Какие символические детали рассказа указывают на основной смысл образов данко и ларры

На чтение 8 мин Просмотров 3.5к.
Обновлено 22 июня, 2020

Невозможно переоценить значение символов в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький). И в первую очередь потому, что и сам по себе рассказ можно считать символом, и весь он буквально соткан из больших и маленьких, тусклых и горящих ярким огнем, холодных и прожигающих насквозь символов.

М. Горького называли певцом свободы. И действительно, все его ранее творчество буквально пронизано идеями свободы человека. В них герой-романтик борется один со всем миром, отстаивая свою идею свободы и право на собственный выбор. Но всегда ли эта борьба оправдана и имеет благую цель? Сможет ли человек справиться с абсолютной свободой? Готов ли он распоряжаться ею достойно?

Именно этим вопросам и посвящен рассказ писателя «Старуха Изергиль».

Рассказ полностью соответствует духу романтизма раннего Горького. Наверное, поэтому в нем необычно и романтично все: от композиции до гипертрофированных образов и символов.

Рассказ состоит из трех новелл о трех разных героях. Каждая из них раскрывает тему свободы с разных сторон, заставляя читателя самому задуматься над этим вопросом и решить, что для него значит свобода?

Каждая из новелл чрезвычайно богата образами-символами, и именно они становятся едва ли не главными средствами раскрытия темы.

А что такое символ?  В художественной литературе символом называется предмет, слово или образ, который условно выражает суть какого-либо явления. Для писателя символ – это шикарная возможность высказать свою мысль иносказательно, через метафору. Обычно с помощью символов исподволь раскрывается суть произведения, только намекая читателю о его главной идее и смысле. Кроме этого символы помогают создавать яркие образы в художественном произведении, они подчас способны лучше любых слов и объяснений вызвать широкий спектр эмоций в душе читателя и навсегда остаться в его сердце. Не в этом ли состоит главная задача художника?

Первые произведения М. Горького насыщены романтическими символами и образами. В рассказе «Старуха Изергиль» антонимичные образы способствуют раскрытию темы свободы с разных сторон.

Легенда о Ларре – первая в рассказе. Ларра – это сын орла и женщины. Он пришел к племени, правила и устои которого отказывался принимать. Но он не только отверг старейшин, он захотел их абсолютного подчинения себе. Он горд и высокомерен, и когда его отвергает племя, он убивает девушку в знак доказательства своей полной свободы. И по сути убийство здесь – это жертвоприношение самому себе. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…», — так сказал Ларра, желая владеть всем, что только пожелает. Но, увы, жизнь наказала его за гордыню. И когда он захотел умереть, у него не получилось: «Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы». Ларра не смог умереть. Но и до этого он не жил. Пытаясь владеть всем, что только он желал, он разрушал все вокруг себя. Ларра был обречен на вечные скитания между жизнью и смертью, он стал тенью, которая мается в поисках успокоения.

Через образ Ларры Горький выразил идею о крайней степени эгоизма человека, до которой он может дойти в поиске неограниченной свободы.

Полная противоположность Ларре  — Данко. В отличие от первого героя, Данко – обычный с виду человек, живущий с такими же обыкновенными людьми. Он горячо любит их и жалеет. Он настолько пропитан любовью, что без малейших сомнений готов пожертвовать своей жизнью во имя спасения жизни многих. Это лидер, способный повести за собой, в его сердце горит огонь любви, освещая путь всем людям. Он и привел их к свету из тьмы. Ларра же обречен вечно скитаться в одиночестве среди теней. И если бессмертие Ларры стало наказанием, то смерть Данко – это начало его бессмертия.

В середине рассказа – повествование о жизни старухи Изергиль. Почему автор распорядился именно так, строя композицию своего произведения? Ответом на этот вопрос служит история главной героини.

Старуха Изергиль прожила долгую и яркую жизнь. Она имела власть над многими людьми и пользовалась ими, прожигая жизнь в удовольствиях и странствиях по свету. А когда полюбила, не смогла простить Аркадэку предательства, хотя и пошла ради его спасения на убийство часового.

В ее жизни было все: страсть, любовь и ненависть, предательство и преданность до самой смерти. Но под конец своей жизни она не может точно сказать, правильно ли она жила? Нужна ли такая свобода человеку? Ведь и старуха Изергиль, настранствовавшись, сказала себе: «…будет жить кукушкой!» И вторую половину жизни она так же, как и многие другие люди, прожила в спокойствии.

Старуха Изергиль – обычный человек, со своими страстями и бедами, не обреченая на вечные скитания, как Ларра, но она и не умерла, как Данко. Она посредник между отвергнутым людьми и теми, кто готов отдать за них жизнь.

Горький создает образы за счет цветовых символов. Так, в легенде о Ларре господствуют серые, холодные цвета: «Глаза его были холодны и горды», серые тени бродят над морем в начале рассказа о Ларре. Совершенно в другие цвета окрашена легенда о Данко. Хоть и начинается все с темных красок густого леса и зловонного болота, в конце люди видят мир, окрашенный в золото, бриллианты дождя и красный закат солнца: «море солнечного света и чистого воздуха», «сияло солнце», «трава в брильянтах дождя», «золотом сверкала река». «Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко».

