Какие сказки любил слушать гоголь от своей бабушки в детстве


0

Какие сказки любил слушать юный Гоголь от своей бабушки?

Выберите верные варианты

Какие сказки любил слушать юный Гоголь от своей бабушки?

  • о бравых казаках и атаманах
  • об Алёше Поповиче и Тугарине Змее
  • о рыбаке и рыбке
  • о ведьмах и русалках

1 ответ:



1



0

Есть информация, что юный Гоголь чрезвычайно любил слушать сказки именно о бравых казаках и атаманах, а также о ведьмах и русалках. Похоже, именно эти сказки оказали значительное влияние на творчество великого писателя в будущем.

Читайте также

Не знаю, как вам, а лично мне кажется, что больше всего на Чичикова был похож покойный ныне одигарх Борис Абрамович Березовский. Правда, похож он, скорее не на персонаж поэмы, а на образ, созданный актёром Александром Калягиным в советском телесериале. Такой же низенький, толстенький, круглолицый, предприимчивый и суетливый.

На губернатора города Н похож каждый второй большой российский начальник. Глупый, самовлюблённый, ограниченный. Образ Ноздрёва у меня ассоциируется с покойным генералом Лебедем и одновременно с здравствующим ныне генералом Руцким. С Маниловым можно сравнить половину наших либералов и, одновременно, Дмитрия Медведева — это чисто моё мнение. Ну, а в роли Плюшкина мне представляется руководство нашего Центробанка.

Акакий Акакиевич Башмачкин- чиновник одного департамента, скромный, тихий, незаметный, всеми презираемый, но все-таки довольный своей жизнью, в которой главным удовольствием было переписывание бумаг.Упорядоченное течение его жизни нарушилось, когда портной Петрович вынес вердикт, что его старая шинель — «худой гардероб», никуда не годится. Ограничивая себя во всем, Акакий Акакиевич копит деньги для новой шинели. Но именно тогда его бедное, скромное существование наполняется новым смыслом.

XpVvf6FUcbIyry57pIZWJlflgeD4AjtZ.png

И когда он наконец надел новую шинель, многое изменилось: коллеги вдруг заметили его, он даже получил приглашение на чай. Да и сам он вдруг начал замечать вокруг то, что раньше не бросалось ему в глаза.

Словом, эта новая шинель открыла для него другие радости жизни, а вернее, соблазны…Мы знаем, чем закончилась эта история. В тот же вечер наш Башмачкин, возвращаясь домой после вечеринки у сослуживца, лишился своей шинели. И вскоре умер , не сумев добиться помощи значительного лица и прочих, кто мог бы по долгу службы помочь ему. Так что недолго пробыла рядом с ним «приятная подруга» — шинель оказалась для героя «светлым гостем», как говорит об этом автор. Коротким оказался для Башмачкина тот самый праздник, который подарила она ему.

Так что новая шинель в мечтах о ней, в ожидании ее для Акакия Акакиевича была приятной подругой жизни, но оказалась только светлым гостем.

«Пропавшая грамота» Николая Гоголя относится к циклу мистических рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», и по сюжету рассказ ведется от лица Фомы Григорьевича. Вот краткий план пересказа рассказа:

  1. Фома сетует на тех слушательниц, которые всего боятся.
  2. Его дед отправлен гетманом с грамотой к царице, но загулял с запорожцем
  3. Ночью запорожец признается гулякам, что продал душу дьяволу и настал срок уплаты долга
  4. Фома обещает не спать, чтобы дьявол не мог забрать душу запорожца, но засыпает
  5. Утром нет ни запорожца, ни коней, ни грамоты
  6. За пять золотых ему подсказывают как найти черта
  7. Ночью деде отправился к черту. В лесу он встретил две страшные рожи у костра и изложил свое дело
  8. Он бросил свои деньги и очутился посреди шабаша ведьм и чертей
  9. Ему предложили сыграть в дурака и если он выиграет, то ему вернут шапку и грамоту
  10. Дед проиграл дважды, но смекнул, что дело нечисто и перекрестил карты
  11. Дед выиграли получил шапку, но попросил еще и коня
  12. От коня остались только косточки, но ему дали другого
  13. Конь несет деда над пропастями и болотами
  14. Дед сорвался с коня и оказался на крыше своей хаты
  15. Дед отправился к царице
  16. Дед освятил хату, но раз в год в ту же ночь, его жена пускалась в пляс.

