Какие реки бывают в сказках

Как вы, наверное, знаете, мифология становится еще более интересной от того, что в ней пересекаются реальные факты с вымышленными. Например, это касается легендарных мест. Наши предки жили в гораздо большей гармонии с природой, чем живем мы. Они поклонялись божествам, которые отвечали за горы и равнины, за моря, реки и океаны. Не удивительно, что реки были «двигателями» жизни в древние времена. Именно поэтому наши предки зависели от рек и превозносили их в своих легендах. О таких легендах мы и хотим с вами поговорить в сегодняшней статье.

Реки Древней Греции

Греческая мифология считается одной из самых «сохранившихся» в наши дни. Именно поэтому мы хотим начать именно с нее, т.к. жители Эллады, как и многие другие, придавали рекам огромное значение и не единожды упоминали их в своих легендах. Пожалуй, не найдется рек более значимых, чем реки, протекающие в царстве Аида. С них мы и начнем наше повествование.

Стикс

Стикс

Наверное, это самая значимая река в древнегреческой мифологии. Она составляла 1/10 часть общего водного потока в царстве Аида. Однако не многие знают, что Стикс – это женский персонаж в греческой мифологии, которая и дала свое имя такой значимой реке.

События эти происходили во время Титаномахии, когда Зевс противостоял Кроносу. Сама Стикс была дочерью Океана и Тефиды, т.е. по происхождению она была младшим титаном. Однако она одна из первых, кто в войне богов встал на сторону Зевса, вместе со своими детьми, за что заслужила не только благосклонность громовержца, но и его расположение. Впоследствии Зевс сделал Стикс богиней клятв, а реку в Аиде – священной рекой и ее владениями. Считалось, что клятва, которую давали на этой воде, была нерушимой, а кара могла постигнуть даже богов, если они решались нарушить свое слово.

Что касается значения реки, считалось, что Стикс огибает царство Аида целых 9 раз. В будущем это послужило вдохновением для Данте, который именно на этой легенде создал свои «9 кругов ада».

Однако у эллинов река имела невероятно высокое значение. Считалось, что именно по этой реке души умерших переправляются на другую сторону Аида, где им предстояло вечное пребывание и покой. Через эту реку их переправлял паромщик Харон, которому нужно было заплатить. Именно поэтому в древности была традиция, согласно которой на глаза мертвецам клали монеты. Они-то и должны были служить платой Харону в загробном мире.

Что касается Стикса в произведениях Вергилия, Сенеки, Лукиана и Данте, то они описывали реку, как грязное болото на пятом кругу ада. В этом болоте находились люди, которые при жизни часто придавались гневу и скуке. Последние служили «полом» для первых, которые вечно дрались на их телах.

мифические реки названия

Интересно, но судя по всему, современным ученым удалось найти предполагаемый Стикс, а точнее его ответвление, которое вытекает в мир людей. Речь идет о реке Мавронери, которая находится на полуострове Пелопонесс, в Греции. Легенды гласили, что вода была крайне ядовитой для людей, и даже бессмертные боги не могли ее спокойно пить. Считается, что именно водой из Мавронери был отравлен Александр Македонский, т.к. воды этой реки обладают ядовитыми микроорганизмами.

Еще одним интересным фактом является история Ахилла. Дело в том, что мать его – Фетида, омывала младенца именно в Стиксе, благодаря чему Ахилл сделался неуязвимым для любого оружия. Однако она держала младенца за пятку, которая так и осталась единственным местом, куда можно было ранить великого воина.

Лета

Лета

Лета – это еще одна река в царстве Аида, не менее важная, чем Стикс. Эллины считали, что если духи испивали воды из Леты, то мгновенно теряли память о своей прежней жизни и наоборот, если настало время духа вернуться в мир людей, то он снова испивал воду реки, обретая память. Существует легенда, согласно которой Лета, скорее всего, находилась ближе ко входу в Аид, чем Стикс, ибо мифология говорит, что располагалась река в стране Ена, а троном ее стал камень, на котором сидели наказанные Аидом Тесей и Пирифой, за попытку похищения Персефоны.

Антон

Задать вопрос

Имеет ли Лета отношение к богине Лето?

Антон

Никакого. Однако, если уж на то пошло дело, существовала наяда Лета, которая отвечала за эту реку, будучи одной из дочерей Зевса.

В поздней мифологии значение Леты немного изменилось, точнее – изменилось отчасти. Дело в том, что греки «создали» другую реку – Мнемосину (получившую имя в честь богини памяти). Считалось, что Лета только забирает память, тогда как Мнемосина ее возвращает. Именно из этих рек пили оракулы, когда им нужно было обратиться к богам и посоветоваться с ними.

Существует легенда, согласно которой Лета, судя по предположениям – это река Лимия, в Ливии, находящаяся в провинции Оренсе. Легенда гласит, что римский генерал Децим Юний Брут хотел вести военную кампанию в этом регионе, однако его солдаты наотрез отказывались пересекать реку. Тогда генерал в одиночку переплыл реку и с другого берега начал выкрикивать имена солдат, показывая, что он не потерял память. Солдаты воодушевились и пошли вслед за полководцем.

Русский язык также сохранил в своем величии информацию о Лете. Речь идет о выражении «кануть в Лету», что означает – потерять или забыть что-то навсегда. Кстати, на нынешней карте также имеется река Лета, но находится она на Аляске, а найдена была лишь в 19 веке, так что ее название не имеет ничего общего с мифологией и просто является данью традиции.

Ахерон

Ахерон

Это еще одна река подземного царства, однако она считалась первой и главной, ведущей в преисподнюю. Дословно название реки переводится как «поток печали» или просто «печаль». Впервые эта река упоминается в десятой песни Одиссеи. Согласно ей, Харон перевозил тени душ именно по Ахерону. Кроме того, легенда гласит, что подле реки были ворота, ведущие в царство мертвых, и именно у этих ворот Геракл нашел Цербера, выполняя задание Эврисфея.

Тем не менее, различные поэты и писатели описывали Ахерон, как дикую и пугающую реку. Она протекала между отвесными скалами и была настолько крутой и глубокой, что иногда терялась из виду. Кроме того, река постоянно испарялась, что и послужило верованиям, будто бы река находится вблизи преисподней. А вот имя свое Ахерон получил в честь речного бога, отца Аскалафа.

Интересным фактом является то, что у этрусков были 2 главные книги. Одна называлась «книгой судьбы» и была наставлением для людей при жизни, а вторая называлась «книга Ахерона» и считалась наставлениями для души, как вести себя после смерти.

мифические реки

Впоследствии, под влиянием христианства и других религий, Ахерон напрямую стал ассоциироваться с адом. Этим словом описывали все ужасы, которые таил подземный мир грешников. Однако эти верования появились уже в средние века, благодаря рассказа некого дворянина Тундала.

Легенда гласит, что однажды он заболел, находясь в доме друзей. Он был почти мертвым и лишь тепло в районе сердца не отнимало надежды у его близких. Однако Тандал очнулся и поведал удивительную историю, согласно которой к нему явился его ангел-хранитель и показал ад, в котором и находился Ахерон – ужасное чудовище, выше и больше любой горы, глаза которого горят огнем и с такой огромной пастью, что в ней бы запросто поместились бы 9 тысяч человек.

При этом, из пасти чудовища раздаются крики. Судя по всему – это крики грешников, проглоченных Ахероном. Тундал побывал и там, и ничего, кроме слез, мрака, жара и холода одновременно он не видел. К сожалению, оригинал на галльском языке не дошел до нас, однако некий монах перевел историю на латынь, после чего она появилась и на других европейских языках.

Судя по всему, данное произведение также стало частью «9 кругов ада по Данте», который одновременно черпал вдохновение из нескольких источников.

Коцит

Коцит

Эту реку еще называют Кокитосом, что является более правильной ее греческой версией. Согласно легендам, эта река впадала в Ахерон, а находился она вблизи города Месопотамон. Река считалась одним из притоков Стикса и имела значение реки Плача. Но это только в произведениях античных авторов. Данте же описывает реку, как замерзшее озеро на 9 кругу ада, где находятся самые отъявленные преступники и предатели, среди которых Иуда, Кассий и Брут. Именно их грызет своими пастями Люцифер, который находится тут же.

