Какие сказки самые древние у всех народов мира

Добавим в копилочку САМОГО САМОГО еще одну тему.

Сказки часто начинаются со слов о том, что они такие же старые как сам мир. В недавно опубликованном исследовании приводится перечень сказок, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет.

Чтобы проследить происхождение некоторых известных преданий, учёные решили установить их связь с историей развития индоевропейских языков, применив методы статистики. В результате им удалось установить, что корни самой старой сказки уходят в эпоху Бронзового века.

Так, в отчёте, опубликованном специалистами Королевского общества открытой науки указывается, что собранные братьями Гримм сказки, в частности «Красавица и чудовище», не являются относительно современным вымыслом. Да, да, это те самые  Случайные сказки братьев Гримм

Теперь дальше …

«Эти древние рассказы намного старше, чем их недавние литературные обработки», — говорит Джейми Теграни (Jamie Tehrani), один из авторов исследования, сотрудник факультета антропологии Даремского университета (University of Durham).

Как правило, когда лингвисты изучают процесс эволюции того или иного языка, то им удаётся достаточно глубоко проследить хронологию формирования грамматических и фонетических структур: «В своём исследовании мы попытались применить этот подход к другим элементам культуры», — говорит Теграни.

Теграни совместно с Сарой Грацой да Сильва (Sara Graca da Silva) из Нового университета Лиссабона (New University of Lisbon in Portugal) изучила 275 рассказов из базы данных, которая насчитывает около 2,000 народных сказок, собранных со всего мира.

Волшебные сказки составляют самую многочисленную группу среди остальных произведений этого фольклорного жанра. Как правило, в них повествуется о живых существах или объектах, которые обладают сверхъестественной силой.

С помощью компьютерных программ специалисты проанализировали связи между народными сказками и языками народов Азии и Европы, а также проследили пути распространения сказок от одного народа к другому.

В результате этого были отобраны 76 рассказов, возраст которых, как показалось учёным, удалось установить довольно точно. Последние наработки/методы в области филогенезиса индоевропейских языков помогли исследователям понять, как процесс развития языков в разных регионах мира соотносится с возникновением сказочных преданий.

«Статистические методы позволяют нам заглянуть в прошлое, и проследить развитие важных составляющих человеческой культуры намного глубже, чем это позволяют сделать артефакты давних эпох, физически сохранившиеся до нашего времени», — говорит Теграни.

Структура четырёх притч, отобранных филологами позволяет с высокой степенью вероятности говорить о том, что они уходят корнями к общему для многих народов праиндоевропейскому языку (на нём говорили 6,000 лет назад). Праиндоевропейский язык — базис, на котором «выросли» славянская, италийская (романская) и германская языковые группы. В то же время только одна из четырёх сказок полностью соответствовала самым строгим требованиям статистического анализа.

«Со всей уверенностью мы можем утверждать, что «Кузнец и чёрт» — праиндоевропейская сказка», — говорят антропологи.

В этой древней сказке повествуется о том, как кузнец, чтобы заполучить способность соединять вместе любые материалы заключил сделку с лихим сверхъестественным существом. Поскольку композиция сказки соответствует структуре праиндоевропейского языка, то её возраст насчитывает не менее 6,000 лет. А то, что один из её персонажей имеет дело с металлами позволяет отнести время её возникновения к Бронзовому веку.

Команда лингвистов также установила, что сказки «Красавица и чудовище» и «Гном-Тихогром» возникли во времена, когда начали формироваться современные индоевропейские языковые семьи. Сравнительный анализ различных версий этих сказок указывает на то, что они впервые появились около 3 — 4 тысяч лет назад.

Учёные говорят, что во время своего исследования работали со сказками так же, как генетики с информацией, которая передаётся из поколение в поколение: «Люди не изобретают культуру с каждым новым поколением, — говорит Теграни. — Большая часть нашей культуры достается нам в наследство от предшественников».

источник

А еще вы например знаете, Из чего были сделаны золушкины туфельки и еще Интересные факты про СКАЗКИ. Вспомним, действительно ли Драконы жили на Руси и как выглядят Герои русских сказок в мире фэнтези

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=87775

Сказка

Сказка – один из самых древних жанров устного народного творчества. Предполагают, что сказка появилась во времена, когда начал распадаться первобытно-общинный строй, т.е. в период раннего земледельческого общества. До существования сказок были мифы, из которых и вышла сказка, как жанр народного творчества.