Одним из главных символов в произведении можно назвать символ Сердца. У Ларры холодное каменное сердце, не способное чувствовать. И единственное из чувств доступно ему — тоска. Сердце Данко пылает огнем любви к людям, от того оно горячее и страстное и способно на подвиг во имя человечества. Даже если для этого нужно будет умереть.

А доброе сердце даже умирает с радостью. Смерть в рассказе тоже символична. Если для Данко она – исцеление и шаг к бессмертию, то Ларре не позволено избавиться от своих страданий. С символом смерти тесно связан образ орла – отца Ларры. Орел, согласно легендам, является символом смерти, хотя считается при этом гордым царем птиц.

Символичны имена героев. Имя «Ларра» — значит «отверженный», «изгой». Лары – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Вероятно, поэтому так символично в рассказе убийство девушки Ларрой.

Данко в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». И действительно, Данко отдает часть себя, Ларра же хочет брать и «оставаться целым».

Символично и имя старухи. Изергиль означает дерево, основу знаний, три корня которого протянулись к царству мертвым, к божествам и людям. Это основа мира, то, на чем держится человеческая жизнь.

Горький противопоставляет свет тьме, тень Ларры и «голубые искры» сердца Данко. Сквозными являются образы смеха и солнца. Но они в обеих легендах имеют разное значение и по-разному читаются. Так, в легенде о Ларре солнце палящее и безжалостное. У Данко солнце горит спасительным для людей теплом и светом. Злорадно и страшно звучит смех возгордившегося Ларры. Смех Данко звучит радостью за людей, как песня счастья.

Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены с помощью контрастных символов. Они противоположны и представляют собой крайности свободного человека. И казалось бы, достаточно их двоих, чтобы понять, каким должен быть по-настоящему свободный человек, если бы ни история старухи Изергиль. Сначала читатель видит уже практически безжизненные глаза, похожие на тень, она отжила свой век, и жизнь едва теплится в ней. Но читая историю ее жизни, становится ясно, что перед нами обычный человек, проживший сложную и богатую на события жизнь.

Свобода Данко делает его божественным существом, способным на абсолютное самоотречение во имя других людей. И Горький призывает нас к такой свободе, настоящей, рожденной от любви. Но в то же время автор считает это недостижимым для современного человека. Именно поэтому главная героиня рассказа стремится и желает быть такой, как Данко, но земная, человеческая изначально сущность заставляет ее ошибаться и проходить путь Ларры в поисках абсолютной свободы.

Неготовность людей оценить высшую степень свободы звучит и в конце легенды о Данко, когда люди моментально забывают того, кто пожертвовал для них свей жизнью. И даже более того: кто-то от страха «…наступил на гордое сердце ногой…»

Почему люди боятся умершего за их жизнь сердца? Возможно, в этом проявляется вечная борьба в каждом из нас Ларры и Данко. И чаще всего, к сожалению, побеждает первый.

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 02.11.2020 23:52

Загороднева Ирина Петровна

Учитель русского языка и литературы

57 лет

рейтинг751
место50 390

Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

15.10.2020 14:55

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены по принципу контрастных символов. Они противоположны и представляют собой «образы свободного человека». Ларра – герой-романтик в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, «презирает судей». Его приговаривают к «вечным мукам – бессмертию». Свобода Данко превращает его в Человека с большой буквы, «воплощением  крайней степени самопожертвования во имя ЛЮБВИ к людям».

Просмотр содержимого документа

«Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Легенды о Ларре и Данко входят в рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». С ними познакомила рассказчика старая молдаванка Изергиль. Она называла эти красивые легенды сказками.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко показывает романтический идеал, выражающий любовь к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим (Ларра).

Внешность

Ларра и Данко — красивые и сильные молодые люди. Глаза Ларры «были холодны и горды, как у царя птиц». В очах Данко «светилось много силы и живого огня».

Происхождение

Ларра — сын гордого и смелого орла и красивой черноволосой женщины из могучего племени. Когда-то орёл унёс из этого племени девушку. В горах у них родился сын. Когда орёл стал слабеть от старости, то поднялся в небо, сложил крылья, упал на острые уступы гор и разбился насмерть. Его жена привела сына в своё племя через 20 лет после того, как её утащил орёл.

Данко был родом из племени смелых и сильных людей, которые жили в прекрасном месте: их таборы с трёх сторон окружали леса, а с четвёртой — расстилалась степь.

Характер

Герои обеих легенд, рассказанных старухой Изергиль, гордые юноши, но в характере Ларры гордость сочетается с себялюбием, презрением к людям. Гордость Данко помогает ему преодолевать трудности и помогать соплеменникам.

И у Ларры, и у Данко есть черта характера, которая проявляется максимально. Ларра воплощает исключительный индивидуализм, а Данко — максимальную степень самопожертвования во имя любви к людям.

Крайний индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал воли и силы. Данко склонен к самопожертвованию просто потому, что такова его натура.

Жизненная позиция

Ларра видит смысл своей жизни в том, чтобы делать то, что хочет, и брать то, что желает. Юноша никого не признаёт выше себя, уверен, «что таких, как он, нет больше». Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего».

