Какие сказки сутеева изучали в первом классе

Цикл интегрированных  внеклассных занятий по творчеству В.Г. Сутеева. 1 класс.

Цель занятий:

— пробуждать и поддерживать интерес к книге и чтению;

Задачи:

     -познакомить с творчеством В.Г. Сутеева;

     -учить обращать внимание и рассматривать иллюстрации в книге;

— выявлять первичное восприятие, расширять читательский опыт детей;

— учить характеризовать героев сказки;

    — учить выражать свое отношение к положительным, отрицательным героям;

— формировать понятие о дружбе, доброте, находчивости;

-развивать творчество, фантазию.

Уроки проводятся в декабре.  В заключение проводится сутеевская ёлка.

К ней дети готовят поделки, рисунки, костюмы.

После 1 урока начинается переписка с Дедом Морозом. Дети получают от Деда Мороза письмо.

«Дорогие ребята! Я узнал, что вы знакомитесь с рисунками и сказками В. Г.Сутеева и я очень рад этому, так как я его очень — очень люблю. Я нарисовал вам два его рисунка. Напишите мне, для чего цыплёнку понадобился листочек, и из какой сказки прибежал ёжик. Письма отдавайте своей учительнице.

                                 Дед Мороз».

На листах бумаги нарисованы цыплёнок с листочком в клюве и ёж, заяц и ворона  с яблоком.

 

Аналогично составляются ещё несколько писем по сказкам В.Г. Сутеева. На Новый год Дед Мороз обыгрывает письма, рисунки, награждает всех участников переписки.

                       Занятие 1.  Тема «В.Г. Сутеев – писатель»

Цель

1.Познакомить детей с творчеством В. Г. Сутеева.

      Задачи:

Образовательные: учить слушать и высказывать свою точку зрения, учить правильному,  выразительному  чтению;  

Развивающие: развивать речь учащихся, память, развивать творческие и способности.

Воспитательные:  формировать умение  сравнивать героев сказки и их поступки, побуждать детей проявлять чувства взаимовыручки, трудолюбия и доброты.

Учебный материал:

  1. Презентация к уроку
  2. Компьютер, проектор
  3. Распечатка сказки В.Г. Сутеева «Петух и краски»
  4. Листы бумаги у каждого, раскраска «Петух, цветные карандаши
  5. выставка книг  В. Сутеева.

Ход занятия.

1. Организационный  момент. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2 Актуализация знаний. Обозначение темы урока  Слайд2

Сегодня  наш занятие будет посвящён творчеству одного  очень необычного человека.  Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаетезагадки и найдёте в загадках нужные буквы.

-Кто  разносит  новости  по  лесу?   (сорока) Назовите 1 букву в слове

-О  ком  говорят,  трудолюбивый  как  …   уравей). Назовите 2 букву в слове.

-Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать.    (утёнок) Назовите 2 букву в слове.

-Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка.   (снеговик) Назовите 3 букву в слове.

-В  чём  приносит  Дед Мороз  подарки  детям?  ешок) Назовите 2 букву в слове.

-Он зимой в берлоге спит,  потихонечку храпит.

 А проснется, ну реветь,   Как зовут его —    (медведь). Назовите 4 букву в слове.

— Прочтите  слово,  которое  получилось.   (Сутеев)

3.Работа над аппаратом книги.

-Да, сегодня мы начнём знакомство с творчеством В.Г. Сутеева. Но прежде чем говорить о нём, мне хотелось бы поиграть в книжный магазин. Я – продавец, вы – покупатели. Посмотрите, какие книжки у меня продаются.

Детям предлагается рассмотреть  выставку книг разных писателей, жанров. Книги разные по толщине, со «слепыми обложками, в том числе и книги с яркими обложками Сутеева.

-Вы пришли в книжный магазин с мамой, и мама разрешила вам купить любую книгу. Какую книгу  вы выберите, почему?

Многие дети выбирают книги Сутеева.

-Чем вас привлекли эти книги? (они с яркими картинками)

-Правильно. Значит, первый, кто вас привлекает в книжке – это художник, который рисует иллюстрации в книжке. Такой художник называется иллюстратором.  Слайд 3, 4.

