Какие сказки являются самыми древними

Добавим в копилочку САМОГО САМОГО еще одну тему.

Сказки часто начинаются со слов о том, что они такие же старые как сам мир. В недавно опубликованном исследовании приводится перечень сказок, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет.

Чтобы проследить происхождение некоторых известных преданий, учёные решили установить их связь с историей развития индоевропейских языков, применив методы статистики. В результате им удалось установить, что корни самой старой сказки уходят в эпоху Бронзового века.

Так, в отчёте, опубликованном специалистами Королевского общества открытой науки указывается, что собранные братьями Гримм сказки, в частности «Красавица и чудовище», не являются относительно современным вымыслом. Да, да, это те самые  Случайные сказки братьев Гримм

Теперь дальше …

«Эти древние рассказы намного старше, чем их недавние литературные обработки», — говорит Джейми Теграни (Jamie Tehrani), один из авторов исследования, сотрудник факультета антропологии Даремского университета (University of Durham).

Как правило, когда лингвисты изучают процесс эволюции того или иного языка, то им удаётся достаточно глубоко проследить хронологию формирования грамматических и фонетических структур: «В своём исследовании мы попытались применить этот подход к другим элементам культуры», — говорит Теграни.

Теграни совместно с Сарой Грацой да Сильва (Sara Graca da Silva) из Нового университета Лиссабона (New University of Lisbon in Portugal) изучила 275 рассказов из базы данных, которая насчитывает около 2,000 народных сказок, собранных со всего мира.

Волшебные сказки составляют самую многочисленную группу среди остальных произведений этого фольклорного жанра. Как правило, в них повествуется о живых существах или объектах, которые обладают сверхъестественной силой.

С помощью компьютерных программ специалисты проанализировали связи между народными сказками и языками народов Азии и Европы, а также проследили пути распространения сказок от одного народа к другому.

В результате этого были отобраны 76 рассказов, возраст которых, как показалось учёным, удалось установить довольно точно. Последние наработки/методы в области филогенезиса индоевропейских языков помогли исследователям понять, как процесс развития языков в разных регионах мира соотносится с возникновением сказочных преданий.

«Статистические методы позволяют нам заглянуть в прошлое, и проследить развитие важных составляющих человеческой культуры намного глубже, чем это позволяют сделать артефакты давних эпох, физически сохранившиеся до нашего времени», — говорит Теграни.

Структура четырёх притч, отобранных филологами позволяет с высокой степенью вероятности говорить о том, что они уходят корнями к общему для многих народов праиндоевропейскому языку (на нём говорили 6,000 лет назад). Праиндоевропейский язык — базис, на котором «выросли» славянская, италийская (романская) и германская языковые группы. В то же время только одна из четырёх сказок полностью соответствовала самым строгим требованиям статистического анализа.

«Со всей уверенностью мы можем утверждать, что «Кузнец и чёрт» — праиндоевропейская сказка», — говорят антропологи.

В этой древней сказке повествуется о том, как кузнец, чтобы заполучить способность соединять вместе любые материалы заключил сделку с лихим сверхъестественным существом. Поскольку композиция сказки соответствует структуре праиндоевропейского языка, то её возраст насчитывает не менее 6,000 лет. А то, что один из её персонажей имеет дело с металлами позволяет отнести время её возникновения к Бронзовому веку.

Команда лингвистов также установила, что сказки «Красавица и чудовище» и «Гном-Тихогром» возникли во времена, когда начали формироваться современные индоевропейские языковые семьи. Сравнительный анализ различных версий этих сказок указывает на то, что они впервые появились около 3 — 4 тысяч лет назад.

Учёные говорят, что во время своего исследования работали со сказками так же, как генетики с информацией, которая передаётся из поколение в поколение: «Люди не изобретают культуру с каждым новым поколением, — говорит Теграни. — Большая часть нашей культуры достается нам в наследство от предшественников».

источник

А еще вы например знаете, Из чего были сделаны золушкины туфельки и еще Интересные факты про СКАЗКИ. Вспомним, действительно ли Драконы жили на Руси и как выглядят Герои русских сказок в мире фэнтези

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=87775

Аккаунты и игровая валюта

На материале главы «Постигаем секреты сравнения» мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени.
Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее.
Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда.
Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие.
Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке.
Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных).
К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду).
Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

Русские народные сказки. История, герои, жанры, значение

  

Русские народные сказки. История, герои, жанры, значение

История возникновения русской народной сказки

 
Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.
Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают что они появились тогда. Когда люди научились писать. Народные потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение. Так происходит и сейчас мне их рассказывают бабушка и мама, а я потом расскажу своим детям Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.
 

Герои русских народных сказок

 

Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.
Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.

 
Положительным героям Русские народной сказки, как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.

 
Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказкахчаще всех остальных.