Смысл жизни для Данко состоит в том, чтобы спасти своих соплеменников, вытеснив из их сознания тьму трусости, страха.

Совершённые поступки

Ларра вёл себя по отношению к людям эгоистично. Когда они спрашивали его о чём-нибудь, он «отвечал, если хотел, или молчал». Со старейшинами племени он разговаривал без почтения и заявил, что не чтит их, как другие. Старейшины сказали: «Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет». Ларра рассмеялся и пошёл, куда хотел — к красивой дочери одного из старейшин. Он обнял её, а девушка оттолкнула его и пошла прочь. Тогда Ларра ударил её и наступил на грудь упавшей девушки. Кровь брызнула из её уст, и девушка умерла, а Ларра стоял с гордым видом, не опустив головы. Старейшины, поговорив с ним, поняли, что он не считается ни с кем, уверен в своей исключительности и праве делать только то, что хочет, брать то, что ему нужно, не давая ничего взамен и никому не помогая. Люди, по совету самого мудрого из них, изгнали сына орла. Тогда-то и дали ему имя Ларра, которое означало: отверженный, изгнанный.

С тех пор Ларра приходил в племя, похищал всё, что хотел, в том числе девушек и скот. Стрелы, пущенные в него, не причиняли ему вреда, так как тело его было закрыто покровом высшей кары. Несколько десятков лет он вредил людям, но однажды пришёл к ним и не стал защищаться, когда они бросились к нему. Тогда один из людей, догадавшись о его намерении, крикнул: «Не троньте его! Он хочет умереть!» Люди остановились, а Ларра бросился на них, но они уклонялись от его ударов. Ларра ударил себя в грудь ножом, но нож сломался. Тогда он упал и стал биться головой об землю, но она отстранялась от него — просто углублялась от ударов его головы.

И стал Ларра ходить повсюду, ожидая смерти, но ему в наказание была дана высшими силами вечность. Ларра весь высох, стал как тень, перестал понимать слова и поступки людей. Он ходит повсюду, но нет ему места среди людей. Так был наказан этот человек за непомерную гордость.

Если поступки Ларры были продиктованы его крайним эгоизмом, то поступки Данко были направлены на пользу людям. Когда его племя было изгнано из родных мест более сильным племенем и стало погибать в непроходимом лесу, юноша призвал их идти вперёд, пройти этот гиблый болотистый лес и выйти на простор. Когда в пути его соплеменники обессилели, чтобы воодушевить их и осветить путь в тёмном лесу, Данко разорвал себе грудь, вырвал из неё своё пылающее сердце, высоко его поднял и пошёл вперёд, освещая людям дорогу. Когда племя добралось до конца леса, Данко увидел свободную землю, широкую степь, реку, радостно и гордо засмеялся, упал на землю и умер.

Отношение соплеменников к героям

Люди, к которым привела Ларру мать, сразу обратили внимание на его глаза, холодные и гордые, как у орла. Старейшины племени рассердились, что этот молодой юноша разговаривал с ними, как с равными, и решили изгнать его из племени. После того, как Ларра убил девушку, отвергнувшую его, соплеменники долго с ним говорили и, поняв, что он считает себя выше всех на земле, стали думать, как его наказать. Самый мудрый из них посоветовал им применить самое страшное наказание — наказание одиночеством. Люди отпустили юношу и, когда он через много лет, желая, чтобы его убили, пришёл к ним, не стали его убивать, так как хотели, чтобы Ларра и дальше мучился от одиночества.

Соплеменники Данко поверили этому гордому смельчаку, что у них хватит сил идти вперёд по гиблому лесу, чтобы выйти на простор. Путь был очень труден, многие погибали в болоте. Люди пали духом и обрушились с обвинениями на Данко. Они упрекали его в том, что юноша не умеет управлять ими, и за это хотели его убить.

Когда Данко, разорвав себе грудь, вырвал пылающее сердце и стал освещать им путь, люди бросились за своим юным предводителем и быстро дошли до просторного места, освещённого солнцем.

Радостные люди не заметили, как Данко упал и умер, и не видели его всё ещё пылающего сердца, лежащего рядом с умершим юношей. Заметил сердце только один человек. Он был очень осторожен, боязлив и, на всякий случай, решил уничтожить гордое сердце. Наступил этот человек на сердце ногой, оно рассыпалось в искры и угасло. С тех пор и видят люди в степи голубые искры, которые появляются перед грозой.

Смысл образов Ларры и Данко

В образе Ларры автор осуждает абсолютный эгоизм, доведённый до крайности индивидуализм и презрение к людям.

