Какие сказки слушал илюша в детстве

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

Какие сказки рассказывала няня Обломову?

11 ответов:



1



0

Няня Обломова рассказывала своему воспитаннику, только русские — добрые сказки. Такие как: сказка о Жар-птице, Медведе на деревянной ноге, Емеле-дураке. И другие были, повести такие как: об Алеше Поповиче, Ильи Муромце, Добрыне Никитиче, о Колечище прохожем и Полкане-богатыре. Такие вот сказки и слыхал Обломов в своем детстве.



1



0

Данный вопрос является иной формулировкой одной из тем для написания сочинения по литературе, а именно фольклорные мотивы в романе Обломов (при переходе по ссылке будет открыто хорошее сочинение на данную тему).

Если ответить вкратце, то няня Обломова рассказывала ему русские народные сказки про Емелю, Илью Муромца, Жар-птицу и др.

И по сути, сказка «По щучьему велению» является отражением реальной жизни Обломова, который больше ленился, чем делал что-либо в своей жизни! И не смогли его «вытащить» из «сказочного мира» ни Штольц, ни Ольга Ильинская, ни Агафья Пшеницына…

А ведь Ольга пыталась поначалу (как и Штольц) изменить Обломова и научить уму разуму. И у нее неплохо получалось. Но лень Обломова все же одержала победу…



1



0

Какие сказки рассказывала няня Обломову?

Няня рассказывала Обломову только русские сказки такие как: о Добрыне Никитиче, о Емеле-дураке, о Алеши Поповиче, о Жар-птице, про Илью Муромца, о Медведе на деревянной ноге и много других.



1



0

Няня была человеком добрым, и сказки ее были такие же добрые. Она рассказывала о русских богатырях,о Жар-птице, Емеле-дураке. Очень много в русских сказках волшебства, много хорошего, но они должны учит человека чему-то, не только, что можно бать храбрым и отважным, но еще нужно трудиться. Судя по тому какой стал Обломов, очень он любил сказку про Емелю -дурака.



1



0

Няня рассказывала Обломову всегда только волшебные сказки, которые на самом деле были очень далеки от реальной жизни…

Это были и народные сказки, да и сказки собственного сочинения, про Емелю-дурочка и про царевну-щуку, про неслыханную царевну-красавицу Милитрису Кирбитьевну, а так же были про славную троицу, состоящую из богатырей Ильи, Добрыни и Алёши, и никомк не известном Полкане-богатыре…

Во всех сказках никто не работал, там по волшебству появлялись различные явства, одежда, оружие и прочее. По лесам, лугам, деревням и городам ходили лешие, мертвецы, ведьмы и прочие как положительные, так и отрицательные герои народных сказок, что на Обломова оставило впечатления на всю жизнь…



0



0

«Она повествует ему… об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге.



0



0

Няня Обломову рассказывала очень добрые, волшебные русские сказки. Среди них были такие: былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о Жар-птице, о Емеле дураке и многие другие русские необычные сказки.



0



0

Она ему рассказывала очень хорошие и добрые сказки об «добрых волшебниц»,медовых и молочных рек»,о Алеши Поповиче,о Жар-птице,о Колечище прохожем,о Емеле-дураке, Добрыне Никитиче,и о других богатырях,а так же другие интересные сказки.



0



0

Данный вопрос является очередной темой для написания сочинения по русскому языку. Поэтому в сочинение стоит написать о том, что няня рассказывала Обломову сказки об Илье муромце, Добрыне Никитиче, жар Птице и такая русская народная сказка как «по щучьему веленью» хорошо отображает не только поведение, повадки самого главного героя, но и его образ жизни в который он даже не стремится поменять.



0



0

Оболомову его няня рассказывала простые русские народные сказки. Это были такие сказки как: сказка о трех богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче), о жар-птице, о Емеле, медведе с деревянной ногой и другие волшебные сказки.



0



0

Обломову няня рассказывала сказки, которые мы все, абсолютно точно, хоть раз в жизни, да слышали. Это русские сказки, такие как: по щучьему велению, жар-птица, три богатыря. И другие. Может быть именно они заложили жизненную модель Обломова. Ведь всё в нас из детства. Я давно приметила, что многие старые русские сказки часто восхваляют лень и глупость. Слава Богу, что не все.

Читайте также

Синквейны к рассказу Е. Чарушина «Кабан»:

зоосад

красивый, природный,

приглашает, вдохновляет, удивляет.

В зоосаде обитают много животных.

природа.

<hr />

Художник

творческий, пугливый

рисует, наблюдает, пугается

Художник хотел нарисовать оленя.

Стыдно.

<hr />

Кабаны

дикие, устрашающие

пришли, напугали, побежали

Диких кабанов можно приручить.

Открытие.

<hr />

Мальчик.

бесстрашный, ловкий

пришел, позвал, удивил

Не боится кабанов.

Молодец!

Когда читаешь Юрия Казакова, то особое отношение, просто какое-то трепетное, нежное, с каким и сам автор и писал эти рассказы, возникает к этим двум рассказам, связанным с сыном писателя.

Я не знаю в литературе ещё такого удивительного текста.

Такого нежного, трепетного, потрясающе внимательного отношения к маленькому своему сыну. Разве что сравнить можно с портретом сына, написанным художником Тропининым. Сравнить с тем же впечатлением от огромной любви отца к своему сыну.

