-
Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы,когда читаете пролог к,, Руслану и Людмиле»-я,, У лукоморья дуб зелёный…»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
marcelponce527
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра3 минуты назад
Как решать через деффиринциал??
-
Информатика8 минут назад
Решите информатику пожалуйста
-
Русский язык8 минут назад
Литература 7 класс.Помогите срочно!
-
Химия15 минут назад
Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3
-
Литература18 минут назад
Сочинение на тему что такое слава ?
Как можно прославиться ?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Какие народные сказки упоминает Пушкин в Лукоморье
Предисловие к поэме «Руслан и Людмила», «Лукоморье», невелико по объему, но содержит в себе множество отсылок к русским народным сказкам и древним языческим обрядам.
Это своеобразное собрание сказочных мотивов. Упоминание одного из них вскользь вызывает в памяти целые художественные образы и сказки.
Первая часть стихотворения – завязка. Она таит в себе древние языческие образы: Лукоморье – заповедная страна, центр мира, мифический кот Баюн, леший, русалка.
Избушка на курьих ножках встречается во многих русских сказках. Это жилище Бабы-Яги.
Она стоит в дремучем лесу, чтобы попасть в нее нужно произнести определенное заклинание.
Самое большое место в центральной части произведения занимает описание выхода из морской пучины 30 витязей во главе со своим надзирателем. Образ этого чудесного войска позже будет использован Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».
«Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя» — упоминание русской народной сказки «Сказка о славном и храбром богатыре Бове-Королевиче и о прекрасной королевне Дружневне, и о смерти отца его Гвидона».
«Там в облаках перед народом // Через леса, через моря // Колдун несёт богатыря» — отсылка к тексту поэмы «Руслан и Людмила».
Образ главного героя взят из русской сказки «О Еруслане Лазаревиче», карлик – колдун Черномор пришел из сказки «Три подземных царства».
«В темнице там царевна тужит, // А бурый волк ей верно служит» — образ верного волка — помощника взят из фольклорного произведения «Царевич и серый волк», где умное животное помогает царевичу спасти невесту.
Баба–Яга — персонаж множества русских народных сказок («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»). Чаще всего является противником добрых сил, но иногда помогает герою добрым советом и подсказкой.
Кощей – злой колдун, бессмертный, его погибель спрятана в игле, которая хранится в яйце. Во многих сказках является похитителем невесты главного героя («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Царевна – лягушка»).
«Лукоморье» А.С. Пушкина — картина, сложенная из множества маленьких кусочков. Каждый из них – полноценная русская сказка или образ. А все вместе создают неповторимое ощущение русского духа, сильного и непобедимого.
А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»
План урока
- Детство А.С. Пушкина
- Жанр послания. Стихотворение «Няне»
- Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
Цели урока
- Знать какое влияние оказала Арина Родионовна на творческую судьбу А.С. Пушкина, черты жанра послания
- Уметь создавать устные иллюстрации к эпизодам произведения, анализировать лирическое произведение
Разминка
Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вы читали?
Детство А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)
Рис. 1 К. де Местр. Портрет А.С. Пушкина-ребенка, 1802.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Петра Великого, Ганнибала. Отец будущего поэта увлекался поэзией, историей, театром, а дядя, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом того времени — все это сильно повлияло на А.С. Пушкина.
Уже в детстве маленький А.С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: их дом посещали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети получали домашнее образование у гувернеров и учителей-французов, языком общения был французский. А.С. Пушкин быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца. В основном поэт читал французские книги, что повлияло и на его первые творческие работа.
Рис. 2. Неизвестный художник. Арина Родионовна Яковлева. 1-я четверть XIX века.
Лето мальчик всегда проводил у бабушки, Марии Алексеевны Пушкиной, в имении Захарово. От нее он услышал первые сказки, красивую русскую речь. Также большую роль в становлении А.С. Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна Яковлева.
В год рождения Александра Пушкина Арина Родионовна получила вольную, но не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем няней. Она знала великое множество песен и сказок, пословиц и поговорок, пела и рассказывала живо и увлеченно. С самого раннего детства А.С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества.
Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником, отразились во многих стихотворениях поэта. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А.С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.
- Как уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие А.С. Пушкина-поэта?
- Благодаря кому поэт познакомился с русскими сказками?
Рис. 3. П.И. Геллер. Пушкин и Арина Родионовна, кон. XIX века.
Особое место в жизни А.С. Пушкина занимает село Михайловское. Именно здесь поэт находился в ссылке с 1824 по 1826 год по приказу Александра I за распространение свободолюбивых взглядов. Поэт находился далеко от светской и литературной жизни. Его одинокие дни скрашивала няня, заботами которой поддерживался тогда дом. Именно она стала слушателем и ценителем многих произведений А.С. Пушкина. А ее сказки вдохновляли писателя на творчество. Когда после ссылки А.С. Пушкин уехал в Петербург, няня осталась в Михайловском одна.
Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году. А.С. Пушкин, находясь далеко от няни, обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.
Послание
– стихотворение, имеющее конкретного адресата.
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
В стихотворении А.С. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне.
Центральные образы: образ пожилой няни и образ лирического героя.
Уже первые строки показывают, что няня играла важную роль в жизни поэта. Няня очень любит своего воспитанника, в тоске ждёт его приезда. Автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
В стихотворении «Няне» писатель использует слова и выражения, которые теперь являются устаревшими:
- Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
- Горюешь, будто на часах – когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
- Вороты – ворота
- Всечасно – постоянно
Средства выразительности, используемые в стихотворении А.С. Пушкина «Няне»:
- Метафоры: «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»;
- Эпитеты: «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь»;
- Сравнение: «горюешь, будто на часах».
- Какое стихотворение называется посланием?
- В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
- Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
- Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
Сказки, рассказываемые няней и бабушкой, с детства пленяли А.С. Пушкина. Восхищаясь богатством вымысла народных сказок, он восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В сказках А.С. Пушкина, написанных для детей и взрослых, отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, вера в добро и справедливость.
Во время пребывания в ссылке в Михайловском поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Рассказы няни и стали основой для написания пролога к поэме «Руслан и Людмила».
Вступление к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкин написал уже после того, как вышла первая редакция поэмы. Некоторые критики тогда говорили о том, что в произведении мало народных элементов. Именно поэтому писатель, стремившийся к народности, пишет в 1825 году пролог, в котором отобразились действительно народные образы. И вот в 1828 году появляется поэма, которую предваряет пролог.
У Лукоморья[1]
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи́ кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых[2] дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений[3] полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей[4] прекрасных
Чредой[5] из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет[6] грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;[7]
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Пролог
– это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своем замысле, настраивает читателя на определенный лад.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» рассказывает о лукоморье и чудесах, происходящих там. Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты. Весь пушкинский текст наполнен
архаизмами
.
Архаизм
– устаревшее слово.
Например, златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь.
Эти формы А.С. Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым. Он использует не только лексические, но и грамматические архаизмы. Например, «о заре прихлынут волны». Сейчас мы говорим: на заре; нахлынут – это старая форма настоящего времени (нахлынут волны… и тридцать витязей выходят…).
Мастерство А.С. Пушкина проявляется и в умении одним словом охарактеризовать героя, выразить свое отношение к нему. Например, Кащей «чахнет», то есть медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.
Пушкинский пролог напоминает волшебную сказку. Во-первых, в нем множество сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, говорящий кот, страшный колдун. Во-вторых, можно выделить композиционные элементы сказки:
- зачин (рассказ о коте)
- рассказ о чудесных героях
- концовку
А.С. Пушкин представляет читателям свою поэму как одну из сказок, которую рассказывает кот учёный. Пролог к поэме продолжает древние традиции русского фольклора.
Композиционно пролог делится на две неравных части:
- Первая часть состоит из первых 6 строк. В них поэт даёт указание на время и место действия: действие происходит у лукоморья днём и ночью. «Кот учёный» символизирует древнего автора-сказителя, который знает много сказок и песен.
- Во второй части пролога перед читателем предстает мозаика из сказочных образов. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и избушка на курьих ножках, и более значимые персонажи – тридцать витязей, королевич, царевна, Баба Яга, Кощей Бессмертный.
Поэт подчеркивает, что волшебный мир, представленный в прологе, имеет русские корни: «там Русью пахнет!». Поэтому финал присказки завершается фольклорной формулой:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету
- Какие русские народные сказки напомнил вам пролог? Назовите героев этих сказок.
- Каким настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?
Подведем итоги:
- Стихотворение «Няне» поэт написал вдали от Арины Родионовны Яковлевой.
- Пролог – это вступление к литературному произведению. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» наполнен образами русских сказок, былин, поверий, которые поэт слышал от своей няни. В прологе А.С. Пушкин выразил любовь к русской народной культуре.
Контрольные вопросы
- К какому литературному жанру можно отнести стихотворение «Няне»?
- Из предложенных цитат выберите только те, которые относятся к стихотворению А.С. Пушкина «Няне»:
1)«Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь»
2)«Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты»
3)«Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы»
4)«Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах»
5)«Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь»
[1] Лукоморье – излучина морского берега (от слова «лука» – изгиб – и «море»).
[2] Неведомый – неизвестный («ведать» означает «знать»).
[3] Видение – призрак, приведение.
[4] Витязь – воин, богатырь.
[5] Чредой (чередой) – один за другим.
[6] Здесь: берет в плен.