Флегетон

Флегетон

Это последняя река – приток Стикса. Эллины также считали, что Флегетон впадает в Ахерон. Река считалась огненной. В ней находились отце и матереубийцы до тех пор, пока сполна не искупали свои грехи. Данте же добавил, что эта река состояла не из воды, а из кипящей крови, где находились все, кто хоть когда-то применял насилие против людей. Река находилась в пустыне с огненным дождем, и грешники оттуда попадали на 9 круг ада, в вечную мерзлоту Коцита.

Вообще у греков реки имели крайне важное значение. Например, при помощи рек Геракл очистил Авгиевы конюшни. Однако, если залезать в глубокую древность, прослеживается влияние мудрого и всесильного Океана, миролюбивого бога, который сохранил нейтралитет в Титаномахии и дочь которого – Метида, впоследствии стала супругой Зевса. Считалось, что Океан бог реки, которая окружает землю.

Реки в скандинавской мифологии

Древние викинга куда меньше почитали реки, чем древние эллины, однако и у них реки имели немаловажные значения. Но у скандинавов все было куда проще. Считалось, что существовал Эливагар – «воды хаоса» – водный поток, из которого растекались 12 бурных потоков по всему миру.

  • Вимур – одна из главных рек Эливагара, и она же – самая большая река. С ней связана легенда о Торе, который пересек реку, дабы убить великана Гейрреда. Его дочь переполнила реку водой, но Тор сумел удержаться, ухватившись за рябину. Предположительно, Вимуром называли современный Амур.

Реки в скандинавской мифологии

Впоследствии возникла поговорка, что рябина – это спасение Тора. Впоследствии скандинавские моряки нередко клали себе под доспехи кусочки рябины, чтобы защититься от гнева Раны, жены владыки морей.

  • Гьелль – вторая, по значимости, река в скандинавской мифологии, после Вимура. В целом, история реки похожа на историю греческого Стикса. Дело в том, что река протекала от Хвергельмира в Нифльхейм, через Гиннунгагап, а потом уже попадала в мир людей. Именно эта река находилась ближе всего к царству мертвых, куда вел мост Гьялларбру. Именно этот мост охраняли Хель, Модгуд и пес Гарм.

мифические реки названия

Остальные же притоки Эливагара назывались так:

  • Свель
  • Гуннтра
  • Фьерм
  • Фимбультуль
  • Слид
  • Хрид
  • Сюльг
  • Ульг
  • Вид
  • Лейфт

Как мы уже сказали ранее, реки викингами ценились куда меньше тех же морей. Может быть – это из-за географического положения, а может – в виду менталитета. Как бы там не было, а остальные притоки Эливагара практически не фигурируют в скандинавской мифологии.

Реки славянской мифологии

К сожалению, вера наших предков уходит в настолько далекие времена, что отследить какие-то ее детали не представляется возможным. Тем более, что последующая христианизация напрочь отрезала языческие верования наших предков. Тем не менее, что-то да сохранилось, и этим мы хотим с вами поделиться.

Какая река считалась главной у славян?

Антон

Трудно сказать, особенно учитывая тот факт, что славяне населяли практически всю Евразию, в качестве разных племен (если брать за основу современную историю). Поэтому у каждого славянского народа были свои значимые реки, которые они увековечили в мифологии.

Беловодье

Беловодье

В плане этой реки наши предки подразумевали воды истинно чистой реки. Само Беловодье считалось легендарным местом, которое располагалось где-то на Востоке. Это что-то вроде страны, где жили люди и существа, достигшие крайнего просветления. Одна из легенд гласит, что Белововодье и является страной Ариев, которые были или нашими предками, или близкими соседями.

Река Ра

Река Ра

А это еще раз подтверждает коренную связь между многими мифологиями мира. Однако наши предки разделяли эту реку на духовную и физическую. Так, например, физической рекой Ра считалась Волга, тогда как духовной рекой Ра – считалась река, отделяющая реальный мир от небесного царства.

Ирий

Ирий

А эта мифическая река располагалась в Раю и омывала райское мировое древо и находилась или на западе, или на юго-западе, в теплых краях, куда на зиму улетают птицы. Считалось, что Ирий разделяет Явь и потусторонний мир, и что смертному путь через нее был запрещен.

Смородина

Смородина

Наши предки верили, что эта река омывает мир людей. Смородина являлась границей, между Явью и миром мертвых. Также она называлась огненной рекой. Эту реку и знаменитую преграду на ней должны были преодолевать люди или их души, чтобы перебраться на «тот свет». Также до нас дошли описания этой реки, которые звучат следующим образом: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает.»

Днепр, Дон и Сож

Дон

Былины рассказывают нам о Днепре, а точнее о женщине, которой он представлялся. Звали ее Непра Королевична. Случилось так, что на пиру у киевского князя она затеяла спор богатырский с Доном Ивановичем. В состязании Дон случайно убивает Непру стрелой, а потом и сам, в отчаянии, падает на нож.

Также существовало поверье, согласно которому Днепр был сыном слепого отца, детьми которого также были Волга и Сож. Отец пообещал подарить дочерям хорошую землю, а Днепру оставить болотистую. Но последний пошел на хитрость. Он обмотал свои руки паклей и выдал себя за Сож. В результате, Днепр получил хорошие земли, а Сож – болотистые.

Реки в египетской мифологии

Реки в египетской мифологии

Что касается египетских рек, то тут все куда проще. Единственно значимой рекой в Египте был Нил, с которым они и связывали различные мифы и легенды. Однако не многие знают, что Нил – это греческий вариант произношения имени бога реки. Сами же египтяне звали его Хапи или Хопей.

Однако значение бога в мифологии было колоссальным. Не удивительно, что даже греки, а потом и римляне считали его прародителем всей жизни в Египте. По сути, он был богом не самой реки, а его плодородной силы, а отсюда и легенды, что Хапи сотворил все что разливается и сделал все, чтобы дать людям жизнь.

Однако образ бога разнится, в зависимости от подачи легенды. Так, например, и греки, и римляне изображали Хапи, как великана с рогом изобилия и множеством детей. В таком облике до нас дошла и его статуя, сделанная во 2 в до н.э. А вот сами египтяне верили, что Хапи обладает меньшим ростом, что он был упитанным и обладал почти что женской грудью. При этом, его атрибутами считалась чаша, наполненная фруктами.

Реки египетской мифологии

Другие, менее значимые реки, упоминающиеся в мифологиях

реки упоминающиеся в мифологиях

  • К таковым рекам можно отнести Геликон из греческой мифологии. Согласно легенде, вакханки, убившие и растерзавшие Орфея, попытались омыть руки именно в Геликоне. Однако речной бог ушел под землю сам и увел за собой реку, возродившись на Дионе, где он стал называться Бафирой.
  • Тигр и Евфрат – реки, которые имеют непосредственное отношение к Библии, где и упоминаются, как «вытекающими из рая». Считалось, что вблизи Евфрата находится земля, обещанная богом Аврааму.
  • Каусар – река, упоминающаяся в исламе. Согласно легендам, она была дарована пророку Муххамеду. Упоминается в Коране, в суре аль-Кавсар.
  • Вайтарна – река, упоминающаяся в индуистской мифологии. Считалась рекой подземного царства бога Ямы. К рекам индуистской мифологии можно отнести Гандак, Гхаггар и Сарасвати.

Пожалуй, на этом можно и закончить нашу статью, ибо никаких сил не хватит, чтобы пройтись по всем мировым мифологиям и упомянуть все мифические реки, которые в них упоминаются. Так что следите за новостями на нашем сайте, который мы будем регулярно восполнять новой информацией. На этом мы прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.

Часто задаваемые вопросы

Почему некоторые источники утверждают, что Харон перевозил души умерших по Стиксу, а другие – что по Ахерону.

Почему в скандинавской мифологии уделяется малое значение рек?

