Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине XIX века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а новые буржуазно-капиталистические отношения только еще формировались. Сама жизнь предопределила спрос на сатирические произведения. Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством» — говорил Луначарский.
Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чем не противоречат духу русской народной сказки. Они — явление, совершенно оригинальное, не смешивающееся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов, в них вышли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.
«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка как жанр постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность -народной речи, прием зоологических уподоблений.
Рассмотрим основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказке «Дикий помещик».
Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков. «Уподобление — стилистический оборот на основе развернутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями». Зоологические уподобления служат главной цели сатиры — показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социальных пороков с животным миром — один из остроумных приемов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках. Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал. .. весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Здесь автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» еще нет. Пройдет еще некоторое время, и процесс деградации завершится.
Язык — основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и, помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления), использует народное остроумие — разговорную речь или просторечие. «Просторечие — слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита». Например, в «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая свое отношение к народу и барину. С сочувствием к крестьянам: «…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» В просторечии маяться означает томиться, мучиться. С восхищением о живучести народа: «…опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука, и мясо…, а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: — И откуда вы, шельмы, берете!!». В просторечии шельма означает мошенник, плут. Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свидетельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помогали плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.
Еще одним сатирическим средством, которое использует Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик, являются фразеологизмы. Фразеологизм —- это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, признаков, действий. Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы для придания сказкам выразительности, образности и небрежного сатирического стиля. Например, «И начал он жить да поживать…», «Ну, пускай себе до поры до времени так постоит!», «…лешего какого-нибудь нелегкая принесла!», «…кишмя кишат», «…с сумой по миру…» и другие.
Щедринская сказка — это сочетание традиций художественной литературы и фольклора. Его сатира формировалась из образности народной речи, зоологических уподоблений, иносказания, фантастики. Главная цель сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина — показать реальную действительность в отрицательном и смешном виде. Зоологические уподобления — один из наиболее остроумных приемов в достижении этой цели. Близость сатиры Салтыкова-Щедрина к произведениям фольклора прослеживается в использовании народного языка — просторечий и разговорной речи, а так же фразеологических конструкций, в том числе пословиц и поговорок, традиционных сказочных приемов. Все это не затемняет смысла сказок, а создает комический эффект.
Щедринские сказки — это и великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не утратили своей яркой жизненности; они по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой. Это совершенное художественное творение великого сатирика и сегодня щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими образами, яркими афоризмами.
Вопросы по докладу:
Почему в своем сатирическом творчестве М.Е.Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки?
Когда были написаны первые сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Какие сатирические приемы использует М.Е.Салтыков-Щедрин в своих сказках?
Какие иносказания и зоологические уподобления используются писателем в сказке «Дикий помещик»?
Что такое просторечия и фразеологизмы? Как эти приемы используются М.Е.Салтыковым-Щедриным в сказке «Дикий помещик»?
Доклад 7 класс.
Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине XIX века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а новые буржуазно-капиталис- тические отношения только еще формировались. Сама жизнь предопределила спрос на сатирические произведения. Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством» — говорил Луначарский.
Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Сказки Салтыкова- Щедрина ни в чем не противоречат духу русской народной сказки. Они — явление, совершенно оригинальное, не смешивающееся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов, в них вышли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.
«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка как жанр постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность -народной речи, прием зоологических уподоблений.
Рассмотрим основные особенности сатиры Салтыкова- Щедрина, проявившиеся в сказке «Дикий помещик».
Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков. «Уподобление — стилистический оборот на основе развернутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов ус-«» танавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями». Зоологические уподобления служат главной цели сатиры — показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социальных пороков с животным миром — один из остроумных приемов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках. Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал. .. весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Здесь автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» еще нет. Пройдет еще некоторое время, и процесс деградации завершится.
Язык — основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и, помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления), использует народное остроумие — разговорную речь или просторечие. «Просторечие — слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита». Например, в «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая свое отношение к народу и барину. С сочувствием к крестьянам: «…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» В просторечии маяться означает томиться, мучиться. С восхищением о живучести народа: «…опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука, и мясо…, а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: — И откуда вы, шельмы, берете!!». В просторечии шельма означает мошенник, плут. Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свидетельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помогали плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.