-А кто ещё делает книжки?  Кто самый главный? Правильно, самый главный человек – это писатель. Фамилия писателя всегда пишется над названием книжки на обложке и на титульном листе. А что такое титульный лист? (Титульный лист, титул (от лат. titulus — надпись, заглавие), начальная страница (страницы) книги, на которой помещаются основные выходные сведения (название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.). Слайд 5.

 Показать детям, где пишется фамилия автора книги. Взять разные книги. Попросить показать и прочитать  фамилию автора в разных книгах.

-Фамилия художника пишется в разных местах книги: иногда на обратной стороне титульного листа, иногда под названием или даже на самой последней странице. (Показ)

-Назовите фамилии писателей, которых вы знаете (считаем)

-Вот как много. А теперь назовите фамилии художников, которые рисовали картинки в ваших любимых книжках…. Что же получается? Художники, которые рисуют картинки, первыми привлекают наше внимание, а вы его не знаете. Давайте же сегодня начнём с ними знакомиться.

Повторим, картинки в книгах называются иллюстрациями, а  художник, который рисует иллюстрации – художник – иллюстратор. Как же фамилия художника, который нарисовал иллюстрации в понравившихся вам книжках? (Сутеев). Слайд 6

-Прежде, чем начать рассматривать ещё одну интересную книжку, мы немножко отдохнём.

4.  Физкультминутка. Слайд 7

Ёжик шёл, шёл, шёл.                                                                                                         И грибок нашёл.                                                                                                            Раз — грибок, два –  грибок,                                                                                          Положил их в кузовок.

5.Закомство с книгой В.Г.Сутеева «Сказки». Слайд 8.

-Посмотрите, какую интересную книжку я вам покажу.

Учитель демонстрирует  книгу В. Г. Сутеева «Сказки». Фамилия автора расположена выше названия книги.

-Прочитайте. А ведь мы только что говорили, что Сутеев – художник. Даже на доске записали. Может быть, мы ошиблись?

 -Посмотрите, кто рисовал в этой книге картинки. Прочитайте. ( рисунки автора).

-Рисовал тоже В.Г. Сутеев. Вот какой это интересный человек! Он и художник, и писатель одновременно. Очень весёлый художник и добрый писатель. Все вы хорошо знаете его сказки, но не все знают, кто их написал. Давайте попробуем их вспомнить. Поднимите руки, кто знает сказку про цыплёнка и утёнка. А сказку «Кто сказал мяу». Посмотрите на иллюстрации и скажите, что это за сказки. О чём они. ( Дети вспоминают сказки, содержание, зачитываются небольшие отрывки из сказок). Слайд 9.

-А кто смотрел мультфильм «Кот – рыболов»?

 -Вот видите, вы оказывается, знаете сказки В.Г. Сутеева .

Рассказ учителя о писателе. Слад 10.

Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком, он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине,  пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе. Дети разделили между собой его таланты. Дочь стала врачом, а два сына посвятили себя искусству. Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.  В одном классе с ним училась девочка Соня. Ей очень нравились эти рожицы, а заодно и мальчик, который их рисовал. Когда она выросла, она стала женой Владимира Григорьевича и не было у него друга  и помощника строже и добрей , чем Софья Ивановна. Они вместе жили в Москве и вместе там работали.

Владимир Григорьевич работал очень быстро и весело. Про него говорили, что он пишет сказки правой рукой, а левой рисует. Таким образом, у него заняты обе руки. Он часто встречался с детьми детских садов и школ и на этих встречах часто рисовал им на больших листах бумаги. Причём, чтобы позабавить малышей, он рисовал сразу двумя руками – и правой и левой.

Сначала Сутеев только рисовал малышам картинки, а потом стал придумывать им сказки. А ещё он работал в кино и делал мультфильмы.

6.Знакомство со сказкой «Кот – рыболов» Слайд11.

А сейчас мы посмотрим с вами мультфильм «Кот рыболов» (просмотр).