Первые сказки

Наиболее древними являются волшебные сказки. В них сохранились представления древних славян о том, как устроен окружающий мир. Древние славяне верили, что все, что существует в природе, одушевлено. Вода, ветер, солнце, деревья – все это живые существа. Они верили, что в лесу живут духи леса (леший и его жена кикимора), в воде – водяной. Известные сказочные персонажи – это переосмысленные духи и божества: Баба-Яга – это богиня-посредник между миром живых и миром мертвых, Кощей Бессмертный – это правитель мира мертвых. Костяная нога у Бабы-Яги потому, что этот персонаж относится к миру мертвых, одной ногой в загробном мире. Марья Моревна – это богиня смерти. Корень -мор- в ее имени обозначает смерть.

В сказке герой встречается с духами леса, водяным. Часто герой превращается в разных животных. Это отголосок представлений древних о том, что разные племена славян произошли от разных животных, в которых они способны превращаться. Представления древних о связи человека с одушевленным миром природы называются тотемизмом. Тотем – это животное, с которым отождествляли себя, от которого вели свое происхождение разные славянские племена.

Персонажи сказок

Сказка имеет замкнутую структуру. В сказке шесть основных персонажей: герой, отправитель, искомый персонаж, вредитель, даритель и помощник. Герой – это обычно Иван-царевич, персонаж, который отправляется в путь. Отправитель – это царь или родители героя. Искомый персонаж – это невеста героя, царевна, которую похищает вредитель. Вредитель – это главный враг героя: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Даритель – это персонаж, одаривающий героя волшебными предметами: это старушки, Баба-Яга, который дает герою меч-кладенец, клубочек, скатерть-самобранку и т.д. В качестве помощников обычно выступают животные, которые помогают герою выполнять задания.

Более поздними по возникновению считаются сказки о животных и социально-бытовые сказки. В сказках о животных действующими персонажами являются животные, которые наделены человеческими качествами, говорят и действуют, как люди. Это лиса – воплощающая хитрость, заяц, основным качеством которого является трусость, медведь – глупость и сила, волк – глупость, злобность и жадность.

В социально-бытовых сказках обыгрываются различные ситуации из жизни народа. Здесь наряду с людьми действуют животные. В таких сказках высмеиваются негативные людские качества: жадность, глупость, корысть.

Все сказки объединяет то, что в них добро всегда побеждает зло. Сказки проповедуют нормы народной морали, т.е. каким человеку не следует быть и к чему следует стремиться.

Первыми собирателями народных сказок были братья Гримм. Известные собиратели русских народных сказок А.П. Афанасьев, Н. Е. Ончуков. Исследователи сказок В.Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, Ю. С. Неклюдов.

Поделиться ссылкой

Аккаунты и игровая валюта

На материале главы «Постигаем секреты сравнения» мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени.
Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее.
Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда.
Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие.
Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке.
Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных).
К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду).
Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

Сказка – особый жанр устного народного творчества, интересный не только детям, но и взрослым. Ранее они создавались именно для людей постарше, чтобы развлечь или поучить их. Однако и малыши любили послушать рассказы о приключениях необычных персонажей. Известно, что жанр этот зародился довольно давно. Предлагаем познакомиться с самыми древними сказками.

Особенности

Сам жанр в былые времена именовался «байка», «басня». К их содержанию серьезно не относились, люди не верили в реальность происходящего в таких текстах, поэтому основной задачей сказки было развлекать слушателя. Но при этом содержание самых древних сказок было гораздо более сложным, чем может показаться на первый взгляд. В текстах можно найти реалии быта ранних эпох, а не только фантастический элемент.

В самых красивых сказках описываются самые волшебные и увлекательные события, которые позволяют…

самые древние сказки

Произведения со всего света

В самых древних сказках народов мира присутствует немало общих сюжетов, героев и злодеев. Причин этому несколько:

  • Народности прошлого нередко жили в сходных условиях, поэтому развитие их проходило очень похожими путями.
  • Нередко разные народности имели общего предка.
  • Племена могли взаимодействовать друг с другом – торговать или воевать. Именно так передавались сюжеты и персонажи.

К числу древнейших сказок народов мира следует отнести тексты про животных. При этом главными действующими персонажами становились те представители фауны, которые обитали на территории той или иной страны:

  • На Руси это чаще всего волк и лиса, медведь и заяц.
  • В сказках коренных американских индейцев ведущими героями были койоты, быки, бизоны, бекасы.
  • В текстах Древней Индии нередко действуют слоны, змеи, тигры, обезьяны, верблюды.

