Какие сказки про животных читали в 1 классе

Школьные программы между собой отличаются. Поэтому список предложенных книг примерный.

  1. Агния Барто «Зайка»
  2. E. Благинина «Посидим в тишине»
  3. О. Высоцкая «Одуванчик»
  4. Б. Заходер «Кискино горе», «Кит и кот»
  5. С. В. Михалков Стихотворения («А что у вас?»,»Мой щенок», «Котята», «Чистописание» и т.д.)
  6. В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»
  7. «Березонька» : Русская народная песня
  8. «Гуси-Лебеди» :  Русская народная сказка
  9. «Два мороза» : Русская народная сказка
  10. «Каша из топора» : Русская народная сказка
  11. «Лиса и журавль»  : Русская народная сказка
  12. «Лиса и тетерев» : Русская народная сказка
  13. «Петушок и бобовое зернышко» : Русская народная сказка
  14. «Снегурушка и лиса» Русская народная сказка
  15. Л. Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи»: басня в прозе
  16. К. Д. Ушинский «Ветер и солнце»
  17. К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон»

Список художественной литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися 1 класса

Фольклор.

 Литературная сказка

  1. Г.Х. Андерсен
    «Принцесса на горошине«
    «Стойкий оловянный солдатик«
     
  2. А. Линдгрен
    «Три повести о Малыше и Карлсоне«
    «Мио, мой Мио«
     
  3. В. Гауф
    «Калиф-аист«
     
  4. А. Милн
    «Винни Пух и все-все-все«
     
  5. Братья Гримм
    «Король Дроздобород«
    «Умная Эльза«
     
  6. Ш. Перро
    «Спящая красавица«
     
  7. Д. Родари
    «Путешествие Голубой стрелы«
     
  8. А.С. Пушкин
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях«,
    «Сказка о царе Салтане…«
     
  9. П. Ершов
    «Конек-горбунок«
     
  10. П. Бажов
    «Серебряное копытце«
    «Голубая змейка«.
     
  11. В. Катаев
    «Дудочка и кувшинчик«
     
  12. К. Чуковский
    «Доктор Айболит«
    «Тараканище«
    «Бармалей«
     
  13. М. Пляцковский
    «Разноцветные зверята«
     
  14. Г. Цыферов
    «Как лягушонок искал папу«
     
  15. А. Митяев
    «Богатыри»

 
Рассказы о детях и для детей

  1. Рассказы из «РУССКОЙ АЗБУКИ» Л.Н. Толстой
    («Три медведя«, «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было«, «Корова«, «Филипок«).
  2. Н. Носов.
    «Живая шляпа«. «Дружок«. «Фантазеры«. «Карасик«. «Веселая семейка» и другие рассказы. «Приключения Незнайки и его друзей«.
  3. В. Драгунский.
    «Он живой и светится…»
  4. В. Осеева.
    «Волшебное слово«, «Почему?«, «Синие листья«.
  5. Б. Житков.
    Как я ловил человечков.

 О животных

  1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
  2. Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
  3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.
  4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.
  5. И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

Русская классическая поэзия. Басни.

  1. А.С. Пушкин. «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Румяной зарею…»
  2. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…»
  3. К. Бальмонт «Снежинка«.
  4. С. Есенин. «Поет зима – аукает…»
  5. С. Черный «На коньках«, «Про девочку, которая нашла своего мишку«, «Кто?»
  6. И.А. Крылов. «Лебедь, рак да щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

Современная поэзия

  1. Н. Рубцов «Воробей«, «Ворона«.
  2. А. Барто «В защиту Деда Мороза«.
  3. Г. Сапгир «Подарки весны«, «Садовник«, «Кошка и я», «Лесная азбука», «Четыре конверта«, «Сказка о лесной музыке».
  4. Е. Трутнева «Осень«.
  5. И. Пивоварова «Долго мы искали«, «О чем мечтала туча», «Синий вечер«.
  6. О. Дриз «Стеклышки«, «Пуговки», «Сто весёлых лягушат«, «Когда человеку шесть», «Виолончель«, «Глоток воды«.
  7. Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!«, «Любимый пони«, «Пони«.
  8. Д. Родари «Поезд стихов».
  9. В. Берестов «Сказки, песни, загадки«, «Мастер Птица«.
  10. В. Берестов «Жаворонок«, «По дороге в первый класс«.
  11. И. Токмакова «Плим«.
  12. Р. Сеф «Необычный пешеход«, «Ключ от сказки«.
  13. С.В. Михалков «Стихи для детей«.

Сказки для 1 класса — сборник авторских и народных произведений, которые рекомендованы для прочтения в первый год обучения. В лучших детских произведениях классиков русской литературы дети встретят знакомых героев. Их сверстники, домашние животные, лесные звери и другие персонажи познакомят ребят с различными сюжетами. Прочтите эти короткие произведения вместе с детьми. Они говорят о добре и зле, справедливости и дружбе. Простые и знакомые слова повествования помогают вчерашним дошколятам легче представить себе героев сказок.