В образе Данко воплощён духовный порыв помочь людям стать свободными, вырваться из тьмы. Образ этого романтического героя вдохновляет людей спасать других от никчемности, слабости, покорности тёмным силам. В память о Данко мать-природа украшает мир голубыми искрами, появляющимися в степи перед грозой. Величавый образ «огненного сердца» призывает людей не отчаиваться в трудных ситуациях, помогать другим жить полной жизнью, а не прозябать.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко (таблица)

Параметры сравнения Ларра Данко
Внешность Молодой красавец с холодным и гордым взглядом, напоминавшим взгляд орла, царя птиц. Красивый юноша, в глазах которого светится живой огонь и сила.
Происхождение Сын орла и женщины из могучего племени. Родом из племени весёлых, сильных и смелых людей, живших когда-то на благодатной земле.
Характер Горд, самолюбив, высокомерен, жесток, эгоистичен, смел, силён духом. Черта характера, максимально проявляющаяся, — крайний индивидуализм. Бесстрашен, силён духом, мужественен, горд, добр, милосерден. Максимально проявляющаяся черта характера — крайняя степень самопожертвования для спасения людей.
Жизненная позиция, отношение к окружающим Ценит только себя. К людям относится, как к собственности, похищает девушек, крадёт у племени скот, берёт то, что ему нужно. Жесток к людям. Любит своих соплеменников, относится к ним по-доброму, жалеет их и вдохновляет на поиск лучшей доли. Смысл жизни для Данко — вытеснить из сознания соплеменников страх, трусость, чтобы возвратилась свободная достойная жизнь.
Совершённые поступки Убил девушку, дочь одного из старейшин племени, за то, что она оттолкнула его, когда он её обнял. Изгнанный из племени, стал разбойничать: воровать девушек и скот. Сумел убедить соплеменников идти из гиблого леса, несмотря на опасную, трудную дорогу. Когда они обессилели, вырвал из груди своё сердце и поднял над головой этот пылающий факел, освещая людям дорогу и призывая продолжать путь к свободной жизни.
Отношение соплеменников к героям Возмущались высокомерием и жестокостью Ларры. За убийство девушки изгнали его из своего племени, наказав одиночеством. Доверились Данко, увидев в его очах силу и живой огонь, и пошли за ним вперёд, чтобы выйти из густого тёмного леса к простору и свету. От трудностей пути соплеменники героя пали духом и стали упрекать его в неумении руководить ими и даже хотели его убить за это. Когда Данко вырвал своё горящее сердце и стал освещать им путь, люди бросились за своим смелым предводителем. Выйдя из тёмного леса на свет и простор, обрадованные соплеменники Данко даже не заметили, что он упал и умер. Нашёлся среди них внимательный и осторожный человек, который боясь чего-то, наступил на пылающее сердце Данко ногой, чтобы оно угасло.
Смысл образов Ларры и Данко Осуждение эгоизма, крайнего индивидуализма и самомнения, презрения к людям. Помощь людям в обретении свободы и лучшей жизни, вдохновение на путь от тьмы к свету.
Общие черты Ларры и Данко Внешняя красота, смелость, гордость, сила духа.
Главные отличительные качества Крайний индивидуализм. Крайняя степень самопожертвования во имя любви к людям.
Вывод Ларра — романтический антиидеал, воплотивший максимальный индивидуализм и презрение к людям. Данко — романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям.

Вывод

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» включённые в него две легенды о Ларре и Данко представляют читателям романтический идеал и антиидеал. В образе Данко доведена до максимальной степени любовь к людям и готовность самопожертвования во имя этой любви, а в образе Ларры — крайний индивидуализм.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко даёт понимание разнообразия человеческих характеров и жизненных ценностей.

Действия легенд, рассказанных старухой Изергиль, происходит в древности, но и сейчас людям напоминают о подвиге Данко голубые искры, оставшиеся от его сердца, которые появляются перед грозой, а об эгоизме Ларры, ставшим за тысячелетия тенью, напоминает тёмная тень от клочка облака.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Научно практическая конференция

«Великое русское слово»

  Номинация: «Прикладная лингвистика» 

Тема работы:  Роль символов в  рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Авторы:  Сахапова Рушанна Фаимовны  (16 лет),

                Первойкина Валерия  Николаевна (16 лет)

10 «А» класс МАОУ СОШ №11  город  Калининграда.

Научный руководитель: Мартынова Ольга Владимировна преподаватель русского языка и литературы МАОУ СОШ №11 города Калининграда.

Содержание

I.  Введение

II.  1 глава. Творчество раннего Горького.

1.1 Горький и его раннее творчество.

1.2 Идейно- художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль».

III.   2 глава. Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

2.1. Символы и символика в литературе.

2.2.  Символы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», их значение, роль в раскрытии замысла писателя.

IV. Заключение

V. Список использованной литературы

Введение

Тема представленной работы – роль символов в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Актуальность данной работы состоит в том, что мы хотим донести до читателей, что помимо буквального понимания текста, в произведении также имеется скрытый смысл, выраженный в символах, словах и именах.

Цель исследования: определить роль символов в  произведении «Старуха Изергиль».

В соответствии с целью мы ставим перед собой задачи:

Проанализировать символику рассказа «Старуха Изергиль».

Раскрыть смыслы символов в рассказе, определить значение, роль в тексте.

Объектом исследования является рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Предметом исследования являются выявление скрытого смысла в словах, выражениях, именах, событиях.

Глава 1   Творчество раннего Горького

Настоящее имя Максима Горького — Пешков Алексей Максимович (1868). Прозаик, драматург, публицист. Известные произведения М.Горького:  «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Мои Университеты», «Детство», «Егор Булычёв и другие», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике».

Произведение «Старуха Изергиль»  (1894) относится к раннему творчеству Максима Горького. Главный вопрос этого произведения — вопрос о свободе и несвободе человека.