Самые древние сказки высмеивали многочисленные людские пороки: глупость и алчность, трусость и бахвальство.

Сказки бывают разные – волшебные, о животных и бытовые. В данной статье речь пойдет именно о…

самые древние сказки о животных

Специфика текстов

Отличительная черта каждого текста – животные наделялись человеческими чертами. То есть они действовали, как люди, разговаривали. Безымянные авторы сохранили некоторые особенности, присущие природному миру:

  • Лиса в русских сказках символизирует хитрость, медведь – грубую силу, заяц – персонаж сложный. Иногда он откровенно труслив, но в отдельных случаях проявлял небывалую смекалку и мог даже обмануть лисицу.
  • Сохранялись и отношения в природе «хищник – добыча». Так, в самых древних сказках желанной добычей для лисы или волка является заяц, курица и петух, что в целом соответствовало отношениям этих зверей в естественных условиях.

Некоторые исследователи полагают, что родиной самых древних сказок о животных была Индия, откуда они постепенно распространились по Азии и Европе. Другие, однако, придерживаются позиции, что жанр появился в Европе, в частности, Греции, откуда сказки распространились в Иран, Малую Азию и Индию.

самые древние сказки народов мира

Примеры древних текстов

Самые древние сказки о животных отличаются несколькими особенностями. Считается, что первые из них возникли в те времена, когда люди занимались охотой или скотоводством. Поскольку домашние животные являются их героями довольно редко, принято считать, что первые тексты возникли еще до одомашнивания. Совокупность подобных сказок носит наименование «животный эпос». Приведем примеры:

Индийские сказки обладают особым колоритом: они рассказывают не только притчи о божествах и местных…

  • «Теремок»;
  • «Курочка Ряба»;
  • «Колобок»;
  • «Лиса и заяц»;
  • «Звери в яме»;
  • «Волк и коза»;
  • «Лисичка сестричка и серый волк»;
  • «Лиса, заяц и петух».

Почему же главными героями самых древних славянских сказок становились именно звери? В те далекие времена человек полностью зависел от природы, пищу себе он добывал, прежде всего, на охоте. При этом дикие животные нередко представляли собой реальную опасность для охотников с примитивным оружием. Именно поэтому звери представлялись ими более могущественными существами, чем они сами. Вот почему персонажами сказок становились именно лесные жители.

древние славянские сказки

Основные герои

Рассмотрим, кто были главными действующими лицами самых древних сказок. Прежде всего, это лиса. Создатели животного эпоса именовали ее различными эпитетами:

  • кумушка;
  • Патрикеевна;
  • красавица;
  • рыжая.

В любом народном тексте эта героиня отличается набором постоянных признаков. Прежде всего, это хитрость. Лисица ловко одурачивала и волка, и медведя, и людей. Далее – она обманщица, бесчестная воровка, расчетливая и льстивая, изворотливая и находчивая. В отдельных текстах лиса предстает отрицательным персонажем, в других – даже вызывает симпатию. Интересно, что в таком же виде лису изображали произведения народов Германии и Франции.

самые древние сказки о животных

Следующий герой, часто встречающийся в самых древних сказках, – волк. Он грубоват и глуповат, поэтому постоянно оказывается одураченным лисицей. Обмануть его совсем несложно, этот персонаж не отличается умом, поэтому он постоянно попадает в неприятные ситуации, становясь жертвой то хитрости лисицы, то козла, то человека.

Медведь не обладает комплексом постоянных черт, его главные особенности – неуклюжесть и недогадливость. Нередко мишка изображался косолапым, доверчивым тугодумом. Из природных особенностей народное сознание приписало герою могучую силу, которая нередко используется им неумело. Так, именно медведь стал причиной гибели Теремка, где благополучно расселились другие животные.

Наконец, заяц – образец трусости, боязни, но в отдельных произведениях проявлял себя с лучшей стороны как мудрый и рассудительный персонаж.

Самые древние сказки – это тексты, в которых ключевыми персонажами были дикие (позднее – и домашние) животные. Они наделялись человеческими чертами, могли говорить и действовали как люди.

  • Какие сказки рассказывает няня обломову
  • Какие сказки являются литературными
  • Какие сказки пушкина ты знаешь 1 класс
  • Какие сказки являются волшебными
  • Какие сказки пушкина проходят в 4 классе