Какие слова можно использовать в сочинении рассуждении

Чтобы написать действительно хорошее сочинение необходимо иметь достаточный словарный запас. Развитие языковых навыков для написания убедительного аргумента имеет решающее значение. В этой статье мы снабдим вас словами и фразами, необходимыми вам для написания первоклассного сочинения, а также примерами их использования. Это ни в коем случае не исчерпывающий список, но приведенный список должен быть более чем достаточным, чтобы помочь вам мгновенно улучшить свое навыки написания сочинения.

 Объяснение своей точки зрения 

Для того чтобы

Применение: «Для того чтобы» может использоваться, чтобы ввести объяснение для цели аргумента.

Пример: «Чтобы понять X, нам нужно сначала понять Y».


Другими словами

Применение: используйте «другими словами», когда вы хотите выразить что-то по-другому (более просто), чтобы его было легче понять, или чтобы подчеркнуть или расширить точку зрения.

Пример: «Лягушки — амфибии. Другими словами, они живут на земле и в воде »


Иными словами

Применение: эта фраза является еще одним способом сказать «другими словами» и может использоваться в особенно сложных моментах, когда вы чувствуете, что альтернативный способ формулирования проблемы может помочь читателю лучше понять ее значение.

Пример: «Растения полагаются на фотосинтез. Иными словами, они умрут без солнца »


То есть

Применение: «То есть»  можно использовать для добавления дополнительных деталей к вашему объяснению или.

Пример: «Киты — это млекопитающие. То есть они должны дышать воздухом »


С этой целью

Применение: Используйте «с этой целью»  аналогично «для того, чтобы» или «так».

Пример: «Зоологи давно пытаются понять, как животные общаются друг с другом. С этой целью было начато новое исследование, в котором рассматриваются звуки слонов и их возможные значения »

 Добавление дополнительной информации для утверждения точки зрения 

Ученики часто делают ошибку, используя синонимы каждый раз, когда они хотят добавить дополнительную информацию в поддержку своей точки зрения или для аргументации. Вот несколько правильных способов сделать это.

Более того

Применение: Используйте «более того» в начале предложения, чтобы добавить дополнительную информацию в поддержку того, что вы делаете.

Пример: «Более того, результаты недавнего исследования предоставляют убедительные доказательства в поддержку…»


Кроме того

Применение: Это словосочетание  также обычно используется в начале предложения, чтобы добавить дополнительную информацию.

Пример: «Более того, есть основания полагать, что…»


Аналогично

Применение: используйте «аналогично», когда вы хотите поговорить о чем-то, что согласуется с тем, что вы только что упомянули.

Пример: «Ученый А верит в Х. Аналогично, Ученый Б убедительно выступает в пользу этой точки зрения».


Еще одна ключевая вещь, которую нужно помнить

Применение: Используйте фразу «еще один ключевой момент, чтобы запомнить» или «другой ключевой факт, чтобы запомнить», чтобы ввести дополнительные факты, не используя слово «также».

Пример: «Как романтик, Сергей Николаевич был сторонником более тесных отношений между людьми и природой. Еще один ключевой момент, о котором следует помнить, это то, что Сергей Николаевич писал во время промышленной революции, которая оказала большое влияние на мир вокруг него ».


А также

Применение: используйте «а также» вместо «также» или «и».

Пример: «Ученый А утверждал, что это было связано с X, а также с Y.»


Не только … но и

Использование: эта формулировка используется для добавления дополнительной части информации, которая часто является чем-то более удивительным или неожиданным, чем первая часть информации.

Пример: «Эдмунд Хиллари не только имел честь быть первым, кто достиг вершины Эвереста, но и был назначен рыцарским командующим Ордена Британской империи».


В сочетании с

Применение: Используется при рассмотрении двух или более аргументов одновременно.

Пример: «В сочетании с литературными данными статистика дает убедительное представление о…»


Во-первых, во-вторых, в-третьих …

Использование: Данный приём может быть использован для структурирования аргумента, ясно представляя факты один за другим.

Пример: «Есть много точек в поддержку этой точки зрения. Во-первых, X. Во-вторых, Y. И в-третьих, Z.


