Какие русские сказки напоминает пролог к поэме руслан и людмила

Какие народные сказки упоминает Пушкин в Лукоморье

Предисловие к поэме «Руслан и Людмила», «Лукоморье», невелико по объему, но содержит в себе множество отсылок к русским народным сказкам и древним языческим обрядам.

Это своеобразное собрание сказочных мотивов. Упоминание одного из них вскользь вызывает в памяти целые художественные образы и сказки.

Первая часть стихотворения – завязка. Она таит в себе древние языческие образы: Лукоморье – заповедная страна, центр мира, мифический кот Баюн, леший, русалка.

Избушка на курьих ножках встречается во многих русских сказках. Это жилище Бабы-Яги.

Она стоит в дремучем лесу, чтобы попасть в нее нужно произнести определенное заклинание.

Самое большое место в центральной части произведения занимает описание выхода из морской пучины 30 витязей во главе со своим надзирателем. Образ этого чудесного войска позже будет использован Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».

«Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя» — упоминание русской народной сказки «Сказка о славном и храбром богатыре Бове-Королевиче и о прекрасной королевне Дружневне, и о смерти отца его Гвидона».

«Там в облаках перед народом // Через леса, через моря // Колдун несёт богатыря» — отсылка к тексту поэмы «Руслан и Людмила».

Образ главного героя взят из русской сказки «О Еруслане Лазаревиче», карлик – колдун Черномор пришел из сказки «Три подземных царства».

«В темнице там царевна тужит, // А бурый волк ей верно служит» — образ верного волка — помощника взят из фольклорного произведения «Царевич и серый волк», где умное животное помогает царевичу спасти невесту.

Баба–Яга — персонаж множества русских народных сказок («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»). Чаще всего является противником добрых сил, но иногда помогает герою добрым советом и подсказкой.

Кощей – злой колдун, бессмертный, его погибель спрятана в игле, которая хранится в яйце. Во многих сказках является похитителем невесты главного героя («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Царевна – лягушка»).

«Лукоморье» А.С. Пушкина — картина, сложенная из множества маленьких кусочков. Каждый из них – полноценная русская сказка или образ. А все вместе создают неповторимое ощущение русского духа, сильного и непобедимого.

logo

  • Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы,когда читаете пролог к,, Руслану и Людмиле»-я,, У лукоморья дуб зелёный…»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      marcelponce527

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    8 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    15 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    18 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Сегодня
на уроке мы:

·    
разберём
пролог к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»;

·    
поговорим
о сказках и сказочных героях, упомянутых в этом стихотворении;

·    
узнаем,
для чего пролог был нужен поэме.

У
лукоморья дуб зелёный;

Златая
цепь на дубе том:

И
днём, и ночью кот учёный

Всё
ходит по цепи кругом…

Наверное,
каждому из нас знакомы эти слова. Это – пролог к поэме Александра Сергеевича
Пушкина «Руслан и Людмила». Очень необычный пролог – и сейчас мы в этом
убедимся.

Поэму
«Руслан и Людмила» Пушкин задумал ещё в Царскосельском лицее. Задумал в общих
чертах, наметил сюжет. Но написал её позже. В печати поэма начала выходить с
1820 года. Известно, что Василий Андреевич Жуковский был восхищён этой
литературной сказкой. Он подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику
от побеждённого учителя»
.

И
сначала никакого пролога в поэме не было. Он появился только во втором издании
в 1828 году.

Что
такое вообще пролог? Это вступительная часть литературного произведения. В
прологе обычно рассказывается о событиях, которые произошли до основных событий
произведения. Или же в прологе освещается общий замысел автора.

Но
на первый взгляд, в прологе поэмы «Руслан и Людмила» нет ни раскрытия замысла,
ни описания каких-нибудь предшествующих событий!

В
нём просто описывается волшебное Лукоморье и существа, которые в нём
обитают. 

И
получается, что пролог – совершенно самостоятельная часть поэмы.

И
всё же Пушкин написал пролог и вставил его в поэму. Почему же эта часть так
нужна и важна? Потому что она показывает истоки поэмы. А её истоками явились
русские народные волшебные сказки. В мир этих сказок и вводит нас пролог.

Давайте
же вместе всмотримся в строки пролога и попытаемся узнать: откуда они появились
в поэме? Откуда пришли? Все эти образы кажутся нам очень узнаваемыми, но, если
вглядеться в них пристальнее – нас ждёт немало открытий!

