Какие рассказы любил и боялся слушать маленький пушкин

Какие сказки любил Пушкин в детстве

Как всякого ребёнка, будущего поэта манил мир волшебства, где всё было не так, как в жизни.

В его стихах мы находим подтверждение тому, что он слышал и знал сказки литературные, пересказанные гувернёрами из французских книжек.

А также народные, волшебные сказки, которые рассказывала ему бабушка и няня Арина Родионовна, – о витязях, о говорящих предметах и вещах, о молодильных яблоках, о Бабе-Яге, и об одураченных чертях.

Нравились ему и былины о русских богатырях. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович были широко известны со времён Киевской Руси и истории об их подвигах в разных вариациях рассказывались повсеместно.

Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Иногда «мамушка» рассказывала мальчику «о мертвецах, о подвигах Бовы».

Длинная и запутанная повесть о Бове Королевиче пришла в северорусские земли из Европы вместе с балтийскими переселенцами, но в процессе бесчисленных пересказов превратилась в русский народный эпос, сохранив при этом многие иностранные имена.

Позже Пушкин позаимствовал для своих произведений некоторые из них – Салтан, Гвидон, Дадон. А из известной сказки о Еруслане Лазаровиче – имя Руслан.

«Лихой» Полкан, получеловек-полузверь, также герой многих русских сказок. Иногда это герой положительный, один из богатырей, а в других преданиях – отрицательный, «идолище поганое».

В популярной повести о Бове он вначале сражается с Бовой, а позже становится его верным соратником и погибает, защищая его детей и жену.

Несомненно, будущий поэт слышал и сказки северных прибалтийских народов, о великанах и чародеях. Подтверждение тому можно найти в поэме «Руслан и Людмила», куда он ввёл волшебника Финна, ангела-хранителя Руслана, и злую колдунью Наину.

Это творчески переработанные образы сказочных героев скандинавского эпоса.

Сказка Арины Родионовны о жадном попе и его весёлом и сметливом работнике, который даже чертей заставил платить оброк, настолько запомнилась будущему поэту, что он впоследствии создал по её мотивам собственное оригинальное произведение.

Нет сомнений в том, что ребёнком Пушкин любил слушать самые разные сказки, и они оставили глубокий след в его памяти.

Внеклассное
чтение в 4 классе.

Латыпова
Людмила Леонидовна

Тема: Урок –КВН по
сказкам А.С.Пушкина. (слайд 1)

Цели:

Ø 
обобщить
знания по разделу;

Ø 
учить
прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильные решения в коллективе,
отстаивать свою точку зрения;

Ø 
развивать
речь, мышление и творческие способности.

Формы и приемы: слушание,
выступление, словесное рисование, отзыв на выступление, конкурсы.

Планируемые
результаты
:

Предметные: выявление
особенностей сказки; какую роль играет читательское воображение в процессе
чтения литературных произведений.

Метапредметные: умение
анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их(автор, темы,
названия),
планировать
деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать
в группе;

Личностные: проявление
интереса к творчеству А.С.Пушкина, его биографии.

Оборудование к уроку: выставка книг по
теме урока, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, рисунки
учащихся.

Подготовка к уроку:

Ø 
класс
делится на две команды;

Ø 
команды
придумывают название, эмблемы, инсценируют отрывки сказок;

Ø 
к
конкурсу учащиеся должны хорошо знать сказки А.С.Пушкина.

                                                   
Ход урока

                   
I.           
Представление
команд

Ø 
Учитель
представляет жюри и даёт слово командам для приветствия.

Ø 
Учащиеся
называют команды и рассказывают о своих эмблемах.

                
II.           
Разминка
(слайд 2)

 (Вопросы задаются по очереди каждой
команде. Учащиеся дают устный ответ и показываю картинку на слайде.)

1.      Где родился
А.С.Пушкин? (В Москве.)

2.      Когда он родился?
(6 июня 1799г.)

3.     
Как
звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

4.      Как ласково
называла его няня (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

5.      Имя прадеда А.С,
Пушкина? (Абрам Ганнибал.)

6.      С каким царём в
детстве встретился А.С.Пушкин? (С Павлом 1.)

7.      Какие рассказы
любил и боялся слушать А.С.Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)

8.     
Сколько
братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга.)

9.     
Какое
учебное заведение, закончил поэт? (Царскосельский Лицей.)

