Какие сказки сережа багров начал читать

ТЕСТ ПО ТЕМЕ С.Т. АКСАКОВ «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА». № 1.

 I    

1. Где прошло детство С.Т. Аксакова?

А) в Москве Б) в Уфе В) в Петербурге

2.О каком времени рассказывает писатель?

А)О времени  обучения  Серёжи в гимназии    Б)Детские годы   В)Младенчество

3. Как мама поступила с Серёжей, когда он слишком долго читал книги?

А) Не пустила его гулять   Б) Заперла книги в комод   В) Отдала книги няньке

4. Какие сказки Сережа Багров начал читать?

А) русские Б) немецкие В) арабские Г) индийские

5. Какую одну из двух любимых книг Серёжа взял, собираясь в Багрово?

А) Сказки  о животных   Б) «Детское чтение для сердца и разума»  В) Сборник стихов

6. Серёжа больше всего любил.. . 
А) рыбачить Б) рисовать В) читать Г) играть 

7. Что произошло с Серёжей, когда он прочитал все книги?

А) Он, наконец, научился читать   Б) Обрадовался, что прочитал все книги  В) Для Серёжи открылся новый мир

8. Что особенно поразило Серёжу в селе Парашино? 
А) конный завод     Б) родники    В) бедность и бесправие крестьян   Г) Крестный ход водоосвящения на иордани.

9. Какой период жизни охватывает автор в своем автобиографическом повествовании из жизни главного героя?

А) 9 лет    Б)9 месяцев   В) 16 лет   Г) 6 лет

10. Как можно определить жанр данного произведения?

А) Летописная хроника   Б) Биографический рассказ   В) Повесть автобиографического характера

11. Как можно сформулировать основную идею данного произведения?

А) Аксаков представляет мир русского мещанства, упаднического настроения и отмирание семейных традиций.

Б) автор создает картину русского мира, основанного на законах добра, любви, веры.

В) Автор создаёт цельный срез взросления и развращения души человеческой

II

Б1. От чьего имени ведётся повествование в повести?

Б2. Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав — он или укорявшая его тетушка?

Б3. Какой момент из повествования запечатлен на картинке?

Страница 69 учебника Учебник-хрестоматия. Книга 1 по литературе 6 класс  Курдюмова Т.Ф., Учебник

III

С1. Замечательных событий в жизни Серёжи было много. Какие из них тебе запомнились более всего?

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: С.Т. АКСАКОВ «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА». № 2.

 I  

1. Как можно определить жанр данного произведения?

А) Биографический рассказ   Б) Летописная хроника   В) Повесть автобиографического характера

2. Год издания данного произведения?

А) 1833  Б) 1859 В) 1858 Г) 1895

3. Где прошло детство С.Т. Аксакова?

А) в Москве Б) в Уфе В) в Ярославле

4. Какой период жизни охватывает автор в своем автобиографическом повествовании из жизни главного героя?

А) 9 лет    Б)9 месяцев   В) 16 лет   Г) 6 лет

5. Серёжа больше всего любил.. . 
А) читать Б) играть  В) рыбачить Г) рисовать

6. Какие сказки Сережа Багров начал читать?

А) немецкие Б) индийские В) арабские Г) русские

7. Что особенно поразило Серёжу в селе Парашино? 
А) конный завод     Б) Крестный ход водоосвящения на иордани.

В) бедность и бесправие крестьян   Г) родники

8.  Реакция главного героя, когда он остался в Багрово?

А) безудержная радость Б) Слезы В) Гнев Г) Обида

9. Как можно сформулировать основную идею данного произведения?

А) Автор создаёт цельный срез взросления и развращения детской души

Б) Автор создает картину русского мира, основанного на законах добра, любви, веры.

В) Аксаков представляет мир русского мещанства, упаднического настроения и отмирание семейных традиций.

10. О каком времени рассказывает писатель?

А) Детские годы   Б) Младенчество  В) О времени  обучения  Серёжи в гимназии    

11. Какую одну из двух любимых книг Серёжа взял, собираясь в Багрово?

А) Сборник стихов  Аксакова Б) Сказки  «Тысяча и одной ночи»   В) «Детское чтение для сердца и разума»  

Б1. Сколько детей в семье главного героя?

Б2. Почему дети жили в имении бабушки и дедушки в Багрово, а не в родном доме с родителями?

Б3. Какой момент из повествования запечатлен на картинке?

http://i.otzovik.com/2013/07/14/473476/img/38671338.jpg

С 1. Дайте характеристику главного героя как читателя?