  • Каша из топора

    «Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…

  • Теремок

    «Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются…

  • Гуси-Лебеди

    Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями…

  • Морозко

    Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…

  • Красная Шапочка

    «Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки…

  • Крошечка –Хаврошечка

    Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада:…

  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…

  • По щучьему велению

    По щучьему велению — русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Она рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился…

  • Телефон

    Телефон — произведение Корнея Чуковского, его любят уже многие годы не только дети, но и взрослые. В нем показана жизнь человека, телефон которого не умолкает. Рассказчику звонит слон, цапли, зайцы, крокодил, медведь с различными…

  • Лиса и тетерев

    Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву…

  • Краденое солнце

    Краденое солнце — сказка Корнея Чуковского, которую любят взрослые и дети. В ней рассказывается, как зайка поглядел в окно, а за ним — темнота. Сороки поведали, что крокодилу удалось проглотить солнце. Все животные стали…

  • Зимовье зверей

    Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве…

  • Кот и лиса

    Кот и лиса — русская народная сказка, которую любят слушать, читать и перечитывать дети и взрослые. В ней рассказывается о коте-проказнике. Он так досаждал своему хозяину, что тот оставил его в лесу. Пропадет ли там домашний…

  • Лиса и заяц

    Лиса и заяц — произведение русского народа, которое с удовольствием перечитывают дети разных возрастов. В нем рассказывается о двух лесных соседях, лисе и зайце. Когда лисица использовала для строительства своего жилища…

  • Мужик и медведь

    Мужик и медведь — фольклорное произведение русского народа, на котором воспитано не одно поколение детей. В нем говорится о том, как однажды крестьянин отправился в поле сеять репу. К нему из дубравы вышел медведь. Какой…

  • Лисичка-сестричка и волк

    Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи…

  • Бычок-смоляной бочок

    Бычок-смоляной бочок — русская народная сказка, которая любима не одним ребёнком. В ней идёт речь о том, как дедушка смастерил для внучки бычка из соломы и смолы. Девочка обрадовалась ему, повела на луг и оставила там травку…

  • Два мороза

    Два мороза — сказка русского фольклора, на мудрости которой воспитано не одно поколение детей. В ней говорится про спор двух братьев Морозов об их холодной силе. Пошли братья в лес, вдруг по пути кто-нибудь повстречается…

  • Петушок золотой гребешок

    Петушок золотой гребешок — сказка русского фольклора, на которой воспитано множество детей. В ней говорится о дружбе трёх животных: петуха, дрозда и кота. Товарищи и живут вместе. Каждый день котик с дроздом идут в лесную…

  • Журавль и цапля

    Журавль и цапля — сказка русского народа, любимая многими поколениями. В ней показана жизнь двух птиц, журавля и цапли. Они живут по разным концам болота. Однажды журавль решил позвать цаплю замуж, пришёл к ней с предложением…

Список  художественной литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися 1 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Список художественной литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися 1 класса

Фольклор.

Русские народные сказки: 

  1. Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц, Бычок – смоляной бочок, Лиса и журавль, Лисичка-сестричка и волк, Петушок — золотой гребешок.
  2. Сказки народов мира: африканская сказка «Малыш леопард и малыш антилопа», черногорская сказка «Милош находит мать».
  3. Шотландские народные песенки. Крошка Вилли Винки, пересказала И. Токмакова.
  4. Английские народные песенки. Храбрецы, перевод С. Маршак.
  5. Английские детские песенки. Плывет, плывет кораблик, перевод С. Маршака.
  6. Чешские народные песенки для детей. Хоровод, пересказал С. Маршак.
  7. Словацкая сказка «У солнышка в гостях».
  8. Литературная сказка.
  9. Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик».
  10. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио.
  11. В. Гауф. Калиф-аист.
  12. А. Милн. Винни Пух и все-все-все.
  13. Братья Гримм. Король Дроздобород. * Умная Эльза.
  14. Ш. Перро. Спящая красавица.
  15. Д. Родари. Путешествие Голубой стрелы.
  16. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о царе Салтане…
  17. П. Ершов. Конек-горбунок.
  18. П. Бажов. Серебряное копытце. * Голубая змейка.
  19. В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.
  20. К. Чуковский. Доктор Айболит. Тараканище. Бармалей.
  21. М. Пляцковский. Разноцветные зверята.
  22. Г. Цыферов. Как лягушонок искал папу.
  23. А. Митяев Богатыри.

Рассказы о детях и для детей.