Почему греки и римляне исказили образ бога Нила?

КРАТКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  «РЕКИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ»

КРАТКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«РЕКИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ»

Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно так и какую роль играли в жизни наших предков. Это могли быть некие безликие силы, например берегини . Берегини в мифологии славян живут по берегам рек и они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. По древним поверьям, берегини часто указывали путникам расположение  брода . В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берег». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.

Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно так и какую роль играли в жизни наших предков. Это могли быть некие безликие силы, например берегини . Берегини в мифологии славян живут по берегам рек и они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. По древним поверьям, берегини часто указывали путникам расположение  брода . В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берег». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.

Река Беловодье  Слово Беловодье предполагает наличие белой воды или белой реки, где небесной чистоты вода. Беловодье - легендарная земля, духовный центр древней веры, райская местность, расположенная где-то на Востоке, проще говоря, это территория, на которой проживали духовно продвинутые просветленные белые люди. Считают, что это центр Ариев и Славян.

Река Беловодье

Слово Беловодье предполагает наличие белой воды или белой реки, где небесной чистоты вода. Беловодье — легендарная земля, духовный центр древней веры, райская местность, расположенная где-то на Востоке, проще говоря, это территория, на которой проживали духовно продвинутые просветленные белые люди. Считают, что это центр Ариев и

Славян.

Река Ра  Ра - по одной из мифологических версий, река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра - реку (

Река Ра

Ра — по одной из мифологических версий, река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра — реку («Вашу»), отделяющую Явь от небесного царства и это то место, где душа перерождалась.

Святилище на берегу реки Ра

Река Ирий  Река Ирий - это древнее название рая и райского мирового дерева, мифическая страна, находящаяся на теплом море, на западе или юго - западе земли, где зимуют птицы и змеи. По сохранившимся верованиям мы знаем, что древние славяне представляли Ирий как потусторонний мир, путь которого находится под землей или через воду, то есть по реке. Так же было поверие, что она отделяет мир богов от мира людей и смертному к ней не пройти.

Река Ирий

Река Ирий — это древнее название рая и райского мирового дерева, мифическая страна, находящаяся на теплом море, на западе или юго — западе земли, где зимуют птицы и змеи. По сохранившимся верованиям мы знаем, что древние славяне представляли Ирий как потусторонний мир, путь которого находится под землей или через воду, то есть по реке. Так же было поверие, что она отделяет мир богов от мира людей и смертному к ней не пройти.

Река Смородина  Смородина - река в восточно - славянских волшебных сказках, былинах и заговорах, отделяющая мир живых от мира мертвых, так же преграда которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот» свет. Огненная река Смородина и Калинов мост не только употребляется в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает её описаниям в сказках : «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает.»   Калинов мост на реке Смородина

Река Смородина

Смородина — река в восточно — славянских волшебных сказках, былинах и заговорах, отделяющая мир живых от мира мертвых, так же преграда которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот» свет. Огненная река Смородина и Калинов мост не только употребляется в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает её описаниям в сказках : «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает.»

Калинов мост на реке Смородина

Река Днепр  Днепр в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она вступает в богатырский спор на пиру у князя киевского с Доном Ивановичем. В единоборстве Непра оказывается побежденной, Дон убивает ее стрелой и сам в отчаянии падает на нож и погибает. От крови Непры потекла река Днепр. Существовали сказания о реках Волга, Сож и Днепр. Их слепой отец решил наделить каждую реку землей и объявил о своем решении дочерям, но скрыл замысел от сына Днепра. Но Днепр подслушал обещание отца подарить всем рекам хорошую землю, а Днепру оставить болотистые места. Проснувшись Днепр пошел на хитрость и так как его тело было гладким, он обернул руки паклей и выдал себя за Сож, тем самым Сожи достались болотистые места.

Река Днепр

Днепр в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она вступает в богатырский спор на пиру у князя киевского с Доном Ивановичем. В единоборстве Непра оказывается побежденной, Дон убивает ее стрелой и сам в отчаянии падает на нож и погибает. От крови Непры потекла река Днепр. Существовали сказания о реках Волга, Сож и Днепр. Их слепой отец решил наделить каждую реку землей и объявил о своем решении дочерям, но скрыл замысел от сына Днепра. Но Днепр подслушал обещание отца подарить всем рекам хорошую землю, а Днепру оставить болотистые места. Проснувшись Днепр пошел на хитрость и так как его тело было гладким, он обернул руки паклей и выдал себя за Сож, тем самым Сожи достались болотистые места.

Река всегда была одним из наиболее емких и многозначных символов. Она представляла собой и дорогу в иной мир, расположенный на другом берегу, или символизировала течение времени, вечность, забвение. Кое - где верили, что этот свет отделен от иного рекой, перейдя через которую ты обретешь рай, но это всего - лишь мифы наших предков, так что ваше дело, дорогие читатели, верить или нет. Вода всегда являла собой мощную живительную силу, она - и верный друг, кормилец человека, и затаившийся до поры до времени враг. В любом случае, народ в мифах и поверьях связывал с водой свою судьбу и судьбу своих потомков.

Река всегда была одним из наиболее емких и многозначных символов. Она представляла собой и дорогу в иной мир, расположенный на другом берегу, или символизировала течение времени, вечность, забвение. Кое — где верили, что этот свет отделен от иного рекой, перейдя через которую ты обретешь рай, но это всего — лишь мифы наших предков, так что ваше дело, дорогие читатели, верить или нет. Вода всегда являла собой мощную живительную силу, она — и верный друг, кормилец человека, и затаившийся до поры до времени враг. В любом случае, народ в мифах и поверьях связывал с водой свою судьбу и судьбу своих потомков.

Молочные реки с кисельными берегами — красноречивый символ изобилия, который, кажется, понятен всем. Приятно думать, что где-то есть волшебная страна, в которой ты всегда будешь сыт, не прилагая к тому никаких усилий. Подобные образы есть в фольклоре многих народов: гора из пармезана у итальянцев, пироги, растущие на деревьях, у англичан, винные реки у французов, реки из кокосового масла — у полинезийцев. Русский народ, понятное дело, воплотил в своих сказках то, что было ближе ему.

Насколько этот образ близок нам сегодня? Пожалуй, уже не так, как ещё лет двести назад. Конечно, «кисельные берега» записаны у нас на подкорке, но что именно вы представляете, когда слышите это словосочетание? Думаю, большинству воображение рисует хляби из фруктового киселя — напитка. Таким мы знаем его с детского сада, то есть примерно с тех времён, когда впервые слышим о кисельных берегах. Но в детстве подобная несуразица воспринимается естественно: сказано «берега из киселя» — значит, из киселя.

Между тем наши предки понимали под киселём совсем не то, что мы сегодня. Знакомый нам густой напиток из фруктов, сахара и крахмала появился на гастрономической сцене относительно недавно: ещё в начале XIX века он считался модной новинкой. К тому же долгое время его делали гораздо более густым, чем мы привыкли: его скорее ели ложкой, нежели пили, а кисель-напиток появился уже в советские годы. До этого на протяжении веков актуальным было определение, которое мы находим в словаре Даля:

КИСЕЛЬ | м . (кислый) мучнистый студень; овсяный, ржаной, пшеничный кисель, ставится на опаре и закваске; гороховый, пресный.

Именно из «мучнистого студня» и сделаны берега волшебной реки. Получается он таким плотным, что можно резать ножом. Если совсем грубо, то принцип приготовления тот же, что и у крахмального напитка: вода с мукой нагреваются до загущения. Отсюда, вероятно, и общность названий. Вот только результат не имеет ничего общего с тем, к чему мы привыкли, — ни по вкусу, ни по внешнему виду.