Собирательство русских сказок

 
Все мы знаем и любим русские народные сказки. Но нельзя забывать, что сейчас читать их мы можем только благодаря тому, что выдающийся русский историк и литературовед Александр Николаевич Афанасьев записал собранные по всем городам и весям России сказки, которые рассказывал ему народ.Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков.
Александр Афанасьев всю жизнь занимался исследованием духовной культуры славян и собирал славянский и в первую очередь русский фольклор для того, чтобы оставить его для всех потомков Руси.
 

Жанры русских народных сказок и их происхождение

 

Сказка — явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические).
Не всегда можно провести четкую границу между сказочными жанрами, а также между эпическими произведениями разных жанров. Происходит это оттого, что сюжеты способны изменять свою жанровую принадлежность: они могут исполняться то как сказки, то как легенды, предания, былины, баллады, бывалыцины. Например, былина о путешествии Садко в подводный мир напоминает волшебную сказку, поэтому иногда и рассказывалась как сказка. Сказочный сюжет «Чудесная дудочка» (о раскрытии тайны убийства с помощью чудесного растения) известен в балладах. Некоторые волшебные сказки в поздний период утрачивали чудесные элементы и становились новеллистическими.

 
В разряд анекдотических могли переходить сказки о животных. Подобные явления были вызваны устной природой фольклора, его умением реагировать и на сиюминутные ситуации, и на изменяющиеся в процессе исторического развития эстетические вкусы народа. Несмотря на это, сказки сохранили свою художественную основу, они никогда не растворялись полностью в других жанрах.

 
Происхождение сказочных жанров имеет разную историческую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже — новеллистические. Видовое единство всех жанров проявилось в сходстве изображения, в одних и тех же поэтических законах, которые действовали в любой сказке.

 
Основной художественный признак сказок — их сюжет. Сюжет возникал и развивался благодаря конфликту, а конфликт порождался жизнью, той реальностью, которая не вполне соответствовала народному идеалу. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. Сказочный сюжет предлагает полное, хотя и утопическое ее разрешение. В мире сказки торжествует мечта.

Воспитательное значение русских народных сказок для детей

 

Воспитательное значение русских народных сказок сам Александр Афанасьев отмечал так: «дети слушают их охотнее всех нравственных рассказов и повестей». И действительно. Посмотрите на ребенка, который слушает, как мама читает ему русские народные сказки. И вы увидите умные глаза и одухотворенное лицо.
Читать русские народные сказки можно и нужно не только детям. Они прекрасно подойдут для семейного чтения тихим уютным вечером и для чтения перед сном.

Русские народные сказки
Читать другие народные сказки

 

Найдена самая древняя сказка, сочинённая в Бронзовом веке

Она была впервые рассказана на праиндоевропейском языке

Группа учёных из из университета Нуэва де Лиссабон и Даремского университета в Великобритания выяснили, что самая первая сказка (во всяком случае, из известных на сегодняшний день) появилась шесть тысяч лет назад. Также исследователи нашли новые подтверждения тому, что многие известные сегодня сказки являются пересказом значительно более древних сюжетов.

Древнейшая сказка носит название «Кузнец и дьявол». В ней рассказывается о том, как кузнец заключил сделку со злобным сверхъестественным существом, чтобы стать лучшим в своём деле, а затем перехитрил своего «партнёра». Эта история в различных интерпретациях попала во множество языков индоевропейской группы, передаёт sciencenews.com.

Некоторые специалисты давно отмечали, что изучение истории сказок помогает проследить историю развития древних языков. Появившись в древности и передаваясь из уст в уста, они «переживали» тот язык, на котором были рассказаны в первый раз, и начинали звучать на наречиях, появившихся позднее. Именно поэтому похожие друг на друга сказочные сюжеты очень часто встречаются в различных культурах.

В новом исследовании учёные составили нечто вроде «семейного древа» сказок, чтобы проследить, к каким временам восходят волшебные истории, рассказываемые сегодня детям. Учёные подозревали, что четыре сюжета берут своё начало во временах, когда люди говорили на праиндоевропейском языке. Именно от него впоследствии произошло огромное количество современных языков, на которых в совокупности говорят более трети всех людей на Земле.

Как показало исследование из четырёх потенциально древнейших с сказок только «Кузнец и дьявол» соответствовал всем критериям, необходимым, чтобы доказать, что история эта впервые прозвучала шесть тысяч лет назад. Образ кузнеца в ней стал центральным потому, что во времена Бронзового века работа с металлом играла огромную роль, считают исследователи

Учёные также выяснили, что сказка «Красавица и чудовище» в своём первоначальном виде появилась 3-4 тысячи лет назад.

  • Какие сказки рассказывает няня обломову
  • Какие сказки являются литературными
  • Какие сказки пушкина ты знаешь 1 класс
  • Какие сказки являются волшебными
  • Какие сказки пушкина проходят в 4 классе