Сказки, басни, притчи – в чем сходство и отличия?
11.08.2019
Многие люди не видят большого различия между сказками, баснями и притчами, и в этом есть доля правды. Несмотря на схожесть этих фольклорных произведений, они, все же, имеют некоторые различия.
Схожесть заключается, во-первых, в том, что и басни, и сказки, и притчи имеют четкую структуру: зачин, средина (повествование) и концовка (мораль). И, во-вторых, все эти произведения должны содержать какую-то мудрость, благодаря чему читатель извлекает полезный для себя урок.
А теперь давайте рассмотрим эти отличия более конкретно.
Народные (фольклорные сказки)
Русская народная сказка – часть устного творчества народа. В ней повествуется о вымышленных, полных авантюризма и волшебства, событиях.
Но поскольку сказка основывалась на поверьях, преданиях, народных традициях, в ней всегда присутствует не только вымысел, но и реалии. Сказки отражают особенности русского быта и обычаев. Традиционные персонажи сказок – это люди, животные, растения, вещи. А также вымышленные персонажи – Баба-Яга, леший, Кощей Бессмертный.
Классификация сказок
Общепринятыми считаются следующие категории сказок:
О животных (анималистичные)
Пожалуй, самый распространённый вид сказок. Говорящие звери, ведущие человеческий образ жизни и совершающие людские поступки – главные действующие персонажи. Довольно часто имена главных героев имеют уменьшительно-ласкательную форму (Зайчик – Попрыгайчик, Лиса-Краса и т. п.)
Волшебные сказки
Сказки, где обязательно присутствует волшебный мир, законы которого не имеют ничего общего с реальным миром. Помимо главного, положительного героя, присутствует отрицательный, но финал один – зло должно быть повержено. Эти сказки особенно нравятся детям.
Бытовые сказки
В них нашли отражение поведенческие особенности человека, в таких сказках показывается, как он ведет себя в разных жизненных ситуациях, высмеиваются отрицательные качества характера (жадность, трусость, лень), и восхваляются положительные – доброта, смелость, ум. В этих произведениях много юмора и иронии.
Помимо животных, в сказках могут присутствовать и другие персонажи. Например, вымышленные существа — демоны (дракон, Баба-Яга, Змей Горыныч), люди мужского и женского пола (Иван — дурак, Марья — Искусница), а также неодушевлённые предметы (Колобок, Терёшечка).
Особенности басен
Басня — более короткая поучительная история, с элементами сатиры, в которой обязательно присутствует мораль. Основное предназначение басни — показать и высмеять людские пороки. Как и сказки, басни делятся на народные и авторские, последние зародились в России в 18 веке.
В современном обществе басня представляется как написанная в стихотворной форме сатирическая история, конечно, благодаря известным русским баснописцам – Сумарокову, Крылову.
Притчи – характерные черты и особенности
Притча – тоже поучительная история, носящая нравственный характер и изначально тесно связанная с религией. Основная тема притчи – человек и его моральные качества, главная задача – привить веру в Бога, жить по божьим канонам. Очень распространены притчи в буддизме и суфизме.
Вспоминается известная фраза из стихотворения «Ленинцы» В. Маяковского: «Религия – опиум, религия – враг, довольно поповских притч».
Притчи, как и басни, претерпели трансформацию, и теперь притчей принято считать историю не только с религиозным подтекстом, а любой краткий нравоучительный рассказ.
Заключение
Все равно, какая сказка или басня прочитана, русская народная или авторская, смысл один – донести до человека, что Добро всегда побеждает Зло, основные человеческие ценности, которые сформировались еще в древности, по сей день остаются актуальными. Кроме того, как считают специалисты, сказки оказывают терапевтическое действие, повышают настроение и приучают к размышлениям. Читайте сказки, господа!
О сходствах и различиях сказок, притч и басен рассказала lobasevanatalia.
Советую посмотреть:
Зачин и концовка как основные структурные элементы сказок
Оборудование: доска, учебник, таблица,
тетрадь.