Кисель по-старорусски можно приготовить практически из любой муки, какая есть в доступе, — популярные варианты перечислены у Даля. Самый классический кисель — овсяный. Важный вкусовой нюанс — традиционно кисельная смесь перед нагреванием заквашивается. Отсюда и название: «кисель» значит «кислый». Исключение — гороховый кисель, увековеченный Гиляровским в «Москве и москвичах», но сегодня речь не о нём. Чтобы сделать кисель кислым, лучше всего использовать хлебную закваску — вкус получится более мягким и естественным, не таким дрожжевым. Но сегодня кухни, на которых водится закваска, — всё-таки редкость, потому, скрепя сердце, можно заменить её крошечным количеством дрожжей. Важно не переборщить, чтобы не испортить вкус. Можно готовить и вовсе без дрожжей — пресную версию. Это будет не очень исторично, зато гарантированно вкусно.

Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.
— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.
— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

Овсяную муку можно смолоть самостоятельно из овсяных хлопьев (классический геркулес «долгого» приготовления), хотя в больших городах сегодня купить её не проблема. Также можно попробовать приготовить овсяный кисель на толокне, но вкус получится другим.

Сахар добавляется по вкусу. Я бы сказала, что 70 г сахара на стакан муки — это предел. При таком количестве мы получим довольно сладкий десерт. Можно совсем минимизировать сахар и корректировать вкус киселя уже в готовом виде — например, подав его с вареньем.

В целом, пропорции довольно условны. Стакан муки на два стакана воды даёт на выходе плотный овсяный пудинг. Можно уменьшить количество муки и получить более лёгкую текстуру, но такой кисель будет труднее вынимать из формы.

Овсяный кисель по-старорусски

Ингредиенты

  • 110 г (1 ст.) овсяной муки
  • 400 мл (2 ст.) воды
  • 50 г сахара
  • По желанию — щепотка дрожжей или немного хлебной закваски

Приготовление

  1. Налить воду в широкую кастрюлю. Порциями, в несколько заходов просеять в неё муку, всякий раз тщательно размешивая венчиком, чтобы избежать образования комочков. Добавить сахар, размешать.
  2. Если есть желание поэкспериментировать с кислым киселём (исторически более правильная версия), далее следует добавить закваску или дрожжи и оставить смесь в тёплом месте на несколько часов. Когда брожение станет заметно визуально (появятся пузыри), заканчиваем этот этап и переходим к следующему. Если дрожжи не используются, после смешивания всех ингредиентов можно сразу приступать к нагреву.
  3. Кастрюлю поставить на средний огонь и нагревать, непрерывно мешая венчиком (чтобы ничего не подгорело и прогревалось равномерно). Готовить, пока смесь не станет очень густой (фактически до кипения).
  4. Перелить/переложить в форму и разровнять. Чтобы облегчить последующее доставание, форму можно предварительно немного смазать растительным маслом.
  5. Накрыть пищевой плёнкой так, чтобы она непосредственно прилегала к поверхности кисельной массы. После этого можно ещё разровнять кисель получше прямо через плёнку —  так удобнее. И убрать в холодильник до полного охлаждения и застывания (лучше на ночь).
  6. С охлаждённого киселя снять плёнку и перевернуть его на сервировочное блюдо.

Готовый кисель можно резать ножом, как пирог. Подавать его стоит, конечно же, с молоком. Также нелишним будет дополнение в виде варенья или просто кисловатых ягод (мой вариант). Как вкуснее — зависит от количества сахара в самом киселе.

Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться?
Бежит молочная речка, кисельные берега.
— Речка-матушка, спрячь меня!
— Съешь моего киселика!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели.

Сказки про Реки и о Реках

В этом разделе представлен сборник сказок про Реки на Русском языке. Приятного чтения!

  • 1141

    23
    4


    Как появились на земле реки

    В древние незапамятные времена спустился с небес старец по имени Етим Не, что означает «Праотец», вместе со своей женой Еджав, что означает «Львица». Эта дряхлая чета была первыми обитателями земли. В то время земля была сухой и безводной, потому что вся вода находилась в небесных владениях Обасси Осау. …

  • 532

    13
    3


    Царевич-торговец с реки Пурана

    Было это давным–давно, когда река Синдх текла восточнее ее нынешнего русла и называлась тогда Пурана (Старая река). Она была главным торговым путем этого края. На ее берегах стояло много портовых городов, среди которых особенно славился Али Бандар. В те времена многие правители занимались торговлей, …

  • 946

    16
    3


    Водопад и река

    С ужасным шумом низвергался Ручей кристальною стеной С горы высокой и крутой, О камни с пеной раздроблялся, Кипел, крутил песок, ревел, И в берегах стрелой летел; Ни птица, ниже — зверь к нему не приближались, И ноги смертного в него не опускались. Нашелся, наконец, Один отважный молодец, Который на …

  • 491

    16
    7


    Кызымиль — золотая река

    Было, видишь, так. Полюбила девушка-Кызымиль, красивая девушка (как черемуха весной) доброго бога-Вуиса. Розового, сочного, крепкого — как шишка кедровая. Ладно. Вышла на елань, к солнцу лицо повернула, волосы распустила. Говорит: — Вуис! Вуис! Я тебя люблю. Прилетел Вуис-радостный бог. Улыбнулся, сказал: …

  • 4172

    144
    16


    Вниз по волшебной реке

    Глава первая ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы. Целыми днями он купался в речке и загорал. По вечерам он забирался на печку, смотрел, как бабушка прядёт свою пряжу, и слушал её волшебные сказки. — А у нас в Москве …

  • 476

    8
    3


    Крестьяне и Река

    Крестьяне, вышед из терпенья От разоренья, Что речки им и ручейки При водополье причиняли, Пошли просить себе управы у Реки, В которую ручьи и речки те впадали. И было что на них донесть! Где озими разрыты; Где мельницы посорваны и смыты; Потоплено скота, что и не счесть! А та Река течет так смирно,…

  • 856

    9
    9


    Пруд и Река

    «Что это, — говорил Реке соседний Пруд, — Как на тебя ни взглянешь, А воды всё твои текут! Неужли таки ты, сестрица, не устанешь? Притом же, вижу я почти всегда, То с грузом тяжкие суда, То долговязые плоты ты носишь, Уж я не говорю про лодки, челноки: Им счету нет! Когда такую жизнь ты бросишь? Я, право,…

  • 365

    12
    2


    Как бараны шли через реку

    Был у короля сказочник, часто забавлял он короля разными диковинными историями. Король без сказки и уснуть-то не мог. Как ложится в постель, так зовёт сказочника, и тот послушно начинал сказку.

    Вот раз послал король за сказочником, а тот уж спать лёг, так притомился, что совсем неохота ему сегодня сказки…

  • 1933

    16
    1


    На реке Чусовой

    По западному склону Уральских гор сбегает много горных рек и речонок, которые составляют главные питательные ветки бассейна многоводной реки Камы. Между ними, без сомнения, по оригинальности и красоте первое место принадлежит реке Чусовой, которая прорыла свое каменистое ложе сквозь скалы и горы на расстоянии…

  • 405

    14
    4


    Волки и река

    Волки обнаружили на дне реки баранью шкуру. Они решили, что это живой баран, и стали думать, как к нему добраться. Думали-думали и решили выпить реку, а затем съесть барана.

    И сказал им находившийся поблизости человек:

    — Скорее вы лопнете, чем выпьете всю воду из этой реки.

    Мораль ясна: не следует…

  • 381

    19
    4


    Сказка про то, как медведь Арц разделил реку надвое

    Ты уже знаешь, что было это всё тогда, когда звери ещё разговаривали и люди понимали их язык. Так вот, медведей, волков, лис и других зверей водилось тогда в Пиренеях видимо-невидимо. И у каждого зверя было имя. Волка звали Отсоа, лиса звали Акерйа, а ласточку, что несёт в дом человеку добрую весть,…

  • 644

    16
    3


    О реке Улите

    На безымянной речке, впадавшей в Тулому, жил некогда со своею семьею в старой веже саам рыбак. Жили они хорошо, пока не вздумалось рыбаку поставить новую, просторную вежу на красивом высоком берегу речки. Когда вежа была поставлена, жена рыбака стала щепу и стружки сбрасывать в воду. Увидел это рыбак …

  • 1708

    38
    0


    Как река Волга началась

    Жила-была бедная вдова с сыном Мишуком. Ютились они в старенькой избёнке, хорошо если хлеба до нового года хватало, а летом ягодами да грибами перебивались. Как-то, после тёплого дождя, пошла старуха в лес за грибами. Ходила, ходила — ни одного гриба не нашла. ‘Не с пустыми же руками домой возвращаться,- …

  • 163

    3
    0


    Почему горы у реки Гортон дымятся

    Когда мир был молодым, людей всегда окружали духи, очень похожие на людей, только невидимые. Да-да, их нельзя было ни увидеть, ни услышать. Вот примутся люди разбивать стоянку, глядь — неподалеку начинает расти жилище из ледяных глыб. Кто-то эти глыбы на нужное место ставит, дом и растет вроде сам собой. …

  • 2388

    90
    21


    В реке

    Усатый сом лежал на дне И пузыри пускал во сне. И до поверхности реки, Как на воздушных шариках, На них катались окуньки И шустрые пескарики. Был мудрым старый сом: Он зря Не выпускал ни пузыря!