Белинский В.Г назвал Чичикова Ахиллом русской «Илиады», Он гениален как плут-приобретатель, но совершенно ничтожен и пустой во всём остальном.

Писарев Д.И. отозвался о Чичикове как о человеке преуспевающем и живущем в своё удовольствие, обделывая свои делишки с осторожностью и завидной искусностью. Своей благоразумной скромностью он старается не привлекать к себе внимание, он предпочитает оставаться в тени, потому что его плутовские махинации требуют тишины и мрака.

Храпченко М. Б. подчёркивает особенности характера Чичикова — приспособленчество и мимикрию, для собственного процветания и благополучия. Заостряет внимание на том, что вряд ли читатель заметит сам. На стремлении Чичикова казаться снаружи одним, а быть другим внутри.

Машинский С.И. Отмечает в Чичикове «изобретательность и дьявольскую энергию», считает, что этот человек имеет характер дельца, причём в новой формации.

Как выше перечисленные критики, так и другие, в их числе Аксаков К.С и Герцен А.И. сходятся в одном, что Чичиков хамелеон, плут и мошенник.

На рисунках различных художников, изображающих Чичикова, можно рассмотреть в чертах лица эту самую плутоватость, которую подчёркивают критики, характеризуя его.

Думаю, Чичикова можно назвать приобретателем, потому что ему намного важнее был высокий социальный статус, который давало наличие большого количества душ. Материальная выгода была, скорее, на втором месте. Чичикову хотелось казаться богатым, ему важнее то, как он выглядит в глазах других, нежели то, кем он является на самом деле.


Литература,


вопрос задал kalutskayaangela,


4 месяца назад

какие сказки любил слушать Гогаль в детстве? ​

Ответы на вопрос

Ответил 1238534





2

Ответ:

Сильное впечатление на юного Николая Гоголя произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны: о бравых казаках и атаманах, о страшных ведьмах, вампирах и русалках. Поэтому неудивительно, что поверья, обычаи и традиции Малороссии – центральная тема в творчестве писателя.

Объяснение: пожалуйста)

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Русский язык,
4 месяца назад

к какой части речи относится слово #всегда#​…

Математика,
4 месяца назад

Составное число имеет разложение на простые множители 5x×7y×11z
Найти это число при x=3,y=2,z=1…

География,
4 месяца назад

охарактеризуйте процессы питания и выделение у амёбы.

Геометрия,
4 месяца назад

ОЧЕНЬ СРОЧНО НУЖНО
1. Площадь треугольника равна 35 см2, его высота равна 7 см. Найдите сторону треугольника, к которой проведена эта высота.
2 Площадь прямоугольного треугольника равна 16 см2, а…

Химия,
5 лет назад

помогите пж!!!!!!!!!!!!

Алгебра,
5 лет назад

Какие из пар чисел (0;1/2),(1/3;1/4),(-2;-1) являются решением уравнения -3х-4y+2=0
УРАВНЕНИЕ РЕШИТЬ!
Пожалуйста))…

Литература

5 класс

Урок № 19

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • Жизнь и творчество Н. В. Гоголя;
  • анализ повести «Заколдованное место»;
  • юмор и поучительный характер произведения;
  • фантастические образы в произведении;
  • поэтизация народного быта.

Тезаурус

Натуральная школа – направление в литературе 1840-хгг, возникшее под влиянием Н. В. Гоголя.

Чумаки – украинские торговцы или возчики, которые в XVI-XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью, рыбой и другим товаром.

Фантастика – особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире.

Баштан – огород в поле, засенный чаще всего арбузами, дынями, кабачками, огурцами и т.п.

Курень – шалаш, изба в зависимости от контекста.

Галушки – украинское национальное блюдо, вареные кусочки теста, чаще – в сметане

Люлька – трубка для курения.

Кавун – арбуз.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 307 с

Дополнительная литература:

  1. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – М.: Махаон, 2009. – 136 стр.
  2. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413 стр.
  3. Чертов В.Ф. Учебник в 2 частях. 7-е изд. Часть 1 – Литература. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 303 стр.