Мы
начнём с первых четырёх строк. И даже с первого слова.

Что
такое лукоморье? Применим наше знание русского языка. Лукоморье – от слов лука
и море. Лука – это изгиб морского берега. Значит, это какое-то место в морском
заливе?

Не
только. У древних славян Лукоморьем называлось заповедное место на краю мира.
Здесь стоит мировое древо – это ось мира, по которой можно попасть в другие
миры. Вершина этого древа упирается в небеса, а корни уходят в подземный мир.

Какое
же дерево растёт в лукоморье Пушкина?

Волшебный
дуб. И это совсем неудивительно. Издавна у славян дуб был главным деревом. Он
считался деревом бога Перуна. Дуб называли также княжеским или царским деревом.
В дубовых рощах жили волхвы (жрецы), проводили там богослужения. Под самым
старым дубом решались основные вопросы племени.

В
народных сказках мы всё время встречаемся с образом могучего дуба. На нём,
например, хранится заветный ларец из сказки «Царевна-лягушка»:

«Его
смерть 
на конце иглы, та игла  в яйце, то яйцо 
в утке, та утка 
в зайце, тот заяц  в кованом ларце,
а тот ларец 
на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу
растёт».

О
да, такой дуб – самое место, чтобы хранить чудесные ларцы… или чтобы по нему
прогуливался учёный кот. Мы смотрим на следующие строчки. Откуда на дубе цепь и
кот? Да ещё такой талантливый кот – поющий и рассказывающий сказки.

Очень
просто – это кот Баюн!

Баять
– это значит рассказывать.

Кот
Баюн в славянской мифологии – это огромный кот, который умеет своими сказками усыплять
людей. Это – кот-людоед: он поедает усыплённых путников.  Но если его
одолеть, то он может исцелить любые болезни: сказки целебны.

Только
живёт обычно Баюн в тёмном лесу или в пустынных землях.

В
народных сказках мы тоже часто сталкиваемся с котами. 

В
сказках «Репка», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»,
«Кот, баран да козёл»
,
«Кот – воркот, Котофей Котофеевич»

и многих других кот выступает как умное, хитрое, находчивое, доброе животное.

Может
быть, поэтому кот у Пушкина – вполне добрый и даже не скупится на чудесные
сказки для рассказчика?

А
чудес в Лукоморье пруд пруди! Посмотрим на следующие строки пролога.

Там
чудеса: там леший бродит,

Русалка
на ветвях сидит;

Там
на неведомых дорожках

Следы
невиданных зверей;

Избушка
там на курьих ножках

Стоит
без окон, без дверей…

Что
здесь знакомого и узнаваемого? Вот леший. Он тоже явился в поэму Пушкина
из славянских мифов и народных сказок.

В
славянской мифологии – это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. Ему
подвластны все растения и обитатели леса. Тем, кто не умеет себя вести в лесу,
всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся человеку. Леший у Пушкина просто
«бродит» – в лукоморье нет чужих и, значит, никакой опасности лесу нет.

А
вот и русалка – соседка лешего.

Русалки
есть в мифах и поверьях многих народов. В русском фольклоре русалки – это чаще
всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала русалок даже представляли без
хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными зелёными или русыми волосами. Так
что нет ничего удивительного в том, что русалка сидит на ветвях. Русалок мы
часто встречаем и в народных сказках.

Следы
невиданных зверей – ещё один признак сказочности. А это что?
Добрая знакомая – избушка на курьих ножках. А значит, где-то поблизости должна
быть Баба-яга.

Кстати,
а вот и она, дальше по тексту:

Там
ступа с Бабою Ягой

Идёт,
бредёт сама собой.

Кто
же она такая?

В
славянской мифологии так называли уродливую старуху, которая живёт в лесу и
умеет колдовать. Можно сказать, что это славянская ведьма или колдунья.

В
сказках мы часто встречаемся с Бабой-ягой. Иногда она хочет съесть главного
героя, а иногда помогает или даёт мудрый совет.

«Василиса
Прекрасная»
, «Царевна-лягушка»,
«Гуси-лебеди»
, «Марья Моревна», «Баба-яга,
костяная нога»
– вот лишь малая часть сказок, в которых действует баба-яга.

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие
листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга
в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.
Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто
здесь?»

(«Василиса Прекрасная»)

Да,
чудес в лукоморье не счесть. Читаем дальше.