Я могу лишь для сравнения привести ещё одно произведение другого выдающегося мастера новеллы — Натаниэля Готорна. Его «Двадцать дней с Джулианом и Зайчиком».

Но и при всей схожести с этой историей рассказы Юрия Казакова тоньше, волнительнее и просто гениальнее в своей простоте, в своей бесконечной любви к маленькому существу, за которое отвечаешь, болеешь, за которым с таким изумлением наблюдаешь ежесекундно.

Эти рассказы надо читать обязательно, читать и перечитывать.

Мне кажется, современным детям лучше идут современные писатели. У них сюжет динамичный, длинных описаний нет, подростки воспринимают куда лучше, чем авторов, писавшие 50-70 лет назад. Та же Дж.Роулинг. «Гарри Поттер» весьма хорош, все семь книг, можно начинать и не с первой книги, там в начале дается краткое содержание, и понятно, о чем речь, даже если фильм ребенок не видел и предыдущие книги не читал.

Лукьяненко пишет очень увлекательно, собственно для детей у него «Непоседа» и «Недотепа», но вот мой 12-летний мальчик читает и, к примеру, «Квази», все вполне пристойно, любовная линия есть, но все нормально для такого возраста. Так что Лукьяненко в 12 лет можно, я думаю, практически все читать.

Тамара Крюкова пишет очень интересно, язык хороший, для этой возрастной группы у нее «Ловушка для героя», «Волшебница с острова гроз».

Ну и, конечно, Терри Пратчетт. Вполне можно читать в 12 лет. «Стража, стража» можно вполне, но собственно из детского у него подцикл про Тиффани Болен из цикла «Плоский мир». Как раз девочка главная героиня. Интересно и с юмором.

Если списком:

  1. Дж. Роулинг «Гарри Поттер» все книги
  2. Лукьяненко «Непоседа»
  3. Т. Крюкова «Волшебница с острова гроз»
  4. Т. Пратчетт «Шляпа, полная неба» и др. из цикла про Тиффани Болен.

Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» Вася Шудрин — Васютка.

Простой деревенский мальчишка, он может и похулиганить и прихвастнуть, но характер у него твердый, как у настоящего сибиряка, уверен в себе, считает себя уже взрослым и вполне самостоятельным человеком, хотя ему всего тринадцать лет. Характер мальчишки автор раскрывает в его поступках. Однажды Васютка заплутался в лесу, но не растерялся, сосредоточился, оценил ситуацию, проявил мужество, находчивость, стремление во что бы то ни стало выжить и таким образом, преодолев все трудности, выбрался к людям. Рассказ поучительный, он учит смелости, мужеству, находчивости и терпению.

Главному герою рассказа «Васюткино озеро» 13 лет.

Да любые произведения Григория Алексеевича Скребицкого можно читать детям, если чувствуете, что ребенку это нравится. Они ведь вместе, Скребицкий с Верой Васильевной Чаплиной писали специально для детей. Их произведения печатали в детском журнале «Мурзилка». Конечно может быть только кроме его одного из первых произведений «Остров белых птиц». Это больше научная работа и ребенку она вряд ли будет интересна.

Детство Обломова в романе Гончарова: описание, характеристика

detstvo-oblomova-roman-oblomov
Двор в Обломовке.
Художник
 М. Я. Чемберс-Билибина

Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» Гончарова.

Лень и апатия зародились в Обломове именно в детстве, определив его судьбу.

В этой статье представлено описание детства Обломова в цитатах, роль детства в жизни героя, характеристика этого периода, особенности воспитания и образования и т.д.

Детство Обломова в романе «Обломов»: описание в цитатах

Илья Ильич Обломов провел детство в деревне Обломовка, в имении своих родителей. Для него Обломовка стала воплощением райской жизни на земле.

Обломов во всем брал пример со своих родителей. Он перенял у них множество отрицательных и положительных качеств:

«Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?..» (часть 1 глава IX)

Родители и семья Обломова

Родители Обломова были ленивыми и беспечными помещиками, они уделяли мало времени хозяйственным вопросам. Отец целыми днями ходил из угла в угол или сидел у окна. Мать Обломова переходила от кофе к чаепитию, от чая к обеду и т.д. Лень и беспечность родителей передались Обломову: 

«Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день деньской только и знает, что из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду…» (часть 1 глава IX)

Больше всего в семье Обломовых заботились о вкусной еде. В результате у Ильи Обломова еще в детстве появилась привычка много и вкусно поесть:

«После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками…» (часть 1 глава IX)

Из-за изобилия вкусной еды маленький Обломов рос полным мальчиком:

«Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный!..» (часть 1 глава IX)

В семье Обломова было принято спать днем, обломовцы никогда не пропускали послеобеденный сон. Илья Обломов также перенял эту привычку спать днем:

«И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все разбрелись по своим углам…» (сон в Обломовке, часть 1 глава IX)

Воспитание Обломова

Илья Ильич Обломов был единственным ребенком в семье, и родители безумно баловали его. В результате он вырос изнеженным и избалованным человеком, «баловнем»:

«У! баловень! – тихо ворчит нянька, утаскивая его на крыльцо…» (часть 1 глава IX)

«…в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков…»  (часть 1 глава VI)

Вся большая семья Обломовых любила и ласкала Илюшу. Детство Обломова прошло в теплой семейной атмосфере:

«Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев…» (часть 1 глава IX)

Обломов рос несамостоятельным ребенком, потому что все и всегда за него делали родители и слуги:

«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…» (часть 1 глава IX)

          Смотрите: Воспитание Обломова

Образование Обломова

В свое время родители с трудом заставили маленького Обломова поступить на учебу в пансион господина Штольца:

«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли…» (часть 1 глава IX)

Родители Обломова не стремились дать сыну знания: их интересовал только аттестат. Ленивый Илюша учился без интереса и желания. В пансионе Штольца он проучился с 13-14 до 15 лет:

«Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…» (часть 1 глава IX)

«…он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе…» (часть 1 глава VI)

После пансиона Штольца юный Обломов поступил на учебу в Москву, вероятно, в Московский Университет:

«…потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца…» (часть 1 глава VI)

Илье Обломову не нравилось учиться ни в пансионе, ни в университете:

«Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки…» (часть 1 глава VI)

«Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи…» (часть 1 глава VI)

          Смотрите: Образование Обломова


Детство Обломова, проведенное в деревне Обломовка, было самым счастливым временем в его жизни. Став взрослым человеком, Илья Ильич мечтал вернуться в свою любимую Обломовку с женой и семьей, чтобы жить тихо и спокойно. К сожалению, эти планы так и не осуществились.

Это было описание детства Обломова в романе «Обломов» Гончарова: роль детства в жизни героя, особенности образования и воспитания и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гончаров
  4. Детство Обломова

Главный герой одноимённого романа Гончарова «Обломов» является личностью апатичной и очень ленивой. Причины этому, как показывает автор, кроются в далёком детстве Ильи Ильича.

Илюша рос резвым и пытливым малышом. Его взгляд завораживала природная красота Обломовки, животные вызывали интерес к наблюдению, а друзья к общению. Мальчику постоянно хотелось быть в движении. Но гиперопека со стороны родителей, постоянный надзор и всевозможные запреты стали барьером на пути у нарастающей активности. Илья начинает поддаваться внушениям и культивировать в себе тягу к безделью, неприязнь к труду и обучению.

Жизнь в Обломовке текла размеренно и спокойно. Все запреты и остережения относительно шаловливого Илюши положили начало для формирования инертной личности. Няня ни на шаг не отходила от своего опекаемого объекта и при малейшем ослушании сразу же уводила Илью домой. Это привело к полному безволию героя. Повзрослев, он уже ни к чему не испытывал нужды стремиться. Тотальный контроль привел к надлому естественного становления личности и Обломов стал таким, каким хотели его видеть родители. В этом образе не осталось ничего от активной и целеустремленной натуры. С детства ему доказывали, что труд — это наказание. Впоследствии Обломов уже не желает ничего делать и лёжа в постели находится в ожидании всего от слуги.

В детстве у Обломова был схожий с ним по характеру близкий друг Андрей Штольц. На примере совершенно разного воспитания, можно заметить, как меняются, их, когда-то одинаковые взгляды. С взрослением Обломов превращается в апатичного и добродушного лежебоку Илью Ильича, а Штольц в активного и бесчувственного Андрея Ивановича.

В сказках, которые в детстве Обломов слушал от няни, мир представал как что-то ужасное. И только Обломовка оказывалась самым тихим местом. Повзрослев Обломов постоянно предаётся мечтам о прежней жизни в Обломовке, вспоминает, как о нём заботились и оберегали. Но возврата нет и герой проводит дни в полном унынии.

Детство главного героя романа «Обломов» является основой к дальнейшей всей его жизни. Чтобы лучше понять психологию взрослого героя достаточно внимательно прочитать историю его детства. Литературное имя Обломов уже стало нарицательным в культуре русского народа. Гончарову в совершенстве удалось показать яркий пример бесхарактерного человека, который до сих пор интересен читателям.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Сочинение Детство Обломова

На протяжении всего романа Обломов как будто старается выбраться из грез, он пытается пробудиться ото сна и ему помогает в этом Ильинская. Также активно «будит» Обломова и Штольц, который пытается привить ему активность и деятельность. Тем не менее, «пробудившись» на лето Обломов снова впадает в свои грезы, где его убаюкивает Пшеницына, после чего Обломов оставляет этот мир как бы не просыпаясь более, но полностью погрязнув в неге.

Отдельное значение в этой теме засыпания и грез Обломова имеют главы, где описывается детство главного героя. Эти образы представляют для Ильи Ильича своеобразный идеальный мир, парадиз, который так ощутим и близок, но при этом недостижим.

Он вспоминает как весело бегал по Обломовке, многое хотел узнать. Из главы «Сон Обломова» мы узнаем истоки самой обломовщины. Оказывается маленькому мальчику повсюду запрещали шалости и призывали к тому чтобы перенять типичный уклад существования его деревни.

В Обломовке царил по большей части культ гедонизма и покоя. Характерным примером тут является письмо из соседнего села, которое не хотят открывать, для того чтобы не узнавать плохих новостей.

В такой атмосфере ребенку действительно приятно и спокойно, но также ему хочется познавать мир. Тем не менее, ему дают познавать только культ удовольствия и наслаждения простыми радостями, такими как пища. Обломов формируется под надзором воспитателей, которые ограждают мальчика от внешнего мира и в итоге при нем и во взрослом возрасте останется Захар, который тоже будет присматривать и во всем потакать.

