Какие рассказы чехова о детях и для детей

Подробности

Опубликовано: 16 августа 2017


Просмотров: 370122

Чехов рассказы для детей читать

 Чехов рассказы для детей читать

О творчестве А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.

В многочисленных рассказах Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей.
Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Содержание

Аптекарша

Актерская гибель

Антрепренёр под диваном

Анюта

Архиерей

Баран и барышня

Беззаконие

Беглец

Беззащитное существо

Белолобый

Без места

Беседа пьяного с трезвым чёртом

Блины

Брак через 10-15 лет

Брожение умов

Ванька

В аптеке

В вагоне

Винт

В овраге

В ландо

В Париж!

Вверх по лестнице

Ведьма

Визитные карточки

Восклицательный знак

Врачебные советы

Встреча весны

Глупый француз

Горе

Гость

Грешник из Толедо

Гриша

Дачники

Два газетчика

Двадцать девятое июня

Делец

Детвора

Дома

Дочь Альбиона

Длинный язык

Дорогая собака

Душечка

Егерь

Жалобная книга

Жених и папенька

Женское счастье

Жёны артистов

Жизнь в вопросах и восклицаниях

Заблудшие

Забыл!!

Задачи сумасшедшего математика

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Злой мальчик

Записка

За яблочки

Зелёная Коса

Зеркало

Злоумышленник

Из воспоминаний идеалиста

Индейский петух

Интеллигентное бревно

Ионыч

Исповедь, или Оля, Женя, Зоя

Канитель

Каштанка

Клевета

Конкурс

Контрабас и флейта

Конь и трепетная лань

Корреспондент

Который из трёх?

Кухарка женится

Летающие острова

Лошадиная фамилия

Мальчики

Маска

Мёртвое тело

Мои жёны

Мой юбилей

Моя беседа с Эдисоном

Мыслитель

Налим

На чужбине

Нервы

Не в духе

Не судьба!

Неудача

Нечто серьёзное

Ниночка

Новогодние великомученики

Ночь на кладбище

Ну, публика!

О бренности

Общее образование

Оратор

Отец семейства

Открытие

Панихида

Папаша

Пересолил

Первый дебют

Перед свадьбой

Переполох

Радость

Размазня

Репетитор

Розовый чулок

Смерть чиновника

Толстый и тонкий

Унтер Пришибеев

Хамелеон

Экзамен на чин

Антон Павлович Чехов – один из самых популярных российских авторов за рубежом. Наибольшую известность он получил как драматург. Его пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», бесспорно, являются классикой мировой литературы. Однако это далеко не единственная грань его таланта. С его рассказами мы знакомы с самого детства, иногда даже не догадываясь, кто их автор. Антон Павлович много писал для детей, а ведь они — самые строгие критики.

Каштанка

Пожалуй, наиболее популярный детский рассказ Чехова, который даже был экранизирован студией «Союзмультфильм» в 1952 году. Собака теряет своих хозяев и оказывается на улице. Вскоре она попадает в дом к незнакомцу, который оказывается клоуном. Каштанка становится Теткой, знакомится с котом, свиньей и гусем, готовится к своему цирковому дебюту. Но на арене она узнает в зрительном зале своих прежних хозяев и возвращается домой.

Такая же ситуация произошла в реальной жизни с дрессировщиком Владимиром Дуровым, который и рассказал о ней Чехову. Вот, что он писал об этом:

Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать.

Белолобый

Ещё одна история о щенке, прозванном Белолобым за белый треугольник на лбу. Как-то ночью его утащила волчица, по ошибке приняв за ягненка. Он увязался за ней, попал в логово к волчатам и играл с ними. Несколько раз волчица хотела съесть щенка, но терпеть не могла собачьего запаха. Побежав за ней на охоту, Белолобый поднял лай возле человеческого жилья, оставив волчицу снова ни с чем.

Рассказ был опубликован Чеховым в сборнике «Детское чтение» в 1895 году. А в 2010-м был экранизирован режиссером Сергеем Серегиным в одноименном мультфильме.

Хамелеон

Многие детские писатели изображают мир взрослых с помощью животного мира, и Антон Павлович, в этом случае, не исключение. В его рассказах, как правило, в названии содержится отсылка к тому или иному представителю животного мира, помогающая понять, что же хотел сказать нам автор.