Там
лес и дол видений полны;

Там
о заре прихлынут волны

На
брег песчаный и пустой,

И
тридцать витязей прекрасных

Чредой
из вод выходят ясных,

И
с ними дядька их морской…

И
эта картина нам знакома. Богатырей и дядьку Черномора мы встречаем в «Сказке
о царе Салтане»
. Но она была написана позже «Руслана и Людмилы»!

Учёные
считают, что этот сюжет Пушкин тоже взял из народных сказок, которые
рассказывала ему няня Арина Родионовна. Есть сказка о тридцати трёх братьях,
которые являются братьями главного героя-царевича. И только попробовав
материнского молока, замешанного в хлеб, братья вспоминают о родстве.

Читаем
дальше.

Там
королевич мимоходом

Пленяет
грозного царя;

Там
в облаках перед народом

Через
леса, через моря

Колдун
несёт богатыря…

Что
за царь и какой королевич? В начале XIX века была очень популярна сказка о Бове-королевиче.
Во времена Пушкина пояснений не требовалось. А вот у нас эти строки могли бы
вызвать недоумение…

«И
Лукопер на Бову направил копие вострым концом, и Бова на Лукопера вострым же концом. И ударились два сильные
богатыря промеж собою вострыми копьями, что сильный гром грянул пред тучею. И Лукопер на Бове не мог доспеха пробить, а Бова на Лукопере доспех пробил на
обе стороны, и Лукопер свалился с коня мёртв».

Ну,
а колдун с богатырём? А вот здесь пролог как будто забегает вперёд и показывает
нам сцену из самой поэмы.

Уже
колдун под облаками;

На
бороде герой висит;

Летят
над мрачными лесами,

Летят
над дикими горами,

Летят
над бездною морской;

От
напряженья костенея,

Руслан
за бороду злодея

Упорной
держится рукой.

«Руслан
и Людмила»

Время
двигаться дальше. Посмотрим на следующие строки.

В
темнице там царевна тужит,

А
бурый волк ей верно служит;

Там
ступа с Бабою Ягой

Идёт,
бредёт сама собой,

Там
царь Кащей над златом чахнет;

Там
русский дух… там Русью пахнет!

Что
можно рассмотреть в них?

В
народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то
украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя –
кто не знает сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

И,
конечно же, какая сказка без царя Кащея?

Кащей
в славянской мифологии изображался как могучий чародей. Считается даже, что он
был божеством, владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства.

В
народных сказках Кащей всегда отрицательный персонаж. Он становится причиной
злоключений героев.

«–
Его смерть 
на конце иглы, та игла  в яйце, то
яйцо 
в утке, та утка  в зайце, тот заяц 
в кованом ларце, а тот ларец 
на вершине старого дуба. А дуб тот в
дремучем лесу растёт».

Пушкинский
Кащей «над златом чахнет». Прекрасный образ жадности, правда? Ничто не
интересует старого скрягу – только деньги. Ради них он творит зло, грабит и
убивает, разрушает, уничтожает. А потом сидит возле своих сундуков. Эта страсть
поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет, слабеет царь Кащей.

Разные
сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что объединяет их все:

«Там
русский дух… там Русью пахнет!»

Все
эти обитатели лукоморья, какими бы разными они ни были, все они – из русских
народных волшебных сказок. Они родились на русской земле для русских
людей. О них с детства знает каждый русский ребёнок.

Пушкин
подчёркивает связь своей поэмы с русским фольклором. Он заканчивает пролог
традиционной сказочной формулой:

«И
там я был, и мёд я пил».

И
даже образ рассказчика очень близок в поэме Пушкина к такому же образу из
народных сказок. В народных сказках рассказчик всегда заявляет, что он сам
слышал эту сказку от кого-то, сам был на свадьбе или на празднике… Рассказчик в
поэме «Руслан и Людмила» поступает так же.

И
наконец следующие строки – это переход к самой поэме. Вступление закончено.
Мост к народным сказкам переброшен.

Народные
волшебные сказки – это бездонный колодец, из которого многие авторы черпали и
черпают сюжеты для своих произведений. Александр Сергеевич Пушкин в поэме
«Руслан и Людмила» показал прекрасный пример того, как в авторскую историю
можно вплести сюжеты народных сказок. Связь с русскими народными сказками автор
обозначил с самого начала, в прологе поэмы.