  1. Рассказы из «РУССКОЙ АЗБУКИ» Л.Н. Толстой («Три медведя», «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было», «Корова», «Филипок»).
  2. Н. Носов. Живая шляпа. Дружок. Фантазеры. Карасик. Веселая семейка и другие рассказы. Приключения Незнайки и его друзей.
  3. В. Драгунский. «Он живой и светится…»
  4. В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья.
  5. Б. Житков. Как я ловил человечков.

О животных.

  1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
  2. Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
  3. Н. Сладков. Разноцветная земля. * Лесные сказки.
  4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.
  5. И. Соколов-Микитов. Листопадничек.
  6. Русская классическая поэзия. Басни.
  7. А.С. Пушкин. «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Румяной зарею…»
  8. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…»
  9. К. Бальмонт. Снежинка.
  10. С. Есенин. «Поет зима – аукает…»
  11. С. Черный. На коньках. Про девочку, которая нашла своего мишку. Кто?
  12. И.А. Крылов. Лебедь, рак да щука. Стрекоза и муравей. Ворона и лисица.

Современная поэзия.

  1. Н. Рубцов. Воробей. Ворона.
  2. А. Барто. В защиту Деда Мороза.
  3. Г. Сапгир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.
  4. Е. Трутнева. Осень.
  5. И. Пивоварова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.
  6. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку шесть. Виолончель. Глоток воды.
  7. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Любимый пони. Пони.
  8. Д. Родари. Поезд стихов.
  9. В. Берестов. Сказки, песни, загадки. Мастер Птица.
  10. В. Берестов. Жаворонок. По дороге в первый класс.
  11. И. Токмакова. Плим.
  12. Р. Сеф. Необычный пешеход. Ключ от сказки.
  13. С.В. Михалков. Стихи для детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Список рекомендуемой литературы для 1 класса по программе Ребенок многое узнает из книг, поэтому следует поощрять и поддерживать чтение. Как ни странно, мамы в основном читают малышам, а лет с трех книги начинают уходить на второй план, это прискорбно осознавать. Наоборот, круг книг должен расширяться, ведь ребенок теперь способен понять более сложные вещи, он может теперь прочувствовать и прожить книжку вместе с ее героями. Чтение с родителями и самостоятельное чтение помогут лучше показать себя на уроках в школе. Но вот что читать первокласснику? В данной статье перечислена школьная литература для чтения в первом классе по программе «Перспектива». Основан список на том, какие произведения будут упоминаться в школьных учебниках по данной программе. На нашем сайте можно найти аудио варианты этих книг.

Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.

  • Стихи, пословицы и загадки об осени
  • Доктор Айболит
  • Зверь на букву Ю
  • Дядя Степа
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Гуси-лебеди
  • Золушка
  • Заяц и еж. К.Ушинский
  • Мойдодыр
  • Кошкин дом
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Кит и кот
  • Про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — кроткий хвост. Д.Мамин-Сибиряк
  • Лиса и волк
  • Репка
  • Сказка о царе Салтане
  • Кощей бессмертный
  • Курочка ряба

Список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения

Стихи о детях

А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».

С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».

Е. Благинина. «Паровоз, паровоз…», «Пришла ко мне подружка…».

В. Лунин. «Мне туфельки мама…».

Стихи о животных

Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».

Стихи и рассказы о природе

«Времена года». Стихи.

«Приметы осени». Произведения русских писателей.

«Славная осень». Стихи русских поэтов.

А. Блок. «Зайчик».

Веселые стихи

Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».

А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

А. Прокофьев. «Как на горке, на горе».

«Рифмы Матушки Гусыни».

Народные сказки

«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.

К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.

Русские народные сказки

«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь».

Сказки о животных

К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».

Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».

«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».

Сказки о зиме

«Морозко», «Снегурочка».

Литературные сказки (авторские)

В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».

В. Берестов. «Змей-хвастунишка».

С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».

Л. Толстой. «Рассказы и сказки».

В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок».

В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки зарубежных писателей

Ш. Перро. «Золушка».

Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».

Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».

Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».

Рассказы

Б. Заходер. «Живая азбука».

В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».

И. Гамазкова. «Живая азбука».

Е. Пермяк. «Торопливый ножик».

Л. Пантелеев. «Буква «Ты».

Г. Скребицкий. «Мать».

В. Степанов. «Моя родина — Россия».

П. Воронько. «Твоя книжка».

С. Баруздин. «Главный город».

Е. Трутнева. «В родном краю».

Л. Преображенская. «Наша улица».

К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».

Рассказы о детях

В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья».

Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье…»), «Бумажный змей».

Н. Носов. «Замазка», «Огурцы», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Затейники», «Ступеньки».

А. Митт. «Шар в окошке».

Е. Чарушин. «Никита и его друзья».

В. Драгунский. «Он живой и светится».

Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».

В. Лунин. «Я и Вовка».

В. Голявкин. «Болтуны».

А. Барто. «Если вы ему нужны».

Н. Артюхова. «Подружки».

Рассказы о животных

В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».