Еще одним сатирическим средством, которое использует Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик, являются фразеологизмы. Фразеологизм —- это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, признаков, действий. Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы для придания сказкам выразительности, образности и небрежного сатирического стиля. Например, «И начал он жить да поживать…», «Ну, пускай себе до поры до времени так постоит!», «…лешего какого-нибудь нелегкая принесла!», «…кишмя кишат», «…с сумой по миру…» и другие.
Щедринская сказка — это сочетание традиций художественной литературы и фольклора. Его сатира формировалась из образности народной речи, зоологических уподоблений, иносказания, фантастики. Главная цель сатиры и юмора Салтыко- ва-Щедрина — показать реальную действительность в отрицательном и смешном виде. Зоологические уподобления — один из наиболее остроумных приемов в достижении этой цели. Близость сатиры Салтыкова-Щедрина к произведениям фольклора прослеживается в использовании народного языка — просторечий и разговорной речи, а так же фразеологических конструкций, в том числе пословиц и поговорок, традиционных сказочных приемов. Все это не затемняет смысла сказок, а создает комический эффект.
Щедринские сказки — это и великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не утратили своей яркой жизненности; они по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой. Это совершенное художественное творение великого сатирика и сегодня щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими образами, яркими афоризмами.
Вопросы по докладу:
1) Почему в своем сатирическом творчестве М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки?
2) Когда были написаны первые сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
3) Какие сатирические приемы использует М.Е. Салтыков- Щедрин в своих сказках?
4) Какие иносказания и зоологические уподобления используются писателем в сказке «Дикий помещик»?
5) Что такое просторечия и фразеологизмы? Как эти приемы используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в сказке «Дикий помещик»?
АНАЛИЗ СКАЗКИ «ДИКИЙ ПОМЕЩИК»
1.История создания произведения.
Михаил
Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян,
вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков.
Боясь
цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для
того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через
сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.
Впервые «Дикий помещик» был опубликован в 1869 году журналом «Отечественные
записки».
В
тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай
Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких
проблем.
2. Жанр произведения.
«Дикий помещик» относится к жанру сказки. Писатель использует элементы
фольклора (зачин, фантастичные элементы).
Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это
сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки.
3. Название произведения и
его смысл.
Название «Дикий помещик» употребляется и в прямом, и в переносном значении.
Помещик дик, потому что невежественен и нравственно отстал. Но помимо этого,
дик в прямом смысле этого слова. Он одичал и ведет себя абсолютно неадекватно.
4. Тема и идея
произведения. Проблематика.
Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве,
огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и
крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между
эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.
М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг.
Автор в сказке «Дикий помещик» подчеркивает роль крестьянства. Помещик в
произведении становится совершенно диким без помощи крестьян. Именно простой
народ становится главной силой страны.
5. Сюжет.
Сюжет сказки довольно прост. Он повествует о помещике, который настолько
замучился жить рядом с бедными крестьянами, что они исчезают из его жизни, в
результате чего герой остается один и полностью дичает, теряя собственный разум
и рассудок.
Начальство, узнавшее о диком помещике, приказывает изловить его и привести в
порядок. Распоряжения выполнены, но помещик часто вспоминает о своей жизни в
лесу.
6. Система образов
произведения.
Центральным персонажем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина является помещик. Богатый,
довольный жизнью помещик без имени (автор не указывает имени, намекая на
собирательный образ). Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь,
что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, “душит” простой народ
всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих
слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В
финале сказки его, заросшего и одичавшего с огромными когтями, излавливают, стригут
и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.
Народ противопоставляется образу помещика. Это трудолюбивые люди,
которые привыкли выживать самостоятельно. По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина,
именно простой народ является основой всего русского населения. Писатель
сочувствует крестьянам, однако автор высмеивает и черты простого мужика –
смирение и покорность.Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее
начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё
возвращается в былое цветущее состояние.