Не упоминать / ничего не сказать о

Использование: «Не упоминать» и «не говоря уже о» можно использовать для добавления дополнительной информации с небольшим акцентом.

Пример: «Война принесла беспрецедентные страдания миллионам людей, не говоря уже о ее влиянии на экономику страны».

 Слова и фразы для демонстрации контраста 

Когда вы пишете аргумент, вам часто нужно противоположные мнения или доказательства — «это может показать это, но это может также показать это», или «X говорит это, но Y не соглашается». В этом разделе рассматриваются слова, которые вы можете использовать вместо «но» в этих примерах, чтобы сделать ваше сочинение более интересным.


Однако

Применение: Используйте «однако», чтобы ввести точку зрения, которая не соответствует тому, что вы только что сказали.

Пример: «Ученый А думает так. Однако ученый Б. пришел к другому выводу »


С другой стороны

Применение: Использование этой фразы включает в себя введение противоположной интерпретации одного и того же доказательства, другого доказательства, предполагающего что-то другое, или противоположного мнения.

Пример: «Исторические свидетельства, по-видимому, указывают на четкую ситуацию. С другой стороны, археологические свидетельства представляют несколько менее прямую картину того, что произошло в тот день »


Сказав это

Применение: Используется аналогично «с другой стороны» или «но».

Пример: «Историки единодушно говорят нам X, соглашение, которое предполагает, что эта версия событий должна быть точной. Сказав это, археология рассказывает другую историю ».

В отличие от / в сравнении

Применение: используйте «в отличие» или «в сравнении», когда вы сравниваете и противопоставляете доказательства.

Пример: «Таким образом, мнение ученого А основано на недостаточных доказательствах. Напротив, мнение ученого Б. кажется более правдоподобным ».

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матёрым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления
  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
Для отражения авторской позиции
  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

Решай задание 27 по русскому языку.


Смотри также:

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Шаблон сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
  • Критерии оценивания сочинения

31 августа 2020, 11:42

Could not load xLike class!

14.06.2021

Обновлено 15.11.2022

Сначала мы кратко посмотрим на структуру сочинения 9.3, а затем рассмотрим различные варианты клише, которые вы можете использовать при написании своего сочинения. В том числе клише для начала сочинения — рассмотрим как правильно начать его.

  • Весь материал для сочинения 9.3
  • Структура и план сочинения 9.3

Напомним алгоритм написания сочинения 9.3

  1. Дать определение слова или словосочетания. Внимание. Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
  2. Написать комментарий
  3. Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
  4. Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение, а также наличие всех структурных элементов сочинения.
  5. Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего 5 абзацев в сочинении. Давайте на примере 1 темы ЧЕРСТВОСТЬ рассмотрим структуру и работу. А ниже уже приведём для вас как можно больше различных клише по темам.

1 абзац — вступление (тезис)

Определение значения слова: предмет (что это такое?)+ его признак (какой он?)

Чёрствость- это….

Способы толкования слова

Описательный

Чёрствость-отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам

Синонимичный

Чёрствый- нечуткий бездушный

Отсылочный

Чёрствость- то же, что и равнодушие

Способ отрицательного определения

Чёрствый человек- тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия

Речевые клише (на примере определения понятия «чёрствость)

  • Что такое чёрствость? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.
  • Я считаю, что чёрствость- это….
  • Я думаю, что чёрствость- это…
  • По моему мнению, чёрствость- это…
  • М не кажется, что чёрствость-это…
  • На мой взгляд, чёрствость- это…

Все определения для 9.3 здесь

2 абзац (комментарий)

Комментарий определения (как чёрствость показана в тексте, как она проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)

  • В тесте (ФИО) показано, что….   . 
  • И действительно,…     .
  • Мне кажется (я думаю, я считаю) , что чёрствость опасна тем, что…..(ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения)

3 абзац. Первый пример-аргумент из текста

  • Проиллюстрировать  это понятие можно на примере  предложения №…. 
  • Предложение №….  подтверждает мысль о том, что……

4 абзац. Второй пример аргумент из жизненного опыта (или из текста)

  • Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни…
  • В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.)