ТЕСТ ПО ТЕМЕ С.Т. АКСАКОВ «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА». № 3.

I  

1. Как можно определить жанр данного произведения?

А) Семейная хроника   Б) Биографическая повесть   В) Автобиографическая повесть

2. После рассказов няньки у ребенка появляется:

А) огромный интерес к жизни крестьян Б) страх мертвецов, темноты  В) боязнь маленьких детей Г) талант к сочинительству

3.Какую книгу первой начал Сережа Багров читать?

А) сказки А.С. Пушкина Б) сонник В) арабские сказки Г) любовные романы

4. Родной город С.Т. Аксакова, где он провел детство?

А) Уфа Б) Москва В) Сергеевка Г)Ярославль

5. О каком времени рассказывает писатель?

А) Младенчество Б) Детские годы   В) О времени  обучения  Серёжи в гимназии    

6. Какой период жизни охватывает автор в своем автобиографическом повествовании из жизни главного героя?

А) 9 лет    Б)9 месяцев   В) 16 лет   Г) 5 лет

7. Как можно сформулировать основную идею данного произведения?

А) Автор создаёт цельный срез взросления и развращения детской души

Б) Автор создает картину русского мира, основанного на законах добра, любви, веры.

В) Аксаков представляет мир русского мещанства, упаднического настроения и отмирание семейных традиций.

8. Что произошло с Серёжей, когда он прочитал все книги?

А) Обрадовался, что прочитал все книги  Б) Для Серёжи открылся новый мир

В) Он, наконец, научился читать  

9. За что Сережа подвергся насмешкам со стороны дяди и Волкова:

А) не умел читать Б) был некрасив В) был слишком мал Г) за то, что часто болел

10. Реакция главного героя, когда он остался в Багрово?

А) безудержная радость Б) Слезы В) Гнев Г) Обида

11. Что особенно поразило Серёжу в селе Парашино? 
А) конный завод     Б) родники

В) бедность и бесправие крестьян   Г) Крестный ход водоосвящения на иордани.

Б1. Кто из окружения мальчика вызывал в нем большую любовь и желание заботиться?

Б2. Почему Сережа многое добавлял, пересказывая сказки. И кому он их пересказывал?

Б3. Какой момент из повествования запечатлен на картинке?

http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Shmarinov%20D/big/34.jpg

С 1.Тема природы — одна из главных в книге. Расскажите, какое влияние природа оказала на самого героя?

В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его про­изведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и за­даниями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы?

Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хресто­матии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками “Тысяча и одна ночь” из сказочного “каталога” ключницы Пе­лагеи. Читая о путешествиях Синдбада – морехода, вы знакомились с чудесами арабских народных сказок. Сейчас убеди­лись, что Багров-внук был таким же увле­ченным читателем этих сказок.

В этом году вы могли бы вновь ответить на вопросы, которые вам задавали в про­шлом году. Как доказать, что рассказ о первом пу­тешествии Синдбада – волшебная сказка? Какую сказку русского писателя на­помнило вам начало первого путешествия Синдбада?

Какие причины вызвали столь долгую жизнь этих сказок во всех странах мира? Волшебную сказку отличает присутст­вие чудес, волшебства в событиях, учас­тие в них сказочных героев. В них все – герои, события, причины их развития и то, чем они кончаются, – во власти волшебства. Но сказки разных народов часто похожи друг на друга, из одной вол­шебной сказки в другую кочуют и герои и многие события.

Так, в сказке П. П. Ер­шова “Конек-горбунок” есть эпизод, в котором на спине рыбы разместилось мно­жество домов, деревьев. Похожие собы­тия, похожие сцены есть в сказках мно­гих народов. Долгую жизнь волшебных сказок и сказочных эпизодов можно объ­яснить тем, что человеку постоянно хо­чется увидеть и достичь чего-то необычно­го, труднодоступного. Можно сделать вывод: сказки рожда­лись фантазией человека, как они рожда­ются и сейчас.

Только сейчас они рожда­ются и как сказки, и как произведения научной фантастики. Вызывает ли отклик у вас как читателей отно­шение Сережи Багрова к арабским сказкам “Тысяча и одна ночь”? Приводили ли сказки вас “в изумле­ние неожиданностью диковинных приключений”, или вы это поняли только после того, как прочли воспоминания Аксакова?

Сказки всегда удивляют и своими героями, и своими событиями. Мы, на­верное, не так изумляемся, как ровесники Сережи Багрова, потому что вокруг нас много научных открытий и технических изобретений. И все-таки “неожиданность диковинных приключений” приводит нас в изумление. Наверное, не будет такого времени, когда бы человек перестал удив­ляться чудесам.

