Какие сатирические приемы использует салтыков щедрин в сказке дикий помещик

Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине XIX века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а новые буржуазно-капиталистические отношения только еще формировались. Сама жизнь предопределила спрос на сатирические произведения. Творче­ство Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, расска­зы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым со­вершенством» — говорил Луначарский.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его са­тирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потре­бовалась особая сатирическая форма. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чем не противоречат духу русской народной сказки. Они — явление, совершенно оригинальное, не смеши­вающееся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками. Первые сказки появились в 1869 го­ду, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов, в них вышли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагиче­ским, в них широко используется гротеск, проявляется удиви­тельное искусство эзопова языка.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высо­ким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую вы­сокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудре­цу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — про­стым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую об­разность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общест­венных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка как жанр постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность -народной речи, прием зоо­логических уподоблений.

Рассмотрим основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказке «Дикий помещик».

Одним из самых древних примеров сатирической типиза­ции является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков. «Уподобление — стилистический оборот на основе развернуто­го сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художест­венном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями». Зоологические уподобле­ния служат главной цели сатиры — показать отрицательные яв­ления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социаль­ных пороков с животным миром — один из остроумных приемов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках. Так, в сказке «Ди­кий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал. .. весь он с головы до ног оброс воло­сами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как желез­ные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить чле­нораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипень­ем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Здесь автор, пока­зывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» еще нет. Пройдет еще некоторое время, и процесс деградации завершится.

Язык — основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и, помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления), использует народ­ное остроумие — разговорную речь или просторечие. «Просто­речие — слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в ли­тературных произведениях и разговорной речи для создания оп­ределенного колорита». Например, в «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая свое отношение к на­роду и барину. С сочувствием к крестьянам: «…легче нам про­пасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» В просторечии маяться означает томиться, мучиться. С восхи­щением о живучести народа: «…опять запахло в том уезде мяки­ной, на базаре появилась мука, и мясо…, а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: — И откуда вы, шельмы, берете!!». В просторечии шельма означает мошен­ник, плут. Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свиде­тельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помо­гали плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Еще одним сатирическим средством, которое использует Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик, являются фра­зеологизмы. Фразеологизм —- это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, призна­ков, действий. Салтыков-Щедрин часто использовал фразео­логизмы для придания сказкам выразительности, образности и небрежного сатирического стиля. Например, «И начал он жить да поживать…», «Ну, пускай себе до поры до времени так по­стоит!», «…лешего какого-нибудь нелегкая принесла!», «…кишмя кишат», «…с сумой по миру…» и другие.

Щедринская сказка — это сочетание традиций художест­венной литературы и фольклора. Его сатира формировалась из образности народной речи, зоологических уподоблений, ино­сказания, фантастики. Главная цель сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина — показать реальную действительность в отрица­тельном и смешном виде. Зоологические уподобления — один из наиболее остроумных приемов в достижении этой цели. Близость сатиры Салтыкова-Щедрина к произведениям фольклора прослеживается в использовании народного язы­ка — просторечий и разговорной речи, а так же фразеологиче­ских конструкций, в том числе пословиц и поговорок, тради­ционных сказочных приемов. Все это не затемняет смысла сказок, а создает комический эффект.

Щедринские сказки — это и великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не утра­тили своей яркой жизненности; они по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой. Это со­вершенное художественное творение великого сатирика и се­годня щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими об­разами, яркими афоризмами.

Вопросы по докладу:

Почему в своем сатирическом творчестве М.Е.Салты­ков-Щедрин обращается к жанру сказки?

Когда были написаны первые сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина?

Какие сатирические приемы использует М.Е.Салтыков-Щедрин в своих сказках?

Какие иносказания и зоологические уподобления ис­пользуются писателем в сказке «Дикий помещик»?

Что такое просторечия и фразеологизмы? Как эти прие­мы используются М.Е.Салтыковым-Щедриным в сказке «Ди­кий помещик»?

Доклад 7 класс.  
 

Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине XIX века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а новые буржуазно-капиталис- тические отношения только еще формировались. Сама жизнь предопределила спрос на сатирические произведения. Творче­ство Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, расска­зы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым со­вершенством» — говорил Луначарский.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его са­тирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потре­бовалась особая сатирическая форма. Сказки Салтыкова- Щедрина ни в чем не противоречат духу русской народной сказки. Они — явление, совершенно оригинальное, не смеши­вающееся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками. Первые сказки появились в 1869 го­ду, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов, в них вышли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагиче­ским, в них широко используется гротеск, проявляется удиви­тельное искусство эзопова языка.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высо­ким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую вы­сокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудре­цу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — про­стым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую об­разность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общест­венных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка как жанр постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность -народной речи, прием зоо­логических уподоблений.