А
теперь повторим, о чём мы узнали на сегодняшнем уроке:

Пролог
к поэме-сказке «Руслан и Людмила» показывает связь литературной сказки
Александра Сергеевича Пушкина с народными волшебными сказками;

Пролог
наполнен отсылками к фольклору и славянской мифологии, а также персонажами
волшебных сказок.

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок»

Оборудование урока:

Мультфильм «У лукоморья…» (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010);

Аудиозапись пролога поэмы «Руслан и Людмила» в исполнении Т. Пельтцер.

Проверка домашнего задания.Актуализация пройденного:Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

  • Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)
  • Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)
  • Если написана писателем… (Литературной.)

Изучение нового материала.Слово учителя.

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”»

 Поэма, ребята, – это повествовательное художественное произведение в стихах.

Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости.

Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…”.
Прослушивание аудиозаписи пролога поэмы «Руслан и Людмила»

Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».Проло́г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие.

Это определение запишем в словарик.

«Руслана и Людмилу» А. С. Пушкин задумывал написать как «богатырскую» сказочную поэму. Написана она была в 1818-1820 годах после выхода из Царскосельского лицея. Писателю было тогда всего 20 лет. К началу работы его подтолкнули вышедшие в феврале 1818 года первые тома «Истории государства Российского» известного писателя н. М. Карамзина. Из этого исторического труда Пушкин заимствовал многие исторические подробности и имена всех троих соперников Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф.

Поэма печаталась в журнале «Сын отечества» с весны 1820 года отдельными отрывками, а первое отдельное издание поэмы вышло в мае того же года. Однако известный нам пролог «У лукоморья» был написан и вставлен поэтом в поэму лишь в 1828 году, перед выходом второго издания книги.

Поэма имела огромный успех. Первый поэт того времени – В. А. Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму “Руслан и Людмила”, 1820, марта 26, Великая пятница».

Всё в поэме переплеталось с народными русскими сказками: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от зачарованного сна, – всё это пришло из народных сказок и было переработано фантазией поэта.

Давайте вспомним пролог к «Руслану и Людмиле», который многие считают по праву самостоятельным стихотворением.

Работа с учебником. Чтение учителем пролога «У лукоморья». Можно предложить подготовленному учащемуся выразительно и наизусть прочитать его.Вопросы и задания:Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье? 

Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?

 (Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.)

Словарная работа:

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – доли́на.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь – богатырь, воин.
Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.


Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
 Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый…”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки.

(Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.) Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк  в златогривого коня и в царевну, лента  в реку, гребень  в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка  в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой  это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами? Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? 

(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речидол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?  Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать?

(Здесь нужно отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)Составим цепочки слов, используя устаревшие слова, и запишем их в тетрадь:
Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.

 В каких строчках пролога присутствует юмор (добродушный, незлобливый смех) и фантастика?Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил…»? 

(Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)Слово учителя.

– В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.

Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.

Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя.

Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: «

Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя…».

Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «

И там я был, и мед я пил…». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.Просмотр мультфильма по прологу (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010) и вопросы на его восприятие:

Понравился ли вам этот мультипликационный фильм?

Так ли вы представляли себе картины, изображенные Пушкиным?

Как вы думаете, удачно ли режиссер поставил этот мультфильм? Поясните свой ответ.

Работа с иллюстрацией:
Учитель демонстрируют иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Бориса Николаевича Парилова и Виктора Дмитриевича Дудорова к этому отрывку. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите на нем персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Прочтите строки, которые относятся к этим персонажам.
Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста, и только тогда, когда пролог прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, можно считать работу завершенной. Закончить обучение выразительному чтению можно коллективным (хоровым), слаженным чтением вслух. Это будет интересным заданием для учащихся.

В ходе чтения поясняем, делаем замечания, предлагая самим ученикам поправлять читающего, давать ему советы, отмечать особенности интонации, громкости, тона и расстановки пауз и логических ударений.
Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «…Под ним сидел, и кот ученый…» – надо сделать длинную паузу после слова 

сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.      Выразительное чтение пролога наизусть
2.      Иллюстрация к прологу.

5 класс

Тема урока: Связь   «Пролога» к поэме «Руслан и Людмила»
с народными сказками.

Цель урока: Создать условия для изучения «Пролога»
А.С.Пушкина. Доказать, что «Пролог» – законченная, цельная картина сказочного
царства, впитавшая в себя  не только народную традицию, но и обогатившая
её  авторскими находками.