10.  Назовите
имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт? (Жорж Дантес)

             
III.           
Конкурс
«Что за прелесть эти сказки!» (слайд 3)

    Ребята, за три минуты вы должны
вспомнить и записать как можно больше названий сказок А.С.Пушкина.

(Примерный ответ: «Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебедь», Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
т.д. (Можно использовать незаконченные сказки.)

   Представители команд зачитывают свои
списки и сдают жюри.

             
IV.           
Конкурс
«Домашнее задание» (слайд 4)

(Инсценировка сказок.)

               
V.           
Конкурс
«Узнайте сказку по рисунку» (слайд 5)

(Учащимся показывают рисунки и вывешивают
на доску.)

1.      Кораблик. («Сказка
о царе Салтане…».)

2.      Зайчонок. («Сказка
о попе и о работнике его Балде».)

3.      Корыто. («Сказка о
рыбаке и рыбке».)

4.      Лебедь. («Сказка о
царе Салтане…».)

5.      Яблоко. («Сказка о
мертвой царевне…».)

6.      Зеркало. («Сказка
о мертвой царевне…».)

             
VI.           
Конкурс
«Угадайте героя по описанию» (слайд 6)

1.      Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарачина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь.  (Семь богатырей)

2.      Девять месяцев
проходит,

С поля глаз она не сводит (Царица – мать
царевны)

3.      И кого не спросит
он,

 Всем вопрос его мудрен. (Королевич
Елисей)

4.      Ты встаешь во тьме
глубокой,

 Круглолицый, светлоокий,

 И, обычай твой любя,

 Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

5.      С ним одним она
была

 Добродушна, весела.  (Царица – мачеха)

6.      Весть царевну в
глушь лесную

 И, связав ее, живую

      Под сосной оставить там

      На съедение волкам.   (Царица
Чернавке)

7.      Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Ветер)

8.      Белолица,
черноброва,

 Нраву кроткого такого. (Царевна)

9.      …        ты ходишь

 Круглый год по небу, сводишь

 Зиму с теплою весной,

 Всех нас видишь под собой. (Солнце)

10.  Месяц под косой
блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь
из «Сказки о царе Салтане»)

          
VII.           
Конкурс
«Знатоки сказок» (слайд 7)

Сейчас проверим, как вы знаете содержание
сказок, насколько вы были внимательны при чтении.

— Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога»,
«терем», «прялка»,

«солнышко», «свадьба». («Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».) (слайд 8)

                
Вопросы

Ø 
Из
чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

Ø 
На
что глядела царица, ожидая возвращения мужа?  (Снег)

Ø 
У
кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

Ø 
Куда
семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

Ø 
Что
дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

Ø 
Как
богатыри назвали царевну? («Коли красная девица, // Будь нам милая сестрицей»)

Ø 
Куда
семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

Ø 
 Какими
были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)

— Узнайте сказку по следующим словам: «откуп»,
«дурачина», «жемчуг», «корыто», «изба», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и
рыбке».) (слайд 9)

              
Вопросы

Ø 
Сколько
раз закидывал старик невод? (Три)

Ø 
С
кем жил старик у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

Ø 
С
чем пришел невод в 1-й и 2-й раз? (1-й с тиной,2-й с травой морской)

Ø 
Что
просила старуха? (Корыто, избу)

Ø 
Кем
она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей)

Ø 
Какое
желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морской) 

—     Узнайте сказку по следующим словам: «базар»,
«оброк», «жадность», «печка», «работа», «море», «наказание». («Сказка о попе и
о работнике его Балде».) (слайд 10)

             
Вопросы

Ø 
Какую
оплату попросил Балда за год работы? (В год по три щелчка по лбу)

Ø 
Куда
посоветовала попадья своему мужу отправить Балду? (К чертям)

Ø 
Какой
предмет помог Балде собрать оброк с чертей? (Веревка)

Ø 
Кто
бегал на перегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц) 

—   Узнайте сказку по следующим словам: «рать»,
«воеводы», «царь», «мудрец», «шатёр», «Петушок», «звездочет», «Шамаханская
царица». («Сказка о золотом петушке».) (слайд 11)

             
Вопросы

Ø 
Кто
подарит золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

Ø 
Где
сидел петушок, охраняя границы государство? (На спице)

Ø 
Как
долго пировал царь с молодой царицей? (Неделю)

Ø 
Как
петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и
кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

Ø 
Что
пообещал царь мудрецу за помощь? (Исполнить его волю как свою)

Ø 
Чем
ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? («Царь
хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, Да дух вон.»)