[7] Чахнуть – становиться слабым, болезненным.
1
Какие сказки вспоминаете Вы когда читаете пролог «Руслан и Людмила»?
Какие народные и литературные сказки вспоминаете Вы когда читаете пролог «Руслан и Людмила»? В каких строках этого произведения сочетаются юмор и фантастика?
1 ответ:
2
0
Вот он, этот самый пролог знаменитой поэмы Пушкина:
Читая этот пролог мы узнаем знаменитых героев и образы русских народных сказок — Кощея, бабу Ягу, бурого или чаще серого волка, царевну, богатырей, избушку на курьих ножках. Создается впечатление, что в этом прологе Пушкин постарался отразить все наиболее запоминающиеся сюжеты сказок,причем не только русских. Создать мир, в который он готовится окунуть своего читателя — мир полный волшебства и чудес. Эта картина волшебного мира получилась необычайно полной, хотя на его описание затрачено всего несколько строк пролога.
Я даже затрудняюсь назвать какие-то определенные сказки, о которых думаешь, когда читаешь эти строки. «Иван Царевич и серый волк», сказка самого Пушкина «О царе Салтане» в которой мы уже встречали тридцать трех богатырей, «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» — сказки с Кощеем и Бабой Ягой. Наконец даже «Рапунцель» братьев Гримм.
А вот юмор и фантастика в этом произведении сплошь и рядом, ступа идет-бредет, русалки сидят на ветвях, Кощей чахнет над златом и так далее.
Читайте также
Замечательная вещь Александра Куприна!
У легендарного короля Эрна страны Эрнотерры был почётный титул «Первый слуга народа». Это было единственное привилегированное отличие его от других людей, поскольку титулы и ранги были отменены королём, а люди признаны равными друг другу, женщины равными с мужчинами. Единственным законом этой страны была правда — никто не имел права лгать.
В рассказе Николая Носова «Леденец» поднимается тема отношений между родителями и детьми. И здесь важно доверие и взаимопонимание, а добиться этого можно воспитанием. Как видим, мальчик Миша еще маленький, а поэтому ему еще невдомек, что врать нехорошо. Вранье может привести к тому, что мама больше не будет доверять своему сыну, а это приведет к осложнению отношений.
Итак, прежде всего Мише нужно объяснить, что врать плохо, а об обмане и лжи существуют такие пословицы:
Мальчик обманул маму, но она все-таки узнала правду, и скорее всего, будет объяснять сыну, что тайное всегда становится явным. О том, что правда сильнее лжи и о том, что она всегда торжествует, имеются такие пословицы:
А чтобы Миша и другие врунишки не привирали и не были наказаны, детям хорошо бы усвоить истину, выраженную пословицей:
Право преподавания любого предмета в любом учебном заведении (детское дошкольное учреждение, начальная и средняя школы всех ступеней, средние специальные учебные заведения и, наконец, высшие учебные заведения) имеет только специалист с профильным дипломом. То есть в Вашем конкретном примере епископ имеет право преподавания уроков литературы в школе, если он имеет диплом педагогического колледжа, института или университета по специальности «Русский (или другой) язык и литература. Кроме того, у него не должно быть судимостей. Крайне желательны свидетельства о курсах повышения квалификации не старшее пяти лет. Последнее не обязательно, но от уровня категории зависит заработная плата преподавателя.
Произведения Салтыкова-Щедрина даже сегодня, полтора века спустя, остаются на редкость актуальными. Щедрин обладал необычайным даром — высмеивать вечные человеческие пороки, такие как лень, глупость, чинопочитание, праздность и т.д., а фоном, на котором разворачивается действие, оказывается современная (для писателя) или вымышленная действительность.
Поскольку за прошедшее время характер русского человека особо не изменился, произведения Щедрина воспринимаются читателем очень остро. Герои его историй — обычные люди, винтики в существующей системе, системе несовершенной и порочной, действующей тлетворно и разлагающе, поскольку недостатки, которые есть в каждом человеке, не без влияния этой системы перерождаются в пороки.
В какой-то момент герои Щедрина, такие как, например, Дикий помещик или Иудушка Головлев, абсолютно дегуманизируются, превращаясь в жалкое подобие самих себя и более не имеют даже отдаленного сходства с человеком.
__
Щедрина считают наиболее актуальным, на мой взгляд, потому что в его творчестве заложена главная идея человечества — мир невозможен без нравственности и без любви, а лицемеры и глупцы — одна из болезней общества, с которой не нужно мириться.
господин Преображенский, описанный в произведении Булгакова «Собачье сердце», мировое светило, просившее такую броню, чтобы была всем броням броня, имел в своем распоряжении семь комнат, но добавлял, что не мешало бы ему еще иметь и восьмую, так как книги некуда складывать