Н. Сладков. «Лесные сказки».

Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».

М. Пришвин. «Еж», «Глоток молока».

Я. Аким. «Мой верный чиж».

Б. Заходер. «Собачкины огорчения».

Р. Сеф. «Кто любит собак?».

К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.

Басни

Л. Толстой. «Лев и мышь», «Лгун», «Отец и сыновья».

Устное народное творчество (малые жанры)

«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.

Потешки, считалки, загадки, небылицы.

Список рекомендуемой литературы для чтения в классе (с учителем)

С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса».

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…».

К. Чуковский. «Айболит».

Г. Юдин. «Почему «А» первая».

Т. Коти. «Катя и буквы».

В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».

Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».

С. Михалков. «Сами виноваты», Сказка «Зяблик», «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей».

Л. Пантелеев. «Две лягушки».

Е. Благинина. «Котенок».

В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

И. Пивоварова. «Всех угостила».

Н. Сладков. «Без слов».

Б. Житков. «Вечер».

И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад».

Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

Е. Пермяк. «Самое страшное».

В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы».

Э. Шим. «Брат и младшая сестра».

М. Пляцковский. «Солнышко на память».

П. Воронько. «Лучше нет родного края».

Ю. Мориц. «Это — да! Это — нет!».

В. Сутеев. «Чей же гриб?».

А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето».

С. Есенин. «Черемуха».

И. Суриков. «Лето», «Зима».

Н. Греков. «Летом».

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов.

Песни разных народов.

Загадки.

Считалки.

Русские народные сказки.

Сказки народов России.

Список рекомендуемой литературы для семейного чтения

К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лекарство».

Пословицы, поговорки, мудрые изречения.

«Три дочери». Татарская народная сказка.

«Два лентяя». Татарская народная сказка.

«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.

Л. Толстой. «Пожарные собаки», «Не лениться», «Косточка», «Мальчик и отец», «Булька».

И. Косяков. «Всё она».

Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

В. Драгунский. «Денискины рассказы».

Список рекомендуемой литературы для чтения летом

Сказки народов России.

Русские народные сказки.

Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.

В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка».

А. Пушкин. «Птичка Божия не знает…».

В. Даль. «Что значит досуг?».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца».

А. Толстой. «Колокольчики мои».

Л. Толстой. «Филипок».

К. Ушинский. «Рассказы о животных».

М. Артюхова. «Подружки».

В. Бианки. «Латка», «Аришка-трусишка».

Г. Остер. «Вредные советы».

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился».

С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».

Т. Собакин. «Песни бегемотов».

А. Усачев. «Умная собачка Соня».

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать».

Братья Гримм. «Король-Дроздовик».

Справочная (методическая) литература для учителя

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. — М., 2006.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994.

Бородина В. А., Бородина С. М. Учим читать. — Л., 1985.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. — М., 2005.

Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. — М., 2004.

Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М., 2005.

Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. — СПб., 1992.

Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. — М., 1982.

Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. — М., 1977.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972.

Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. — М., 2006.

Рез З. Я. Изучение лирики в школе. — М., 1968.

Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. — СПб., 1996.

Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. — М., 1972.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. — М., 2000.

Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. — Самара, 2001.

Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. — М., 2006.

Цели:


  • познакомить с русскими народными сказками о
    животных;
  • вести термин «анималистические» сказки;
  • развивать мышление, умение объяснять смысл
    пословиц;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать умение дружить, милосердие.

Оборудование:

  • на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • элементы костюмов сказочных героев;
  • «сказочный» кроссворд.

Выставка книг:

  • «Волк и козлята». Русские народные сказки в
    обработке А. Толстого;
  • «Гуси-лебеди». Русские народные сказки в
    обработке А. Толстого;
  • «Лисичка-сестричка и волк», русская народная
    сказка;
  • «Кот и лиса». Русская народная сказка в
    обработке А. Толстого;
  • «Лиса и заяц». Русская народ-сказка;
  • «Бобовое зернышко». Русская народная сказка;
  • «Заюшкина избушка». Русская народная сказка и
    др.

Учебный материал:

  • «Лиса и заяц». Русская народная сказка;
  • «Петушок — золотой гребешок». Русская
    народная сказка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Прочитайте названия книг на выставке. («Лиса и
заяц»,»Кот и лиса» и т. д.)

Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса,
волк,заяц, петух и т. д.)

Как вы думаете, это сказочные звери или
настоящие?

(Сказанные: они одеты в русские народные
костюмы, разговаривают друг с другом.)

Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
(Мы будем читать сказки о животных.)

Верно. Мы будем читать русские народные сказки
о животных, или анималистические сказки. В
анималистических сказках животные наделяются
именами, они разговаривают, они наделены
какими-либо человеческими чертами: хитростью или
простотой, добродушием или злобой, завистью.