Подробнее весь необходимый вам список литературы и фильмов для аргументов

5 абзац. Вывод

  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что … (дублируем ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичным)
  • Таким образом, эти примеры стали убедительными доказательством моего определения
  • Итак, можно увидеть, что…..

Аргументы и примеры сочинений 9.3

А теперь обо всём этом, только подробнее и обстоятельнее :)

Как начать сочинение 9.3?

Вариант 1. Дать толкование слова.

Примеры:

  • Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
  • Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно  должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Вариант 2. Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Пример:

  • Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Вариант 3. Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Пример:

  • Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.

Вариант 4. Начать с чьего — либо высказывания и его комментирования

Примеры:

  • Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…
  • Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.
  • Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Подробнее обо всем вариантах клише вы можете узнать в специальном видео ниже

Клише как связать вступление и аргументы в сочинении 9.3?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Примеры:

  • Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.
  • Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.
  • Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
  • Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
  • В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и  примерам, взятым из жизни.

Клише как ввести в сочинение аргументы?

Есть несколько вариантов. Пробуйте, что вам больше понравится. Возможно, что вы придумаете что-то своё.

Вариант 1

  • Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)
  • Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое),  мне хотелось бы привести пример из жизни.

Вариант 2

  • Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
  • Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Вариант 3

  • Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…
  • Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Вариант 4

  • Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.
  • Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь  на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на  жизненном опыте?

  1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:
    1. жизненная история, произошедшая с тобой;
    2. жизненная история, произошедшая с твоим другом;
    3. жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.
  2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.
  3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.
  4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
  5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе  теме. В таком случае, его необходимо процитировать

Клише как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Примеры:

  • Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.
  • Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.
  • Всё сказанное убеждает нас в том, что …
  • Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…
  • Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Варианты вступления (клише как начать сочинение)

Бескорыстие

Что такое  бескорыстие? Это отсутствие заботы о личной выгоде, жадности.

По мнению известного писателя М.Сервантеса, «бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую». Действительно, человек, совершающий бескорыстные поступки, пользуется уважением. Это добродетель, приносящая радость и тем, кто помогает, и тем, кому помогают.

Верность

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю С.И.Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Героизм

Героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.  Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз».

Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.

Смелым можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, — это героизм.

Детство

Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. (кинорежиссёр Сергей Бодров)

Детство – это беззаботное время, когда ты счастлив только от того, что рядом мама и папа, что не надо думать о том, что будет завтра. Всё, что окружает тебя, кажется родным и доброжелательным.

Детство… Это пора беспечного счастья, способность верить в чудо. Это способ познания мира и в то же время период взросления.

Доброта

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Дружба

Дружба – это обретение себя через другого. Друг поможет раскрыться в полной мере, с ним можно поделиться мыслями, впечатлениями. В трудную минуту друг окажется рядом и подставит плечо.

«Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия». Вдумайтесь в эти слова: «солнце, распахнувшее …объятья», — сказал Андре Моруа.

Действительно, друзья – это те, кто распахивает перед тобой душу, кого ты спокойно, без опаски впускаешь в свою судьбу, кто поможет, поддержит, на кого можно рассчитывать в трудную минуту.

В крепкой дружбе    наша сила. (Р.Бёрнс)

Дружба – это взаимоотношения, основанные на доверии людей, готовности прийти на помощь в любую минуту.

Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

В.П.Некрасов, русский писатель XX века, сказал: «Главное в дружбе – умение понять и прощать». Так и должно быть: только настоящий друг поймёт тебя, выслушает, а если ты оступился, поддержит и простит.

Зависть

Давайте заглянем в словарь С.Ожегова и найдём определение слова «зависть»: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Значит, человек завидует тогда, когда видит, что у другого что-то получается лучше, что он более успешен…

«Зависть – яд для сердца». Этими словами  Вольтера, философа-просветителя, я хочу ответить на вопрос, что такое зависть. Она разрушает человека, толкает его на страшные поступки, мешает ему жить с чистой совестью. Докажем правильность этого суждения, обратившись к жизненному опыту и предложенному нам для анализа тексту.

«Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть», — утверждал немецкий поэт И.Гёте.

Зависть – один из семи смертных грехов, ведущих к гибели души. Ведь, по мнению Периандра, греческого правителя, «как ржавчина съедает железо, так и зависть – душу». Мы должны бороться с этим чувством, помня о том, что оно опасно  и для человека, которому завидуют, и для того, кто завидует…

Красота природы

Красота – это все красивое, прекрасное, все то, что достается эстетическое и нравственное наслаждение (Словарь С.И.Ожегова)

«Красота́ — эстетическая (непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение», — читаем мы в Википедии.

Желая определить, что же такое красота, мы представляем или красивого человека, или красивую картину, или прекрасный уголок природы. Само понятие красоты, думаю, субъективно: кому-то нравится одно, кому-то другое. Но если мы говорим о красоте природы, то тут, мне кажется, люди единодушны в оценках. Всем нравится восход или закат солнца, никого не оставит равнодушным водопад или ласковая морская волна…

Красота человека

Что такое красота? Если говорить о красоте людей, то она  проявляется в красоте души.

Истинная красота – это красота души. Об это очень точно было сказано Анжелиной Джоли: «Истинная красота – это когда вы находите гармонию внутри себя…»

О душевной красоте очень точно и ёмко сказал У.Шекспир: «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю». 

Действительно, если человек не обладает внутренней красотой, его нельзя назвать красивым: только в соединении внешней и душевной красоты человек прекрасен.

Материнская любовь

Мама… Ласковое, доброе слово. От него веет теплом и любовью. Материнская  любовь – это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким. Мать способна на всё ради своего дитя.

Мужество

Мужество – это великое чувство души, когда человек, забывая о себе, думает о спасении жизни других.

Что такое мужество? Это та сила, которая есть в человеке. Именно она заставляет его совершать невозможное, преодолевать самого себя во имя великой цели – спасения людей, спасения Родины.

Надежда

Надежда — это самый оптимистичный способ понимания мира.

Надежда – это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

Надежда – это состояние души, когда веришь, что всё будет хорошо, когда ждёшь от жизни  только приятных сюрпризов.

Ответственность

Мне кажется, ответственность – это способность человека отвечать за свои поступки, за их последствия.

В народе говорят: «Взять на себя ответственность». Значит, «ответственность» — это умение отвечать не только за свои поступки, но и за принятые решения. 

Ответственность — стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия.

Призвание

Призвание – это склонность к какому-то делу, профессии.

Вы знаете, мне кажется, что призвание – это любимое дело, которое доставляет человеку радость.

Природа

Природа — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений.

Природа является «первым окошком в мир красоты», источником нравственной силы человека.

Задумывались ли вы, что слово «природа» состоит из двух частей: «при» и «род»? В Древней Руси Родом называли древнего бога, покровителя человечества. Значит, природа – это наш защитник, наш лекарь, источник нашей силы.

Преданность

Как мне кажется, преданность – это верность своим друзьям. Она основана на любви и проявляется даже в самые трудные моменты жизни.

Преданность – это готовность человека пожертвовать собой ради  друга, ради Родины.

Равнодушие

К сожалению, современный мир жесток, и люди живут в нём по принципу: «Моя хата с краю – ничего не знаю». Но мы должны понимать, что равнодушие опасно не только для общество, оно рикошетом бьёт и по равнодушному человеку: кто поможет ему в трудную минуту, если он сам никому не помогал? Думаю, вопрос риторический.

Черствость души, равнодушие  — это самая страшная болезнь на свете.

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», — писал А.П.Чехов. Действительно, чёрствый человек – «мертвый» человек, потому что он никому не приносит радости, ни к кому не проявляет сочувствия, ни с кем не общается бескорыстно.

Радость

«Радость лечит, а грусть калечит», — гласит русская пословица. Как хорошо сказано. Человек, умеющий радоваться, в любом событии найдёт позитивные моменты. С таким человеком легко общаться. Источник радости он видит во всём: в природе, его окружающей, в друзьях, в работе, в семье..