Какие сказки упоминает автор в начале своего рассказа? Они не названы, а только упоминаются их некоторые приметы. Какие вам удалось узнать? В начале воспоминаний о своем чтении Сережа говорит: “Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы…” Такие сюжеты многим знакомы по самостоятельному чтению, например, сказка “Волшебная лампа Аладдина”.

Как объясняет Аксаков “тайну очарования сказок”? Согласны ли вы с автором? С. Т. Аксаков написал: “Где же скрыва­ется тайна такого очарования?

Я думаю, что она заключается в страсти к чудесно­му, которая более или менее врождена всем детям…” Наверное, можно согла­ситься с писателем: всех нас не только в книгах, но и в жизни привлекают тайны, особенно те, которые нам в конце концов удается разгадать. Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав – он или укорявшая его тетушка? Сережа многое добавлял в своих пере­сказах.

Наверное, он был прав: хорошее произведение порождено фантазией авто­ра и пробуждает фантазию читателя. То, что добавлял от себя Сережа, было как бы подсказано самой сказкой и только дока­зывает, что она была хороша. Каково ваше отношение к этим сказкам?

Близ­ко ли оно тому, которое описал Аксаков? Сережа был прав, увлекаясь прочитан­ными сказками. Они нам нравятся, но наш интерес не так велик, потому что в распоряжении сегодняшнего читателя го­раздо больше книг, чем в то время, когда читателем был Сережа.

Но и мы при пере­сказе что-то добавляем от себя. Как вы оценили отклик рассказчика на сказки? а) Он вас удивил, б) он вас удивил и обрадовал, в) он вас оставил равнодушным, г) вы с ним согласны, д) вы никак не можете с ним согласиться, Каждый читатель может выбрать любой ответ.

Чаще всего соглашаются с Сережей Багровым, хотя отделяет его от нас более ста лет.

Loading…

В общем, осилила я окончательно Аксакова, «Детские годы Багрова-внука». Эта книга, насколько мне помнится, была среди рекомендованных на летнее чтение. И то сказать: в общем, живой и занимательный рассказ о том, как ребенок познает мир. Весь роман состоит из небольших историй типа: «А потом мы поехали в деревню, и я увидел там ЖИВУЮ КОЗУ!», «Когда мы приехали на место летнего отдыха, отец взял с собой удочки и денщика, и мы пошли удить рыбу. Рыба была большая (у папы) и маленькая (у меня)». Но ведь это правда: дети именно так и воспринимают мир. Попробуйте в старшую группу детского сада (или в младшие классы школы) принести живого хомячка или щенка – бешеный успех будет обеспечен. Дети действительно жадно рассматривают и изучают каждую новинку, встретившуюся им на пути, и какой-нибудь набор камешков может на полдня их занять совершенно без проблем.

А вот какие вещи показались мне отличными от тех, что сегодня считаются нормой в воспитании. Во-первых, маленький Сережа Багров рос ребенком увлекающимся, с живой фантазией, рано научился читать и читал взахлеб, а потом еще и пересказывал книги маленькой сестренке, маме и няне. Иногда увлекался и додумывал какие-нибудь элементы истории, и его за это РУГАЛИ!!!
Вот уж что кажется странным в нашем 21 веке. Сейчас принято к детской бурной фантазии относиться как минимум снисходительно («маленький выдумщик, фантазер»), а то и с уважением и легкой завистью («да, вот дети легко выдумывают новое, а мы, взрослые, тяжелы на подъем, и нет у нас такого творческого дара, он утрачен с годами…»). Тогда как маленькому Багрову нагорело за его яркое воображение:

Я обыкновенно читал с таким горячим сочувствием, воображение мое так живо воспроизводило лица любимых моих героев: Мстиславского, князя Курбского и Палецкого, что я как будто видел и знал их давно; я дорисовывал их образы, дополнял их жизнь и с увлечением описывал их наружность; я подробно рассказывал, что они делали перед сражением и после сражения, как советовался с ними царь, как благодарил их за храбрые подвиги, и прочая и прочая. Мать смеялась, а отец удивлялся, и один раз сказал: «Откуда это всё у тебя берется? Ты не сделайся лгунишкой».

Но это ладно. А вот еще одна некрасивая история обратила на себя мое внимание. Впрочем, нельзя сказать, чтобы сегодня ничего подобного не могло произойти – но все же, все же, история чрезвычайно неприятная, и сегодня явно считалась бы из ряда вон выходящей. Так, к Багровым в гости приехали двое братьев матери, молодые дядья Сергей Николаевич и Александр Николаевич, служившие в драгунском полку. Мальчик полюбил общаться с ними, а эти два великовозрастных балбеса нашли для себя забавным дразнить шестилетнего ребенка.