— А о чём эта сказка? Как вы думаете, что хотел сказать автор этой сказкой, чему он хотел научить? (жадным, ленивым зверям не досталось рыбы, а ещё рыбу надо удить спокойно, в тишине, тогда и улов будет хороший).

Итак, каждой сказкой Владимир Григорьевич учит ребят чему-то хорошему, доброму, умному.    Слайд12.

7. Знакомство со сказкой «Мышонок и карандаш». Слайды 13 и 14.

 Владимир Григорьевич хороший писатель и хороший художник, и он придумывал сказки,  в которых учил ребят рисовать. Сейчас послушайте ещё одну сказку. Называется она «Мышонок и карандаш» (чтение сказки).

-Что вы можете сказать о мышонке? Каким оказался Карандаш?

(мышонок глупенький, испугался нарисованного кота, а карандаш – умный и находчивый, наказал самоуверенного мышонка)

На уроках изобразительного искусства мы часто рисуем животных. Как называют художников, изображающих птиц, зверей, рыб? (анималисты)роках изобразительного искусства мы часто рисуем животных.                                                                    

А сейчас возьмите листы и мы попробуем нарисовать кошку, как учит художник. Мы тоже будем анималистами.

1.

2.

3.

4.

5.                              

6.

7.

8. Знакомство со сказкой «Петух и краски» Слайды 15, 16, 17.

 Но одного простого карандаша для рисования недостаточно. Прочитаем сказку «Петух и краски».

Чтение сказки, напечатанной на листах. Иллюстрации демонстрируются на экране. Сказка дана в сокращении.

— Что нужно, чтобы рисунки стали яркими, привлекательными? (Краски)

-Кто помог Петуху стать настоящим?  ( Краски, Собака).

-Какой краской надо раскрасить петушку гребешок, грудку, крылышки, хвост.

-Сейчас вы получите листочки с нераскрашенным петушком и дома раскрасите их так, как учит Сутеев.

9. Итог урока.

Чему же  учат сказки В. Сутеева?

( учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат делиться, трудолюбию, доброте)

-Молодцы. Вы все сегодня хорошо поработали. Читайте сказки сами, а также своим младшим братьям и сёстрам, наслаждайтесь иллюстрациями.

10.Рефлексия

Если вам сегодня было интересно, и вы узнали новое, раскрасьте листочек жёлтым или оранжевым цветом, а если было скучно и неинтересно, то пусть ваш листочек будет синим или коричневым. Украсьте своими листиками дерево на лесной полянке.

Петух и краски

Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл.                                      

  — Что ты ходишь такой нераскрашенный? — удивилась Собака.                                       Посмотрел Петух в воду. И верно — Собака правду говорит.                                                      — Не печалься, — сказала Собака, — иди к Краскам: они тебе помогут.                                                                                       Пришел Петух к Краскам и просит:
— Краски, Краски, помогите мне!                                                                                                   — Хорошо, — сказала Красная Краска и раскрасила ему гребешок и бородку.                                                 И Синяя Краска — перышки на хвосте.                                                                                                    Зеленая — крылышки.                                                                                                                                 А Желтая — грудку.                                                                                                                                  — Вот теперь ты настоящий Петух! — сказала Собака.

Информация для учителя.

/Российская государственная детская библиотека: …Родился он в Москве, в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1947 г. он работал в Детгизе.
Художник многое принес в книжную иллюстрацию из мультипликационного кино; его динамичные, порой с успехом заменяющие текст, рисунки похожи на кадры мультиков; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике.
В детскую литературу В.Г.Сутеев пришел из кино. В прошлом остался институт кинематографии (1928); работа, еще в студенческие годы, над первым рисованным фильмом «Китай в огне» (1924); постановка первого звукового мультфильма «Улица поперек» (1931); студия «Союзмультфильм», где созданы более 30 фильмов, некоторые из них («Петя и Красная шапочка», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки» и др.) были удостоены международных наград. В 1941 г. перед тем, как уйти на фронт, Владимир Григорьевич закончил работу над фильмом «Муха-цокотуха» по сказке К.Чуковского.
В 1952 г. в Детгизе вышла первая книжка «Две сказки про карандаш и краски», где Владимир Григорьевич Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель. К.Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
С тех пор издано немало сутеевских книг: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка» и многие другие. Эти занимательные книжки дают малышу начальные представления об окружающем. Обыкновенная палка у находчивого Ежа становится «палочкой-выручалочкой-наверх-поднималочкой-из-беды-вытягалочкой». И всё это наглядно показано в картинках. С первой книжки проявился их игровой характер (Карандаш, для того чтобы спастись от жадного Мышонка, рисует Кошку). В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины. В.Г.Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки К.Чуковского, «Усатый-полосатый» С.Маршака, «Дядя Стёпа» С.Михалкова, «Веселое лето» В.Берестова.
Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д.Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А.Прейсена «Веселый Новый год», английского писателя Л.Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского).
 Остроумные, веселые добрые книжки В.Г.Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии… 