Рассказ «Хамелеон» повествует о полицейском надзирателе Очумелове, который пытается разобраться в шумихе на базарной площади. Какая-то собака нанесла «тяжелые увечья» пальцу Хрюкина, и Очумелову необходимо принять соответствующие меры. Но беда в том, что толпа не может определить бродячая это собака или генеральская, а бедный мужчина в точности как хамелеон, меняет свои указания, не обращая никакого внимания на объективные доводы.

Детвора

Один из лучших рассказов Чехова, по мнению Льва Толстого. Написан был в 1886 году, после встречи с полковником Б.И. Маевским и его очаровательными детьми – Аней, Соней и Алешей.

Рассказ представляет собой скорее наблюдение-зарисовку. Оставшись поздним вечером дома без взрослых, дети играют в лото. По-взрослому азартно, шумно, задорно. Чехову очень точно удается передать тонкости черт детских характеров.

Мальчики

Володя Королев – гимназист 2-го класса приезжает домой на рождественские каникулы. С ним вместе приехал и его приятель Чечевицын, но для сестер Володи он Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. Мальчики все время о чем-то перешептывались и вели себя скрытно. Подслушав их разговор, девочки узнают, что те задумали побег в Америку. Но осуществить план не удается; их возвращают домой из Гостиного двора ближайшего города.

Ещё один рассказ-напоминание о мире детства, где все возможно, если пожелать. Друзья всегда такие, что с ними хоть на край света. Побег в Америку легко осуществим, а девчонки портят мальчишкам все планы. Все горизонты открыты детскому воображению, и Чехов напоминает нам об утерянной способности безгранично мечтать.

Ванька

Ещё одна история, приключившаяся на Рождество. Девятилетний Ванька Жуков пишет письмо, в котором жалуется деду на несносную жизнь у сапожника Аляхина, у которого он живет учеником. Хозяева обижают мальчика, а подмастерья относятся к деревенскому новичку с ехидством. В письме он вспоминает жизнь с дедом в деревне и барышню, которая учила парнишку грамоте. Ванька просит деда приехать и забрать его, и подписывает конверт «на деревню дедушке».

Рассказ не похож на другие произведения Антона Павловича отсутствием юмора и ноткой грусти. Судьба несчастного мальчика, для которого новогоднее чудо не произойдет, глубоко трогает каждого читателя, заставляет переживать и сочувствовать.

Из подборки следует один простой вывод: Чехов пишет для всех. Про больших и маленьких, про людей и животных, про радость и грусть. Для детей его рассказы – своеобразная неустаревающая энциклопедия о мире взрослых. А для взрослых – путеводитель по забытым тропам детства.

Автор: Анастасия Макарина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антон
Павлович Чехов

(1860—1904) вошел в историю русской и мировой
литературы как мастер психологического
анализа. Он умел вы­явить тончайшие
нюансы человеческой личности, скрытые
моти­вы поступков и слов. Развивая
тему «маленького человека», тра­диционную
для русской прозы XIX века, Чехов делал
акцент на ответственности самого
человека за свое унижение. Чехов
считал,
что лучше не писать специально для
детей, а «выбирать из того, что уже
написано для взрослых, т.е. из настоящих
художествен­ных произведений». От
этих взглядов Чехов не отступал на
протяжении всего твор­ческого пути,
но все-таки два его рассказа были
предназначены специально для детей —
«Белолобый» и «Каштанка». Да и многие
другие его рассказы вскоре после
публикации во «взрослых» жур­налах
входили в детское чтение.

Как и во
всем, что написано Чеховым, в его рассказах
о детях отражалась подлинная жизнь того
времени. В рассказах о детях с особой
силой проявилось умение писателя видеть
за внешним благополучием невидимую
миру душевную дра­му, неустроенность,
смятение чувств. Чехов показы­вает,
как взрослые вымещают на маленьких
досаду, обиду за свои неудачи, унижения
и т.п. Становой Прачкин из рассказа «Не
в духе», проиграв в карты восемь рублей,
не находит иного утеше­ния, как высечь
сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член
ок­ружного суда Зайкин чувствует себя
заброшенным оттого, что все на даче
разошлись и некому подать ему обед; в
результате он на­брасывается на
шестилетнего сынишку. В этих рассказах
за фасадом благополучного существования
— детская драма. Душевная черствость
и эгоизм взрослых мешают им вглядеться
в своего ребенка, понять, что происходит
в его душе. Леность ума, забвение насущных
истин препятствуют ответствен­ным,
нравственно активным поступкам, которые
сблизили бы взрослых со своими детьми.