Задачи урока:

-обучающие — углубить
знания учащихся о личности А.С.Пушкина, об истории создания «Пролога», показать
влияние народного творчества на будущего поэта, ввести в мир пушкинской сказки;

— развивающие — 
развивать творческого воображение, умение работать в группах, внимание, речь
учащихся; отрабатывать навык сравнительного анализа;

— воспитательные —
приобщать к национальным истокам русской литературы, способствовать
формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С. Пушкина.

Оборудование:

1) На доске — портрет
А.С.Пушкина; рисунки учащихся, определения терминов без указания понятий.

2) На столах — учебники
литературы для 5 класса, отпечатанный дополнительный материал о творчестве
А.С.Пушкина.

3) Аудиозапись
вступления к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” в исполнении А.Фрейндлих.

4) Иллюстрации к
сказкам А.С.Пушкина.

5) Компьютер для показа
презентации.

6) Подарочное издание
поэмы “Руслан и Людмила”.

Ход урока

1.Организационный
момент

2.Выявление  темы
урока.

      
Ребята, мне очень нравится
картина петербургского художника Вл. Румянцева «Приятная встреча». Как добрые
знакомые, приветствуют друг друга герои этой картины: Кот и Пушкин. Как вы
думаете, случайно художник выбрал этих героев?

      
Да, для нас символичны
герои картины: Кот, герой многих русских народных сказок является и героем
сказок А.С.Пушкина, прежде всего, сказочной поэмы «Руслан и Людмила». (показать
издание поэмы).

      
Как вы думаете, о чём
пойдёт речь сегодня на уроке? Какова его тема? (запись темы). Какова цель
урока? Маршак утверждал: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки
народной». Так ли это?

3.Актуализация
имеющихся знаний.

Имя А.С.Пушкина
хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства.
Творчество его знают и любят все: и взрослые, и дети (слайд 1)

Трудно найти
человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь
еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд 
2).

В жизнь каждого из нас
Пушкин входит , прежде всего, своими чудесными сказками.

А знаете ли вы сказки
Пушкина? Давайте проверим!

1)Литературная
разминка. (жетоны за участие, в конце назвать победителя)

какой сказке Пушкина эти иллюстрации?
(учащиеся показывают свои рисунки и читают к ним подписи)

— Из какой сказки
Пушкина эти вещи? (ребята сами задают вопросы)

2)Выявление
читательского интереса.

Победитель викторины
награждается медалью.

4.Изучение нового материала. Пролог поэмы
«Руслан и Людмила».

1). Работа в парах:
один ученик знакомится с материалом учебника об А.С.Пушкине, его сосед по парте
— с дополнительно отпечатанным материалом (чтение про себя).

Затем расскажите друг
другу о том, что вы узнали нового об А.С. Пушкине и его творчестве.

Физкультминутка. Вот так яблоко.

Руку протяните,                                             
И трудно яблоко достать.

Яблоко
сорвите.                                              Подпрыгну, руку протяну

Стал ветер веточку
качать,                            И быстро яблоко сорву!

2)  Проверка усвоения нового материала.

Закончите
фразу/предложение :

1)    А.С. Пушкин родился……. (в 1799 году)(слайд 9)

2)    Какое любимое время года поэта?(слайд 
10)

3)    Назовите имя няни  поэта? (слайд 11)

4) Школа, в которой
обучался маленький Пушкин, называлась….(Лицеем) и находилась в ….(Царском Селе
под Петербургом)(слайд 12)

5) Самым близким
лицейским другом Пушкина стал …(Иван Пущин)( слайд 13)

6) Высокую оценку
поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена
известный поэт…. (Г.Р. Державин).

7)    Где поселился Пушкин после окончания Лицея?

5)
Слово учителя. Лето после окончания Лицея (1817 год) Пушкин провёл в
Михайловском, родовом имении. Именно здесь и в это время к нему приходит
замысел поэмы “Руслан и Людмила”.

— Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и
Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт
того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным,
своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от
побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму
«Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». (слайд)

         Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал
его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что
оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую
национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.

         В то время знать считала неприличным говорить на русском языке
и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и
выразительность родной речи.

-Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным
языком был французский, любовь к русскому языку?

— В бумагах поэта нашли такую запись:

         
По цепи ходит кот кругом –

         
Не схожий ни с одним котом,

         
Направо сказочку мурлычет,

         
Налево песнь мяучит он.

      Эти слова Пушкин записал сразу, как
услышал их от няни в одной из её         сказок.

      Народные строчки, народная мысль
легли в основу поэмы «Руслан и   Людмила».

 Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и опасных
приключений, похищений, фантастических превращений. Но не будем торопиться.

Открывается поэма прологом. Пролог (работа с учебником, запись в
тетрадь определения) – это вступительная часть литературного произведения, где
автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

– Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и
попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. 

В 1824—1825 гг.  в Михайловском Пушкин
записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его
сыновьях: «Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о
чудесном отроке — ноги серебряные и проч. „Ах, говорит царь, — поеду посмотреть
это чудо“. — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья
стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет —
сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с
благословления матери принес перед дворец чудесный дуб…»  (сюжет)  Сюжет
этой сказки таков, каков же сюжет у Пушкина?

6.Вначале послушаем пушкинский пролог.

7. Работа с текстом.

1).О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и
чудесах, происходящих там. (таблички на доске по мере разговора)

2).Посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово
«лукоморье».

-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А
что же оно означает? – Излучина морского берега (от слов «лука» — «изгиб» 
и море).

3).Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то
узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

— Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово,
выделяя его в строке обратным порядком слов? – Чтобы читатель почувствовал, о
какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила»,
чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.

4).Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и
другие устаревшие слова (они называются архаизмами). – Златая, дол, брег,
витязь, чредой, песнь…Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих
торжественным, величавым.

— В прологе Пушкин использует не только лексические, но и
грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре;
нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут
волны…и тридцать витязей выходят…)

-Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой
колорит
ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и
грамматических. (лексика)

5)- Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним
словом охарактеризовать героя
, выразить своё отношение к нему.(деталь)

— Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что
оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь.
Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

— А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом»
пленяет королевич? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно,
одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был
грозным, и в этом определении – «грозный» — видна тонкая насмешка над царём.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина?
Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

6).Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он
напоминает? – Сказку.      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка,
Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…(персонажи)

Сообщения учащихся о  2-лешем, 3-русалке, 1-коте,
4-дубе.

7)- Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины
Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога
напоминает волшебную сказку
. В нём тоже можно выделить…(композиция)

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку.

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и
ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку
говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и
расстаться с ним не желает.

— Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это
своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных
сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных
сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

8).-Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного
произведения.

 -В каких строчках заключена основная мысль пролога?

-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в
народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это
словосочетание Пушкин?

Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой
(человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой
попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и
т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают:
«Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем
иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» — это
подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет
от сказок.

Там русский дух

Там Русью пахнет…-  эти строки выражают самое дорогое для писателя
чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский
человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и
завещал это нам, его потомкам.

9) Задание классу: распределите опорные слова на доске по столбикам:

       понятия, связанные с произведением Пушкина;
(деталь, идея

       понятия, связанные с УНТ; (сказочный язык,
герои, построение,

       понятия, связанные с переосмыслением их
поэтом.(сюжет

10)
Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а
как отдельное произведение (стихотворение)? (Автор изображает законченную,
цельную картину сказочного царства.)

11) Какие народные и
литературные сказки вы вспомнили, слушая строки

 А.С. Пушкина?

8. Заключительное слово учителя: благодаря
проделанной работе можем  ответить на вопрос:  прав ли С.Я.Маршак, что 
пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной?  (Конечно, пушкинская
сказка впитала в себя  не только народную традицию, но и обогатила её 
авторскими находками. Слепо подражать народной сказке Александр Сергеевич не
мог,  не привнося своего).

 Домашнее задание. На выбор: выразительное чтение наизусть вступления в поэму или
творческая работа “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);

По желанию : нарисовать иллюстрации к вступлению в поэму
“Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе.

 Рефлексия.
Оценки за урок.

 Всем спасибо за работу. Продолжите предложения
(у  каждого на парте отпечатаны листы)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

У меня
получилось…

Было интересно…

Меня удивило…

 Я думаю, что…

Хотите прочитать
всю поэму ?

Оцените свою работу на
уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Александр Сергеевич
Пушкин ( 1799 — 1837 )

         Когда Пушкину
исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора — Лицей. Так называлась
только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом. Лицей разместился
в пристройке царского дворца. Вокруг простирался великолепный парк с могучими
деревьями, прудами, памятниками в честь событий русской истории.

  Их было 30
мальчиков, ровесников. Они сдружились, полюбили своих учителей, свою «лицейскую
республику». Самым близким другом Пушкина стал Иван Пущин. Жанно — так
называли его лицеисты — был весёлым, обаятельным, безупречно честным.