Открытые электронные ресурсы:

  • Интернет-портал «Русская историческая библиотека» http://rushist.com/index.php/literary-articles/5266-gogol-vechera-na-khutore-bliz-dikanki-analiz (Дата обращения 23.06.2019)
  • Интернет портал «Гоголь Лит» http://gogol-lit.ru/gogol/vospominaniya/pushkin.htm(Дата обращения 23.06.2019)
  • Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения 23.06.2019)
  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru (Дата обращения 25.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Гоголь родился в 1809 году в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребёнком, а всего в семье было 12 детей. Детские и юношеские годы будущий писатель провёл в деревне. Сильное впечатление на юного Николая Гоголя произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны: о бравых казаках и атаманах, о страшных ведьмах, вампирах и русалках. Поэтому неудивительно, что поверья, обычаи и традиции Малороссии – центральная тема в творчестве писателя.

Учиться Гоголь поехал в город, в Полтавское училище, но способностями к наукам будущий писатель не мог похвастаться. Хорошо ему давались только уроки рисования и русской словесности. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской «Гимназии высших наук», где проучился семь лет, с 1821 по 1828 год, изучал юстицию – правоведение. Здесь закалялся характер будущего писателя и формировался его литературный стиль.

Зимой 1829 года Гоголь приехал в Петербург. Биографы говорят, что именно тогда у писателя возникла идея написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери он просил её присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к народным обычаям, поверьям и костюмам: «Я и теперь попрошу вас собрать несколько таковых сведений, если где-либо услышите какой забавный анекдот между мужиками в нашем селе, или в другом каком, или между помещиками. Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья. Да расспросите про старину хоть у Анны Матвеевны или Агафий Матвеевны: какие платья были в их время у сотников, их жён, у тысячников, у них самих? какие материи были известны в их время? и всё с подробнейшею подробностию. Какие анекдоты и истории случались в их время, смешные, забавные, печальные, ужасные? Не пренебрегайте ничем: всё имеет для меня цену».

Гоголь тогда служил чиновником. Он сам не раз говорил, что из службы вынес один полезный навык: сшивать бумаги. Благодаря этому навыку до нас дошли и его переписка с матерью, и с писателями и издателями того времени, в том числе и с Пушкиным.

В 1831 году в Царском селе Гоголь знакомится с выдающимися писателями того времени – Василием Жуковским и Александром Пушкиным, и эти знакомства сильно влияют на его литературную деятельность.
Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки…» была дописана летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске под Петербургом в доме княжны Васильчиковой, где подрабатывал учителем хозяйского сына. Рассказы Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» поэтично воссоздают образ тогдашней окраины Российской империи – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» и другие. Мы рассмотрим повесть, которая завершает первую часть «Вечеров…» – это «Заколдованное место». Она написана на основе народного поверья. Здесь речь идёт о чудесной примете – если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад.

В сюжете «Заколдованного места» переплетаются две линии – проделки чертей и поиск клада. Рассказ ведётся от имени дьячка местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, весёлый дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и предполагает, что там зарыты сокровища. Несмотря на козни нечистой силы, дед добывает зарытый в землю котелок.

В повести переплетаются реальные и фантастические события, но есть точка, где сказка и быль соединяются – это и есть заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же оказывается в другом месте и видит могилку со свечкой. Домой он идёт реальной дорогой, за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова, когда он вновь ругается и попадает в чёртово место. Чудища мерещатся деду, они смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает кладоискателей, и держится стойко.

Главная идея произведения – если получить богатство от нечистой силы, то радости и счастья не будет.

В «Заколдованном месте» используются диалектизмы и архаизмы – просторечные и устаревшие слова: чумаки – проезжающие торговцы; галушки – изделия из теста со сметаной; хутор – малый населённый пункт со своим хозяйством; баштан – огород в поле с арбузами, тыквой и дынями, заступ – синоним лопаты…

Гоголь очень ярко и живописно описывает главного героя повести. Это весёлый старый казак, который не прочь и истории послушать, и поплясать на празднике, и на язык не воздержан, нет-нет, да и помянет нечистого не к месту.