  • 1946

    459
    51


    Главные реки Америки

    Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться …

  • 5446

    580
    110


    Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо

    В некотором царстве, в некотором государстве жили — были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали. Разнеслась вдруг в том царстве — государстве дурная весть: собирается чудо — юдо поганое на их землю …

  • 82316

    4102
    711


    Баба-Яга

    Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке: — Пойди к моей сестре, твоей тетке, …

  • 27886

    1644
    254


    Иван-царевич и серый волк

    Жил — был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто — то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. …

  • 6195

    3164
    626


    Алёша Попович и Тугарин Змей

    У соборного попа ростовского был молодой сын, удалый добрый молодец, Алёша. Научился Алёша на коне ездить, научился мечом владеть и приходит к милому родителю просить благословения на путь-дорогу: хочет Алёша поехать к морю, пострелять гусей-лебедей, малых серых утушек, поискать богатырских подвигов. …

Сказочные реки, былинные берега

Фрагмент экспозиции. А.Д. Бржезицкая. Туалетный прибор Принцесса на горошине. 1956

  Выставка «Сказочные реки, былинные берега». Фрагмент экспозиции
Туалетный прибор «Принцесса на горошине». 1956
  А.Д. Бржезицкая

Мир сказок… Как он велик и необычайно разнообразен. С незапамятных времен былины, сказы, предания, волшебные истории сопровождали людей с самого детства, были особыми путеводными нитями, ведущими их по жизни и примиряющими с несовершенным миром. Сказка, изначально напоенная добротой и мудростью народной, со временем менялась — от устных сказаний до современных литературных фантазий, дополнялась новыми сюжетами и героями. Но неизменными в ней оставались истинные идеалы, представления о добре и зле, жизни и смерти, истине и лжи, о счастье и любви.  

Русские народные сказания, былины, порожденные языческой верой в магические силы природы, постепенно становились историями о невиданных приключениях героев – могучего Ильи Муромца, Ивана-царевича и его верного волшебного волка, удачливого Емели, храброго Садко. Очень яркими были женские образы: Царевна-Лебедь и Царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная и Премудрая, Марья Моревна, Аленушка и Снегурочка.  Были и персонажи, заимствованные из иноземных источников и по-новому воплотившиеся в русском фольклоре. Таковы истории славных деяний и подвигов Бовы-королевича и победителя змея, богатыря Еруслана Лазаревича. Любопытны и поучительны сказки о животных, в которых те наделялись определенными чертами характера: медведь – неуклюжей доброй силою, лиса – хитростью и проворством, волк – свирепостью, пугливый заяц – сообразительностью.

Передавались сказки сначала из уст в уста, позднее — записывались этнографами, которые путешествовали по бескрайним пространствам России и бережно сохранили для нас множество народных преданий, загадок, прибауток и разнообразных сказок: богатырских и бытовых, авантюрных и волшебных. В 1832 году публикуется сборник сказок, составленный В.И. Далем, известным автором «Толкового словаря живого великорусского языка»; в 1850-е годы выходит классический сборник народных сказок А.Н. Афанасьева. И в ХХ веке собиратели старинных сказаний находили заповедные уголки, жители которых еще помнили рассказы своих бабушек и дедушек и щедро делились ими.

По народным преданиям написана всеми любимая сказка «Конек-горбунок» П.П. Ершова. Великолепные волшебные сказки А.С. Пушкина навеяны рассказами его няни Арины Родионовны.

На протяжении многих столетий сказочные темы живут в художественном творчестве. Прежде всего, это яркие образы народного искусства. Крестьянские избы и домашняя утварь издавна украшались изображениями всевозможных волшебных персонажей: птицами-павами, сиринами, жар-птицами, фантастическими львами, пышногривыми конями, единорогами и русалками.  В профессиональное искусство темы сказок пришли лишь в конце XIX века. Одним из первых обратился к образам народных былин и сказок живописец В.М. Васнецов и создал блестящие по своей выразительности полотна – «Богатыри», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Особенную загадочность сказочным персонажам подарил М.А. Врубель, вместивший в образы своих волшебных героев бесконечную глубину и поэтичность народной фантазии. Его «Царевна-Лебедь», символ женственности и ранимости, и «Пан», получеловек-полубог, олицетворяющий духовное единение человека с природой, всегда будут волновать своей таинственной красотой.

Балда на лошади

  Балда на лошади. Иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. 1958 — 1959
  Ю.В. Ворогушин

***

В марте 2018 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Сказочные реки, былинные берега». Она представила тему сказки в произведениях графики и декоративно-прикладного искусства, хранящихся в музейной коллекции. Словно в пестрый ковер, в нее вплетались самые разные сюжеты — от былин, народных преданий и сказок А.С. Пушкина до «Сказки о военной тайне» А.П. Гайдара и «Звездного мальчика» О. Уайльда. Большая часть экспонатов создана в середине и второй половине ХХ века – в период расцвета отечественной книжной иллюстрации. Однако начальное место в зале отводилось двум русским народным картинкам – лубкам, изданным в конце XIX столетия и повествующим о подвигах и приключениях славных богатырей Бовы Королевича и Ивана Царевича. Несмотря на иноземную одежду и доспехи их главных героев, подобные литографские картинки были популярны среди простых людей и становились непременным украшением крестьянской избы, трактира, купеческой лавки.

Центральное место в экспозиции заняли произведения на темы сказок А.С. Пушкина, отличающиеся большим стилистическим разнообразием. Цветные линогравюры Ю.В. Ворогушина к «Сказке о попе и работнике его Балде» (1958 – 1959) созданы в свободной, динамичной манере; их персонажи показаны в юмористическом ключе. Эскизы декораций, исполненные С.Л. Белоголовым к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», которая была поставлена в Новосибирском театре оперы и балета в 1951 году, напоминают о лучших традициях русского театрально-декорационного искусства конца XIX – начала ХХ века. Иллюстрации Е.И. Конькова к «Сказке о золотом петушке» (1968) удивляют своей лаконичной декоративностью и некой таинственностью, порождаемой гаммой сдержанных коричневых и серых тонов. Офорты Э.С. Гороховского к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1974) поражают остротой образной трактовки героев этого произведения. Нежно-декоративным штрихом в этом ряду можно назвать листы В.Н. Лагуны к «Сказке о царе Салтане» (1985), написанные темперой в стиле палехских мастеров.

Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор Сказка о золотом петушке. 1956

  Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке». 1956
  О.М. Богданова

Блестящими акцентами в этой части экспозиции оказались произведения фарфоровой пластики, созданные талантливыми художниками декоративно-прикладного искусства. Прославленная Н.Я. Данько, работавшая на Ленинградском фарфоровом заводе и известная своими скульптурками «агитационного» фарфора, была представлена великолепной в своей величавой простоте чернильницей «Пушкин за работой», исполненной в конце 1930-х годов. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке», созданный на Дулевском фарфором заводе скульптором О.М. Богдановой, привлекает внимание многоцветием, изысканной эклектичностью и выразительностью образов. Украшала экспозицию и еще одна работа этого автора — популярная в 1950-е годы «Малахитовая шкатулка», с характерной для того времени яркой росписью.

