Какие сквозные образы мотивы вы можете отметить в рассказе двое в декабре

ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ — ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО…
Тема любви — «вечная», волнующая людей на
протяжении веков. Поколение за поколением
писателей, композиторов, художников, философов
пыталось осмыслить ее, проникнуть в глубины
этого чувства, разгадать тайну отношений мужчины
и женщины. Причем, согласно православной
традиции русские писатели — классики отдавали
предпочтение духовной, «платонической»
любви, нежели чувственной, физической страсти.
Как же эта любовь проявлялась? Да, вы правы, через
письма, сны, свидания… Действительно, многие
писатели использовали в своих произведениях
сюжет любовного свидания, ситуацию
«объяснения в любви».

Попробуйте ответить на следующие вопросы,
проанализировав, сопоставив, сравнив
иллюстрации.
На каком фоне в основном изображены свидания?
Почему?
Какая символическая функция образов цветов в
сцене объяснения?
Отповедь, исповедь или проповедь?
Каким из этих слов, на ваш взгляд, можно
определить характер монологов героев?

«Во взгляде ее он прочел решение, но какое,
только у него сердце стукнуло, как никогда не
стучало.»

«Санин схватил бессильные, ладонями
кверху лежавшие руки, и прижал их к своим глазам,
к своим губам…»

«- Посмотри, как хорошо!
-Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы…»

«Минуты две они молчали,
Но к ней он подошел
И молвил: «Вы ко мне писали…»

«Я сел возле нее и взял ее за руки. Давно
забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке
этого милого голоса…»

Действительно, вы правы. Все сцены (в
основном) свиданий, любовных объяснений
происходят на фоне пейзажа, летнего пейзажа.

Чувствовать, понимать движения, колебания души
человеческой может только природа. Именно это
подчеркивали русские классики: А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев,- ставя образы
человека и природы рядом, сополагая их по какому
– то смутно ощущаемому сродству. Как называется
такой художественный прием? (параллелизм)

На таком фоне, конечно же, звучит исповедь –
искреннее, откровенное признание, пусть и не в
любви, пусть и отказ.

Так описывали сцены любовного свидания в 19
веке, а как это делают писатели 20века? Давайте
попробуем проследить традиции в изображении
таких сцен в прозе Ю.П.Казакова.

Но вначале поближе познакомимся с самим
писателем. (выступает подготовленный ученик)

Ю.П.КАЗАКОВ «ДВОЕ В ДЕКАБРЕ» (учебное
исследование).

1.Смысл названия рассказа.

1)Подберите, пожалуйста, ассоциации к каждому
из слов в заглавии и, в целом, ко всему названию.
Поделитесь своими находками, открытиями,
мнениями.

2) Как вы думаете, почему именно такое название
дал Ю.П.Казаков своему рассказу? Казалось бы, в
названии два несовместимых слова.
Какое бы название дали этому произведению вы?
О чем, на ваш взгляд, рассказ?
Какой эпиграф взяли бы вы? Напишите. Кто не смог
подобрать дома, может воспользоваться моей
подсказкой, выбрав наиболее подходящие строки о
любви.

2.Первые впечатления.
Ваше первое впечатление от прочитанного?
А герои? Понравились ли они?
Как вы отнеслись к финалу рассказа?
Какие вопросы возникли у вас после чтения
рассказа?

Лично мне бросилось в глаза то, что герои
рассказа — ОН и ОНА. А где же их имена? Почему герои
безымянные?
Да, вопросов возникает много. Давайте вместе с
Ю.П.Казаковым найдем на них ответы, углубившись в
художественный мир произведения,
проанализировав поведение, поступки, речь, мысли
героев вслух и про себя, т. е. все то, что называют
в литературе психологизмом, а также попробуем
проследить те нити, которые связывают писателя 20
века с писателями 19, 18 веков в создании сцены
объяснения в любви, в изображении героев, в
использовании художественных приемов.

3.Анализ рассказа.
С чего начинается рассказ?
Через чье восприятие представлен пейзаж?
Меняется ли состояние героя? А героини?

Задание по группам.
Как автор передает в слове мучительный процесс
протекания чувств, даже не чувств, а зыбких
душевных состояний?
Проследите по тексту, как меняется голос, мимика,
поведение, тональность, реплики героя (1 группа),
героини (2 группа) и попробуйте отобразить
«динамику» внутреннего состояния в цвете, в
графике, в рисунке или в любом другом варианте.