В «Заколдованном месте» присутствуют элементы сказки – троекратное действие (дед три раза оказывается у могилки) и поучительный финал. Дед становится очень религиозным, и перестаёт ругаться. Ну, и конечно же, ещё один элемент сказки – это мораль: не гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

Теоретический материал для углублённого изучения

Николай Гоголь – классик русской литературы, считается основателем «натуральной школы» в литературе.

Современники Гоголя, среди которых критик Виссарион Белинский, писатель-революционер Александр Герцен и поэт Александр Пушкин, очень хорошо приняли «Заколдованное место» и весь сборник его украинских рассказов в целом. Пушкин писал: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите правильные варианты. Какие сказки любил слушать юный Гоголь от своей бабушки?

Варианты: о ведьмах и русалках; о рыбаке и рыбке; о бравых казаках и атаманах; об Алеше Поповиче и Тугарине Змее.

Вспоминаем рассказ о детстве Николая Гоголя и выбираем верный вариант. В творчестве Гоголя главные герои(казаки) окружены фольклорными персонажами. Именно о легендах и поверьях просил Гоголь рассказывать ему в письмах.

Правильный ответ: о ведьмах и русалках, о бравых казаках и атаманах.

Выделение цветом

Выделите цветом верный вариант ответа на вопрос: «Какие человеческие качества обличает Гоголь в повести «Заколдованное место»? Варианты: лживость, скупость, жажда легкой наживы, скромность.

Нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант и выделить его цветом. После прочтения всех вариантов вспоминаем, что «Заколдованное место» – произведение поучительное, и его главный урок – нельзя гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

Правильный ответ: жажда легкой наживы.

План урока:

Ранний период литературной деятельности Н.В. Гоголя

Содержание повести

Образ деда дьячка Фомы Григорьевича

Назидательный смысл повести «Заколдованное место»   

Ранний период литературной деятельности Н.В. Гоголя

История написания его первых повестей

Будущий писатель появился на свет в селении Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 г. в семье мелкопоместного дворянина. Николай был третьим ребенком, всего в семействе родилось 12 детей. Из шести сыновей в живых остался только Николай, остальные братья и три сестры умерли во младенчестве или в детстве. Мать мальчика была очень религиозной и мнительной, часто водила его в церковь, учила с ним молитвы. С детства Гоголь любил слушать народные легенды, сказки, предания про русалок, леших, домовых, ведьм, вампиров, которые рассказывали ему бабушка и мать, хорошо знавшие славянскую мифологию.

Отец Гоголя был прекрасным знатоком родного быта и поэзии. Наделенный актерским и литературным талантами, он писал комедии из малороссийской жизни. Под влиянием отца с пяти лет мальчик стал увлекаться сочинительством и записывать свои стихотворные опыты. С 10 лет Гоголь учился сначала в Полтавском уездном[1] училище, после в течение 7 лет в Нежинской гимназии высших наук. Среди учеников гимназии он основал кружок любителей литературы и театра. Гимназисты выпускали рукописный литературный журнал, в котором Гоголь писал стихи, прозаические и драматические произведения. В годы учебы он начал вести записи об интересных деталях быта и особенностях традиций малороссийского народа, которые называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией».

С января 1829 г. началась самостоятельная взрослая жизнь Николая Гоголя. После окончания гимназии девятнадцатилетний юноша переехал в столичный Петербург, мечтая послужить Отечеству. Он устроился в Министерство уделов, но через полтора года в скучной и однообразной службе чиновника разочаровался. Пробовал стать актером, подрабатывал гувернером, немного преподавал историю в университете, но окончательно понял, что его призвание – литература.

Литературное творчество Гоголя началось с неудачи, у него уже был провальный опыт в написании романтических поэм. Напечатанную за собственный счет автора поэму «Ганс Кюхельгартен» публика не покупала, в газетах появилось два негативных отзыва. Гоголь скупил почти весь тираж и сжег. Теперь он решил писать о том, что хорошо знал – об обычаях малороссийского народа. Так появился замысел написать повести,для которых источником вдохновения стал эпос Малороссии. Он попросил мать и сестер подробно писать ему обо всех национальных традициях, поверьях, легендах, обычаях, которые стали фольклорной основой повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Повести написаны Гоголем от имени вымышленного персонажа –старого хуторского пасечника Рудого Панько, который якобы записал и издал истории, услышанные им от других людей. Рудый Панько был придуман Гоголем по совету издателя, чтобы восемь разнородных по художественному стилю, направленности и содержанию повестей связать общим персонажем. Наличие такого собирателя историй сделало более выразительным народный характер повестей, написанных простым разговорным языком сельского жителя. У каждой повести своя манера повествования, свой стиль. Это словно подтверждает, что истории были рассказаны пасечнику разными людьми.

Публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стала настоящим литературным дебютом молодого писателя. В этом же году Гоголь познакомился с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, который первым высоко оценил талант провинциального литератора. Он восторженно писал, что первые повести Гоголя изумили его своей «настоящей веселостью, искренней, непринужденной». Повести были необычны для литературы того времени: в них переплелись романтизм, реализм, мистика, нравоописание Малороссии и простонародное остроумие. В 1832 г. вышла вторая часть сборника, в составе которой была опубликована повесть «Заколдованное место».

zakoldovannoe mesto na kladbishche

Содержание повести

Поверья о кладах – фольклорный источник повести «Заколдованное место». Реальные и мифические мотивы в сюжете

В повести опоэтизированы обычаи малороссийских крестьян, которые занимаются хозяйством, работают в поле, на отдыхе поют и пляшут, любят рассказывать и слушать необычные истории. Для воссоздания национального колорита Малороссии Гоголем использованы просторечные и устаревшие слова: хутор – небольшое поселение, чумаки – торговцы солью, галушки – вареные кусочки теста, кавун – арбуз, курень – шалаш, баштан – огород для выращивания арбузов и дынь, заступ – лопата и др.

Основой для сюжета стало народное поверье о магической примете, бытовавшей среди славян: в месте, где зажигается сам по себе огонек свечи на могиле, спрятан клад.Подобные сюжеты о кладбищенских кладах существуют в фольклоре многих народов. В повести «Заколдованное место» на фоне реалистических картин жизни малороссийских крестьян разворачиваются фантастические события из своеобразного мира народных суеверий, примет, мифов. Страшные истории про проделки нечистой силы любили рассказывать старые люди, вечерами собираясь на хуторе пасечника Рудого Панька. Одну из таких страшилок о поисках клада узнали на вечерних посиделках у пасечника от дьячка Фомы Григорьевича.Рудый Панько записал ее с подзаголовком: «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».

Дьячок поведал историю из своего детства. Когда было ему одиннадцать лет, его отец уехал в Крым продавать табак, а на хуторе остались мать, он с двумя братьями и дед, старый казак Максим. Старик сторожил арбузы и дыни в шалаше на своем баштане у дороги, брал с собой внуков гонять птиц, чтобы те не поклевали урожай. Любил дед общаться с проезжавшими чумаками, слушать рассказы этих бывалых людей. Однажды остановился на ночлег возле баштана обоз с чумаками, которые были знакомы деду. Вечером, угостив чумаков дынями, дед попросил внуков поплясать для потехи гостей, да и сам, не стерпев,в пляс пустился. Доплясал до грядки, где росли огурцы, и ноги его сами остановились. Он стал браниться, пробовал начать снова, и ничего не получалось, ноги стали словно деревянные.

Ругаясь, помянул сатану и услышал за спиной смех. Огляделся и не узнал окрестности: исчезли баштан и чумаки, вокруг – чистое поле. Поняв, что его туда притащила нечистая сила, в темноте нашел дорожку и оказался у могилки с зажженной свечкой. Дед, зная о примете про клад, пометил место большой веткой. Он возвратился домой за лопатой, чтобы выкопать клад. На следующий вечер пошел на поиски могилки,помеченной веткой, но из-за начавшегося дождя не нашел и с бранью возвратился.

На другой день пошел копать свежую грядку. Проходя мимо места, где не получалось танцевать, осерчал и, выругавшись, стукнул об землю заступом. Не успел и опомниться, как снова оказался в поле. Отыскалпомеченную веткой могилку, но она была завалена камнем. Дед, подкопав камень, смог отвалить его и решил передохнуть, нюхнув шепотку табаку, да услыхал, что сверху чихнули. А вокруг – никого. Дед откопал у могилы котелок и воскликнул от радости. Его возглас повторили странные голоса: его слова пропищал птичий нос, клюнув котел,проблеяла голова барана на дереве, проревел из-за дерева медведь. Так деду померещилось, что над ним смеются чудища, но он,понимая, что нечисть отпугивает его от клада, держался стойко. Несмотря на происки нечистой силы, донес он заветный котелок до баштана.