Рассмотрим основные особенности сатиры Салтыкова- Щедрина, проявившиеся в сказке «Дикий помещик».

Одним из самых древних примеров сатирической типиза­ции является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков. «Уподобление — стилистический оборот на основе развернуто­го сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов ус-«» танавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художест­венном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями». Зоологические уподобле­ния служат главной цели сатиры — показать отрицательные яв­ления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социаль­ных пороков с животным миром — один из остроумных приемов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках. Так, в сказке «Ди­кий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал. .. весь он с головы до ног оброс воло­сами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как желез­ные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить чле­нораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипень­ем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Здесь автор, пока­зывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» еще нет. Пройдет еще некоторое время, и процесс деградации завершится.

Язык — основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и, помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления), использует народ­ное остроумие — разговорную речь или просторечие. «Просто­речие — слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в ли­тературных произведениях и разговорной речи для создания оп­ределенного колорита». Например, в «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая свое отношение к на­роду и барину. С сочувствием к крестьянам: «…легче нам про­пасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» В просторечии маяться означает томиться, мучиться. С восхи­щением о живучести народа: «…опять запахло в том уезде мяки­ной, на базаре появилась мука, и мясо…, а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: — И откуда вы, шельмы, берете!!». В просторечии шельма означает мошен­ник, плут. Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свиде­тельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помо­гали плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Еще одним сатирическим средством, которое использует Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик, являются фра­зеологизмы. Фразеологизм —- это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, призна­ков, действий. Салтыков-Щедрин часто использовал фразео­логизмы для придания сказкам выразительности, образности и небрежного сатирического стиля. Например, «И начал он жить да поживать…», «Ну, пускай себе до поры до времени так по­стоит!», «…лешего какого-нибудь нелегкая принесла!», «…кишмя кишат», «…с сумой по миру…» и другие.

Щедринская сказка — это сочетание традиций художест­венной литературы и фольклора. Его сатира формировалась из образности народной речи, зоологических уподоблений, ино­сказания, фантастики. Главная цель сатиры и юмора Салтыко- ва-Щедрина — показать реальную действительность в отрица­тельном и смешном виде. Зоологические уподобления — один из наиболее остроумных приемов в достижении этой цели. Близость сатиры Салтыкова-Щедрина к произведениям фольклора прослеживается в использовании народного язы­ка — просторечий и разговорной речи, а так же фразеологиче­ских конструкций, в том числе пословиц и поговорок, тради­ционных сказочных приемов. Все это не затемняет смысла сказок, а создает комический эффект.

Щедринские сказки — это и великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не утра­тили своей яркой жизненности; они по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой. Это со­вершенное художественное творение великого сатирика и се­годня щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими об­разами, яркими афоризмами.

Вопросы по докладу:

1)      Почему в своем сатирическом творчестве М.Е. Салты­ков-Щедрин обращается к жанру сказки?

2)         Когда были написаны первые сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

3)     Какие сатирические приемы использует М.Е. Салтыков- Щедрин в своих сказках?

4)      Какие иносказания и зоологические уподобления ис­пользуются писателем в сказке «Дикий помещик»?

5)    Что такое просторечия и фразеологизмы? Как эти прие­мы используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в сказке «Ди­кий помещик»?

АНАЛИЗ СКАЗКИ «ДИКИЙ ПОМЕЩИК»

1.История создания произведения.

 Михаил
Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян,
вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков.

Боясь 
цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для
того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через
сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.

Впервые «Дикий помещик» был опубликован в 1869 году журналом «Отечественные
записки».

В
тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай
Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких
проблем.

2. Жанр произведения.
«Дикий помещик» относится к жанру сказки. Писатель использует элементы
фольклора (зачин, фантастичные элементы).
   Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это
сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки.

3. Название произведения и
его смысл.

Название «Дикий помещик» употребляется и в прямом, и в переносном значении.
Помещик дик, потому что невежественен и нравственно отстал. Но помимо этого,
дик в прямом смысле этого слова. Он одичал и ведет себя абсолютно неадекватно.

4. Тема и идея
произведения. Проблематика.

