Какие проблемы поднятые м горьким в пьесе на дне не оставили вас равнодушными сочинение

(605 слов) Пьеса «На дне» — одно из самых известных произведений Максима Горького. Уникальный труд автора ставился во многих театрах мира и не раз экранизировался. Благодаря оглушительному успеху после написания пьесы Горький занял высокую позицию среди самых читаемых авторов. Рассмотрим проблематику произведения Горького.

Произведение Максима Горького рассказывает о жизни малоимущих обитателей ночлежки. У каждого из них своя жизненная история, но есть одно, что их всех объединяет ‐ это пребывание на самом дне общества. В пьесе автор поднимает много актуальных проблем: смысл жизни,  правда и ложь, надежда, судьба. На первый взгляд, может показаться удивительным, что герои рассуждают на такие высокие темы, при этом находясь настолько низко. Именно этим Максим Горький доказывает, что и небогатый человек может иметь духовные запросы. В то же время каждый может опуститься на самое дно, если забудет о культуре и воспитании, об эстетических идеалах и ценностях.

Пьеса «На дне», как и многие другие произведения Горького, содержит в себе нравственную проблематику. Очень ярко автором представлен спор о совести. С помощью образа Бубнова писатель заставляет читателей подумать, нужна ли вообще совесть: «На что совесть?». Клещ замечает, что обитателями ночлежки является одна «рвань, золотая рота…», после чего острый вопрос перерастает в спор. Такого же мнения придерживаются Сатин и Васька Пепел. Они считают совесть не нужным качеством в жизни, а главное — невыгодным.

Спор о «сладкой лжи» и «горькой правде» — центральная проблема, поднятая Максимом Горьким. На протяжении всего повествования Лука и Сатин спорят, что нужнее человеку из этих двух категорий? Старик Лука был сторонником «сладкой лжи». Он утверждал, что она необходима человеку, чтобы он мог отвлечься от многих жизненных проблем и обрести надежду на светлое будущее. Так, Анне старик сказал, что после смерти её ждёт спокойствие. Актёра он убедил в том, что существует лечебница, где его бесплатно вылечат от алкогольной зависимости. Ваське Пеплу он напророчил интересную и увлекательную жизнь в Сибири. Действительно, после разговоров Луки обитатели стали намного человечнее и смогли поверить  в лучшее. Но после исчезновения старика всё рушится. Герои были не готовы смотреть на жизнь сквозь розовые очки. Теория Луки оказалась обманчивой и ошибочной. 

Однозначно с теорией Луки не соглашается Сатин. Это человек, который терпеть не может ложь и отвергает человеческую жалость. Герой заявляет, что сам человек и есть правда и каждый может творить свою судьбу. Но и теория Сатина вполне неоднозначна. Сатин, оказавшись на самом дне, не способен к решительным действиям и поступкам. Таким образом, «сладкая ложь» Луки и «горькая правда» Сатина оказали лишь ошибочное и временное воздействие на героев. Это некая иллюзия, в которую поверили обитатели, и в которой сами же заблудились. 

Также в пьесе «На дне» Максим Горький чётко обозначил проблему реального выхода из сложного положения. Она воплощается в образе слесаря Клеща, который мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью упорного труда. Поначалу он верит в осуществление своей мечты, начинает трудиться. Однако суровая реальность не оставляет ему выбора: он теряет работу и мирится с «бездельничеством».

Не менее важное значение в произведении занимает спор о сущности человека. Бубнов высказывает весьма интересную мысль: 

«Как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!» 

А вот Лука не видит разницы между людьми:

 «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…». 

Восхищается человеком Сатин в своём знаменитом монологе: «

«Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

Таким образом, Максим Горький в произведении «На дне» мастерски раскрыл актуальные по сей день проблемы. Известный писатель хотел донести до читателей мысль, что выбирать свою судьбу по силам каждому человеку. У нас есть право выбора: либо оказаться на дне из-за сложившихся обстоятельств и бездействовать, либо прилагать все необходимые усилия для лучшей жизни.