Капитан-исправник |
Приезжает к |
||
Сенька |
|
||
Генералы |
|
||
Михайло Иваныч, медведь |
Когда |
||
8. Композиция произведения.
Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных
записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который
бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».
В завязке произведения главный герой
обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного
ему окружения.
Развитие действия – Когда же
молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в
полном одиночестве в своем большом поместье.
Кульминация сказки в полной
мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его
жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, барин быстро превратился в
дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую
пищу. Кульминационным моментом становится полное одичание помещика, когда он
перестал вести себя как человек, общаясь лишь с медведем в лесу
В
развязке
произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает
рассудок. Помещика «изловили» и привели в порядок, однако он тоскует по
прежней жизни.
8.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
М.Е. Салтыков-Щедрин широко использует сатирические приемы: гипербола, гротеск,
юмор. Аллегории и метафоры позволяют с легкостью понять, о чем идет речь.
В
центре всего повествования лежит гротескная ситуация, противопоставляющая образ
помещика и народа. Гротеск и антитеза – двигатели сюжета.
В произведении сказочные мотивы сочетаются с реальным бытописанием (к примеру,
газета «Весть»), что еще больше подчеркивает актуальность сказки, отразившей
современные писателю времена.
Средства
выразительности
М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на
гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в
лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого
быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.
Еще одним важным художественным приемом
является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив,
зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.
Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.
Об авторе
Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.
Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».
Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина
Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.
Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
«Дикий помещик»
Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.
Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.
В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.
«Орел-меценат»
Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.
«Премудрый пескарь»
Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».
Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.
Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Композиция
- 4 Суть: о чём сказка?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Смысл
- 9 Чему учит?
- 10 Средства выразительности
- 11 Критика
История создания
История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:
- Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
- Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
- Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик».
Направление и жанр
Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.
Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».
Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»
Композиция
- Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
- Кульминация: исчезновение крестьян;
- Развитие действия: деградация дворянина;
- Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.
Суть: о чём сказка?
Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.
Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.
Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.
Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.
В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «дикий помещик» | характеристика |
помещик | высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека. |
мужики | православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу. |
Темы
Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:
- Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
- Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
- Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
- Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.
Проблемы
Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):
- Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
- Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
- Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.
С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.
Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.
Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.
Чему учит?
На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.
Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».
Средства выразительности
М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.
Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.
художественные средства в сказке «Дикий помещик»
Критика
Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.
В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.
Автор: Михаил Щепин
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
eliezerthomas827
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра3 минуты назад
Как решать через деффиринциал??
-
Информатика8 минут назад
Решите информатику пожалуйста
-
Русский язык8 минут назад
Литература 7 класс.Помогите срочно!
-
Химия15 минут назад
Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3
-
Литература18 минут назад
Сочинение на тему что такое слава ?
Как можно прославиться ?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Русский язык28 минут назад
-
Математика32 минут назад
Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20518
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тема урока: «Мастерство сатирического изображения действительности
в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» (1869г.)»
Тип урока – урок изучения нового материала
Эпиграф: Сатире, бесспорно, посчастливилось на Руси. Если мы припомним
достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка
в ней нет», то окажется, что родоначальником сатиры был едва ли
не Гостомысл.
М.Е Салтыков-Щедрин
(Гостомысл – новгородский посадник 11 века, которому приписываются эти слова)
Оборудование и материалы: манитофон с аудиозаписью сказки Салтыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокомил»; портрет и скульптурное изображение Салтыкова – Щедрина; демонстративный материал (иллюстрации к сказкам
«Дикий помещик» худ. Кукрыниксы, «Повесть о том, как один мужик двух генераов прокормил»); иллюстрации учащихся.
Цели урока:
- дидактическая – освоить художественное содержание сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», раскрывая новаторские приёмы писателя-сатирика; определить роль его произведений в истории русской литературы.
- развивающая- развивать культуру читательского воприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление учащихся.
- воспитательная- воспитывать у учащихся непрятие таких социальных и нравственных пороков, как: неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и др.; показать на примере сказки позитивную роль сатиры и юмора в жизни человека и общества.
Ход урока
- Психологический настрой.