Данная публикация приурочена ко дню рождения чудесного сказочника —  Владимира Григорьевича Сутеева. Она представляет собой переработанную статью, которую я написал и опубликовал в моём блоге в Живом Журнале год назад. А уже оттуда её самым наглым образом скопировали и опубликовали на пиратском сайте «Фишки». Вместе с допущенными мною ошибками.
Для публикации на сайте я исправил и дополнил эту статью. Надеюсь, она Вам понравится!

Владимир Григорьевич Сутеев внёс огромный вклад в развитие детских книжек и детской иллюстрации. Миллионы как советских, так и постсоветских детей на них выросли. Я тоже рос на них, а также читал и показывал их своей дочери.
Эти истории, на мой взгляд, самые идеальные произведения для самых маленьких, для первого знакомства детей с книгами. Текст и картинки в них дополняют друг друга, а иногда иллюстрация заменяет часть текста. Например, в «Мешке яблок»: «Прибежал Заяц к яблоне, а там …»
А что «там» — видно из картинки, там Волк сидит.

Почти все истории Сутеева были экранизированы. И по моему личному мнению, хоть все эти мультики и хорошие, всё же мультипликационные персонажи (здесь я имею в виду только сказки про зверей, для самых маленьких) в плане изображения уступают книжным персонажам, нарисованным Сутеевым.
Его рисунки — потрясающие и очень узнаваемые.
Его герои — яркие и выразительные. Кажется, что они сейчас оживут, и на бумаге начнётся мультик.

А свои сказки про пионеров, вроде «Волшебного магазина» и «Пети и Красной Шапочки», Сутеев, кстати, не иллюстрировал. Их издавали с рисунками других авторов. Люди на рисунках Сутеева были не так часто — наверное, звери и сказочные персонажи были ему интереснее.

Даже если бы все эти книжки-картинки были только развлекательными, они бы всё равно были великолепными. Но в большинстве сутеевских сказок ещё и мораль есть, они — поучительные. Причём мораль в них — ненавязчивая, что немаловажно.

Так чему же учат книжки-картинки Сутеева?

Под грибом

Сказка о взаимопомощи. Мультфильм по этой сказке назвали «Грибок-теремок».
Кроме того, что надо помогать, есть и просветительный момент — информация о том, что грибы растут во время дождя.

Кто сказал «Мяу»

Известная история о Щенке, который не знал, кто мяукает. Вот здесь мультфильм (кукольный) очень сильно уступает книге.
Учит тому, что надо знать, кто как говорит.
Кстати, если внимательно посмотреть на рисунки, можно увидеть, насколько сильно напугал Щенка цепной Пёс…

Ёлка

На мой взгляд, не очень удачное заглавие — слишком общее, размытое. Мультфильм, снятый по этой книжке, назывался более точно и ёмко — «Снеговик-почтовик». Все помнят старую добрую историю, как Снеговик с щенком ходили к Деду Морозу за ёлкой?
Учит — смелости, находчивости, взаимопомощи.