Янв
05 2015

Проблематика На дне

В своей пьесе великий писатель, драматург Максим Горький поставил целью обличить и показать пороки общества того времени. Именно по этому, как я думаю, он выбрал местом действия своего произведения ночлежку. Пристанище нищих и опустившихся людей. В этой среде большинство проблем общества не прикрыты масками приличия и тактичности.

Какие же пороки общества решил показать Горький? Прежде всего — пьянство и воровство. Вот первые проблемы, которые мы видим в пьесе. Пьют многие — и Актер, и Барон, Настя, Алешка, Бубнов. У всех разные причины: Бубнов, например, от лени. В этом он признается Луке: «Запой у меня…», «Старсть как не люблю работать». Настя пьет от безысходности и невозможности обрести любовь, какую описывают любовные романы. Многие видят в этом пьянстве вину общества, хотя, на мой взгляд, это проблемы свойственные каждому человеку. Можно пробовать что сделать и изменить, а можно просто забыться в водке.

Другое дело воровство. Горький прямо указывает на вину окружения Пепла. Вор, сына вора. Окружающее общество не оставило ему выбора. Воровство поощряет домовладелец, скупая краденые вещи. Полицейский же смотрит на это сквозь пальцы. Пепел тяготится этим и, послушав советам старика Луки, пытается вырваться из этого круга. Но трясина не выпускает его и вместо вора, пусть и случайно, он становится еще и убийцей.

Другой проблемой, поднятой в пьесе «на дне», является положение женщины в этом опустившимся обществе. Жутко читать разговоры Анны, жены Клеща, с  другими жителями ночлежки. С ней разговаривают как с живым трупом, без эмоций и сострадания. Даже Василиса, которой, как казалось бы, должно житься лучше остальных, страдает от неразделенных чувств к Пеплу, и продолжает  избивать младшую сестру из ревности, даже понимая свою неправоту. Положение женщин даже хуже, чем мужчин. Бубнов или Барон, даже Клещ — все они давно огрубели душой. А Настя, например, не перестает плакать над любовными романами, поэтому сильнее переживает безысходность жизни.

В своей пьесе Горький так же показывает одинаковость и неотличимость высшего сословия и самого низа общества. Барон. Уже в том, какой кличкой наградил автор этого персонажа видно отношение Горького к нему. Это ирония. Никаких баронов в России не было. Да, он был дворянином или барином, но не бароном. И этот человек, образованный и начитанный, когда попадает на самое дно общества,  начинает вести себя так же, как и остальные. Барские замашки не прошли, как замечает Лука «…барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…» Но даже несмотря на свое образование и воспитанность,  Барон готов опуститься на четвереньки за водку. Это показывает нам, что люди везде одинаковые и нет отличий дворянин ты или крестьянин. В одном и том же положении все ведут себя одинаково. А если нет отличий, то почему так несправедливо устроена жизнь. Все одинаковы, но одни живут не зная проблем, а другие недоедают? Все люди равны, а значит, нужно что то менять в этой стране.

Пьеса написана больше ста лет назад, но проблемы ,поднятые в ней, не потеряли своей актуальности и сегодня. Наоборот, сегодняшняя Россия очень похожа на ту, времен написания «На дне».

Пьянство за прошедшие годы не исчезло. К нему добавилась еще и наркомания. Борьба с воровством не приводит к его искоренению. Социальное разделение, которое не было заметно в Советском Союзе, снова стало актуально. Даже не придется прилагать усилий, чтобы найти в современном обществе сегодняшних Клеща, Пепла или Настю. А значит, призыв Горького к переменам, пусть и не написанный открыто, важен и сейчас.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».

Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».

    Пьеса М. Горького «На дне» — философская драма, в которой драматург обнажил проблемы социальной действительности. Его тревожит нищета, в которой живут представители народной среды. Персонажи драмы «На дне» вынуждены вести жалкое существование в тёмной, сырой ночлежке. Это страшное «общежитие», где нет места личной жизни; где человек не может побыть один; где люди спиваются (как Актёр), где девушки продают свою молодость и красоту (как Настя)…

    Какие же нравственные проблемы поднимает Горький на страницах своей пьесы?