Теплота пушкинских сказок отражается в изделиях дымковских мастериц А.В. Кузьминых и Н.П. Трухиной «Белочка и хрустальный дом» и «Золотая рыбка». Исполненные в конце 1980-х годов, в традиционной для этого промысла манере, яркие и декоративные игрушки своеобразно раскрывают всем известные сюжеты.

Прекрасным обрамлением для произведений по сказкам А.С. Пушкина послужили графические работы на темы былин и иллюстрации к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Линогравюры И.Д. Архипова «Садко» и «Вольга и Микула» выполнены в манере, характерной для 1960-х годов: реалистичность образов соединяется здесь с широкой обобщающей декоративностью. В листах С.Р. Ковалева, оформляющих книгу «Былины» (1967), стилизация народного узорочья сочетается с подчеркнутой экспрессией в трактовке персонажей. Эти тонко написанные гуаши удивительным образом перекликались с иллюстрациями В.В. Тимофеева к афанасьевским «Русским народным сказкам» (1980-е), где яркость и повествовательность сказочных сюжетов усиливается орнаментальными рамками, в которые заключены изображения.

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева Русские народные сказки. Вариант. 1985

  Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Вариант. 1985
  В.В. Тимофеев

Литературная сказка в произведениях художников была представлена на выставке не очень широко, зато своеобразно и многогранно. Сдержанностью и тонкой живописностью отличаются акварели А.А. Рылова «Звери у кита» (из «Сказок зверолова» В.В. Бианки) и К.И. Рудакова «Бременские музыканты» (к сказке братьев Гримм), написанные в 1930-е годы. А рядом с ними, в витрине, притягивала взгляд сказка Г.Х. Андерсена – туалетный прибор «Принцесса на горошине» А.Д. Бржезицкой, художника и скульптора Дулевского фарфорового завода. Эта нарядная композиция, имеющая еще и утилитарное (пусть весьма условное) предназначение, так оригинально, с таким добрым юмором задумана автором, что остается только удивляться. Капризная, восседающая на перинах принцесса – это шкатулка, фигурки королевы и принца – изящные флаконы; лоток сделан в виде ковровой дорожки с фигурками пажей, а пудреница с собачкой на крышке напоминает подушку-пуф. Прибор расписан с поистине сказочным вкусом, а объединяющий оранжевый цвет придает композиции определенную весомость и «шикарность», оставляя при этом каждому из милых и забавных персонажей свой собственный характер. Необычным контрастом к этим образам смотрелись графические работы Ю.И. Кононенко – эскизы костюмов к спектаклю по пьесе С.Я. Маршака «Умные вещи» (1966). Они отличаются широким гротеском, смелым линейным и цветовым решением внешнего облика героев.

Созданные уже в XXI веке, добротные акварельные листы А.Н. Медведева к «Звездному мальчику» О. Уайльда и «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена прекрасно «уживались» с яркими иллюстрациями В.А. Авдеева к сборнику сказок «Быль и небыль» Т.Г. Габбе (1969) и к «Сказке о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А.П. Гайдара (1970).  Эти работы словно освещали трогательную фигуру маленькой девочки – скульптуру «Умница» (1958) Э.В. Звирбулиса.

Особое место в этой экспозиции принадлежало двум «Снегурочкам». Одна придумана мастером Дулевского фарфорового завода Н.А. Малышевой и имеет привычный облик «ледяной внучки», подчеркнутый перламутровой глазурью. Другая же, созданная в 1920-е годы А.В. Щекатихиной-Потоцкой – одной из самых талантливых художников-скульпторов Ленинградского фарфорового завода, останавливает внимание своим необычным нарядом, который декорирован изыскано стилизованным народным орнаментом. Эта выразительная фигурка перекликается с эскизами к сказке А.Н. Островского «Снегурочка», которые создал Н.К. Рерих, обращаясь, прежде всего, к мифологическим истокам сказки.

Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943

  Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943
  С.М. Орлов

Снегурочка. 1923

  Снегурочка. 1923
  А.В. Щекатихина-Потоцкая

Своеобразным символом выставки стала декоративная фарфоровая скульптура «Иванушка в полете» С.М. Орлова, исполненная на Дмитровском фарфоровом заводе, где мастер проработал более тридцати лет и создал уникальные произведения. К их числу принадлежит великолепная композиция к сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок», которая воспринимается красочным музыкальным сочинением, каким-то чудом воплощенным в фарфоре. Каждый персонаж этой сюиты обладает своим уникальным звучанием, выраженным в пластике, цвете и множестве золоченых акцентов. Главный герой – Иванушка, заботливо обнимающий конька, — благодаря лаконичной и яркой росписи его одежды и невероятной высокой шапки кажется одновременно и простоватым, и загадочным.

Иванушка, летящий на крылатом коньке с развевающейся гривой, приглашает в путешествие в невероятную, непостижимую страну заповедных преданий и фантазий.  Здесь каждый может найти себе сказку по душе: волшебную или поучительную, забавную или грустную, обыденную или героическую. Произведения художников, ярко и разнообразно отразившие сказочные сюжеты, помогают вспомнить знакомые с детства истории и по-новому прочувствовать их вечное очарование и колдовство.

В статье раскрывается значение фразеологизма «молочные реки и студенистые берега». В нем рассказывается, как и когда появилось это выражение, в каких сказках и других источниках мировой литературы можно найти. Будут представлены примеры из текстов.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 «Василиса Премудрая и Морской царь»
  • 3 «Гуси-лебеди»
  • 4 В сказках других народов и в мифологии
  • 5 В Библии
  • 6 В хозяйстве

Происхождение

«Молочные реки и банки киселей» — довольно известное выражение, родом из русского фольклора. Например, в русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» рассказывается о долгом, необыкновенном, изобильном времени:

В те древние времена, когда мир Бога был полон гоблинов, ведьм и русалок, когда текли реки молока, берега были студенистыми, а жареные куропатки летали по полям, тогда жил царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной…

характерно, что не только эти реки и берега, но и Гороховый царь являются своеобразными «вехами» того времени. Этот персонаж олицетворяет далекую давность лет, что буквально означает: неизвестно когда, но давно.

Горох камчатский

Таким образом, молочные реки и берега киселя символизируют изобилие и достаток — так что работать не стоит, все попадет в ваши руки. Кроме того, подразумевается, что благополучие и беспечность, поскольку реки волшебны, никогда не иссякнут. А в контексте вышеупомянутой сказки — такое время было давно, было, но прошло.

«Василиса Премудрая и Морской царь»

правда, в фольклорных источниках это выражение упоминается в разных вариациях. В сказке о Морском царе и Василисе Премудрой героиня превращает коней в реку меда и желейных косяков — ведь народные сказки существовали в устном варианте, если рассказчик не любил молоко, он мог заменить его на мед.

Кстати, учтите, что речь идет не о привычном нам продукте пчеловодства — густом меде, в котором иногда бывает ложка (такую ​​речку сложно представить), а о русском национальном напитке — мед. Это безалкогольный алкогольный напиток на основе меда. Однако его знали и готовили не только в России, но и почти во всей старой Европе. Есть разные виды напитков: мед, медовуха, сбитень и др. но в сказке не могло быть упоминания о меде, а, например, о кормлении — воде, просто подслащенной медом.

«Гуси-лебеди»

И в этой русской народной сказке молочная река с желейными берегами встречается в совершенно ином контексте: она появляется на пути девушки, потерявшей младшего брата. Это происходит дважды — и оба раза не как символ изобилия и благополучия, а как своего рода врата в мир мертвых. Ведь овсяный кисель и молоко — традиционные «поминальные» и «поминальные» продукты, особенно на севере России. Отказавшись от этого наслаждения, героиня попала в «межмирье», находящееся в особом пространстве — и не в мире живых, и не в мире мертвых. Есть хижина Бабы-Яги, в которой находится в плену мальчик, брат девушки.

русская народная сказка гуси лебеди

А чтобы вернуться в «мир живых», героин должен вкусить как из желейного банка, так и из молочной реки. Это своего рода жертвоприношение предкам.