Мешок яблок

Одна из лучших книжек, и мультфильм тоже один из лучших. В отличие от экранной версии, в книжке у Зайца не четыре, а пять сыночков. Видимо, «четыре сыночка» звучат лучше, чем «пять сыночков» — скорректировали для песенки.
После мультфильма «Мешок яблок» был снят ремейк довоенного мультфильма «Дед Мороз и Серый Волк», и новую версию сделали продолжением «Мешка яблок» — там действовали те же Заяц с семьёй, Ворона и Волк. Получилась отличная дилогия.
Ну, а чему учит — доброте, находчивости, взаимопомощи. И тому, что долг платежом красен.

Яблоко

Ещё одна «яблочная» история.
О том, что надо делиться! Особенно в случае равных прав на имущество.

Палочка-выручалочка

Книжка о том, что при наличии мозгов простую палку можно использовать в множестве дел. Это и рычаг, и шест, и средство самозащиты, и что угодно…

«Яблоко» и «Палочка-выручалочка» вошли в мультфильм-сборник «Две сказки», снятый Леонидом Амальриком. Этот режиссёр неоднократно снимал мультфильмы по сценариям Сутеева. Снято там почти по тексту, только Волк был заменён на Лису. Но рисовка была очень странная. Особенно Заяц с его огромным круглым хвостом…

Кот-рыболов

Случай, как с «Мешком яблок» — великолепна и книга, и мультфильм. «Первая рыбка — моя!»
Учит тому, что надо иметь терпение, строго соблюдать очередь, не наглеть и не жадничать.

Разные колёса

А эта сказка — о том, какое применение в хозяйстве можно найти для колёс разного размера. Конечно, при наличии мозгов и умелых рук.
Колёсам разного диаметра, которые Медведь не смог приспособить к телеге, находчивые Муха, Лягушка, Ёжик и Петух нашли применение в хозяйстве. Все колёса пригодились!
Кстати, в книжке о Медведе только упоминается, а в мультфильме он был одним из ключевых персонажей.

Дядя Миша

Если взялся за дело — нужно делать серьёзно и до конца! А не бросать начатое, резко увлекшись чем-то другим.

Кораблик

Учит находчивости. И тому, что не нужно смеяться над теми, кто чего-то не умеет.

Это что за птица?

Учит тому, что нужно быть самим собой, и не завидовать другим.
Кстати, развязка книжки и мультфильма немного отличается. По моему мнению, в книжке финал — лучше.

Цыплёнок и Утёнок

Очень короткая сказка, буквально несколько строчек. Но в этих строчках — очень много поучительного! Надо не повторять слепо за другими, идти своим путём, развивать свою индивидуальность.

Три котёнка

Как и «Цыплёнок и Утёнок», «Три котёнка» — очень простенькая сказка для самых маленьких читателей, где рисунков гораздо больше, чем текста. Эти две истории часто соединялись вместе — например, в мультфильме «Шутки», в диафильме (кадр, который я привожу — как раз из диафильма).
«Три котёнка» — о том, как три маленьких существа, которые только начинают жить, познают мир. Узнают, что мука — белая, что если полезть в трубу, то можно выпачкаться, а в воде вымокнуть.

Мышонок и Карандаш, Петух и Краски, Капризная кошка

Эти три истории развивают начальные навыки рисования.
Кстати, эти сказки (кроме «Капризной кошки») вошли в самую первую опубликованную авторскую книжку Сутеева «Две сказки про карандаш и краски». Он тогда бросил режиссуру (не закончив мультфильм «Охотничье ружьё») и ушёл работать художником-иллюстратором. И параллельно начал писать свои сказки.
К режиссуре он вернётся лишь один раз — совместно с Борисом Дёжкиным экранизирует «Муху-Цокотуху» Корнея Чуковского.

Времена года

«Времена года» стоят в библиографии Сутеева немного особняком. Это описание жизни брата и сестры Кнопочкиных, их кота Усика и собаки Чапки за 12 месяцев. Любопытная книжка — год глазами детей. Ваня и Маша ловят рыбу и работают на огороде, дрессируют своих зверей и рисуют, начинают учиться в школе и устраивают концерты…

Вот эта книжка, кстати, не экранизирована, но Кнопочкины фигурировали в мультфильме «Весёлый огород», который Сутеев снимал ещё как режиссёр.
«Времена года» выпускались как в виде книги, так и в виде набора открыток.