   Годы
спустя Пущин вспоминал: «…Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое
прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его
состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень
часто бывает…».  Уже в Лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни —
поэзия. В 1815 году на публичном экзамене Пушкин прочёл свои стихи в
присутствии знаменитого поэта Державина. Державин был очень стар, экзамен его
утомил. Но вот начался экзамен по русской словесности. «Тут он оживился, глаза
заблистали… Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня… Не
помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в
восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
— вспоминал Пушкин.

  Слава юного
поэта распространилась в литературных кругах. В Лицей приезжали лучшие поэты
того времени — Жуковский, Батюшков, чтобы познакомиться с ним.

  Шесть лет,
проведённые в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми:

                   
Куда бы нас ни бросила судьбина,

                   
И счастие куда б ни повело,

                   
Всё те же мы, нам целый мир чужбина;

                   
Отечество нам Царское Село.

Окончив Лицей, Пушкин
поселился в Петербурге.

Закончите
фразу/предложение :

1.А.С. Пушкин родился…….

2.Какое любимое время года поэта?

3.Назовите имя няни
эта?

4. Школа, в которой
обучался маленький Пушкин, называлась…. и находилась в ….

5. Самым близким
лицейским другом Пушкина стал …

6. Высокую оценку
поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена
известный поэт….

7. После окончания
Лицея Пушкин поселился в ……


А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

План урока

  • Детство А.С. Пушкина
  • Жанр послания. Стихотворение «Няне»
  • Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Цели урока

  • Знать какое влияние оказала Арина Родионовна на творческую судьбу А.С. Пушкина, черты жанра послания
  • Уметь создавать устные иллюстрации к эпизодам произведения, анализировать лирическое произведение

Разминка

Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

Детство А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Рис. 1 К. де Местр. Портрет А.С. Пушкина-ребенка, 1802.
Рис. 1 К. де Местр. Портрет А.С. Пушкина-ребенка, 1802.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Петра Великого, Ганнибала. Отец будущего поэта увлекался поэзией, историей, театром, а дядя, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом того времени — все это сильно повлияло на А.С. Пушкина.

Уже в детстве маленький А.С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: их дом посещали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети получали домашнее образование у гувернеров и учителей-французов, языком общения был французский. А.С. Пушкин быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца. В основном поэт читал французские книги, что повлияло и на его первые творческие работа.

Рис. 2. Неизвестный художник. Арина Родионовна Яковлева. 1-я четверть XIX века.
Рис. 2. Неизвестный художник. Арина Родионовна Яковлева. 1-я четверть XIX века.

Лето мальчик всегда проводил у бабушки, Марии Алексеевны Пушкиной, в имении Захарово. От нее он услышал первые сказки, красивую русскую речь. Также большую роль в становлении А.С. Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна Яковлева.

В год рождения Александра Пушкина Арина Родионовна получила вольную, но не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем няней. Она знала великое множество песен и сказок, пословиц и поговорок, пела и рассказывала живо и увлеченно. С самого раннего детства А.С.  Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества.

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником, отразились во многих стихотворениях поэта. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А.С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.


  1. Как уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие А.С. Пушкина-поэта?
  2. Благодаря кому поэт познакомился с русскими сказками?

Рис. 3. П.И. Геллер. Пушкин и Арина Родионовна, кон. XIX века.
Рис. 3. П.И. Геллер. Пушкин и Арина Родионовна, кон. XIX века.

Особое место в жизни А.С. Пушкина занимает село Михайловское. Именно здесь поэт находился в ссылке с 1824 по 1826 год по приказу Александра I за распространение свободолюбивых взглядов. Поэт находился далеко от светской и литературной жизни. Его одинокие дни скрашивала няня, заботами которой поддерживался тогда дом. Именно она стала слушателем и ценителем многих произведений А.С. Пушкина. А ее сказки вдохновляли писателя на творчество. Когда после ссылки А.С. Пушкин уехал в Петербург, няня осталась в Михайловском одна. 

Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году. А.С. Пушкин, находясь далеко от няни, обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.



Послание
 – стихотворение, имеющее конкретного адресата.


Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

В стихотворении А.С. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне.

Центральные образы: образ пожилой няни и образ лирического героя.