Оба мои дяди и приятель их, адъютант Волков, получили охоту дразнить меня: сначала военной службой, говоря, что вышел указ, по которому велено брать в солдаты старшего сына у всех дворян. Хотя я возражал, что это неправда, что это всё их выдумки, но проказники написали крупными буквами указ, приложили к нему какую-то печать – и успели напугать меня. […]Эта глупая забава продолжалась довольно долго и стоила мне многих волнений, огорчений и даже слез. Всего хуже было то, что я, будучи вспыльчив от природы, сердился за насмешки и начинал говорить грубости, к чему прежде совершенно не был способен. Это забавляло всех; общий смех ободрял меня, и я позволял себе говорить такие дерзости, за которые потом меня же бранили и заставляли просить извинения; а как я, по ребячеству, находил себя совершенно правым и не соглашался извиняться, то меня ставили в угол и доводили наконец до того, что я просил прощения.

[Замечательна при этом реакция матери Сережи]Замечательна при этом реакция матери Сережи: она выдавала стандартные сентенции вроде: «да не обижайся ты» или «они же шутят»:

Конечно, мать вразумляла меня, что всё это одни шутки, что за них не должно сердиться и что надобно отвечать на них шутками же; но беда состояла в том, что дитя не может ясно различать границ между шуткою и правдою.

Ну, вообще-то, как по мне – то странно ожидать от дошкольника, чтобы он ловкой остротой срезал взрослого дядьку, надумавшего над ним поиздеваться. Есть, конечно, примеры обратного (см. видео внизу поста – это отрывок из экранизации повести Веры Пановой «Сережа», сцена, где великовозрастный идиот тоже решает поглумиться над маленьким), но и там не то, чтобы ребенок остроумно отбрил дядьку, а, скорее, детская наивность мальчика показала неприглядность поведения взрослых.

Почему-то «правильным» поведением, ожидаемым от мальчика, называется такое, при котором он безропотно терпит злые шутки над собой и с чего-то должен над ними смеяться.

В общем, все заканчивается довольно плохо. Один из шутников (Волков – друг дядьев Сережи) сперва попытался троллить еще и столяра из багровского дома, доводил его до бешенства, и в один прекрасный за это поплатился:

в какой-то торжественный праздник у губернатора был бал. Волков, распудренный, разодетый, в чулках и башмаках, перед самым балом заехал к нам, чтобы вместе с моими дядями отправиться к губернатору. Покуда дяди мои одевались, Волков, от нечего делать, зашел в столярную к Михею и начал, по обыкновению, дразнить его и мешать работать. Михей был особенно не в духе; сначала он довольствовался бранными словами, но, выведенный из терпения, схватил деревянный молоток и так ловко ударил им Волкова по лбу, что у него в одну минуту вскочила огромная шишка и один глаз запух. Ехать на бал было невозможно. Дяди мои хохотали, а бедный Волков плакал от боли и досады, что не мог попасть к губернатору, где ему очень хотелось потанцевать. Разумеется, все узнали это происшествие и долго не могли без смеха смотреть на Волкова, который принужден был несколько дней просидеть дома и даже не ездил к нам: на целый месяц я был избавлен от несносного дразненья.

То есть, члены семьи Багровых и дворня тупо ржут над тем, что троллю зафигачили колотушкой по башке. Причем, что интересно: столяр Михей – крепостной Багровых, и, тем не менее, ничего ему не было. То есть, кто успел – тот и съел.

(Замечу отдельно, что в те незамутненные времена всякие удары, падения, синяки и шишки представлялись окружающим поводом нерефлексивно поржать над пострадавшим. Так, перед самым прибытием в дом дедушки и бабушки, Сережа Багров неудачно падает в карете, на него валятся тюки – он чуть не задохнулся под ними, он рассаживает лоб и бровь. Его нянька и сестра, случившиеся тут же в карете, задорно смеются над тем, как забавно мальчик задыхается и как он смешно саданулся головой о карету. Обхохочешься, да.)