Снежный зайчик

Это одна из самых редких сказок Сутеева, она издавалась не часто. И мультфильма по ней нет.
История об упорстве, о том, что надо идти к своей цели, даже если ничего не получается.

С моралью или без, экранизированные и нет — сказки-картинки Владимира Григорьевича Сутеева просто чудесны!

Спасибо за внимание! Кстати, Вы можете поделиться статьёй в своих соцсетях!

Анатолий Иванов

Цели:

  • ввести в круг чтения детей новые авторские
    сказки;
  • учить сравнивать сказки по темам, авторам; учить
    составлять схематический план и пересказывать
    по плану;
  • учить сравнивать поступки героев;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и дружеского
    отношения друг к другу.

Оборудование: портрет автора,
иллюстрации и модели обложек к сказкам В.
Сутеева, ранее изученным в 1 классе, карточки со
словами и предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.

Тихо будем мы сидеть, чтобы знать и всё уметь.

II. Актуализация прежних знаний.

1. Называние учащимися заголовка сказок по
краткому описанию, нахождение иллюстрации к ним
и соединение иллюстраций с моделями обложек к
этим сказкам.

— Ребята, давайте вспомним и назовём некоторые
произведения, которые мы читали на предыдущих
уроках литературного чтения по краткому
описанию.

а) В этом произведении говорится о том, как
насекомые и животные прятались от сильного дождя
и им вместе не было тесно (учащиеся называют
сказку “Под грибом”, выбирают иллюстрацию на
доске и соединяют её с моделью обложки).

б) В этом произведении маленький глупый щенок
искал того, кто сказал “Мяу!” (“Кто сказал
“мяу”?).

в) В этом произведении снеговик отправился в
дремучий зимний лес с письмом от детей к деду
Морозу (“Ёлка”).

г) В этом произведении маленькие котята бегали
за мышкой, лягушкой и рыбкой (“Три котёнка”).

д) В этом произведении одной кошке не
понравился рисунок девочки, который она
нарисовала для неё (“Капризная кошка”).

е) В этом произведении заяц, ворона и ёж
поссорились из-за одного фрукта (“Яблоко”).

2. Обобщение: определение общего (жанра) в данных
произведениях, называние автора и темы.

— Итак, что общего в этих произведениях? (это
всё сказки)

— Кто является автором этих сказок? (на доске:
Владимир Георгиевич Сутеев)

— Если у этих сказок есть один автор, как тогда
они называются? (авторские)

— Про кого пишет В. Сутеев? (про животных и
детей)

III. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним
произведением В. Сутеева, которое называется
“Палочка-выручалочка”. Как вы думаете, о какой
палочке пойдёт речь в этом произведении? (мнение
детей).
Давайте узнаем об этом из текста.

2. Слушание сказки “Палочка-выручалочка” В.
Сутеева (читает учитель).

В. Сутеев “Палочка-выручалочка”.

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и
пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.

До дома далеко – идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил – споткнулся,
чуть было не упал.

— Ах, ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку
ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и
побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ёжа палку, удивился:

— Зачем тебе палка? Что в ней толку?

— Это палка не простая, — объяснил Ёжик. – Это
палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул.

Пошли они дальше и дошли до ручья.

Заяц одним прыжком перескочил ручей и крикнул
уже с другого берега:

— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с
нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад,
разбежался, воткнул на бегу палку в середину
ручья, одним махом перелетел на другой берег и
стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это
палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне
помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт,
перед собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься
еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и
провалился в трясину по самые уши. Вот-вот
захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и
кричит:

— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил
дёрнул и вытянул друга из болота.

Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит
Ёжику:

— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это
палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка.

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного
леса увидели на земле птенчика. Он выпал из
гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над
ним, не зная, что делать.

— Помогите, помогите! – чирикали они.

Гнездо высоко – никак не достанешь. Ни Ёж, ни
Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо.

Думал Ёжик, думал и придумал.