«Горе можно пережить в одиночестве, но радость – чтобы познать её в полной мере – нужно разделить с другим человеком», — сказал американский писатель Марк Твен. Действительно, когда тебе радостно, хочется на весь мир кричать об этом, делясь ею со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Родина

Слова «родители» и «родина» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Это – самое дорогое, что есть у каждого человека.

Что такое Родина? Это, как сказал русский писатель Александр Фадеев, «воздух, которым мы дышим». Человек не сможет существовать без воздуха, не сможет он жить и без родной земли.

Самовоспитание

Самовоспитание… Самовоспитание! Ты сам себя воспитываешь, то есть работаешь над своими умственными и физическими способностями, а главное, над своим характером.

Самовоспитание – это сознательная работа над самим собой, над устранением плохих качеств характера и формированием положительных черт.

Смелость

Смелость — это способность сохранять самообладание в условиях опасности и держать под контролем чувство страха, не позволяя ему властвовать над собой. Смелость — это не обязательно отсутствие страха, но умение быть сильнее страха.

Справедливость

Справедливость — это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.

Совесть

Совесть  является  нравственной основой жизни и не даёт человеку совершать необдуманные поступки. 

Совесть – это внутренний голос человека, никогда не слышанный другим

Самое главное украшение человека – это чистая совесть. Такому человеку легко живётся на свете: он не отводит глаза в сторону, когда разговаривает с людьми, не обманывает, не крадёт.

Состарадание

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно  должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Известный публицист Сергей Львович Львов писал: «Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием». Удивительно точные и глубокие слова, в которых раскрывается сущность этического понятия «сострадание».

Счастье

Думаю, счастье приходит к тому, кто делает счастливыми других, кто создаёт мир добра. Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин, «высшее счастье человека, хоть это и банально, — в принесении радости другим людям».

Удивительное слово «счастье». И каждый его воспринимает по-своему. Для одних – это богатство. Для других – любовь и дружба. Для третьих — здоровье. Для четвертых – мир на Земле. Для меня счастье – это видеть счастливые лица своих родных, чувствовать их любовь, получать удовольствие от выбранной профессии. 

Счастье — это уверенность в том, что есть человек, который тебя любит, что ты не одинок, что твоя жизнь принадлежит любимому…
«Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное», — много веков назад сказал Платон

Талант

Талант – это три Т: труд, труд и еще раз труд…

Надо развивать те способности, которые человеку даны Богом в подарок. Только работая над собой, только развиваясь, человек  способности превращает в талант!

Товарищество

Товарищество – это близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности.

Честь

Честь — это нравственный стержень человека. Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести, поэтому порядочный человек в ситуации нравственного выбора, ни секунды не раздумывая, не нарушит  закон чести и справедливости.

Честь – это тот нравственный стержень внутри каждого из нас, который не даёт нам совершать плохие поступки.

Эгоизм

«Эгоизм – это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона», — утверждал Генрик Сенкевич, польский писатель-романист.

Нельзя не согласиться с таким точным утверждением: эгоисты никого не слышат, кроме себя, никого не любят, кроме себя, ни о ком не заботятся, кроме себя! Это люди, с которыми жить рядом очень сложно.

Перейти к содержимому

Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.

Содержание

  • Клише для вступления
  • Примеры вступлений с клише
  • Клише для перехода к основной части сочинения
  • Речевые клише для тезисов
  • Клише для аргументов
    • Клише для обращение к произведению
    • Интерпретация произведения или его фрагмента
  • Клише для перехода к второму аргументу
  • Слова-связки
  • Клише для выводов и заключения
    • Клише для промежуточных выводов
    • Клише для заключения

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
    писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
    очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
    вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
  • Мы можем прийти к выводу…
  • Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Содержание

  1. Особенность рассуждения
  2. Что проверяют сочинением-рассуждением
  3. Структура сочинения-рассуждения
    1. Вступление в сочинении-рассуждении
    2. Основная часть сочинения-рассуждения
    3. Заключение в сочинении-рассуждении
  4. Какие условия нужно соблюсти в сочинении-рассуждении
  5. Речевые клише для сочинения-рассуждения
  6. 7 важных моментов

В чем разница между сочинением и сочинением-рассуждением? В чем особенность сочинения-рассуждения и как его грамотно написать? В этом и не только попробуем разобраться в статье.