                              
—   Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «лебедь», «бочка»,

                             
«зависть», «гонец», «кораблик». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
(слайд 12)

             
Вопросы

Ø 
Почему
царь взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря.)

Ø 
Кто
возглавил чудесное войска? (Дядька Черномор)

Ø 
В
каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? (В
комара, в муху, в шмеля.)

Ø 
Кем
был злой коршун? (Чародеем)

Ø 
Кто
подменил грамоту гонца? (Ткачиха с поварихой,с сватьей бабой Бабарихой)

       
VIII.           
Подведение
итогов КВН. Награждение победителей. (слайд 13)

МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье

Конспект урока

по литературному чтению в 4 классе

по теме «Урок-КВН

по сказкам А.С. Пушкина»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

2018 г

Тема: Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина

Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллек­тиве, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслитель­ные операции и творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: выявление специфи­ческих особенностей сказки;

метапредметные: умения анализи­ровать книги, представленные на выставке, сравнивать их (ав­тор, тема, название), планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в груп­пе;

личностные: проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с зада­ниями.

Предварительная подготовка: класс делится на две команды; команды придумывают названия, эмблемы, инсценируют отрыв­ки из сказок; к конкурсу учащиеся должны хорошо знать сказки А.С. Пушкина.

Ход урока

I. Представление команд

(Учитель представляет жюри и дает слово командам для при­ветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.)

II.Разминка

(Вопросы задают по очереди каждой команде.)

    1. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

    2. Когда он родился?(6 июня 1799г.)

    3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

    4. Имя прадеда А.С. Пушкина. (.Абрам Ганнибал.)

    5. Имя и отчество бабушки Пушкина. (Мария Алексеевна.)

    6. С каким царем встретился в детстве А.С. Пушкин? (С Пав­лом I.)

    7. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)

    8. Какие песни пела Арина Родионовна А.С. Пушкину? («За морем синица…», «По улице мостовой…».)

    9. Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пуш­кин? (Страшные, о мертвецах.)

10. Что говорила няня, укладывая мальчика спать? (Спи, глазок, спи, другой, о хорошем думай…)

  1. Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»

— За три минуты вы должны вспомнить и записать как мож­но больше названий сказок А.С. Пушкина. (Примерные ответы. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и мо­гучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас­ной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Неза­конченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».)

(Представители команд зачитывают свои списки и сдают жюри.)

  1. Конкурс «Домашнее задание»

(Инсценирование сказок.)

  1. Конкурс «Узнайте сказку по рисунку»

(Учащимся показывают рисунки и вывешивают их на доску.)

    1. Кораблик. («Сказка о царе Салтане…».)

    2. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне…».)

    3. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне…».)

    4. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

    5. Лебедь. («Сказка о царе Салтане…».)

    6. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

VI. Конкурс «Знатоки сказок»

  • А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, на­сколько вы были внимательны при чтении. Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба». («Сказка о мерт­вой царевне и о семи богатырях».)

Вопросы

  • Как звали сенную девушку? (Чернавка.)

  • Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)

  • У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

  • Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

  • Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица.)

  • К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)

  • Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пу­стую гору.)

  • Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)

  • Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вопросы

  • Сколько лет жили старик со старухой? (30лет и 3 года.)

  • Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда пой­мал золотую рыбку? (Зраза.)

  • Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз — тину, во 2-й раз — морскую траву.)

  • Что просила старуха? (Корыто, избу.)

  • Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)

  • Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать влады­чицей морскою.)

  • Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Вопросы

  • За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу.)

  • С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)

  • Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Ве­ревка.)

  • Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)

-Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы»,«царь», «мудрец», «шатер», «Шемаханская царица», «звез­дочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке».)

Вопросы

  • Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

  • Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)

  • Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал: Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)

  • Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Испол­нить его первую волю как свою.)

  • Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шамаханской царицы? (Неделю.)

  • Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон».)

— Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «бочка», «кораблик», «лебедь», «гонец», «зависть». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

Вопросы

  • Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде».)

  • Что за стража обходила дозором славный город? (33 бога­тыря.)

  • Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)

  • В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)

  • Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)

  • Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с свать­ей бабой Бабарихой.)

VII. Подведение итогов КВН. Награждение победителей

Вот и все.

Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять —

И любимые герои

С вами встретятся опять!

До новых встреч!

— Урок окончен. Дома читать сказки Пушкина А.С.

Урок — КВН по сказкам Пушкина, 4 класс. Конспект

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина

Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: выявление специфических особенностей сказки; метапредметные: умения анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их (автор, тема, название), планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в группе; личностные: проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.

Подготовка к уроку: класс делится на две команды; команды придумывают название, эмблемы, инсценируют отрывки из сказок; к конкурсу учащиеся должны хорошо знать сказки А.С. Пушкина.

Ход урока

I. Представление команд

(Учитель представляет жюри и дает слово командам для приветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.)

II. Разминка

(Вопросы задают по очереди каждой команде.)

1. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

2. Когда он родился? (6 июня 1799г.)

3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

4. Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал.)

5. Имя и отчество бабушки Пушкина. (Мария Алексеевна.)

6. С каким царем встретился в детстве А.С. Пушкин? (С Павлом /.)

7. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)

8. Какие песни пела Арина Родионовна А.С. Пушкину? («За морем синица…», «По улице мостовой…».)

9. Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)

10. Что говорила няня, укладывая мальчика спать? (Спи глазок, спи другой, о хорошем думай…)

III. Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»

— За три минуты вы должны вспомнить и записать как можно больше названий сказок, которые написал А.С. Пушкин. (Примерный ответ. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Незаконченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».)

(Представители команд зачитывают свои списки и сдают жюри.)

IV. Конкурс «Домашнее задание»

(Инсценирование сказок.)

V. Конкурс «Узнайте сказку по рисунку»

(Учащимся показывают рисунки и вывешивают их на доску.)

1. Кораблик. («Сказка о царе Салтане…».)

2. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне…».)

3. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне…».)

4. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

5. Лебедь. («Сказка о царе Салтане…».)

6. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

VI. Конкурс «Знатоки сказок»

А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении.

— Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Вопросы

• Как звали сенную девушку? (Чернавка.)

• Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)

• У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

• Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

• Как богатыри называли царевну? («Коли красная девица, // Будь нам милая сестрица».)

• К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)

• Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)

• Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)

— Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вопросы

• Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года.)

• Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)

• Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз — тину, во 2-й раз — морскую траву.)

• Что просила старуха? (Корыто, избу.)

• Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)

• Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)

— Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Вопросы

• За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? {В год за 3 щелчка по лбу.)

• С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)

• Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка.)

• Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)

— Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шамаханская царица», «звездочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке».)

Вопросы

• Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

• Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)

• Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал:« Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

• Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою.)

• Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шамаханской царицы? (Неделю.)

• Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом // По лбу; тот упал ничком, //Да и дух вон».)

— Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «бочка», «кораблик», «лебедь», «гонец», «зависть». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

Вопросы

• Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде».)

• Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря. )

• Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)

• В кого превращался князь Гвидон? (Вкомара, муху, шмеля.)

• Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)

• Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)

VII. Подведение итогов КВН. Награждение победителей

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять —

И любимые герои

С вами встретятся опять!

До новых встреч!

                  КВН по сказкам А.С.Пушкина

Цели: расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина; развить речь, творческие способности детей.

Подготовка: класс делится на две команды, придумываются название, эмблемы, инсценируются отрывки из сказок.

                          Ход занятия

I. Представление команд

Учитель представляет жюри и даёт слово командам для приветствия.

II. Разминка

      Вопросы задаются по очереди каждой команде.

  1. Где родился А.С.Пушкин? ( В Москве)
  2. Когда он родился? ( 6 июня 1799)
  3. Каким был Пушкин в раннем детстве? (Увалень, толстенький)
  4. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел)
  5. Фамилия Арины Родионовны? (Яковлева)
  6. Имя прадеда Пушкина? (Абрам Ганнибал)
  7. С каким царём встретился в детстве Пушкин? (С Павлом I)
  8. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее)
  9. Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину?  «За морем синица…», «По улице мостовой…»)
  10. Какие рассказы любил и боялся слушать Пушкин? (Страшные, о мертвецах)
  11. Что говорила няня, укладывая Пушкина спать? (Спи глазок, спи другой)
  12. Кто сказал (ну, без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»? ( Пушкин)
  13. Назовите первый язык, которым овладел А.С.Пушкин.
  14. Какое любимое время года поэта? (Осень)
  15. За три минуты вы должны вспомнить и написать названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.( Списки зачитывают и сдают жюри).