В своих рассказах Горький описывал обычных людей, со всеми их противоречиями и недостатками.  

Рассказ «Старуха Изергиль» делится на три части: легенда о Ларре, легенда о Данко и воспоминания Изергиль о её жизни. Композиция произведения — «рассказ в рассказе»: кроме старухи, в произведении присутствует ещё один рассказчик — это сборщик винограда, которому старуха рассказывает о своей жизни.

Произведение построено так, что с одной стороны-отрицательный Ларра, с другой- положительный Данко, а посередине связующая часть с настоящей действительностью — старуха Изергиль. Каждая часть рассказа имеет свой финал. В каждой из легенд Изергиль о её жизни представлены разные понятия свободной личности. Свобода человека — высшая ценность, но у  Изергиль, Данко и Ларры свои понятия свободы.

В Данко и Ларре Горький пытался обратить внимание на потенциальные возможности человека, и на  то, как эти возможности можно использовать.

Ларра,- сын орла и земной женщины, презирает людей, считая себя выше их. Люди для него- это средство, возможность реализовать свои любые желания. Ларра хотел получать пищу, кров и  любовь, не желая ничего давать взамен. Хладнокровно он убил девушку, оттолкнувшую его. Люди изгнали его за гордыню и презрение по отношению к ним. Итогом стало для Ларры одиночество: «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого» (1.1); [М.Горький,1894 год-3 страница]. «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары».(1.2) [М.Горький,1894 год-3 страница]. «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»(1.3). [М.Горький,1894 год-3 страница ]. «…он стал уже как тень и таким будет вечно!»(1.4). [М.Горький,1894 год-4 страница ] .«Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего.»(1.5) . [М.Горький,1894 год-4 страница ] .«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира.».(1.6) [М.Горький,1894 год-4 страница ]. «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти»(1.7). [М.Горький,1894 год-4 страница ].

«И все ищет, ходит, ходит..»(1.8). [М.Горький,1894 год-4 страница ]. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…»(1.9). [М.Горький,1894 год-4 страница ].

Вырвав из груди «сердце, пылающее» любовью и состраданием к людям, Данко, герой второй легенды, освещает путь из мрачного леса на волю к солнцу и свободе, словно факелом, спасает свое племя. Данко погиб, а его сердце  растоптал «осторожный» человек. О подвиге Данко напоминают искры, вспыхивающие в степи перед грозой, эти искры в небе напоминают о сердце Данко, его подвиге.

«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.(1.10). [М.Горький,1894 год-10 страница]. « Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни». (1.11). [М.Горький,1894 год-11 страница ]. «Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей».(1.12). [М.Горький,1894 год-11 страница].
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем  «(1.13).
 [М.Горький,1894 год-11 страница ]. «Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…»(1.14).[М.Горький,1894 год-11 страница ].«Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.»(1.15). [М.Горький,1894 год-11 страница ].

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер» (1.16). [М.Горький,1894 год-11 страница ].

Старуха Изергиль одобряет подвиг гордого красавца Данко и осуждает холодный эгоизм и стремление к абсолютной свободе Ларры. Однако её собственная жизнь — это соединение эгоизма и самопожертвования. Изергиль — из тех, «кто умеет жить», брать от жизни всё, что считает нужным, часто не считаясь ни с кем и ни с чем. Она с гордостью рассказывает о настоящих «красавцах» — гордых и сильных мужчинах, с которыми её сводила жизнь, но она никогда не любила , а только пользовалась ими, забавляясь чужими чувствами, как игрушкой, и расставаясь  без сожаления. Только одному мужчине получилось оставить глубокий след в ее памяти  — Аркадэк — надменный шляхтич, такой же равнодушный. Старуха до конца не уверена, какую же она жизнь прожила: достойную или наоборот, растратила свое время впустую. Кукушка — эта  характеристика ставит под сомнение ценность той абсолютной свободы, которую проповедует Изергиль.

«Старуха Изергиль» — романтическое произведение Горького, который представил на суд читателей абсолютную свободу от общества, свободу чувств и высшее выражение свободы — подвиг во имя человечества. Авторская позиция заключается в осуждении индивидуализма и утверждении героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Глава 2  Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

С целью определить значения слова «символ», обратимся к словарю Ожегова.
Символ — принятое в науке условное  HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/o1523.html» o «Обозначение — Процесс действия по знач. глаг.: обозначить, обозначать (1)….» обозначение  HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/k588.html» o «Какой-нибудь — Тот или иной, не больше чего-нибудь; всего лишь, всего-навсего…» какой-нибудь  HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/e265.html» o «Единицы — 1. Первый справа разряд многозначных чисел, обозначаемый цифрами в пре…» единицы, величины

Символ- то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи

Символ в Энциклопедическом словаре:
Символ — (от греч. symbolon — знак — опознавательная примета),1) в науке(логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа не отделим от его HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/o1720.html» o «Образной — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: образ (2*), связанный с ним. 2. Пред…»образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория)  какого-нибудь культа

Значение слова Символизм по Ожегову:
Символизм — Направление в литературе и искусстве конца 19 — начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.

