Какие сказки похожи на басни

Сказки, басни, притчи – в чем сходство и отличия?

11.08.2019

скзки, басни, притчи отличия

Многие люди не видят большого различия между сказками, баснями и притчами, и в этом есть доля правды. Несмотря на схожесть этих фольклорных произведений, они, все же, имеют некоторые различия.

Схожесть заключается, во-первых, в том, что и басни, и сказки, и притчи имеют четкую структуру: зачин, средина (повествование) и концовка (мораль). И, во-вторых, все эти произведения должны содержать какую-то мудрость, благодаря чему читатель извлекает полезный для себя урок.

А теперь давайте рассмотрим эти отличия более конкретно.

Народные (фольклорные сказки)

народные сказки

Русская народная сказка – часть устного творчества народа. В ней повествуется о вымышленных, полных авантюризма и волшебства, событиях.

Но поскольку сказка основывалась на поверьях, преданиях, народных традициях, в ней всегда присутствует не только вымысел, но и реалии. Сказки отражают особенности русского быта и обычаев.  Традиционные персонажи сказок –  это люди, животные, растения, вещи. А также вымышленные персонажи – Баба-Яга, леший, Кощей Бессмертный.

Классификация сказок

Общепринятыми считаются следующие категории сказок:

О животных (анималистичные)

Пожалуй, самый распространённый вид сказок. Говорящие звери, ведущие человеческий образ жизни и совершающие людские поступки – главные действующие персонажи. Довольно часто имена главных героев имеют уменьшительно-ласкательную форму (Зайчик – Попрыгайчик, Лиса-Краса и т. п.)

Волшебные сказки

Сказки, где обязательно присутствует волшебный мир, законы которого не имеют ничего общего с реальным миром. Помимо главного, положительного героя, присутствует отрицательный, но финал один – зло должно быть повержено. Эти сказки особенно нравятся детям.

Бытовые сказки

В них нашли отражение поведенческие особенности человека, в таких сказках показывается, как он ведет себя в разных жизненных ситуациях, высмеиваются отрицательные качества характера (жадность, трусость, лень), и восхваляются положительные – доброта, смелость, ум. В этих произведениях много юмора и иронии.

Помимо животных, в сказках могут присутствовать и другие персонажи. Например, вымышленные существа — демоны (дракон, Баба-Яга, Змей Горыныч), люди мужского и женского пола (Иван — дурак, Марья — Искусница), а также неодушевлённые предметы (Колобок, Терёшечка).

Особенности басен

басни

Басня — более короткая поучительная история, с элементами сатиры, в которой обязательно присутствует мораль. Основное предназначение басни — показать и высмеять людские пороки. Как и сказки, басни делятся на народные и авторские, последние зародились в России в 18 веке.

В современном обществе басня представляется как написанная в стихотворной форме сатирическая история, конечно, благодаря известным русским баснописцам – Сумарокову, Крылову.

Притчи – характерные черты и особенности

притчи

Притча – тоже поучительная история, носящая нравственный характер и изначально тесно связанная с религией. Основная тема притчи – человек и его моральные качества, главная задача – привить веру в Бога, жить по божьим канонам. Очень распространены притчи в буддизме и суфизме.

Вспоминается известная фраза из стихотворения «Ленинцы» В. Маяковского: «Религия – опиум, религия – враг, довольно поповских притч».

Притчи, как и басни, претерпели трансформацию, и теперь притчей принято считать историю не только с религиозным подтекстом, а любой краткий нравоучительный рассказ.

Заключение

Все равно, какая сказка или басня прочитана, русская народная или авторская, смысл один – донести до человека, что Добро всегда побеждает Зло, основные человеческие ценности, которые сформировались еще в древности, по сей день остаются актуальными. Кроме того, как считают специалисты, сказки оказывают терапевтическое действие, повышают настроение и приучают к размышлениям. Читайте сказки, господа!

О сходствах и различиях сказок, притч и басен рассказала lobasevanatalia.

Советую посмотреть:

русские народные сказки

Зачин и концовка как основные структурные элементы сказок

Оборудование: доска, учебник, таблица,
тетрадь.

Виды деятельности: эксперимент,
сопоставление, выделение отличительный
особенностей, работа с дополнительной
литературой, составление таблиц, систематизация
материала.

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добру молодцу урок.

                                                          
А.С. Пушкин

Басня есть поэзия рассудка.

В.Г. Белинский

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Оргмомент Учитель читает отрывок из
стихотворения С.Есенина «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама позовет.

 

2.