2 часть рассказа, условно выделенная автором
пробелом, представляет прогулку героев по
зимнему лесу, декабрьскому лесу. Что же бросается
Ему и Ей в глаза? Какую реакцию вызывает у них
увиденное? Какую роль играет снег? Какова роль
пейзажа в данном рассказе? Гармонирует ли он с
чувствами героев? (вопросы для 3 группы).

Композиция рассказа. Ее особенности,
своеобразие. Какие сквозные образы — мотивы
присутствуют в рассказе? Какие символы, детали
говорят о разрыве отношений? Что же, почему,
отчего у них не выходило? (задание для 4 группы).

(Выступления учащихся)

Таким образом, мы увидели, что в рассказе Ю.П.
Казакова природа воздействует на героев не
просто благотворно, она помогает им преодолеть
взаимную отчужденность, непонимание,
одиночество, которое нередко преследует их в
условиях цивилизации. Герои рассказа обретали
единство среди зимней природы и утрачивали на
даче и, особенно, в городской сутолоке.

“ Движения души – вот что стало главным полем
художественного анализа у писателя. Это “тайное
тайных” своих героев он постигал сосредоточенно
и упорно, переходя последовательно от одного
психологического горизонта к другому, открывая
на каждом из них новые драматические отношения
между человеком и миром.” Поэтика
психологического параллелизма оказалась очень
тонким инструментом, позволяющим улавливать
“микронные движения в душе человека.” Перед
нами открылся подлинный драматизм душевной
жизни двух людей – это драматизм несовпадения
состояний, за которыми стоит неслиянность душ, не
позволяющая достичь гармонии судеб. Развязка
рассказа говорит: они оба поняли, что молодость
прошла, хочется дома, семьи. Но будет ли это?

4.Подведение итогов.

  1. На каком варианте названия вы остановились
    теперь бы: вашем или казаковском?
  2. Какие же нити связывают Ю.П.Казакова с русскими
    писателями прошлых столетий, какие традиции он
    продолжил? На чью сцену свидания похожа сцена,
    описанная Казаковым?

(В ответах звучит: формы признания в любви (сны,
сцена свидания, диалог); мотив дороги,
воспоминаний; фон места свидания – пейзаж (хотя и
зимний): герои Казакова доверяют природе,
сердечно устремлены к ней; художественные
приемы: психологизм, психологический
параллелизм.)

Творческие задания.

1.Представьте себя на месте героя или героини и
продолжите “страницу из дневника”.

2.Напишите от лица героя или героини
“неотправленное письмо”.

3.Напишите продолжение рассказа.

4.Нарисуйте иллюстрацию (иллюстрации) к
рассказу.

5.Попробуйте нарисовать свою “кривую
эмоционального восприятия” рассказа (можно в
цвете, символах).

6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к
названию рассказа и оформить их как в прозе, так и
в стихотворной форме.

Представление творческих работ.

Заключение.

Писатель умер в ноябре 1982г. Уже через три года
друзья стали хлопотать об открытии ему
мемориальной доски на Арбате,30 (на доме, где он
прожил 30 из 50 лет). Повторил эту попытку в честь 70
– летия Ю.П.Казакова Евгений Евтушенко в 1997 г.,
написав письма Б.Н.Ельцину и В.С.Черномырдину.

В Интернете в преддверии юбилея (75 –летнего)
было написано о предполагаемом открытии
мемориальной доски. Проект был подготовлен женой
писателя Тамарой Михайловной.

На мемориальной доске – детская ладошка, в
которой горящая свеча, свечечка… Подумайте,
пожалуйста, что это символизирует? Какой бы
проект предложили вы?

Рефлексия.


1.Интересно было на уроке или скучно? Почему?

2.Какие моменты урока особенно понравились,
запомнились?

3.Какие чувства сменялись в вашей душе?

4.Что вам более всего удалось во время работы
на уроке, какие виды деятельности были вами
выполнены успешно.

5.Перечислите в порядке убывания основные
проблемы и трудности, которые вы испытывали во
время урока.

6.Какие вопросы и пожелания появились?

7.Поставьте оценки за работу в группе.

Приложения.

Ю.П.Казаков.

8 августа замечательному прозаику Юрию
Казакову исполнилось бы 75 лет

Судьба отпустила Казакову пятьдесят пять лет
земного срока. Особой щедростью это не назовешь.