Символизм в Энциклопедическом словаре:
Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания,

Символическое значение, приписываемое чему-нибудь С. цветов.
2. совокупность каких-нибудь символов
3. СИМВОЛИКА — 1) выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов); 2) совокупность символов.

Рассмотрим символы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», попробуем разобраться в их значении, понять какую роль они играют в раскрытии замысла писателя.

В рассказе «Старуха Изергиль» у Горького чётко прослеживаются образы тьмы и смерти с одной части, и красоты и света с другой .

Перед повествованием о каждой легенде Горький сначала описывает природу.

В легенде о Ларре описание начинается с теней: «темней и гуще, чем другие», в одной из теней Изергиль показалось, что она увидела Ларру: «Он уже стал теперь как тень (…) Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»  При переходе к легенде о Данко, сначала появляются «маленькие голубые огоньки», которые напомнят Изергиль «искры от горящего сердца Данко». Эти образы-символы  задают эмоциональный настрой, которым будет пронизана легенда.

Символ-деталь –  глаза Ларры, которые холодны, в них отражено чувство собственного достоинства. «Все (…) видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Образ символа – птицы, орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости. 

В легенде о Ларре он не случайно сын именно орла. Птица  в фольклоре очень часто соотносится с миром смерти. Ее функция всегда одна и та же: она переносит героя в иное царство . Чаще всего в этом качестве выступают вороны и орлы. Непосредственно образы орла и смерти связаны в Новом завете. Так, в Евангелии от Матфея сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы». В русской загадке: «Летит орел через немецкие города, берет орел ягоды зрелые и незрелые», отгадка — смерть.

Абсолютная  свобода,  дарованная Ларре, обернулась для него трагедией. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…». Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания, нет жизни и нет смерти – вот, что ждёт в финале  того, кто хотел все, ни за что не заплатив.

 Легенда о Ларре выписана темными тонами. Уже в самом ее начале имеется указание на тень «…в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.»

Здесь солнце является не светом, а чем-то ужасным, ведь это «жестоко жаркое» солнце, тень здесь- это символ не тепла , радости и любви, а наоборот приближающегося холода, тьмы и одиночества . Известно, что черный означает принадлежность к гибельным силам, это мрак, тьма, зло, смерть. 

 В цветах эта часть рассказа окрашена от серого к темно- серому, а затем к темному, что в восприятии достаточно безысходно. 

Данко- полная противоположность Ларре. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко готов отдавать всего себя людям, он ,в отличие от Ларры, ничего не ждёт в замен и готов служить людям. Он мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу, Данко совершит его и будет полезным людям

 При более внимательном прочтении легенды о Данко просматривается связь с Христом и Прометеем, образами, которые несли свет. В то же время, если Христос все свои деяния объясняет как волю небесного отца, то Данко- сын человеческий, и все его действия направлены на помощь человеку. Сострадание к людям зажгло в его сердце огонь.

Почему сердце? В древнееврейском языке сердце родственно глаголу «пылать», «гореть», «быть накалённым». У Горького метафора «огонь сердца» становится буквальной. Горящее сердце должно пробудить веру в лучшее и желание свободы. Символ сердца у славянских народов- это центр зарождения эмоций и сосуд для нахождения души, при этом сердце  бьётся, закипает, пламенеет, холодеет, грубеет, трепещет. Сердце- это световой центр, центр жизни психической, духовной: «сердце подсказало», «сердце горит», «гореть сердцем»

Сердце  может быть, с одной стороны, точкой соприкосновения с богом – сердобольный, с другой- источником греха,- «бессердечный».

Данко как раз «сердобольный» юноша, который хочет помочь своим соплеменникам.  Огонь любви  в его сердце, превратился в пылающий факел. Глубокая вера в людей превратила Данко в сподвижника, человека, который ставит перед собой цель- быть полезным людям.

Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
    Писатель наделяет человека почти божественной силой. Данко устанавливает новый порядок, новый закон бытия человека среди людей, он становится лидером в глазах соплеменников. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Образ Данко создается при помощи цветовой гаммы, которая состоит в основном из: золотого, красного, солнечного.

Свет в народной традиции- воплощение миропорядка (ср. белый свет), красоты, истинности, праведности. С солнечным и золотым связана святость. Красный говорит о могуществе, воле к победе, лидерстве. Красный цвет – цвет сильной энергии. Он символизирует страсть: страстно ненавидит, очень страстно любит, ждет страстно. Красный «странствует» в вечных поисках справедливости. «Красные» люди – отличные руководители и начальники. Они обладают выносливостью, открытостью и смелостью. Поэтому мы можем сказать, что Данко является «красным»человеком.
 Красный и черный цвета всегда идут бок о бок, они воюют за главенство, что символизирует оппозицию жизни и смерти » Река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из груди Данко». Сравнивая цвета, видим, что в легенде о Данко последние строки насыщены светлым цветом, а легенде о Ларре, наоборот, все насыщено тёмным цветом.

   Нельзя не заметить, как по- разному в первой и второй частях звучит смех.

Если в легенде о Данко смех- это символ радости победы над страхом и  смертью, то в части о Ларре смех для него –это символ испуга и страха «…он дрожал, слыша смех».