Яблоня с яблоками в русской народной сказке «Гуси-лебеди» олицетворяет жизненную силу, а хлеб и печь служат символом человеческого общества — сидя в духовке, девочка и мальчик словно прячутся от посланцев птиц из мира смертей среди людей.

В сказках других народов и в мифологии

В румынских народных сказках молочные реки замыкались в косяках мамалыги (так называлась крутая кукурузная каша).

Болгарская легенда рассказывает, как Святой Георгий отсек головы трехглавому змею Лами, и из этих мест потекло молоко, пшеница и вино.

Словенская легенда интересна своим содержанием: в ней рассказывается, что давным-давно был такой плодородный период, когда вымя коров было настолько большим, что добыть молоко не составляло труда. Его было много, и женщины даже купали своих младенцев и мылись. Из-за такого изобилия люди были совершенно ленивы, что разозлило на себя Творца и отняло у него эту милость. Но по просьбе кота, который очень любил молоко, он оставил корове несколько сосков.

Средневековый эпос армянского народа «Давид Сасунский» повествует о необыкновенном источнике молока, вытекающем с вершины горы. Согласно легенде, Давид пил из этого источника, и его сила увеличилась, так что он мог вступить в бой с войсками Мелика.

реки молочного киселя берега сказка

Молочные реки можно назвать своеобразным символом «верхнего мира», если говорить о мифологической традиции. Например, в якутских мифах рассказывается о верхних реках, олицетворяющих довольство и изобилие, а о нижних — грязных, наполненных кровью и дегтем.

В Библии

А вот что вы можете прочитать в Библии, в Книге Исход: Бог сказал Моисею, что выведет народ Израиля из Египта и приведет их «в землю, кипящую молоком и медом», то есть туда, где он находится.. вечное изобилие и богатство.

Кстати, позднее библейское выражение с радостью подхватили писатели. Например, у М.Е. Салтыкова-Щедрина в сборнике «Добрые речи» (очерк «Отец и сын», 1876 г.) написано:

В то время .. дом генерала кипел молоком и медом.

Кроме того, в апокрифической книге Еноха Ветхого Завета и в Коране упоминаются небесные реки благодати, сделанные из меда и молока.

В хозяйстве

реки молока и берега студня значение фразеологизма

Напоследок можно упомянуть традиционное блюдо русской кухни: сытный кисель или блюдо на овсяной основе с молоком. Стоит отметить, что крупный рогатый скот, особенно корова, составлял основу крестьянского хозяйства. Но не во всех семьях.

Таким образом, поданная гостям в подарок тарелка с молоком и киселем свидетельствовала о благополучии принимающего дома. Возможно, именно благодаря этой кулинарной традиции появилось выражение «реки молока и берега студня», то есть все, что только можно пожелать.

«Редкая птица долетит до середины Днепра».

Николай Васильевич Гоголь.

Начну с интересного момента – в русском языке слова «река» и «речь» имеют общий корень и, по сути, общее значение. Речь – речка, речной, реченька, …наречие. Река – изрекать. Читаем у Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». В ряде славянских языков прослеживается сходная тенденция. Разве что у поляков река – ‘rzeka’, тогда как ‘rzecz’ – это не слова, но конкретная вещь, а иной раз — дело, благо (так, Речь Посполитая – буквально общее дело Литвы и Польши). Любопытно, что название немецкой реки Spree перекликается с немецким глаголом ‘sprechen’ (говорить, вещать) и с существительным ‘Sprache’ (собственно, речь). Напомню, что в этих местах когда-то проживали именно славянские племена. Итак, речь – это река, это плавное течение, а иной раз – просто вода. Вы заметили, что когда человек много и красиво говорит не по делу, а плавает всё вокруг да около, ему говорят: «Слишком много воды». Но вода – это начало жизни, в том числе – духовной. Так, что Иоанн Предтеча крестил в водах реки Иордан, а Владимир – Красно Солнышко крестил киевлян  в притоке Днепра – в реке Почайне. Слово «исток» — не просто география, но и философия, культура, душа народа. Народные истоки. Вода, река воспринимаются, как почин, иной раз, как смывание с себя негативного прошлого – современные учёные даже утверждают, что у воды есть свой «характер», своя энергетика, это не просто H2О. В конечном итоге, планетарная жизнь зародилась именно в воде…

…Ленский, Онегин, Печорин – фамилии ключевых персонажей русской литературной классики взяты не из жизни, а созданы искусственно, по прихоти авторов. Лена, Онега, Печора – северные, неласковые реки, а так называемая «холодная харизма» считалась модным и непременным качеством настоящего романтического героя первой половины XIX века. Интересно, что псевдоним Ленский довольно часто брали себе актёры, писатели и журналисты. Наиболее известный случай – Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьёв), автор замечательных водевилей, многие из которых популярны по сию пору (например, «Лев Гурыч Синичкин»). Нина Заречная – один из самых драматических и сложных персонажей в творчестве Чехова. Заречная – «за рекой», а это в сказках и мифах может символизировать погибель. Но обо всём по порядку.

Культурологические словари утверждают, что «…природный объект – река (вода) – преобразуется цивилизацией в культурный объект и осмысляется в мифологии, в искусстве, философии и т.д. как концепция». Общеизвестно, что цивилизационные процессы в истории человечества напрямую связаны с Нилом, с Гангом, с Междуречьем, с Тибром, …с Москвой-рекой и так далее. Река – это жизнь. Василий Ключевский утверждал, что славянин искони любил свою реку, «жил с нею душа в душу». Итак, «…реки имеют особую роль в жизни народа Руси, реки всегда приносили русскому человеку только добро». Кроме того, речные пути, в частности, знаменитый путь «из варяг в греки», служили политико-экономическим и цивилизационным стержнем, вокруг которого созидалась земля Русская. Но здесь мы имеем дело не только с материальной выгодой, которую давала река, но и с религиозным, мифологическим, сказочным пластами культуры и сознания.

В античной традиции существовала река забвения – Лета. Согласно мифологии, умершие люди должны были испить её воды, чтобы забыть свою земную жизнь. В нашем языке есть устойчивая смысловая конструкция – «кануть в Лету», иначе говоря – подвергнуться полному забвению. В русских народных сказках иной раз встречается такой сюжет – главный герой отведал воды из некоей реки (чаши) и – позабыл всё то, зачем он шёл и куда стремился. Или, например, из памяти тут же стирался образ невесты, родного дома и так далее. Тема живой и мёртвой воды и неких волшебных вод, превращающих братца-Иванушку в козлёночка, также не менее популярны в русском фольклоре.

Подземный Стикс древних греков – олицетворение мрака и ужаса. Согласно мифам, именно река, по сути, отделяет мир живых от мира мёртвых. Для сравнения – в дохристианскую эпоху у ряда славянских, балтских и скандинавских племён было принято захоронение в ладье. Арабский путешественник, писатель Ибн Фадлан, посетивший в X веке русские земли, подробно описал не только быт и нравы славян, но и похоронный обряд в ладье. В этой связи вспоминается хитроумный план и – красивый в своём изуверстве жест княгини Ольги, которая отомстила древлянам за убийство Игоря. Помните? «Сказали же древляне: Вот убили мы князя, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим. И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым». Княгиня же сделала вид, что согласна, однако, поставила условие: «Ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье». Дело кончилось плохо – Ольга велела сбросить ладьи в специально вырытую яму и похоронить древлян заживо. Ладья – символ погребения, вот княгиня их и похоронила. Вспоминаем мифологического лодочника Харона – перевозчика душ в своей ладье. Итак, река – это рубеж, граница миров. Знаменитый бой Ивана-Царевича (или Ивана — крестьянского сына) с чудищем происходит чаще всего на некоем Калиновом мосту, перекинутом через огненную реку. В некоторых вариантах её называют река-Смородина.