Еще в годы учения в Литературном институте (а
поступил он туда довольно поздно – двадцати
шести лет от роду, успев до этого закончить
Гнесинское училище по классу контрабаса) Казаков
задумал – ни много ни мало! – возродить “жанр
русского рассказа”. Нашлись и единомышленники.
Единомышленники эти разбрелись позднее по
повестям и романам, а Казаков так и остался до
смерти верен, за малыми исключениями, этому
жанру. Одно время он тяготился этой “узостью”,
пытался выйти на большие формы – вся история
многочисленных пересоставлений его “Северного
дневника” есть одна из таких попыток. Но в
какой-то момент Казаков понял, что эти поиски
неорганичны, и оставил их.

При этом сами рассказы, их “содержание”
заметно менялись со временем. Неизменными были
лишь темы, как-то сразу найденные писателем. Тема
дороги, превращающейся у Казакова в высокое
странничество. Русский Север, где он обнаружил
чудом сохранившийся островок исторической
России и куда ездил всю жизнь. Человеческое
счастье, которое возможно только на миг и поэтому
почти неуловимо. Искусство, пытающееся –
довольно безуспешно – его все-таки запечатлеть,
поймать. Любовь и смерть.

Молодой Казаков, по примеру бывшего тогда в
большом ходу Хемингуэя, устроил по-хорошему
азартное и небезуспешное соревнование с
классиками. Это больше касалось “формы” и стало
причиной довольно поверхностных споров о
влияниях, испытываемых Казаковым, даже о его
эпигонстве. Но уже к концу 50-х эти споры были
неактуальны, и зацикленность критики на них
сильно мучила писателя.

Если присмотреться, то нетрудно заметить, что
все его зрелые рассказы можно разбить на
своеобразные “сериалы”, в которых зеркально
повторяется фабула (хотя о фабуле в применении к
“лирической прозе”, ярчайшим представителем,
лидером которой принято считать Казакова,
следует говорить осторожно), но ее трактовка,
идея, в ней заключенная, все время меняется – в
неутолимом стремлении прийти к какому-то
последнему ответу, или, по терминологии Казакова,
к “высшему смыслу”. Сравните, например, его
рассказы “Осень в дубовых лесах” и “Адам и
Ева”, написанные один за другим. Все похоже в них
– мужчина и женщина вдали от цивилизации, в
окружении воды и деревьев. Но отчего почти полное
ситуативное совпадение оборачивается
внутренней противоположностью, причем на всех
уровнях? Отчего главный герой рассказов, к слову,
сильно напоминающий их автора (а на
автобиографичности как непременном условии
творчества Казаков всегда настаивал), в одном
случае счастлив, а в другом – нет? Мотивировки
столь резкой смены настроения у Казакова 60-х мы
не найдем. Тут звучит лирическое “не знаю”. Тут
многоточие.

Жизнь бывает столь прекрасна – когда деревья
вокруг, и небо над головой, и чистота дыхания
удивительная, и как-то сладко, хорошо в мире и на
душе, и отчетливо понимается, что она, жизнь,
“имеет великий, таинственный смысл”, а музыка,
рожденная этой прекрасной жизнью, вечный
казаковский джаз, звучащий в каждом рассказе той
поры, поет о смерти. Почему?

Казаков в конце концов нашел выход из этого
тупика. В один из февральских дней 63-го года он
сделал две дневниковые записи. Сначала:
“Написать рассказ о мальчике 1,5 года. Я и он. Я в
нем. Я думаю о том, как он думает”. И чуть ниже:
“Джаз поет о смерти, все о смерти – какая тоска!
Но жизнь. А он все о смерти”. Есть смысл
переставить местами эти две записи, и тогда мы
получим пунктир казаковской эволюции. Потому что
мысль о детском зрении, о детском сознании и есть
путь преодоления мучительного противоречия.
Спустя десять лет Казаков написал такой рассказ
– “Свечечка”. Спустя четырнадцать еще один –
“Во сне ты горько плакал”. В этих рассказах
Казаков возвратился в детство, откуда каждый
человек, обманутый взрослой целесообразностью,
уходит когда-то. Уходит, чтобы бродить в потемках
(“душа моя бродит в потемках…” – рефрен
рассказа “Во сне ты горько плакал”).