Более чем интересным является описание сказок, которые рассказывает няня Обломова. Она описывает враждебный и трудный мир за пределами Обломовки, тот мир, которого следует избегать.

Как известно, детские сказки созданы именно для того чтобы формировать мировоззрение ребенка и готовить его ко взрослому миру. Через простые образы добра и зла, характерных героев и сюжеты, ребенок понимает многогранность мира и некоторые его структурные особенности. Обломов в этом смысле получает довольно простую установку, где идеальным миром является его деревня (или просто обломовский уклад) а миром враждебным – остальное пространство.

Вот почему Обломов с такой теплотой вспоминает собственное детство и радуется этому времени, которое было проведено в неге. По сути, его лежание на диване и является способом вернуться обратно в детство.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Обломов краткое содержание по главам и частям

Часть 1

Глава 1

Илья Ильич характеризуется, как беспечное, изнеженное существо с блуждающими мыслями. Обломов предпочитает валяться в постели и мечтать.

У него нелады со старостой имения. Еще ему надо найти новую квартиру. Все это для него слишком хлопотно, мысли сбиваются. Он упрекает в этом своего слугу Захара.

Обломов настолько ленив, что даже не читает книг и не ведет дневника.

Глава 2

Автор описывает рядовое утро Обломова. К нему приходят знакомые, тормошат его, но Обломов ссылается на свою занятость и никуда не идет.

Глава 3

Снова приходят знакомые. Алексеев послушен и незаметен, Тарантьев – беспокоен, шумен, зовет его на прогулку.

Глава 4

Обломов советуется с Тарантьевым по поводу своих дел со старостой и квартирой, тот предлагает ему квартиру свой приятельницы, а на старосту жаловаться губернатору.

Глава 5

Рассказывается, как Обломов закончил службу: отправил одну бумагу вместо одного города в другой. Сам засовестился и написал прошение об отставке. Первое упоминание о его друге Штольце.

Глава 6

Лежание, мечты.

Глава 7

Посвящена слуге Захару, если сказать кратко, слезливый пьяница. В то же время, умер бы за барина.

Глава 8

Захар напоминает барину о переезде. Но Обломов не может даже на время покинуть квартиру, чтобы люди перевезли вещи. С этой тяжелой проблемой главный герой засыпает.

Глава 9

Ему снится сон-воспоминание о своей детской жизни в Обломовке, его родовой усадьбе, где он родился, и где текла вечная спокойная жизнь. В этом сне автор романа вскрывает начальные причины лени Обломова: потакание от челяди, балование от многочисленных тетушек, всеобщее сонное царство.

Глава 10

Юмористическая сцена с Захаром (он сначала ругает своего барина перед другими слугами во дворе, а потом, когда слуги начинают смеяться над его барином, начинает неистово защищать его). Долго будит его, Обломов в полусне ругается с Захаром.

Глава 11

Эту сцену, улыбаясь, наблюдает Штольц, который только что приехал.

Часть 2

Глава 1

Повествуется о детстве Штольца. Он рос энергичным ребенком.

Отец немец по происхождению воспитывал своего сына в спартанской манере.

Когда Андрей Штольц окончил университет, отец вручил ему 350 рублей и отправил в Петербург, чтобы он сам нашел свое место в жизни.

Глава 2

Продолжается рассказ о жизни Штольца. В Петербурге он неутомимо работал, продвигаясь по служебной лестнице. Всегда был бодр, весел, не позволял себе пустых мечтаний. Их дружба с Обломовым только крепчала с годами.

Глава 3

Илья Ильич обсуждает с Андреем Ивановичем Штольцем свои проблемы о переезде и лукавом старосте имения. Штольц побуждает друга к активной жизни.

Глава 4

Штольц вывозит Илья Ильича в свет, чем тот не доволен, жалуясь, что у него устают ноги от сапог. Возникает идея поехать за границу.

Глава 5

Обломов загорается-таки идеей визита в Париж, делает необходимые приготовления. Штольц знакомит его со своей приятельницей Ильинской Ольгой Сергеевной.

Глава 6

Обломов все чаще общается с Ольгой и между ними возникает чувство. Происходит неожиданное признание в любви под впечатлением ее пения. Обломов переживает по этому поводу.

Глава 7

Захар берет себе в жены Анисью. Она наводит в доме чистоту, что очень не нравится Захару. Обломов волнуется по поводу того, как относится к нему Ольга, не презирает ли она его. Та по-прежнему ровна с ним.

Глава 8

Обломов знакомится с родственницей Ольги, которая имеет большое влияние на ее жизнь. Он встречается с Ольгой в Летнем парке, между ними происходит объяснение. Ольга благосклонно к этому относится.

Глава 9

Жизнь Обломова наполняется счастьем любви и новыми надеждами.

Глава 10

Обломов пишет Ольге письмо, в котором считает себя не достойным ее чувств и утверждает, что им надо расстаться. Он прячется в парке и видит, как Ольга читает письмо и плачет. Он просит прощения у девушки, поняв эгоистичность своих мыслей. Они мирятся.

Глава 11

Письмо Штольца об имении, чтобы Обломов уладил все дела.

Глава 12

Влюбленные пока встречаются тайно, собираются объявить о своей помолвке.

Часть 3

Глава 1

Тарантьев выпрашивает у Обломова денег, якобы за жилье. Обломов уже не такой нюня, не дает ничего.