Недаром говорится (учитель называет начало
фразеологизма, делает паузу, дети называют хором
концовку):

  • Хитер как… (лиса).
  • Голоден как… (волк).
  • Труслив как… (заяц).
  • Болтлив как… (сорока).

— Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.

III. Чтение произведения учителем

1. Ознакомление с книгой.

Я вам прочитаю сказку «Лиса и заяц». (Учитель
берет книгу с выставки.)

— Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)

— Как они выглядят? (Они одеты в русские народные
костюмы)

-Что можно сказать о характере лисы по
иллюстрации? (Лиса хитрая, лживая, коварная)

А что можно сказать о зайце? (Он добрый,
беззащитный, немного глуповат.)

Откроем первую страницу. Что вы видите на
иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры
деревьев, сучков)

-Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы)
назывался луб. (Учитель показывает и читает слово
на доске.)

-Поэтому избушка у зайца была лубяная.

-А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит
избушку изо льда)

2. Чтение сказки учителем.

-Послушайте сказку.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном.

— Понравилась вам сказка? Чем?

Прочитайте пословицы на доске. Какая из них
подходит к нашей сказке?

  1. Сила сломит все, а ум — силу.
  2. Как аукнется, так и откликнется.
  3. За добро добром и платят.
  4. Друг не испытанный, что орех не колотый.
  5. На языке медок, а на уме ледок.
  6. Без беды друга не узнаешь.
  7. Где двое бранятся, там третий не суйся.
  8. За правое дело стой смело.

Какую избушку построил себе Зайчик? (Он
построил избу из лубочков.)

Как назвала избушку Зайца Лиса? (Лубочный домок,
лачуга)

Как вы понимаете значение слова «лачуга»? (Это
старое, ветхое, бедное жилище)

А как называла свою избу Лиса? (Она называла ее
хрустальным дворцом.)

— Что вы можете сказать о Лисе по этому эпизоду?
(Она хвастливая, относится к Зайке с
пренебрежением.)

— Что же сделала весна с «Лискиным дворцом»?
(Дворец растаял.)

— Как Лиса пробралась в зайкину избу? (Она
подкараулила, когда он пойдет погулять, травки
заячьей пощипать.)

— Что можете сказать о Лисе по этому поступку?
(Она хитрая, коварная.)

— Кто вызывался помочь Зайке? (Волк, Бык, Медведь,
Петух.)

— Как они себя вели, когда шли выгонять Лису? (Они
хвастались, говорили: «Я не я, коли не выгоню
Лису». А Петух говорил: «Попытаемся».)

— Кто же оказался настоящим другом Зайке? (Петух
не испугался Лисы, помог Зайке вернуть избушку.)

— Какую пословицу вы бы подобрали к этому
отрывку? (Без беды друга не узнаешь. Друг не
испытанный, что орех неколотый}

— Какими словами заканчивается сказка? («И
стали они жить, да быть, да добро копить».)

Физкультминутка

Давайте проведем физкультминутку. Используем
слова петуха из сказки. Придумайте движения сами.

Выберем самого лучшего Петуха.

Идет кочет на пятах,
Несет саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить,
— Выходи, Лиса, пожалей себя!

Самостоятельная работа учащихся

Онакомление с книгой.

Кто изображен на обложке? (Петушок, кот и
птица,лиса.)

Эта птица называется дрозд. Это лесная птица.
Кто же герои сказки? (Животные.)

— Как они выглядят? (Они одеты в русские
народные кост
юмы.)

Прочитайте, как называется книга? («Петушок —
золотой гребешок.)

Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная
сказка.)

Откроем обложку. Что написано на первой
странице?

Петушок — золотой гребешок Русская народная
сказка в обработке А. Толстого — Это значит, что
пересказал эту сказку писатель А. Толстой.

2.Самостоятельное чтение сказки детьми.

-Прочитайте сказку самостоятельно.

3.Беседа о прочитанном.

— Назовите еще раз героев сказки. (Кот, дрозд,
петух и лиса.)

— Что вы можете сказать о лисе? (Она хитрая,
коварная.)

А о петухе? (Он доверчивый, глупый.)

— Как выручали петуха кот и дрозд? (Они догоняли
лису, отбирали петуха.)

— Что вы можете сказать о них? (Кот и дрозд —
верные друзья. Они всегда выручали петуха.)

— Подходит ли по содержанию сказка к теме урока?
(Да, подходит, потому что эта сказка о настоящих
друзьях.)

4. Индивидуальная работа по карточкам (см.
приложение).

5. Инсценирование сказок. Конкурс на лучшего
артиста.

Давайте проинсценируем отрывки из прочитанных
сказок. Кто выучил слова Петуха, Лисы из сказок?
(Несколько детей, получивших карточки, выходят к
доске. Учитель надевает им элементы костюмов
героев — шапочки, хвосты и т. п.)

Послушайте товарищей, выберите лучшего
артиста. Награждение лучших артистов.