Приветствие учеников учителем.
Объявление темы и целей урока учащимся.Разбор эпиграфа, записанного на доске. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована во все времена, это продиктовано соц. условиями жизни общества, государства. Наша цель- на примере сказки Салтыкова-Щедрина рассмотреть художественно-сатирические приёмы, позволяющие автору изобличать соц. и нравст. пороки, царящие в обществе.
- Повторение изученного ранее материала – контроль степени усвоения произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- «Оставь только одно» (тест)
- Как два генерала оказались на необитаемом острове?
а) в результате кораблекрушения;
б) по щучьему велению;
в) с помощью волшебника;
2. В чём мужик на острове варил суп?
а) в котелке;
б) в пригоршне;
в) в кокосовой скорлупке;
3. Какую газету читали генералы на острове?
а) «Московские ведомости»;
б) «Московское обозрение»;
в) «Весть»;
4. Как генералы отыскали на острове мужика?
а) по следам на песке;
б) по звукам балалайки;
в) по запаху мякинного хлеба;
5. Кем мужик работал в Петербурге?
а) поваром;
б) извозчиком;
в) маляром;
6. В каком виде генералы прибыли на остров?
а) в мундирах;
б) в ночных рубашках;
в) раздетые;
7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
а) пуговицу;
б) орден;
в) тапочки;
8. Из чего мужик сделал силки для птиц?
а) из собственных волос;
б) из собственной рубахи;
в) из лески;
9. Как генералы вернулись домой?
а) заснули и проснулись дома;
б) так же, как и попали на остров;
в) мужик построил корабль;
10. На какой улице в Петербурге жили генералы?
а) на Подьяческой;
б) на Фонтанке;
в) на Литейной;
11. Какой из генералов был поумнее?
а) тот, кто был учителем каллиграфии;
б) тот, кто был учителем географии;
в) тот, который не был учителем;
12. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
а) напоили;
б) высекли;
в) откормили;
13. Как генералы мужика при себе удерживали?
а) цепью приковали;
б) верёвочкой привязали;
в) он остался сам;
14. Чем генералы наградили мужика?
а) орденом;
б) плёткой;
в) рюмкой водки и пятаком;
Учащиеся показывают сигнальные карточки:
Красная –а)
Синяя – б)
Зелёная – в)
- Теоретический диктант
Учащиеся записывают в тетрадь термины, определения которых зачитывает учитель, далее один ученик идёт к доске и располагает карточки с теоретическими понятиями в нужном порядке при помощи магнитов:
АЛЛЕГОРИЯ
ГИПЕРБОЛА
ГРОТЕСК
САРКАЗМ
САТИРА
ЭЗОПОВ ЯЗЫК
ЭПИТЕТ
ЮМОР
Определения:
Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности (аллегория)
Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности (гипербола)
Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка (гротеск)
Едкая, язвительная насмешка (сарказм)
Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков (сатира)
Художественная речь,основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) (эзопов язык)
Эмоционально окрашенное определение (эпитет)
Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане (юмор)
- Рассмотрение нового материала.
- Словарная (лексическая) работа
(по цепочке)
прошение-
циркуляры-
лучина-
светец-
мякинный (вихрь)-
посконные (портки)-
пульку сыграть-
гранпасьянс-
пОдать-
повинность-
либералы-
губернатор-
исправник-
временнообязанные-
без винной и соляной регалий-
казначейство-
пахнет водворением-
Учащиеся объясняют «трудные» слова, пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным материалом. Например, циркуляр- распоряжение подведомственным учреждениям; прошение – письменное ходатайство; лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена; посконные – из домотканного холста, полученного из конопли; пульку сыграть – партию игры в преферанс (род карточной игры); пОдать – в царской России 2 пол. 19 века: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан; губернатор- начальник какой-н. большой административно-территориальной единицы и.т.д.
Вопрос учителя: на какие стилевые и тематические пластывы бы разделили лексику щедринской сказки? (канцеляризмы, бытовая лексика/крестьянского быта, политичес-
помещичьего быта
кая лексика, просторечие: «хоть бы лешего нелёгкая принесла», «курицын сын» и др.)