Мальчики, дожидаясь деда, уже поужинали галушками, которые им принесла мать с хутора. Женщина, помыв горшок, вышла в огород выплеснуть помои и случайно облила ими подходившего деда, который ей показался подползающей бочкой. Посмеялись над дедом, чья седая голова была облита помоями, на волосах висели арбузные и дынные корки. А дед стал хвастаться добытым сокровищем. Открыли котелок, а внутри оказался только мусор. Старик с тех пор огородил плетнем странное место и заклялся больше не верить в чертовы приметы. После, когда этот кусок земли у них взяли в наем соседи, там ничего путного не вырастало.

tanec bliz dikanki

Образ деда дьячка Фомы Григорьевича

Роль темных сил в повести. Высмеивание стремления к наживе в повести

Образ главного героя повести, старого казака Максима, описан Гоголем красочно и иронично. Веселый старик может и поплясать на празднике, и истории послушать, и пошутить. Только склонен прихвастнуть ине воздержан на язык, поминает черта в сердцах. Внуков он зовет «собачьими детьми», но они не обижаются, понимают, что он их любит, и отвечают деду взаимностью. К поиску клада дед Максим отнесся как к важному делу. Этот простонародный тип забавен в своей сердитости и серьезности.

Сюжет состоит из двух частей:поисков клада и проделок чертей.В повести переплетены реальный и потусторонний миры, в заколдованном месте граничат друг с другом быль и мистика.Причем мистическое начало имеет различные оттенки – от ужасного до комического. Таинственное место, обнаруженное дедом невольно во время пляски, само является отдельным персонажем повести. Внутри этой аномальной территории пространство и время искажаются при упоминании черта.

У заколдованного места свой склад характера: оно особого вреда чужакам не наносит, хулиганскими выходками лишь потешается над стремлением к легкой наживе. Оно просто решило поиграть со стариком в прятки, то исчезая от него, то появляясь. Свои внезапные перемещения дед Максим посчитал происками нечистой силы. У заколдованного места есть свои способы для запугивания, оно использует для этого ухудшение погоды, внезапно скрывающийся за тучу месяц, говорящих страшилищ.Безобразные чудовища пугали старика, подшучивая, передразнивая его слова. После дурачилось заколдованное место только тем, что необычные вырастали на его земле овощи, не похожие ни на что: «Арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает, что такое!»

Странные явления сначала испугали старика, и он бросил свою добычу, но желание заполучить клад пересилило страх. И за это последовало наказание: дед, принятый за ползущую бочку, был облит помоями, а сокровища оказались хламом.Таинственные явления потусторонней жизни Гоголь описал в повести с юмором, нечистая сила в «Заколдованном месте» только проучила незадачливого деда за его попытку заполучить чужое богатство. После этого дед Максим зарекся от игр с нечистой силой и стал набожен.

zakoldovannoe mesto

Назидательный смысл повести «Заколдованное место»

Повесть «Заколдованное место», берущая начало в народных легендах о заклятых «обманных местах», носит поучительный характер. Гоголь выразил мысль о иллюзорности богатства, добытого с помощью нечисти, о тлетворной тяге к деньгам, высмеял упорное стремление к наживе. В повести Гоголь показал, что на пользу человеку богатство, заработанное честным трудом, а приобретенные нечистым путем деньги превращаются в прах.

Словарь

Уездный – принадлежащий к уезду, который территориально был частью губернии


Предмет: Литература,


автор: kalutskayaangela

какие сказки любил слушать Гогаль в детстве? ​

Ответы

Автор ответа: 1238534





2

Ответ:

Сильное впечатление на юного Николая Гоголя произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны: о бравых казаках и атаманах, о страшных ведьмах, вампирах и русалках. Поэтому неудивительно, что поверья, обычаи и традиции Малороссии – центральная тема в творчестве писателя.