В юбилейные дни нужно повиниться – мы мало и
невнимательно перечитываем Казакова. Но когда
руки все-таки доходят до его книг, с ними, с этими
книгами, наступает момент небывалой ясности.
Другое дело, что эта ясность трудна, без нее – в
роли какой-нибудь белки в каком-нибудь колесе –
жить гораздо легче. Простите нас, Юрий Павлович.

ЭПИГРАФЫ

“Любить – значит делать добро”. Л.Н.Толстой.

“…крепка, как смерть, любовь… каждая женщина,
которая любит, — царица…любовь прекрасна!”
А.И.Куприн.

Любовь, любовь – загадочное слово…
А может быть, ты лишь напоминание
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот? Р.Рождественский.

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой
свет, своя печаль и свое благоухание”
К.Г.Паустовский.

Люблю!
И все на свете смею.
Люблю!
И больше нет меня. Л.Васильева

Любовь, любовь,- гласит предание,-
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой. Ф.Тютчев

Любовь – она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем и работой
И жизнью жертвуем самой! О.Высоцкая.

“Любовь – огонь: не светит – все темно,
А светит – так сгореть не мудрено” Восточная
мудрость.

“Раны от любви если не убивают, то никогда не
заживают” Виктор Гюго.

В 1962 году советский писатель Юрий Павлович Казаков написал небольшое произведение «Двое в декабре». Анализ рассказа показывает, что в нём затронута тема любви и романтического свидания, а через движения души героев автор старается разгадать тайну отношений мужчины и женщины, к чему часто обращались многие писатели на протяжении веков. Осознать свои чувства персонажам помогает природа, благотворно воздействующая на них и живущая своей причудливой жизнью.

Оглавление:

  • Краткое содержание рассказа
  • Характеристика главных героев
  • Жанр и направление
  • Анализ произведения

Рассказ Юрия Казакова «Двое в декабре»

Краткое содержание рассказа

В морозный солнечный день молодой мужчина ждал на вокзале свою возлюбленную. Она опаздывала, как делала часто, но это была её единственная слабость. Наконец, она появилась: в красной шапочке, из-под которой выбились прядки, запыхавшаяся, красивая, и он подумал, что она потому опаздывает, что хочет всегда быть такой.

Им предстояло провести 2 прекрасных дня: сначала — электричка, потом — 20 километров на лыжах к посёлку, где у него была небольшая дача, а после ночёвки они ещё немного покатаются и вернутся домой уже вечером.

В электричке было тесно от рюкзаков и лыж, шумно. Он вышел покурить в тамбур, смотрел сквозь стеклянную дверь внутрь вагона на свою возлюбленную и думал, что среди всех этих пассажиров она лучше всех, и как повезло ему. На душе у него было покойно и хорошо.

На лыжах пошли по полям и лесам

Они вышли на станции и на лыжах пошли по полям и лесам. Они мало разговаривали, лишь восхищались природой и восклицали друг другу: «Посмотри!» или «Послушай!». Она заметила, что стволы у осин были цвета кошачьих глаз — жёлто-зелёные. Над избами в деревнях столбами шёл дым от печей.

Один раз мимо них проскакал в сторону деревни чёрный конь, своим появлением нарушив покой зимы. Они остановились и смотрели ему вслед.

Вокруг была жизнь: летали озабоченные галки и заинтересованные сороки, копошились снегири, на фоне снега напоминающие тропических птиц. Иногда на пути попадались следы зайцев и лисиц.

Правда, девушка была грустна и всё отставала, но, когда её спутник замечал это, она говорила, что просто задумалась. Он думал, что это она от усталости.

К сумеркам они добрались до дачи. Он разжёг печку, а девушке не хотелось уже ничего: она сказала, что ляжет одна, у печки. Он почувствовал, что в их отношениях что-то не ладится, он совсем её не знает — как она учится в своём университете, с кем общается, о чём говорит. Он боялся, что она от него уйдёт. Он лёг один на другой кровати, но услышал, что его возлюбленная плачет.

Если зимняя природа отвлекала их от раздумий, то теперь, в тишине дачи, она оказалась один на один со своими тревогами. Ей надоело быть никем перед его родителями и друзьями, она хотела быть женой и матерью, а его вполне устраивали и такие свободные отношения.

Но утром они повеселели, снова катались, а когда вернулись в Москву и вышли на вокзальную площадь, им стало как-то буднично и легко. Они простились, как всегда, с улыбкой, и он не провожал её.