Возможна работа по карточке с группой сильных учащихся: подобрать примеры из текста к каждому пласту лексики.
- Аналитическая беседа по тексту
Какой период истории России изображает Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий прмещик» -дореформенный или пореформенный? (после реформы 1861 года)
Как жилось помещику после реформы? (хорошо по-прежнему, у него было всё)
Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?
(-очень много развелось «в царстве» мужика;
— призыв газеты «Весть» : «Старайся!»)
Каково было, по-вашему, содержание газеты «Весть»? Стараться в чём призывала газета? ( и в пореформенное время стараться сохранить свои привилегии, не делать уступок крестьянам)
Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев – эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)
С помощью какого художественного приёма характеризует Салтыков-Щедрин помещика, описывая его тело? (ЭПИТЕТОВ: тело имел мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое). А вам эти эпитеты показались узнаваемыми или неожиданными?
Действительно, это авторские эпитеты. Но согласитесь, насколько они мастерски подобраны и точны!
Как исчез из поместья мужик? (унёс мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)
Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор? (3) Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актёр Садовский)
От кого во второй раз он услышал то же самое? (от двух генералов-соседей)
Кто еще посетил помещика в его имении? (капитан-исправник). Давайте зачитаем, какой диалог состоялся между этими двумя персонажами по ролям.
Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»? Чем навредило исчезновение мужика государству? (нет податей — казна опустела; нет доходов: вино никто не пьёт – нет соответствующей статьи доходов; распространились грабежи, разбой, убийства)
А теперь давайте поразмышляем, к каким последствиям может, по мысли автора, привести дворянское сословие его привычка жить за чужой счёт?
Прослушайте аудиозапись и объясните, откуда этот эпизод и чем он важен для раскрытия авторского замысла, смысла сказки
(прослушивается отрывок, описывающий процесс одичания генералов)
Какой сатирический приём здесь использован? (гротеск: один генерал проглотил орден другого)
(смысл: бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному).
Зачитайте эпизод «одичания» помещика – во внешности,в поведении.
Обратите на иллюстрацию художников Кукрыниксов к сказке.
Как изменился сад помещика без мужика? (пришёл в запустение, дорожки поросли репейником, завелись змеи, гады, дикие звери)
Что хотел сказать этими описаниями автор образованному читателю? (как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ)
Какова же главная мысль автора относительно роли в обществе и государстве мужика? (мужик = богатство, достаток, порядок)
Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (запахло мякиной и овчинами, появились мука, мясо, живность, подати)
Подобная ситуация (полная зависимость помещиков от мужиков) единичной ли была в России или распространена повсеместно? (вывод: значит, от частного случая Салтыков-Щедрин поднимается до высокого художественного обобщения).
- Подведение итогов беседы (слово учителя)
Итак, мы видим, что, несмотря на небольшой объём сказки, Салтыков – Щедрин охватывает проблемы, самые больные для России того времени, можно сказать, огромной государственной важности. С помощью различных сатирических приёмов писатель сумел раскрыть и донести до нас политически окрашенное содержание своего произведения. Всё действие происходит будто бы в рамках одного имения, но вот уже вовлекается в сферу действия уезд, затем и губернский город, а по сути – вся Россия.
М. Горький сказал: «Невозможно понять историю России во 2-ой половине 19 века без помощи Щедрина». Такова роль сатирика – изобличать пороки, существующие во все времена.Но обличая, Салтыков-Щедрин надеялся на непременное грядущее торжество правды. Истинаая сатира призвана только созидать.
Можете ли вы сказать, какие мысли, высказанные писателем в сказках, современны и сегодня? Каких писателей-сатириков современности вы знаете? Какое место занимает сатира в наши дни?
- Домашнее задание: 1) составить кроссворд по сказке «Дикий помещик»;
2) написать небольшое сочинение-размышление на тему
«Роль сатиры в наши дни».
Источник-
МОУ СОШ №17 Октябрьского района городского округа
город Уфа РБ
Учитель литературы
МОУ СОШ №17
Галлямова Елена Альбертовна