Возвращаясь к истории с великовозрастными дразнильщиками: в итоге, Волков с дядьями доводят мальчика до нервного срыва, и он, будучи слаб здоровьем, на несколько дней заболевает горячкой. Лежит в жару и бредит; мать, дядья и Волков раскаиваются. После этой истории, конечно, дразнилки прекращаются, но меня вот чего интересует: неужели сегодня хоть кто-нибудь из матерей не отказал бы от дома знакомому (этот Волков даже не родственник был!), который надумал бы поприкалываться над ребенком и довел его до нервной лихорадки? Да и дядьям, братьям матери, в такой ситуации сильно нагорело бы; по крайней мере, именно эта ситуация представляется мне нормальной и привычной в современном мире. А тогда — нет, ничего, продолжили общение. Ребенок же, чего с него взять, ничего не понимает.

В любом случае, познавательное было чтение. Продолжу еще читать русскую классику, очень она мне хорошо ложится :)))

  • Краткие содержания
  • Аксаков
  • Детские годы Багрова-внука

Повесть писателя знакомит нас со своей жизнью, а именно с времяпровождением десятилетнего мальчика в Оренбургской области. Он описывает события, которые повлияли на развитие личности ребенка.

Первые строчки повествования знакомят нас с воспоминаниями мальчика в младенческом возрасте.

Сережа вспоминает, как убрали от кормилицы, и он долго не мог от этого отвыкнуть. Долгая болезнь заставляет страдать всех родных, и когда он снова стал здоров, больше всего ,наверное, он был благодарен своей матери, которая день и ночь молилась за сына. Да и мальчика она любила крепче всех остальных детей.

Родители часто путешествовали, и эти поездки всегда стояли у него перед глазами. Когда ему было четыре года он жил в Уфе со своей младшей сестренкой и родителями. Из-за частых болезней мальчик стал очень нервным, и даже не мог оставаться один в темноте. Сережа рано начал читать, и у него была лишь одна книга, которую он практически наизусть рассказывал своей маленькой сестренке. Чуть позже, когда его друг преподнес в дар новую книгу, то Сережа увлекся чтением очень сильно, и читал все подряд.

Переживая из-за болезней сына, мать заболевает тоже, и муж везет ее в Оренбург к хорошему врачу на лечение. Детей же они оправили к родным отца в Багрово. Когда они ехали, то вся дорога со всеми событиями настолько поразили Сережу, что он и забыл про книги. Ему понравилась галька на берегу, переезд через реку, ловля рыбы. Если отцу мальчика это все тоже нравилось, то мама все больше морщилась и вздыхала.

Сережа видит труд крестьян в летнюю жару, и ему становится их жалко.

Жизнь у дедушки и бабушки мальчику показалась скучной и даже немного суровой. Комнатки в доме были маленькие, родные одеты бедно. Особенно мальчик боялся деда, когда -то был в припадке ярости. И он, всегда был злой. Но, узнав, что у Сережи с отцом прекрасные отношения, то, дедушка резко изменился, так как не любил невестку.

Прожили они с сестренкой здесь недолго, кормежка была отвратительная, да и единственной игрой было пугать сестренку необычными историями.

Приехав домой, мальчик знакомится с дядями по линии матери. От них он узнает, что такое стихи и обучают навыкам рисования. Однажды молодые юноши пристыдили племянника за о что он не владеет навыком письма. Мальчик обижен и затевает драку. За свой проступок он был наказан, и так сильно переживал от случившегося, что заболевает. Но все примирились вскоре, и дело закончилось хорошо.

Сережа просит, чтобы его научили писать. И учитель, начавший занятия дома, в училище оказался не таким уж обходительным и сильно пугает мальчика своей грубостью.

Вскоре Сережа уезжает в Сергеевку с матерью для того, чтобы она подлечилась там. Здесь он с отцом ходит на рыбалку и наблюдает за оружейной охотой.

Вернувшись в Уфу, ему становится скучно. Он пытается развлечь себя чтением новыми книгами.

Вскоре умирает дедушка и все отправляются на похороны в Багрово. После трагических событий Сережа опять потрясен тем, что его мать, чуть не умирает при родах его младшего братишки.

Вся семья переезжает в Багрово, так как после смерти деда необходимо вести хозяйство его отцу.

Жизнь здесь Сереже уже нравится, но появляется вдова Куролесова, которая приглашает их семейство погостить у нее. Но проходит время и нужно возвращаться к внезапно заболевшей бабушке. Путь был очень тяжелый. Приехав по Покров, семейство узнает, что бабушка ушла в мир иной.

Багровы отправляются в Казань, чтобы не только познакомиться с его достопримечательностями, но и помолиться святым. Здесь же принимается решение на семейном совете — отдать учиться Сергея в гимназию.