Формулировка темы урока. Задачи, цели – Как вы думаете, какие сказки
рассказывала внукам бабушка в стихотворении
С.Есенина?
– А  рассказывали ли вам в детстве сказки?
– Какие сказки вам нравились больше всего?
– Какие сказки любили ваши родители?
– Расскажите о том, как создавали сказку, где ее
рассказывали, кто и когда ее рассказывал?
– Сегодня на уроке мы вспомним все, что изучили о
сказках, еще раз выделим их отличительные
особенности.
– А можно ли превратить сказку в басню? Сегодня
мы попробуем это сделать.
Она рассказывала волшебные сказки,
потому что Иван-дурак – герой волшебных сказок.

Ответы
детей.

Выслушиваются ответы учащихся.

3.

Работа по теме урока – На какие группы делятся сказки?
(Составление опорной схемы на доске)
– Расскажите о каждой группе, используя материал
таблицы, которую заполнял каждый из рядов.
Остальные ребята должны заполнить 
недостающие столбцы в таблице. После урока
тетради сдадите, ваша работа будет оценена.
– Что нового вы узнали о сказках на уроках
литературы? Какие источники информации  вам
помогли это узнать? Где вы еще можете узнать о
сказке?
Послушайте сообщение ученика о том, какой
предстает в русских народных сказках Баба Яга.
– Как вы думаете, какие сказки появились раньше и
почему?
– Какие сказки о животных вы знаете?
– Заполните таблицу, вспомните сказки о
животных, которые вы знаете, и запишите их героев,
распределив по столбцам.
Проверка выполненного  задания.
– Перед вами текст, жанр которого вам нужно
определить. Прочитайте текст выразительно.
– Что, по-вашему, это такое: сказка или басня?
– Почему этот текст можно назвать сказкой?
– Почему его можно назвать басней?

– Что нужно сделать, чтобы этот текст
превратился в басню?
– Что такое мораль?
– Придумайте мораль к этой басне.
– Сравните свои варианты с моралью автора.
– На какую известную вам басню похожа  
басня Эзопа.
– Давайте послушаем, как переложил на стихи эту
басню И.А. Крылов, изменил ли он что-то в басне?
– Прочитайте мораль к басне Крылова.
– Что такое лесть?
– Почему она гнусна, т.е. омерзительна?
– А почему лесть вредна?
– Почему в сердце льстец всегда отыщет уголок?
– Что изменится в басне, если перенести мораль в
конец басни?

Учащиеся дают ответ по плану:

1. Какие
сказки прочитаны?
2. Кто является героями сказок?
3. Каковы отличительные особенности сказок
данного вида?

Выступление ученика  о Бабе Яге в волшебных
сказках.

Сказки о животных.

Ребята записывают героев сказок: лиса, волк, заяц,
медведь. И подбирают к ним эпитеты. Лиса – 
хитрая, изворотливая, волк – простодушный,
глупый и т.д.
Ученик читает басню Эзопа «Ворон и  лисица», из
которой убрана мораль.
Предположения учеников.
Этот текст можно назвать сказкой, так как в ней
фантастический сюжет, героями являются животные,
они разговаривают.
И в сказке, и в басне действуют животные.
Нужно добавить мораль.
Приводят свои варианты морали, читают мораль,
написанную Эзопом: «Не верь врагам – проку не
выйдет». Сравнивают свои варианты с авторским.
Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Чтение учеником басни.

Изменилась мораль, если Эзоп говорил о недоверии
врагам, то Крылов говорит о лести как об одном из
пороков людей, и о том, что люди с огромным
желанием верят в эту лесть.
Если мораль стоит в начале басни, то история,
рассказанная дальше, служит доказательством
поучения, а если в конце, она обобщает
рассказанную историю, распространяет на похожие
случаи.

4.

Проверка домашнего задания – Прочитайте сказку о животных, которую
вы сочинили дома, а мы все попробуем придумать к
ней мораль.
– Чему учит сказка?
– Что нужно изменить в сказке, чтобы она
превратилась в басню?
– Давайте посмотрим, какие уроки дает нам басня.
– Что дает нам основание сравнивать сказку с
басней?
Слушают сказку, придумывают к ней
мораль.

Чтение и анализ басни, заполнение таблицы.

5.

Работа с эпиграфами к уроку.
Подведение итогов
– Обратимся к эпиграфам. Посмотрите на
слова Пушкина и Белинского, они помогут вам
ответить на вопросы.
– Для чего сочиняют басни?
– С какой целью сочиняли сказки?
– Можно ли назвать сказку поучительной?
– Что же общего между сказкой и басней?
Сказка тоже поучительна, но
поучительность в сказке скрытая, а в басне явная.
И в сказке, и в басне фантастический сюжет, в них
действуют вымышленные герои, многий басни похожи
на сказки о животных, но в басне есть мораль, а в
сказке поучительный смысл скрыт, он дан в виде
намека.