   
Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве,
огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и
крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между
эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.
     М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг.  
Автор в сказке «Дикий помещик» подчеркивает роль крестьянства. Помещик в
произведении становится совершенно диким без помощи крестьян. Именно простой
народ становится главной силой страны.
5. Сюжет.
Сюжет сказки довольно прост. Он повествует о помещике, который настолько
замучился жить рядом с бедными крестьянами, что они исчезают из его жизни, в
результате чего герой остается один и полностью дичает, теряя собственный разум
и рассудок.
   Начальство, узнавшее о диком помещике, приказывает изловить его и привести в
порядок. Распоряжения выполнены, но помещик часто вспоминает о своей жизни в
лесу.

6. Система образов
произведения.

Центральным персонажем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина является помещик. Богатый,
довольный жизнью помещик без имени (автор не указывает имени, намекая на
собирательный образ). Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь,
что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, “душит” простой народ
всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих
слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В
финале сказки его, заросшего и одичавшего с огромными когтями, излавливают, стригут
и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.
Народ противопоставляется образу помещика. Это трудолюбивые люди,
которые привыкли выживать самостоятельно. По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина,
именно простой народ является основой всего русского населения. Писатель
сочувствует крестьянам, однако автор высмеивает и черты простого мужика –
смирение и покорность.Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее
начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё
возвращается в былое цветущее состояние.

Капитан-исправник

Приезжает к
помещику поинтересоваться, куда исчезли крестьяне и кто за них будет
платить подати и повинности. Узнав позицию помещика, угрожает ему. Является
инициатором возвращения крестьян, поднимает тревогу, встретив одичавшее
существо, похожее на помещика и медведя одновременно.

Сенька

Слуга помещика, которого он ежедневно припоминает, зовет
сквозь сон или забыв о пропажи мужиков. Судя по всему, это самый близкий
слуга: незаменимый, умелый, хозяйственный.

Генералы

Знакомые помещика, приезжают в гости, искренне обижаются,
когда

 помещик предлагает им леденцы и пряники вместо говядины,
которой

 в доме нет. Называют его глупым и уезжают.

Михайло Иваныч, медведь

Когда
помещик окончательно одичал, зарос и стал охотиться, как зверь, он посчитал
возможным подружиться с Михайло Иванычем. Медведь откровенно высказался о
том, что помещик поступил глупо. Мужик в деревне необходим.


8. Композиция произведения.
Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных
записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который
бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой
обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного
ему окружения.

Развитие действия – Когда же
молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в
полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной
мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его
жизни источником всех благ. Когда же они исчезли,  барин быстро превратился в
дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую
пищу. Кульминационным моментом становится полное одичание помещика, когда он
перестал вести себя как человек, общаясь лишь с медведем в лесу

В
развязке

произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает
рассудок.  Помещика «изловили» и привели в порядок, однако он тоскует по
прежней жизни.

8.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин широко использует сатирические приемы: гипербола, гротеск,
юмор. Аллегории и метафоры позволяют с легкостью понять, о чем идет речь.

В
центре всего повествования лежит гротескная ситуация, противопоставляющая образ
помещика и народа. Гротеск и антитеза – двигатели сюжета.
В произведении сказочные мотивы сочетаются с реальным бытописанием (к примеру,
газета «Весть»), что еще больше подчеркивает актуальность сказки, отразившей
современные писателю времена.
Средства
выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на
гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в
лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого
быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом
является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив,
зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

сатирические приемы салтыкова щедрина

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

салтыков щедрин сатирические приемы

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

сатирические приемы

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

сатирические приемы

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

какеи сатирические приемы

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

сатирические приемы щедрина

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Суть: о чём сказка?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Чему учит?
  • 10 Средства выразительности
  • 11 Критика

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      eliezerthomas827

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    8 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    15 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    18 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    28 минут назад

  • matematika
    Математика

    32 минут назад

    Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

       Тема урока: «Мастерство сатирического изображения действительности

                              в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина  «Дикий помещик» (1869г.)»

Тип урока – урок изучения нового материала

Эпиграф:      Сатире, бесспорно, посчастливилось на Руси. Если мы припомним

                      достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка

                      в ней нет», то окажется, что родоначальником сатиры был едва ли

                      не Гостомысл.

                                                                                                  М.Е Салтыков-Щедрин

(Гостомысл – новгородский посадник 11 века, которому приписываются эти слова)

Оборудование и материалы: манитофон с аудиозаписью сказки Салтыкова-Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокомил»; портрет и скульптурное изображение Салтыкова – Щедрина; демонстративный материал (иллюстрации к сказкам

«Дикий помещик» худ. Кукрыниксы, «Повесть о том, как один мужик двух генераов прокормил»); иллюстрации учащихся.