В сказках и в песнях часто используется мотив «за рекой». Таким образом, Заречная – говорящая фамилия. Переправься на тот берег – получишь или сокровище, или же – найдёшь свою печаль, а то и смерть. В этой связи интересен текст старинной казачьей песни «По Дону гуляет казак молодой». О чём, дева, плачешь? О том, что ей нагадали погибнуть в день свадьбы: «Поедешь венчаться – обрушится мост». У этой истории есть много вариантов, один из которых такой: «А дева, а дева – под мутной водой». Или читаем у Пушкина о Мёртвой Царевне:

«Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный».

Итак, «за рекой» означает в ином мире, в другом измерении, возможно, что на том свете. Культовая советская песня о гибели юных бойцов-будённовцев носит красноречивое название «Там, вдали за рекой». Культовая фигура советского агитпропа Василий Чапаев, как известно, погиб, не сумев переправиться через реку. Даже в этой важной детали – основа мифа о легендарном красном командире. Река – жизнь, но река – и смерть, переход в иномирье. «Мать моя утонула, купаясь на реке Волге, когда мне было восемь лет», — интересно, что именно так начинается, пожалуй, самая парадоксальная вещь Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика». Эта повесть, наполненная красивым и пугающим символизмом, не может служить исключительно детским повествованием. Итак, своенравная река убивает, река круто меняет жизнь и – судьбу. «Пройдено. Прожито. Крест», — эту странную фразу главный герой-пионер постоянно повторяет по ходу повествования…

Или вот. В пьесе Александра Островского «Бесприданница» Лариса, по сути, гибнет не в тот момент, когда в неё стреляет ревнивый неудачник Юлий Карандышев, а когда она согласилась поехать с Паратовым за Волгу. С этого мгновения началось её стремительное и неумолимое падение в бездну. Драматург, хорошо знавший значение мифологических символов (в его пьесах они встречаются чаще, чем у других авторов), намеренно создаёт подобную ситуацию. Убегая, Лариса говорит совершенно определённо: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Как в сказках – или сокровище, или гибель. Третьего не дано. Эльдар Рязанов в своей версии «Бесприданницы» («Жестокий романс») исказил, точнее – грубо осовременил ситуацию, впрочем, для зрителя середины 1980-х знаки-символы-приметы были уже совершенно не важны.

Кроме того, река, вода часто символизируют течение жизни, перемены. Так, всем известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Всё течёт – всё изменяется. Об этом же пелось в советской песне на стихи Льва Ошанина «Течёт река-Волга». «Издалека долго течет река Волга,…Конца и края нет…» Это – монолог жизни, от юности («А мне семнадцать лет») до старости. А река Волга только видится всё той же, она – меняется вместе с нами… Или, например, добрый фильм «Верные друзья» — пожилые учёные решили тряхнуть стариной и совершить увлекательное, где-то даже опасное путешествие на плоту. Символ — преодоление косности и застоя, случившегося в бытии трёх старых друзей, ибо река – это пробуждение и это – проверка на прочность. И, как пелось в их песне «Лодочка»:

«И путь наш не кончается,

Простор речной широк.

И гонит, гонит лодочку

Попутный ветерок».

Итак, течение реки – это движение, это перемены. Но… Тут живо вспоминается картина Михаила Нестерова «Молчание» — фигурки рыбачащих монахов. Желая изобразить Вечность, художник обращается к теме успокоенной воды – мы не видим ни единого волнения на её глади. Жизнь не бурлит, не бьёт ключом, а посвящена иным смыслам – тут день, как год, а год – как день. Тут нет времени и, как уже упоминалось, река – это речь, а здесь – молчание. Ибо мысль изреченная есть ложь. Молчание подчёркивается и полной тишиной воды. Но такая безмятежная благодать далеко не всегда нравилась русским людям!

В Советском Союзе тема реки и воды часто использовалась для изображения эпичной борьбы со стихией. Или – в качестве торжества Человека, хозяина природы. Отовсюду доносились слова бравурной песни: «Мы покоряем пространство и время – мы молодые хозяева земли!» И воды – тоже. Вода сильна, а мы сильнее. Здесь представляется наиболее интересным детское стихотворение Самуила Маршака «Война с Днепром». Именно – война, то есть битва не на жизнь, а на смерть. Или мы, или – нас.

«Человек сказал Днепру: — Я стеной тебя запру.

Ты с вершины будешь прыгать,

Ты машины будешь двигать!

-Нет,- ответила вода,- Ни за что и никогда».

В этом есть что-то от древних мифов — просто какое-то обуздание Посейдона. Разумеется, как всегда, победил могучий советский человечище, а Днепрогэс – тому материальное подтверждение. Есть и другая история – гораздо более печальная. Это – бессмысленная и жестокая по отношению к природе идея поворота северных рек, чтобы напитать водой южные районы. Красивая и благая с виду, задумка нанесла ущерб экологии в ряде регионов, хотя, у неё по сию пору есть свои сторонники.

Россия – страна великих рек, поэтому главную реку России – Волгу часто именуют одним из русских национальных символов, причём не только у нас, но и во всём мире. Забавный эпизод – в своих мемуарах великий кутюрье Кристиан Диор описывает Ленинград 1931 года (Диор тогда ещё не был мастером дамских платьев, а прибыл в СССР вместе с компанией своих друзей – молодых архитекторов). Так вот, будущий модельер упоминает обветшалые красоты старого Петербурга и — реку Волгу… Для него Россия и есть Волга. Во всём мире известна песня о Стеньке Разине со словами:

«Волга-Волга, мать родная. Волга русская река

Не видала ты подарка от донского казака…»

Тут, по сути, обыгрывается один из древних ритуалов принесения человеческой жертвы – божеству («подарок»). Что интересно, слова песни послужили названием для эпохальной советской кинокомедии «Волга-Волга». Это был настоящий гимн водной стихии и – реклама только что открывшегося канала Москва-Волга. Интересно, что и в фильме, и в сопровождавшей его песне, река воспринимается ещё и как синоним свободной и могучей России.

«Красавица народная,- как море, полноводная,

Как Родина, свободная,- широка, глубока, сильна!»

В кадр попали не все куплеты, написанные Василием Лебедевым-Кумачом. Вот очень примечательный фрагмент:

«Пусть враги, как голодные волки,

У границ оставляют следы,-

Не видать им красавицы Волги,

И не пить им из Волги воды!»

Что характерно, немецкие фашисты захлебнулись именно Волгой – собственно Сталинградская битва окончательно сломала хребет германской военной машине… Итак, река – это Жизнь, это перемены, это постоянно меняющиеся декорации, точнее – берега. Вместе с тем, это мрачный символ своенравной природной стихии, которая постоянно требует жертв. Река – символ смерти. Именно у Чёрной речки – название говорит само за себя — был смертельно ранен Пушкин. Река – речь, слово. Но, вместе с тем, река и – тишина, молчание. Вода убивает, вода даёт жизнь. Мёртвая и живая вода. «Течёт река Волга – конца и края нет». Интересно, что Эдуард Лимонов посвятил одну из своих удачнейших книг именно воде, точнее — времени. «Всё содержащееся под этой обложкой называется «Книга Воды». Можно было бы назвать её «книга времени». Потому что оно о времени. Но я предпочёл воду». Вода, время, пространство, …Бог.

Автор Галина Иванкина: http://zavtra.ru/content/view/reka-zhizni/

_________________________________________________

Владимир Слабинский: Замечательное эссе Галины Иванкиной рекомендуется к прочтению всем, кто интересуется психологией и позитивной динамической психотерапией. В теории метода позитивной динамической психотерапии, точнее в символическом измерении модели «Гармонии» (отношение к внешнему миру), первоэлемент «вода» соотносится с духовностью. Самые архаические представления о загробном мире у русов и славян связаны с водой. Погребения имитировали лодки и корабли. Одно из имен Великой Богини — Мара, ассоциативно созвучно понятию «море». Уверен не случайно, что большинство титанов и титанид — это потомки Океана. Продолжать можно бесконечно… 

  • Какие рассказы читают во 2 классе по программе школа россии
  • Какие рассказы читать во 2 классе
  • Какие рассказы чехова составляют футлярную трилогию
  • Какие рассказы чехова составляют маленькую трилогию
  • Какие рассказы у лермонтова