Глава 2

Ольга советует Обломову быть практичнее и решить все дела с имением, а затем думать о свадьбе. Он едет на новую квартиру, знакомится там с Агафьей Пшенициной, отказывается от квартиры.

Глава 3

Ольга все требовательнее к делам Обломова, Илье Андреевичу это скучно. Все тянется вымогательство денег за квартиру, которую Обломов арендовал, но не живет там. С него требуют деньги, у него их нет.

Глава 4

Наконец-то Обломов переезжает на квартиру к Пшенициной. Агафья очень заботится о нем, ей нравится в Обломове как раз его барственная лень. Обломов узнает от Захара, что все слуги сплетничают об отношениях его с Ольгой.

Глава 5

Влюбленные снова встречаются в парке. Ольга торопит с разрешением всех дел. Обломову становится все тяжелее вести такую активную жизнь. К нему возвращаются сомнения и лень.

Глава 6

Ему уже не хочется идти к Ольге, он отговаривается больным и остается дома лежать на диване. В переписке с Ольгой лжет ей о своей болезни.

Глава 7

Девушка сама приезжает к Обломову, замечает его симуляцию, упрекает и вдохновляет снова на дела. Обломов воодушевляется.

Глава 8

Они обсуждают приготовления к свадьбе, все это пугает Обломова.

Глава 9

Приходит письмо из имения о плохом состоянии дел. Обломов обсуждает, что делать с Иваном Матвеевичем. Тот советует ему в управляющие Затертого.

Глава 10

Мухояров и Тарантьев обсуждают, как они наживутся за счет деревни Обломова.

Глава 11

Обломов сообщает, что женитьбу придется отложить на год из-за неурядиц с имением, Ольга падает в обморок. Ей начинает казаться, что она любит в Обломове то, каким он мог бы стать, а не какой он есть.

Глава 12

От переживаний о своей «обломовщине» Илья Ильич заболевает лихорадкой.

Часть 4

Глава 1

Прошел год, Обломов оставил Ольгу. Он живет у Агафьи, так же в лени. Она заботится о нем. Из имения снова присылают деньги от нового управляющего Затертого. Обломов доволен.

Глава 2

Появляется Штольц. Он говорит, что видел Ольгу за границей с тетей. Что она помнит Обломова.

Глава 3

Тарантьев напуган приездом Штольца, ведь он может раскрыть их аферы с имением, они с Мухояровым решают попугать Обломова его отношениями с Агафьей.

Глава 4

Рассказывается об отношениях Штольца и Ольги в Швейцарии. Они полюбили друг друга, и девушка соглашается на брак.

Глава 5

Обломов все больше погрязает в бездействии, он обрюзг, его нагло обманывают с имением, но он даже не обращает на это внимание.

Глава 6

В гости приезжает Штольц, рассказывает о браке с Ольгой, Обломов рад за него.

Глава 7

Штольц раскрывает аферы с имением. Обломов выгоняет Тарантьева.

Глава 8

Штольц и Ольга живут счастливо, но Ольга все же грустит по Обломову.

Глава 9

Обломов живет с Агафьей в тишине и спокойствии. Здоровье его пошатнулось из-за апоплексического удара. Он рассказывает Штольцу, что у них с Агафьей родился сын, которого они назвали в честь Штольца.

Глава 10

В этой главе читатель узнает, что Обломов умирает от второго удара. Штольц забирает его сына Андрея к себе в семью. Агафья хоть и скучает по сыну, но смиряется с этим, иногда навещая его.

Глава 11

Штольц случайно встречает Захара. Тот побирается. Он не забывает барина и не отходит далеко от его могилы. Когда Штольца спрашивают, в чем причины такой судьбы Обломова, он отвечает: «обломовщина».

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Край детства главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов»

1. Образ Обломовки. 2. Прозаичная реальность и сказочные мечты Обломова. 3. Последствия обломовского воспитания.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя достаточно полно описано в девятой главе. Интересен уже сам прием, который использовал автор, чтобы дать читателям возможность совершить виртуальное путешествие во времени и взглянуть на то, в какой обстановке рос и развивался человек, в романе предстающий уже взрослым и вполне сформировавшимся. Не просто воспоминания героя, не повествование от лица автора о его детских годах, а сон. В этом заключен особый смысл.

Что такое сон? В нем зачастую переплетаются образы повседневной реальности и фантастические образы, которые принадлежат чему-то иному, нежели обыденности — бессознательному ли, параллельному ли миру… В подсознании Обломова мечта, сказка занимает достаточно много места. Недаром сон его Гончаров описывает таким образом, что вскоре забываешь о том, что это сон, а не явь.

Следует обратить внимание на то, как Гончаров описывает родной край Обломова. Автор не начинает с непосредственного описания. Сначала речь идет о том, чего там нет, а уж после о том, что имеется: «Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого».

Казалось бы, все просто — автор описывает типичный среднерусский пейзаж, который действительно лишен резких романтических контрастов. Однако море, лес, горы — это не только характеристики рельефа той или иной местности, но и символические образы, которые нередко используются применительно к жизненному пути человека. Конечно, все эти объекты, как в их конкретном воплощении, так и в символическом отражении, несут в себе определенную угрозу для человека. Однако риск, необходимость преодолевать серьезные препятствия одновременно является и толчком к развитию личности.