6.

Домашнее задание – Придумать мораль к известной сказке о
животных, т.е. превратить сказку в басню.
– Написать сочинение «Чему могут научить нас
басни и сказки?».
– Сочинить басню.
 

Приложение 1.

Приложение 2.

Удалось Ворону раздобыться куском сыру,
взлетел он на дерево, уселся там и попался на
глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и
говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И
цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь
только у тебя голос — быть тебе владыкой всех
пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон
на удочку. Решился он доказать, что у него есть
голос, каркнул он во все воронье горло и выронил
сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос,
Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Эзоп.

Страница 21 из 56

1. Вспомните определение басни. С какими сказками можно сравнить басни?

Басня-это литературный жанр, основанный на иносказании, поучительное стихотворное или в прозе произведение, сатирического характера, содержит мораль. Басни можно сравнить со сказками о животных, в которых животные выступают в роли людей, а высмеиваются их пороки

2. Почти в каждой басне имеется вывод — мораль.  В какой части басни может находиться мораль? Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали, которая названа автором? Найдите мораль в приведённых баснях Крылова.

Мораль басни — это авторский вывод, то, что автор хочет сказать читателям. Мораль басни может быть в любой части басни, как решает автор, иногда авторы не пишут конкретную мораль, оставляя читателю право самим сделать вывод и подвести итоги. Басня — авторское произведение, поэтому иногда мораль всей басни несёт другой, аллегорический смысл, имеет политическую или другую подоплёку. Автор называет мораль басни, а читатель догадывается о скрытой морали.

«Ворона и Лисица» . Мораль басни: не покупайся на лесть, льстецы — обманщики, и любыми способами достигают своих целей. Политическая подоплёка-льстецы во власти, они бюрократы и казнокрады. Крылов переводит проблему льстецов на уровень государства.

«Свинья под дубом» — «не руби сук, на котором сидишь». Свинья живёт за «счёт дуба», она питается желудями, портя корни дерева, уничтожает свой источник пропитания. Крылов высмеивает неблагодарных и глупых людей, которые уничтожают то, за счёт чего живут. Невежество ведёт к разрушениям, уничтожению ценностей, которые сами невежды создать не могут, зато лихо ломают и уничтожают блага, сделанные другими.

«Волк и Ягнёнок». Мораль басни в вине слабого перед сильным, сила одерживает вверх. Скрытая мораль, не указанная автором,  — произвол властей и бесправие простого народа перед всласть имущими. Желание оставаться хорошими при плохих поступках — это нормальное желание чиновников любых времён. Оправдать себя за счёт закона, быть «белыми и пушистыми» — проблема времён Крылова, когда сильные мира сего, сановники творили беспредел, обирали бедных, обижали слабых, прикрываясь при этом законом.

3. 

==

4. 

5. 

6. 

7. 

8.  

9.  

Литературное
чтение. 3 класс

Тема: Басни
и сказки, похожие на басню (на примере древнеиндийской басни из сборника
сказок, басен «Панчатантры» о черепахе и гусях и сказке В. Гаршина «Лягушка –
путешественница»)

Тип урока: Урок
применения предметных знаний и УУД

Цели: создать
условия для формирования у учащихся

— умения анализировать текст

— выявить сходство сказки с басней

— понимания моральных норм при оценке
поступков героев литературных произведений

Предметные задачи:  создать
условия для развития у учащихся умения:

— различать жанры литературного
произведения (басня, сказка о животных)

— проводить аналогии между произведениями
различных жанров

— находить нужную информацию в
художественном произведении

— оценивать героя литературного произведения
по его поступкам

— читать осознанно, правильно и
выразительно

Метапредметные задачи:

создать условия  для развития у учащихся:

— формулировать познавательную цель

— структурировать понятия при
сопоставлении текстов различных жанров

-умения работать со словарём учебника

-умения участвовать в диалоге,
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, учителя,
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления

формирование первоначальных представлений
о нравственных понятиях (достоинство, гордость, благодарность, поддержка,
сострадание, скромность)

— эмоционального восприятия поступка героя

Оборудование: учебник
«Литературное чтение», 3 кл. (авт. В. Ю. Свиридова)

Ход
урока:

1.Организационный этап. Эмоциональный
настрой на урок

-Ты мой друг, и я твой друг!

Вместе мы — друзья!

То, что не смогу один,

Сможем ты и я!