Цели урока:

  1. дидактическая – освоить художественное содержание сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», раскрывая новаторские приёмы писателя-сатирика; определить роль его произведений в истории русской литературы.
  2. развивающая- развивать культуру читательского воприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление учащихся.
  3. воспитательная- воспитывать у учащихся непрятие таких социальных и нравственных пороков, как: неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и др.; показать на примере сказки позитивную роль сатиры и юмора в жизни человека и общества.

                                                   Ход урока

  1. Психологический настрой.

Приветствие учеников учителем.

Объявление темы и целей урока учащимся.Разбор эпиграфа, записанного на доске. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована во все времена, это продиктовано соц. условиями жизни общества, государства. Наша цель- на примере сказки Салтыкова-Щедрина рассмотреть художественно-сатирические приёмы, позволяющие автору изобличать соц. и нравст. пороки, царящие в обществе.

  1. Повторение изученного ранее материала – контроль степени усвоения произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  1. «Оставь только одно» (тест)
  1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) в результате кораблекрушения;

б) по щучьему велению;

в) с помощью волшебника;

2.  В чём мужик на острове варил суп?

а) в котелке;

б) в пригоршне;

в) в кокосовой скорлупке;

3. Какую газету читали генералы на острове?

а) «Московские ведомости»;

б) «Московское обозрение»;

в) «Весть»;

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

а) по следам на песке;

б) по звукам балалайки;

в) по запаху мякинного хлеба;

5. Кем мужик работал в Петербурге?

а) поваром;

б) извозчиком;

в) маляром;

6. В каком виде генералы прибыли на остров?

а) в мундирах;

б) в ночных рубашках;

в) раздетые;

7. Какой предмет проглотил  один из генералов за неимением ужина?

а) пуговицу;

б) орден;

в) тапочки;

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

а) из собственных волос;

б) из собственной рубахи;

в) из лески;

9. Как генералы вернулись домой?

а) заснули и проснулись дома;

б) так же, как и попали на остров;

в) мужик построил корабль;

10. На какой улице в Петербурге жили генералы?

а) на Подьяческой;

б) на Фонтанке;

в) на Литейной;

11. Какой из генералов был поумнее?

а) тот, кто был учителем каллиграфии;

б) тот, кто был учителем географии;

в) тот, который не был учителем;

12. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить  уху?

а) напоили;

б) высекли;

в) откормили;

13. Как генералы мужика при себе удерживали?

а) цепью приковали;

б) верёвочкой привязали;

в) он остался сам;

14. Чем генералы наградили мужика?

а) орденом;

б) плёткой;

в) рюмкой водки и пятаком;

Учащиеся показывают сигнальные карточки:

Красная –а)

Синяя – б)

Зелёная – в)

  1. Теоретический диктант

Учащиеся записывают  в тетрадь термины, определения которых зачитывает учитель, далее один ученик идёт к доске и располагает карточки с теоретическими понятиями в нужном порядке при помощи магнитов:

      АЛЛЕГОРИЯ
     ГИПЕРБОЛА
     ГРОТЕСК
     САРКАЗМ

      САТИРА

      ЭЗОПОВ ЯЗЫК

      ЭПИТЕТ

      ЮМОР

Определения:

Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности (аллегория)

Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности (гипербола)

Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка (гротеск)

Едкая, язвительная насмешка (сарказм)

Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков (сатира)

Художественная речь,основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) (эзопов язык)

Эмоционально окрашенное определение (эпитет)

Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане  (юмор)

  1. Рассмотрение нового материала.
  1. Словарная (лексическая)  работа

     (по цепочке)

прошение-

циркуляры-

лучина-

светец-

мякинный (вихрь)-

посконные (портки)-

пульку сыграть-

гранпасьянс-

пОдать-

повинность-

либералы-

губернатор-

исправник-

временнообязанные-

без винной и соляной регалий-

казначейство-

пахнет водворением-

 Учащиеся объясняют «трудные» слова, пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным материалом. Например, циркуляр- распоряжение подведомственным учреждениям; прошение – письменное ходатайство; лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена; посконные – из домотканного холста, полученного из конопли; пульку сыграть – партию игры в преферанс (род карточной игры); пОдать – в царской России 2 пол. 19 века: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан; губернатор- начальник какой-н. большой административно-территориальной единицы и.т.д.