VI. Подведение итогов урока

1. Беседа.

-Какие сказки вы сегодня прочитали?

-Что их объединяет? (Это сказки о животных.)

-Прочитайте тему урока. («Друг познается в
беде».)

2. Отгадывание кроссворда.

-Давайте проверим, как внимательно вы читали
сказки.

Разгадаем сказочный кроссворд.

1) О каком животном из сказки эти слова:
«Масляна головушка, шелкова бородушка»? (Петух.)

2) Лесная птица с черным оперением из сказки
«Петушок — золотой гребешок». (Дрозд.)

3) Какое животное носит в сказке имя Михаила
Потапыч?(Медведь.)

4) Во всех сказках у этого животного хитрый,
коварный нрав. (Лиса.)

5) Недаром о нем говорят «Голоден как …». (Волк.)

6) Из этого материала строил избушку Зайка. (Луб.)

7) Хоть и говорят о нем, что он «здоров», а лису
выгнать не смог. (Бык.)

8) Какой герой напевал лисе эту песенку:

Трень, брень, гусельцы
Золотые струночки.
Еще дома ли Лисафья-кума
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)

-Почему урок так называется? (В сказках
животные помогали друг другу, выручали попавших
в беду друзей.)

VI. Домашнее задание

-В домашней библиотеке поищите другие сказки о
животных. Принесите эти книги в уголок
внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к
сказкам, прочитанным на уроках или дома.

Приложение 1, приложение
2.

Зимовье зверей

Зимовье зверей

Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве тёплого жилища, новые друзья отказались ему помогать. Зимой же они запросились к нему в избушку. Чем оказались полезны эти животные и птицы быку? Сказка учит предусмотрительности, трудолюбию, умению прощать обиды и сплочённости перед лицом опасности.

Журавль и цапля

Журавль и цапля

Журавль и цапля — сказка русского народа, любимая многими поколениями. В ней показана жизнь двух птиц, журавля и цапли. Они живут по разным концам болота. Однажды журавль решил позвать цаплю замуж, пришёл к ней с предложением, а она отказала. Потом задумалась, что вместе жить интересней, пошла сама к журавлю, позвала жить вместе. Обиженный журавль отказал. Ещё не раз навещали журавль и цапля друг друга. Сказка заставит задуматься ребят о принятии взвешенных решений, отказе от лишней гордости и упрямства.

Заяц хвастун

Заяц хвастун

Заяц хвастун — русская народная сказка, на мудрости которой воспитано не одно поколение. В ней показана жизнь зайца зимой, когда косому голодно и приходится овес воровать у крестьян на гумне. В один из таких моментов в окружении собратьев заяц похвастался, что ничего не боится. Чем это для него закончилось, и чем он отплатил воспитателю за науку? Прочтите с ребятами в короткой сказке. Она учит храбрости, взаимовыручке, а также ответственности за свои слова и поступки.

Теремок

Теремок

«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются почти каждый представитель леса, спрашивают позволения пожить и остаются все вместе до тех пор, пока к ним не приходит медведь. Как же закончится сказка о гостеприимных зверях? Узнайте вместе с ребенком из текста ниже. Сказка заставляет задуматься о том, что нужно быть добрым по отношению друг другу, уметь делиться, уступать и о том, что важно беречь то, что у тебя есть.

Красная Шапочка

«Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки. На пути через лес ей встретился волк. Какой разговор состоялся между ними, и куда отправится серый разбойник после встречи с Красной Шапочкой? Узнайте с ребятами из сказки. Она учит заботиться о членах семьи, не доверять незнакомцам и непроверенным фактам, чтобы не попасть в трудную ситуацию из-за своей неосторожности.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле, чтобы не оставлять без присмотра дома. Однажды по пути домой он выпивает воды из «копытца» и обращается в козлёнка. Сестрица горюет над ним, в то же время её встречает купец. Он зовёт девицу замуж. Счастье рушится, когда ведьма обманом бросает Алёнушку с камнем на шею в реку. Колдунья принимает облик купеческой жены, подмену замечает только козлёнок. Он взывает к сестрице, когда узнаёт, что его хотят зарезать, но Алёнушку придавил камень ко дну реки. Как окончится сказка о добре и зле, узнайте вместе с детьми, чтобы напомнить им, как важно прислушиваться к взрослым.

Пузырь, соломинка и лапоть

Пузырь, соломинка и лапоть — произведение русского народа, которое содержит в себе немалую мудрость. Сюжет его прост. Три героя сказки отправляются на рубку дров. Среди них видавший виды лапоть, тонкая соломинка и воздушный пузырь. На пути в лес перед товарищами возникает река. Чтобы переправиться, необходимо объединить усилия. Смогут ли персонажи сделать это, узнайте вместе с детьми из короткой сказки. Она учит прислушиваться к мудрым советам, рассчитывать свои силы и осуждает насмешливость.