Для начала разберемся, что понимают под рассуждением. Различные источники дают разные определения, поэтому я попробую их объединить в одно.

Рассуждение предполагает логичное и последовательное изложение собственных мыслей по какому-либо конкретному вопросу или проблеме. В процессе рассуждения используют доказательства и аргументы, на основе которых делают определенные выводы. Аргументы и выводы являются частью структуры рассуждения, о которой я расскажу позже.

Ваша задача — найти и описать причины различных явлений, используя тезис (какое-либо утверждение) и аргументы (почему вы так считаете или не считаете). Тезис находится в начале и именно его нужно доказать, используя аргументы.

Что интересно, ваша работа может строиться на утверждении (что представленный тезис верный) или опровержении (доказательстве, что тезис ложный). В качестве инструментов доказательства вы можете использовать прямые факты или аргументы от противного, полагаться на личный опыт или на фильмы, давать примеры из жизни или из литературы.

Перед тем как начать сочинение-рассуждение, важно подумать о том, чего хочет от вас преподаватель. А он, задавая писать сочинение, проверяет ваши умения:

  • воспринимать и понимать незнакомую информацию;
  • анализировать авторскую позицию;
  • анализировать форму текста и способ его подачи;
  • выражать собственную точку зрения;
  • использовать богатства и способности языка для формулирования своей позиции;
  • работать с орфографическими и синтаксическими нормами.

Ориентируйтесь на эти требования в процессе подготовки к сочинению-рассуждению: они помогут избежать сложностей и неожиданностей в ходе написания эссе.

Сочинение-рассуждение пишется по определенной схеме. Она состоит из:

  • вступления. Как правило, оно небольшое и служит для плавного подхода к основной проблеме сочинения (вопрос или цитата).
  • тезиса. Располагается сразу за вступлением и является исходной точкой в рассуждениях — утверждение, о которых будем рассуждать в тексте;
  • аргументов. Главное, чтобы они были доказательными и убедительными.

В качестве аргументации в сочинении-рассуждении можете использовать:

  • исторический факт;
  • данные статистики;
  • эпизоды и сюжет произведения литературы;
  • высказывания людей с авторитетом в данной области.

На аргументацию отводится больше половины всего объема сочинения. Исходя из опыта, наиболее оптимальное количество аргументов — 3;

  • вывода. Он должен следовать из тезиса, но не повторять его, а развивать. Вывод шире, чем тезис.

Условно структура делится на 3 части: вступление, основную часть и заключение.

Как я уже писал, для вступления можно использовать вопрос или цитату. Они должны плавно подводить к основной проблеме сочинения. Если подобрать подходящие цитату или вопрос сложно, пишите об актуальности темы и важности разговора о ней. Хорошо делать вступление экскурсом в историю проблемы, примерами из различных печатных и устных источников и др.

Во всем нужен и важен баланс. Там, где есть правое, обязательно должно быть и левое. Поэтому я согласен со словами одного из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова, который говорит, “что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?”. Хотя тут стоит многое пояснить…

Здесь вооружаемся аргументами и доказываем свою точку зрения: читающий должен прийти к мнению, что ваши рассуждения верны. Как этого добиться? Используйте вводные слова и словосочетания, специальные связывающие предложения конструкции и много примеров.

Объем основной части — ⅔ всего сочинения.

Во-первых, стоит вспомнить об одном из философских законов о “единстве и борьбе противоположностей”. Определения понятий “добро” и “зло” раскрывают сущность закона. Во-вторых, ничто не может трактоваться однозначно. Добро в нашем понимании не то же добро в понимании кого-то другого. Более того, в нем явно может прослеживаться зло.

В заключительной части нужно подвести итоги описанного выше. При необходимости, ключевые мысли можно повторить, но добавив к ним какое-либо обобщение. Как вариант, можно поделиться своими впечатлениями об описанной проблеме.