    Драматург показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, вместо того, чтобы обогащать человеческую личность, облагораживать душу человека, ведёт к смерти, увечью, убийству, каторге. Любовь, в изображении Горького, лишена красоты, благородства. Костылёв разыскивает в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с одним из обитателей страшного «общежития» — Васькой Пеплом. Но для Васьки Василиса лишь источник удовлетворения физических потребностей, любит же он Наташу… И тогда Василиса, дабы убрать со своего пути молодую соперницу, свою сестру, ошпаривает её кипятком….

    Люди в пьесе «На дне» теряют свой человеческий облик: Василиса мечтает избавиться от своего мужа, хозяина ночлежки, Костылёва, не только ради избавления от побоев.

    Она просит Пепла: «Освободи меня…от мужа! Сними с меня петлю эту…», «Он в меня, как клоп, впился…четыре года сосёт! А какой он мне муж?» Но причина кроется не только в нежелании женщины терпеть унижения со стороны мужа-деспота (она — «зверь-баба», подстать своему жестокому супругу). Василиса очень хочет стать полновластной хозяйкой денег Костылёва. И приводит этот факт в качестве весомого аргумента Ваське Пеплу, убеждая его убить Костылёва: «Деньги будут…». Насколько ужасен, насколько безнравственен мир, если женщина, олицетворение красоты, материнства, нежности, домашнего очага с его уютом, воплощает в себе всё зло мира. Она способна хладнокровно уговорить человека на убийство, искалечить родную сестру, ошпарив ей кипятком ноги. Хорошо и правильно сказал Васька своей любовнице, имея в виду женщин: «…души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть. Мы — звери…нам надо… надо нас – приучить…а ты — к чему меня приучила?..». Лука называет эту женщину «дьяволицей»…

    Настя, 24 летняя молодая женщина, торгует собой, чтобы не умереть с голоду. Она – продажная девка, в глубине души мечтающая о большом, искреннем чувстве. «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились…», «Ненаглядная, говорит, любовь моя! Родители, говорят, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни»,- рассказывает Настя. А ведь это крик души несчастной девушки, мечтающей о том, чтобы её полюбили по-настоящему! Обитатели ночлежки знают, что все рассказы её – всего лишь россказни, мечты, выдаваемые за действительность. На мой взгляд, они могли бы быть снисходительнее к несчастной девушке, а не насмехаться над ней, издеваясь над слабостью мечтающего человека.

    Олицетворением полной безнравственности является хозяин ночлежки, Костылёв. Этот грубый, злой, желчный человек к тому же ещё и страшный трус. Ему прекрасно известно о любовной связи жены с Васькой. Но он труслив и не может раз и навсегда, как мужчина, решить эту проблему, жёстко поговорив с Пеплом. Он даже будто бы боится застать их вместе, поскольку в этом случае ему придётся, на правах мужа, наказать обольстителя и скорее всего – драться! Но Костылёв боится отчаянного, смелого Ваську Пепла! Поэтому он делает вид, что ничего не знает о любовной связи жены с молодым вором. Костылёв – жадный человек, готов на любое преступление ради денег!

    Безнравственным, аморальным выведен ночлежный мир в драме Горького. Здесь лютуют, словно два зверя, супруги Костылёвы. Не имеют никакого значения родственные связи. Костылёв относится к сестре своей жены, Наташе, будто «зверь лютый»; теснит её, попрекает каждым куском хлеба. Василиса изуродовала, ошпарив кипятком, родную сестру… В этом мире в людях живёт уверенность, что «честь- совесть» – удел богатых, бедным же она не нужна, ведь её вместо сапог на ноги не наденешь. Васька Пепел уверенно заявляет: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть!» В этом мире человек, чтобы забыться, пьёт. И всё-таки даже здесь люди горят желанием жить иной жизнью – интересной, честной, красивой. Вор и сын вора Васька Пепел говорит: «Надо так жить,…чтобы самого себя можно было мне уважать». Честный рабочий Клещ заявляет: « Я – рабочий человек…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…». В этом мире в людях иногда все же живёт сострадание к обиженным. Квашня жалеет умирающую Анну, кормит её пельменями, Актёр заботливо выводит Анну подышать свежим воздухом… Пусть и спорна философия старца Луки, но философия эта добрая. И звучат в сырой ночлежке, грязной и убогой, красивые, высоконравственные слова о необходимости доброго отношения к человеку.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».