Произведение учит нас более внимательно относиться к детям, именно в тот момент, когда они воспринимают окружающую действительность, разъяснять им непонятные события.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Глава 1. Отрывочные воспоминания

В самых ранних воспоминаниях Сережи присутствуют только три человека – «кормилица, маленькая сестрица и мать». Тяжелым испытанием для него стало расставание с кормилицей, которую он очень любил. Больного мальчика долго лечили и «наконец залечили почти до смерти, доведя до совершенного ослабления пищеварительные органы». Невозможно описать страдания матери, которая молилась днем и ночью за больного сына. Утешением Сережи всегда было общение с младшей сестрой, особенно когда ему «давали поцеловать, погладить по головке» малышку, а после он показывал ей свои игрушки.

Глава 2. Последовательные воспоминания

После выздоровления Сережа стал «тихим, кротким, необыкновенно жалостливым, большим трусом». Мальчика научили читать, а писать он выучился гораздо позднее. В те годы его семья жила в Уфе, в большом деревянном доме. Сережа рос нервным, впечатлительным ребенком с богатым воображением – рассказы няньки «о буке, о домовых и мертвецах» могли легко довести его до исступления. Узнав, что мальчик стал бояться темноты из-за сказок и легенд старой женщины, мать отослала ее в деревню.

Поначалу Сережа каждый день читал «единственную книжку «Зеркало добродетели»». Он настолько увлекся чтением, что стал запоем читать все подряд.

Мать, измученная серьезной болезнью Сережи и его медленным выздоровлением, сама заболела чахоткой. Супруг решил отвезти ее в Оренбург к лучшему специалисту. Детей же на время отправили к их бабушке и дедушке в Багрово.

Глава 3. Дорога до Парашина

Дорога произвела на маленького Сережу сильное впечатление. Он был настолько поражен сменой картинок, что даже позабыл о своей страсти – чтении.

Глава 4. Парашино

Прибыв в «богатое село Парашино», родители Сережи первым делом встретили Мироныча – управителя и поверенного бабушки Куролесовой. Мальчик сразу невзлюбил Мироныча, который был зол, жесток и несправедлив по отношению к крестьянам. Отец взял с собой Сережу на конный двор, в поля, и эти поездки доставили ему огромное удовольствие.

Глава 5. Дорога из Парашина в Багрово

Переезд от Парашино к Багрово «был огромный, с лишком сорок верст». Мать решила отдохнуть в крошечной чувашской деревеньке. Отец предложил Сереже отправиться с ним на рыбалку, и тот с радостью согласился. Пробуждение было очень ранним, на заре. При виде Багрово глаза у матери «наполнились слезами и на лице выразилась грусть», заметно погрустнел и отец Сережи.

Глава 6. Багрово

Бабушка и дедушка Сережи оказались старыми, строгими, бедно одетыми людьми. Мать общалась с родителями мужа очень почтительно, но Сережа тут же уловил в их разговоре «что-то чужое, недоброхотное». Мальчику было невесело в Багрово, он боялся дедушки и хотел «опять в карету, опять в дорогу». На следующий день мать «очень захворала; у ней разлилась желчь и била лихорадка». Сережа, который никогда не видел мать такой больной, очень испугался. Отъезд родителей в Оренбург к доктору и, в частности, первое расставание с матерью стали для Сережи большим потрясением.

Глава 7. В Багрове без отца и матери

«Скоро наступила сырая погода», и дети не могли подолгу гулять на улице. Пребывание в доме у бабушки и дедушки оказалось очень скучным. Настроение дедушки часто менялось: он был то весел, то сердит, то угрюм и молчалив. Поначалу Сережа пытался «учить читать маленькую сестрицу», но безрезультатно. Чтобы хоть как-то развлечь себя, он «пускался в разные выдумки», рассказывая сестре увлекательные истории, главным героем в которых был он сам. Спустя время вернулась отец с повеселевшей, окрепшей матерью. Все засобирались в обратную дорогу.

Глава 8. Зима в Уфе

Сережа очень обрадовался возвращению в уфимский дом, а именно – «свободе бегать, играть и шуметь где угодно». Он заметно «стал смелее прежнего, тверже и бойчее», и близкие друзья родителей отмечали, что мальчик вырос и поумнел. Братья по линии матери стали обучать любимого племянника навыкам рисования, письма, открыли ему мир поэзии.

Глава 9. Сергеевка

С приходом весны Сережа отправился с родителями и сестрой в деревушку Сергеевку, где мать могла бы по совету доктора беспрепятственно получать свежий кумыс. Здесь мальчик замечательно провел время, наблюдая за охотой и занимаясь рыбной ловлей. Но самое главное – здоровье матери заметно окрепло.