В Обломовке эта естественная тенденция к духовному росту, к движению, к изменениям отсутствует напрочь. За внешней благостностью, проявляющейся в мягком климате, размеренном ходе жизни, отсутствии серьезных преступлений среди местного населения это как-то не сразу бросается в глаза. Но настораживает тот переполох, который поднимается в деревне, когда неподалеку заметили незнакомого человека, прилегшего отдохнуть: «Почем знать, какой он: ишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой…». И об этом рассуждает толпа взрослых мужчин, вооруженных топорами и вилами! В этом эпизоде, на первый взгляд незначительном, проявилась одна из важных отличительных черт обломовцев — они бессознательно стремятся избегать всего, что извне другое. Подобную же реакцию демонстрируют и хозяин с хозяйкой, когда они получают письмо: «…Кто его знает, каково оно там, письмо-то? Может быть, еще страшнее, беда какая-нибудь. Вишь ведь народ-то нынче какой стал!»

В «Сне», как во всем романе, то и дело звучит мотив противопоставления Обломовки, обломовского образа жизни. Обломовка «почти непроезжий» «уголок», который живет своей жизнью. Все, что происходит в остальном мире, практически не затрагивает интересов обломовцев. А их главные интересы — это вкусный обед, который предварительно обсуждают всей семьей, всем домом, и крепкий «богатырский» сон. Обломовцы не только не задумываются о том, что можно жить как-то иначе, чем они, нет, у них и тени сомнения не возникает, что живут они правильно, а «жить иначе — грех».

Вроде бы однообразно и незатейливо существование в Обломовке — откуда же взялась привычка Обломова часами мечтать в полудреме? Фантастические образы сказок, некогда рассказанных матерью и няней, произвели сильное впечатление на душу маленького Ильи. Но не подвиги богатырей больше всего захватывают его воображение. Илья с восторгом слушает сказки о том, как добрая волшебница ни за что ни про что щедро одаривает «какого-нибудь лентяя». И у самого Обломова, даже когда он вырос и стал более скептически относиться к сказкам, «навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

Почему же идеи именно таких сказок, а не тех, в которых бесстрашные, деятельные герои отважно отправляются на поиски «того, не знаю чего» или на битву с ужасным змеем, прочно засели в подсознании Ильи? Вероятно, потому что образ жизни лежащего на печи Емели практически полностью соответствовал тем стандартам поведения, которые Обломов вынес из родительской семьи. Ведь отец Ильи Ильича никогда не заботился о том, как идут дела в его владениях: поправить мост, поднять плетень собираются долго, а уж о том, чтобы поправить рухнувшую галерею, ленивые раздумья барина и вовсе растягиваются на неопределенное время.

А маленький Илья был мальчик наблюдательный: глядя, как отец изо дня в день меряет шагами комнату, не вникая в хозяйственные заботы, зато сердясь, если носовой платок не скоро подали, а мать печется главным образом об обильной еде, ребенок, естественно, сделал вывод, что так и нужно жить. Да и почему бы Илье думать иначе — ведь дети рассматривают родителей как авторитет, как образец поведения, которое следует копировать в своей взрослой жизни.

Движение жизни в Обломовке воспринималось не как нечто, в чем человек обязан принимать участие, а подобно потоку воды, бегущей мимо, остается лишь наблюдать за тем, что происходит вокруг, и по возможности уклоняться от личного участия в этой суете: «Добрые люди понимали ее (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом».

Труд в Обломовке расценивался как тягостная повинность, от которой не грех и увильнуть, если представится такая возможность. А между тем во многом именно благодаря труду происходит развитие личности, ее духовное становление и социальная адаптация. Обломов, в силу впитанных с детства идеалов, избегая активной деятельности, отказывается от личностного роста, от развития тех способностей и сил, которые были в нем заложены. Парадоксально, но Обломов, которого в детстве лелеяли и оберегали, не становится в своей взрослой жизни уверенным, успешным человеком. В чем же тут дело? У Обломова было счастливое детство, у него имелись все предпосылки для того, чтобы и дальнейшая его жизнь сложилась удачно, а он весь отпущенный срок земного существования пролежал на диване!

Ключ к пониманию проблемы заключен в неприметном на первый взгляд факте: воспитание в Обломовке было направлено лишь на телесное благоденствие ребенка, но не давало направления духовного развития, цели. А без этой малости, увы, Обломов, при всех своих достоинствах, стал тем, что и описал Гончаров.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины». В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова. В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми. Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Чацкий и фамусовское общество своеобразие конфликта для сочинения по теме

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Детство Обломова в романе Обломов

Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

Паренек был один и почитаемым Ребёнком. Ежедневные приём трапезы являлись мероприятием важным в семье Обломовых. После приема пищи весь дом засыпал. В том числе и нянечка, которая должна была охранять Илюшу, непроизвольно закрывала очи. В подобные минутки ребенок был совершенно независим.

Ребенок обожал убегать с дома, прогуливаться по галерее, пробегать по рощи и части оврага. Туда малыш боялся спускаться, так как овраг считалась небезопасным местом. Мать слишком сильно оберегала сына, никак не позволяла выбираться во двор и гулять под солнцем. Вот так Илья и приучался к размеренному существованию в Обломовке. Он следил за старшими , за их досужими делами и бесполезными беседами, запоминал и обучался.