Характеристика главных героев

Интересно, что в произведении не упоминаются имена главных героев: автор называет их просто Он и Она. Вполне возможно, что таким образом он создаёт собирательный образ мужчины и женщины, двух лирических героев, проблемы которых похожи на многих других пар.

Герой и героиня — оба интеллигентные люди, личности с богатым внутренним миром. Их описание и характеристика:

Характеристика главных героев

  1. Он мужчина, которому уже 30 лет, первая молодость миновала, жизнь уже не кажется ему простой и беззаботной. Он живёт в Москве и работает в юридической консультации, хотя когда-то мечтал стать поэтом или чемпионом. Но теперь он вполне счастлив и доволен жизнью. Умеет видеть красоту в обычных вещах. Любит свою девушку, но также ценит свою свободу и не спешит обременять себя узами брака, хотя порой и задумывается об этом.
  2. Она молодая женщина, явно моложе своего возлюбленного. Живёт в Москве и учится в университете. Она красива, у неё матовое лицо, тёмные глаза, длинные ресницы и крохотные веснушки. Она романтична и мечтательна: ещё с детства она всегда мечтала перед сном, создавая в воображении свою личную идеальную историю любви. Умеет замечать красоту природы и искренне восхищается ею. Любит своего избранника, но испытывает серьёзные тревоги по поводу своего будущего: она устала быть никем перед родственниками возлюбленного и своими подругами, и, как и многие женщины, хочет быть женой, хочет семьи и детей, видя в этом настоящее счастье.

Жанр и направление

Юрий Казаков

Юрий Казаков считается признанным мастером рассказа. По его собственным словам, этот жанр дорог ему тем, что он «дисциплинирует своей краткостью, учит видеть мгновенно и точно. Мазок — и миг уподобляется вечности, приравнивается к жизни».

Прочитав краткое содержание «Двое в декабре» Казакова, можно определить, что это произведение также является рассказом. Присутствуют все отличительные черты этого жанра:

  • небольшой объём;
  • ограниченное количество действующих лиц;
  • повествуется о нескольких, но чаще — одном важном эпизоде из жизни человека.

Направление — реализм: история повествует об одном моменте из жизни обычных людей, она вполне могла произойти в реальной жизни. Не исключено, что, читая «Двое в декабре», некоторые люди даже могут узнать себя, свою жизненную ситуацию, свои мысли.

Анализ произведения

Лирическая проза Юрия Казакова отличается тонким пониманием психологии человека и природы. Он умеет улавливать сложные нюансы жизни и отражает их в своих произведениях, заставляя задумываться над этими вопросами и читателя. Он обращается к описанию сложного внутреннего мира человека, но при этом обращает внимание и на природу, которая является неотъемлемым фоном для внутренних переживаний героев, а иногда и вовсе выходит на первый план. В этом Казаков продолжает традиции многих русских писателей прошлых столетий.

Рассказ называется «Двое в декабре» неслучайно: первая половина названия говорит, что главными героями будет пара влюблённых, вторая — отражает природу, на фоне которой пойдёт повествование. Точно так же и сам рассказ будто бы поделён по смыслу на 2 части.

В произведении наблюдается мотив дороги. Автор ярко и красочно рисует зимний пейзаж, используя для этого средства художественной выразительности — эпитеты, сравнения. Например, описывая цвет стволов у осин, он сравнивает их с цветом кошачьих глаз, вкладывая это сравнение в уста героини, а снегирей сравнивает с яркими тропическими птицами. Чтобы показать живую лесную жизнь, он применяет подходящие для этого прилагательные и глаголы: «страшно озабоченная галка», «торопилась», «деловито копошились снегири».

Главные герои будет пара влюблённых

Природа благотворно действует на героев, помогает им преодолеть взаимную отчуждённость, непонимание и одиночество, которое они могли чувствовать в условиях цивилизации. Глядя на зимний пейзаж, на снег, искрящийся на солнце, они отдыхают душой и обретают единение душ среди природы.

Однако за всем этим всё же стоит драма двух влюблённых людей, страдающих от несовпадения состояний и не слияния душ, что не позволяет достичь гармонии их судеб. Из-за этого грустит главная героиня, из-за этого плачет она ночью на даче, когда красота природы больше не отвлекает её от тяжких дум. Когда это замечает её возлюбленный, он тоже задумывается, «где же это проклятое счастье» и как его достичь, а сегодняшний день, полный впечатлений, уже не кажется ему таким хорошим.