Смотрите также по
произведению «На дне»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Пример 1

Пьеса Максима Горького была написана в 1902 году. В то время в России был страшный экономический кризис. Обнищавшие крестьяне бродили по стране. Они старались найти варианты заработка. Многие люди оказались без крыши над головой, они опустились на самое «дно» жизни. Догадливые владельцы трущоб превратили свои подвалы в ночлежки, пользуясь безвыходным положением людей и стараясь извлечь из этого выгоду. Безработные и нищие, воры и бродяги, а также остальные «бывшие» люди находили здесь приют. Произведение Горького как раз повествует нам об одной такой ночлежке, мы видим, как там соприкасаются судьбы разных людей.

Действие разворачивается в тёмном подвале с низким потолком, здесь нет простора. Обстановка также удручающая: стульев нет, а вместо них обрубки дерева, грубо сколоченный обветшалый стол посередине и нары по всем стенам. Здесь живут все те, кого потрепала жизнь. Они никому не нужны: спившийся Актер, слесарь Клещ, падшая женщина Настя, вор Василий. Эти люди лишены всего, но а них еще осталось чувство собственного достоинства. Они мечтают выбраться наверх, но осознают, что такое вряд ли возможно. На протяжении всего произведения герои устами старца Луки пытаются выяснить, а что же лучше «горькая правда» или «сладкая ложь». Сам Лука утверждал, что человеку нужно во что-то верить, это может помочь ему отвлечься от тягостных дум и от всего агрессивного. Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о чудесных пейзажах Сибири, а Актеру поведал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. И каждый из героев, слушая его, воспрял духом. А значит прав был старик, надежда может поддержать человека. И как только Лука исчезает, все рушится герои уже ни во что не верят. Автор тем самым показывает, что нужно стараться смотреть на мир реально, а не через розовые очки. А противником теории старца является Сатин, он отвергает жалость, которая делает человека слабее. Он говорит о том, что каждый может творить свою судьбу сам. Но его теория сомнительна: ведь сам он на «дне», а значит тоже не умеет действовать. В итоге Горький так и не дает однозначного ответа, а как же лучше жить. Каждый должен решить для себя.

Горький однажды сам сказал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Пример 2

В безымянном городе, на безымянной улице Горький собирает в грязной ночлежке почти безымянных людей. У одних осталось имя без фамилии, у других только прозвища. Актер: «Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

По крупицам на страницах пьесы можно собрать скудный пазл этих жизней, но главным остаётся настоящее — эти люди оказались на дне жизни. Ни планов на жизнь, ни надежды, ни даже стремления выбраться наверх, к солнцу, читатель не наблюдает.

Молодая Анна тяжело больна, побои мужа Клеща и тяжелая судьба лишили ее здоровья. Актер-алкоголик с загубленным талантом. Васька Пепел — вор, сын вора, он и не знал с детства, что можно по другому сценарию жить. Барон — попавший из дворян в арестанты, а теперь в ночлежный дом для неимущих. Перед нами истории одна печальнее другой. Во всех диалогах слышится разочарование от жизни и язвительное отношение друг к другу.

Однажды на дно спускается странствующий старец Лука. Не от лукавого ли он с таким-то именем? Всего день проводит он рядом с обитателями ночлежки, но успевает принять участие в судьбе каждого. У Луки своя философия, которой он охотно делится, чем рождает споры.

Для Луки каждый человек «своей цены стоит», его уважать надобно, потому что в каждом крупицы добра есть. И начинает Лука выслушивать всех и вселять в их уставшие сердца надежду. Анну убеждает в том, что после смерти она отдохнет. Над рассказами Насти все смеются, а Лука уверен: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит — была она!» Актер впечатлен историей старика о клинике, где его избавят от зависимости, и он сможет вернуться на сцену. Для Васьки припасен рассказ про чудесную жизнь в Сибири.