В 12 лет парня отдали на подготовка Штольцу, в селение Верхлёво. Ни один человек из семь Обломовых не осознавал значимости знаний, всегда ожидали только диплом. Отцу с матерью было жалко сына и они стремились сдержать его дома всеми силами.

Помимо лени, безвольности и абсолютного несогласия с общественной жизнью Обломову присуще излишняя мечтательность. Персонаж большинство времени жил в мечтаниях о вероятном перспективном будущем, выдумывая массу альтернатив благополучного существования в Обломовке. Откровенно переживая любую собственную мечту, Илья никак не осознавал, что все это лишь иллюзии, красивые небылицы, аналогичные историям нянечки, рассказанным в раннем детстве.

Единственным другом Ильича являлся сын его педагога. Андрюша с раннего возраста был целеустремлён, твёрд, он являлся противоположностью Обломова. Штольц стремился послужить причиной товарища в передвижение, принуждал обучаться. Однако правила родимого жилья нравились Илье больше. Взгляд на жизнь у товарищей был разный, но все же теплые чувства они сохранили.

Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Желания и порывы мальчишки никак не находили своего места. Это и привело его к тому, что он стал ленивым и боязливым.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Семья героя

Кто же создал такой неспешный образ жизни в имении? Его хозяева, помещики. Одним из поколений господ этой деревни был отец семейства Обломовых — Илья Иванович. Можно сказать, что он человек очень добрый, искренний, в чем-то инфантильный. Но также персонаж обладал рядом отрицательных качеств, которые привели к обнищанию его крепостных.

Характеристика натуры Обломова старшего показывает, что он крайне ленив, безынициативен и неспособен к какому-либо действию. Принимать решения, вникать в хозяйственные вопросы, заниматься развитием своего имения он не хотел.

Обычно день главы семьи проходил так: он любил долго спать, потом любоваться в окно и о чем-то думать. Даже заниматься саморазвитием для него было утомительно. Если и брал он в руки книгу, то от скуки, особого интереса в этом не видел. Ему было абсолютно все равно, что он читал. Вот так и проводил свои дни барин, ничем себя не утруждая, в то время как его имение рушилось и беднело.

Разве таким должен быть помещик? Для чего ему даны крестьяне, имение? Не для того, чтобы за него все делали. Исторически у русского помещика были важные государственные задачи:

  • Успешно, эффективно вести хозяйство в своем имении.
  • Обеспечивать его развитие.
  • Следить, чтобы оно приносило доход.

Помещик — это хороший фермер, поддерживающий сельское хозяйство на вверенной ему территории.

Ему необходимо находить новые источники дохода, пути развития имения. Можно сказать, что помещик должен был обладать качествами бизнесмена, умеющего качественно вести дела, обеспечивать нормальные условия жизни крестьян. Ведь именно крепостные — это незаменимый элемент в этой системе.

Обычно глава семьи, помещик, занимался ведением дел, а его жене отводилась роль хранительницы очага, поддерживающей домашний уют и воспитывающей детей. В семье Обломовых Илья Иванович вообще ничем себя не обременял.

Может быть, его жена выполняла не только свою работу, но и работу мужа? Нет. Она тоже не была полноценной хозяйкой: ей лень было заниматься домашними обязанностями. А в воспитании сына она совершала много ошибок с педагогической точки зрения. Она слишком опекала единственного ребенка Илюшу, буквально душила его своей любовью и выполняла все прихоти отпрыска.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Сочинение на тему все мы родом из детства обломов