Объяснение: пожалуйста)

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: dira666

Помогите пж даю 16 балов

3 года назад

Предмет: Информатика,
автор: ke2008ke

Помогите пожалуйста ​

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: kristinashklyarevich

Задача. Сумма трьох чисел — 72.Перше число 22. Друге-на 7 менше. Обчисле третэ число

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: нурсатик3

помогите по математике

6 лет назад

Предмет: Химия,
автор: amina345

Що означає Mr і Ar в хімії

6 лет назад

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 19

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • Жизнь и творчество Н. В. Гоголя;
  • анализ повести «Заколдованное место»;
  • юмор и поучительный характер произведения;
  • фантастические образы в произведении;
  • поэтизация народного быта.

Тезаурус

Натуральная школа –
направление в литературе 1840-хгг, возникшее под влиянием Н. В. Гоголя.

Чумаки –
украинские торговцы или возчики, которые в XVI-XIX веках отправлялись на волах
к Чёрному и Азовскому морям за солью, рыбой и другим товаром.

Фантастика –
особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным
представлением об окружающем мире.

Баштан –
огород в поле, засенный чаще всего арбузами, дынями, кабачками, огурцами и т.п.

Курень –
шалаш, изба в зависимости от контекста.

Галушки –
украинское национальное блюдо, вареные кусочки теста, чаще – в сметане

Люлька –
трубка для курения.

Кавун –
арбуз.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб.
    для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П.
    Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 307 с

Дополнительная литература:

  1. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки.
    – М.: Махаон, 2009. – 136 стр.
  2. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413
    стр.
  3. Чертов В.Ф. Учебник в 2 частях. 7-е изд.
    Часть 1 – Литература. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 303 стр.

Открытые электронные ресурсы:

  • Интернет-портал «Русская историческая библиотека» http://rushist.com/index.php/literary-articles/5266-gogol-vechera-na-khutore-bliz-dikanki-analiz (Дата
    обращения 23.06.2019)
  • Интернет портал «Гоголь Лит» http://gogol-lit.ru/gogol/vospominaniya/pushkin.htm(Дата обращения
    23.06.2019)
  • Каталог сетевых ресурсов по русской
    филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата
    обращения 23.06.2019)
  • Фундаментальная электронная библиотека
    «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru (Дата
    обращения 25.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Николай Гоголь родился в 1809 году в местечке
Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим
ребёнком, а всего в семье было 12 детей. Детские и юношеские годы будущий
писатель провёл в деревне. Сильное впечатление на юного Николая Гоголя
произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны: о бравых казаках и атаманах, о
страшных ведьмах, вампирах и русалках. Поэтому неудивительно, что поверья,
обычаи и традиции Малороссии – центральная тема в творчестве писателя.

Учиться Гоголь поехал в город, в Полтавское
училище, но способностями к наукам будущий писатель не мог похвастаться. Хорошо
ему давались только уроки рисования и русской словесности. Затем в 1821 году он
поступил в класс Нежинской «Гимназии высших наук», где проучился семь лет, с
1821 по 1828 год, изучал юстицию – правоведение. Здесь закалялся характер
будущего писателя и формировался его литературный стиль.

Зимой 1829 года Гоголь приехал в Петербург.
Биографы говорят, что именно тогда у писателя возникла идея написать сборник
повестей в народном духе. В то время в письмах к матери он просил её присылать
ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к народным обычаям, поверьям и
костюмам: «Я и теперь попрошу вас собрать несколько таковых сведений, если
где-либо услышите какой забавный анекдот между мужиками в нашем селе, или в
другом каком, или между помещиками. Сделайте милость, описуйте для меня также
нравы, обычаи, поверья. Да расспросите про старину хоть у Анны Матвеевны или
Агафий Матвеевны: какие платья были в их время у сотников, их жён, у
тысячников, у них самих? какие материи были известны в их время? и всё с
подробнейшею подробностию. Какие анекдоты и истории случались в их время,
смешные, забавные, печальные, ужасные? Не пренебрегайте ничем: всё имеет для
меня цену».

Гоголь тогда служил чиновником. Он сам не раз
говорил, что из службы вынес один полезный навык: сшивать бумаги. Благодаря
этому навыку до нас дошли и его переписка с матерью, и с писателями и издателями
того времени, в том числе и с Пушкиным.