Чехов
исследовал все решающие стадии взрос­ления
ребенка — от младенца до подростка. В
рассказе «Гриша»
(1886)
маленький пухлый мальчик, родившийся
два года и во­семь месяцев назад,
гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет
говорить и не способен передать те
впечатления, которые порази­ли его
во время прогулки, да взрослые и не
пытаются его понять. До этой прогулки
Гриша знал «только четырехугольный
мир», в котором бывают няня, мама и кошка.
Вы­ход в большой мир потрясает малыша
настолько, что вечером он не может уснуть
и плачет.

«Дети и
детская душа выходят у г-на Чехова
поразительно», — писал критик после
появления рассказа «Детвора»
(1886). У де­тей, изображенных здесь
писателем, были реальные прототипы;
наблюдения над ними и легли в основу
рассказа. Дети в отсут­ствие родителей
играют в лото; играют они на деньги, но
реаль­ной их цены не представляют:
копейка для них дороже рубля. Воз­раст
у детей разный — от шестилетней Сони
до ученика пятого класса Васи. Перед
читателем проходит целая гамма детских
пере­живаний, ярко вырисовываются
психологические портреты геро­ев.
Для одного игрока интерес сосредоточен
исключительно на деньгах; для другого
это вопрос самолюбия; у третьего нет
«ни корыстолюбия, ни самолюбия.
Неоднократно переиздававшийся чеховский
сборник о детях был назван по заглавию
этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой
и его относил к числу лучших произведений
писателя.

Своеобразие
психики ребенка пристально исследовано
Чехо­вым в рассказе «Дома»
(1887). Отец изыскивает средства воздей­ствия
на семилетнего Сережу, замеченного в
курении. Внимание писателя сосредоточено
на том, как взрослый, разумный чело­век,
искренне желающий контакта с сыном,
никак не может найти с ним общего языка.
Из ежедневных наблюдений за сыном отец
понял, что у детей свои художественные
воззрения. И отец наконец находит
действенное средство в борьбе с вредным
увлечением сына: он рассказывает сказку
о царевиче, который умер от курения в
расцвете лет и оставил старика отца и
государство на верную гибель. После
этого мальчик обещает больше не курить.

Изображение
тончайших проявлений детской психики
дано в рассказе «Мальчики»
(1887). Характеры и обстоятельства рассказа
типичны для чеховских времен. Незадолго
до его написания Чехов отмечал, что еще
недавно, начитавшись рыцарских романов,
ухо­дили в Дон Кихоты, а теперь под
влиянием книг Майн Рида и Купера мальчишки
удирают в Америку. Нравственные качества
героев — «Володички» и его товариша,
«господина Чечевицына», — испытываются
как раз в подобном приключении. Несмот­ря
на несходство их натур и внешности,
мальчиками владеет одна и та же страсть
— к далеким и опасным путешествиям.
Задуман­ный побег создает невидимую
стену между ними и остальными членами
семейства. Мальчики сосредоточены на
своих мыслях, молчаливы и лишь иногда
произносят «странные фразы», как,
например: «А в Калифорнии вместо чаю
пьют джин». Но в реша­ющий момент дает
о себе знать разница характеров. Володя
готов отказаться от задуманного побега
— ему «маму жалко». Чечевицын же тверд
и непреклонен. Когда гостя увозят домой
после неудач­ного побега, лицо его
остается «суровым и надменным».

В повести
«Степь»

(1888) мальчик Егорушка погружен в народ­ную
среду. Во время поездки он узнает о
прошлом и настоящем, наблюдает разные
типы людей, старается понять те побуждения,
что заставляют их совершать поступки
то смелые и благородные, то далекие от
здравого смысла. Наивный взгляд ребенка
помогает различать в жизни красивое и
безобразное. Широкие степные просторы,
по которым путешествует с обозом
Егорушка, пробуждают в нем стихийное
поэтическое чув­ство. Степь кажется
ему живой, полной дремлющих до времени
сил: она думает, чувствует, говорит.
Образ степи читатель вместе с Егорушкой
воспринимает как волнующий и тревожный.
В этом произведении отразилось
предчувствие грядущих перемен,
харак­терное для русского общества
в конце XIX века.