Глава 10. Возвращение в Уфу к городской жизни

Большим контрастом с беспечной, привольной жизнью в деревне показалась Сереже его привычная городская жизнь в Уфе. Спасаясь от скуки, мальчик увлек себя чтением новых книг.

Глава 11. Зимняя дорога в Багрово

Дорога в Багрово, занявшая двое суток, оставила у мальчика «самое тягостное и неприятное воспоминание». Он очень переживал за мать, которая всю дорогу «чувствовала тошноту и головокруженье». На подъезде к Багрово возок, в котором ехали дети и нянюшки, опрокинулся, и Сережа сильно ударился головой.

Глава 12. Багрово зимой

Оказалось, что дедушка был при смерти, но он оказался «в совершенной памяти и нетерпеливо желал увидеть сына, невестку и внучат». В голове у Сережи оказалась совершенная путаница из «разных впечатлений, воспоминаний, страха и предчувствий» – мысль о скорой дедушкиной смерти не давала ему покоя. В ту же ночь дедушка скончался. Сережу очень удивило, что после похорон домочадцы «плакали и ели с удивительным аппетитом». Перед отъездом родителей бабушка слезно просила отца подать в отставку и приехать к ней управлять деревней.

Глава 13. Уфа

По возвращении домой в Уфу Сережа стал замечать, что «у матери с отцом происходили споры, даже неприятные». Дело в том, что отец хотел выполнить обещание, данное своей матери – «выйти немедленно в отставку, переехать в деревню, избавить свою мать от всех забот по хозяйству и успокоить ее старость». В свою очередь, мать горячо с ним спорила, что жизнь в Багрово, где ее никто не любит, плохо скажется на ее здоровье. В этот раз отец решил сделать по-своему, и переезд в деревню отложили до лета, пока мать не подарит Сереже братика или сестричку.

В июне мать благополучно родила мальчика, отец вышел в отставку, и все семейство переехало в Багрово.

Глава 14. Приезд на постоянное житье в Багрово

В Багрово семью встретила «бабушка, в полгода очень постаревшая, и тетушка Татьяна Степановна». Отец сразу приступил к выполнению своих обязанностей в качестве хозяина, в то время как мать «твердо объявила, что будет жить гостьей». Сережа пристрастился к арабским сказкам, которые полностью занимали его воображение.

Глава 15. Чурасово

Поздней осенью семья отправилась погостить к тетке отца – Прасковье Ивановне Куролесовой – в Чурасово. Тетушка встретила гостей «просто, ласково и весело», и Сережа быстро привязался к доброй женщине. Спустя два месяца было решено вернуться в Багрово.

Глава 16. Багрово после Чурасова

По сравнению с жизнью у тетки в Багрово «все было тихо, глухо, пусто». После масленицы к одной из сестер отца приехал свататься Митенька Рожнов, чьей главной и единственной потребностью было чревоугодие. После обеда «тетушка объявила, что ни за что на свете не пойдет за такого урода и увальня», чему Сережа был очень рад.

Глава 17. Первая весна в деревне

Приход весны произвел на мальчика большое впечатление. Он никак не мог привыкнуть к «весне и к ее разнообразным явлениям, всегда новым, потрясающим и восхитительным». Когда установилась теплая погода, Сережа много времени проводил за ловлей рыбы и раков. Вместе с любимой сестрой он рвал цветы для матери, собирал «червячков, бабочек и разных букашек». В августе семья собралась в Чурасово, чтобы навестить тетку Прасковью Ивановну.

Глава 18. Летняя поездка в Чурасово

По дороге в Чурасово семья остановилась у богатого помещика Дурасова. Сережу впечатлил «мраморный фонтан и солнечные часы», расположенные во дворе. Роскошная обстановка дома имела много общего с настоящим дворцом, и мальчик почувствовал себя героем какой-то волшебной сказки. Гостеприимный хозяин показал свои великолепные оранжереи и теплицы, в которых росли диковинные цветы и заморские фрукты. Сережа был поражен всем увиденным, а мать – раздосадована его неумением скрыть удивление.

Прасковья Ивановна встретил родственников с неизменным благодушием. Однако вскоре отец получил тревожное письмо о болезни своей матери, и все стали собираться в обратный путь.

Глава 20. Осенняя дорога в Багрово

Дорога в Багрово оказалась очень трудной из-за плохой погоды и растянулась на семь дней. Отец был на грани отчаяния, и мать старалась успокоить его, как могла. Он так и не успел проститься с матушкой, которая «скончалась в самый покров». Это известие серьезно подкосило отца.