III. Конкурс «Домашнее задание»

      Инсценирование сказок.

VI. Конкурс «Царь недолго собирался»

     Перед командами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

    -В каком из них говорится о царе Салтане? (1) О королевиче Елисее? (2)  О царе Дадоне? (3)  О князе Гвидоне? (4)  О царе из сказки о мёртвой царевне? (5)

    …И в светлицу входит царь,

     Стороны той государь.

     Во всё время разговора

     Он стоял позадь забора;

     Речь последней по всему

     Полюбилася ему.   (1)

     Царь с царицею простился,

     В путь-дорогу снарядился,

     И царица у окна

     Села ждать его одна.   (5)

    Долго царь был неутешен,

    Но как быть? И он был грешен;

    Год прошёл,как сон пустой,

    Царь женился на другой.   (5)

    Смолоду был грозен он

    И соседям  то и дело

    Наносил обиды смело,

    Но под старость захотел

    Отдохнуть от ратных дел

    И покой себе устроить;

    Тут соседи беспокоить

    Стали старого царя,

    Страшный вред ему творя.   (3)

    Но царевна молодая,

    Тихомолком расцветая,

    Между тем росла, росла

    Поднялась – и расцвела,

    Белолица, черноброва,

    Нраву кроткого такого.

    И жених сыскался ей,

    Королевич …   (2)

    Как услышал царь – отец,

    Что донёс ему гонец,

    В гневе начал он чудесить

    И гонца хотел повесить;

    Но, смягчившись на сей раз,

    Дал гонцу такой приказ:

    «Ждать царёва возвращенья

    Для законного решенья».   (1)

    Все их громко величают

    И царевича венчают

    Княжей шапкой, и главой

    Возглашают над собой;

    И среди своей столицы,

    С разрешения царицы,

    В тот же день стал княжить он

    И нарёкся: князь …   (4)

    Лишь ступил на двор широкий –

    Что ж ? под ёлкою высокой,

    Видит, белочка при всех

    Золотой грызёт орех,

    Изумрудец вынимает,

    А скорлупку собирает,

    Кучки равные кладёт

    И с присвисточкой поёт…   (4)

    В руки он её берёт

    И на свет из тьмы несёт,

    И, беседуя приятно,

    В путь пускаются обратно,

    И трубит уже молва:

    Дочка царская жива!   (2)

    Вот – въезжает в город он…

    Вдруг раздался лёгкий звон,

    И в глазах у всей столицы

    Петушок спорхнул со спицы,

    К колеснице полетел

    И царю на темя сел…   (3)

V. Кроссворд «Вспомни героев сказок»

    По горизонтали:

1. И среди своей столицы,

    С разрешения царицы,

    В тот же день стал княжить он

    И нарёкся: князь…   (Гвидон)

2. Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

    Верный мой работник…».   (Балда)

3. Делать нечего: бояре,

    Потужив о государе

    И царице молодой,

    В спальню к ней пришли толпой.

    Объявили царску волю-

    Ей и сыну злую долю,

    Прочитали вслух указ,

    И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадили,

    Засмолили, покатили

    И пустили в Окиян-

    Так велел- де царь…   (Салтан)

4. И потом, неделю ровно,

    Покоряясь ей безусловно,

    Околдован, восхишён,

    Пировал у ней…   (Дадон)

5. Царь Салтан дивится чуду.

    «Коли жив я только буду,

    Чудный остров навещу

    И у князя погощу».

    Повариха и ткачиха

    Ни гугу – но…   (Бабариха)

6. «В свете есть иное диво:

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Разольётся в шумном беге,

    И очутятся на бреге,

    В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря,

    Все красавцы удалые,

    Великаны молодые,

    Все равны, как на подбор,

    С ними дядька…».   (Черномор)

7. Злая мачеха, вскочив,

    Об пол зеркальце разбив,

    В двери прямо побежала

    И царевну повстречала.

    Тут её тоска взяла,

    И царица умерла.