  1. Детская
    литература «серебряного века»: тематика,
    способы воздействия на читателя.
    Охранительные тенденции в литературе.

32.
Л.
Чарская: собственная биография как
основа творчества. Романтический
характер произведений Л. Чарской.

33.
Детская
поэзия конца Х1Х – начала ХХ века: мир
детства, образы детства, детское «Я» в
стихах.

34.
К.Чуковский
– теоретик и практик детского стиха.

Корней
Иванович Чуковский

(1882 — 1969) по праву считается одним из
любимых детских писателей. На протяжении
всей своей жизни он общался с детьми,
интересовался тем, о чём они говорят,
думают, переживают, писал для них стихи
и прозу, переводил лучшие образцы мировой
детской поэзии. И всё же главным вкладом
К. Чуковского в отечественную детскую
литературу были и остаются его стихотворные
сказки, адресованные самому маленькому
читателю и ставшие «неотъемлемым
атрибутом детства».

У всех его
сказок есть какая-то мораль. На страницах
его сказок живет напряженной жизнью
большой мир с его бытом, учащенным ритмом
движения, уличными происшествиями.
Ритмы его сказок были частично
«сконструированы» им, частично
заимствованы у русской классической
поэзии. Каждая сказка Чуковского имеет
замкнутый, завершенный сюжет. Но вместе
с тем все вместе они легко поддаются
циклизации и составляют своеобразный
«животный» эпос.

В сказках
Чуковского самые статичные, косные,
грузные, самые тяжелые на подъем вещи
стремительно двигаются по всем
направлениям, порхают с легкостью
мотылька, летят со скоростью стрелы!
Это увлекает и действительно заставляет
следить за бурными вихрями, которые с
первой строчки подхватывают и гонят
вещи, например, в «Федорином горе»

«Федорино
горе» (1926) начинается с удивления перед
небывальщиной: «Скачет сито по полям,
/ А корыто по лугам». Автор довольно
долго держит читателя в напряженном
изумле­нии. Только в третьей части
появляется Федора, причитая и маня
сбежавшую утварь обратно. Если в
«Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в
этой сказке — бабушка. Читатель, уже
усвоивший урок «Мойдодыра», может понять
недостатки других, в том числе и взрослых.

В большинстве
сказок начало действия совпадает с
первой строчкой. В других случаях в
начале перечисляется ряд быстро
двигающихся предметов, создающих что-то
вроде разгона, и завязка происходит уже
как по инерции, например в сказке
«Путаница».

В этой сказке
мнимое отрицание реальности становится
игровой формой ее познания и окончательного
утверждения.

Чуковский
перенес эту форму в литературную сказку
и впервые для ее обозначения стал
употреблять термин «перевертыш».
Перевертыши есть во многих сказках, а
«Путаница» посвящена перевертышам
целиком. Не одни только перевертыши
перенес Чуковский из устного народного
творчества в литературную сказку. Его
сказки буквально пропитаны детским
фольклором.

В «Мухе-Цокотухе»
Чуковский пародировал мелодраму —
наи­более популярный жанр массовой
литературы. Это сказывается в традиционной
расстановке образов: добродетельная
девица на выданье, злодей, кавалер, гости
— добрые, да слабые духом. Ме­щанская
мелодрама была разыграна поэтом на
манер ярмарочно­го представления.
Герои не описываются, а показываются,
дей­ствие происходит на глазах
читателя. Реплики героев и текст от
повествователя могут быть озвучены как
одним голосом (взросло­го, читающего
сказки детям), так и разными голосами
(при про­стейшей театральной постановке).
Многочисленные восклицания, патетичные
жесты и реплики также относятся к числу
театральных средств воздействия.

Сказки
Чуковского отражают действительность
в обобщенной и отвлеченно-условной
форме. Форма и содержание его сказок
составляют органическое единство:
причудливому сказочному содержанию у
Чуковского отвечают столь же причудливые
сказочные средства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Какие рассказы написал чехов для детей
  • Какие рассказы написал паустовский
  • Какие рассказы написал алексей толстой
  • Какие рассказы есть у пришвина
  • Какие рассказы бунина о любви вам известны