— Ребята! Улыбнёмся друг другу – пожелаем
друг другу успехов!

2. Актуализация знаний учащихся

Работа в парах

— Перед вами карточки с названиями произведений.
Распределите их на две группы.

— Какие две группы получились?

— Сказки о животных и басни

— Назовите сказки:

-«Кот, петух и лиса», «Волк и семеро
козлят»

-Назовите басни:

— «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок»

(Одновременно группы проецируются на
экране)

Фронтальная работа

-Выберите из данных на доске карточек
определение сказки, определение басни.

А)  … —  один из основных жанров устного
народного  творчества, преимущественно повествовательное художественное
произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел

Б) …- жанр устного народного творчества,
повествующий о подвигах богатырей, отражающий героическое событие, либо
примечательный эпизод русской истории

В) …- стихотворное или прозаическое 
иносказательное литературное произведение сатирического, нравоучительного
характера

-Почему карточка Б оказалась
лишней? (Это высказывание – определение былины)

3. Постановка учебной задачи

-Ребята, мы знаем определения сказки и
басни, знакомы с содержанием некоторых сказок и басен.  Как вы думаете, почему
мы поставили эти жанры рядом? (Сказки и басни – различные по жанру
произведения, но имеют сходство)

— Какое исследование мы могли бы провести
по теме «Басни и сказки, похожие на басни»?

-Выяснить, чем сказка похожа на басню и
чем отличается?

4. Физкультминутка

5.Совместное открытие новых знаний

— Предлагаю исследовать сходство  сказки с
басней  и отличие этих жанров на примере сказки В. М. Гаршина и басни о
черепахе и гусях, взятого из сборника «Панчатантры»

Работа в группах

I
группа 

-Сравните причины полёта лягушки и
черепахи, причины их падения. Какое из повествований более насыщено деталями?

II
группа

-Какое произведение по объёму? 
Описывается ли в тексте сказки внешность лягушки и уток? Узнаём ли мы об их
мыслях и чувствах? Есть ли у каждого из героев особая манера речи? Используйте
в своём выступлении цитаты из текста для подтверждения своей точки зрения

III
группа

—  Какое произведение по объёму?
Описывается ли в древнем тексте внешность черепахи и гусей? Узнаём ли мы об их мыслях
и чувствах?  Приведите примеры из текста, используя цитаты. Есть ли у каждого
из героев особенная манера речи?

IV
группа

-Похожа ли сказка на басню? Чему учит эта
сказка? Сформулируйте мораль к этой сказке.

— В каких словах сформулирована мораль древнеиндийской
басни?  Докажи свою точку зрения, приводя цитаты из текста

 Выступление групп. Под  словами «Басня» и
«Сказка»  выступающие прикрепляют таблички с признаками текста данного жанра:

Басня                                                                         Сказка

— небольшое по объёму произведение                  большое
по объёму произведение

— не содержит детальных описаний                                  содержит
детальные описания

— герои – животные                                                 герои
– животные

— имеет явный (нескрытый) смысл                        имеет
скрытый смысл

— не имеет счастливой концовки                           имеет
счастливую концовку

6. Обобщение

— Какие отличия мы выявили между жанром
басни и сказки?

— Какие признаки характерны как для жанра
басни, так и для жанра сказки?

— С какой воспитательной целью пишутся
басни и сказки?

7. Итог урока. Рефлексия

— Ребята, а вы увидели что-то хорошее в
характере черепахи, лягушки-путешественницы?

-Какое произведение вам понравилось
больше? Почему?

— Какой вид деятельности на уроке вам
понравился больше всего?

-На «лесенке достижений», прикреплённой к
доске, покажите фигуркой лягушки своё место, на котором вы оказались сегодня в
зависимости от успешности полученных знаний

8. Оценивание за урок

9. Домашнее задание: написать
басню в прозе или стихах на тему «По делам и почёт», или подобрать пословицы к
сюжетам изученных басен

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как правильно сравнить басни и сказки?

Задание по литературе для 2 класса Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее?

3 ответа:



1



0

Я предлагаю сравнивать народные бытовые сказки и басни, или сказки о животных и басни, потому что именно с этими жанрами сказок у басни действительно есть много общих черт.

Прежде всего похожие герои, люди или животные, которые попадают в разные ситуации и находят или нет из них выход. В образах животных из басен или сказок мы с легкостью можем узнать своих знакомых или даже самих себя, точно так же как и в образах людей.

В каждой из сказок этих жанров имеется некая мораль, вывод, который должен сделать для себя читатель, но точно также мораль имеется и в басне.