    Лишь её похоронили,

    Свадьбу тотчас учинили,

    И с невестою своей

    Обвенчался…   (Елисей)

8. Он видит сумрачный курган;

    У ног Людмилы спит…   (Руслан)

В выделенных клетках по вертикали – имя князя – солнце, о котором уроминается в поэме А.С.Пушкина.   (Владимир)

VI. Узнайте сказку по рисунку.

Детям показывают рисунки:

Кораблик       («Сказка о царе Салтане…»)

Зеркало          («Сказка о мёртвой царевне…»)

Яблоко           («Сказка о мёртвой царевне…»)

Зайчонок       («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Лебедь           («Сказка о царе Салтане…»)

 Корыто         («Сказка о рыбаке и рыбке»)

VII. Конкурс капитанов «Знатоки сказок»

Задание капитану 1-й команды:

-Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.    («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Вопросы:

-Сколько лет жили старик со старухой?    ( 30 лет и три года)

-Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?  (3 раза)

-Что поймал старик в первый и во второй раз?      (Тину, морскую траву)

-Что просила старуха?     (Корыто, избу)

-Кем она хотела стать и стала?     (Столбовой дворянкой, вольною царицей)

-Какое желание рыбка так и не выполнила?     (Стать владычецей морскою)

Задание капитану 2-й команды:

-Узнайте сказку по следующим словам: базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание.   («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Вопросы:

-За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно?   (В год за три щелчка по лбу)

-С кого поп велел собрать недоимки за три года?     (С чертей)

-Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк?     (Верёвка)

-Кто бегал наперегонки с бесёнком вместо Балды?     (Заяц)

VIII. Подведение итогов. Награждение.

          Вот и всё. Последней сказки

          Закрываем мы страницу!

          В путешествии волшебном

          Очень быстро время мчится!

          Были вы, друзья, отважны,

          Не боялись злых героев.

          В жизни, верьте, очень важно

          За друзей стоять горою!

          Ну, а если захотите

          В Лукоморье возвратиться,

          То чудесные мгновенья

          Могут снова повториться.

          В этом нам поможет книга!

          Стоит в руки её взять,

          И любимые герои

          С вами встретятся опять!

          До новых встреч!

Дополнительный материал (можно использовать для работы с болельщиками) Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина

1.С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

2.Что кричал петушок, сидя на спице?

3.Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

4.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

5.Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

6.Какими словами заканчиваются «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о  семи богатырях»?

7.Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?                                                                                                                                                        

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Задания по литературе для 5 класса Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

3 ответа:



3



0

По мотивам сказок Пушкина было написано немало музыкальных произведений, вспомним некоторые из них.

На поэму «Руслан и Людмила» были написаны опера композитором Глинка и балет Глушковского на музыку Штольца.

На сказку » О попе и работнике его Балде» был написан балет композитором Чулаки.

Про «Царя Салтана» писал свою оперу композитор Римский-Корсаков и позже на его музыку был поставлен балет.

Оперу под названием «Сказка о рыбаке и рыбке» написала Елена Могилевская.

На сказку «О мертвой царевне» был написан балет композитором Лядовым.

А вот к сюжету «Золотого петушка» вновь обратился Римский-Корсаков, создав еще одну оперу.



0



0

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда вдохновляло композиторов к созданию музыкальных произведений, основанных на его сюжетах. На сегодняшний день по произведениям этого гениального автора создано более 20 опер и более 10 балетов.

Что касается сказок Пушкина, то можно выделить такие музыкальные произведения, как:

Опера М. Глинки «Руслан и Людмила» (1821 г.)

Опера А. Даргомыжского «Русалка»

Оперы Н. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане», (1900 г.), «Золотой петушок» (1908 г.)

Балет Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1867 г.)

Балет М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940 г.)

Балет А. Лядова «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1949 г.)

Эти музыкальные произведения привлекательны, прежде всего, своими узнаваемыми, знакомыми с детства сюжетами, идеально прорисованными героями, и тем, что в них всегда добро оказывается сильнее зла.

Опера "Сказка о Царе Салтане"



0



0

Сказки Пушкина послужили источником вдохновения для многих композиторов.

Например Глинка написал на сказку «Руслан и Людмила» оперу, а композитор Штольц — музыку для балета.

Также двумя операми отметился Римский-Корсаков, который положил на музыку «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке»

Еще одна опера была написана по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» композитором Могилевской.