   Вопрос учителя: на какие стилевые и тематические пластывы бы разделили лексику щедринской сказки? (канцеляризмы, бытовая лексика/крестьянского быта, политичес-

                                                                                            помещичьего быта

кая лексика, просторечие: «хоть бы лешего нелёгкая принесла», «курицын сын» и др.)

Возможна работа по карточке с группой сильных учащихся: подобрать примеры из текста к каждому пласту лексики.

  1. Аналитическая беседа по тексту

Какой период истории России изображает Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий прмещик» -дореформенный или пореформенный? (после реформы 1861 года)

Как жилось помещику после реформы? (хорошо по-прежнему, у него было всё)

Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?

(-очень много развелось «в царстве» мужика;

— призыв газеты «Весть» : «Старайся!»)

Каково было, по-вашему, содержание газеты «Весть»?  Стараться в чём призывала газета? ( и в пореформенное время стараться сохранить свои привилегии, не делать уступок крестьянам)

Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев – эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)

С помощью какого художественного приёма характеризует Салтыков-Щедрин помещика, описывая его тело? (ЭПИТЕТОВ: тело имел мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое). А вам эти эпитеты показались узнаваемыми или неожиданными?

Действительно, это авторские эпитеты. Но согласитесь, насколько они мастерски подобраны и точны!

 Как исчез из поместья мужик? (унёс мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)

Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор? (3) Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актёр Садовский)

От кого во второй раз он услышал то же самое? (от двух генералов-соседей)

Кто еще посетил помещика в его имении? (капитан-исправник). Давайте зачитаем, какой диалог состоялся между этими двумя персонажами по ролям.

Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»? Чем навредило исчезновение мужика государству?  (нет податей — казна опустела; нет доходов: вино никто не пьёт – нет соответствующей статьи доходов; распространились грабежи, разбой, убийства)

А теперь давайте поразмышляем, к каким последствиям может, по мысли автора, привести дворянское сословие его привычка жить за чужой счёт?

Прослушайте аудиозапись и объясните, откуда этот эпизод и чем он важен для раскрытия авторского замысла, смысла сказки

(прослушивается отрывок, описывающий процесс одичания генералов)

Какой сатирический приём здесь использован? (гротеск: один генерал проглотил орден другого)

(смысл: бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному).

 Зачитайте эпизод «одичания» помещика – во внешности,в поведении.

Обратите на иллюстрацию художников Кукрыниксов к сказке.

Как изменился сад помещика без мужика? (пришёл в запустение, дорожки поросли репейником, завелись змеи, гады, дикие звери)

Что хотел сказать этими описаниями автор образованному читателю? (как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ)

Какова же главная мысль автора относительно роли в обществе и государстве мужика? (мужик = богатство, достаток, порядок)

Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (запахло мякиной и овчинами, появились мука, мясо, живность, подати)

Подобная ситуация  (полная зависимость помещиков от мужиков) единичной ли была в России или распространена повсеместно? (вывод: значит, от частного случая Салтыков-Щедрин поднимается до высокого художественного обобщения).

  1. Подведение итогов беседы (слово учителя)

             Итак, мы видим, что, несмотря на небольшой объём сказки, Салтыков – Щедрин охватывает проблемы, самые больные для России того времени, можно сказать, огромной государственной важности. С помощью различных сатирических приёмов писатель сумел раскрыть и донести до нас политически окрашенное  содержание своего произведения. Всё действие происходит будто бы в рамках  одного имения, но вот уже вовлекается в сферу действия уезд,  затем и губернский город, а по сути – вся Россия.

    М. Горький сказал: «Невозможно понять историю России во 2-ой половине 19 века без помощи Щедрина». Такова роль сатирика – изобличать пороки, существующие во все времена.Но обличая, Салтыков-Щедрин надеялся на непременное грядущее торжество правды. Истинаая сатира призвана только созидать.

   Можете ли вы сказать, какие мысли, высказанные писателем в сказках, современны и сегодня? Каких писателей-сатириков современности вы знаете?  Какое место занимает сатира в наши дни?

  1. Домашнее задание: 1) составить кроссворд по сказке «Дикий помещик»;

                                       2) написать небольшое сочинение-размышление на тему

                                         «Роль сатиры в наши дни».

Источник-

МОУ СОШ №17 Октябрьского района городского округа

город Уфа РБ

Учитель     литературы

МОУ СОШ №17

Галлямова Елена Альбертовна

  • Какие русские сказки напомнил вам пролог назовите их
  • Какие русские сказки напоминает пролог к поэме руслан и людмила
  • Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе старый гений лескова
  • Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в этом рассказе
  • Какие проблемы нравственности по вашему мнению затрагивает писатель в рассказе уроки французского