Глава 21. Жизнь в Багрове после кончины бабушки

Вскоре после смерти бабушки Сережа серьезно заболел, пролежав «в жару и в забытьи трое суток». Все это время мать не отходила от него ни днем, ни ночью. Прасковья Ивановна настоятельно попросила родителей Сережи приехать к ней в Чурасово зимой, и они не смогли ей отказать. Было решено ехать «немедленно, как только ляжет зимний путь». Тем временем Евсеич научил мальчика ловле птиц при помощи силков, и тот был очень рад новому развлечению. Прасковья Ивановна посоветовала матери «побывать в Казани и помолиться тамошним чудотворцам». Сережа был рад возможности увидеть «новый богатый город» – он еще не знал, что впереди его ожидает начало важнейшего события в жизни…

К читателям

Я напи­сал отрывки из «Семей­ной хро­ники»[1] по рас­ска­зам семей­ства гг. Баг­ро­вых, как известно моим бла­го­склон­ным чита­те­лям. В эпи­логе к пятому и послед­нему отрывку я про­стился с опи­сан­ными мною лич­но­стями, не думая, чтобы мне когда-нибудь при­ве­лось гово­рить о них. Но чело­век часто думает оши­бочно: внук Сте­пана Михай­лыча Баг­рова рас­ска­зал мне с боль­шими подроб­но­стями исто­рию своих дет­ских годов; я запи­сал его рас­сказы с воз­мож­ною точ­но­стью, а как они слу­жат про­дол­же­нием «Семей­ной хро­ники», так счаст­ливо обра­тив­шей на себя вни­ма­ние чита­ю­щей пуб­лики, и как рас­сказы эти пред­став­ляют довольно пол­ную исто­рию дитяти, жизнь чело­века в дет­стве, дет­ский мир, сози­да­ю­щийся посте­пенно под вли­я­нием еже­днев­ных, новых впе­чат­ле­ний, — то я решился напе­ча­тать запи­сан­ные мною рас­сказы. Желая, по воз­мож­но­сти, пере­дать живость изуст­ного повест­во­ва­ния, я везде говорю прямо от лица рас­сказ­чика. Преж­ние лица «Хро­ники» выхо­дят опять на сцену, а стар­шие, то есть дедушка и бабушка, в про­дол­же­ние рас­сказа остав­ляют ее навсе­гда… Снова пору­чаю моих Баг­ро­вых бла­го­склон­ному вни­ма­нию читателей.

С. Акса­ков

Любимая Сергеевка

Зимой отец купил землю в Башкирии. Он сказал, что это поместье будет принадлежать Сереже, поэтому новая деревня будет носить его имя — Сергеевка. Воспоминания о ней занимают особое радостное и теплое место в воспоминаниях мальчика.

Весной, когда закончился ледоход и подсохли дороги, семья двинулась в путь. Сережа вновь жадно впитывает каждое впечатление от природы, новых мест и, конечно, любимой им рыбной ловли.

Деревня Сергеевка состояла всего из нескольких недостроенных изб. Однако эта полукочевая жизнь доставляет всем больше удовольствия, чем пребывание в городе. Мать Сережи начинает лечение кумысом (кислым кобыльим молоком с травами), который рекомендовали ей доктора. Она быстро набирается сил.

В деревню приезжают гостить семьи друзей — Булгаковы и Мансуровы, но Сережа неохотно общается со сверстниками. Больше ему нравится охотиться с отцом на перепелов, рыбачить на озере, собирать ягоды и смотреть, как мать варит душистое варенье. В конце июля семья уезжает обратно в Уфу.

Главные герои и их характеристика

Действие разворачивается вокруг мальчика Сережи Багрова и его семьи.

Детские годы Багрова-внука

Серёжа

— мальчик с добрым сердцем, честный, он всей душой любит своих родных.

Его мать

больше всех любит именно маленького Серёжу, женщина она, правда, болезненная, нервная. А
отец
весьма добродушный мужчина и семейный человек.

У Сережи есть младшая сестрица

, которая души не чает в брате, а бабушка с дедушкой по отцовской линии невероятно строгие по отношению к внукам.

Кроме того, у отца ребят есть тётушка Прасковья Ивановна

. Она, хоть и женщина со скверным характером, зажиточная, но в глубине души добра и любит близких.

  • Какие сказочные герои участвуют в народных сказках
  • Какие сказки самые древние у всех народов мира
  • Какие сказки являются самыми древними
  • Какие сказки рассказывала шахерезада султану шахриару
  • Какие сказки рассказывала шахерезада султану 1001 ночь