Лука использует «сладкую ложь» как лекарство для больных душ. Сатин же убежден, что «горькая правда» лучше: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека». Главная проблематика пьесы заключается в этом противостоянии. Что же лучше? Что на самом деле может помочь человеку?

Горький не дает нам ответа, но понимая, что он реалист, и анализируя развитие событий, становится понятным, что позиция Сатина автору ближе. Анна умирает с сожалением о непрожитой жизни. Актер отказывается от выпивки всего на день, а потом сдается и убивает себя. Васька в желании защитить любимую и начать с ней новую жизнь, совершает убийство. Ложь Луки, исчезнувшего так же внезапно, имеет кратковременное действие. Никому она не помогает.

5 сочинений по пьесе Горького "На дне"

­­­­Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.  

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.


Пример сочинения 2
«Мечта и реальность»

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене.

Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.



Пример сочинения 3
«Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М.Горького «На дне»)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. 

    Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного «дна». 

    Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей «дна»? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни. 

    Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея «возвышенного обмана», который позволяет человеку нести бремя «низких истин», встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «…чего тебе правда больно нужна?., подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». 

    Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба  — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных. 

    Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!» 

    Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.


Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна

Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». 

    Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба  — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных. 

    Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!» 

    Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.


Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.
В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».


Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе «На дне»

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками. 
     Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия — только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает. 
     Другая точка зрения — та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них. 

     Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого. 
     Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков — его имя происходит от слова «лукавый». Рассмотрим его действия в пьесе. 

     Его появление — завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей «роковой любви», торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой. 

     Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить. 
     В такой обстоновке появляется Лука. 

    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, «ни одна блоха н плоха». Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте: 
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила. 
     Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага — он старается дать им толчок к действиям. 
    Однако это мало кто ценит — все лишь обвиняют его во вранье. 

     А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит — тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу. 

     В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла. 
     Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

     Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов — у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом и звучит социальный подтекст.

Максим Горький

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

Ночлежка в пьесе «На дне»

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Герои пьесы «На дне»

Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.

Сочинение Актуальность пьесы «На дне»

Актуальна ли пьеса Горького «На дне»? Несомненно да. Сюжет произведения навевает чем то психоделическим и заставляет задуматься о вещах, о которых ранее никогда не думал.

Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.

Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.

Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.

Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.

Автор наоборот, дает читателю понять, что «возрождение» и «падение» — контролируемые самим человеком процессы, приводя в пример Клеща — единственного персонажа с шансами на социальный и нравственный подъем, который презирал всех жителей подвала, благословлял работу и рабочих, но, под действием речей Сатина, постепенно спустившегося до уровня своих сожителей. Пьеса символично называется «на дне» и показывает, что именно на этом «дне» личность теряет свое достоинство, получая в замену клички, типа Актера или Татарина. Именно это и является актуальной до сих пор частью произведения.

Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Каждый из персонажей, на мой взгляд, это авторский взгляд на виды людей на разной социальной ступени. Писатель дает понять, что все герои — индивидуальны и их можно считать личностью, но как и дом с фундаментом бывает разного качества, так и человек с его моральными, нравственными ценностями и жизненными устоями бывает разной кондиции. Более коротко мои мысли выразил Сатин — герой «На дне», сказав фразу, очень мне понравившуюся: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».

Горький знал, что пишет историю, которая будет сопровождать человечество еще очень долго. Писатель попытался показать образы разных видов людей, принцип естественного отбора, борьбы за существование, условия морального и физического упада, когда нет никакой надежды, завернув это все в легкоусваемую обертку — описание жизни сожителей и их бытовые ситуации, таящие в себе огромный смысл.

Полезный материал по теме:

  1. В чём смысл названия пьесы «На дне»?
  2. Нужна ли правда героям пьесы М. Горького «На дне»?
  3. В чем заключается трагизм финала пьесы Горького М. «На дне»?
  4. В чем актуальность комедии «Недоросль»?
  5. Актуальность романа «Мастер и Маргарита» в наши дни

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Пожилой странник Лука

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Философский аспект

В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.