Каждый, кто прочитает роман, сделает для себя определенные открытия. В частности, что добро всегда рядом со злом. И люди в жизни, как и герои в романе, не так просты и понятны, как нам кажется.

Обратите внимание на 4 важных условия — особенности сочинения-рассуждения — которые вы должны выполнить, чтобы его высоко оценили:

  1. Соответствие тезиса теме сочинения.
  2. Наличие весомых аргументов.
  3. Логически связанные части работы.
  4. Грамотно сформулированное заключение.

Проверяйте аргументы на логичность с помощью основных законов логики.

Чтобы вы уловили логику, я выбрал для вас по 2 примера на каждую из частей работы:

  • Многие не раз задумывались о том, что…
  • Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в…
  • В этой статье рассматриваются…
  • Автор обращает внимание на…
  • Авторская позиция выражается в…
  • В статье основной упор автор делает на…
  • Я согласен с автором в…
  • Мне не совсем понятна авторская позиция…
  • Во-первых…
  • Во-вторых…
  • Таким образом…
  • Следовательно…

Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:

  • подходите к сочинению как к творческой работе. В конечном счете вы создаете абсолютно новый продукт, хоть и на основе других продуктов (оригинального текста и других текстов);
  • обращайте внимание на тему сочинения. Особенно в тех случаях, когда вы сами ее выбираете. Тема должна быть вам понятна и задавать ход рассуждения;
  • грамотно формулируйте проблему рассуждения. Оригинальная и парадоксальная проблема — ключ к успеху;
  • уделите внимание описанию идеи. От того, насколько точно она описана, зависит качество аргументов;
  • выбирайте лучшие аргументы. Не сомневаюсь, что вам по силам найти множество аргументов, но среди них нужно выбрать самые бесспорные и сильные;
  • проработайте структуру сочинения. Правильная структура — залог высокого балла;
  • развивайте ключевые предложения и слова. Так вы сможете представить в рассуждении хорошие и обоснованные аргументы.

Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.

Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

 Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б)  ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Полезные советы.

Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.

Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.

Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.

Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.

Удачи в написании сочинения-рассуждения.

Сочинение-рассуждение является заключительной частью экзаменов ЕГЭ и ОГЭ. Для того, чтобы правильно написать и оформить сочинение, следует знать структуру работы и несколько простых правил.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

  • Тезис (то, что вы хотите доказать).
  • Аргументация (на экзаменах по русскому языку требуемое количество примеров и фактов равно двум).
  • Заключение (Какой урок должен извлечь читатель? Обобщите свои мысли. Для большего эффекта можно призвать читателя к действию).

Этот план является универсальным для оформления сочинения-рассуждения.

[warning]Внимание! В пункте «тезис» может быть от 1 до 3 абзацев: вступление, расшифровка терминов, комментарий, актуальность. Если проблема выбрана не вами, а автором текста, то необходимо написать комментарий.[/warning]

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

[warning]Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.[/warning]

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?

Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

Вводные слова для сочинения-рассуждения

Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

I часть. Введение

  1. Автор данного текста говорит о проблеме …
  2. Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
  3. Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
  4. Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
  5. Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

III часть. Заключение

  1. Невозможно не согласится с автором в том, что…
  2. Проблема …. очень важна для нашего поколения.
  3. Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

[warning]Внимание! В аргументации клише и вводные слова будут не совсем уместны, так как в зависимости от темы, они меняются.[/warning]

Функции вводных слов.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

  • тезис;
  • аргументация;
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях. Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался. Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке. Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему. И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Итог

Для того, чтобы набрать высокий балл за сочинение – самое высоко оцениваемое задание, необходимо подготовиться к нему заранее. Напишите несколько сочинений до экзамена, чтобы быть уверенным в своем успехе. Личные примеры отлично помогают сосредоточиться в нужный момент.

  • Какие сказки считаются самыми древними
  • Какие слова встречавшиеся в других сказках использованы в этом произведении мужик и царь
  • Какие сказки сутеева изучают в 1 классе
  • Какие слова в русском языке исторически происходят от упоминаемого в рассказе имени собственного
  • Какие сказки сутеева изучали в первом классе