Лесков указывает и на недостатки способностей русского народа: отсутствие систематического обучения, уважения со стороны начальства, денег и должностей и прочее.
    2. Тема патриотизма. Любовь к родине демонстрируют сразу несколько героев: Платов, Николай I, тульские мастера (левша). Но только левшу можно назвать истинным патриотом: Платов, приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником, в нем нет любви к народу; у Николая I чувство патриотизма смешано с тщеславием, он хочет доказать англичанам личное превосходство. Левша скучает по своей родине, отказывается от лучших условий на чужбине и возвращается домой, умирая на холодном полу в больничном коридоре. Но даже перед смертью левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так это портит их. До государя слова мастера не доходят, а чистка ружей продолжается до самой Крымской кампании. Однако есть отрицательная сторона этой темы в изображении Н.С. Лесковым: левша приводит неубедительные аргументы, отказываясь от перехода в английскую веру, он закрыт для обучения. Из всего, что показывают левше, он выносит только то, что англичане кирпичом ружья не чистят. Власти злоупотребляют этим бескорыстным «патриотизмом» простого народа – бесчеловечное и наглое отношение государственной системы и людей, её представляющих, к личности.
    3. Тема социальной несправедливости. В сказе отражено отношение к выходцам из народа. В Англии левшу уважают, предлагают ему достойные условия труда, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.

    Рис. 1. А. Тюрин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1973.
    Рис. 1. А. Тюрин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1973.

    Левша – праведник, образ русского народа. Как бы ни было тяжело, он всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству. Такие люди, как Левша, бескорыстно делают добро. Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа навсегда остаются те, кто жил и трудился не ради себя, а ради благополучия своего Отечества.

    Чтобы максимально точно отобразить народную точку зрения на содержание повествования, Н.С. Лесков выбирает такой особый жанр как сказ. Автор не может остаться в стороне от бесправия и угнетения простых людей. Трагичен финал сказа: левшу равнодушно бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему помочь выкарабкаться из болезни.


    1. Почему левша – праведник?
    2. Почему левша и тульские мастера взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

    «…Лесков был стилист природный. Уже в первых своих произведениях он обнаруживает редкостные запасы словесного богатства. Но скитания по России, близкое знакомство с местными наречиями, изучение русской старины, старообрядчества, исконных русских промыслов и т.д. много прибавили, со временем, в эти запасы. Лесков принял в недра своей речи всё, что сохранилось в народе от его стародавнего языка, найденные остатки выгладил талантливой критикой и пустил в дело с огромнейшим успехом».

    (Писатель, публицист рубежа XIX-XX веков А.В. Амфитеатров)


    Контрольные вопросы

    1. Какие особенности языка произведений Н.С. Лескова отмечает А.В. Амфитеатров?
    2. Как вы думаете, какая основная тема сказа «Левша»? Почему?
    3. Почему Н.С. Лесков создаёт для своего произведения именно такой образ рассказчика?

    Предыдущий урок

    А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

    Русская литература XIX века

    Следующий урок

    Ф.И.Тютчев. Лирика

    Русская литература XIX века

  • Какие проблемы поднимает гончаров в романе обломов сочинение
  • Какие проблемы поднимает в своем рассказе паустовский телеграмма
  • Какие проблемы поднимает бунин в рассказе холодная осень
  • Какие проблемы поднимает бунин в рассказе темные аллеи
  • Какие проблемы поднимает бунин в рассказе господин из сан франциско