По щучьему велению

По щучьему велению

По щучьему велению — русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Она рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился за водой, в его ведро попала щука. К удивлению Емели она заговорила человеческим голосом и даже пообещала выполнять его желания в обмен на собственную свободу. Что изменилось в жизни парня после этой встречи, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.

Петушок золотой гребешок

Петушок золотой гребешок

Петушок золотой гребешок — сказка русского фольклора, на которой воспитано множество детей. В ней говорится о дружбе трёх животных: петуха, дрозда и кота. Товарищи и живут вместе. Каждый день котик с дроздом идут в лесную чащу на работу, а петух остаётся в одиночестве. Тогда к нему и приходит лисица, пытаясь выманить петушка из домика, чтобы унести к себе и съесть. Удастся ли это рыжей плутовке, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит настоящей дружбе, взаимовыручке, преданности, умению разглядеть ложь и противостоять ей.

Мужик и заяц

Мужик и медведь

Мужик и медведь — фольклорное произведение русского народа, на котором воспитано не одно поколение детей. В нем говорится о том, как однажды крестьянин отправился в поле сеять репу. К нему из дубравы вышел медведь. Какой разговор состоялся между ними, прочтите вместе с детьми в короткой сказке. Она иносказательно показывает, как прошел разлад между миром природы и человека. В произведении также осуждается поверхностность мышления, лень и устаревшие взгляды на жизнь.

Морозко

Морозко

Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи в это время грелась. Встретила как-то девица в лесу парня удалого, Ивана, да только не знала она, что он самовлюблен и заносчив. Проклял его за это волшебник лесной и пообещал превратить в медведя. Как только Иван попробовал медведицу из лука подстрелить, то сбылось наказание прямо на глазах у Насти. Не думала девица, что Ваня посчитает ее виноватой, но душевное тепло Настеньки растопило лед и согрело в трескучие морозы.

Лисичка-сестричка и волк

Лисичка-сестричка и волк

Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи и понёс её на себе, потому что у неё «мозги вытекают». В сказке, где есть много деталей крестьянского быта, ребёнок почерпнёт, как отличить добро от зла и коварства, и с какими «друзьями» лучше не водиться, если не хочется постоянно оказываться в невыгодном положении.

Лиса и заяц

Лиса и заяц

Лиса и заяц — произведение русского народа, которое с удовольствием перечитывают дети разных возрастов. В нем рассказывается о двух лесных соседях, лисе и зайце. Когда лисица использовала для строительства своего жилища лед, она не подумала о последствиях. Однако летом ее избушка испарилась вместе с лучами солнца. Рыжая плутовка не растерялась и попросилась на постой к зайцу в его лубяную избушку. Что произошло дальше, прочтите вместе с детьми в сказке. Она напоминает о том, что справедливость и дружба всегда одержат победу над коварством врагов.

Лиса и дрозд

Лиса и дрозд

Лиса и дрозд — русская народная сказка, которая привлекает слушателей необычным и динамичным сюжетом. В ней показано, как лисица узнает, где находится гнездо дрозда. Она угрожает разорить его и погубить птенцов, если дрозд не будет кормить ее лакомствами или исполнять ее желания. Испуганная птица выполняет все требования рыжей плутовки. К чему приведет лисицу ее последняя прихоть, узнайте вместе с детьми из занимательной сказки. Она осуждает капризы и вымогательства лисы, а также превозносит смекалку, мудрость и преданность дрозда своей семье.

Лиса и тетерев

Лиса и тетерев

Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву, что издан приказ о мире на всём свете, и звери больше друг друга не обижают. Что ответит ей мудрая птица, и почему лиса спешит скрыться после его слов? Узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит отличать добро от зла, быть осторожным, не доверять слепо чужим словам.

Лиса и козел

Лиса и козел

Лиса и козел — русская народная сказка, с которой стоит познакомить своих детей. В нём рассказывается, как лисица попала в колодец, где было не слишком много воды. Сумеет ли рыжая плутовка выбраться из своего плена, как ей поможет в этом козлик, прочтите вместе с детьми в сказке. Она говорит о чрезмерном любопытстве и доверчивости, непредусмотрительности и бдительности, учит думать перед поступками и прислушиваться с осторожностью к словам других людей.

Лиса и кувшин

Лиса и кувшин

Лиса и кувшин — русская народная сказка, которую знают и любят многие взрослые и дети. В ней рассказывается, как лисица стала часто у мужика кур воровать. Он повесил кувшин в курятнике, по ночам из сосуда издавались пугающие звуки. Плутовка оказалась храброй, решила избавиться от кувшина, когда он повис у неё на шее. Чем закончилась история их «противостояния», прочтите вместе с ребятами. Сказка учит быть находчивым, сообразительным и не брать чужих вещей без спроса.