Есть в сказках основная часть, есть концовка, и здесь также имеется общее с баснями.



0



0

Главная задача у басни — это нравоучение и в конце мораль, вывод произведения. В басне автор использует образы зверей и животных, наделяет их людскими качествами, которые хочет высмеять.

Сказки на вымышленных примерах рассказывают о двойственности мира, о наличии добра и зла, о вечном их противостоянии. Учат добру, любви, сопереживанию, о неминуемом крахе зла.

Общее у басни и сказки — это поучительные истории, которые заставляют задуматься и сделать вывод.



0



0

Сравним русские народные сказки и басни. Сказки сочиняет народ, басни всегда авторские. Сказки начинаются с зачина, у басни также есть начало-вступление. Далее идет основная часть сказки и основная часть басни. Сказка завершается концовкой, басня моралью-выводом.

Но концовка сказки обычно тоже несет в себе мораль — добро побеждает.

Поэтому и у сказки и у басни есть много общих черт. Вплоть до того, что героями басен могут бять животные, и они же могут стать героями сказок.

Читайте также

В небольшом рассказе «Осенне утро» Михаил Пришвин с восхищением описывает падающие листики, то как они по разному кружатся и как их уносит ветер. Автора восхищает листопад, который он считает одним из чудес природы.

В стихотворении Ивана Бунина «Листопад», отрывок из которого дан в учебнике, точно также автор описывает это явление природы, этот осенний карнавал листьев.

Поэтому можно сказать, что два писателя по своему описывают одну и ту же картину осени. Но и мы тогда можем нарисовать в качестве иллюстрации к двум произведениям одну картину — падающие разноцветные листья, гонимые ветром, устилающие дорожки и падающие на руки.

Я считаю в грибной охоте главное сам поиск, а не то, сколько в итоге тебе удается найти грибов. Вот и поэт Берестов видимо думает точно также. Он с иронией называет грибы хитрыми, но ни чуть не обижается на то, что они никак ему не попадаются. Он говорит, что вероятно напугал грибы большой корзиной и это вполне может быть правдой.

У грибников вообще много странных примет, и я например никогда не достаю ножик прежде чем не найду первый гриб.

Название же для своего стихотворения автор выбрал не случайно — грибы ему никак не попадались, они хитро прятались, хотя искал он их настойчиво. Правда искал автор немного странно, если уж идти в лес за грибами, то за определенными, а не искать все подряд. Под осинами растут одни грибы, бод елями — другие.

В «Сказке о рыбаке и рыбки» Пушкин показывает как излишняя жадность одного человека может лишить его всего, что он мог получить.

Золотая рыбка из сказки была выпущена стариком обратно в мор и в благодарность хотела сделать для старика что-то полезное. Однако старуха была недовольна всем, что только не давала ей рыбка. И под конец пожелала стать владычицей морской, а этого уже рыбка стерпеть не смогла и остались старик ос старухой снова у разбитого корыта.

Мораль или основная мысль сказки в том, что любая благодарность имеет свои пределы и не следует ею злоупотреблять.

Эту мораль можно соотнести с пословицей:

n2J3ID432eLAxyqoqrORCOCVihjK0GH.png

Из этой сказки часто употребляются два выражения:

QwFCjGRfQJ7z1PyPVyBLKDwhL37rLnj.png

Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.

Она в его описании занимается тем, что творит разные чудеса — клоками повисает на деревьях, ковром покрывает поля, сравнивает берега реки.

Что это за чудеса?

Зима засыпает поля снегом, снег ложится как ковер, на ветках деревьев образуются снежные шапки — клоками лежат, речка покрывается льдом, а сверху его также засыпает снег.

На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.

Если сравнивать начало и конец сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» то может показаться, что между ними ничего и не происходило. Как описывается в начале сказки безрадостная картина — ветхая избушка и нехитрые занятия старика и старухи, так и в конце сказки мы вновь встречаем старуху у разбитого корыта, когда старик возвращается от синего моря.

Но между концом и началом сказки случилось много разных событий и после того, как старик поймал золотую рыбку, казалось удача повернулась к бедным людям. Вот только неумеренная жадность, внезапно проснувшаяся в старухе все испортила.

Начало сказки оставляет тяжелое впечатление описанием нищеты, и конец сказки описывает нищету, но при этом мы ощущаем чувство удовлетворения, от того, что справедливость восторжествовала.

  • Какие сказки писали братья гримм
  • Какие сказки писал успенский
  • Какие сказки написал лев николаевич толстой для детей
  • Какие сказки написал корней чуковский иванович
  • Какие сказки написал евгений шварц