Виды деятельности: эксперимент,
сопоставление, выделение отличительный
особенностей, работа с дополнительной
литературой, составление таблиц, систематизация
материала.
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добру молодцу урок.
А.С. Пушкин
Басня есть поэзия рассудка.
В.Г. Белинский
№ |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. | Оргмомент | Учитель читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Бабушкины сказки».
|
|
2. |
Формулировка темы урока. Задачи, цели | – Как вы думаете, какие сказки рассказывала внукам бабушка в стихотворении С.Есенина? – А рассказывали ли вам в детстве сказки? – Какие сказки вам нравились больше всего? – Какие сказки любили ваши родители? – Расскажите о том, как создавали сказку, где ее рассказывали, кто и когда ее рассказывал? – Сегодня на уроке мы вспомним все, что изучили о сказках, еще раз выделим их отличительные особенности. – А можно ли превратить сказку в басню? Сегодня мы попробуем это сделать. |
Она рассказывала волшебные сказки, потому что Иван-дурак – герой волшебных сказок. Ответы Выслушиваются ответы учащихся. |
3. |
Работа по теме урока | – На какие группы делятся сказки? (Составление опорной схемы на доске) – Расскажите о каждой группе, используя материал таблицы, которую заполнял каждый из рядов. Остальные ребята должны заполнить недостающие столбцы в таблице. После урока тетради сдадите, ваша работа будет оценена. – Что нового вы узнали о сказках на уроках литературы? Какие источники информации вам помогли это узнать? Где вы еще можете узнать о сказке? Послушайте сообщение ученика о том, какой предстает в русских народных сказках Баба Яга. – Как вы думаете, какие сказки появились раньше и почему? – Какие сказки о животных вы знаете? – Заполните таблицу, вспомните сказки о животных, которые вы знаете, и запишите их героев, распределив по столбцам. Проверка выполненного задания. – Перед вами текст, жанр которого вам нужно определить. Прочитайте текст выразительно. – Что, по-вашему, это такое: сказка или басня? – Почему этот текст можно назвать сказкой? – Почему его можно назвать басней? – Что нужно сделать, чтобы этот текст |
Учащиеся дают ответ по плану:
1. Какие Выступление ученика о Бабе Яге в волшебных Сказки о животных. Ребята записывают героев сказок: лиса, волк, заяц, Изменилась мораль, если Эзоп говорил о недоверии |
4. |
Проверка домашнего задания | – Прочитайте сказку о животных, которую вы сочинили дома, а мы все попробуем придумать к ней мораль. – Чему учит сказка? – Что нужно изменить в сказке, чтобы она превратилась в басню? – Давайте посмотрим, какие уроки дает нам басня. – Что дает нам основание сравнивать сказку с басней? |
Слушают сказку, придумывают к ней мораль. Чтение и анализ басни, заполнение таблицы. |
5. |
Работа с эпиграфами к уроку. Подведение итогов |
– Обратимся к эпиграфам. Посмотрите на слова Пушкина и Белинского, они помогут вам ответить на вопросы. – Для чего сочиняют басни? – С какой целью сочиняли сказки? – Можно ли назвать сказку поучительной? – Что же общего между сказкой и басней? |
Сказка тоже поучительна, но поучительность в сказке скрытая, а в басне явная. И в сказке, и в басне фантастический сюжет, в них действуют вымышленные герои, многий басни похожи на сказки о животных, но в басне есть мораль, а в сказке поучительный смысл скрыт, он дан в виде намека. |
6. |
Домашнее задание | – Придумать мораль к известной сказке о животных, т.е. превратить сказку в басню. – Написать сочинение «Чему могут научить нас басни и сказки?». – Сочинить басню. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Удалось Ворону раздобыться куском сыру,
взлетел он на дерево, уселся там и попался на
глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и
говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И
цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь
только у тебя голос — быть тебе владыкой всех
пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон
на удочку. Решился он доказать, что у него есть
голос, каркнул он во все воронье горло и выронил
сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос,
Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Эзоп.
Страница 21 из 56
1. Вспомните определение басни. С какими сказками можно сравнить басни?