На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

Актер в пьесе «На дне»

  1. Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
  2. Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
  3. Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

«Проблематика пьесы М. Горького «На дне»»

В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения. Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. И действительно, с приходом странника атмосфера в ночлежке стала человечнее. Старик стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду, утверждает, что люди живут для лучшего, утешает их и одновременно пытается разбудить в каждом Человека. Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и тот верит и преображается: «Я сегодня — работал, мел улицу, а водки — не пил!» Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Анна — умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера. Философию Луки отвергает Сатин: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» В одном Сатин согласен со странником: «Человек — вот правда!» Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и мозга каждого. Но и тут не все однозначно: сам-то герой оказался «на дне». Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки. Трагедия несбыточности надежд, напрасное слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит «на дно» всех персонажей Горького. Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

    Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.

    
    Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько столкновения противоположных идей, споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня. Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой, что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке странника Луки и продолжается после его ухода.

    Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя мыслями, что она — свободная во всех смыслах женщина, а Настя — мечтами о красивом и прекрасном чувстве к Гастону, которое на самом деле есть только в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот розовый мир врывается реальная действительность. Она то и показывает, кто есть кто в ночлежке. Эти люди жестоки друг к другу, потому что жизнь сделала их такими, а они не смогли вовремя поправить складывающуюся ситуацию. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, как они разрушают иллюзии других людей: не дают покоя умирающей Анне, останавливают Клеща с его надеждами выбраться со дна жизни.

    Среди этих ожесточенных людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и о лжи обостряется. Именно Лука вызывает наиболее серьезные споры. Он не делает ничего плохого, не унижает людей, как это любили делать многие жители подвала, он всего лишь утешает, дает людям хоть какую-нибудь надежду. Но помочь людям, которым уже ничего не надо в этой жизни невозможно. Они уже вычеркнуты из общества, они никому не нужны и даже не надеются на светлое будущее. И тогда, поняв все это, Лука начинает лгать, чтобы хоть как-то смягчить боль, которую приносит этим людям жизнь. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии. Лука как психолог очень тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего именно в данную минуту. И безошибочно дает им советы, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Пеплу — свободную жизнь в Сибири. Зачем же Лука врет? Само его имя связано со словом “лукавый”, которое означает что-то лживое, нечестное. Луку можно обвинить в том, что он искушает людей своей ложью, и именно он виноват в смерти Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, понять его речь и действия, понимаешь, что он делает всё это не от какой-то своей прихоти, а от того что, он просто-напросто не очерствел душою, в нем ещё сохранились человеческие чувства. К тому же нельзя не согласиться с оценкой, которую дает Луке Сатин: “Он врал… Но это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, этим самым он творит добро. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру о бесплатных лечебницах для алкоголиков, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…”. А виноват в смерти Актера не странник Лука, а сам Актер, который не смог взять себя в руки, совладать со своими проблемами. Лука не просто утешает, он также обосновывает свою позицию, тем же рассказом том, как он спас двух беглых каторжников, когда работал сторожем. Всем этим он хочет сказать, что спасти человека от всех проблем и научить добру может только добро.

     В пьесе, как я уже убедился, главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается и словом и делом помочь. Главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая всем остальным плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке. Но последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки: «Поверил человек, затем потерял веру и удавился».

    Пьеса «На дне» доказала, что спасительная ложь никого не спасет, что вечно жить в иллюзиях нельзя, а выход из них в реальность всегда тяжел или даже трагичен, а главное — что человек живущий в мечтах смиряется со своей беспросветной жизнью и ничего не может поделать.

В девятисотых годах Россия столкнулась с глобальным экономическим кризисом. Неурожай, закрытие фабрик, заводов, вынуждало тысячи обедневших граждан бродить по стране, искать источники дохода любыми путями. Крестьяне теряли жилье, заработок. Экономическая угнетенность привела к появлению множества босяков. 