Достаточно символичными, на наш взгляд, являются и имена персонажей.

Значение имен:

Данко: Бог — мой судья (еврейское имя), также его имя связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

Имя Ларра созвучно с «лары» (лат. lares) — это духи, покровители дома, почитание которых восходит к культу мертвых . Значение имени Ларра: отверженный, выкинутый вон, изгой. Первоначально культ лар сопровождался человеческими жертвоприношениями. И, видимо, не случайно у Горького Ларра совершает убийство. Это своего рода жертвоприношение самому себе.
Однако этим суть имени героя не исчерпывается. Ведь Ларра к тому же еще и «отверженный, выкинутый вон» . А слово «отверженный» соотносится с однокоренным словом «изверг», которое является традиционным эпитетом Антихриста. Ведь и Антихрист, Сатана, был низвержен, изгнан с неба, «выкинут вон».

Фонетически слово «Изергиль» близко к слову «игграззиль» («иггдразиль»). Так в скандинавских мифах называется гигантский ясень — структурная основа мира, древо жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Игграззиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.

IV.Заключение

Таким образом, проведя исследование роли символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», мы пришли к выводу, что символы у Горького определяют мотив в сюжете, выполняют роль предсказателя, формируют сквозные образы, помогают воспринимать события в цветовой гамме  и определяют интонацию событий

V. Список использованной литературы

М.Горький «Старуха Изергиль»  М. Детская литература  1966 г стр.96

Теория мифа в русской филологической науке XIX века  А.Л. Топоркова. М. Индрик  1997г. Стр. 456

Словарь иностранных слов. Под ред. А.Москвина М. Центрполиграф  2008г. Стр. 688

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой М. АЗЪ 1995г. Стр. 928

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова М. Дом Славянской книги. 2011г. Стр. 960.

http://free.megacampus.ru

http://tolkslovar.ru

«Старуха Изергиль» — одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность.

Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра- вольный сын девы и гордого орла, и Данко — герой, «сгорающий сам, светя другим». Три героя — три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава — легенда о Ларре, которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее «черных глаз», тусклых, «изогнутого, совиного носа», изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, «впалых щек». Перед нами безжизненное существо, она подобно «тени», которая есть, но нереальна по своей сути (Изергиль- образ сказочницы).Вообще, стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ, проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех — главный. Ее описания — образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная — собеседница рассказчика — слушателя. Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.

Ларра- еще одна, ключевая, тень. он -раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню- бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.

Данко- герой, который оставил уже не «тень», а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он- образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре. Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.

Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И, хотя она считает, что ставила свою «тень» в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное, как существование Ларры. Они- две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко, но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.

Их яркий антипод — горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви, как и Данко людям, свое сердце .Она ошибается, от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.

Данко- это не «тень», это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою.

Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко: старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее, показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь, видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит, что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. !

Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой, она ползла к пленным через часового, чтобы увидеть «возлюбленного» — не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество.

Три убийства- еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради «любимого», а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут…

Подводя итог в нашей образной и символической линии, еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль — образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям …

Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине- старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко. Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя, как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.

“Старуха Изергиль” – одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность.
Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра – вольный сын девы и гордого орла, и Данко – герой, “сгорающий сам, светя другим”. Три героя – три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава – легенда о Ларре, которую ведает старуха.

Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее “черных глаз”, тусклых, “изогнутого, совиного носа” , изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, “впалых щек”. Перед нами безжизненное существо, она подобно “тени”, которая есть, но нереальна по своей сути( Изергиль – образ сказочницы).Вообще, стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ, проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех – главный.

Ее описания – образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная – собеседница рассказчика – слушателя. Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.
Ларра – еще одна, ключевая, тень. он – раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню – бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко – герой, который оставил уже не “тень” , а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он – образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре. Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И, хотя она считает, что ставила свою “тень” в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное, как существование Ларры. Они – две тени.

Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко, но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод – горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви, как и Данко людям, свое сердце. Она ошибается, от Данко эта сказочница крайне далека.

Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.
Данко – это не “тень”, это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою.
Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко : старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее, показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь, видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит, что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. !
Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой, она ползла к пленным через часового, чтобы увидеть “возлюбленного” – не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения.

Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество.
Три убийства – еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради “любимого” , а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут…
Подводя итог в нашей образной и символической линии, еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль – образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям…
Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине – старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко. Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя, как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.

Loading…

(470 слов) Главная героиня повести Максима Горького, старуха Изергиль рассказывает своему собеседнику три истории, две из которых – сказки, а третья – рассказ об её жизни. Все три легенды пронизаны символизмом и говорят с читателем между строк. Изергиль всю жизнь восхищалась сильными и красивыми людьми, которые любили жизнь так же, как и она. Она знала бедность и богатство, но в любой ситуации она делала собственный выбор, не считаясь с мнениями тех, кто хотел подчинить её себе. Поэтому ее истории повествуют о гордости и свободе.