Уже первые строки показывают, что няня играла важную роль в жизни поэта. Няня очень любит своего воспитанника, в тоске ждёт его приезда. Автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

В стихотворении «Няне» писатель использует слова и выражения, которые теперь являются устаревшими:

  • Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
  • Горюешь, будто на часах – когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
  • Вороты – ворота
  • Всечасно – постоянно

Средства выразительности, используемые в стихотворении А.С. Пушкина «Няне»:

  • Метафоры: «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»;
  • Эпитеты: «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь»;
  • Сравнение: «горюешь, будто на часах».

  1. Какое стихотворение называется посланием?
  2. В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
  3. Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
  4. Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Сказки, рассказываемые няней и бабушкой, с детства пленяли А.С. Пушкина. Восхищаясь богатством вымысла народных сказок, он восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В сказках А.С. Пушкина, написанных для детей и взрослых, отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, вера в добро и справедливость.

Во время пребывания в ссылке в Михайловском поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Рассказы няни и стали основой для написания пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Вступление к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкин написал уже после того, как вышла первая редакция поэмы. Некоторые критики тогда говорили о том, что в произведении мало народных элементов. Именно поэтому писатель, стремившийся к народности, пишет в 1825 году пролог, в котором отобразились действительно народные образы. И вот в 1828 году появляется поэма, которую предваряет пролог.

У Лукоморья[1]

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи́ кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых[2] дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений[3] полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей[4] прекрасных
Чредой[5] из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет[6] грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;[7]
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.



Пролог
 – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своем замысле, настраивает читателя на определенный лад.


Пролог к поэме «Руслан и Людмила» рассказывает о лукоморье и чудесах, происходящих там. Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты. Весь пушкинский текст наполнен
архаизмами
.



Архаизм
 – устаревшее слово.

Например, златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь.  


Эти формы А.С. Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым. Он использует не только лексические, но и грамматические архаизмы. Например, «о заре прихлынут волны». Сейчас мы говорим: на заре; нахлынут – это старая форма настоящего времени (нахлынут волны… и тридцать витязей выходят…).

Мастерство А.С. Пушкина проявляется и в умении одним словом охарактеризовать героя, выразить свое отношение к нему. Например, Кащей «чахнет», то есть медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

Пушкинский пролог напоминает волшебную сказку. Во-первых, в нем множество сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, говорящий кот, страшный колдун. Во-вторых, можно выделить композиционные элементы сказки:

  • зачин (рассказ о коте)
  • рассказ о чудесных героях
  • концовку

А.С. Пушкин представляет читателям свою поэму как одну из сказок, которую рассказывает кот учёный. Пролог к поэме продолжает древние традиции русского фольклора.

Композиционно пролог делится на две неравных части:

  • Первая часть состоит из первых 6 строк. В них поэт даёт указание на время и место действия: действие происходит у лукоморья днём и ночью. «Кот учёный» символизирует древнего автора-сказителя, который знает много сказок и песен.
  • Во второй части пролога перед читателем предстает мозаика из сказочных образов. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и избушка на курьих ножках, и более значимые персонажи – тридцать витязей, королевич, царевна, Баба Яга, Кощей Бессмертный.

Поэт подчеркивает, что волшебный мир, представленный в прологе, имеет русские корни: «там Русью пахнет!». Поэтому финал присказки завершается фольклорной формулой:

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету


  1. Какие русские народные сказки напомнил вам пролог? Назовите героев этих сказок.
  2. Каким настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?

Подведем итоги:

  • Стихотворение «Няне» поэт написал вдали от Арины Родионовны Яковлевой.
  • Пролог – это вступление к литературному произведению. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» наполнен образами русских сказок, былин, поверий, которые поэт слышал от своей няни. В прологе А.С. Пушкин выразил любовь к русской народной культуре.

Контрольные вопросы 

  1. К какому литературному жанру можно отнести стихотворение «Няне»?
  2. Из предложенных цитат выберите только те, которые относятся к стихотворению А.С. Пушкина «Няне»:

1)«Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь»

2)«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты»

3)«Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы»

4)«Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах»

5)«Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь»



[1] Лукоморье – излучина морского берега (от слова «лука» – изгиб – и «море»).

[2] Неведомый – неизвестный («ведать» означает «знать»).

[3] Видение – призрак, приведение.

[4] Витязь – воин, богатырь.

[5] Чредой (чередой) – один за другим.

[6] Здесь: берет в плен.

[7] Чахнуть – становиться слабым, болезненным.

  • Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе старый гений лескова
  • Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в этом рассказе
  • Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в рассказе уроки французского
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси сочинение на дне
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на руси сочинение аргументы из литературы