Басня-это литературный жанр, основанный на иносказании, поучительное стихотворное или в прозе произведение, сатирического характера, содержит мораль. Басни можно сравнить со сказками о животных, в которых животные выступают в роли людей, а высмеиваются их пороки
2. Почти в каждой басне имеется вывод — мораль. В какой части басни может находиться мораль? Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали, которая названа автором? Найдите мораль в приведённых баснях Крылова.
Мораль басни — это авторский вывод, то, что автор хочет сказать читателям. Мораль басни может быть в любой части басни, как решает автор, иногда авторы не пишут конкретную мораль, оставляя читателю право самим сделать вывод и подвести итоги. Басня — авторское произведение, поэтому иногда мораль всей басни несёт другой, аллегорический смысл, имеет политическую или другую подоплёку. Автор называет мораль басни, а читатель догадывается о скрытой морали.
«Ворона и Лисица» . Мораль басни: не покупайся на лесть, льстецы — обманщики, и любыми способами достигают своих целей. Политическая подоплёка-льстецы во власти, они бюрократы и казнокрады. Крылов переводит проблему льстецов на уровень государства.
«Свинья под дубом» — «не руби сук, на котором сидишь». Свинья живёт за «счёт дуба», она питается желудями, портя корни дерева, уничтожает свой источник пропитания. Крылов высмеивает неблагодарных и глупых людей, которые уничтожают то, за счёт чего живут. Невежество ведёт к разрушениям, уничтожению ценностей, которые сами невежды создать не могут, зато лихо ломают и уничтожают блага, сделанные другими.
«Волк и Ягнёнок». Мораль басни в вине слабого перед сильным, сила одерживает вверх. Скрытая мораль, не указанная автором, — произвол властей и бесправие простого народа перед всласть имущими. Желание оставаться хорошими при плохих поступках — это нормальное желание чиновников любых времён. Оправдать себя за счёт закона, быть «белыми и пушистыми» — проблема времён Крылова, когда сильные мира сего, сановники творили беспредел, обирали бедных, обижали слабых, прикрываясь при этом законом.
3.
==
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Литературное
чтение. 3 класс
Тема: Басни
и сказки, похожие на басню (на примере древнеиндийской басни из сборника
сказок, басен «Панчатантры» о черепахе и гусях и сказке В. Гаршина «Лягушка –
путешественница»)
Тип урока: Урок
применения предметных знаний и УУД
Цели: создать
условия для формирования у учащихся
— умения анализировать текст
— выявить сходство сказки с басней
— понимания моральных норм при оценке
поступков героев литературных произведений
Предметные задачи: создать
условия для развития у учащихся умения:
— различать жанры литературного
произведения (басня, сказка о животных)
— проводить аналогии между произведениями
различных жанров
— находить нужную информацию в
художественном произведении
— оценивать героя литературного произведения
по его поступкам
— читать осознанно, правильно и
выразительно
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
— формулировать познавательную цель
— структурировать понятия при
сопоставлении текстов различных жанров
-умения работать со словарём учебника
-умения участвовать в диалоге,
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, учителя,
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления
формирование первоначальных представлений
о нравственных понятиях (достоинство, гордость, благодарность, поддержка,
сострадание, скромность)
— эмоционального восприятия поступка героя
Оборудование: учебник
«Литературное чтение», 3 кл. (авт. В. Ю. Свиридова)
Ход
урока:
1.Организационный этап. Эмоциональный
настрой на урок
-Ты мой друг, и я твой друг!
Вместе мы — друзья!
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
— Ребята! Улыбнёмся друг другу – пожелаем
друг другу успехов!
2. Актуализация знаний учащихся
Работа в парах
— Перед вами карточки с названиями произведений.
Распределите их на две группы.
— Какие две группы получились?
— Сказки о животных и басни
— Назовите сказки:
-«Кот, петух и лиса», «Волк и семеро
козлят»
-Назовите басни:
— «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок»
(Одновременно группы проецируются на
экране)
Фронтальная работа
-Выберите из данных на доске карточек
определение сказки, определение басни.