— Становись лицом к дереву! – скомандовал он
Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на
кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи,
поднял как мог палку и достал почти до самого
гнезда.

Птенец ещё раз пискнул и прыгнул в гнездо.

Вот обрадовались его пап и мама! Вьются вокруг
Зайца и Ежа, чирикают:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу: — Молодец, Ёжик! Хорошо
придумал!

— Что ты! Это всё
палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем гуще, темнее.
Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт
впереди, палкой ветки раздвигает.

И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк
выскочил, загородил дорогу, зарычал:

— Стой!

Остановились Заяц с Ёжиком.

Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя,
Косой, целиком и съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в
зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле
приросли. Закрыл глаза – сейчас его Волк съест.

Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей
палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул – и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка
спас!

— Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, —
ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А
дорога тяжёлая, в гору идёт.

Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а
бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.

До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не
может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в
гору.

И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя
палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

3. Беседа после чтения:

— Понравилось это произведение? Какое
настроение оно вызвало? Почему?

— Назовите героев произведения (Заяц и Ёжик).

— Опишите, каким вы представили себе Ёжика,
Зайца (мнение детей).

— Объясните заголовок произведения.

— Какую помощь оказывала друзьям эта палочка?

— Как называл её Ёжик? (на доске вывешиваются
карточки со словами: палочка, скакалочка,
вытягалочка, поднималочка, ударялочка).

Хотите узнать, попал ли домой Заяц и что
важного он для себя понял?

— Прочитайте окончание текста сами.

(Учащиеся самостоятельно читают конец сказки
в учебнике):

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно
его поджидала Зайчиха с зайчатами.

Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

— Кабы не эта волшебная палочка-выручалочка, не
видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть,
она тебе ещё раз пригодится.

Заяц даже опешил:

— А как же сам ты без такой волшебной
палочки-выручалочки останешься?

— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти
можно, а вот выручалочку, — он постучал себя по
лбу, — а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял заяц:

— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова
да доброе сердце!

— Попал ли домой Заяц?

— Кто его там ждал?

— За что благодарил Заяц Ёжика?

— Почему палочку зайчик назвал волшебной?

— Правда ли, что эта палочка была такой
волшебной? Почему? Прочитайте об этом в тексте.

— Найдите и прочитайте предложение, в котором
заключается важная и основная мысль этого
произведения.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельное моделирование учащимися
обложки. Проверка по образцу учителя: называется
автор, заголовок, жанр и тема.

В. Сутеев

Палочка-выручалочка.

2. Повторное чтение учителем сказки по частям,
учащиеся выбирают соответствующий заголовок к
каждой части и составляют на доске схематический
план произведения.

План.

  1. Как Ёжик нашёл палочку.
  2. Палочка помогла Ёжику перейти через ручей.
  3. Палочка вытянула Зайца из болота.
  4. Ёжик и заяц спасли птенца.
  5. Ёжик напугал и прогнал Волка.
  6. Заяц и Ёжик поднялись на гору.
  7. Заяц понял, что важна умная голова!

3. Обобщение:

— Чему учит сказка В. Сутеева? (быть умным,
добрым, дружным, готовым помочь в любых ситуациях
своим друзьям и товарищам).

4. Самостоятельная работа в рабочей тетради на
печатной основе.

а) № 2: дописать слова из сказки (в словах
палочка-скакалочка, палочка-выручалочка,
палочка-вытягалочка, палочка-поднималочка,
палочка-ударялочка учащиеся вписывают
пропущенные буквы);

б) № 3: прочитать последнее предложение сказки и
подчеркнуть слова, в которых говорится о том, что
самое важное.

V. Итог урока.

— Назовите заголовок и автора произведения с
которым вы познакомились на уроке.

— Кто из героев вам больше понравился? Почему?

— Что главное из этой сказки вы узнали для себя?

Приложение.

  • Какие сказки создал пушкин
  • Какие сквозные образы мотивы вы можете отметить в рассказе двое в декабре
  • Какие сказки слышал илюша в детстве обломов
  • Какие сказочные существа встречаются в сказках
  • Какие сказки слушал обломов юный герой