Первая сказка, которую рассказала старуха, была о Ларре, сыне орла. Он был горд и ставил себя выше других. Ларру отвергла девушка, за что он убил её на глазах у всех. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…» – объявил Ларра старейшинам деревни. Ему дали свободу в наказание, понимая, что он сам обрек себя на одиночество своей гордостью. Через много лет он захотел умереть, но не смог. Ларра никому не отдал себя, он предпочёл остаться целым. Он не смог умереть, потому что он не жил, а ведь только тот, кто живёт, может умереть. Как тень, он продолжает скитаться по свету.  Его судьба скрыта в его имени, которое старуха переводит как «отверженный». 

Вторая сказка Старухи Изергиль повествует о Данко. Враги напали на его деревню, вынудив людей уйти в тёмный лес, полного гиблых болот. Когда казалось, надежды на спасение уже нет, выступил Данко. Он позвал людей за собой, и они поверили ему. Но в пути люди разуверились, в порыве бессилия они решили убить юношу. Но, несмотря ни на что, Данко хотел их спасти. Он вырвал из своей груди горящее сердце. Жители деревни, зачарованные светом сердца, пошли за ним. Данко вывел их из леса и умер с улыбкой на лице, а люди в радости не заметили его смерти. Данко оставил после себя след в виде голубых искр перед грозой. Он отдал себя без остатка, не требуя ничего взамен, благодарностью ему было только осознание, что он всех спас. Его имя переводится — «Бог – мой судья». Данко умер слишком рано, не успев пожить, но его краткая жизнь была подобна искре сердца: ей уготована ранняя гибель, но дан свет, чтобы осветить все вокруг.

Имя «Изергиль» означает древо жизни, которое является аналогом библейского дерева добра и зла. Старуха — посредник между Ларрой и Данко. Без сожалений она могла отомстить и убить, но под угрозой смерти Изергиль отправилась вызволять из плена своего любимого. Старуха отдавала себя только тем, кого любила. Она не стала бессмертной, как Ларра, но и не умерла из-за любви, как Данко.

Сказки многому учат, их скрытый смысл сложен в интерпретации, каждый человек видит в них что-то свое. Но в каждой сказке есть мысли о любви, о выборе, и о жизни. Максим Горький в своей повести коснулся вопросов отдачи и принятия. И, как сказали старейшины в сказке о Ларре,: «За всё, что человек берет, он платит собой».

Автор: Валерия Богзыкова

Сравнительная характеристика Ларры и Данко

В легендах, которые рассказывает автору старуха Изергиль в одноимённом произведении М.Горького, два центральных образа – Данко и Ларра. Сопоставление этих образов даёт понимание разнообразия человеческих натур, ценностей и взглядов, которые движут людьми. В статье представлена сравнительная характеристика Данко и Ларры.

Два противоположных взгляда на жизнь

Данко смел и красив, как и Ларра, но его душа полна любви, сочувствия, желания служить людям. Данко не ищет любви, он является её источником, стремиться принести людям радость, пользу. Герой видит смысл своей жизни в том, чтобы спасти свой народ, дать ему шанс на жизнь. Его смелость, отвага, вера в себя – ключ к успеху. Данко деятелен, “бодр и ясен”, он идёт к цели без колебаний, потому что видит в ней своё предназначение.

Другой персонаж не ищет смысла в жизни. Ларра, прозванный людьми отверженным, не хочет платить собой, своими чувствами и силами ни за что в жизни. Его цель – “сохранить себя целым”, жить без обязательств, для себя. Ларра не боится одиночества, его натура горда до предела, он не в силах совладать с собственной природой. Холодное высокомерие и безграничная гордость – главные черты героя.

Таблица “Сравнение Ларры и Данко”

Данко Ларра
внешность героя Красив, взгляд “полон живого огня”. Красив, имеет “ледяной взгляд”.
отношение к людям всепоглощающая любовь к людям, желание помочь им, стремление презирает людей, считает себя выше всех, не нуждается в обществе
что символизирует образ Гуманизм, самопожертвование, страстное желание помочь людям, смелость. одиночество, высокомерие, нежелание считаться с окружающими, жить в согласии с ближними.
поступки персонажа Данко выводит людей из непроглядного дремучего леса ценой своей жизни. Разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь своему народу. Ларра убивает девушку, дочь старейшины, которая оттолкнула его. Он не понимает ценности человеческой жизни. Не желает жить по законам общества. Обрекает себя на вечное презрение и одиночество.
смысл жизни помогать людям, вести их за собой. получать от жизни удовольствия, брать то, чего хочется, не “тратя себя”.
судьба героя погиб, отдав жизнь за будущее своего народа, пожертвовал собой сознательно. за убийство девушки был приговорён к вечному одиночеству людьми и высшими силами. Обречён на вечное одиночество и страдания. Невозможность умереть – его наказание.

Образы Данко и Ларры абсолютно противоположны, их сравнительная характеристика будет подспорьем при подготовке к написанию сочинения по аналогичной теме.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

  • Какие произведения подойдут для итогового сочинения 2022 года
  • Какие произведения относятся к сказкам рассказам
  • Какие произведения о добре и зле ты читал рассмотри иллюстрации и скажи к каким сказкам
  • Какие произведения нужны для итогового сочинения по литературе
  • Какие силы помогают царевне а какие губят в сказке о мертвой царевне сочинение