Развязка рассказа говорит: и герой, и героиня оба пришли к мысли, что пора беззаботной первой любви прошла, а теперь им хочется стабильности, дома, семьи, детей. Но будет ли это — неизвестно: финал произведения в какой-то степени остаётся открытым.

Двое в декабре юрий казаков

Основная тематика

Рассказ Казакова «Двое в декабре» был написан в 1966 году. В то время многие русские писатели создавали произведения на тему отношений мужчины и женщины. В понимании Юрия Павловича любовь имела свое сокровенное понятие и определение. В каждой новелле и рассказе он преподносил сокровенное чувство по-разному, демонстрируя и обратную сторону романтических отношений.

Двое в декабре анализ рассказа

Несмотря на то что прочтение произведения не занимает много времени, понять смысл под силу не каждому, да и читать «Двое в декабре» время есть не у всех. В таком случае стоит почитать рецензии и отзывы других любителей литературы, что особенно актуально, если нужно написать сочинение или эссе по рассказу.

Первое, на чем стоит остановить внимание, — это тематика. Тема любви здесь подана несколько нестандартно.

Понять сейчас, как раньше складывались отношения между влюбленными или симпатизирующими друг другу людьми, довольно сложно. Волнующий всех сюжет развивается необычно и неожиданно, что позволяет читателю разгадать тайну отношений мужчины и женщины, разобраться в проблемах и сделать выводы для себя.

Характеристика главных героев

Этот рассказ Юрия Казакова повествует о своеобразных отношениях между мужчиной и женщиной. Главной целью автора было добиться эффекта присутствия и возможности перенесения себя на место центральных персонажей. Видимо, поэтому он не стал давать главным героям имена. Перед читателем просто влюбленные мужчина и женщина, у которых не сложились отношения из-за разницы во взглядах и интересах.

Образ мужчины

Он прекрасно понимает, что в отношениях что-то идет не так. Зная о желании любимой завести семью и детей, герой не пытается пойти навстречу этим мечтам. Что из текста рассказа можно узнать о центральном мужском персонаже:

Двое в декабре герои

  • он не хочет переходить на новый этап отношений;
  • ему нравится активный спорт и веселое времяпрепровождение;
  • он постоянно пытается вывести свою спутницу на разговор;
  • имеющий образование (юридическое) и хорошо воспитанный молодой человек;
  • давно состоит в отношениях с героиней;
  • тридцатилетний мужчина;
  • не понимает и не уважает потребности своей спутницы жизни.

Молодого человека вполне устраивает то, что имеющиеся отношения его ни к чему не обязывают, на этой почве в паре появляются молчаливые разногласия и недосказанность, рушащая любовь.

Женский персонаж

Представленная автором девушка, напротив, натура ранимая, чувствительная, серьезная. После долгих ни к чему не обязывающих отношений, ей хочется почувствовать тепло семейного очага, взяться за руку малыша. Из текста рассказа читатель узнает о героине следующее:

Двое в декабре краткое содержание

  • красивые зимние пейзажи ее давно восхищают куда больше совместного времяпрепровождения с любимым;
  • она находится постоянно в подвешенном состоянии, потому как не знает, что ждет их отношения в будущем;
  • студентка университета;
  • интеллигентная и воспитанная девушка, молчаливая;
  • она страдает от таких отношений и хочет поскорее все закончить.

Перед читателем главная героиня предстает неким меланхоликом, который хандрит из-за несерьезности намерений избранника. Но на самом деле, пару уже давно перестало что-то связывать, кроме совместного быта и привычки.

Краткое содержание

Мужчина долго ждал свою избранницу на вокзале. В тот день было солнечно и морозно. Они договорились покататься на лыжах. Он стоял в ожидании чего-то невообразимого, наслаждаясь снежными пейзажами, проезжающими лыжниками. Сперва они поедут на электричке, а последующие 20 километров самостоятельно на лыжах, проезжая мимо полей и лесов. Главная их цель — добраться до поселка, где у мужчины есть своя дача. Переночевав, можно снова покататься и отправиться вечером домой.

Она опаздывала, но он уже привык к этому. И вот, момент долгожданной встречи — она, как всегда, красивая, запахнутая в теплую одежду с красной шапкой на голове. Пара села на электричку, где было шумно и тесно, ведь вагоны просто были набиты горнолыжниками. Выйдя покурить, герой задумался над тем, что в свои 30 лет, ему не удалось чего-то сделать особенного, юношеские мечты не сбылись.