В 1831 году в Царском селе Гоголь знакомится с
выдающимися писателями того времени – Василием Жуковским и Александром
Пушкиным, и эти знакомства сильно влияют на его литературную деятельность.
Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки…» была дописана летом
1831 года, когда Гоголь жил в Павловске под Петербургом в доме княжны
Васильчиковой, где подрабатывал учителем хозяйского сына. Рассказы Гоголя из
сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» поэтично воссоздают образ тогдашней
окраины Российской империи – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» и
другие. Мы рассмотрим повесть, которая завершает первую часть «Вечеров…» – это
«Заколдованное место». Она написана на основе народного поверья. Здесь речь
идёт о чудесной примете – если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится
клад.

В сюжете «Заколдованного места» переплетаются
две линии – проделки чертей и поиск клада. Рассказ ведётся от имени дьячка
местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, весёлый дед
Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и
предполагает, что там зарыты сокровища. Несмотря на козни нечистой силы, дед
добывает зарытый в землю котелок.

В повести переплетаются реальные и
фантастические события, но есть точка, где сказка и быль соединяются – это и
есть заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же
оказывается в другом месте и видит могилку со свечкой. Домой он идёт реальной
дорогой, за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова,
когда он вновь ругается и попадает в чёртово место. Чудища мерещатся деду, они
смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает
кладоискателей, и держится стойко.

Главная идея произведения – если получить
богатство от нечистой силы, то радости и счастья не будет.

В «Заколдованном месте» используются
диалектизмы и архаизмы – просторечные и устаревшие слова: чумаки – проезжающие
торговцы; галушки – изделия из теста со сметаной; хутор – малый населённый пункт
со своим хозяйством; баштан – огород в поле с арбузами, тыквой и дынями, заступ
– синоним лопаты…

Гоголь очень ярко и живописно описывает
главного героя повести. Это весёлый старый казак, который не прочь и истории
послушать, и поплясать на празднике, и на язык не воздержан, нет-нет, да и
помянет нечистого не к месту.

В «Заколдованном месте» присутствуют элементы
сказки – троекратное действие (дед три раза оказывается у могилки) и
поучительный финал. Дед становится очень религиозным, и перестаёт ругаться. Ну,
и конечно же, ещё один элемент сказки – это мораль: не гоняться за кладами,
потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у
деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

Теоретический материал для углублённого
изучения

Николай Гоголь – классик русской литературы,
считается основателем «натуральной школы» в литературе.

Современники Гоголя, среди которых критик
Виссарион Белинский, писатель-революционер Александр Герцен и поэт Александр
Пушкин, очень хорошо приняли «Заколдованное место» и весь сборник его
украинских рассказов в целом. Пушкин писал: «Сейчас прочёл «Вечера на
хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия,
какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я
доселе не образумился».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите правильные варианты. Какие сказки
любил слушать юный Гоголь от своей бабушки?

Варианты: о ведьмах и русалках; о рыбаке и
рыбке; о бравых казаках и атаманах; об Алеше Поповиче и Тугарине Змее.

Вспоминаем рассказ о детстве Николая Гоголя и
выбираем верный вариант. В творчестве Гоголя главные герои(казаки) окружены
фольклорными персонажами. Именно о легендах и поверьях просил Гоголь
рассказывать ему в письмах.

Правильный ответ: о ведьмах и русалках, о
бравых казаках и атаманах.

Выделение цветом

Выделите цветом верный вариант ответа на
вопрос: «Какие человеческие качества обличает Гоголь в повести «Заколдованное
место»? Варианты: лживость, скупость, жажда легкой наживы, скромность.

Нужно проанализировать пройденный материал и
на основании урока выбрать вариант и выделить его цветом. После прочтения всех
вариантов вспоминаем, что «Заколдованное место» – произведение поучительное, и
его главный урок – нельзя гоняться за кладами, потому что незаработанное и
незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и
стыдно сказать что такое».

Правильный ответ: жажда легкой наживы.

  • Какие сказки написал шарль перо
  • Какие сказки написал тургенев
  • Какие сказки написал сутеев
  • Какие сказки написал салтыков щедрин
  • Какие сказки написал пушкин список для детей