Ну и можно упомянуть балет Лядова по сказке «О Мертвой царевне и семи богатырях».

Читайте также

Скажем сразу, сказки Пушкина «О спящей царевне» и сказка Жуковского «О спящей царевне» писались этими авторами почти одновременно и в виде некоего соревнования. У кого из них получился более интересный вариант судить даже не берусь. Но Жуковский оставил больше деталей традиционного сюжета сказки, Пушкин сделал ее более оригинальной, авторской.

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского прежде всего общностью сюжета — молодая царевна погружается в мертвый сон, от которого ее спасает красавец принц/королевич. Причина сна разная — проклятие и отравленное яблоко, зависть или обида.

Также общим для сказок является попытка авторов следовать народным канонам построения сказок, хотя Жуковский отнесся к этому более вольно, шутливо.

Сложно сравнивать между собой два столь разных по настроению и стилистике произведения, как «сказка о мертвой царевне» Пушкина и «Спящая царевна» Жуковского.

Оба автора постарались создать сказки, похожие на народные и им это удалось, но Пушкин сделал это более удачно. У его сказки есть все признаки русской народной сказки, например волшебный помощник, троекратные повторы, герой, который проходит испытания, на пути к своему счастью, и конечно торжество добра, которое выразилось в наказании злой царицы.

Сказка Жуковского в этом отношении оказывается более авторской, поэт создал своих особенных героев, отличающихся от героев народной сказки. Это и царь Макар и рак, который никогда в народных сказках не выступал предсказателем, и отсутствие противостояния добра и зла.

Однако мне очень нравятся обе эти сказки и я не хочу выбирать из них лучшую.

Ритм — это основа всякого стихотворения. которая позволяет используя ударные и безударные слога, а точнее их чередование создавать настроение, показывать скорость чтения, управлять эмоциями читателя или слушателя.

В сказке в стихах «О мертвой царевне» Пушкина мы встречаем интересное использование непостоянного ритма автором.

Так первые две строчки идут с последним ударным слогом, а следующие две с предпоследним. И так на протяжении всей сказки. Такое чередование ритма создает необычный рисунок сказки, делает ее действительно сказочной, народной, помогает сделать акцент на чем-то.

Вот например строки

7PvTRmHusX95RH9FtjNySRtTtt6fJe2j.png

читаются более звонко не только из-за слова Трезвонить, но и из-за ударения на предпоследнем слоге. Ударение же на последнем слогу в строках:

s6tJaZMWFVOjXA4SsOPIGhMP2DB6Ah.png

делает их более убедительными, более емкими, утверждающими.

Стихотворение Пушкина «К няне» обращено к настоящей няне поэта, Арине Родионовне. Эта простая русская женщина подарила будущему поэту свою любовь и как говорят ученые познакомила маленького Сашу с богатством русского языка и народного фольклора. Маленький Пушкин очень любил сказки, которые рассказывала ему няня, любил слушать ее песни. И эти детские воспоминания оказали большое влияние на взрослое творчество Пушкина.

Данное стихотворение пронизано чувством глубокой любви и признательности к своей няне. Поэт передает свою заботу и тревогу, он отзывается о воспитавшем его человек с большой искренней теплотой.

Уже в первых строках стихотворения Пушкин называет няню Подругой и Голубкой. Слово Подруга показывает, что няня всегда поддерживала поэта, даже в годы тяжелых испытаний, его ссылки. А ласковое слово Голубка показывает отношение поэта к няне, его любовь.

«Сказка о мертвой царевне» Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих начал.

Злая царица вызывает страх и отвращение. Она любуется своим отражением, она готова убить красивую молодую царевну, просто потому, что она красивее ее. Читая, как царевну отводят в лес, или предлагают ей отравленное яблоко, мы переживаем за героиню, сочувствуем ей, и мечтаем, чтобы ничего у царицы не получилось.

Читая, как оживает царевна в хрустальном гробу, когда ее находит королевич Елисей мы радуемся. Финал сказки очень положительный и именно он создает общее настроение — чувство удовлетворения от победы добра, радость.

  • Какие сказки изучают в 1 классе школа россии
  • Какие рассказы изучаются в начальной школе
  • Какие сказки знает алиса яндекс список
  • Какие рассказы и соколова микитова ты читал найди в библиотеке книгу этого автора
  • Какие сказки заканчиваются словами не сказать ли опять с конца