А) … — один из основных жанров устного
народного творчества, преимущественно повествовательное художественное
произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел
Б) …- жанр устного народного творчества,
повествующий о подвигах богатырей, отражающий героическое событие, либо
примечательный эпизод русской истории
В) …- стихотворное или прозаическое
иносказательное литературное произведение сатирического, нравоучительного
характера
-Почему карточка Б оказалась
лишней? (Это высказывание – определение былины)
3. Постановка учебной задачи
-Ребята, мы знаем определения сказки и
басни, знакомы с содержанием некоторых сказок и басен. Как вы думаете, почему
мы поставили эти жанры рядом? (Сказки и басни – различные по жанру
произведения, но имеют сходство)
— Какое исследование мы могли бы провести
по теме «Басни и сказки, похожие на басни»?
-Выяснить, чем сказка похожа на басню и
чем отличается?
4. Физкультминутка
5.Совместное открытие новых знаний
— Предлагаю исследовать сходство сказки с
басней и отличие этих жанров на примере сказки В. М. Гаршина и басни о
черепахе и гусях, взятого из сборника «Панчатантры»
Работа в группах
I
группа
-Сравните причины полёта лягушки и
черепахи, причины их падения. Какое из повествований более насыщено деталями?
II
группа
-Какое произведение по объёму?
Описывается ли в тексте сказки внешность лягушки и уток? Узнаём ли мы об их
мыслях и чувствах? Есть ли у каждого из героев особая манера речи? Используйте
в своём выступлении цитаты из текста для подтверждения своей точки зрения
III
группа
— Какое произведение по объёму?
Описывается ли в древнем тексте внешность черепахи и гусей? Узнаём ли мы об их мыслях
и чувствах? Приведите примеры из текста, используя цитаты. Есть ли у каждого
из героев особенная манера речи?
IV
группа
-Похожа ли сказка на басню? Чему учит эта
сказка? Сформулируйте мораль к этой сказке.
— В каких словах сформулирована мораль древнеиндийской
басни? Докажи свою точку зрения, приводя цитаты из текста
Выступление групп. Под словами «Басня» и
«Сказка» выступающие прикрепляют таблички с признаками текста данного жанра:
Басня Сказка
— небольшое по объёму произведение большое
по объёму произведение
— не содержит детальных описаний содержит
детальные описания
— герои – животные герои
– животные
— имеет явный (нескрытый) смысл имеет
скрытый смысл
— не имеет счастливой концовки имеет
счастливую концовку
6. Обобщение
— Какие отличия мы выявили между жанром
басни и сказки?
— Какие признаки характерны как для жанра
басни, так и для жанра сказки?
— С какой воспитательной целью пишутся
басни и сказки?
7. Итог урока. Рефлексия
— Ребята, а вы увидели что-то хорошее в
характере черепахи, лягушки-путешественницы?
-Какое произведение вам понравилось
больше? Почему?
— Какой вид деятельности на уроке вам
понравился больше всего?
-На «лесенке достижений», прикреплённой к
доске, покажите фигуркой лягушки своё место, на котором вы оказались сегодня в
зависимости от успешности полученных знаний
8. Оценивание за урок
9. Домашнее задание: написать
басню в прозе или стихах на тему «По делам и почёт», или подобрать пословицы к
сюжетам изученных басен
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как правильно сравнить басни и сказки?
Задание по литературе для 2 класса Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее?
3 ответа:
1
0
Я предлагаю сравнивать народные бытовые сказки и басни, или сказки о животных и басни, потому что именно с этими жанрами сказок у басни действительно есть много общих черт.
Прежде всего похожие герои, люди или животные, которые попадают в разные ситуации и находят или нет из них выход. В образах животных из басен или сказок мы с легкостью можем узнать своих знакомых или даже самих себя, точно так же как и в образах людей.
В каждой из сказок этих жанров имеется некая мораль, вывод, который должен сделать для себя читатель, но точно также мораль имеется и в басне.
Есть в сказках основная часть, есть концовка, и здесь также имеется общее с баснями.