1. Образ Обломовки. 2. Прозаичная реальность и сказочные мечты Обломова. 3. Последствия обломовского воспитания. В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя достаточно полно описано в девятой главе. Интересен уже сам прием, который использовал автор, чтобы дать читателям возможность совершить виртуальное путешествие во времени и взглянуть на то, в какой обстановке рос и развивался человек, в романе предстающий уже взрослым и вполне сформировавшимся. Не просто воспоминания героя, не повествование от лица автора о его детских годах, а сон. В этом заключен особый смысл. Что такое сон? В нем зачастую переплетаются образы повседневной реальности и фантастические образы, которые принадлежат чему-то иному, нежели обыденности — бессознательному ли, параллельному ли миру… В подсознании Обломова мечта, сказка занимает достаточно много места. Недаром сон его Гончаров описывает таким образом, что вскоре забываешь о том, что это сон, а не явь. Следует обратить внимание на то, как Гончаров описывает родной край Обломова. Автор не начинает с непосредственного описания. Сначала речь идет о том, чего там нет, а уж после о том, что имеется: «Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Казалось бы, все просто — автор описывает типичный среднерусский пейзаж, который действительно лишен резких романтических контрастов. Однако море, лес, горы — это не только характеристики рельефа той или иной местности, но и символические образы, которые нередко используются применительно к жизненному пути человека. Конечно, все эти объекты, как в их конкретном воплощении, так и в символическом отражении, несут в себе определенную угрозу для человека. Однако риск, необходимость преодолевать серьезные препятствия одновременно является и толчком к развитию личности. В Обломовке эта естественная тенденция к духовному росту, к движению, к изменениям отсутствует напрочь. За внешней благостностью, проявляющейся в мягком климате, размеренном ходе жизни, отсутствии серьезных преступлений среди местного населения это как-то не сразу бросается в глаза. Но настораживает тот переполох, который поднимается в деревне, когда неподалеку заметили незнакомого человека, прилегшего отдохнуть: «Почем знать, какой он: ишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой…». И об этом рассуждает толпа взрослых мужчин, вооруженных топорами и вилами! В этом эпизоде, на первый взгляд незначительном, проявилась одна из важных отличительных черт обломовцев — они бессознательно стремятся избегать всего, что извне другое. Подобную же реакцию демонстрируют и хозяин с хозяйкой, когда они получают письмо: «…Кто его знает, каково оно там, письмо-то? Может быть, еще страшнее, беда какая-нибудь. Вишь ведь народ-то нынче какой стал!» В «Сне», как во всем романе, то и дело звучит мотив противопоставления Обломовки, обломовского образа жизни. Обломовка «почти непроезжий» «уголок», который живет своей жизнью. Все, что происходит в остальном мире, практически не затрагивает интересов обломовцев. А их главные интересы — это вкусный обед, который предварительно обсуждают всей семьей, всем домом, и крепкий «богатырский» сон. Обломовцы не только не задумываются о том, что можно жить как-то иначе, чем они, нет, у них и тени сомнения не возникает, что живут они правильно, а «жить иначе — грех». Вроде бы однообразно и незатейливо существование в Обломовке — откуда же взялась привычка Обломова часами мечтать в полудреме? Фантастические образы сказок, некогда рассказанных матерью и няней, произвели сильное впечатление на душу маленького Ильи. Но не подвиги богатырей больше всего захватывают его воображение. Илья с восторгом слушает сказки о том, как добрая волшебница ни за что ни про что щедро одаривает «какого-нибудь лентяя». И у самого Обломова, даже когда он вырос и стал более скептически относиться к сказкам, «навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Почему же идеи именно таких сказок, а не тех, в которых бесстрашные, деятельные герои отважно отправляются на поиски «того, не знаю чего» или на битву с ужасным змеем, прочно засели в подсознании Ильи? Вероятно, потому что образ жизни лежащего на печи Емели практически полностью соответствовал тем стандартам поведения, которые Обломов вынес из родительской семьи. Ведь отец Ильи Ильича никогда не заботился о том, как идут дела в его владениях: поправить мост, поднять плетень собираются долго, а уж о том, чтобы поправить рухнувшую галерею, ленивые раздумья барина и вовсе растягиваются на неопределенное время. А маленький Илья был мальчик наблюдательный: глядя, как отец изо дня в день меряет шагами комнату, не вникая в хозяйственные заботы, зато сердясь, если носовой платок не скоро подали, а мать печется главным образом об обильной еде, ребенок, естественно, сделал вывод, что так и нужно жить. Да и почему бы Илье думать иначе — ведь дети рассматривают родителей как авторитет, как образец поведения, которое следует копировать в своей взрослой жизни. Движение жизни в Обломовке воспринималось не как нечто, в чем человек обязан принимать участие, а подобно потоку воды, бегущей мимо, остается лишь наблюдать за тем, что происходит вокруг, и по возможности уклоняться от личного участия в этой суете: «Добрые люди понимали ее (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом». Труд в Обломовке расценивался как тягостная повинность, от которой не грех и увильнуть, если представится такая возможность. А между тем во многом именно благодаря труду происходит развитие личности, ее духовное становление и социальная адаптация. Обломов, в силу впитанных с детства идеалов, избегая активной деятельности, отказывается от личностного роста, от развития тех способностей и сил, которые были в нем заложены. Парадоксально, но Обломов, которого в детстве лелеяли и оберегали, не становится в своей взрослой жизни уверенным, успешным человеком. В чем же тут дело? У Обломова было счастливое детство, у него имелись все предпосылки для того, чтобы и дальнейшая его жизнь сложилась удачно, а он весь отпущенный срок земного существования пролежал на диване! Ключ к пониманию проблемы заключен в неприметном на первый взгляд факте: воспитание в Обломовке было направлено лишь на телесное благоденствие ребенка, но не давало направления духовного развития, цели. А без этой малости, увы, Обломов, при всех своих достоинствах, стал тем, что и описал Гончаров.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Московский университет

После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.

Поскольку родители не могли так же «заботиться» о сыне в Москве, то там он, несомненно, получил гораздо больше знаний. Его споры со Штольцем несут в себе идеи гуманизма, высказанные известным профессором Надеждиным.

Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.

Он перестал понимать, зачем нужна наука, часто задавал себе вопрос о том, когда же он будет жить. Под жизнью он понимал отдых и наслаждение. В конечном итоге он забросил науку. После этого и началась настоящая «жизнь» — время лежания на диване и безделья. Вот, пожалуй, все, что сказано в романе про образование Обломова.

образование обломова в романе обломов

Подводя итоги, нужно отметить, что среда, в которой проходили детские годы Ильи Ильича, не располагала к увлеченности им какой-либо серьезной деятельностью во взрослой жизни. Любая работа рассматривалась им как что-то негативное. Почти всегда Обломов учился для галочки, то есть чтобы получить аттестат. Будучи одаренным от природы человеком, он не смог реализовать себя в жизни. Итак, мы видим, что образование Обломова в романе «Обломов» имело формальный характер.

  • Какие сказки слушает маленький илья
  • Какие сказочные персонажи присутствуют в сказках бажова
  • Какие сказки сережа багров начал читать
  • Какие сказочные герои участвуют в народных сказках
  • Какие сказки самые древние у всех народов мира