Крошечка –Хаврошечка

Крошечка –Хаврошечка

Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада: с работой ей помогает справиться волшебным образом коровушка. Как поступят хозяева Хаврошечки, когда узнают её секрет? Сказка учит добру, терпению, трудолюбию, смирению и напоминает юным читателям, что однажды справедливость восторжествует.

Кот и лиса

Кот и лиса

Кот и лиса — русская народная сказка, которую любят слушать, читать и перечитывать дети и взрослые. В ней рассказывается о коте-проказнике. Он так досаждал своему хозяину, что тот оставил его в лесу. Пропадет ли там домашний питомец? Кто окажется ему под стать, и как лесные жители к нему отнесутся? Прочтите обо всем этом в сказке вместе с детьми. Она учит сообразительности, смелости, умению находить верных союзников и не поддаваться унынию даже в самой нелегкой ситуации.

Каша из топора

Каша из топора

«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая не захотела накормить его ужином. Тогда служивый не растерялся: предложил сварить ей кашу «хоть из топора». Старуха удивилась, но согласилась. Через некоторое время и она, и солдат были сытыми, а бабка и не почувствовала подвоха. Сказка заряжает умением находить выход из любого обстоятельства, не терять при этом чувство юмора и общаться так, чтобы человек чувствовал себя вполне комфортно.

Гуси-Лебеди

Гуси-Лебеди

Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями и опасностями. Дорога в лес и побег от слуг колдуньи занимает немало времени, но брат с сестрой успевают вовремя вернуться домой благодаря помощникам. В сказке воспевается умение признавать свои ошибки, ответственность, храбрость.

Два жадных медвежонка

Два мороза

Два мороза — сказка русского фольклора, на мудрости которой воспитано не одно поколение детей. В ней говорится про спор двух братьев Морозов об их холодной силе. Пошли братья в лес, вдруг по пути кто-нибудь повстречается, и они смогут испытать свою мощь. Услыхали они, как с противоположных сторон едут барин и мужик. Один брат погнался за барином, а второй за мужиком. Первый быстро заморозил барина, а что же случилось со вторым братом? Узнайте, прочитав сказку вместе с детьми. Эта сказка учит тому, что упорный труд приносит человеку выносливость, тепло, отраду и даже жизнь.

Муха-Цокотуха

Муха-Цокотуха

«Муха-Цокотуха» — сказка Корнея Чуковского, которую любят и дети, и взрослые уже много лет. Иногда произведение ещё называют «Мухина свадьба». В ней излагается интересная история из жизни маленькой мухи, которая нашла на прогулке монетку, купила в честь этого самовар и позвала всех насекомых на чаепитие. Однако в самый разгар праздника «именинницу» похитил паук. Ни один из гостей не пытается помочь хозяйке в беде, на выручку ей спешит Маленький Комарик, после чего женится на Мухе. Сказка учит тому, что друзья познаются в беде, а настоящая смелость может скрываться в неприметном на вид существе или человеке.

Бычок-смоляной бочок

Бычок-смоляной бочок

Бычок-смоляной бочок — русская народная сказка, которая любима не одним ребёнком. В ней идёт речь о том, как дедушка смастерил для внучки бычка из соломы и смолы. Девочка обрадовалась ему, повела на луг и оставила там травку щипать. Когда дедушка приходил за ним, вместе с бычком ждали его и другие звери. Они прилипали к смоляному бочку, а за свободу обещали выкуп. Кто из лесных жителей попал в ловушку, и что принёс семье за освобождение? Сказка учит сообразительности, щедрости и тому, что данное слово нужно держать.

Бобовое зернышко

Бобовое зернышко

Бобовое зернышко — русская народная сказка, с которой знакома каждая семья. В ней описана история по то, как петушок подавился бобовым зернышком. На что пойдет курочка, чтобы спасти его? Кто будет ей в этом помогать, и чем все завершится? Прочитайте обо всем этом в сказке. Она учит отзывчивости, состраданию, взаимовыручке, благодарности и тому, что стоит быть добрым, самоотверженным и забывать о разногласиях, когда близким людям грозит смертельная опасность.

Волк и коза

Волк и коза

Волк и коза — сказка Александра Афанасьева, которая знакома многим семьям. В ней говорится о смелой козе. Она поставила себе посреди леса избушку и обзавелась детьми. Козочка оставляла их дома одних, чтобы найти пропитание. Когда она возвращалась, то пела детям особую песенку, чтобы они узнавали ее по голосу. Что случилось однажды в отсутствии матери с козлятами, прочтите вместе с детьми из сказки. Она научит их прислушиваться к наказам взрослых и покажет, что никогда не стоит отчаиваться.

  • Какие сказки почитать ребенку 5 лет
  • Какие сказки похожи на сказку пушкина
  • Какие сказки похожи на сказку падчерица
  • Какие сказки похожи на басни
  • Какие сказки писали братья гримм