0
0
Главная задача у басни — это нравоучение и в конце мораль, вывод произведения. В басне автор использует образы зверей и животных, наделяет их людскими качествами, которые хочет высмеять.
Сказки на вымышленных примерах рассказывают о двойственности мира, о наличии добра и зла, о вечном их противостоянии. Учат добру, любви, сопереживанию, о неминуемом крахе зла.
Общее у басни и сказки — это поучительные истории, которые заставляют задуматься и сделать вывод.
0
0
Сравним русские народные сказки и басни. Сказки сочиняет народ, басни всегда авторские. Сказки начинаются с зачина, у басни также есть начало-вступление. Далее идет основная часть сказки и основная часть басни. Сказка завершается концовкой, басня моралью-выводом.
Но концовка сказки обычно тоже несет в себе мораль — добро побеждает.
Поэтому и у сказки и у басни есть много общих черт. Вплоть до того, что героями басен могут бять животные, и они же могут стать героями сказок.
Читайте также
В небольшом рассказе «Осенне утро» Михаил Пришвин с восхищением описывает падающие листики, то как они по разному кружатся и как их уносит ветер. Автора восхищает листопад, который он считает одним из чудес природы.
В стихотворении Ивана Бунина «Листопад», отрывок из которого дан в учебнике, точно также автор описывает это явление природы, этот осенний карнавал листьев.
Поэтому можно сказать, что два писателя по своему описывают одну и ту же картину осени. Но и мы тогда можем нарисовать в качестве иллюстрации к двум произведениям одну картину — падающие разноцветные листья, гонимые ветром, устилающие дорожки и падающие на руки.
Я считаю в грибной охоте главное сам поиск, а не то, сколько в итоге тебе удается найти грибов. Вот и поэт Берестов видимо думает точно также. Он с иронией называет грибы хитрыми, но ни чуть не обижается на то, что они никак ему не попадаются. Он говорит, что вероятно напугал грибы большой корзиной и это вполне может быть правдой.
У грибников вообще много странных примет, и я например никогда не достаю ножик прежде чем не найду первый гриб.
Название же для своего стихотворения автор выбрал не случайно — грибы ему никак не попадались, они хитро прятались, хотя искал он их настойчиво. Правда искал автор немного странно, если уж идти в лес за грибами, то за определенными, а не искать все подряд. Под осинами растут одни грибы, бод елями — другие.
В «Сказке о рыбаке и рыбки» Пушкин показывает как излишняя жадность одного человека может лишить его всего, что он мог получить.
Золотая рыбка из сказки была выпущена стариком обратно в мор и в благодарность хотела сделать для старика что-то полезное. Однако старуха была недовольна всем, что только не давала ей рыбка. И под конец пожелала стать владычицей морской, а этого уже рыбка стерпеть не смогла и остались старик ос старухой снова у разбитого корыта.
Мораль или основная мысль сказки в том, что любая благодарность имеет свои пределы и не следует ею злоупотреблять.
Эту мораль можно соотнести с пословицей:
Из этой сказки часто употребляются два выражения:
Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.
Она в его описании занимается тем, что творит разные чудеса — клоками повисает на деревьях, ковром покрывает поля, сравнивает берега реки.
Что это за чудеса?
Зима засыпает поля снегом, снег ложится как ковер, на ветках деревьев образуются снежные шапки — клоками лежат, речка покрывается льдом, а сверху его также засыпает снег.
На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.
Если сравнивать начало и конец сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» то может показаться, что между ними ничего и не происходило. Как описывается в начале сказки безрадостная картина — ветхая избушка и нехитрые занятия старика и старухи, так и в конце сказки мы вновь встречаем старуху у разбитого корыта, когда старик возвращается от синего моря.
Но между концом и началом сказки случилось много разных событий и после того, как старик поймал золотую рыбку, казалось удача повернулась к бедным людям. Вот только неумеренная жадность, внезапно проснувшаяся в старухе все испортила.
Начало сказки оставляет тяжелое впечатление описанием нищеты, и конец сказки описывает нищету, но при этом мы ощущаем чувство удовлетворения, от того, что справедливость восторжествовала.