Босяк – человек, потерявший семью, работу. Он сдается перед сложностями, опускается на дно. Для владельцев подвальных помещений этот период стал прибыльным. Они сдавали свои темные трущобы обнищавшим гражданам. Такие помещения называли ночлежками. Этот вариант становился единственным выходом для воров, бродяг, нищих, безработных. Ночлежка стоила небольших денег, люди могли позволить себе оплатить кров над головой.

Основной вопрос пьесы «На дне» – что лучше для обреченного, сломленного жизненными обстоятельствами человека? Горький предлагает два ответа на вопрос. Он использует слова Сатина, противопоставляет им взгляд Луки. Основная проблематика пьесы «На дне» проявляется не в действиях, а в диалогах героев. Они спорят о сущности правды, ее значении. Пьеса полностью пронизана разговорами на эту философскую тему.

Проблематика произведения «На дне»

Проблематика произведения «На дне» 

Главный вопрос пьесы «На дне» – выбор между правдой и ложью. Персонажи произведения Горького – люди, погрязшие в обманах, нищете, воровстве. Им остается бессмысленно доживать свой век в темной пещере. Основные аспекты проблематики:

  • Лука верует в силу иллюзорного мира, позволяющего уходить от реальных проблем. После появления героя в пристанище, жители воспрянули духом. Странник внушал надежду на завтрашний день, перемены, лучшее будущее. Барон, Сатин относились к нему скептически. Актер, Анна, Настя почувствовали себя лучше, поверили Луке. Цель персонажа – утешить умирающих, поддержать сдавшихся, помочь ослабшим. Он старается в ночлежниках пробудить человечность;
  • Светлый мир Луки кажется правильным. Он рекомендует не думать о плохом, идти вперед, стремиться изменить свою жизнь. Актер, Пепел, Анна поверили страннику. Они были обнадежены, готовы добиваться цели. Но Лука пропадает в самый неподходящий момент. Основа проблемы в пьесе «На дне» заключается в неспособности героев самостоятельно бороться с внешним миром;
  • Взгляды Сатина противоположны мировоззрению Луки. Он полностью отказывается от человеческой жалости, боясь быть уязвимым. Верит в то, что человек сам творец своего счастья. Только сам герой ничего не делает, влачит жалкое существование в ночлежке. Следовательно, не признающий ЛОЖЬ Сатин врет сам себе.

Жители пристанища не смогли справиться со своими внутренними ограничениями, страхами. Они прислушивались к Луке, Сатину, но лишь на короткое время, продолжая оставаться собой. 

Главная проблема пьесы «На дне» – Максим Горький

Проблематика рассказа «На дне» намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Новаторство произведения в обличении буржуазного, собственнического мира. Горький показал миниатюрную копию всего российского общества в период кризиса. Основные проблемы пьесы «На дне» символизируют сложности, горести, с которыми сталкиваются люди. Суть драмы заключается в рассмотрении следующих моментов:

  • Жизнь босяков, их социальная психология, судьба, понятия;
  • Мощная сила духа обездоленных людей. Они из последних сил противостоят ужасным условиям;
  • Поиск истины, простого человеческого счастья;
  • Сравнение значимости сострадания и горькой правды.

Все персонажи, проживающие в ночлежке, имеют кардинально противоположные характеры, судьбы. Они по-разному относятся к жизни, своему нынешнему положению. Васька готов бороться за лучшее будущее, Сатин предпочитает ничего не делать, Настя верит в любовь. 

В произведении ответ на главный вопрос противоречивый. По сей день продолжаются споры о том, что такое правда. По мнению автора, лучше беспощадно бороться за свою жизнь, не сдаваться, чем жить в иллюзорном мире.


Смотри также: Босяк – это кто, кого можно назвать босяком, босяцкая тема в литературе

  • Какие проблемы поднимаются в рассказе господин из сан франциско
  • Какие проблемы поднимает солженицын в рассказе колокол углича
  • Какие проблемы поднимает островский в пьесе гроза сочинение
  • Какие проблемы поднимает лесков в рассказе левша
  • Какие проблемы поднимает горький в рассказе старуха изергиль