Казаков двое в декабре

Электричка остановилась, они вышли почти последними и пустились в путь по скрипучему снегу. Их восхищала зима, ее красивые пейзажи, пронизанные дымкой и лучами леса. Периодически они останавливались, наблюдая свысока за деревенскими домиками. Влюбленные улыбались всю дорогу, катались в снегу, вместе преодолевали препятствия, целовались, но мало говорили. Порой ему казалось, что она слегка грустит.

Наконец, возлюбленные добрались до дачи. Мужчина сразу растопил печь. Женщина в это время приготовилась ко сну. Когда он захотел лечь спать вместе, девушка просто сказала, что хотела бы отдохнуть отдельно, устроившись у печки. Молодого человека это удивило, но он не стал расспрашивать. Только сердце забилось быстрее, словно чувствовало, что что-то не так. Ему показалось, что любимая стала чужим незнакомым человеком.

Свет в доме погас. Он понял, что возлюбленная покидает его. А она просто расплакалась. Всю ночь он размышлял, что гложет дорогого ему человека, отчего ей так тяжело и грустно. А она не могла дать ответы. Просто первая влюбленность прошла. Нужно двигаться дальше. Прежние интересы перестали ее радовать. Она несчастна от того, что родители любимого считают ее никем. Пора стать матерью, женой. Его же все устраивает. Обоим было трудно отпускать прошлое. Воспоминания от тревожного и горячего чувства новизны.

Двое в декабре читать

Проснувшись утром, они не говорили. Молча позавтракали, взяли лыжи, стали общаться по-прежнему, отправились кататься. Вечером вещи были собраны, дача закрыта. Пара направила к станции. В Москве они оказались глубоким вечером. В это время он представил любимую женой, ведь она во всем хороша, что еще нужно мужчине в 30 лет. Они вышли на привокзальную площадь, распрощались, улыбнулись на прощание и расстались. Он не провожал ее.

Из краткого содержания «Двое в декабре» можно сделать один вывод — несовпадение душевных состояний приводит к драматическому и нелегкому расставанию, когда в конце отношений невозможность слияния душ не позволяет достичь гармонии судеб.

Кутняхова Наталия Анатолиевна

Пошаговая практическая работа для девятиклассников по рассказу Ю.П. Казакова «Двое в декабре» (материал к уроку родной литературы)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аналитическое чтение рассказа Ю.П. Казакова

«Двое в октябре»

Заблудились двое в жёлтом октябре,
Занесло листвою возвращенья тропки.

Кто же — эти двое?..Это — ты, да я…

                                                                    В.И. Киселев

                                                                   У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой            

                                          свет, своя печаль и свое благоухание

          К.Г.Паустовский.

Двое в декабре юрий казаков

Заполните таблицу, приложите, пожалуйста,  максимум усердия

Кракие сведения об авторе

Что изображено на мемориальной доске писателя в Москве, на Арбате, 30 (автор прожил там 30 лет).

Предположите, почему.

Годы создания и публикации рассказа

В этот период жизни страны и существования литературы многие русские поэты,  писатели, режиссеры  создавали произведения о взаимоотношениях мужчины и женщины

Тема произведения

Идея

Отразите в нескольких предложениях сюжет

Выпишите онравившуюся  цитату

Определите роль пейзажа в содержании рассказа

Почему у героев нет имен? В каких еще литературных произведениях используется этот литературный прием?

Какие особенности композиции вы можете отметить?

Какие сквозные образы-мотивы вы можете отметить в рассказе?

Какие детали, символы, приметы  намекают читателю о разрыве отношений?

Определите значение названия и его роль для понимания произведения

Представленность произведения в других видах искусства

https://www.youtube.com/watch?v=KztAlEJ1fXU

Какое впечатление произвел на вас рассказ и почему?

Вывод

(свормулируйте свой)

Несовпадение душевных состояний приводит к драматическому и тяжелому расставанию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические праздники декабря

В документе представлены основные экологические праздники декабря, их краткое описание и история. Можно использовать для оформления уголка биологии и экологии.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕПРАЗДНИКИВДЕКАБРЕ1 декабря– …

  • Мне нравится 

 

  • Какие сказки слушал обломов юный герой
  • Какие сказочные предметы встречаются в сказках
  • Какие сказки слушал обломов в детстве
  • Какие сказки слушал илюша в детстве
  • Какие сказки слушает маленький илья